|
Эту статью мне перевела подруга из французкой газеты. Все - правда. |
15 ноября 2001 г. - декабрь 2001 г. Юрий Александрович родился в Ленинграде в 1926 г. Его отец - Александр Исакович Русаков и мать - Татьяна Исидоровна Купервассер входили в объединение "Круг художников". Родительский дом определил и стиль жизни, и выбор профессии. В 1950 году Ю.А. Русаков окончил с отличием искусствоведческий факультет Академии художеств. Темой своего диплома он избрал творчество живописца И.С. Остроухова. После завершения учебы Ю.А. Русаков работал сначала в Русском музее, а затем в издательстве "Искусство". В 1955 году он стал сотрудником Отделения западноевропейской гравюры Эрмитажа, а с 1965 года - его заведующим. В этой должности Юрий Александрович оставался до последних своих дней. Работая в Эрмитаже, Ю.А. Русаков продолжал свои занятия русским искусством. Монографию, защищенную в 1966 году как кандидатская диссертация, он посвятил творчеству Д.И. Митрохина. Еще одним постоянным сюжетом из "русской тематики" для Юрия Александровича было творчество друзей его родителей - "круговцев" - В.А. Пакулина, П.А. Осолодкова, Г.М. Неменовой. Но, пожалуй, главная русская тема для Юрия Александровича - искусство К.С. Петрова-Водкина. В молодости Русаков вместе со своей супругой Аллой Александровной помогал вдове художника подготовить к передаче в Русский музей графическое наследие мастера. В 1970 году вышла в свет автобиографическая проза художника, подготовленная Ю. А. Русаковым; в 1975-м он выпустил монографию, ставшую позднее основой для издания "Кузьма Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство" (1986); в 1978 году составил альбом его рисунков. К 100-летию Петрова-Водкина Ю.А. Русаков опубликовал концептуальную статью о тематической картине в творчестве мастера. Еще более насыщенной была творческая жизнь Юрия Александровича Русакова в Эрмитаже. Выставки, подготовленные Юрием Александровичем, отличались намеренной широтой в демонстрации коллекции - "От Калло до Тулуз-Лотрека" (1960), "Сто офортов XV-XIX веков" (1964). Более всего в эрмитажном собрании его привлекала французская гравюра и литография конца XIX-XX столетий. На этом материале Ю.А. Русаков создал несколько выставок, для каталогов которых он сам создавал макеты. В начале 1960-х годов с Эрмитажем устанавливает контакты Лидия Николаевна Делекторская, на протяжении многих лет друг и секретарь выдающегося французского художника XX столетия Анри Матисса, самой большой любви Русакова в мире искусства (ему ученый посвятил много выставок и исследований). В музей начинают поступать великолепные иллюстрированные мастером книги, так в Эрмитаже было положено начало собиранию французской livre d'art XX века. Это собрание в настоящее время отличается редкой полнотой, что является, в первую очередь, заслугой Ю.А. Русакова. На протяжении 1970-1980-х годов в музей поступают книги, иллюстрированные Боннаром, Пикассо, Браком, Дюфи, Миро, Майолем... Юрий Александрович уделял большое внимание этой абсолютно неразработанной теме и успел полностью закончить монографию, посвященную французской livre d'art. Отредактированная рукопись ждет своего издателя. В литературном наследии Ю.А. Русакова есть целый раздел, посвященный его коллегам, сотрудникам Эрмитажа, - серьезные и проникновенные словесные портреты А.Н. Изергиной, В.Ф. Левинсона-Лессинга, Г.С. Верейского, Е.Г. Лисенкова. Рисунки и фотографии разных лет, представленные на выставке, воспроизводят облик этих людей, которых высоко ценил и любил Юрий Александрович. |
|
|
|