|
Прошлым летом нам с Пауменом повезло. Благодаря нашему другу Тимофею, мы прокатились на яхте "Амига". Об этом я написал короткий рассказ.
Во второй раз Паумен со мной выбраться не смог. Зато поехал старинный армейский друг. С коротким, как выстрел, именем Елф. Он же полковник таможенной службы. А также автор книги "Пектопах". Что это такое? Интернет вам в помощь.
Прогулка под парусом - всегда незабываема! Поэтому я вновь взялся за перо.
Договорились мы быстро.
- В это воскресенье? - переспросил Тимоха. - Конечно, получится!
- Тогда звоню Елфу, - обрадовался я.
- Не забудь его проинструктировать!
Наш разговор состоялся в четверг. Тогда в воскресенье предсказывали облачную погоду. Через день прогноз резко изменился. Теперь уже обещали сплошные дожди.
Это меня насторожило.
- Тимоха, завтра будет дождь, - промямлил я в трубку. - Это нас не остановит?
- Я еще не смотрел прогноз, - рассеяно ответил Тимофей.
- А ты где?
- На "Амиге", готовлюсь к вашему приезду.
И я понял, что менять планы уже поздно.
И вот мы прибыли на железнодорожную станцию "Старый Петергоф". На этот раз морской волк встречал нас на машине.
- Боже, как вы похожи! - воскликнул Тимоха.
- Практически братья, - подтвердили мы с Елфом.
Опустив несущественные подробности, сразу перенесусь на яхту. Ее борт, рядом с привычным кодом, украсила надпись: "Амига".
- А как же морской шифр? - удивился я.
- Nevermore, - ответил Тимофей.
Видя мои удивленные глаза, он добавил:
- В переводе с английского: "Никогда больше".
- А при чем тут...
- Nevermore, - перебил наш друг.
И мне стало ясно, что это - новейший шифр.
Перед поездкой я зазубрил ключевые слова: грот и стаксель (названия парусов), а также гик (перекладина для грота). Оказалось, есть и другие термины.
- Мишель, устанавливай стаксель! - распорядился Тимоха. - Видишь нирал?
- Нырял? - переспросил я. - Плавки дома оставил, сегодня прохладно.
- Есть "адмирал", а это "нирал"! Веревка, оттягивающая парус вниз!
- Елф, снимай кранцы! - продолжил Тимоха.
- Хочешь сказать, нам всем кранты? - искренне расстроился Елф.
Оказалось, "кранцы" - надувные конструкции, вывешиваемые за борт. Зачем? Для амортизации ударов о другие суда или о берег.
- Тимоха, как называется эта штуковина? - спросил я.
- Шкаторина! - последовал обескураживающий ответ.
- А это что значит?
- Край паруса, обшиваемый веревкой...
После подробного инструктажа мы тронулись в путь.
- Выходим из марины! - сообщил Тимоха.
- Я бы назвал это фьордом или шхерами, - заметил Елф. - Однако Марина звучит более интимно.
Вскоре очутились в Невской губе.
- У нас на борту полковник! - радовался Тимофей. - Елф, если нас остановит ГИМС, предъявишь им ксиву.
(ГИМС - государственная инспекция по маломерным судам.)
- Если звание Елфа поделить на нас-троих, - сообразил я, - получится три капитана.
- Два капитана и лейтенант, - уточнил полковник. - И то с натяжкой!
Было пасмурно, но с неба не капало. Вместо обещанного безветрия ощутимо дуло.
- Никогда не смотрите прогноз погоды, - заявил Тимофей. - Верьте мне!
И мы безоговорочно поверили.
- Куда пойдем? - спросил наш морской волк.
- На форты! - воскликнул Елф и смущенно добавил: - Если это возможно.
- Как скажете, товарищ полковник. - И Тимоха повел "Амигу" в нужном направлении.
Я тоже старался выглядеть бывалым моряком. Делился с Елфом своими познаниями.
- Видишь зеленый и красный буи? Это фарватер!
- Я - дальтоник, - ответил таможенник.
Как только стали пересекать фарватер, ветер стих. Прямо на нас двигалось большое судно.
- Контейнеровоз, - определил Елф.
- Под таким и погибнуть не стыдно! - обрадовался я. - Не то, что какой-нибудь сухогруз!
- Не дождетесь! - заявил Тимоха.
И вовремя вывел нас из опасной зоны.
- В Приморске просто так фарватер не пересечь, - сообщил наш капитан.
- Это еще почему?
- Там же танкеры с нефтью. Тормозной путь - четыре с половиной километра. К тому же танкер не станет сбавлять ход, при этом он теряется маневренность.
- А как быть яхтсменам?
- Запрашивать по рации разрешение на проход.
Самый оживленный фарватер на Невской губе - Морской канал. Все суда идут по нему в Питер: военные и сухогрузы, метеоры и катамараны.
- А если видимость плохая? - спросил Елф.
- Бывало и такое, - ответил Тимоха. - Однажды я попал в такой густой туман, что даже носа "Амиги" не видел. Встал в раздумьях перед фарватером, размышляю... И вдруг - метрах в пяти от меня - словно возникла стена большого дома. А там окошки- иллюминаторы, люди смотрят. Так в полнейшей тишине рядом со мной прошел паром.
- Почему Невскую губу называют Маркизовой лужей? - задумался я. - Лужа - еще понятно, здесь мелко.
- Лужа - потому что шведы контролировали всю территорию, - подал голос Елф.
- А ты откуда знаешь?
- Я - наполовину историк по образованию.
- Сегодня вечером будет наполовину интересная история! - вспомнил я классику. - А почему "Маркизова"?
- В честь маркиза де Траверсе, - объяснил Тимоха. - Родился во Франции, сделал карьеру в России. Под его руководством флот пришел в полнейший упадок. Корабли годами не покидали Кронштадт. Вот и прозвали так в шутку акваторию. Мол, суда гниют в этой "Маркизовой луже".
Ну и шуточки были в начале XIX века!
По Маркизовой луже фланировали корабли. За нами гнался сосед Тимохи по марине на яхте с фиолетовыми парусами. Мимо пронесся военный катер с пулеметом.
- Даже как-то неприятно, - поежился Тимофей.
Вдали мы увидели катамаран.
- На таком не качает, - позавидовал Елф.
Навстречу шел парусник "Амстердам".
- Там все курят, - предположил я.
- А это что за "Betepok"? - Елф с уважением взглянул на мотор. - Американский?
- Ветерок-8! - рассмеялся Тимоха.
- Точно! - воскликнул полковник. - У меня ведь "Пектопах" из той же самой оперы!
Разговор перекинулся на наших северных соседей. Тимоха поведал, как вместе с финнами покорял Баренцево море. Елф в красках описал, как выписывал штрафы финским контрабандистам.
- Напиши рассказ "С финиками на Баренцухе", - предложил я Тимохе.
- А это мысль! - одобрил морской волк.
Тут мы плавно приблизились к форту.
- Как называется?
- Зверева.
- Зверья?! И кто там водится?
- Архитектор Зверев спроектировал.
- Высадимся? - предложил Елф.
- Ветер восточный, нас будет сносить, - объяснил Тимофей. - А другого подхода нет.
- Тогда посмотрим с воды!
Мы так и поступили.
- Хотите пройти под дамбой? - спросил Тимоха.
- А это разрешено? - уточнил я.
- Яхтам почти всё разрешено. Особенно если вы со мной.
И мы рванули через С2. То есть, второе судоходное сооружение. Их два на дамбе, слева и справа от Кронштадта.
Там надо идти под мотором, ибо могут быть встречные суда. Именно в этом месте я чуть не получил по башке заделкой шкота стакселя. Заодно узнал новый термин.
- И что же это такое? - спросит заинтригованный читатель.
- Стальное кольцо, со свистом рассекающее пространство, - отвечу я. - Предназначено для оттяжки стакселя. Меня самого чуть не оттянуло!
Наверное, стоит прояснить этот эпизод. При проходе под дамбой ветер дул порывами: то справа, то слева. Поэтому стаксель всё время менял свое положение. При этом кольцо (заделку шкота) мотало в разные стороны со страшной силой.
- Ложись! - приказал Тимоха.
- А как же мне фотографировать? - спросил я.
В этот момент чуть не получил по голове.
За дамбой открылись новые пейзажи.
- Сестрик, - пояснил Тимофей.
- Муравейник, - добавил я.
- Он отсюда не виден, - уточнил Тимоха.
"Муравейник" - высотный дом в Сестрорецке с большим количеством квартир.
Тимоха развернул "Амигу". С той стороны, откуда мы пришли, всё скрыло мглой.
- Там идет дождь, - констатировал я.
- А мы от него убежали, - добавил Елф.
"Потому что всегда мы должны возвращаться", - пел Владимир Высоцкий.
Теперь это коснулось и нас. Налюбовавшись просторами, мы вновь отправились в С2.
Неторопливый путь в родную марину.
- Тут у меня дерево перед домом упало, - вспомнил Елф.
- Случалось и в ураганы попадать, - откликнулся Тимоха. - Один раз на воде сразу пять смерчей видел.
- Разве они здесь бывают? - не на шутку испугался я.
- Еще как, Мишель! - подтвердил Тимофей. - Только очень редко!
- И что в таком случае надо делать?
- Срочно опускать паруса и вставать носом к волне.
Мы медленно пересекали Невскую губу. Всё вокруг затянуло тучами. Километров за семь до берега пошел дождь.
Елф скрылся в каюте, а я решил составить компанию Тимохе.
- Надень непромокаемые штаны, - предложил он.
Я не отказался.
Крупные капли барабанили по яхте.
- Ты-то как? - спросил я.
- А в чем дело? - удивился морской волк.
И я понял, что мой друг - герой песни.
"Дождь меня мочит, дождь мне как душ", - пел Петр Мамонов.
- А ты знал, что Тимоха на яхте водил туристов по Ладоге? - вспомнил я.
Полковник был не в курсе.
- А почему перестал? - удивился он.
- Слишком нервно, - ответил Тимофей.
- Из-за непредсказуемой Ладоги? - понимающе уточнил я.
- Из-за туристов. Они же заплатили, им надо всё увидеть. Я говорю: "Сейчас шторм, выходить нельзя". А они: "У нас в программе совсем другое записано".
- В одной группе была девушка, - продолжил Тимофей. - Я позже узнал, что у нее синдром повышенной тревожности. Начиналась гроза, я уводил яхту подальше от туч.
Вижу, она сидит вся напряженная и спрашивает:
- А в яхту не попадет молния?
Я понял, что девушку надо успокоить. Сел напротив и говорю:
- Молния в нас никак попасть не может. Мы идем в полукилометре от острова - он гораздо выше нашей мачты и прикрывает нас. Поверь мне, все молнии останутся в его высоких соснах...
И тут, из прошедшей над островом тучи, прямо по волнам хлестнул ослепительный разряд. Раздался резкий треск. Хорошо, что всё случилось у девушки за спиной, и она не видела, в какой близости от нас попала молния...
Берег становился всё ближе. Собор Петра и Павла указывал верный путь. Елф с Тимохой продолжали делиться историями. А я сидел на носу и любовался пейзажами.
Есть нечто завораживающее в морской стихии. Небоскреб-парус "Кукурузина" скрылся в тумане. А мне было никак не оторваться от созерцания восхитительной палитры красок.
Ветер стих. Снова закрапал дождь. Скорость упала. Минут через сорок мы подошли к последнему участку пути. Три красных буйка - и мы в марине.
Тимоха открыл крышку "Ветерка-8". Намотал шнур стартера. Рванул. "Ветерок" не завелся. Тогда наш капитан всё повторил. Двигатель молчал.
"Вот тебе и Бетепок", - подумал я.
Тимоха в третий раз рванул шнур стартера. Безрезультатно.
Воцарилась тишина. Что думал Елф, я не знаю. Мне же пришло в голову, что мы здесь основательно застряли.
Но тут Тимоха склонился над строптивым мотором, совершил какие-то хитрые манипуляции и чудодейственные движения... И "Ветерок" завелся! Ура!
Как только причалили, дождь закончился.
- Решил, что с нас достаточно, - догадался Елф, вылезая из каюты. - Я и не знал, что здесь так качает!
- Это голова идет кругом от новых впечатлений, - предположил я.
- Завтра придется сушить грот, - сообщил Тимоха. - А стаксель возьмем с собой.
Затем наш друг повернулся к Елфу:
- Вешайте кранцы, полковник!
Бросив прощальный взгляд на "Амигу", мы зашагали в сторону кандейки (сарайчик-подсобка, еще один морской термин). А потом Тимоха отвез нас на станцию. До нашего поезда оставалось минут пятнадцать.
- Спасибо огромное! - в порыве чувств воскликнул Елф. - Ведь я впервые в жизни прокатился на яхте!
- Не "Пектопахом" единым жив человек, - ответил Тимофей. - Думаю, стоит как-нибудь повторить.
А я просто крепко сжал руку другу и долго не отпускал. Ведь не всё возможно выразить словами.
Кататься на яхте, друзья, прекрасно! Но только когда с вами - бывалый морской волк. Лишь в этом случае душа наполняется восторгом и безмятежностью. Точно знаешь: с тобой ничего не случится.
Совершенно необходим отважный капитан, знаток своего дела. Одним словом, Мастер. Человек, который без лишних слов в дождь и ветер заведет мотор. И решит любую другую проблему.
- Тимоха, ты можешь не ходить в море? - спросил я.
- Nevermore, - последовал исчерпывающий ответ.
На этом пора закругляться.
Прогулки на яхте расширяют горизонты. Возносят к небу, отрывают от земли. Позволяют заглянуть за край рутины и повседневности.
А еще это потрясающе красиво!
|
|