Нотин Леон: другие произведения.

Об антисемитах и не только...

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 27, последний от 15/01/2012.
  • © Copyright Нотин Леон
  • Обновлено: 11/02/2010. 8k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана в качестве полемики с Леоном Ковалем, после прочтения его статьи "Что тот антисемит, что этот ..."

  •    Статья очень интересная. Спасибо, Леон. Меня эта тема тоже волнует, поэтому хотелось бы поделиться своими мыслями.
       Про "Живаго" ничего не скажу. Стыдно признаться, но я его не читал и даже не пытался, а стихи Пастернака очень нравятся. Насколько я знаю, писатель был крещен в детстве, поэтому воспитывался в христианских традициях, и его представления об иудаизме, наверняка, формировались через христианство.
       Христианство же изначально возникло как антииудейское вероучение, поэтому неудивительно, что многие ревностные христиане - антииудеи (не хочу говорить антисемиты, потому что мне кажется, это не совсем одно и то же).
       Вообще большинство евреев, перешедших в христианство, сделали это в корыстных целях (осознанно или неосознанно). Кроме того современные русские евреи, переходящие в христианство, как правило, либо не имеют вообще никакого представления об иудаизме, либо имеют весьма приблизительное.
       Потому что я абсолютно уверен, что человек, знающий и понимающий иудаизм, просто не может принять христианство. Для него это нонсенс, потеха. Все равно, как, если бы кто-то с компьютера решил снова перейти на пишущую машинку или арифмометр.
       Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов о евреях-антисемитах, типа Маркса, Цезаря Солодаря и т.д. В психологии существует такой механизм психической защиты от стресса, который называется "идентификация с агрессором". Он заключается в том, что человек испытывающий страх перед кем-либо более сильным и агрессивным, начинает отождествлять себя с ним, переходя как бы в его лагерь и становясь сам аргессором.
       Это очень объяснимо и примитивно и часто совершается даже на бессознательном уровне. Типичный пример: маленький ребенок приходит домой, после того как только что побывал в поликлинике и получил укол.
       Нет сомнений, что укол он воспринимает лишь как акт агрессии по отношению к себе, совершенный более сильным взрослым. Сколько ни объясняй ему, что это делается для его же пользы, он никогда с этим не согласится.
       Так вот этот ребенок, придя домой, тут же берет куклу или плющевого медвежонка и начинает колоть его иголкой или гвоздем. Тем самым он словно говорит себе: я тоже могу причинять боль другим, значит я тоже сильный и пусть не совсем взрослый, но уже приближаюсь к нему. Это помогает ребенку снять стресс после пережитого страха и унижения в поликлинике.
       Именно по такому механизму развивается антисемитизм многих крещенных, а иногда и не совсем крещенных евреев. Человек стремиться стать в стан гонителей, причем не только для получения материальной выгоды, а именно из желания снять психологический стресс, страх, чувство ущербности, которое гложет всю жизнь многих евреев, родившихся в христианской стране.
      
       Теперь о Булгакове. Его я как раз читал. Я не совсем с Вами согласен. Мне кажется, что он-то как раз был немного антисемитом, хотя, как культурный и интеллигентный человек, пытался не афишировать это слишком явно.
       Булкакова, как и Куприна, страшно раздражало засилие евреев в совесткой литературе. Не зря в качестве отрицательных персонажей у него все время фигурируют люди с еврейскими фамилиями, которые даже сбили с истинного пути честного русского человека, Ивана. Слава Богу, тот нашел в себе силы снова вернуться на этот путь.
       Булгакову не были чужды и предрассудки христианского антииудаизма, который, я бы сказал, переходит у него даже в христианский антисемитизм. Представляете себе, до чего додумался Мастер: Иисус у него уже и не еврей вовсе, а просто несчастный пророк, пострадавший от злых иудеев. Евреи у него сборище коварных варваров и фанатиков, которых даже римский наместник-язычник, человек добрый, но слабохарактерный, презирает и одновременно боится. Издавна, видать, запугали евреи весь цивилизованный мир В общем все в старых, добрых традициях христианского антисемитизма с добавкой крупиц своего, булгаковского.
       Но даже если мы оставим в покое евреев вместе с иудеями, и просто посмотрим на роман Булгакова с общечеловеческих позиций, то что мы увидим? А увидим мы, как мне кажется, обыкновенную, склочную злобу.
       За что автор так презирает всех этих многочисленных римских, варенух и киевских дядюшек? Почему так сладострастно издевается над несчастными москвичами, посетителями театра-варьете? Ведь это обыкновенные люди. Кем себя возомнил автор, Богом, дьяволом, Высшим Судией?
       Вольно ему потешаться над людьми, принимая на себя роль стоящего над схваткой. Однако, не выходит у него эта роль.
       Как-то мало верится, что сам Мастер не набил бы в сходной ситуации карманы дармовыми деньгами или при случае не воспользовался бы возможностью увеличить жилплощадь.
       Ведь он без зазрения совести позволяет себе мелко, гадко потешаться над людьми, выставляя их стадом жадных и похотливых животных.
       Автор напоминает обидевшегося на весь свет подростка, который в мечтах представляет себя этаким благородным рычарем, расправляющимся со своими обидчиками.
       Но не благородным рыцарем мне видится автор, а сварливым, отжившим свой век, стариком, обливающим грязью своих недругов, чтобы хоть как-то свести с ними счеты.
       Можно, конечно, объяснить настроение автора тем, что ему довелось жить в отвратительное время. С этим не поспроришь, время действительно было скотское, но, времена, как известно, не выбирают.
       Уверен, что даже в то ужасное время находилось место и для благородных поступков великодушных людей. Возможно, люди эти романов не писали, но в том, что они были, я не сомневаюсь.
       Так что если посмотреть на роман с точки зрения общечеловеческих ценностей, не тянет автор на Мастера. Так, в лучшем случае на добротного ремесленника. Но на Мастера.... Извините...
       И наконец, Твардовский. Недавно я посмотрел интересную передачу про этого писателя. У него оказывается была очень непростая судьба.
       Его отец был раскулачен и сослан в Сибирь. В то время как Твардовский-младший делал карьеру советского литератора, Твардовский-старший с семьей жил в ссылке.
       Однажды отец бежал из ссылки и заявился к сыну с просьбой о помощи. Твардовский-младший сказал отцу, что единственная вещь, которую он может для него сделать - это бесплатно отправить обратно. И отправил.
       Поэтому мне кажется, что проблема коллективизации была больным местом писателя. Уж он-то знал ее не по наслышке. Вполне возможно, что когда Твардовский прочел повесть Гросмана, посвященную этой теме, в нем заговорило чувство вины.
       Помните, как сокрушался Гамлет после того как посмотрел сцену, разыгранную бродячими актерами, в которой один их артистов рвал себе душу по поводу убийства Приама и переживаний Гекубы.
       Датский принц тогда обвинял себя в бессердечии. Ведь он спокойно снес подлое убийство отца и живет себе, не возмущается, не льет слезы, не мстит, в то время как какой-то актер испытывает такие сильные чувства по поводу трагедии совершенно постороннего человека. "Что он Гекубе, что ему Гекуба?"
       Вполне возможно, что и Твардовский злился в данной ситуации на самого себя. Уж кому как не ему, испытывшему все ужасы коллективизации "на собственной шкуре", честно описать бы все это.
       Но вот не хватило духу, а человеку постороннему (еврею) хватило. Вот Твардовского это и задело за живое. А уж гнев на самого себя он излил на Гросмана. Такое бывает сплошь и рядом. И дело тут не обязательно в антисемитизме.
       Что касается анекдотов про евреев, то некоторые из них, причем даже с антисемитским душком, довольно остроумны. Я и сам люблю их рассказывать. Не удивился бы, если бы узнал, что они придуманы евреями. Уж очень иногда они бывают тонки и ироничны с глубоким пониманием сути вопроса.
  • Комментарии: 27, последний от 15/01/2012.
  • © Copyright Нотин Леон
  • Обновлено: 11/02/2010. 8k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка