Если попытаться сравнить Берлин первой половины двадцатого века с Берлином приимерно того же периода, но уже века двадцать первого, то мы столкнемся с определенной проблемой.
Перед нами предстанут два совершенно разных города.
Ну и что? - скажете вы - в мире есть тысячи городов, поменявших свой имидж и даже за более короткое время.
Но Берлин - место особое. Он развивается по своим собственным законам.
Город, оказавший сильнейшее влияние на ход мировой истории, за прошедшее столетие изменился не только внешне, физически, но и духовно.
Берлин - город с необычной, в чем - то даже трагической судьбой.
В течении двадцатого века он пережил несколько катастроф, и отнюдь не природных. Даже одной из них было достаточно для того, чтобы изменения стали необратимыми.
Первая трагедия Берлина произошла сразу же после поражения Германии в первой Мировой войне.
Город превратился в поле для политических сражений.
Коммунисты, социал - демократы, фашисты воспользовались тяжелым положением, в котором оказалась Германия после ее разгрома.
Постоянные демонстрации, порой доходящие до самых настоящих уличных боев, глубокий послевоенный экономический кризис, выплата репараций победителям, массовая безработица - все это превратило столицу Германии в большую политическую свалку.
Лишь к концу двадцатых годов Берлин стал постепенно возвращать свой прежний имидж. Имидж города высокой культуры и крупнейшего в Европе учебного центра.
Прекрасные музеи, театры, уютные пивные, то есть все то, что считалось символом германской столицы, постепенно стало возрождаться.
Один из красивейших городов мира начал приходить в себя. И, казалось, что пройдет еще совсем немного времени и все то, чем гордился Берлин, вернется на свои места.
Однако разрушительный политический маховик уже набрал такую скорость, что остановить его было невозможно.
Так столица Германии приближалась к своей второй катастрофе, пока тоже политической.
С приходом к власти в 1933 году Национал - Социалистической партии, Берлин постепенно превращается в столицу тоталитарного режима и продолжает движение к своей уже не политической, а физической катастрофе.
Гитлер и его партия победили на вполне демократических выборах.
Трудно себе представить, что в стране с развитой, пусть даже в состоянии послевоенного кризиса, экономикой, богатыми традициями, как культурными, так и политическими и большими националистическими и имперскими амбициями, практически неограниченную власть получил человек из "низов", человек, родившийся не на немецкой земле, что не помешало ему впоследствии стать для народа чем - то почти неземным.
Этот феномен до сих пор не получил убедительного объяснения.
Большая часть немцев сознательно выбрала лидера, который обещал улучшить жизнь простых людей, ликвидировать безработицу и восстановить былое величие Германской Империи.
Вместо коммунистических, социал - демократических и прочих болтунов, немцы получили партию власти с лидером, давшим народу простые и понятные перспективы.
Безработица ликвидирована, экономика восстановлена, тем самым большая часть предвыборных обощаний была выполнена.
Но страна при этом получила и оборотную "сторону медали".
По мере расширения фашистского влияния усиливается вероятность перехода страны к тоталитарному режиму. Что вскоре и произошло.
Но большую часть немецкого народа такое положение вполне устраивало. Новые вожди знали, как воздействовать на толпу.
Великолепные имперские парады напоминали немцам о их богатой истории, о славном прошлом, о возрождении, несмотря на условия капитуляции, армии, о постоянно возростающей мощи Третьего Рейха.
Но даже фашистские церемонии - военные парады, многотысячные митинги, в конце которых огромная толпа в едином порыве приветствовала своего кумира, не могут объяснить "Феномен Гитлера".
Немецкий народ, не весь, но большая его часть. словно оказался зомбированным,
Что же стало с Берлином во во всей этой политической кутерьме? За время правления фашистов германская столица из толерантного и вольного превратилась в серый, мрачный город, где все подозревают всех, где постепенно закрываются многочисленные рестораны и варьете, Город пустых улиц, город - призрак, город непрерывной "охоты на ведьм".
Немцы сделали свой выбор, но слишком поздно об этом пожалели.
Почти все слышали о тяжелых боях за Берлин, о непрерывных бомбежках столицы, да и других городов Германии.
Но истинный масштаб разрушений даже трудно было себе представить.
От довоенного Берлина остались только отдельные фрагменты, тоже частично разрушенные.
На старом месте построен новый город, сохранивший прежнее название.
В отличие от Дрездена, разрушенного до основания за одну ночь, бомбарировки германской столицы продолжались в течении длительного времени и гражданского населения в городе осталось немного.
Но это была не последняя трагедия многострадального города.
Столица, расположенная в восточной части страны, при разделе Германии оказалась на территории Советской оккупационной зоны.
Сам же Берлин был поделен на четыре сектора. Высшим органом управления городом стала Союзная комендатура, куда входили представители стран - победительниц.
Через несколько лет СССР порвал все договоренности, ушел из союзного органа управления, объявив Восточный Берлин столицей ГДР и заявив главам трех западных держав, что они должны покинуть Западный Берлин и превратить его в демилитаризованный город.
Бывшие союзники ультиматум отклонили.
Так в центре просоветского государства - Германской Демократической республики - оказалось странное образование - Западный Берлин, созданный из оставшихся трех оккупационных зон.
Теоретически имея независимый статус, на практике он был составной частью ФРГ.
Познав прелести, теперь уже другого, советского, тоталитарного строя, восточные немцы, особенно те, кто был далек от партийной "кормушки", начали массово перебираться на Запад, в ФРГ.
Однако, к тому времени, сухопутная граница между двумя странами уже была "на замке". В пределах, пока еще условно разделенного, Берлина это было сделать намного проще.
Такого "Большой Брат", то есть Советский Союз, больше терпеть не мог.
И за одну ночь вокруг Западного Берлина, "словно в сказке, выросла стена".
Сегодня остатки этого необычного сооружения привлекают в Берлин миллионы туристов.
Но в тоталитарное время это отнюдь не было местом аттракции. И стена выглядела совсем иначе, чем те десять ее фрагментов, которые показывают туристам.
Что же произошло 13 августа 1961 года? И что успели построить за одну ночь? Какие тайны скрывала Берлинская стена?
Об этом и многом другом в продолжении.
Берлинская стена
Как ни странно это звучит сегодня, в разделенном Берлине граница между оккупационными зонами в то время была весьма условной.
Максимум - проверка документов. Да и то не всегда.
Поэтому любой желающий из восточной зоны до середины 1961 года мог свободно перейти в западную, прогуляться по людным бульварам, заглянуть в оживленные рестораны, вдохнуть аппетитные ароматы, доносящиеся из раскрытых дверей магазинов.
Но денег не было даже на кружку пива, так как восточногерманские марки здесь не принимались, а наличие у гражданина ГДР западногерманской или любой другой иностранной валюты считалось тяжелейшим преступлением и соответственно каралось.
Из книги воспоминаний Н.С.Хрущева. "Что я должен был делать? Только в июле 1961 года ГДР покинули более 30 тысяч жителей, причем лучших и наиболее старательных.
Нетрудно было рассчитать, что восточногерманская экономика потерпит крах, если мы не предпримем какие-либо меры против массового бегства.
Существовали лишь две возможности - воздушный барьер или стена.
Воздушный барьер привел бы к серьезному конфликту с Соединенными Штатами, не исключено даже - к войне. Итак, оставалась стена".
На закрытом заседании Политбюро Германской компартии был назначен день "X", иначе говоря, день разделения города, которым и стало 13 августа.
Весь процесс подготовки к этому "мероприятию" проходил под контролем "Штази" и КГБ.
В ночь на воскресенье 13 августа 1961 года в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени.
Военнослужащие двух армий - СССР и ГДР, полиция и рабочие дружины, созданные коммунистической властью, заняли указанные позиции, где были заранее заготовлены материалы и строительная техника.
Работы продолжались лишь ночь, но уже к утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Но не стеной, она появилась позже.
Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро. В приближенных к границе местах были заварены водопроводные и газовые трубы, перерезаны электрические и телефонные кабели, заложены кирпичом канализационные туннели.
Наступило утро очередной берлинской трагедии.
По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы.
Люди были в замешательстве.
Шумевшая до утра свадьба направилась догуливать ее к родителям невесты - и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома.
В нелепом положении оказался некий Петер Зелле - к нему, в западную часть города, отказались пустить законную супругу. После многих безуспешных попыток воссоединить семью официальным путем он решился на отчаянный шаг - разыскал в ФРГ женщину, как две капли воды похожую на его жену, и попробовал воспользоваться ее паспортом.
Как отмечала печать ГДР, бдительные пограничники пресекли эту "злосчастную провокацию".
Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами.
В первые часы, когда люди стали понимать, что произошло, они прыгали из окон, а западные берлинцы растягивали палатки и одеяла и подхватывали прыгавших. Тогда пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать "криминальные" окна.
Некоторые попытки прорваться сквозь стену завершались удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть.
Но со временем люди привыкают ко всему. Прошли годы и эта своеобразная граница уже казалась незыблемой твердыней.
"Стена" в том виде, в каком я ее помню, уже была не просто забором.
Во многих, особенно открытых местах, стен было две.
Дома, разделенные пополам, были снесены.
Со стороны Восточного Берлина, перед "стеной" простиралась довольно широкая "стерильная зона", заполненная рядами колючей проволоки и даже противотанковыми "ежами", теми, еще с войны.
Сложные системы слежения блокировали все подходы. Через каждые сто - двести метров возвышались смотровые башни с часовыми, имеющими приказ стрелять по любому, приблизившемуся к "государственной границе". И они не церемонились.
С 1961 и до объединения Германии 1989 года, через стену перебрались единицы. Сотни остались с этой стороны.
Кто в тюрьме, а кто в земле.
То, что показывают сегодня многочисленным туристам в районе Рейхстага и Бранденбургских ворот - несколько бетонных блоков, разрисованных яркими картинками - лишь развлечение, очень далекое от правды.
За 28 лет существования Берлинской стены более 75 тысяч человек были посажены за решетку в Восточной Германии за попытку убежать на Запад.
В период между строительством Берлинской стены в 1961 году и ее падением в 1989, в среднем семь человек в день осуждались в ГДР за попытку побега. Среди перебежчиков были тысячи восточногерманских пограничников.
Около 2500 из них благополучно добрались до западной стороны.
Однако значительно больше - 5500 пограничников - были пойманы и осуждены в среднем на пять лет заключения. Пойманные гражданские лица, как правило, получали срока от одного до двух лет.
В год строительства стены восточногерманская госбезопастность "Штази" направила почти все свои средства - 50 тысяч сотрудников - на то, чтобы пресечь попытки покинуть ГДР.
Тех, кого считали неблагонадежными, насильно переселяли из приграничных районов.
Граждан активно поощряли следить за своими друзьями, соседями и коллегами и доносить при малейшем подозрении на то, что они замышляют побег".
Комммунистический лидер ГДР Эрих Хонеккер говорил - "Стена простоит еще 50 и 100 лет - пока не будут устранены причины, обусловившие ее возведение".
Как рухнула "Берлинская стена" и что из этого получилось?
В продолжении.
Почему китайцы все время улыбаются?
Несмотря на многочисленные исследования, весьма серьезные и объективные, мне до сих пор так и непонятны причины того, что произошло в Берлине осенью 1989 года.
В 1989 году в Восточной Германии готовились к важному Коммунистическому празднику - сорокалетию ГДР.
За несколько дней до официальной даты в Лейпциге народная полиция разгоняет демонстрацию. Прибывшего на празднование юбилея в Берлин Горбачева люди встречают плакатами - "Горби, помоги нам!".
Сразу после этого, по указанию Горбачева, шесть тысяч граждан ГДР, получивших убежище в посольствах ФРГ в Праге и Варшаве, специальным поездом вывозятся в Западную Германию.
27 октября Госсовет ГДР объявляет амнистию всем осужденным за попытку бегства на Запад.
9 ноября 1989 года по телевизору зачитывается новый закон о пересечении границы, содержащий некоторые послабления.
Партсекретарь Гюнтер Шабовски на пресс-конференции, собранной по этому поводу, вроде бы оговаривается - "Отныне граница практически открыта".
Слух об этом моментально пронесся по всему городу. Всю следующую неделю мировое телевидение крутило одни и те же сюжеты: люди лезут через стену, пляшут, братаются и откалывают куски от поверженного заграждения.
Грозных пограничников нигде не видно.
Построенная, казалось на века, стена из бетона рассыпалась за одну ночь.
Хорошо это или нет?
Тогда, в далеком 1989 году, ответ на этот вопрос был однозначный, как с той, восточной, так и с западной стороны.
Сегодня, спустя почти двадцать пять лет, мнения резко разошлись.
Один из популярных в Германии анекдотов последнего времени.
"Вопрос - почему китайцы все время улыбаются?
Ответ - они не разрушили свою стену".
Что же произошло?
Федеративная республика Германия, залечив, не без помощи победителей ( план Маршалла ), раны той войны, которую сама же и развязала, превратилась в цветущее, высокоразвитое государство, лидера Евросоюза.
ГДР, по мере дряхления своего "Старшего Брата" и основного спонсора, потихоньку катилась вслед за ним в пропасть.
Тоталитарный просоветский режим просуществовал на немецкой земле не так уж и долго. Но, несмотря на почти двадцать пять лет, прошедшие после его краха, объединения страны и обильные вливания из богатой, западной части, до сих пор, разрушенная с таким энтузиазмом в 1989 году, "берлинская стена", в реальной жизни, как мне кажется, останется до тех пор, пока живет поколение, воспитанное в ГДР.
Настолько необратимы изменения, произошедшие за какие - то сорок лет даже в немецком характере. Следы от разрушенной "стены" виртуально проступают порой в самых неожиданных местах.
Далее - система берлинского городского транспорта.
Как передвигаться по Берлину?
Немцы не любят жить в многоэтажных домах. И,если приходится, то здание должно иметь максимум четыре - пять этажей. Берлин - город низкорослый. Площадь его огромна.
Сюда входят также территории, занимаемые многочисленными парками, лесами и водоемами.
Проблема передвижения по огромному городу встала перед властями задолго до начала формирования "Большого Берлина" в двадцатые годы прошлого века.
Согласно этому проекту, к Берлину были присоединены несколько окрестных городов и поселков.
Такое положение позволило значительно сократить бюрократический процесс получения разрешений на строительство.
В том числе и для метрополитена.
Сегодня невозможно себе представить Берлин без метро. Если бы его не было, город давно оказался бы в транспортном параличе.
Однако нельзя, утверждать, что сто лет назад берлинские власти отличались особой прозорливостью и целенаправленно развивали общественный транспорт.
К метро они относились отрицательно, опасались, что подземные туннели нарушат систему городской канализации, тоже проложенной под землей.
Автору первого проекта Вернеру фон Сименсу пришлось ждать целых семнадцать лет, прежде чем в 1896 году берлинские власти утвердили его план строительства первого шестикилометрового отрезка, целиком проходящего по наземной эстакаде.
Открытие состоялась 15 февраля 1902 года, когда по громыхающей чугунной эстакаде, кстати, сохранившейся до сих пор, проехал первый "министерский" поезд метро.
В вагоне сидел кайзер Вильгельм II. Это была его первая и последняя поездка на этом виде транспорта.
Берлинское метро по - своему уникально. Оно служит как - бы отражением многострадальной истории города на фоне, происходивших здесь событий поистине мирового значения.
Приход к власти фашистов повлиял и на берлинский метрополитен.
Национальный флаг был вывешен на каждой станции, а двум поменяли названия - станция "Рейхсканцлерплатц" стала называться "Адольф - Гитлер - Платц", а "Шенхауэр - Тор" - "Хорст - Вессель - Платц".
"Придворный" архитектор Гитлера Альберт Шпеер разработал грандиозные планы строительства кольцевой линии, которая должна была пересечь существующие, а также расширение сети до удаленных районов. Однако планы осуществлены не были.
Во время Второй Мировой войны множество станций использовались в качестве бомбоубежищ. "Союзнические" бомбардировки повредили или уничтожили значительную часть метрополитена.
Однако уже 14 мая 1945 года благодаря действиям коменданта Берлина генерала Берзарина движение поездов было перезапущено, а к концу мая 1945 года действовали 5 линий протяжённостью 61 км.
Но самым "политизированным" берлинский метрополитен стал несколько позднее.
Это единственная в мире подземка, которая на протяжении нескольких десятилетий связывала два противостоящих другу другу военно - политических блока - восточный и западный.
Подземные туннели в Берлине были проложены так, что после раздела города в 1961 году оказалось, что некоторые ветки западноберлинского метро проходят под территорией Восточного Берлина.
Почти все линии, сейчас объединенной, столичной подземки построены вдоль основных магистралей, что позволило возвести большую часть тоннелей открытым способом.
Соответственно и станции здесь находятся на небольшой глубине - достаточно только спуститься по лестнице.
И расстояния между ними небольшие, где - то в среднем до километра.
С одной стороны это удобно - до ближайшей станции всегда можно добраться пешком. Однако из - за частых остановок сокращается скорость движения поездов.
Сами же станции настолько просты по оформлению, что порой напоминают промышленные предприятия.
Здесь все очень функционально и лаконично - окрашенные металлические колонны, собранные на заклепках, поддерживают балки перекрытия.
На платформах темновато и не только из - за слабого освещения.
Колонны и балки, выкрашенные чаще всего в темно-зеленый цвет, стены, облицованные потемневшей
от времени керамической плиткой, допотопные поезда - все это действует угнетающе.
Таков берлинский метрополитен - U - Bahn.
S - Bahn - городская электричка - другой вид пассажирского транспорта. То же метро, только не под землей, а над ней, на насыпях, мостах и эстакадах.
Линии надземки пронизывают весь город, стыкуясь во многих местах с метрополитеном, выходят за
пределы Берлина, тем самым превращаясь в пригородную электричку.
DB - Дойче бан - Германские железные дороги тоже имеют в Берлине свою сеть. Стыковка с подземкой U и надземкой S происходит чаще всего на многочисленных железнодорожных вокзалах и на некоторых пригородных станциях.
Вся эта система действует согласованно и эффективно.
Начиная с1989 года, вместе с объединением Берлина, восстанавливается и внутригородская транспортная сеть.
Однако и сейчас, даже спустя почти двадцать пять лет, по внешнему виду и состоянию станции метро можно точно определить ее месторасположение - Восточный или Западный Берлин.
В последние дни Второй мировой войны, по личному приказу Гитлера, станции метрополитена в центральной части города были затоплены водой из реки Шпрее вместе с тысячами, спасавшихся там от бомбардировок, людей.
После объединения Германии и переезда в Берлин правительства и парламента, возникли планы строительства новых веток метро.
Хотели, в частности, продлить линию от площади Александерплатц к рейхстагу, едомству федерального канцлера и к берлинской студии "Немецкой волны". Даже конечную станцию уже построили - с перронами и выходами. Но вот уехать с неё никуда нельзя, туннель так и не прорыли.
Придется воспользоваться альтернативными видами транспорта - трамваями и двухэтажными автобусами.
Берлин - один из крупнейших туристических центров Европы. Столица Германии - страны, лидирующей в "Старом свете" по уровню развития экономики - привлекает с каждым годом все большее число посетителей. По многим показателям в этой отрасли Берлин постепенно обходит города даже такой туристической "мекки", как Италия.
Несмотря на свою богатую историю, столица Германии - новый город. Те же отдельные достопримечательности, сохранившиеся от старого Берлина, конечно невозможно сравнить, например, с Римом, Парижем, Прагой.
Поэтому организаторы туристического сервиса пошли другим путем.
Выгодное расположение Берлина почти в центре Европы как бы "притягивает" гостей. Или "магнит" все - таки находится с немецкой стороны?
Вот пример.
Туристов сюда доставляют даже с круизных лайнеров.
Портовые города Германии - Росток, Гамбург, Киль принимают в сезон десятки тысяч "морских путешественников". Далее на скоростном поезде их привозят в самый центр "Нового Берлина", а вечером возвращают на корабль.
Поездка, например из Ростока, продолжительностью три часа в одну сторону - удовольствие небольшое.
Но все неудобства компенсируются полученными впечатлениями.
Так чем же так интересен для туриста "Новый Берлин"?
Весь комплекс достопримечательностей "для быстрого пользования" расположен в районе Рейхстага.
Как в свое время для Советского Союза захват этого здания и воодружение на нем Красного Знамени было символом полного разгрома фашистской Германии, своеобразной "точкой" во второй Мировай войне, так для современного туриста - это символ сегодняшнего, "Нового Берлина".
Вокруг Рейхстага сформирована основная зона достопримечательностей. Что - то построили, что - то реставрироваля, а что - то сохранилось.
В этом районе достопримечательностей "для быстрого пользования" главенствуют три основные темы - фашисты, коммунисты и евреи.
Коммунисты - прежде всего это "Берлинская стена", которой уже не существует почти двадцать пять лет. Но сегодня тот небольшой отрезок, который тогда оставили "на память", приносит государству, да и не только ему, неплохие дивиденты.
В продолжении.
Народ против "стены" - история противостояния.
Музей "Берлинской стены"
С момента разделения города в 1961 году стену строили, обновляли и совершенствовали на протяжении еще 13 лет.
28 октября 1961 года бывшие западные "союзники" СССР наметили операцию по уничтожению пограничных заграждений, разделивших Берлин.
Советскму Союзу стало все известно заранее. К КПП у Браденбургских ворот двинулась колонна американской техники.
Впереди шли три джипа, за ними бульдозеры и в самом конце десять танков.
Со стороны ГДР (читай - СССР) к этому месту подогнали около батальона пехоты.
Джипам разрешили проехать КПП, но после этого из всех "щелей" прилегающих улиц начали выезжать советские танки, которые заблокировали бульдозеры.
В итоге советские и американские танки всю ночь простояли с наведенными друг на друга пушками.
Говорят, что тогда американцы больше всего впечатлились дисциплиной советских танкистов. Никто из них за все время так и не вылез из своего танка.
Утром советские войска ушли назад.
Через 20 минут отступили и американцы. Этим противостоянием все закончилось.
Западу же пришлось де-факто признать границы ГДР и ее саму, как отдельное государство.
Вот с этого самого КПП, который по-другому называется Чекпойнт Чарли, и начинается музей "Берлинской стены".
Чекпойнт Чарли возвели уже после закрытия границы между Восточным и Западным Берлином - 22 сентября 1961 года.
Рядом с небольшой деревянной будкой поставили оогромный щит с надписью на английском, немецком и русском языках - "Вы въезжаете в американский сектор. Носить оружие запрещено в неслужебное время. Повинуйтесь дорожным правилам" - с одной стороны. И "Вы выезжаете из американского сектора" - с другой. Сейчас оригинальный щит перенесли в музей, а на его месте находится копия.
У КПП до сих пор "несут вахту" двое солдат в форме и с флагами США и Франции, а рядом с ними навалены мешки с песком.
Конечно это не настоящие военнослужащие, а артисты, обслуживающие многочисленных туристов. С ними можно сфотографироваться и поставить в паспорте печать о переходе "границы". Все бесплатно.
Берлинский муниципалитет в состоянии оплатить такую туристическую аттракцию. Тем более, когда доходы от этого места значительно превышают расходы.
Райнер Хильдебрандт открыл музей "Берлинской стены" в октябре 1962 года.
Скорее даже не музей, а небольшую выставку в двухкомнатной квартире на Бернауэр Штрассе. Эта улица была разделена на всем своем протяжении, по ней проходила граница между Восточным и Западным Берлином. Из всех домов с восточной стороны людей выселили, а окна замуровали.
Повсюду ходили пограничники, и Хильдебрандт даже предупреждал туристов, которые приходили к нему на выставку, чтобы они старались не провоцировать их, вести себя спокойно, дабы пограничники не открыли прицельный огонь. А год спустя выставка переехала в дом, специально открытый у Чекпойнта Чарли и стала музеем.
Как вы понимаете все со стороны Западного Берлина.
Пожалуй, самое интересное, что есть в музее Берлинской стены - это экспонаты, показывающие, как восточные немцы пытались бежать в Западный Берлин.
Даже несмотря на то, что стена в высоту достигала нескольких метров, случаи побега не прекращались, и люди выдумывали все новые и новые способы.
Насколько изощренно может мыслить человеческий мозг и как богата человеческая фантазия.
С другой стороны, эта самая фантазия нисколько не уступала и у тех, кто должен был защищать границу, вылавливать нарушителей и предотвращать новые побеги.
К примеру, после того, как реку Шпрее переплыли ночью несколько восточных немцев, ее дно устлали металлической сеткой, а вдоль русла на всем протяжении границы поставили три ряда подводных преград. И все равно находились умельцы, способные преодолевать эту водную артерию. И не только ее.
Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике.
Цирковая артистка Рената Хаген бежала с помощью западного дипломата, спрятавшись в колонке усилителя.
Однажды матросы напоили капитана и под пулями бежали на пароходе, курсирующем по Шпрее.
В 1968 году двадцативосьмилетний Бернд Бёттхер - химик, отчисленный из инженерной школы за неуспеваемость и плохое поведение, сконструировал мини - подводную лодку с мотором внутреннего сгорания. Держась за нее, могли плыть один или два человека.
На ней он и смылся, причем ни куда-нибудь, а в Данию, отчалив с Балтийского побережья ГДР и проплыв при сильном течении со скоростью пять километров в час целых 25 километров. Его подводная лодка настолько понравилась свободомыслящим европейцам, что изобретатель получил аж три патента сразу. А одна западногерманская фирма стала производить лодку серийно - свое применение она нашла в спорте и в работе спасательных служб.
Некий Петер Стрельцик, решил покинуть ГДР на воздушном шаре. Первую попытку он вместе со своим семейством из четырех человек предпринял в июле 1979 года. Шар приземлился в 200 метрах от границы.
Как беглецов не застукали, история умалчивает. Но на этом Стрельцик не угомонился, а подбил своего друга, водителя грузовиков Гритера Ветцеля и буквально за несколько месяцев построил второй шар. Причем оба этих друга не имели ни малейшего представления об аэронавтике. Тем не менее, в сентябре шар, взяв на свой борт восемь человек - их самих, их жен и четверых детей, полетел на Запад. Он вполне успешно поднялся на высоту 2600 метров, где стал совершенно недосягаем для прожекторов, которые, как водится, обыскивали небо.
Интересно, что этот шар на тот момент был самым большим из построенных в Европе. Его высота достигала 28 метров, ширина 20 метров, а корзина, в которую все забрались, имела площадь 1.40 на 1.40 метра.
В какой-то миг пламя, несущее воздушный шар, неожиданно погасло, и он стал медленно спускаться. Все перепугались и начали прощаться с жизнью. Но все закончилось хорошо. Через 28 минут после взлета, пролетев 22 километра, шар приземлился на территории ФРГ.
Отличились западногерманские студенты. Они построили целый туннель длиной в 145 метров - его назвали "Туннель 57", по которому всего за два дня из Восточной Германии смылось целых 57 их товарищей.
Дело было в 1964 году, студенты строили туннель в течение года. Для удобства спуска в его глубокую шахту они придумали своеобразные качели - веревку с прикрепленной к ним доской. На них же они потом поднимали из туннеля беглецов.
По самому туннелю "бегало" устроиство типа вагонетки - деревянный вагончик на автомобильных колесах.
В 1983 году один восточноберлинский немец измыслил супер стрелу. Ею он выстрелил с крыши дома в Восточном Берлине на крышу расположенного ниже дома в Западном. Расстояние между домами составляло 40 метров. К стреле он прикрепил очень тонкую и легкую нить, поэтому ее полет никто не заметил. А на крыше в Западном Берлине стрелу поймал его друг.
Он стал тянуть нить, и постепенно она разматывалась, становилась все толще и толще и, в конце концов, достигла такой толщины, что смогла выдержать трос. По нему на специальных блоках и перебрались в Западный Берлин двое граждан ГДР.
Надо сказать, что не сразу, но через какое-то время в Восточном Берлине начала действовать система пропусков, по которым люди могли попасть в Западный Берлин - в гости к родственникам съездить. Но их давали не всем.
Например, пенсионеры могли переходить границу свободно, когда им было удобно.
В музее выставлена фотография, где восточноберлинская бабушка стояла на карнизе с внешней стороны дома, расположенного на улице, по которой проходила граница. Внизу руки к ней протягивали уже убежавшие родственники, а из окон высовывались солдаты, пытавшиеся втянуть бабушку обратно в дом, на территорию Восточного Берлина.
Впрочем, возможно, что это было еще до введения пропусков.
Как только начала действовать система пропусков, количество всяких вариантов побега из ГДР и Восточного Берлина увеличилось в разы. И, конечно, в первую очередь для этого стали использовать машины.
Наиболее популярными оказались самые маленькие из них - их обыскивали меньше. К примеру, "ФАУ В 1200". За три года на трех таких автомобилях западноберлинский немец Курт Вордель перевез 55 человек. Каждый восьмой из десяти побегов прошел успешно.
Правда, специалисты считают, что тут дело было не только в размерах, а еще и в высокой надежности тайника, где прятали беглеца. Он находился под капотом, но догадаться об этом было непросто.