Оптимизм: другие произведения.

Москва - обратный билет

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Оптимизм
  • Обновлено: 22/04/2014. 79k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На новых территориях предполагается построить не только административные здания для российских чиновников, но и новое жилье для них и для многочисленного обслуживающего персонала. Планируется, что это будет полноценный город с населением 1,5 - 2 миллиона человек. Скорее всего, большую часть населения составят мигранты с Кавказа и Средней Азии.

  •   
      
      
      
      
      
      
      Мой первый рассказ о постсоциалистической Москве был написан в 2006 году.
      Тогда, спустя шестнадцать лет, проведенных в эмиграции, я вернулся на "исходную точку", прекрасно понимая, что "нельзя дважды зайти в одну и ту же воду".
      Сколько ее утекло за это время.
      Российский "странный капитализм" уже расправил свои крылья, вылетел из гнезда и удобно расположился на всей территории шестой части земного шара.
      Но тогда, в 2006 году, старая имперская социалистическая столица еще проступала во многих местах. Где - то в хорошем виде, где - то не очень.
      Знакомые дома, парки, улицы еще продолжали напоминать ту Москву, которая была связана с нашим детством, юностью, зрелостью.
      Что привело меня в российскую столицу образца 2006 года? Отнюдь не ностальгия. Это чувство давно прошло.
    В свое время решение об отъезде было принято. Раз и навсегда. Правильное или нет, но обратной дороги не было.
    Новая жизнь, новые отношения. Со временем появился определенный социальный статус и возможность превратить в реальность свою давнюю, казавшуюся несбыточной, мечту - посмотреть мир.
    Не только страны, твк называемого, "социалистического блока". Вся планета открылась передо мной.
    В этой поездке Москва стала очередным туристическим объектом? В какой - то мере. Была еще одна причина.
    Наступает такое время, когда начинаешь потихоньку подводить итоги и возникает желание навестить своих близких, давно уже ушедших в иной мир и оставленных там, почти что без присмотра.
    Путешествие прошло нормально, погода была отличная, Москва выглядела великолепно. В конце рассказа я попытался подвести некоторые итоги.
    "Сегодня Россия открыта миру и очень привлекательна для инвестиций.
    В столице ускоренными темпами строится комплекс "Москва - сити". Он продолжает цепочку коммерческих зданий вдоль Краснопресненской набережной.
    Пока здесь, на месте старых заводиков и складов, возведено несколько зеркальных небоскребов, строительство продолжается и, судя по количеству башенных кранов, довольно интенсивно.
    В этот район прокладывается отдельная линия метро. Пока открыта только одна станция "Деловой центр". Это целый подземный город, где все сделано из совсем иных материалов, чем другие станции.
    Блестит новенький гранит пола, сверкают, покрытые тонированным аллюминием стены. Вся отделка выполнена в бежевых тонах. Мягкий, рассеянный свет приглушает этот блеск.
    В одном из многочисленных подземных залов установлена оригинальная скульптура Эрнста Неизвестного, выдворенного в свое время Хрущевым из СССР.
    В другом зале находится макет строящегося комплекса "Москва - сити", где в центре, среди небоскребов самой разной формы и отделки, выделяется главный, который должен, по замыслу его заказчиков, стать самым высоким в мире.
    В Москве сейчас ведутся серьезные разговоры об этом здании.
    Планируется, что возводить его будут фирмы из многих стран - инвесторов.
    Россия по - прежнему старается все делать с размахом, соответственно статусу Великой державы.
    И строительство этого небоскреба, в компании с ведущими странами мира, должно закрепить этот
    статус.
    Только бы эта невиданных размеров башня не стала вавилонской".
      Приехав в Москву образца 2012 года, я предполагал увидеть что - то подобное той столице, 2006 года, но вместо этого испытал нечто, похожее на "шок". В прямом смысле слова.
      Москвы, которую я знал, уже просто не существовало.
      Вместо, разбавленной местным "капитализмом", старой имперской столицы, предо мной предстало "нечто" не на что не похожее. Скорее всего на монстра и монстра далеко не доброго.
      
      Прилет и приезд
      
      2006 год.
      Международный аэропорт "Шереметьево - 2".
      Построенный западными немцами к Олимпиаде - 80, терминал тогда, в 1980 году, он казался огромным, а из - за неведомых отделочных материалов, создавал ощущение присутствия в ином мире. Добавьте сюда идеальную чистоту, запахи дорогих духов, хороших сигарет и кофе, объявления на двух языках о рейсах, например, в Рио - де - Жанейро или Абу - Даби.
      Другая планета!
      Какой же он стал крошечный, этот терминал, да еще все свободное пространство заставлено киосками.
      Паспортный контроль, таможня - все бегом, потоком, рейсов много, толпы людей, быстрее, быстрее. Где те строгие пограничники незабвенных советских времен - взгляд на тебя, в паспорт, туда и обратно и так много раз.
      Где те предельно строгие таможенники и груды вещей из чемоданов после их "шмона"?
      Проходите быстрее, толпа сзади напирает, взгляд в компьютер, за визу уплачено - проходи.
      Так выглядел аэропорт в 2006 году.
      Но сегодня и в эту реку второй раз уже зайти невозможно.
      Московский международный аэропорт "Шереметьево" соответствует лучшим европейским и заокеанским стандартам. Теперь он имеет шесть современных терминалов, просторных, удобных, красивых. Исчезли многочисленные киоски, открылись новые магазины "дьюти - фри", множество ресторанов и кафе.
      Предприятия быстрого питания, кухни разных стран - экзотические и традиционные.
      В общем, современный международный аэропорт.
      Паспортный контроль терминала "D" расположен в большом зале, накрытом оригинальным куполом. За порядком следит милиционер, простите, теперь уже полицейский. Он и только он решает, куда направить потоки пассажиров.
      Спасибо за помощь, только в очереди все - таки пришлось постоять.
      Паспорта проверяют долго. Это и понятно - безопасность государства.
      Все должностные лица очень серьезны. На такой важной и ответственной работе улыбаться не положено.
      Вспоминаю, какой шок я испытал, когда в первый раз приземлился в мире капитализма, в лондонском аэропорту "Гатвик".
      Здесь улыбались. И на паспортном контроле, и на выдаче багажа, и в железнодорожных кассах. Понятно, что эти улыбки были чистой формальностью, но все равно приятно.
      Правда сегодня в Лондоне уже не улыбаются. Поток нелегальных эмигрантов, захлестнувший Европу, принес с собой столько проблем, что уже не до этого.
      
      Итак, я снова в России, в ее столице, городе, в котором когда - то мечтал жить.
      Я уехал из нашего уральского промышленного центра в столицу отнюдь не за карьерой, как это принято сегодня.
      Я любил Москву, знал ее лучше любого таксиста и, в конце концов, приобщился к "элите" бывшего Советского Союза. Той, которая гордо носила это звание, и проживала внутри пространства, ограниченного кольцом, точнее эллипсом диаметром примерно тридцать пять километров.
      Первое в стране скоростное шоссе, подобие немецкого "автобанна" и американского "хайвэя" - Московская кольцевая автодорога - МКАД ( протяженность 109 километров, по три полосы движения в каждую сторону, ни одного светофора ), определила на долгие годы границы столицы. Здесь, внутри эллипса, образовалась особая элитная зона, определяемая московской пропиской, своеобразное государство в государстве. Московская кольцевая автомобильная дорога - МКАД и стала официальной границей города.
      Никто сегодня уже не вспоминает, как резко отличалась жизнь "внутри" и "снаружи" МКАД.
      С тех пор прошло много лет. Дорога полностью реконструирована и теперь имеет по шесть полос движения в каждую сторону. А кое - где и побольше. Что отнюдь не спасает от пробок.
      Москва во многих местах уже перешла через МКАД, правда пока точечно.
      Новость, которая появилась недавно в средствах массовой информации, я сначала принял за шутку.
      Но, как оказалось, юмором здесь и не пахло.
      Предполагалось увеличить площадь Москвы, ни много ни мало в четыре раза и только в одном, юго - западном направлении, доведя столичные границы почти до Калужской области.
      Фантастика, бред.
      Однако после сталинских, хрущевских и лужковских экспериментов с Москвой, трудно чему - либо удивляться. Но такой глобальный проект переходил уже все границы.
      Только побывав в Москве образца 2012 года я понял, что это не фантастика, а, вполне реальный, очередной эксперимент. Только намного крупнее предыдущих.
      
      Итак я уже в России, но до ее столицы надо еще добраться. В 2006 году это выглядело так.
      Крупнейший международный азропорт страны предлагал, кроме такси, два варианта - автобус до станции метро "Речной вокзал" и "Планерная". Был еще экспресс, но когда он придет никто не знал.
      Ждем на автобусной остановке.
      Со стоянок медленно и важно отъезжают иномарки, преимущественно черного цвета с затемненными стеклами, "Мерседесы", BMV, "Ауди" и очень много джипов.
      А у нас пришел автобус, не экспресс, а обычный, рейсовый, тот, что идет со всеми остановками.
      Вдыхаю забытый аромат венгерского "Икаруса", тяну чемодан внутрь и сразу упираюсь в турникет.
      Здесь установлена система автоматического учета пассажиров и, только с помощью купленого у водителя билета, проход открывается.
      Правда через турникет нужно не только пройти самому, но и протащить чемоданы, но это уже ваши проблемы. Главное - система внесла меня в общий подсчет, который призван в дальнейшем улучшить качество обслуживания.
      Об этом постоянно говорит по внутреннему радио приятный голос диктора, в перерывах между объявлением остановок и рекламой.
      Сегодня, глядя из 2012 года, такая ситуация выглядит довольно странно. И тем более удивительно и приятно, что всего за несколько лет все так изменилось. Как говорят, коренным образом.
      Теперь три московских международных аэропорта - "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово" связаны со столицей скоростными электропоездами компании "Аэроэкспресс".
      От зала выдачи багажа до железнодорожного терминала путь неблизкий. Нужно пройти три здания, как - бы нанизанные друг на друга. Конечно, по дороге иногда попадаются горизонтальные эскалаторы, но большая часть пути проходит в "пешеходном режиме".
      Вот наконец и терминал "Аэроэкспресс". Кассы, билетные автоматы.
      Перед выходом на посадку на установлены рамки для проверки безопасности. Пассажиров, направляющихся в сторону Москвы, охрана на платформу не пускает и в небольшом кассовом зале становится довольно тесно.
      Видимо сейчас начнется проверка безопасности. Но почему не постепенно, по мере увеличения количества пассажиров?
      Из Москвы прибыл поезд. Платформа заполнилась людьми. Судя по числу прибывших, этот вид транспорта очень популярен, хотя билет недешевый.
      А мы, отъезжающие, так и стоим и дышим в затылок друг другу. Тесно, жарко.
      Где - то за пять минут до отправления поезда охрана открыла проход и вся, собравшаяся в "накопителе", толпа заполнила пустую платформу. Народ бросился занимать места в вагонах.
      А что же с проверкой безопасности, со всеми этими рамками, прозвонками, охранниками?
      О них никто даже и не вспомнил.
      Поезд конечно хорош. Вагоны новые, просторные, чистые. Правда отсутствуют поручни при входе, а расстояние между вагоном и платформой довольно большое.
      Что делать инвалиду, да еще с багажом? Об этом не подумали?
      Традиционное советское - "вор должен сидеть в тюрьме, а инвалид дома" не изменилось. Хотя в терминале "D" есть даже специальный зал "Сириус" для пассажиров с ограниченной подвижностью.
      Но все это не более чем показуха.
      2006 год.
      За окнами автобуса проплывают знакомые панельные коробки города Химки, типовые, которые можно встретить в любом спальном районе Москвы. Но во что они превратились за эти годы. Видимо так же незаметно постарели и мы сами.
      На заднем плане - кирпичые громады нового, молодого, нынешнего поколения. Видно, как они теснят эту старую панельную мелюзгу, все точно как у людей.
      А вдоль шоссе - огромные торговые центры, часто несколько вместе, образующие своеобразные мегаполисы шопинга.
      Автобус идет со всеми остановками - это обычный городской транспорт, люди входят, выходят, спотыкаются о чемоданы приезжих, но что делать - мест для багажа здесь не предусмотрено.
      Миновав кольцевую автодорогу, расширенную с трех до шести полос движения в каждую сторону, но все равно забитую машинами, наш автобус двинулся не к находящейся рядом станции метро, а, свернув влево, еще долго путешествовал по прилегающим жилым кварталам.
      2012 год.
      Трасса "Аэроэкспресса" проходит по новой железнодорожной линии, связавшей комплекс аэропорта "Шереметьево" с существующим Савеловским направлением.
      Красивые здесь все - таки места. Леса, канал имени Москвы, Пироговское водохранилище.
      Прекрасный район для отдыха. Так думаю не только я.
      Поселки новых коттеджей сменяются крошечными старыми дачками. Помните - шесть соток и не больше!
      Теперь это уже не дачные кооперативы с жестким нормированием всего - разрешенной площадью туалета, сарая, садового домика.
      Сегодня жалкие остатки этих строений исчезают под напором новых вилл. Странно, что до сих пор еще что - то осталось. Видимо есть чересчур упрямые хозяева приватизированных старых дач.
      Но все это временные трудности. Когда будет нужно, деньги сделают свое дело.
      Перейдя на Савеловскую линию, поезд поворачивает на юг, в сторону Москвы. Здесь нет отдельного пути для скоростного "Аэроэкспресса". Все железнодорожное хозяйство движется по одним и тем же рельсам. И электрички, и поезда дальнего следования, и наш "экспресс". Направление довольно напряженное, в "час пик" здесь, на железной дороге, тоже случаются "пробки". В таком случае приоритет в движении конечно у "Аэроэкспресса".
      Закончились пригороды и началась Москва.
      Районы, по которым проходит поезд, никогда не считались престижными. Бескудниково, Дегунино, Окружная - рабочие окраины. Застроенные типовыми панельными зданиями, в советское время они были местом концентрации общежитий для "лимитчиков".
      Для тех, кто не знает, что это такое. "Лимитчики" - жители других городов, которые брались за те виды работ, от которых отказывались москвичи. Что - то типа нынешних гастербайтеров.
      Они работали главным образом в строительной отрасли.
      По прибытии в Москву "лимитчики" получали временную прописку и место в общежитии. Через пару лет, при определенных условиях, им полагалась постоянная прописка, комната в семейном общежитии, а иногда - отдельная квартира в таких рабочих районах. Выходили замуж, женились, заводили детей и становились полноправными москвичами.
      Количество таких людей было ограничено и строго контролировалось. Предприятие, нуждающееся в рабочей силе, получало "лимит" - сколько иногородних оно может принять. Обычно это количество составляло примерно половину от того, что требовалось. Поэтому часто руководители предприятий старались "просить больше, так как дадут меньше".
      "Свежего лимитчика" можно было легко узнать. По затравленному взгляду.
      Прав у них не было почти никаких. Любое должностное лицо, будь то милиционер или комендант общежития, в любой момент мог прекратить их процесс "натурализации".
      Так проходил процесс рождения нового москвича.
      "Аэроэкспресс" в пути не делает ни одной остановки. Мимо проносятся уже московские платформы - "Марк", "Бесудниково", "Лианозово", "Окружная". При взгляде на них я испытываю странное ощущение. Все сооружения, относящиеся к железной дороге ухожены, покрашены и видно, что за ними следят.
      С обратной стороны платформ, той, что "лицом" к городу, "прилепились" многочисленные киоски типа "кто во что горазд". Соответственно в сторону поезда выходит их изнанка. Такие балаганистые базары раскинулись у каждой станции. Может быть москвичам старым и новым они нужны. Не мне судить.
      Но это ощущение внутреннего дискомфорта совсем не от базарного балагана.
      Изменились люди. Их много на платформах в ожидании электричек. Публика иная, даже по отношению к 2006 году. Большая часть пассажиров очень напоминает тех самых "лимитчиков" образца бывшего СССР. Много людей с таким же затравленным взглядом - жертвы всякого рода перекупщиков живого товара.
      Приехали новые рабы и среди них очень много восточных лиц.
      Фон этого базарно - человеческого балагана - кварталы, когда - то светлых кирпичных и панельных жилых домов. Во что они превратились за это время! Здания, построенные из кирпича выглядят относительно прилично, но панельные дома, особенно третьего поколения, те, облицованные керамикой, мягко говоря, требуют капитального ремонта.
      Когда проектировали эти серии нам обещали, что домам, собранным из панелей с такой облицовкой не страшны ни года, ни природные катаклизмы. Время все расставило на свои места.
      Когда - то белый город превратился в грязно - серый. Добавьте сюда застекленные по принципу - "Мой дом - моя крепость", что в переводе означает - "Что хочу - то ворочу", балконы и картина готова.
      Нет, не совсем. В этих районах почти нет зданий, построенных в "лужковское" время.
      Место непрестижное, лучше в центре, на месте какого - нибудь снесенного исторического сооружения.
      Обращает внимание, как много пропадает такой ценной московской земли. Многочисленные свалки, полуразрушенные промышленные здания. В сторону железной дороги выставлена изнанка города.
      Впрочем как и во всем мире. Только если раньше эта изнанка немного ретушировалась светлыми новыми жилыми зданиями, то теперь серые запущенные фасады лишь подчеркивают ее убогость.
      После пересечения с трассой Рижского направления, двигаемся параллельно Бутырской улице, части Дмитровского радиуса, важного звена в радиально - кольцевой планировке Москвы.
      Хорошо, что в нашем поезде окна закрыты герметически. Иначе мы бы почувствовали весь спектр "ароматов" этого района.
      Сейчас трудно понять, как можно было развивать этот, ныне довольно престижный район, в центре которого расположены две парфюмерные фабрики и химический завод. Но человек привыкает ко всему.
      Около Савеловского вокзала, тоже перестроенного и увеличившего свои площади, "ныряем" в тоннель - часть, когда - то знаменитого, трехярусного моста. Построенный в начале шестидесятых годов прошлого века, он положил начало третьему транспортному кольцу, сооружение которого наконец то завершилось.
      Отсюда уже недалеко до Белорусского вокзала - конечной станции "Аэроэкспресса".
      Для нашего поезда на вокзале выделена отдельная платформа. Курочка, несущая золотые яйца, должна жить в соответствующих условиях. Все хорошо, но...
      Прекрасный поезд, удобное сообщение с центром Москвы, чистый, ухоженный вокзал.
      Прохожу через кассовый зал и направляюсь к ближайшему выходу. Тому, что рядом со станцией метро.
      Но так слишком просто. Это не для Москвы. Нужный мне выход сегодня работает только... на вход, потому что, как сообщает надпись на огромном плакате, проводится "тестовая проверка системы безопасности".
      Очевидно рамка и, стоящий рядом, охранник, отправляющий всех выходящих обратно и есть та проверка или испытание. Только кого?
      Площадь Белорусского вокзала. Это место в Москве для меня особое. И не только потому, что здесь расположено последнее место работы. Почти все наиболее важные события моей до и московской жизни каким - то удивительным образом были связаны с этой площадью.
      Выйдя на улицу я снова почувствовал какой - то душевный дискомфорт. В этом, особо чувствительном для меня месте, такое состояние - своего рода показатель внутренних эмоций.
      В восточной части площади там, где посреди пустыря высилась заброшенная церковь, выстроен комплекс высотных зданий. Храм восстановлен и получил то, чего его лишили - золотые купола и кресты. Стройка продолжается и с противоположной стороны Бутырского Вала, ближе к мосту, который связывает Тверскую - Ямскую улицу и Ленинградский проспект.
      Видно, что на площади идет борьба за каждый квадратный метр территории.
      В чем же причина моего душевного дискомфорта?
      Изменилась публика. Непривычно большое количество "бомжей", гастербайтеров с тем же затравленным взглядом, их работодателей и прочего вокзального сброда. Много восточной публики, что для меня уже не новость.
      Скорее в метро. Меня ждет, заказанный заранее, номер в мини - отеле в самом центре Москвы.
      
      Мини - отель
      
      2006 год
      В столице, сколько я помню, всегда были проблемы с гостиницами.
      Раньше, во времена советские, снять не то что комнату, спальное место в отеле для человека с улицы было просто нереально. И это несмотря на крупнейший в Европе гостиничный комплекс "Россия", небоскреб "Интурист" и еще множество больших и маленьких отелей.
      Даже, когда при подготовке к Олимпиаде - 80, были построены огромные, на десятки тысяч мест гостиницы - Центральный дом туриста, "Измайлово", "Космос" и еще много других, проблему это не решило.
      Свободные "койкоместа" как бы пропадали в московском "Бермудском треугольнике".
      Сейчас я столкнулся с подобной проблемой но как - бы с противоположным знаком.
      Места в московских гостиницах были, сколько угодно, в любом районе города, на любой период, но цены...
      Найти номер в обычном отеле туристического класса - две - три звезды - оказалось почти нереально. Двухместная комната стоимостью чуть ниже ста долларов за ночь предлагалась или в отеле, расположенном в "ближнем Подмосковье", или в том, что когда - то называлось "дом колхозника".
      При этом, если в интернетовском сайте отеля сообщалось о его прекрасном месторасположении в зеленой зоне - на самом деле это было где - нибудь вблизи корпусов ЗИЛа или Шинного завода, если в рекламе значилось - пять минут пешком до ближайшей станции метро, это было более близко к истине, только не пешком, а на автобусе, который ходит раз в полчаса.
      Зато не было недостатка в различных "Мариоттах", "Шератонах", "Хаятах" и прочей подобной роскоши. Много новых названий, а большинство из существовавших в наше время, теперь вошли в состав крупных мировых сетей.
      Гостиницы, считавшиеся когда - то среди гостей столицы престижнейшими, теперь имеют классификацию не выше трех звезд, правда, иногда, их стоимость тянет на все пять.
      Так было в 2006 году, так продолжается и сегодня.
      Но есть и кое - что новое.
      Сейчас, не только в Москве, но и по всему миру широкое распространение получают так называемые мини - отели.
      Обычно - это одна или несколько квартир, перестроенных под гостиницу. Возможны и другие варианты.
      Такие отели имеют определенные преимущества и в последнее время стали очень популярны.
      Вот и я решил попробовать, что это за штука. Открыл Интернет и заказал номер в таком отеле. Преимущества - самый центр Москвы, всего несколько номеров, судя по фотографиям и цене, довольно приличных и, соответственно мало соседей.
      Смущало только одно - прием гостей только до 18 - 00. Перед отъездом позвонил, представился и сообщил, что приеду в районе одиннадцати часов вечера.
      Приятный женский голос заверил, что номер забронирован на мое имя и никаких проблем не будет. В конце разговора менеджер отеля, так она представилась, дала мне код для входа в подъезд.
      Как и предполагалось, в одиннадцать часов вечера я шел со своим багажом по мрачному Колобовскому переулку, который соединяет Трубную площадь с Петровкой. Место отличное. С одной стороны - станция метро, с другой - гарантия безопасности - знаменитая Петровка, 38 - Главный штаб московской полиции.
      Вот он, нужный дом. С помощью кода открываю стальную дверь - такие ставят теперь везде - поднимаюсь на второй этаж и вот он, мини - отель. Правда никакой вывески нет, но, судя по публике, я у цели.
      Что - то похожее на женщину заплетающимся языком сообщает, что мой номер занят, а свободных нет.
      Кто - то пришел раньше - ему и продали. Что же делать? Никто ничего не знает.
      Сажусь на старый продавленный диван, стоящий в прихожей и начинаю "качать права". Откуда - то изнутри квартиры, а это самая обыкновенная расселенная "коммуналка", появляются три "качка" и... обещают вызвать полицию.
      Не знаю, выполнили бы они свою угрозу или разобрались со мной сами, но, в любом случае, дело принимает нехороший оборот.
      Куда я пойду сейчас почти в полночь, да еще с багажом?
      На мое счастье один из "качков" оказался земляком. Еще по тому городу, из которого я уехал в Москву. Он велит женоподобному существу позвонить хозяину отеля, а точнее целой сети.
      После долгих переговоров наконец находится место в другой гостинице, на Покровке. Как туда добраться почти в час ночи? Выйти на площадь и взять такси. Кто оплатит? Кому надо, то есть мне. Отель платить не будет.
      Земляк советует не выступать, взять на площади машину и не пожалеть каких - то жалких трехсот рублей.
      Спасибо ему за совет. Надо убираться отсюда, да побыстрее.
      На прощанье спрашиваю, с кем я говорил по телефону. Вопрос в пустоту. "Персонал" отеля устал и хочет спать.
      Москва, Трубная площадь, час ночи. Ярко освещенный фасад театра Иосифа Райхельгауза - единственное светлое пятно. Есть еще несколько фонарных столбов, на которых что - то светится и красные фонарики на заборе в центре площади - здесь что - то ремонтируют. Скажем прямо - темновато и не очень приятно.
      Последние троллейбусы едут в депо, черные "Мерседесы" - в ночные клубы. И ни одного такси.
      Наконец из - за угла выехал "частник". Поднимаю руку - сразу останавливается.
      Называю адрес. "Две тысячи рублей". Спасибо земляку - научил. Отхожу в сторону. "Тысяча рублей". Не реагирую.
      "Триста рублей". Поехали.
      Сажусь в автомобиль - какая - то старенькая "иномарка", в темноте не разберешь.
      Водитель заводит машину и спраивает, как ехать. Имеется в виду не какая дорога лучше и ближе. Водитель просто не знает, где эта улица. Приходится объяснять.
      После двадцатиминутных поисков светофора - а он почему - то оказался за тем, ремонтным забором - покидаем негостеприимную Трубную площадь.
      Следующий мини - отель тоже расположен в тихом переулке, недалеко от Покровских ворот. В этом доме, в самом сердце когда - то престижного района жили две известнейших звезды эстрвды. Когда - то.
      Открыв стаьную дверь подъезда, я увидел... киргизский аул, расположившийся со всеми его дедками, бабками и детьми прямо на лестнице. Не хватало только юрты.
      Перебравшись через них, я поднялся на третий этаж и позвонил в дверь. Здесь тоже был свой "менеджер".
      Молодая киргизка, почти не говорящая по - русски, потребовала полностью оплатить номер и только в рублях. Потому что она не умеет считать иностранную валюту.
      Моих запасов в рублях хватает только на половину требуемой суммы. Где же можно обменять деньги в час, нет уже в два часа ночи. Но киргизка стоит на своем.
      Тогда иду на хитрость. Отдаю ей все свои рубли и прошу показать мне комнату. "Менеджеру" лень сдвинуться с места, тем более часть денег получена. Она дает мне ключ, я захожу в свой номер и запираю дверь изнутри.
      Но меня никто не беспокоит. Через запертую дверь кричу, что остаток утром и киргизка, немного поворчав на своем языке, оставляет меня в покое.
      Номер "полулюкс" состоит из "комнаты" минимального размера. Во время ремонта бывшей "коммуналки" ее перепланировали, разделив на такие вот отсеки. В так называемой "комнате" большую часть площади занимает двухспальная кровать - от стены до стены, похоже, что по ней планировалось помещение. Остальное - узкий проход для подхода к кровати. Еще есть небольшая прихожая и ванная комната. В последней, с одной стороны - душевая кабина, с другой - раковина. Между ними, в углу, унитаз. Чтобы подойти к нему нужна хорошая физическая подготовка, так как, из - за экономии площади, между душем и раковиной почти не осталось места.
      Три часа ночи. Не спится. Рассматриваю дом напротив.
      По странной иронии судьбы улица, где расположен отель, для меня тоже знаковая. Даже больше, чем площадь Белорусского вокзала. Особенно тот дом, прямо напротив моего окна.
      Это здание было построено в 1886 году. До Октябрьского переворота 1917 года здесь жили, в основном, врачи, адвокаты и представители "свободных" профессий.
      Потом огромные квартиры превратили в "коммуналки".
      С приходом капитализма начинается передел недвижимости. Не все, но многие квартиры были расселены и сюда начинают переезжать "новые русские" бизнессмены. Место тихое, в самом центре, квартиры отличные.
      Престижный район.
      Рассматривая этот дом, я понял, почему на окружающих зданиях так много объявлений о продаже квартир.
      Судя по лицам, мелькавшим за окнами, похоже, что все здание занято гастербайтерами. Даже чердак.
      Там, сквозь слуховые окна пробивался свет и мелькали такие же лица. Не знаю, что с подвалом, но думаю то же, что и с чердаком.
      Москвичи бегут из этого, когда - то престижного, района, а их место занимает другой "контингент".
      Может быть расширение столицы в юго - западном направлении как - то связано с этими процессами?
      
      Киргизка - "менеджер" спала на диване, полностью перекрыв выход из квартиры - отеля. Сегодня с утра она была более сговорчивой. Приняла оставшуюся сумму в долларах, долго их пересчитывала, мусоля каждую бумажку.
      Потом пожелала счастливого пути.
      Мне же говорить "спасибо" почему - то не хотелось.
      
      
      
       Московский метрополитен
      
       На площади Белорусского вокзала, куда прибывает "Аэроэкспресс", расположены две станции метро - кольцевая и радиальная.
       Так получилось, что начинался мой трудовой путь в Московском метрополитене на первой, а завершился на второй. Хотя между ними было еще с десяток станций, но судьба вернула меня именно сюда, на эту площадь.
       Метрополитен был не только местом работы.
       До сих пор у меня не утратилось то первое детское ощущение от иного, необычного мира, начинавшегося сразу же за входными дверями. Это, наверное, своего рода болезнь или любовь, или, если хотите, все вместе.
       А может быть просто затянувшаяся ностальгия по далекому детству, где, как принято считать, и люди были другие, и дома другие, да и метро тоже было какое - то не такое.
       В жизни мне приходилось выполнять самую разную работу, но нигде я не чувствовал себя так комфортно, как в метро. Почему? Не могу объяснить.
       Было тяжело, порой очень тяжело. Но все равно, несмотря ни на что, детская сказка нисколько не поблекла.
       Эта сказка прошла со мной все шестнадцать лет эмиграции и, возвратившись в Москву в 2006 году, я продолжал смотреть на метро сквозь "розовые очки".
       2006 год.
       Московское метро - самое красивое в мире - так нам внушалось в прежние времена. И теперь, проехав не один десяток стран, готов это подтвердить.
       Станции поразительно красивы и сегодня. Но отведя взгляд от золотой мозаики на "Комсомольской", скульптур на "Площади революции" или других имперских символов эпохи социализма, вы увидите иную картину.
       Станции грязны настолько, что порой эта запущенность выделяется более ярко, чем прекрасная архитектура.
       Пыль толстым слоем покрыает когда - то белые потолки, многочисленные лепные украшения, скульптуры и карнизы.
       Где - то в середине восьмидесятых годов на кольцевой линии проходил испытания поезд нового поколения, блестящий, обтекаемой формы. Так он и ездил по кругу до самого нашего отъезда. И, похоже, испытания не прошел.
       Подвижной состав Московского метрополитена находится в ужасном состоянии. Это видно даже невооруженным глазом. Новые поезда ни разу не встретились. Все больше выпуска середины семидесятых годов прошлого века, проржавевшие до неприличности снаружи, с продавленными сидениями внутри и жуткой тряской во время движения, сопровождаемой скрежетом и скрипом.
       2012 год.
       На станции "Белорусская - радиальная" меня ожидал сюрприз. Поезд, подошедший к платформе, оказался той самой модели, которая проходила испытания на Кольцевой линии в середине восьмидесятых годов прошлого века.
       Позже он получил название "Русич".
       Наконец московский метрополитен обновил свой подвижной состав. Но, увы! Поезд новой модели, который встретил меня в день приезда, оказался первым и последним. Словно специально подготовились к встрече.
       Когда проектировали и возводили подземные дворцы, думали ли создатели этой сказки о том, что белый мрамор имеет свойство с течением времени темнеть. Что он сейчас успешно делает.
       Трудно себе представить, какое количество этого материала разбросано по всему московскому метрополитену. Что будет со всей этой красотой через несколько лет.
       Метрополитен продолжает строится и даже, как сказал "постлужковский" мэр Москвы Сергей Собянин, приближается к уровню Советского времени.
       Он еще бы сравнил с 1913 годом, как это любили делать в советское время.Тогда население столицы росло, но росло стабильно и довольно медленно. Все было под контролем.
       Сегодня, по официальным данным, за последние двадцать лет количество москвичей выросло в полтора раза. Каков же фактический прирост населения видно невооруженным глазом.
       За это время построено несколько новых линий в отдаленные районы. В центральной части города почти ничего не изменилось. То же и на Кольцевой линии. А ведь именно здесь проходят основные потоки пассажиров.
       Московский метрополитен задыхается. Еще немного и наступит "коллапс".
       То же самое происходит на столичных дорогах. Где же выход?
       Вот как видит его господин Собянин.
      
       29 октября 2011 года
       Интернет-издание "Вести.Ру"
      
       Обеспечить необходимое москвичам количество дорог невозможно, оптимальный способ разрешить тяжелую транспортную ситуацию в столице - развивать общественный транспорт, заявил Сергей Собянин - мэр Москвы. "Чтобы решить транспортный коллапс, необходимо развивать общественный транспорт таким образом, чтобы давать людям возможность реально добраться до работы в удобное для них время. Другого варианта нет" - отметил Собянин в интервью программе "Вести".
       По его словам, построить столько дорог, сколько нужно автомобилистам Москвы, руководство города не может.
       Строительство многоуровневых дорожных развязок для столицы также неприемлемо, подчеркнул мэр. "Москва не Токио, я бы не хотел, чтобы по центральным улицам Москвы были проложены в два-три этажа "хайвэи" на уровне окон домов и чтобы граждане нас упрекали за это" - пояснил он.
       "При этом, добавил мэр Москвы, очевидна нехватка рук - основные работы сейчас выполняют мигранты. "Надо добиваться того, чтобы человек, приехавший из Таджикистана, платил не меньше налогов, страховых платежей, чем наши, иначе получается неравенство: работодателю дешевле принять иностранца, чем российского гражданина, так не должно быть, это дискриминация наших рабочих" - высказал свое мнение глава столицы.
       Даже в таком, "предколлапсном" состоянии, метрополитен ежедневно перевозит миллионы пассажиров. Что говорить, Москва целиком и полностью привязана к своей "подземке".
       Для такого мегаполиса, как российская столица, метрополитен - это и скелет, и кровеносные сосуды, и нервы.
       В общем, как ни называй, но любая болезнь этого гигантского организма немедленно парализует если и не весь город, то значительную его часть. По данным различных исследований, порядка 50% москвичей ежедневно проводят в метро около полутора часов.
       Пользуются же этим видом общественного транспорта почти все, особенно во время огромных пробок на дорогах, что для Москвы уже стало почти что символом.
       Бурное развитие автопарка привело к тому, что добраться до центра из "спального" района гораздо удобнее именно на метро. Благо в российской столице один из самых логичных и продуманных, по схеме построения станций, метрополитен.
       Пользовался метро и я. Все - таки это очень удобно.
      
       Прогулки по Москве
      
       Несмотря на заметное изменение характера города и состава его жителей, Москва по - прежнему сохраняет имперскую надменность. Слишком много было вложено в свое время для превращения Советского Союза в великую державу. Столица такой страны должна была соответствовать своему статусу.
       В то время все решала политика, сейчас - деньги. Символы коммунистической Империи - здания в стиле "Сталинский ампир" уступают место "Капиталистическому ампиру".
       Сегодня в столице проводится очередной эксперимент. Продолжается дело, начатое большевиками. Сталинские, хрущевские, лужковские "реконструкции", проводимые в политических или финансовых целях, постепенно превращают Москву в город без истории, город без корней, город гастербайтеров.
      
       Кремль. Сердце Москвы.
       Он прекрасен в любом ракурсе.
       Если смотреть например с противоположной стороны Москва - реки. Перед глазами разворачивается великолепная панорама. Белоснежные соборы, дворцы, золотые купола. Сказка.
       По обе стороны Кремля находятся два места - иначе не назовешь - результаты волевой политической и финансовой "перекройки" города.
       С левой стороны - восстановленный Храм Христа Спасителя, фасад которого, по замыслу архитектора, "привязан" к Кремлю, к его древним соборам - Архангельскому и Успенскому.
      Справа - пустырь на месте разобранной гостиницы "Россия", которая тоже задумывалась в одной "связке" с Кремлем, с Дворцом Съездов.
       Больше тридцати лет на месте уничтоженного Храма был пустырь. Не один год пустует площадка на месте снесенной гостиницы "Россия".
       В конце концов время все расставит на свои места.
       Свои прогулки по Москве, в этот приезд, я посвятил изучению результатов последней "реконструкции" столицы России.
      
      Храм Христа Спасителя
      
       Одна из наиболее известных "новых" московских достопримечательностей, к которой подходит выражение о том, что именно новое - это давно забытое старое.
       "Забытое" так хорошо, что последующие поколения, в том числе и мое, понятия не имели об этом сооружении и о том, что с ним произошло. А нашим родителям просто приказали "забыть". Они и молчали, потому что привыкли выполнять приказы. Ведь у многих еще оставались в памяти сталинские времена и все то, что с ними связано.
       Для нас, выросших в другом мире, тоже далеко не идеальном, но все - таки в другом, место, где возведена эта "забытая" "новая" достопримечательность, олицетворялось с тогда самым большим в стране открытым плавательным бассейном. "Москва". То, что находилось здесь раньше нас не интересовало. Да мы и не могли себе представить что - то другое, кроме бассейна Более любопытные довольствовались строго дозированной информацией, где слово "Храм" даже не упоминалось.
       Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Успенским и Архангельским соборами Московского Кремля, которые послужили его прототипами. Средства для строительства собирались по всей стране, а само зданиеטאзавершено в 1889 году. Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, призввано было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского в Санкт - Петербурге.
       В начале тридцатых годов прошлого века Советская власть уже окончательно укрепилась на всей огромной территории бывшей Российской Империи. Потенциальные и фиктивные враги частично были уничтожены, частично нейтрализованы. Но ненадолго, всего на несколько лет, до их полной физической ликвидации. Завершилось отделение церкви от государства. Старые идолы были разгромлены. С невиданным доселе энтузиазмом разорялись церкви и монастыри, сжигались старинные иконы, взрывались построенные на века здания. Конечно, большая часть этих погромов проходила по указаниям "сверху", но та ярость, с какой все это исполнялось, приводила в изумление, а потом и в ужас сам "верх".
       Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если срочно не дать народу новых "идолов" вместо свергнутых, то может разразиться катастрофа, которая сметет и их самих. И страна получила новую религию - коммунизм.
       Основной задачей становится превращение Советского Союза в Великую державу, а Москва, как столица новой Империи, должна была соответствовать этому статусу.
       Создаются новые святые и святыни. Здесь коммунисты не придумали ничего нового - за основу были приняты принципы построения общества в соответствии с христианскими религиозными канонами, с добавлением сюда некоторых символов, взятых из религий древнего Египта, Греции и Рима. Первым советским канонизированным святым стал сам великий вождь - Ульянов - Ленин. Он захоронен по традициям Древнего Египта - мумифицирование и помещение в Мавзолей - уменьшенной копии пирамид. На место следующего, и основного, святого претендовал сам Сталин. Благодаря усиленной пропаганде, с каждым годом Великий Вождь становился для народа все более неземным.
       Новая, коммунистическая религия требовала также и своих храмов, конечно отличающихся и от христианских и от всех других конфессий. Храмов, спроектированных на основе совершенно иной концепции. Объектом первостепенной важности считалось возведение самого большого в стране здания - "Дворца Советов" - коммунистического кафедрального собора.
       Победивший на конкурсе проект был выполнен архитекторами Щуко и Гейфлерхом и представлял собой круглый в плане небоскреб высотой 400 метров, увенчанный статуей Ленина. "Дворец Советов" предполагалось возвести там, где находился храм Христа Спасителя.
       Место, выбранное для строительства этого, фантастических размеров, сооружения было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем, прекрасно просматриваемое с разных точек города. Но особенно оно было важно с политической точки зрения. В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а на освободившейся территории развернулось строительство грандиозного здания "Дворца Советов". К началу Второй Мировой войны, точнее перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания. Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей" для обороны Москвы. А по окончании войны строительство этого никому не нужного "циклопа" прекратилось. Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва". Сейчас бассейна уже нет, а снова есть Храм Христа Спасителя, вернее его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия. Здесь и музей, и подземные стоянки - в народе их называют "Спаситель" на гаражах".
       Храм возводился круглосуточно, днем и ночью. Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт. Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора.
       Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, возвратившись на свое "законное" место.
      
       Бизнес - центр Христа Спасителя
      
       Несмотря на то, что по Конституции церковь в России отделена от государства, храм Христа Спасителя получает деньги московских налогоплательщиков. Вернее, не сам храм, а фонд, которому Храм отдан в оперативное управление.
      
      Фонд отчитывается перед попечительским советом, который возглавляет Патриарх Кирилл. Выделяя бюджетные деньги Храму, власти Москвы не нарушают Конституцию. По сути, они просто содержат городское имущество, ведь все постройки Храма Христа Спасителя и земля под ним принадлежат Москве, а вовсе не Русской православной церкви. Город использует площади главного культового сооружения страны с максимальной отдачей. Под вывеской Храма Христа Спасителя наряду с церковными помещениями работает большой бизнес - центр с офисами, ресторанами, частной охраной и платной подземной парковкой.
      
      Большой доход приносят фонду арендаторы помещений. Например, Зал церковных соборов с VIP-гримерными можно снять за 450 тыс. рублей в сутки, конференц-зал стоит 100 тыс. рублей.
      
       Кроме того, храм сдает на длительный срок множество небольших офисов. Например, прямо над алтарем располагается адвокатская контора "Ваш надежный советник".
      
       Согласно официальным данным за 2001 год, на восстановление Храма было потрачено около 650 миллионов долларов.
      
       Так сегодня в Москве "делают" деньги. Так зарабатывают на главном Храме России, который называют теперь - "Бизнес - центр Христа Спасителя".
      
       Глава подготовлена по материалам московской прессы.
      
      
      
      
      Тверская
      
      Быть в Москве и не прогуляться по Тверской просто неприлично.
      Главная улица столицы начинается от Кремля и Манежной площади. Однако Тверская дореволюционная и улица Горького советская - две совершенно разные вещи. Первая - узкая, суматошная, торговая. Вторая - широкая, важная, имперская. Напомню, что речь идет об одной и той же улице.
      Мне, например, ближе улица Горького. Другой я и не знал.
      Всегда полная народу, в основном приехавших в поисках продуктов, улица была для них "последней инстанцией". Обычно закупались в небольших магазинах ближе к окраинам, а сюда приезжали как - бы "завершить процесс" или, точнее, погулять. Поэтому и атмосфера здесь была непринужденная.
      Сегодняшняя Тверская и улица Горького тоже две совершенно разные вещи.
      В разгар дня тротуары пустые. Это и понятно. Приезжие с тех, продуктовых, "десантов" исчезли, товары, выложенные на шикарных витринах дорогие, да и набор магазинов соответствующий. Все больше меховые и ювелирные.
      Да гостиницы экстра - класса типа, недавно построенного в самом начале улицы, отеля "Ритц". Это здание - одна из целей этой проулки.
      Процесс "реконструкции" Москвы Советской набирает силу. Волны его несутся вниз по Тверской в сторону Кремля, смывая по дороге все то, что мешает принести быструю прибыль.
      Поток хоть и кажется стихийным, но на самом деле он управляется людьми точно знающими, чего они хотят.
      Отель "Интурист" - одно из самых культовых зданий Советской эпохи.
      Возвышаясь над окружающей застройкой, нагло глядя в Кремлевские окна, он как - бы говорил - плевал я на вашу архитектуру, где хочу, там и стою.
      Теперь дошла очередь и до него. Слишком жирный кусок земли он занимал.
      Гостиница "Интурист", принадлежавшая некогда могущественному объединению Госкоминтурист - такой же символ "советского шика", как магазины "Березка" или закрытые спец распределители.
      Сегодня на фоне роскошных отелей, заполонивших Москву, "Интурист" выглядел памятником ушедшей эпохи.
      Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков как - то сказал, что "Интурист" торчит на Тверской улице, как гнилой зуб.
      Это высказывание градоначальника и стало приговором. Судьба гостиницы была решена.
      Проект нового отеля, который построили на месте "Интуриста", разрабатывался под стандарт известной американской гостиничной компании "Hilton".
      В свое время "Интурист" олицетворял "красивую жизнь" с ее валютными барами, интердевочками и фарцовщиками.
      Сегодня все золотые дни гостиницы остались в советском прошлом. В новой Москве на смену "Интуристу" пришли другие отели и символы.
      
      Официальное сообщение городских властей
      
      "Интурист", одна из центральных гостиниц Москвы, была построена в 1970 году и расположена на пересечении Тверской и Моховой улиц.
      В гостинице было 20 этажей и 436 номеров, в том числе 70 люксов и 13 апартаментов.
      Архитектурный облик "Интуриста" и сформировавшийся у него "специфический имидж" стали причинами решения о закрытии и демонтаже".
      
      Первый раз слышу, что причиной сноса небоскреба стал его имидж.
      Отель "Ритц - Карлтон", построенный на месте "Интуриста", почти не возвышается над окружающей застройкой и нагло не смотрит в кремлевские окна. Теперь уже оттуда смотрят на него.
      "Гостиница "Ритц - Карлтон" занимает площадь более 1360 кв. м и имеет одиннадцать этажей.
      Просторные гостинные, особое постельное белье со знаком "Ritz-Carlton", пуховые перины, изящные мраморные ванные, ЖК телевизоры, доступ к высокоскоростному интернету - все это удивит даже самого взыскательного гостя. Два изысканных ресторана, бар, расположенный на крыше здания с видом на Москву, Спа- салон и оздоровительный клуб - только часть первоклассных удобств, доступных гостям отеля "Ритц - Карлтон".
      
      Рекламный текст с сайта - http://ritz-carlton.hotelhunters.ru/
      
      Гостиница "Москва"
      
      "Начинается Земля, как известно, от Кремля". Видимо речь идет о Тверской улице.
      Тмчнее не от Кремля, а от гостиницы "Москва".
      В свое время она была не просто местом временного проживания гостей столицы Памятник советской архитектуры, возведенный в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от стен Кремля, гостиница "Москва" много лет считалась главной гостиницей страны.
      Строительство гостиницы "Москва" началось в 1930 году и ознаменовалось стартом генеральной реконструкции исторического центра Москвы, которая продолжалась до семидесятых годов прошлого века.
      Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот - на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм, в советском варианте - так называемый "Сталинский Ампир".
      Для переделки проекта был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина.
      Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова.
      Здание стало более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни - правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд.
      По слухам, проект гостиницы "Москва" был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше - левая или правая.
      Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы "Москва" появились знаменитые асимметричные башни.
      Гостиница "Москва" приняла первых посетителей в 1935 году.
      Много лет оставаясь самой крупной гостиницей СССР, "Москва" пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. Восхищение приезжих иностранцев вызывали не только комфортабельность и уют гостиницы, но и отделка номеров, в которой использовались ценные породы дерева, лепнина, мрамор и бронза, произведения живописи и скульптуры. Для мягкой мебели специально создали новую ткань - "полушелк".
      В номерах и ресторанах гостиницы снималось кино, в стенах "Москвы" разворачивалось действие многих литературных произведений. Среди знаменитых постояльцев отеля - Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Илья Эренбург, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Фредерик Жолио-Кюри, Пабло Неруда.
      20 июля 2003 года гостиница "Москва" была закрыта на реконструкцию, а с 15 сентября того же года начался демонтаж здания.
      Работы шли медленно: несмотря на объявленную аварийность, старые стены гостиницы "Москва" ломались с трудом. Несколько раз в демонтируемом здании возникали пожары, которые, к счастью, обошлись без человеческих жертв.
      
      Сообщение агентства "Интерфакс".
      
      "Гостиница находится в плачевном состоянии, представляет физическую опасность для горожан: балконы обтянуты сеткой, от фасадов отваливается лепнина.
      Кроме того, она не отвечает современным требованиям ни по надежности, ни по комфорности.
      Разборка гостиницы займет не меньше года.
      На ее месте появится современный отель, построенный по первоначальным чертежам архитекторов Щусева, Стапрана и Савельева. Новая "Москва" класса пять звезд примерно в два раза будет превышать по площади нынешнюю гостиницу и будет включать в себя апартаменты, торговый и развлекательный центры, офисные помещения, систему подземных автостоянок. Внутренний двор перекроют прозрачной крышей.
      Городские власти намерены провести инвентаризацию, обследование и фиксацию ценных в историко-культурном отношении элементов здания и разработать план мероприятий по их сохранению, реставрации и повторному использованию в новом отеле.
      Правительство столицы убеждено, что у него есть все основания демонтировать гостиницу "Москва".
      Как заявил заместитель мэра в правительстве города Иосиф Орджоникидзе - "Москва" никогда не являлась памятником, у нее нет регистрационного номера, она не поставлена на учет". Заместитель мэра отметил, что речь идет не о ликвидации, а о воссоздании гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
      
      Так и получилось, только в точпости до наоборот. Здание ликвидировали, оставив в самом центре Москвы голое поле с кучами мусора.
      Что - то не получалось с инвестораии. Так пустырь и простоял несколько лет.
      Чтобы прикрыть этот срам, городские власти стали уже поговаривать о продолжении променада от Манежной площади до Большого театра, тем самым используя место снесенного отеля для парка.
      Но тут нашелся богатый инвестор и начался процесс "воссоздания гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
      Чт же получилось? Отель или "элитное жилье" на фоне Кремля?
      
      Перед вами примерное описание "обновленной", а, точнее, вновь построенного комплекса, не имеющего ничего общего с оригиналом. Давайте совершим небольшую экскурсию.
      Гостиничная часть занимает этажи с 1-го по 10-й включительно.
      Этажи 1-3 представляют собой зоны общественного пользования - рестораны, банкетные залы, бизнес-центр, залы совещаний, служебные зоны, администрация, менеджмент гостиницы.
      На втором этаже находится бизнес-центр, предназначенный для проведения деловых встреч гостиницы.
      На третьем этаже располагается банкетный зал гостиницы и многофункциональный зал, которые предполагаются для проведения торжественных мероприятий. Многофункциональный зал может трансформироваться в два.
      На пятом этаже располагается SPA-комплекс и гостиничные номера. SPA занимает площадь 2 700 квадратных метров. В его состав входят процедурные кабинеты (массаж, ароматерапия, косметология), салон красоты, парикмахерский салон, тренажерные залы, бассейн, финская и турецкая сауны, VIP - кабинеты.
      Зона резиденций располагается на этажах с 3-го по 15-й включительно. Резиденции находятся под управлением "Four Seasons", компании, которая сотрудничает с лучшими отелями мира.
      Многофункциональный комплекс "Москва" - так это теперь называется - располагает апартаментами класса "Super-premium", чьими владельцами станут активные потребители товаров класса "люкс", а также обладает редкими для центра Москвы, и крайне востребованными наземными и подземными парковками для гостей, арендаторов, владельцев апартаментов. То есть собственных квартир.
      52 апартамента различной площади (от студий 87 кв.м до 427 кв.м) расположены с 3 по 12 этаж, имеют различные видовые характеристики - на Большой театр, Красную площадь, площадь Революции и Государственную думу.
      Дополнительная опция для владельцев апартаментов - пользование сервисом "Four seasons" - room service SPA и другие услуги, предназначенные для гостей отеля.
      Все апартаменты имеют индивидуальные планировки, выполнены известной английской дизайн - студией "Richmond". Многие апартаменты имеют балкон, панорамные окна. Апартаменты 12 этажа - выход на эксплуатируемую кровлю.
       Офисная часть комплекса занимает с 5-го по 10-й этаж включительно. Общая площадь зоны офисов составляет 11 133 кв.м. Парковочные места для посетителей офисов располагаются на - третьем этаже комплекса.
      Офисы класса "А" - самые престижные помещения.характеризуются высоким качеством отделки и инженерии,оптимальными планировочными решениями, автоматизированными системами жизнеобеспечения, наличием подземного паркинга, высоким уровне.
      Торговая Галерея находится в исторической зоне Кремля, в непосредственной близости к другим отелям высокого уровня, офисам, государственным учреждениям, объектам культуры и досуга. В этой связи целевая группа потребителей товаров и услуг относится к высокодоходной категории.
      Этот факт является определяющим для выбора формата торгового центра.
      Торговая Галерея "Москва" - объект формата "Life-style".
      Торговые центры данного формата выполнены в изысканном архитектурном стиле, с дорогой отделкой, в них присутствуют торговые марки класса люкс и известные мировые бренды.
      На 1-м этаже представлены марки класса люкс производящие следующие товары: одежда, обувь, ювелирные изделия, часы, также предполагается наличие банка, ресторан авторской кухни, а также кафе.
      На 2 этаже -магазины премиальных марок, ресторан, универмаг.
       На 3-м этаже представлены товары для детей, товары для дома, бытовая техника, книжный магазин, спортивные товары, аптека, салон красоты. Помимо торговых помещений, также имеется ресторан.
      Торговая галерея "Москва" станет местом шопинга также для тех, кто остановился в 5 расположенных в шаговой доступности отелях - "Метрополь", "Ritz-Carlton", "Националь", "Арарат парк Хайатт", "Four Seasons".
      Среди постояльцев этих отелей - ведущие политики и бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.
      
      Пустырь номер один
      
      Так называют сегодня участок пустой земли на месте разобранной, когда - то крупнейшей в Европе, гостиницы "Россия".
      Трудно себе представить, что в самом сердце страны, напротив Кремля появится такая "достопримечательность" - самый настоящий пустырь, окруженный высоким забором, используемым для размещения рекламы.
      Так продолжается уже не один год.
      Скоро уже подрастет новое поколение, для которого это поле станет объективной реальностью, существующей здесь вечно. Как когда - то для нас - бассейн "Москва".
      Гостиница "Россия" - один из самых известных отелей мира. Почти сразу после окончания строительства она была включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый масштабный отель в Европе.
      Строительство гостиницы "Россия" началось в 1964 году в историческом центре Москвы, в Зарядье, на улице Варварка ( бывшая Разина ), одной из старейших и красивейших улиц столицы.
      Несмотря на многочисленные выступления видных архитекторов и художников, москвичей, прессы, единодушно возражающих против строительства гостиницы рядом с Кремлем, она была построена в таком виде, в котором предложил Н. С. Хрущев.
      Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза был инициатором возведения здания Кремлевского Дворца Съездов, который был построен в 1961 году прямо на территории Московского Кремля.
      Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII - XXVII съездов КПСС.
      Зрительный зал дворца рассчитывался на 4000 мест. В то же время Председатель Мао построил в Пекине подобное здание на 6000 мест.
      Такого неравенства Никита Сергеевич стерпеть не смог и дал указание об измменении проекта.
      Постройка модернового здания в центре Кремля сопровождалось уничтожением нескольких исторических построек. Правда, чтобы сохранить единый уровень высоты кремлевского комплекса, дворец съездов наполовину углублен в землю.
      Центральной частью сооружения является зал, рассчитанный на 6000 мест и оборудованный как для проведения зрелищных мероприятий, так и общественных собраний и съездов. Здание на 17 м заглублено в землю, общее число помещений достигает восьмисот.
      Для делегатов съездов и различных конференций Н. С. Хрущев предложил построить отель. Здесь же, на Красной площади. Чтоб было близко до работы.
      Так родилась идея о возведении огромной гостиницы на Варварке, а Зарядье.
      Корпуса "России" были ориентированы по сторонам света, благодаря чему из окон открывался замечательный вид на Красную площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, набережную Москва-реки. В состав комплекса входили также знаменитый киноконцертный зал "Россия" и двухзальный кинотеатр "Зарядье".
      Общее количество номеров гостиничного комплекса - порядка 2700, благодаря чему отель одновременно вмещал свыше 5000 посетителей.
      За все время своего существования, гостиница "Россия" приняла свыше 11 млн. гостей.
      В истории этого соооружения были и трагические моменты.
      Зимой 1977 года в отеле неожиданно вспыхнул пожар, гостиница "Россия" горела в течении нескольких часов. В пожаре погибли более 40 человек, но все же, большую часть гостей и служащих (более 1000) успели эвакуировать.
      Расследование причин, по которым возник пожар, заняло немало времени - спецслужбы прорабатывали все возможные версии, в том числе политическую диверсию или терракт.
      Тайнами и легендами окутаны истинные причины, по которым загорелась гостиница "Россия"
      
      08.09.2011
      Застройка бывшей гостиницы "Россия" под вопросом = проект планируют пересмотреть
      Расширение Москвы привело к необходимости пересмотра ряда вопросов относительно проекта застройки бывшей гостиницы "Россия" - именно такое заявление сделал Сергей Собянин. Ранее было известно о том, что на месте снесенного отеля должны были построить парламентский центр.
      27.07.2011
      Здание на месте гостиницы Россия в Москве будет не таким грандиозным
      Заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил, что на месте снесенной в 2006 году гостиницы "Россия" будет выстроено также высотное, но не такое "грандиозное" здание. По словам вице-мэра, сейчас идет работа над проектом. Предварительно известно, что будет построено два здания "приемлемых" размеров.
      16.04.2010
      Текущий год - начало строительства новой гостиницы на территории отеля "Россия"
      Согласно утвержденным планам, к строительству новой столичной гостиницы "Россия" должны преступить уже в текущем году. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин в своем выступлении особо отметил, что в 2012 году первая очередь отеля должна быть сдана в эксплуатацию. Демонтаж главного здания и прочих строений на территории гостиницы "России" завершится в 2010 году, и незамедлительно должны начаться строительные работы, все проекты прошли процедуру согласования и утверждения.
      
      Без комментариев.
      
      Тяжесть смещения центра
      
      В конце пятидесятых годов прошлого века у Бразилии появилась новая столица. Из старого, разбросанного между гор, задавленного фавеллами и почти неуправляемого Рио - де - Жанейро, весь бюрократический аппарат федеральной власти трехсотмиллионной страны переехал в город Бразилиа.
      Построенный по проекту выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейера, он имеет четкое, до сантиметра, деление на управленческую и жилую зону.
      Бразилиа, по тем временам суперсовременная столица, находится в глубине страны, в дебрях Амазонии. Планировалось, что он станет городом совершенно нового типа. В нем не будет скученности. грязи, районов бедноты, криминала и, главное, чисто бразильского изобретения - фавелл.
      В долине реки Амазонки, в отдалении от основных районов страны возвели идеальный город - "Бюроград".
      Что - то подобное сейчас происходит в Москве.
      Проект расширения столицы, который издалека казался мне неудачной шуткой, здесь, в Москве - вполне реальное мероприятие. Более того, "Большая Москва" от идеи начала движение к воплощению.
      Конкурс, объявленный мэрией, привлек к участию десять команд архитекторов из разных стран.
      Сама идея позаимствована у конкурса "Большой Париж". Однако с небольшим отличием. Здесь не будет победителей, наград, премий.
      Пока идет вся эта шумиха, градостроительные институты столицы разрабатывают свою проектную документацию, уже на стадии рабочих чертежей.
      Конкурс - своего рода поддержка проектировщиков, идеи которых в какой - то степени могут совпадать с предложениями конкурсантов. Может быть можно будет в дальнейшем воспользоваться, представленными на конкурс материалами.
      Насколько актуален этот проект?
      Сегодня Москва,как система больше не может удовлетворять потребности горожан. К коллапсу движется не только метрополитен, но и другие столичные подсистемы - экологическая, транспортная и т. п.
      До сих пор управление огромным мегаполисом строится на извлечении максимальной ренты из земли и торговли.
      Отсюда и так называемая "реконструкция исторических зданий", когда вместо гостиницы "Москва" возникает комплекс элитных квартир с видом на Кремль. Или тот же "пустырь номер один" - это позорище на фоне Красной площади.
      Существует гипотеза, что, например, все транспортные проблемы Москвы возникли не от бездарного управления и алчности властей, а от... радиально - кольцевой планировки. Думаю, что это очередной миф, попытка поиска виновных в очередном провале работы московской мэрии.
      Москва - самый большой в России узел железных дорог, которые разрезают ее на отдельные, плохо сообщающиеся между собой сектора. Множество пустырей, заброшенных промыленных зон, маневровых путей и станций. Эти объекты, создавая в городском пространстве определенные пустоты, не дают функционировать радиально - кольцевой системе.
      Генеральные планы развития Москвы - это не архитектурно - экономические проекты, а волевые политические решения без глубоких предварительных разработок.
      В нашем случае власти пытаются решить свои локальные проблемы без стратегического анализа развития столицы, а исходя из своих сиюминутных соображений.
      Почему для расширения Москвы выбрано именно южное направление?
      Дело в том, что на этих территориях в настоящее время проживает всего 235 тысяч человек. "Новые москвичи" должны получить все столичные льготы. А это социальные карты и девятнадцать социальных программ.
      Основная цель проекта - выселение всех федеральных чиновников из Москвы.
      В экономическом обосновании этой идеи называются фантастические суммы. Во сколько обойдется только переезд!
      Скорее всего проект выполняется в интересах местных землевладельцев, которые заранее скупили землю в районах предполагаемой постройки новых административных кварталов.
      Бизнесу - сверхприбыль, обществу - проблемы.
      На новых территориях предполагается построить не только административные здания для российских чиновников, но и новое жилье для них и для многочисленного обслуживающего персонала.
      Планируется, что это будет полноценный город с населением 1,5 - 2 миллиона человек.
      Скорее всего, большую часть населения составят мигранты с Кавказа и Средней Азии.
      Несопоставимость доходов москвичей, в том числе жителей этого города и их соседей из Подмосковья либо приведет к медленному притиранию небогатых людей к новым условиям жизни, либо к очередному всплеску социальной напряженности.
      Что же призойдет с освободившимися зданиями? На этот вопрос программа пока не дает ответ.
      Пока власти говорят о продаже. То же волюнтаристское, полититическое решение.
      Кто от кого освобождается - Москва от чиновников или чиновники от Москвы.
      Похоже, что они хотят сменить столицу на новый город с прекрасными офисами и комфортабельными квартирами, благоустроенными по последнему слову техники.
      Никто из десяти архитектурных разработчиков, участвуюших в конкурсе на застройку "Большой Москвы", не видит смысла в развитии "Бюрограда" за кольцевой дорогой - границей города.
      Главное - это новые автомобильные и железные дороги.
      Прошло почти пятьдесят лет после переезда столицы Бразилии из Рио - де - Жанейро в дебри Амазонии. Лишившись огромной армии федеральных чиновников, их охраны и обслуги, городские власти наиболее приоритетным направлением сделали туризм. Конечно пороки большого города остались, но, в целом, бывшая столица расцвела.
      Сегодня это не только один из лидеров мирового туризма, но и крупнейший центр "Хай - тек" - "Высоких технологий".
      "Новая столица", в эффективность работы которой тогда, в шестидесятые, почти никто не верил, руководит огромной страной.
      За это время Бразилиа превратился в обыкновенный южно - американский мегаполис, окруженныи многочисленными фавеллами.
      Пока он еще не приобрел все пороки такого города, но это дело времени.
      Программа "Большая Москва" разрабатываются конкретно для одного города.
      Поэтому хорошо, что существует что - то подобное, уже показавшее миру свою эффективность.
    Туризм и патриотизм
    Россия - страна с централизованной системой управления. Это значит, что здесь, в этом огромном городе сосредоточены все системы управления государством, лучшие силы литературы и искусства а, главное, основной капитал наиболее крупных российских фирм.
    Таким образом Москва была и есть - центр притяжения наиболее амбициозной части населения страны.
    Сюда едут за карьерой, которая в будущем может принести неплохие дивиденты.
    Кому - то повезет, а кому - то нет. Такая судьба у больших городов - давать надежды и развеивать иллюзии.
    Кроме того современная Москва плотно заселена всякого рода "нелегалами", гастербайтерами и беженцамии из бывших республик Советского Союза, да и не только оттуда. Все это превращает столицу в "большой балаган".
    Пусть меня простят коренные и некоренные москвичи, но мне больше по душе Москва шестидесятых - семидесятых годов прошлого века.
    Столица и тогда была шумная и суматошная. Конечно не такая, как сейчас. Но в ней присутствовала какая - то аура, которой не хватает нам сегодня.
    После многих лет, прожитых в Москве, с ежедневными двухчасовыми поездками на метро. утрамбованный до состояния почти полной неподвижности в переполненных, но принимающих все новых людей, вагонах, у меня не утратилось то первое детское ощущение от иного, необычного мира, от столичной ауры и чувства причастности к ней. Это, наверное, своего рода болезнь или любовь, или, если хотите, все вместе.
    После публикации первого рассказа о Москве образца 2006 года я получил несколько отзывов такого типа.
    "Ох гениален был Андерсен... В который раз убеждаюсь. Помните его сказку о волшебном зеркале, делавшим того, кто в него посмотрел - гадким уродом? Оно упало и разбилось, когда его несли над землей тролли, разлетелось на тысячиосколков, и некоторым людям они попали в глаза, некоторым в сердце, а некоторым в пальцы. Похоже, автору этого текста они попали сразу во все возможные места. Иначе трудно обьяснить эту бесконечную желчь, сочащуюся меж строк, это навязчивое желание облить помоями преданную им когда-то Родину (да-да, именно преданную, не удивляйтесь. Оправдывать предательство можно чем угодно, но предательством оно от этого быть не перестанет). Мне думается, что не причем тут наш многострадальный СССР/Россия/CНГ/и т.д. Все дело в характере. Так устроен наверно этот человек. Я не видел других его текстов, но после этого - и не хочу. Есть у меня подозрение, что и они будут написаны в этой отвратительно-сколчной манере, выношенной в гинекеях совковых коммуналок, закалённой в тяжких боях по поводу непогашенной лампочки в сортире. Даже если автор будет писать, к примеру, об соединённых штатах Америки или обьединенных штатах Европы. Ибо с осколком волшебного зеркала в глазу по-другому не напишешь".
    Каждый понимает, как он хочет понимать.
    Конечно для меня Москва есть и будет не только туристическим объектом.
    Город, о котором мечтал, город, в котором жил и работал, навсегда останется в душе.
    Та Москва закончилась.
    Новый город для новых людей. Для меня - обратный билет.   
  • © Copyright Оптимизм
  • Обновлено: 22/04/2014. 79k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка