Аннотация: Внутренняя жизнь телевидения, мир, закрытый для посторонних, породил множество слухов и сплетен, большая часть которых, в конце концов, оказываются просто выдумкой, случайным, а, порой, сознательным искажением действительности.
Внутренняя жизнь телевидения, мир, закрытый для посторонних, породил множество слухов и сплетен, большая часть которых, в конце концов, оказываются просто выдумкой, случайным, а, порой, сознательным искажением действительности.
Москва. Улица Академика Королева.
Комплекс федерального телевизионного технического центра.
Два огромных здания на берегу старинного Останкинского пруда.
Благодаря этому комплексу, название старого патриархального поселка на далекой московской окраине стало нарицательным и превратилось в один из главных символов не только столицы, но и всей огромной страны.
В ноябре 2007 года в Москве отмечали сорокалетний юбилей телецентра. Но особых торжеств не было. Слишком многое изменилось за это время.
Сегодня телевидение стало для определенного круга людей своеобразной "нефтяной скважиной". Со всеми, вытекающими из этого, последствиями.
Как все начиналось?
История "Останкинского" монстра своими корнями уходит, нет, не в глубокую древность, а первые годы Советской власти.
Руководство создаваемой Коммунистической Империи уделяло особое внимание пропагандистской работе. Поиски новых способов воздействия на широкие народные массы - одно из приоритетных направлений идеологической работы.
С первых лет Советской власти усиленными темпами развивалось кинопроизводство.
Слова Ленина "Из всех искусств важнейшим для нас является кино" красовались почти во всех общественных местах. И здесь вождь как всегда оказался прав.
Какими еще средствами можно было тогда воздействовать на народные массы? Газеты, журналы, книги? Но большая часть населения России не умела, ни читать, ни писать.
Так что кино еще долгое время оставалось "важнейшим из искусств".
Однако Власть продолжала поиски и других вариантов пропаганды, одним из которых стало радио.
Советский Союз - единственная страна в мире, где люди въезжали в новую квартиру, в которой, наряду с водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом, обязательно устанавливалась "радиоточка". Обычно она находилась на кухне, там, где Советский человек проводил большую часть активной жизни.
Радиоприемник, точнее репродуктор, соединенный с этой "точкой", принимал только одну, но самую важную, первую радиопрограмму. Позже их число выросло до трех. Этот аппарат не выключался ни днем, ни ночью, постепенно "вбивая" в головы граждан то, что хотела Власть.
Мощнейшая пропагандистская сеть опутала всю огромную страну, доходя до самых глухих деревень. Туда, где не было и даже еще не ждали, в обозримом будущем "лампочку Ильича", то есть электричество.
А радио было. И увеличение в начале шестидесятых годов возможности приема с одной радиоточки до трех программ далеко не случайно. Конечно, прежде всего, это было связано с расширением технических возможностей радиовещания. Но не только.
Одна из этих трех программ была музыкальной - "Маяк". Работая двадцать четыре часа в сутки, помимо привлечения еще большего количества слушателей, она стала своего рода "разбавителем" мощного пропагандистского потока, но и его частью - ведь основные новостные блоки передавались по "Маяку".
Не забывала Власть и беспроводное радиовещание. В каждом крупном городе были возведены специальные башни для передатчиков. Среди них выделялась московская, названная по имени ее конструктора "Шуховской".
Работы по созданию передающего устройства для советского телевидения начались в 1930 году во вновь созданной лаборатории при Всесоюзном электротехническом институте.
В московском Политехническом музее можно увидеть первый отечественный телевизор - огромный ящик с крохотным, размером со спичечный коробок, экраном.
Результаты исследований превзошли все, даже самые фантастические, ожидания. Работы немедленно взяли под контроль две самые влиятельные "силовые" структуры - военное ведомство и, печально известный НКВД - Наркомат внутренних дел. Благодаря такой поддержке, уже с середины 1931 года началась подготовка к регулярному телевизионному вещанию.
В 1932 году был создан первый советский телефильм "Лицо международного капитализма" - набор карикатур художника - сатирика А. Дени. В этом же году был показан первомайский парад и демонстрация трудящихся на Красной площади. Репортаж записывался на пленку, так как телевизионных камер для съемок за пределами студии не существовало.
Да и смотреть было не на чем. Передачи могли принимать всего лишь несколько сот радиолюбителей, разбросанных по всему Советскому Союзу.
В конце 1935 года в продажу стали поступать первые отечественные телевизоры "Т - 2", которые их изобретатель, инженер А..Я. Брейтбарт, назвал "дальновид". За год было выпущено две тысячи таких аппаратов.
Конечно такое количество для огромной страны не более чем эксперимент. Их не было даже в Кремле, где телевидение рассматривалось высшим руководством страны как очередная военная разработка, далекая от завершения.
Что же тогда говорить о простом народе?
В культовом фильме "Место встречи изменить нельзя" есть такая сцена. Фотограф Гриша Ушивин по прозвищу "Шесть на девять" рассказывает товарищам о новом чуде техники - телевизоре, а те не верят и поднимают его на смех.
Действие происходит в сентябре 1945 года и не в провинции, а в Московском Уголовном розыске - организации достаточно "продвинутой",
Так родился один из стереотипов о том, что телевидение в СССР появилось где - то к концу пятидесятых годов прошлого века. На самом деле, с созданием в 1934 году при Всесоюзном радиокомитете отдела телевидения, образовалась новая отрасль Народного хозяйства, которая имела мощную поддержку.
Не на уровне Кремля, а рангом ниже, но не менее влиятельным Народным комиссариатом внутренних дел - НКВД, а также ведомствами обороны и связи. В 1938 году заканчивается строительство телецентра на улице Шаболовка, прямо под "Шуховской" башней.
Здание, ставшее впоследствии основой для типового проекта телецентров, возведенных в конце пятидесятых годов во всех региональных, республиканских и областных центрах Советского Союза, не имело аналогов в мире.
Еще до завершения строительства, начиная с 1937 года, отсюда началось регулярное телевизионное вещание. Новая, перспективная отрасль заработала в полную силу.
Чем же уникальна "Шаболовка"?
Например, в США в то время рынок телевещания уже был поделен между несколькими компаниями, руководство которых относилось к новому средству связи настороженно, стараясь вкладывать в него как можно меньше. При этом цены на телевизионную рекламу были непропорционально высокие.
В итоге, чтобы получить хоть какую - то прибыль, на каждую передачу собирали "с миру по нитке". Арендовались маленькие тесные необорудованные помещения, а о проблемах передачи сигнала из этих "студий" я уже и не говорю.
В итоге, рекламодатели отказывались от услуг телевидения, и новая отрасль быстро теряла популярность, не успев ее приобрести.
В СССР подход был совершенно иной. Здание на Шаболовке имело только один съемочный павильон - на телевидении он называется "студия". Но его оборудование было намного лучше американского.
Здесь, на Шаболовке, разместился телецентр, который выпускал "изделие" от начала до конца. В здании было достаточно места и для творческих работников - редакции, гримерные, студия, а также для громоздкого телевизионного оборудования. Тут же рядом, на "Шуховской" башне разместились передатчики.
И все же телевидение пока еще продолжало оставаться одной из экспериментальных разработок на стадии перехода к производству.
Широкие слои населения СССР начали приобщаться к этому чуду где - то к концу сороковых годов двадцатого века. Тогда в средствах массовой информации началась широкая компания по пропаганде нового "средства пропаганды". И, главное, был налажен выпуск отечественных телевизионных аппаратов "КВН - 49", рассчитанных на массового покупателя.
В пятидесятые годы в Москве уже было более ста тысяч телеприемников. Зрителей же - намного больше.
"На телевизор" собирались к его владельцу соседи по квартире, этажу, подъезду, дому. Приходили со своими стульями и, в течении нескольких часов, не отрывали взгляд от экрана, точнее "линзы", наполненной водой. Этот "прибор" позволял немного увеличить изображение на крохотном экране.
Смотрели все подряд. Иногда на "линзу" надевали прозрачный пластик с тремя полосами - красной, желтой и зеленой. Были возможны варианты. Так создавалась иллюзия "цветного телевидения".
Кстати о последнем. Несмотря на многократное увеличение объема вещания, телецентр на Шаболовке проработал до 1967 года, обеспечивая выпуск нескольких ежедневных программ.
После завершения строительства комплекса в Останкино, старый телецентр продолжал функционировать, но в несколько ином виде. Отсюда начались трансляции передач цветного телевидения. Пока тоже на стадии эксперимента.
7 ноября 1967 года состоялась первая передача цветного телевидения с парада войск на Красной площади в Москве.
В московском Политехническом музее выставлен также первый Советский цветной телевизор, созданный в сороковые годы прошлого века. Это прибор, собранный на стадии эксперимента.
Первые отечественные цветные телевизоры для массового зрителя появились в продаже в конце 1967 года. Их выпускали на Московском электроламповом заводе и на объединении имени Козицкого в Ленинграде.
Столичный телевизор модели "Рубин - 401 - 1" внешне ничем не отличался от своих черно - белых собратьев. Только стоимостью.
1200 рублей в ценах 1961 года - огромные деньги. Но мой сосед, радиолюбитель - фанат, отказывая себе во всем, все - таки скопил эту сумму.
Цветной телевизор - была его мечта, с которой он ложился спать и вставал рано утром. Аппарат покупался в Москве и отправлен поездом в наш провинциальный город.
Встречать необычный груз отправился почти весь наш, отнюдь немаленький, дом. Адресату выдали большой фанерный ящик, внутри которого, как в матрешке, оказался еще один, связанный с первым специальными пружинами.
Вот в такой "капитальной" упаковке телевизор был доставлен домой.
Дальше все происходило по схеме - купил, включил, не работает. Так в народе называли телевизоры модели "КВН", те самые, которые смотрели всем домом.
Но мой сосед все - таки был настоящий фанат. В его руках аппарат заработал.
Этот телевизор стал третьим в нашем городе. Первые два находились на телецентре. А третий - у нас за стенкой. Поэтому на ежедневный "соседский просмотр" в нашей коммунальной квартире собиралось, столько желающих, что впору можно было открывать кинотеатр.
Сначала "цветная" программа выходила как отдельная передача. Десять, двадцать, тридцать минут непрерывного показа цветов фантастических расцветок, документальный, а за ним - короткий игровой фильм. Вот и вся "Программа цветного телевидения".
А что же мой сосед? Третий в городе телевизор проработал ровно год. Не помогло и обращение на завод - изготовитель.
В ответном письме, за красивыми фразами четко просматривался "совет" - выбросить этот "агрегат" и купить "нормальный", черно - белый телевизор.
А гарантийный срок? О чем вы говорите! Тогда такого понятия не существовало.
Но мой сосед все - таки был настоящий фанат своего дела. Из деталей, найденных на свалке или купленных в магазине "Юный техник", он собрал, уже четвертый в нашем городе, цветной телевизор.
По - моему этот "аппарат" работает и сегодня.
Останкино - улица Академика Королева, 12
Телевизионный комплекс на улице Академика Королева пришел на смену старому Московскому телецентру на Шаболовке, который уже не мог обеспечить непрерывно растущие потребности Центрального телевидения Союза Советских социалистических республик.
Строительство телевизионного технического центра "Останкино" началось в апреле 1964 года и продолжалось шесть лет - рекордные сроки для возведения проектов подобного масштаба.
Сегодня он обеспечивает выход телевизионных и радиопрограмм в круглосуточном режиме и по праву носит звание мирового технического эксперта в области телевидения.
Останкинский передающий центр - ОПЦ - состоит из двух крупных комплексов: аппаратно- студийных блоков, входящих в Телевизионный технический центр (ТТЦ) и Телевизионной радиопередающей станции (ОРПС) с антенной башней высотой 500 метров.
Этот телецентр строился для двух ведомств - заказчиком ТТЦ было Гостелерадио СССР, заказчиком ОРПС - Министерство связи СССР.
Комплекс в Останкино сегодня является крупнейшим в мире предприятием такого типа, а его антенная башня - одно из самых высоких в мире сооружений.
Немного истории.
В соответствии с планируемым строительством в 1950 - 1960 годах телецентров во многих городах СССР и междугородних линий связи для передачи в них из Москвы программ Центрального телевидения, группа специалистов в области телевизионного вещания представила, еще в 1953 году, предложение о необходимости строительства в Москве многопрограммного телецентра, состоящего из 15 - 20 студий, с мощными блоками видеозаписи для производства телефильмов и внестудийного вещания, а также передающей радиостанции на 10 -15 радиоканалов с антенной башней высотой 500 метров.
По тем временам только такая антенна могла бы обеспечить уверенный прием радиопередач ОРПС на расстоянии не менее 120 км от Москвы.
На проект антенной башни был объявлен Общесоюзный конкурс. Случайно о нем узнал из объявления в утренней радиопередаче известный специалист в области высотных сооружений треста "Стальконструкция", доктор технических наук Николай Васильевич Никитин, решивший представить на конкурс свой вариант.
Проект Н.В.Никитина представлял конструкцию из отдельных железобетонных конусообразных блоков, поставленных друг на друга и находящихся в напряженном режиме, создаваемом натяжением стальных тросов. Эта конструкция оказалась гениально простой, имеющей красивый внешний вид, не требующей длительных сроков для изготовления блоков и их монтажа на площадке.
Проект завоевал первое место и был принят для строительства. Башня Н.В.Никитина построена в рекордно короткие сроки, а автор был за этот проект награжден Ленинской премией.
Останкинский передающий центр введен в эксплуатацию 24 октября 1967 года.
Первая программа Центрального телевидения становится Общесоюзной и принимается на 97 % территории СССР, еще две программы телевидения покрывают 92 % территории, а три программы принимаются на 45 % территории.
На Телевизионном техническом центре были созданы мощные средства видеозаписи на магнитную ленту. Программы Центрального телевидения СССР регулярно рассылались на телецентры многих городов, где они передавались зрителям в удобное местное время.
В СССР было образовано пять зон телевизионного вещания.
Зоны 1, 2, 3, 4 имеют сдвиги времени на два часовых пояса, зона 5 - на три часовых пояса, то есть на плюс 8, плюс 9 и плюс 10 часов.
1 января 1982 года в СССР была введена вторая Общесоюзная программа телевидения с охватом 77 % территории, включая Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Урал.
В 1990 году в СССР действовали 124 программных телецентра, 700 мощных телевизионных радиостанций, несколько десятков тысяч маломощных телевизионных ретрансляторов. Приемный парк имел более 100 млн. телевизоров.
Все программы были цветными. Для передачи сигналов телевизионных программ из Москвы в другие города СССР была построена сеть междугородних линий связи - кабельных и радиорелейных.
Телевидение и космос
Еще в 1945 году английский писатель - фантаст Артур Кларк опубликовал научную статью о передаче телевидения через геостационарные спутники связи для покрытия больших территорий.
В 1960 году состоялись трансляции в сеть телевизионного вещания изображений собак Белка и Стрелка с борта космического корабля.
12 апреля 1961 года было передано из космоса телевизионное изображение Ю.А.Гагарина - первого космонавта СССР.
Началом космовидения считается август 1962 года. В этом месяце состоялась передача с борта космических кораблей телевизионных изображений космонавтов - В.Николаева, П. Поповича и В.Терешковой.
23 апреля 1965 года был запущен искусственный спутник Земли "Молния", часть оборудования которого служила для передачи цветного телевидения из Москвы во Владивосток и обратно.
В 1966 -1967 годах введена в эксплуатацию система приемных земных станций "Орбита" для передачи программ Центрального телевидения СССР в районы Средней Азии, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Останкинская телебашня
Начиная с 1948 года, телевизионные программы транслировались через антенны, поднятые на "Шуховскую" башню. Со временем потребовалось увеличить число программ, улучшить качество телевизионного сигнала и расширить зону уверенного приема телевизионных и радиовещательных программ с 50 - 60 до 120 километров от Москвы.
В результате конкурса на телебашню был выбран проект доктора технических наук Н. В. Никитина. В последующем проектировании и строительстве принимали участие 33 проектные организации, 40 специализированных строительно-монтажных управлений и десятки заводов-изготовителей со своими конструкторскими бюро.
Работы по возведению телебашни начались летом 1960 года, а весной 1961 были приостановлены - возникли сомнения в надежности грунта под фундаментом. Строительство возобновилось летом 1963 года.
Воздвигнутая железобетонная башня представляет собой пустотелую коническую оболочку с сильно развитым основанием.
Эта оболочка сооружена из монолитного бетона, армированного двойной сеткой из стержней периодического профиля. Стены по всей высоте ствола обжаты 149 предварительно напряженными канатами, крепящимися к стене через каждые семь метров.
Впервые в мировой практике все помещения радиотелевизионной передающей станции разместились внутри башни, а не рядом с ней. Это открыло свободный доступ к вестибюлю, расположенному на стилобате под десятью железобетонными опорами-ногами.
Внутри ствола по всей его высоте разместились шахты инженерных коммуникаций и лифтовые, а также металлическая лестница, связывающая между собой все этажи башни. Оставшееся свободное пространство являлось резервом для дальнейшего развития радиотехнических служб.
Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция создавалась как объект многоцелевого назначения со сложным оборудованием.
Она включала в себя телевизионные передатчики, рассчитанные на демонстрацию одновременно пяти программ черно-белого или цветного телевидения со звуковым сопровождением на одном или двух языках и с перспективой развития до семи программ, станцию приема и коммутации восьми программ от передвижных телевизионных станций и стационарных телевизионных трансляционных пунктов; центральную станцию для радиотелефонной связи с подвижными объектами в зоне до 60 км от башни.
Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения, но часть аппаратных находится на отметках 348,6 и 353,1 м вблизи передающих антенн.
Технические помещения изолированы от посетителей, имеют отдельный вход и дополнительный доступ по подземному переходу.
Главный зал телевизионных передатчиков находится на пятом этаже и освещается через десять круглых окон диаметром 4,5 метра.
Большие размеры зала позволили оборудовать четыре кабины для контроля передачи телевизионных программ. Ограждающие конструкции кабин из алюминия и стекла являются одновременно надежным экраном, защищающим технический персонал от воздействия электромагнитного поля.
Помимо своего основного назначения, башня является и туристическим объектом. Три скоростных лифта поднимают посетителей на смотровые площадки, самая высокая из которых находится на отметке 337 метров. В хорошую погоду можно подняться по двум ажурным лестницам на открытый балкон, расположенный на отметке 340,8 метров.
Эта смотровая площадка также служит и вестибюлем ресторана "Седьмое небо". Здесь размещаются гардеробы, входы в лифтовые холлы, медицинская комната и санузлы.
Отсюда посетители спускаются по лестнице на один из трех этажей ресторана. В каждом его зале по 24 четырехместных столика, установленных в один ряд вдоль наружных окон по кольцу радиусом 9,2 метра.
Для обзора панорамы города кольцо со столиками делает вокруг оси башни 1-3 оборота в час. Все три зала имеют одинаковую планировку. Технологическое и торговое оборудование установлено по внутреннему кольцу, примыкающему к стволу башни.
Для обеспечения пожарной безопасности во всех помещениях башни для отделки интерьеров, для оборудования и мебели применялись только негорючие материалы - гранит, мрамор, анодированный алюминий, штампованный металл, нержавеющая сталь, чеканная медь.
Это спасло десятки людей во время пожара 2000 года.
Кроме смотровой площадки на отметке 337 метров, ниже имеются еще две - на отметках 147 и 269 метров. С этих площадок можно осматривать панораму города при низкой облачности, закрывающей верхнюю часть сооружения.
27 августа 2000 года на башне вспыхнул пожар, унесший жизни двух человек. Его причиной, по-видимому, явилась перегрузка силового и фидерного оборудования. Более точных данных нет. Результаты расследования до сих пор не опубликованы.
С момента завершения строительства, Останкинская башня становится символом не только Москвы.
Для всего мира это сооружение служит доказательством мощи страны, которая смогла воздвигнуть такой уникальный объект. Даже и сегодня, через сорок с лишним лет, в мире трудно найти что - то подобное.
Останкинская башня - это памятник человеческому гению, показатель его безграничных возможностей.
Кстати, многие гости столицы, никак не связывают саму башню с телевидением.
Для них это очередная московская достопримечательность, грандиозность которой в сегодняшней столице России, никого уже не удивляет.
Ностальгия
По моему мнению, символом Центрального телевидения СССР, того, которое закончилось вместе с распадом великой страны, были его дикторы.
Трудно поверить, но примерно до середины пятидесятых годов эта должность отсутствовала в штатном расписании телевидения. По мере необходимости дикторов брали "напрокат", с радио.
Такое положение создавало определенный балаган. Ведь, если к тому времени на радио уже большая часть передач шла в записи, то на телевидении царствовал "прямой эфир".
Таким образом, отсутствие или опоздание даже одного участника передачи могло иметь серьезные последствия.
Быть диктором на радио и телевидении далеко не одно и то же.
По воспоминаниям современников, гениальный Юрий Левитан, свободно чувствовавший себя перед радиомикрофоном, панически боялся выступать перед телекамерой и даже требовал, чтобы все время "эфира" кто - нибудь держал его за руку.
Первыми чисто телевизионными дикторами стали Нина Кондратова, Ольга Чепурнова и Валентина Леонтьева. Через некоторое время количество дикторов увеличилось настолько, что был создан специальный отдел.
Он проработал до начала девяностых годов, а потом был закрыт. Причем закрыт, скажем так, не очень хорошо, что в переводе означает - отдел ликвидирован, персонал разогнан.
Наступали новые времена. Еще до ликвидации дикторского отдела, часть передач стали вести не дикторы, а тележурналисты.
В годы горбачевской "перестройки" для народа они становились символами свободы слова. Так, по крайней мере, думала центральная Власть, бросившая эту "кость" своим гражданам.
"Новым" ведущим "позволялось" говорить немного больше, чем раньше, одеваться более "демократично", что в то время хорошо смотрелось на фоне строгих "советских" дикторов. Однако вся эта "свобода слова" моментально пресекалась в тот момент, когда ведущий пересекал определенную, установленную Властью, черту.
С тех пор, как закончилась "эпоха дикторов", выросло новое поколение телезрителей, которые даже и не знают, что это такое.
Сегодня среди ведущих различных информационных программ и ток - шоу немало отличных, высококвалифицированных специалистов.
Но иногда, слушая, как ведет программу очередная "однодневка", поневоле начинаешь ностальгировать по "добрым советским временам".
Старейший диктор Центрального телевидения СССР Валентина Леонтьева имела в стране невероятную популярность. Уже в то время она не только читала, утвержденные в десяти инстанциях, тексты, но и вела программы, прототипы современных ток - шоу.
Валентина Леонтьева была "своей" почти у каждого телезрителя, независимо от возраста. В передаче "Спокойной ночи, малыши" - для детей, "От всей души" - для ветеранов, в программе "Эстафета новостей", впоследствии "Время" - почти для всего населения огромной страны.
"Королева прямого эфира" в своей книге воспоминаний так описывает "телевизионную кухню" тех лет.
"Телевидение начинало свои передачи в 19 - 00. В утренние и дневные часы шли репетиции. А часа за два до эфира наступало затишье. Только техники настраивали камеры, занимались профилактикой в аппаратных. Весь остальной многоликий телевизионный суетный мир как - бы растворялся.
В фойе, в коридорах ни души, буфет закрыт на перерыв. Жизнь не замирала только в редакционном и управленческом корпусе".
Начало шестидесятых годов прошлого века считается самым успешным периодом в истории Центрального телевидения СССР, его "золотым веком"
Сегодня просто трудно представить, что передачи, которые многие помнят до сих пор, были созданы на "Шаболовке".
Но даты первого выхода в эфир говорят сами за себя.
И все это в прямом эфире, в условиях "Шаболовки", где график работы "Большой студии" - "А" был расписан по минутам.
Фантастика! А, может быть, люди и не знали, что можно работать в других условиях?
Пройдет всего несколько лет и, уже тогда достаточно мощное телевизионное "государство", получит достойную материально - техническую базу мирового уровня.
А старая "Шаболовка" превратится в место для ностальгических воспоминаний.
Улица Академика Королева, 12
Среди "телевизионщиков" до сих пор ходит то ли байка, то ли анекдот о том, что первые месяцы работы в новом комплексе Общесоюзного телецентра, люди рисовали мелом на стенах стрелки, без которых было невозможно ориентироваться в гигантском здании. Скорее всего, это чистая, правда.
Официальное открытие комплекса "Останкино" было приурочено к одному из самых знаковых юбилеев Советского Союза - пятидесятой годовщины Великого Октября, а, точнее, Октябрьского переворота 1917 года.
О перевороте, его причинах и последствиях можно долго спорить. Но для нас, выросших в годы Советской власти, существовала только одна - Великая Октябрьская социалистическая революция. Про все остальное мы не знали и особо не стремились узнать.
Сам же юбилей отмечался очень пышно. А сколько новых объектов было сдано к празднику.
Среди них и Общесоюзный телецентр, в который входили - Останкинская телебашня и грандиозное сооружение аппаратно - студийного комплекса, которое фактически сдавалось в эксплуатацию частями - с конца 1968 до весны 1970 года.
Советское телевидение перешло на новый уровень. Пусть простит меня читатель, но для продолжения рассказа придется привести некоторые данные. Сухие цифры, но они говорят о многом.
Общая площадь нового здания - 154 тысячи квадратных метров, что в восемь раз больше такого же показателя телецентра на Шаболовке.
В здании 2180 помещений, 20 студий, из которых 9 имеют площадь от 600 до 1000 квадратных метров, 3 студии специально предназначенных для съемок телевизионных фильмов, а также 4 аппаратно - студийных блока с полным комплектом оборудования.
Впечатляет, не правда ли?
Ностальгия - продолжение
Если мы говорим о шестидесятых годах прошлого века, как о "Золотом веке" советского телевидения, то период с 1967 по 1990 год можно назвать веком "Серебрянным".
Все новые и новые программы появлялись на телеэкране.
"Песня года" - 1971 год, "От всей души" - программа, которая выходила на экраны в течение пятнадцати лет с 1972 года.
Несмотря на жесточайший идеологический "прессинг", зрители увидели то, что невозможно было раньше - засилье голливудско - бродвейского "мусора", как его называла газета "Правда".
В 1975 - 1978 году режиссер Евгений Гинзбург снял несколько "Бенефисов" популярных артистов театра и кино. Эти программы создавались очень быстро, в фантастически короткие сроки. Режиссер торопился.
При существовавшем в то время порядке приоритетов, съемки могли прекратить в любую минуту. Вообще непонятно, как "такое" могло быть "изготовлено" в стенах одного из главных идеологических центров страны.
Евгений Гинзбург выпустил четыре "Бенефиса" - Савелия Крамарова, Ларисы Голубкиной, Сергея Мартинсона и Людмилы Гурченко.
Дальше - больше. В 1976 году на телевизионных экранах появляется один из первых отечественных видеофильмов - "Волшебный фонарь".
Этим фильмом режиссер преподнес своим зрителям прекрасный подарок - стилизации "битловских" песен, мелодии из фильмов "Крестный отец" и "Иисус Христос - суперстар". В общем - сплошная "крамола".
Фильм с "крамольной" музыкой получает премию на Венецианском кинофестивале 1976 года.
Так Центральное телевидение СССР постепенно выходит на международный уровень.
Кстати, фильм "Волшебный фонарь" снимался по заказу Евровидения, а советский зритель мог его посмотреть, только, один раз, в самое неудобное время - поздно, ночью в середине рабочей недели.
Нужно сказать, что запрета на исполнение этой музыки не существовало. Но, неофициально, их предлагалось не включать, ни в одну концертную программу.
Нарушившему этот запрет грозила "ссылка", то есть отлучение от выступлений в программах не только телевидения, но и радио.
И практически прекращалась концертная деятельность в пределах Москвы и других "режимных" городов.
Так, в 1962 году был наложен запрет на выступления Майи Кристалинской. За что? За исполнение в одном из новогодних концертов песни "В нашем городе дождь".
По мнению художественного совета, принимавшего каждую программу, в такую праздничную ночь певица не имела права исполнять в "прямом эфире" "грустную песню", вычеркнутую из утвержденного списка.
Отлучение от экрана становилось для многих артистов, особенно "звездного уровня", самой настоящей катастрофой. Их начинали забывать зрители, значительно реже приглашали на выступления. Не только в Москве, но и в других городах.
В стране с высоким уровнем централизации, столичный "изгой" моментально оказывался "изгоем" и в провинции.
Для "звезды" такое наказание становилось не только "ударом" по самолюбию, но имело и финансовые последствия. Еще недавно известный всей стране артист, не привыкший считать деньги, сегодня собирает копейки, чтобы купить что - то из еды, а чаще выпивку. Некоторые не выдерживали - спивались, кончали жизнь самоубийством или просто умирали, покинутые всеми.
К сожалению, таков он, шоу - бизнес. Выживает сильнейший. Это аксиома. Она актуальна и сегодня, только отношения перешли на совершенно другой уровень.
Поэтому все, что происходило тогда, а далекие семидесятые, можно вспоминать с изрядной долей ностальгии.
Действительно, Центральное телевидение семидесятых годов, в какой - то мере приближалось к понятию "шоу".
Главная редакция музыкальных программ имела среднемесячный объем вещания - 86 часов. Примерно половина его приходилась на эстраду.
Особенно зрители любили программу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", которая выходила в эфир в новогоднюю ночь после окончания традиционного "Новогоднего голубого огонька".
Примерно к трем часам утра, когда большая часть зрителей находилась, в лучшем случае, в полусонном состоянии, на экранах появлялось самое настоящее красочное шоу "западного" типа. Особенностью этой программы было то, что снималась она не где - то за границей, как нам говорили, а в студиях Останкинского телецентра. Включая знаменитый балет берлинского "Фридрихштадтпаласт".
Среди этих, фальшивых "западных" видеоклипов прятались оригинальные - "Абба", "Бони - М" и прочая "не наша" эстрада.
Эти сложные игры сегодня трудно объяснить современному телезрителю.
В данном случае решались сразу два вопроса - экономический и идеологический.
"Западу" давали понять, что советские люди имеют возможность смотреть все новинки зарубежной эстрады - это влияло на положение СССР в международных профессиональных организациях и на фестивалях.
С другой стороны, показ "оригинальных" видеоклипов частями, в неполном объеме да еще в сопровождении "варьете" из Германской Демократической республики, давал возможность советскому телевидению не выплачивать гонорары тому же "Бони - М" на вполне законных основаниях.
Конечно, схема была сложнее, но в целом все выглядело примерно так. Несмотря на относительно большое количество музыкальных программ, основную часть сетки вешания вплоть до конца восьмидесятых годов занимали идеологические передачи и, как их продолжение, информационные программы с пропагандистской начинкой.
Программа "Время" и вокруг нее
В первый день 1968 года состоялась премьера новой информационной программы "Время", которая сменила "Эстафету новостей". Поначалу она была ограничена строгими временными рамками - тридцать минут, пять раз в неделю.
Многое в этой программе было новаторским. Прежде всего, ее формат.
Выпуски новостей, к которым привыкли зрители, продолжались не более пятнадцати минут и вел их серьезный, строго одетый диктор.
Такая подача пропагандистского материала стала раздражать людей и, тем самым, снижать ее воздействие на народные массы.
Программа "Время" состояла из десяти - пятнадцати информационных блоков - новости, политические сюжеты, культура, спорт и так далее.
Эта передача стала центром ежедневного телевизионного вечера. Благодаря высочайшей квалификации всех участников программы, она, сохранив пропагандистскую основу, превратилась в своего рода шоу, при этом имея имидж серьезной аналитической передачи.
Сколько раз мне доводилось видеть такую картину.
В холле гостиницы в российской "глубинке", там, где находился телевизор, обычно было пустовато. Но к девяти часам вечера, началу программы "Время", собиралась большая часть постояльцев.
Люди приходили со своими стульями, заранее и, главное, абсолютно добровольно. Такое воздействие на народ могли организовать только специалисты высокой квалификации.
Передачи Главной редакции пропаганды по времени занимали в эфирной сетке последнее место - всего 25 часов в месяц. Но добавив сюда еще 78 часов Главной редакции информации, можно себе представить, какой силы пропагандистский поток воздействовал на Советских людей.
Сегодня, когда имеется возможность смотреть передачи почти со всего мира, я часто сравниваю уровень журналистов той же CNN, SKY, BBC и прочих "монстров" информации с советскими, периода семидесятых - восьмидесятых годов прошлого века.
Конечно профессионализм работников этих корпораций очень высокий, но, по - моему, некоторые журналисты - международники Центрального телевидения СССР были намного квалифицированней. Особенно при подаче материала, где все перевернуто с ног на голову.
Передачи "Международная панорама" и "Девятая студия" имели очень высокий, как сейчас говорят, рейтинг. На той же CNN мне не попадались журналисты уровня Леонида Зорина, Генриха Боровика, Александра Бовина.
А с каким интересом смотрелась передача с длинным названием "Беседа на международные темы политического обозревателя газеты "Правда" Ю. А. Жукова". И, хотя большая часть зрителей примерно представляла себе, какие будут вопросы и ответы, программа Ю. А. Жукова смотрелась как настоящий, аналитический детектив.
Это был "высший пилотаж" журналистики.
"Серебряный" век Центрального телевидения СССР выгодно отличается от "Золотого" тем, что, сохранив лучшие, наиболее популярные, программы прошлого десятилетия, добавил много новых развлекательных передач.
Но все же, если сравнить экран телевизора сегодня и в семидесятые годы, то увидим на первом калейдоскоп ярких красок, а на втором преимущественно серый цвет.
Теперь трудно уже сказать, какой из них лучше.
Телевидение и Олимпиада - 80
Известно, что рейтинги каналов, транслирующих Олимпийские игры, вырастают в несколько раз, их прибыли от продаж рекламного времени исчисляются миллионами долларов.
Олимпийские игры - событие и спортивное, и политически важное и они не могут обойтись без ТВ, а телевидение не может не уделять им самого пристального внимания.
Ещё в 1936 году во время Олимпийских игр в Берлине состоялась первая трансляция этих соревнований. Игры показывали в общественных телесалонах, оснащенных, по последнему слову техники - двумя телевизорами с квадратным экраном размером 25x25 сантиметров.
Тогда Олимпиаду по телевизору смогли посмотреть 160 тысяч зрителей из Берлина и близлежащих городов.
Естесcтвенно, что такой технический прорыв не смог остаться незамеченным.
Успех телетрансляций с Олимпиады 1936 года в Берлине привел к тому, что многие страны начали активно заниматься развитием телевидения.
Так и в Советском Союзе, помимо исследований и практического применения их результатов, велась работа над грандиозным планом телефикации всей страны.
Центральным объектом предполагалось сделать высотный Дворец Советов, который мог бы выполнять функции телепередающей станции. Из-за Великой Отечественной Войны проект был заморожен, возобновлен лишь более чем десять лет спустя, а его центральным объектом стал Общесоюзный телецентр в Останкино.
Внимательно изучали трансляции с Олимпиады-1936 и японцы, которым предстояло принимать игры в 1940 году.
Для этого в Германии работала большая группа японских специалистов. Но война и им смешала все планы:
Токио стал Олимпийской столицей лишь в 1964 году. К этому времени японцами был подготовлен сюрприз для зрителей - Олимпиаду смогли смотреть не только жители Страны восходящего солнца. Через спутник связи удавалось передавать 3-4 часовые трансляции на Европейский материк.
Однако это был не первый опыт сотрудничества телевидения с Олимпийским комитетом. В 1960 году соответствующие права были проданы за 60 000 долларов во время Олимпиады в Риме.
Первой по-настоящему "телевизионной" стала Олимпиада 1968 года в Мехико, где совместными усилиями "Интервидения" и "Евровидения" была организована трансляция единой программы для телекомпаний всех стран-членов этих вещательных союзов.
К проведению трансляций Московских XXII Олимпийских Игр в Останкино был построен специальный Олимпийский теле радиокомплекс (ОТРК) и Олимпийский коммутационный центр (ОКЦ).
ОТРК имеет 22 телевизионных студии и Центральную аппаратную на 180 входов и 480 выходов.
Во время проведения Олимпиады - 80 работали 300 телевизионных камер, 70 ПТС, 200 видеомагнитофонов.