Мошкович Ицхак: другие произведения.

Переписка с Чичибабиным, которая не состоялась

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Стих: Израиль
  •  Ваша оценка:


       НЕ СОСТОЯВШАЯСЯ ПЕРЕПИСКА
       С БОРИСОМ ЧИЧИБАБИНЫМ
      
      
       Мое знакомство с поэтом-диссидентом, бунтарем против бесчеловечной власти и политзаключенным Борисом Чичибабиным было даже не шапочным, а скорее застольным. Встречались в Харькове по разным случаям, чокались рюмками, может быть о чем-нибудь незначительном говорили. Обычно его просили прочесть новые стихи. Меня, как всех, всегда восхищала смелость его поэтического слова.
       Неуместно говорить о технических достоинствах поэзии, когда поэт все время на баррикаде, а уместно либо идти за ним, либо отойти в сторону.
       В 1990 м году в составе большой делегации, около ста политических и общественных деятелей Украины, Чичибабин гостил в Израиле, и случилось так, что в один из дней он с женой пришел в Яд Вашем, и мы провели там несколько часов. Помню, как его потресло увиденное и то, что я ему показал и рассказал в этом скорбном месте.
       В 1993 году в Литературной газете были опубликованы его стихи, посвященные нашему Мемориалу. Я привожу их здесь.
      
      
      
       KОГДА МЫ БЫЛИ В ЯД-ВАШЕМЕ
      
       Мы были там -- и слава Богу,
       что нам открылась понемногу
       вселенной горькая душа --
       то ниспадая, то взлетая,
       земля трагически-святая
       у Средиземного ковша.
      
       И мы ковшом тем причастились,
       и я, как некий нечестивец,
       в те волны горб свой погружал,
       и тут же, невысокопарны,
       грузнели финиками пальмы
       и рос на клумбах цветожар...
      
       Но люди мы неделовые.
       не задержались в Тель-Авиве,
       пошли мотаться налегке,
       и сразу в мареве и блеске
       заговорила по-библейски
       земля на ихнем языке.
      
       Она была седой и рыжей,
       и небо к нам склонялось ближе,
       чем где-нибудь в краях иных,
       и уводило нас подальше
       от мерзословия и фальши,
       от патриотов и ханыг.
      
      
       Все каменистей, все безводней
       в ладони щурилась Господней
       земля пустынь, земля святынь.
       От наших глаз неотдалима
      
      
       холмистость Иерусалима
       и огнедышащая синь.
      
      
       А в сини той, белы как чайки,
       домов расставленные чарки
       с любовью потчуют друзей.
       И встал, воздевши к небу руки,
       музей скорбей еврейских -- муки
       нечеловеческой музей.
      
      
       Прошли врата -- и вот внутри мы,
      
       и смотрим в страшные витрины
      
       с предсмертным ужасом в очах,
      
       как, с пеньем Тор мешая бред свой,
      
       шло европейское еврейство
      
       на гибель в ямах и печах.
      
       Войдя в музей тот, в Яд-Вашем, я,
      
       прервавши с миром отношенья,
      
       не обвиняю темный век --
      
       с немой молитвой жду отплаты,
      
       ответственный и виноватый,
      
       как перед Богом человек.
      
      
      
       Вот что я думал в Яд-Вашеме:
      
       я -- русский помыслами всеми,
      
       крещеньем, речью и душой,
      
      
       но русской Музе не в убыток,
      
       что я скорблю о всех убитых,
      
       всему живому не чужой.
      
       Есть у людей тела и души,
      
       и есть у душ глаза и уши,
      
       чтоб слышать весть из Божьих уст.
      
       Когда мы были в Яд-Вашеме,
      
       мы видели глазами теми,
      
       что там с народом Иисус.
      
       Мы точным знанием владеем,
      
       что Он родился иудеем,
      
       и это надо понимать.
      
       От жар дневных ища прохлады,
      
       над ним еврейские обряды
      
       творила любящая Мать.
      
       Мы это видели воочью
      
       и не забудем днем и ночью
      
      
       на тропах зримого Христа,
      
       как шел Он с верными своими
      
       Отца единого во имя
      
      
       вплоть до Голгофского креста.
      
      
      
       Я сердцем всем прирос к земле той,
      
       сердцами мертвых разогретой,
      
       а если спросите: "Зачем?" --
      
       отвечу, с ближними не споря:
      
       на свете нет чужого горя,
      
       душа любая -- Яд-Вашем.
      
      
       Мы были там, и слава Богу,
       что мы прошли по солнцепеку
       земли, чье слово не мертво,
       где сестры -- братья Иисуса
       Его любовию спасутся,
       хоть и не веруют в Него.
      
      
       Я, русский кровью и корнями,
      
       живущий без гроша в кармане,
      
       страной еврейской покорен --
      
       родными смутами снедаем,
      
       я и ее коснулся тайн
      
       и верен ей до похорон.
      
       1992
      
      
       Прошло время, пока эти стихи попали ко мне в руки. Потом долго думал о них. Потом пришла мысль ответить и не стразу решился послать... В конце концов узнал, что посылать уже некому.
      
       Ерушалаим
      
       Дорогой Борис Алексеевич!
       Я хорошо помню Ваш с Лилей визит в Яд Вашем. А вчера мне принесли Ваше стихотворение, напечатаное в "Лит.газете".
       Нет ничего ни удивительного, ни плохого в том, что глубоко уважающие друг друга люди имеют разные мнения по какому-либо вопросу. Поэтому примите эту реплику на Ваши стихи, как выражение глубочайшего почтения к Вам и Вашему таланту.
       С пожеланиями здоровья и всех благ Вам и Лиле
       Ицхак Мошкович.
      
       ***
       Кто решил и послал, и устроил
       Это утро и вечер затем,
       Мы не знаем, но было нас трое
       Среди стонов трагических стен.
      
       Тесен мир. Снова утро и вечер,
       Снова встречи, которых не ждешь
       И внезапный из хлябей на плечи
      -- Откровений спасительный дождь.
      
       Вы, Борис, показались мне Ленским,
       Познающим в могильной тиши,
       В неизведанных дебрях вселенских
       Всю жестокость нетленной души.
      
       С Вами мы из похожего детства,
       Позолоченного золой,
       Нас воспитывали по соседству
       И стегали похожей лозой.
      
       В нашей яви, до жути убогой,
       Мы лелеяли схожие сны,
       Но к единому, вечному Богу
       Каждый шел со своей стороны.
      
       **
       То ли был, то ли есть, то ли нету...
       Если не был, то плачут о ком?
       Я-то видел: Он шел по Кинерету
       Не в баркасе, а так, босиком.
      
       Уважали Его, потому что
       Не смотрел Он на них с высоты,
       Понимал, что на "ты" будет лучше.
       (Можно, я буду тоже на "ты"?)
      
       Он был добрым, простым, темнокудрым -
       Слава Богу, не в городе рос -
       И скорее душевным, чем мудрым,
       И скорее Исус, чем Христос.
      
       И не знал человеческой сути,
       И не знал о грозящей беде,
       И не думал, что добрые люди
       Распинают людей на кресте.
      
       А потом на Пути Долороса
       Он смотрел им в глаза, между тем
       Задавая им те же вопросы,
       Что тебя привели в Яд Вашем.
      
       Умер Он на людском пьедестале,
       Умер Он, может быть, для того,
       Чтоб другие потом распинали,
       Славя светлое Имя Его.
      
       Умер Он, не увенчан короной,
       Руки вынули напрочь из плеч,
       А наутро от скорби огромной
       Из креста изготовили меч.
      
       Меч и крест - даже выглядят схоже.
       Погляди: суть и форма одна.
       Только пусть тебя это не гложет:
       Не твоя в этом, Боря, вина.
      
       Распинали Его не однажды,
       Утоляя к вражде аппетит,
       Утоляя багровую жажду.
       И еще разопнут, подожди.
      
       Распинать, это ж кайф, это ж радость!
       Ты пройди по столице любой,
       Прогуляйся по Лувру и Прадо:
       То ли казнь, то ли праведный бой.
      
       **
       Так-то, Боря, живем-поживаем,
       То якшаемся, то стреляем.
       Сколько раз я распят, представляешь?
       Сколько раз я сожжен, ты хоть знаешь?
       Сколько раз я живым погребен?
       Мохом жизни своей обрастая,
       Я и сам уже не понимаю,
       В чем я, собственно, уличен?
      
       Будут утро и полдень, и вечер.
       Что добавить? - Да, собственно, нечего.
       Без ответа оставим вопрос:
       Отчего мои двери помечены
       И болят от предчувствия плечи?
       Может, все-таки знает Христос?
      
       Я кончаю письмо. Мне мешают.
       Шум какой-то... О, Боже! Ты нем...
       Погляди: то ли крест воздвигают,
       То ли новый - опять?! - Яд Вашем.
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Стих: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка