Виленский Юрий: другие произведения.

Варшава - возрожденный город

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Виленский Юрий
  • Обновлено: 17/06/2017. 68k. Статистика.
  • Рассказ: Польша
  • Иллюстрации: 59 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Варшава - возрожденный город
         Название Варшава включает в себя два имени: Варш и Сава. Варш - это молодой рыбак, который однажды встретил на реке Висла прекрасную русалку Саву. 
         Как заведено во всех легендах, они полюбили друг друга, но быть вместе не могли, так как принадлежали к разным мирам, поэтому вместе они были после смерти. 
         В честь этой пары и был назван город, а русалка изображена на гербе Варшавы и является одним из символов города.
                                                                                                                                                                "Легенды Варшавы"      
      Часть первая - Столица без страны
      
          Прошло совсем немного времени и снова я иду по широким улицам современной Варшавы.
       "Немного" - это сорок лет. Столько я не был в этом городе..
      Своеобразный юбилей.
       До сих пор помню нашего неугомонного гида пана Владека и его слова, которые он не раз повторял во время экскурсии по Варшаве - тридцать лет назад на этом месте ничего не было.
       Ничего похожего на город. Только битый кирпич, обломки бетонных конструкций и прочий строительный мусор.
       В конце Второй мировой войны одна из красивейших столиц Европы превратилась в груду развалин. Остались воспоминания, фотографии, фильмы.
       Разрушения были настолько сильными, что даже предлагалось перенести столицу Польши на новое место. А город на Висле законсервировать, чтобы в дальнейшем использовать его как музей.
       Но Варшава возродилась и сегодня это динамичный, развивающийся город, восстановивший практически с нуля старинные строения, построивший "Варшавский Манхэттен", метро, широкие просторные проспекты с монументальными зданиями.
       Город уверенно развивается, являясь важным экономическим и политическим центром страны, крупным транспортным узлом Европы. Варшава сохраняет свою собственную уникальную атмосферу, привлекающую множество гостей со всех уголков мира.
      
      Экскурс в историю
      
          Еще одна версия истории о возникновении столицы Польши. 
         Некий князь Казимир однажды заблудился в дремучем лесу во время охоты. Побродив немного, он вышел к берегам реки Вислы, где стояла рыбацкая хижина. Зайдя туда, он увидел счастливую семью рыбака, в которой только что родились двое прекрасных младенцев. 
         Родители решили назвать их Варш и Сава. 
         Князь Казимир стал для них крестным отцом и в знак благодарности за гостеприимство и оказанную честь крестного отца наградил семью рыбака. 
         На эти деньги рыбак построил новый крепкий дом, и вокруг него со временем стали строиться и другие рыбаки. 
         Таким образом, и основался небольшой городок под названием Варшава.
                                                                                                  "Легенды Варшавы"
      
       История Варшавы - это необыкновенная смесь воли к выживанию, отваги и позитивной энергии ее жителей.
       Почти тысячу лет жизнь в этом городе на берегах реки Висла бьет ключом.
       Варшава - крупнейший по количеству жителей (1 810 594 человек на 2012 год) и по величине город республики Польша, расположенный в восточной части страны.
         Он был основан Мазовецкими князьями, в начале XIV века, выстроившими крепость на месте сегодняшнего Королевского замка. 
         В 1526 году Варшава, как часть Мазовецкого княжества входит в состав Польского королевства, а в 1610 году становится его столицей.       
         В 1655 - 1658 годах город трижды осаждался шведами и был полностью разграблен, но к концу XVII века Варшава снова становится важным культурным центром Европы. 
         Город претерпел период упадка в результате трех разделов Польши в 1772, 1793, 1795 годах между Германией, Австро - Венгерской и Российской Империями.
          Расположенная в восточной части разделенной страны, Варшава "досталась" царской России. Как и Лодзь - крупнейший промышленный центр этого региона.
           В начале двадцатого века, в период промышленного "бума" в России, благодаря крупным инвестициям, эти города становятся крупнейшими текстильными центрами.
           Варшава традиционно продолжает выполнять функции столицы несуществующего государства. 
          Помпезное название - "Великое Княжество Польское" на самом деле скрывало обыкновенную окраинную губернию Российской Империи, причем далеко не богатую. 
          Вот такая столица без страны - самостоятельное Польское государство не существовало почти полтора века. 
         С началом Первой мировой войны и царское правительство, и немцы с австрийцами официально обещали полякам после победы воссоздать самостоятельную монархию. В итоге тысячи поляков в 1914-1918 годах воевали по обе стороны фронта.
      
      Варшава и "пресловутый" еврейский вопрос
      
         Находясь в составе Российской Империи, Варшава территориально располагалась в зоне "еврейской черты оседлости", начинавшейся в Центральной Украине и протянувшейся через Галицию и Западную Белоруссию, почти по всей территории Польши.
         Наиболее раннее документальное упоминание о еврейском населении в Варшаве относится к 1414 году.  В 1483 году евреям было запрещено жить в городе.    
         В 1795 году Варшава отошла к Пруссии. В этот период началась значительная иммиграция евреев в Варшаву. Главным образом из Пруссии и Силезии.
         В 1807 году под покровительством Наполеона Первого создано Варшавское герцогство. Евреи были признаны полноправными гражданами, но уже в 1808 году права их были ограничены.
         В 1809 году был создан особый квартал, в котором разрешалось жить евреям - владельцам недвижимого имущества, оптовым торговцам, фабрикантам, банкирам, поставщикам армии и врачам.
         Под властью России, Варшава стала крупнейшим еврейским центром  Европы.
       К 1914 году здесь проживало 337 тыс. евреев, что составляло около 38% населения города.
         Рост еврейского населения Варшавы был главным образом результатом притока из других частей Российской империи, особенно усилившегося после погромов 1881 года. 
         Евреи играли важную роль в банковском деле, в различных отраслях торговли и в промышленности. Так, в 1847 году из 20 банкиров Варшавы 17 были евреи. 
         Одновременно среди евреев Варшавы значительно обострились социальные противоречия.
         Ассимиляция евреев Варшавы вначале была обусловлена влиянием немецкой культуры, а позднее - польской. 
         Во второй половине XIX века ассимиляция особенно широко распространилась среди молодежи. Процент евреев, переходивших в другие религии, был в Варшаве выше, чем в каком-либо другом городе Восточной Европы.
         Роль и влияние евреев в таких городах как Люблин, Вильнюс, который тогда был совсем не литовский, а польский - точнее еврейский и, конечно, Варшава, невозможно отделить от политических процессов, проходящих в стране.
       Часть вторая - Страна без столицы
       
      Польша "от моря до моря"
      
          После окончания Первой мировой войны на карте Европы появилось новое государство - Польская республика.
          Это факт известный многим. Но мало кто знает, что независимость страна получила в ходе полномасштабной Советско - Польской войны, которая воспринимается как часть Гражданской.
         Считается, что поляки воспользовались сложившимися обстоятельствами, вышли из состава России и провозгласили Независимость.
         На самом деле все было гораздо сложней. Так, что до сих пор нет однозначной версии об этих событиях.
         Вот одна из них.
         В 1915 году русская армия под давлением противника вынуждена была отступить от реки Висла на восток. Вся польская территория оказалась под контролем немцев, и в ноябре 1918 года, после капитуляции Германии, власть над Польшей автоматически перешла к Юзефу Пилсудскому.
         Этот польский националист четверть века занимался антирусской борьбой. С началом Первой мировой войны он сформировал отряды добровольцев в составе войск Австро-Венгрии. После капитуляции Германии и Австрии они и стали основой новой польской власти, а Пилсудский официально получил титул диктатора.
         Новую Польшу во главе с Юзефом Пилсудским поддержали победители в Первой мировой войне, прежде всего Франция и США.
         Пользуясь такой поддержкой и всеобщей смутой, охватившей центральные страны Европы по окончании Первой мировой войны, возрожденная Польша сразу же вступила в конфликт со всеми своими соседями по поводу границ и территорий. 
         Для новых, националистически настроенных властей Варшавы, смутное время 1918-1919 годов, когда в центре Европы не было устойчивых властей и государств, казалось очень удобным, чтобы восстановить границы древней "Речи Посполитой" - польской империи XVI-XVII веков, простиравшейся "от моря и до моря", то есть от Балтики до Черноморского побережья.
         В феврале 1919 года в Минске большевики провозгласили создание "Литовско-Белорусской советской социалистической республики", и в те же дни начались первые бои советских и польских войск на этих землях. 
         Обе стороны пытались быстрее исправить в свою пользу хаотически складывающиеся границы.
          Полякам тогда повезло больше - к лету 1919 года все силы советской власти были отвлечены на войну с белыми армиями Деникина, начавшими решительное наступление на Дону и в Донбассе. 
         Поляки к тому времени захватили Вильнюс, западную половину Белоруссии и всю Галицию, то есть западную Украину, где польские националисты полгода ожесточенно подавляли восстание националистов украинских.
         В августе 1919 года наступающие белые армии заняли древнюю русскую столицу Киев, а наступающие поляки захватили Минск.
       Советская Москва оказалась между двух огней, и тогда многим казалось, что дни большевистской власти сочтены. Действительно, в случае совместных действий белых и поляков поражение советских армий было бы неминуемым.
         В сентябре 1919 года в Таганрог в ставку генерала Деникина прибыло польское посольство, встреченное с большой торжественностью.
       Миссию из Варшавы возглавлял генерал Александр Карницкий, георгиевский кавалер и бывший генерал-майор Русской императорской армии.
         Пока шли переговоры с белыми, польские войска остановили наступление против красных. Ведь победа белых угрожала аппетитам польских националистов в отношении русских земель.
         Пилсудский решил дождаться, когда красные русские отбросят белых русских на окраины, а потом уже начать войну против большевиков при полной поддержке ведущих государств Запада.
         Этот вариант сулил польским националистам максимальные бонусы в случае победы - захват огромных русских территорий, вплоть до восстановления "Речи Посполитой" от Балтийского до Черного моря.
         Польские войска продолжали местные бои и перестрелки с большевиками, но главные силы Пилсудского остались недвижимы..
         Именно позиция Польши предопределила стратегическое поражение белых в русской Гражданской войне. Это прямо признавал один из лучших красных полководцев тех лет Тухачевский.
         Дождавшись окончательного поражения Деникина и, став таким образом главным союзником Антанты в Восточной Европе, Пилсудский решил продолжить советско-польскую войну. Опираясь на щедро поставленное Западом оружие, он рассчитывал быстро разгромить основные силы Красной армии, ослабленные долгими боями с белыми, и принудить Москву уступить Польше все земли Украины и Белоруссии. 
         Глава белых в Крыму генерал Врангель прямо заявил, что Польша отныне имеет самую мощную армию в Восточной Европе. Боевые действия велись на огромном фронте от Прибалтики до Румынии. Основные силы Красной армии еще находились на Северном Кавказе и в Сибири, где добивали остатки белых армий. 
         7 мая 1920 года поляки заняли Киев - это была семнадцатая смена власти в городе за последние три года.
         Широкие слои населения России восприняли вторжение поляков и захват Киева как внешнюю агрессию.
         Советская власть сумела быстро перебросить резервы на Украину и в Белоруссию.
       В штабе Пилсудского не ожидали, что большевики смогут так быстро сосредоточить свои войска. Поэтому, несмотря на превосходство противника в технике, Красная армия в июне 1920 года вновь заняла Киев, а в июле - Минск и Вильнюс. 
         Советскому наступлению способствовали восстания белорусов в польском тылу.
         Войска Пилсудского оказались на грани поражения, чем были обеспокоены западные покровители Варшавы. 
         Но тут чувство меры изменило большевистским вождям.
          Успех контрнаступления против польской агрессии породил среди них надежду на пролетарские восстания в Европе и победу мировой революции. 
         Советские войска, несмотря на потери и разруху в тылу, из последних сил продолжали решительное наступление, стремясь в августе 1920 года взять Львов и Варшаву.
         Тем временем Запад усилил военную поддержку Польше.
         Пробившиеся к Варшаве и Львову советские войска, несмотря на успешное наступление, оказались в крайне тяжелом положении. Они на сотни километров оторвались от баз снабжения, из-за разрухи в тылу им не смогли вовремя доставлять пополнение и снабжение. 
         Советское командование также недооценило не только чисто военные проблемы, но и национальные настроения поляков. 
         Как в России во время польского вторжения возник ответный всплеск русского патриотизма, так и в Польше, когда красные войска дошли до Варшавы, начался национальный подъем. Этому способствовала активная русофобская пропаганда, представлявшая наступавшие красные войска в образе азиатских варваров.
         Итогом всех этих причин стало успешное контрнаступление поляков, начатое во второй половине августа 1920 года. 
         Разгромленные под Варшавой советские войска частично попали в плен, а частично отступили на германскую территорию Восточной Пруссии.      
          Большевики еще могли собрать новые силы против поляков, но предпочли не рисковать - их все больше отвлекали крестьянские восстания, разгоравшиеся по всей стране.
         По итогам войны не были реализованы планы ни Москвы, ни Варшавы. Большевики не сумели создать советскую Польшу, а националисты Пилсудского не смогли воссоздать древние границы "Речи Посполитой", включавшей все белорусские и украинские земли.
      
      Варшава и "пресловутый" еврейский вопрос - продолжение
      
         После получения Польшей независимости в число евреев в Варшаве заметно возросло.
         В 1918 году в Варшаве проживало 320 тысяч граждан, которые иденфицировали себя как евреи, что составляяло около 42 процента населения города.
         В результате антиеврейской экономической политики правительства диктатора Пилсудского и антисемитских тенденций в правящих кругах и среди польского населения экономическое положение евреев чрезвычайно ухудшилось. 
         Но, несмотря на это, в 1918-39 годах Варшава была главным центром кипучей общественной и культурной жизни польского еврейства.      
         Функционировало многих общинных учреждений, выходило в свет большое число еврейских периодических изданий на иврите, идиш и на польском языке; активную работу проводили различные еврейские политические партии.  
         Существовала обширная сеть еврейских учебных заведений с преподаванием на иврите и на идиш. Однако большинство еврейских детей посещало общие государственные школы. 
         Евреи Варшавы принимали также активное участие во внутриполитической деятельности Польши.
      Почему "страна без столицы"?
      
         С образованием в 1918 году независимой Польской республики, официально ее столицей становится Варшава.
         Этот факт был признан всем народом и большинством стран мира.
         Новое государство объединило три части -- немецкую, австро - венгерскую и русскую.
         Уровень экономического развития двух первых был намного выше, чем в восточных областях. На Западе находились важнейшие промышленные и культурные центры страны - Вроцлав, Познань, Гданьск, Катовице.
         Все эти области иденфицировали себя с Западом - Германией, Австрией, Францией.
         Варшава расположена в восточной части страны, зоне, в основном, крестьянской, бедной, тяготеющей к таким же небогатым, мягко говоря, регионам как Галиция, Белоруссия, Украина.
         Несмотря на официальное признание Варшавы столицей объединенной Польши, все указания, поступающие оттуда, рассматривались на Западе страны, как выгодные экономической элите этих регионов или нет.
         То есть польская бюрократическая машина работала как бы наоборот - из провинции в столицу.
          Вторая причина того, что я называю "страна без столицы" - это состав населения Варшавы.
          Скажем прямо - 42 процента еврейского населения по официальным данным - удар по польским националистам.
          Это означало, что глубоко религиозной, христианской страной управляет еврейский город.
      Гибель Варшавы
      
          29 сентября 1939 года в Варшаву вступили войска нацистской Германии. 
          Независимое польское государство просуществовало всего  двадцать лет.
          Сегодня, как в Польше, так и в других странах существует множество версий о причинах немецкого вторжения.
       Националисты, неофашисты и прочие как ультраправые, так и ультралевые элементы и партии приводят совершенно дикие объяснения. Вот одна из версий. 
         "Вторая Мировая война началась из-за Данцигского коридора, бывшего частью Германии до передачи его Польше Версальским договором. 
          Версальский договор разорил Германию, вызвав депрессию, позволившую еврейским олигархам скупить значительную часть немецкой промышленности.
         Международное еврейство, представленное 80% переговорщиками Версаля, вынудило Германию отдать часть своих восточных территорий (Данцигский коридор) Польше.  
         Год 1937. Гитлер просит Польшу предоставить Германии коридор шириной в 1 милю для доступа к Восточной Пруссии. Стороны почти приходят к согласию, когда в 1939 Польша неожиданно прекращает переговоры.
         31 марта 1939. Британия и Франция дают гарантию защиты Польши - Англо-французский гарантийный пакт.
         Они заключают секретный пакт с Польшей о её защите в случае нападения Германии.
         Воодушевлённые гарантиями Рузвельта, Черчилля и Деладье, Ридц Смигли - главкомандующий Польской армией с Игнацием Мосцицким - президентом страны, всячески саботировали процесс Германо-Польских переговоров по Данцигскому коридору.
         30 августа в Кракове убивают германского консула.
         31 августа Польша объявила мобилизацию против Германии, и для уменьшения числа жертв среди немецкого меньшинства в Польше (которое убивали и жестоко третировали там и до войны), Гитлеру пришлось начать против неё БЛИЦКРИГ. 
         Некоторые аналитики утверждают, что ему следовало для "сохранения лица" дождаться нападения Польши и даже спровоцировать её.
         Но тогда бы война получилась бы затяжной, и ему не удалось сохранить сотни тысяч жизней своих соплеменников. И, если за двухнедельный Блицкриг было убито и пропало без вести более полусотни тысяч жизней мирных немцев, проживающих в Польше, то сколько было бы их убито даже за за два месяца войны, если бы Гитлер дал Польше подготовиться как следует?
         С весны 1939 года террор против немецкого меньшинства в Польше усилился - в Томашёве, в Константинове, в Пабиниче,  в Лодзи, в Познаньской провинции и Восточной Верхней Силезии.
          Бромберг. Мирный германский городок, переданный Польше Версальским договором.
          В "Кровавое Воскресенье" 5000 немцев были убиты.
         Польские люмпены, уверенные в победе над Германией, пришли в неистовство от возможности утоления "Жажды крови". 
         Группы большевиков из Познани, Лодзи и Варшавы подошли к городу и начали убивать фермеров в предместьях.
          Детей прибивали к постройкам, женщин насиловали и убивали мотыгами, мужчин убивали на месте".
          Такая вот немецкая версия о начале Второй мировой войны.
          С Германией и ее неофашистами все понятно. Конечно же, по их мнению, иницатива исходила из еврейской столицы Польши - Варшавы.
      
      Что такое "Данцигский коридор"?
      
         Этот термин использовался в период между двумя мировыми войнами для обозначения польской территории, которая отделяла германский анклав Восточная Пруссия от основной территории Германии, в том числе и ближайшей к ней провинции Померания.     
         Территория "коридора" была передана Польше после Первой мировой Войны, по Версальскому мирному договору. 
         "Коридор" обеспечивал доступ из Польской Померании к Балтийскому морю.
       Он включал в себя новое Поморское воеводство, но не включал независимый немецкоязычный Вольный город Данциг (Гданьск).
         Теперь обратимся к восточным границам страны.
         Здесь все было намного спокойней.
       "По просьбе трудящихся" Галиции, Западной Белоруссии, Литвы и еще ряда областей, Красная Армия заняла эти территории, тем самым выполнив просьбу местного населения о вхождении в состав Советского Союза.
         В этом случае Сталин повторил действия Пилсудского во время Советско - Польской войны.
         Красная Армия встретилась со своим, тогда, союзником - немецким Вермахтом на новой границе Советского Союза.
         Так, согласно Пакту Молотова - Риббентроппа и секретным приложениям к нему, произошел очередной, четвертый, раздел Польши.
      
      "Окончательное решение еврейского вопроса" в одном, отдельно взятом, городе
      
          К началу немецкой оккупации Варшавы в городе насчитывалось около 400 тыс. евреев, составлявших приблизительно треть населения.
          В течение первых месяцев немецкие власти провели значительное число антиеврейских мероприятий, опубликовав приказы о принудительных работах, обязательном ношении отличительных знаков на одежде, о конфискации еврейского имущества.
         2 октября 1940 г. немецкие военные власти выделили часть города под гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и беженцев из провинции. .
         До июля 1940 года в гетто проживало от 400 до 500 тысяч человек.       В каждой комнате жило в среднем 13 человек, но многие тысячи не имели крова. 
         В гетто, окруженном высокой стеной и изолированном от всего мира, царили безработица, голод и болезни. 
         Адам Черняков - начальник еврейской полиции гетто - "юденрат" и многие еврейских общественные деятели делали все, что было в их силах, для облегчения жизни населения. 
          Были организованы тайные ремесленные предприятия, продукция которых нелегально сбывалась в "арийской" части Варшавы.
       Успешно работали социальные и благотворительные учреждения и общества взаимопомощи. Продолжала действовать сеть религиозных и светских школ.
         В июле 1942 года начались массовые депортации в лагерь уничтожения "Треблинка".
         Адам Черняков, от которого власти потребовали сотрудничества в акциях депортации, взяв в залог его жену и тем самым шантажируя начальника "юденрата", покончил жизнь самоубийством. 
         До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто 300 тысяч евреев. 
         Около 35 тысяч евреев, главным образом работавшим на заводах и их семьям, было разрешено остаться в гетто.
         Некоторым членам подпольных организации удалось бежать из "Треблинки". 
         Они сообщили лидерам еврейского подполья об участи, ожидавшей депортированных евреев. Тогда была создана Еврейская боевая организация.
         Было приобретено небольшое количество оружия, и подпольные мастерские стали изготовлять самодельные ручные гранаты и бомбы.
         18 января 1943 года началась вторая акция по депортации евреев.
       На этот раз подпольщики, несмотря на скудное вооружение и отсутствие соответствующей военной подготовки, оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. 
         Уличные бои продолжались 4 дня. Немцам удалось отправить в "Треблинку" лишь шесть тысяч человек.  
         Жизнь в гетто была фактически парализована. Однако Еврейская боевая организация готовилась к вооруженному сопротивлению в случае новой попытки немецких властей ликвидировать гетто. 
         19 апреля 1943 года немецкие войска при поддержке танков и артиллерии начали наступление на гетто, где началось массовое восстание.   
       Немцы были отброшены и понесли тяжелые потери, после чего стали систематически сжигать дома гетто, тщательно избегая уличных боев. 
         Еврейские боевые группы вели активную борьбу до 8 мая 1943 года, когда немцам удалось захватить штаб-квартиру Еврейской боевой организации.
       Несколько групп повстанцев продолжали вооруженное сопротивление до июня 1943 года. 
         В течение следующих нескольких месяцев немцы вылавливали последних евреев, скрывавшихся в руинах.
         Восстание гетто Варшавы было самым крупным вооруженным выступлением против германских войск в оккупированной Европе.
         Чтобы полностью погасить пламя восстания, немцы применили тактику тотального разрушения.
          Сегодня в бывших границах Варшавского гетто сохранились из того времени только три здания.
        Еврейское восстание было подавлено, а гетто разрушено до основания.
         В "арийской" части Варшавы жизнь продолжалась. Конечно не в обычном реэиме, но довольно близко к нему.
         То, что половину населения города сожгли в печах крематория, "правильных" варшавян уже не интересовало. Недвижимость и вещи убитых кто успел, тот присвоил, а единичные евреи, которые чудом смогли вырваться из ада разрушенного гетто, моментально выдавались властям.
         Такое "бдительное" поведение приветствовалось не только оккупационными, но и местными властями.
         И неважно, что ты, своим доносом, отправил в печь крематория врача, который много лет лечил твою семью или, всемирно известного, писателя и учителя Януша Корчака, на книжках которого вырос ты и твои дети.
       Ну а о поддержке восстания в гетто не было и речи.
         Позже, объясняя свое поведение, главным образом самим себе или на исповеди в костеле, польские "арийцы" говорили, что они боялись за свою жизнь и за семью, так как следующими могли быть они.
         Эта версия устраивала всех, в том числе и духовенство.
         Но были и другие люди.
         Варша́вское восста́ние против нацистских оккупантов, организованное командованием Армии Крайовой и представительством польского правительства в Лондоне началось 1 августа 1944 года..
         Восстание в военном отношении было направлено против немцев, политически - против СССР, так как инициатива исходила от, враждебного Советскому Союзу, правительства в изгнании.
         Политические манипуляции в этом, как и во многих других случаях, привели к большим потерям  среди восставших и, в конце концов - к гибели города.. 
         Непосредственной причиной для принятия решения о начале восстания стали непроверенные слухи о том, что на левом, восточном берегу реки Висла появились советские танки.  
         Преследуя цели, объективно направленные против Красной Армии руководство Армии Крайовой полагало, что именно советские войска должны поддерживать восстание.
         Как считают поляки сегодня, на левом берегу Вислы находилось не несколько танков, а крупные силы Красной Армии. Практически весь этот район  уже был освобожден от фашистов.
         Но Красная Армия не пришла на помощь восставшим. По политическим соображениям.
         Для подавления "беспорядков" немцы применили ту же тактику, что и в гетто - тотальное разрушение всего того, что могло спрятать восставших.
         В ходе уличных боёв было уничтожено порядка 25 процентов жилого фонда Варшавы, а после капитуляции польских сил германские войска целенаправленно, квартал за кварталом, сровняли с землей еще 34 процента. Добавьте сюда разрушенное гетто.
         К концу Второй мировой войны на месте одной из красивейших столиц Европы остались одни развалины.
        Город - фантом, город - призрак.
      Часть третья - страна и столица
      Варшава - год 1976
          Поезд на Варшаву отправляется из Москвы с Белорусского вокзала.
         Точнее, это один прицепной вагон, которому в Бресте меняют колесные пары на другие, более узкие, под европейский стандарт.         
       За это время по вагону проходят пограничники и таможенники.
       Проверка довольно поверхностная. Они прекрасно знают, с кем имеют дело.
         После многочисленных сборов подписей на характеристиках о нашей "моральной устойчивости" - к кому?, инструктажей и прочих запугиваний, мы уже стали бояться самих себя.
        Какая контрабанда, когда даже все оставшиеся советские деньги у нас отобрали в Бресте, а польские злотые должны были выдать только завтра.
        Так что в Польшу мы въезжали "голенькие", только с, "рекомендованными" на инструктаже, двумя бутылками водки на каждого,  
       Но не для каждого, а как подарок местной молодежи на всяких там "вечерах дружбы".
         Мы - это группа Советских комсомольцев, которая направлялась в дружественную Польшу, страну, строившую социализм и находящуюся с "нашей" стороны "железного занавеса", который отделял Советский Союз и его "страны - сателлиты" от всего остального мира.
          Комсомольцы тоже бывают разные. В нашей группе был представлен типовой набор того времени. Молоденькие девчонки - студентки кулинарного техникума, их преподаватели, водители секретаря обкома комсомола, чьи - то любовницы и несколько "приблудных" вроде меня.
          Завершали этот список - руководитель группы - член КПСС со стажем, староста - из той же партии и обязательный турист - "стукач" по совместительству. Последний сам признался в этом во время очередной групповой пьянки - мол вызвали перед поездкой и попросили. Так что смотрите у меня!
          Вот в таком составе мы въехали на территорию дружественной Польской народной республики.
          В том же вагоне, который в Бресте прицепили к польскому поезду.
          Среди стран "социалистического лагеря" Польша в те годы находилась как - бы немного в стороне. 
          Считалось, что там более свободно, чем у других "сателлитов" - стран народной демократии. То есть поближе к "Западу"..
          Учитывая наш возраст и "моральную устойчивость", под "свободой" мы понимали следующее.
      1. Польша - очень религиозная страна и церковь там влияет на дела государства.
      2. В Польше есть частные! магазины.
      3. Там в кинотеатрах показывают только американские фильмы.
      4. В Польше есть стриптиз.
      5. В стране очень сильное влияние имеют профсоюзы.
      6. В Польше часто бастуют.
      7. Там можно купить презервативы, настоящие, а не как у нас, по толщине, похожие на воздушный шарик. Это "изделие номер два" в заграничном варианте было лучшим подарком по возвращении - например коллегам по работе.
       А еще польские фильмы, где процент эротики зашкаливал.
       А косметика, а журнал "Кобиета". А "Кабачок 13 стульев". Пусть и советского производства.
       Вот такая каша была в наших комсомольских головах. Но, как ни странно, все вышеперечисленное оказалось правдой.
       На Гданьском вокзале польской столицы нас ожидал местный гид - пан Владек. Впереди - двенадцать дней путешествия по стране, множество городов, при полном пансионе. То есть, где бы мы не были, нам полагался полноценный завтрак, обед и ужин.
        Гданьский вокзал относительно небольшой, скорее пригородный, но место это знаковое. Железнодорожные пути, примыкающие к нему, в свое время служили северной границей Варшавского еврейского гетто.
        Именно с этого вокзала, а, точнее, с, прилегающей к путям площади, жителей гетто отправляли в "Треблинку" на уничтожение. Только за то, что они евреи.
        Однако Варшавское гетто не входила в программу нашего тура. Также как и лагеря уничтожения - "Освенцим", "Майданек" и "Треблинка".
        Эту часть Холокоста - Катастрофы европейского еврейства - не изучали у нас на уроках истории, как и сам Холокост. Естественно, что мы ничего не знали, да, честно говоря, и не хотели знать.
         Нас интересовало другое - магазины, стриптиз, рестораны, бары, польки, не полячки - последнее слово для них обидное. То есть все то, что нужно человеку в двадцать лет.
         Согласно программе тура, после завтрака на вокзале, наша группа выезжала в Люблин. Польская столица ждала нас в конце тура. А пока те несколько свободных часов в ожидании завтрака мы, небольшая часть нашей группы, посвятили изучению окрестностей.
         Правда гид намекнул, что вокруг нас территория бывшего еврейского гетто. А мы пропустили его слова мимо ушей. 
         Целью нашей короткой прогулки были магазины. Пусть закрытые в этот ранний чао, но посмотреть цены на витринах нам никто не запрещал.
         Мы увидели весьма небогатый выбор товаров. Множество нулей на ценниках означало, что польский злотый находится в состоянии инфляции. Нам же это ни о чем не говорило.
         Ведь советский рубль всегда был устойчив ко всем валютам и стоил тогда 62 копейки за доллар. Как же тут разобраться с этими нулями? 
         Поживем увидим - решили мы и отправились на завтрак в вокзальный ресторан.
         Наш автобус направлялся в сторону города Люблин. Проезжая через Варшаву, я обратил внимание на то, что город состоял в основном из типовых панельных зданий. Видимо это спальные районы.
          И еще огороды с домиками - скворечниками на каждом свободном участке земли - под опорами мостов, под линями электропередач, возле железнодорожных путей.
         Хорошо иметь дачу так близко от городской квартиры. Лишь спустя много лет я узнал, что это были за "дачи".
         В те годы понятие свободы было весьма относительным. И как его понимали мы, проживая за "железным занавесом" , совсем не соответствовало тому, как его представляли себе не только в других странах, но и даже в разных регионах Советского Союза.
         В начале 1976 года по стране прокатилась волна забастовок, организованных "свободными" профсоюзами. Тогда еще никто не слышал про движение "Солидарность", но имя его лидера Леха Валенсы было известно даже нам.
         Отсутствие нормальных продуктов питания, обесценивающиеся деньги, дороговизна, недостаток жилья - страна была наполовину разрушена - все это выводило людей на забастовки.
          Те садики на каждом свободном клочке земли - часть этого процесса. Люди переходили на самообеспечение, то есть на ведение "натурального хозяйства".
         Для нас, туристов - комсомольцев свободу символизировал показ всем желающим, то есть тем, кто заплатил определенную сумму денег, красивого обнаженного тела вместе с процессом раздевания, то есть стриптизом. 
       Мы долго искали его в разных городах, но безуспешно. 
         Пока, наконец, я не решился обратиться к нашему гиду.
         Пан Владек посмотрел на меня с легкой усмешкой, и ответил примерно так.
         Через несколько дней мы будем в Варшаве. Там, в центре города, есть такое здание - Дворец Культуры и Науки, а в нем - зал Конгрессов, тот, где проходят съезды Польской объединенной рабочей партии. А уж под ним... Самый дорогой в Польше стриптиз - "Конгресовы", который он настоятельно советует посетить. Если хватит денег.
         Стриптиз этот был, да и денег бы хватило, если потратить весь наш обмен, тогда - 130 рублей - и еще немного - место уж очень престижное.
         Эту шутку пана Владека мы оценили только через несколько дней..
         Наша группа, закончив обед, ожидала экскурсионный автобус у входа в ресторан где - то по дороге.
       Тут мы обратили внимание на рекламу вечернего музыкального шоу в том же месте, где только что отобедали. 
         Да, там в программе были номера со стриптизом. Как и в других ресторанах с программой варьете. То есть практически во всех.
         Видимо пану Владеку не рекомендовали заострять внимание на этих "рассадниках разврата". Тем более группе Советских комсомольцев. Такой возраст. Мало ли что.
         Раз так - решили мы - пан Владек нам не союзник. Найдем сами. И приехав в следующий город, наша "инициативная группа" отправилась "заниматься развратом".
         В итоге - ничего особенного. Обыкновенная шоу - программа, какие были тогда и у нас и один из номеров - стриптиз.                        
        А разговоров... Как говорится - какую сделаешь рекламу, то и получишь.
         Зато рассказов об этом важном событии хватило на много лет вперед. Пока на сорок.
          Город, в котором мы занимались "визуальным развратом" - Закопане, международный курорт, расположенный в Польоких Татрах - Карпатах. Красивейшее место.
       Здесь пан Владек провел для нас экскурсию - "По Ленинским местам".
         Недалеко от Закопане, в деревне Поронино Владимир Ильич находился в эмиграции. 
         Сказочное место - голубое небо, изумрудные горы, А воздух. Непередаваемое ощущение..
         Да, вождь мирового пролетариата умел выбирать места для эмиграции - Лондон, Париж, Берн. И деревушка в Карпатах.
         Как и обещал пан Владек, наше путешествие заканчивалось в столице Польши - Варшаве. Это был последний город нашего тура. 
         Варшава внешне резко отличалась от всего, что мы видели. Это был совсем новый город, застроенный типовыми панельными зданиями. Что в центре, что на окраинах.
       Здесь и вспомнились слова нашего гида - тридцать лет назад на этом месте вообще ничего не было.
         Одно дело услышать, другое - увидеть своими глазами.
          Мы просто не могли себе представить масштабы разрушений. Только спустя два года я увидел что - то подобное в Берлине.
          После других польских городов, застроенных зданиями в стиле "Польского ренессанса", картина выглядела удручающе. Тем более, что приехали мы из Кракова - одного из красивейших городов страны.
          Гитлеровцы перед отступлением заминировали Краков и он должен был исчезнуть с лица земли. 
          В Варшаве, к сожалению, не было советского разведчика Льва Маневича, который спас Краков от разрушения. Помните старый советский сериал "Майор Вихрь". Так это про него.
          Впоследствии, в другом, очень популярном, сериале спасение Кракова приписали другому советскому разведчику - Рудольфу Абелю. По фильму - Штирлицу. Но это лишь художественный прием.
          В Варшаве нас поселили в довольно затрапезном отеле на левом берегу Вислы. Эта та часть города, где видели советские танки, что и послужило сигналом к началу Варшавского восстания 1944 года. 
          На левом берегу разрушений было относительно немного. Особенно по сравнению с правым. Но и состояние сохранившейся застройки оставляло желать лучшего. Это и понятно - ведь все средства, и без того небогатой страны, вкладывались в восстановление Правого берега. А точнее, строительство нового города.
          Наш вагон был на месте, в конце польского поезда. Мы заканчивали свое путешествие на подземном Центральном вокзале столицы.
          Приезжайте к нам через десять лет - говорил наш гид пан Владек на прощание. Вы увидите совсем другой город.
          Через десять - не удалось. А получилось только через сорок.
      
      Варшава - Центрум - год 2016
       Мне казалось, что за прошедшие сорок лет в моей памяти почти не осталось воспоминаний об этом городе. Придется собирать информацию "с нуля".
       Но, первая же попытка "вспомнить все" или хоть часть его оказалось довольно успешной
       Информации хранящейся в моей личной библиотеке - голове, было достаточно не только для того чтобы заказать отель в хорошем месте, но и возможность свободно ориентироваться в городе.
       На этот раз вместо прицепного вагона был самолет, а вместо железнодорожного вокзала новый терминал аэропорта имени Фредерика Шопена.
       Главный аэропорт Варшавы расположен почти в городе. Поэтому добраться из него до центра довольно легко.
       Как и везде - автобус и такси. С 2012 года, вместе с приватизацией PKP - Польских железных дорог, появилась возможность добраться до центра города поездом.
       Входя в залы прибытия, обратите внимание на линии, нанесенные на полу. В начале выбираете цель - кассы, выдача багажа, поезд или автобус и двигаетесь дальше по линии.
       Сеть городских электричек особенно удобна для передвижения, как внутри города, так и для поездок в пригороды и в аэропорты. Их в Варшаве два - уже известный нам имени Фредерика Шопена - бывший "Окенце" и Модлин, который предназначен для бюджетных авиакомпаний.
       В Польше, как и в любой другой европейской стране, очень развитая сеть железных дорог.
       Станции сильно различаются по ухоженности и четкости указателей. Соответственно и в Варшаве те же проблемы, но для поездок по городу очень удобно, так как станции имеются возле многих крупных достопримечательностей.
       Из аэропорта направляюсь в самый центр города - площадь Средместье. Можно доехать поездом до Центрального вокзала или автобусом в это же место.
       Вокзал подземный и соединен переходами с соседней станцией Средместье.
       Центр площади - высотное здание - Дворец Культуры и Науки. Построено в 1955 году, подарок Советского Союза.
       Хотя поляки считают иначе. По их мнению - этот "Подарок Сталина" - символ советского доминирования.
       Помните - сорок лет назад. Зал Конгрессов, стриптиз - клуб "Конгресовы"... Часть Дворца Культуры и Науки.
       Это соцреалистическое здание можно увидеть почти из каждого уголка города. Многим оно служит своеобразным ориентиром.
       В здании свыше трех тысяч помещений и почти девяносто "жильцов", в частности, четыре театра, мультикинотеатр, два музея и две государственные библиотеки.
       На верхнем этаже гнездится пара перелетных соколов - Варса и Сава. Они здесь актеры специального птичьего шоу.
       Дворец Культуры и Науки - сокращенно ДКН - одна из десяти "Сталинских высоток" - семь в Москве, одна в Риге и одна в Варшаве. Получается девять.
       Десятую построили в Москве уже в девяностых годах прошлого века - здание "Триумф - Палас".
       Для постройки ДКН в Варшаву прибыли пятьсот рабочих из Советского Союза, которым возвели новый микрорайон из нескольких типовых панельных зданий
       Величественное сооружение было передано польским властям "под ключ" и в нем разместились различные государственные учреждения.
       Сегодня помещения Дворца сдают всем желающим, конечно имеющим возможность оплатить и место, и историю.
       Видно невооруженным глазом, что здание приходит в упадок и новые хозяева только и ждут возможность его разобрать. Больно уж район престижный, а площадь, занимаемая ДКН огромна.
       В народе это место получило название - "Варшавский Манхеттен". Весь периметр площади вокруг ДКН занимают небоскребы, в основном, банки и другие финансовые учреждения.
       Небоскребы словно соревнуются между собой, но создается впечатление, что ни один проект не касалась рука нормального архитектора.
       В юго - западной части площади находится Центральный железнодорожный вокзал и станция Сродместе. Оба терминала подземные. Отсюда можно уехать в любую точку страны и за границу.
       Транзитные поезда, проезжающие через Варшаву останавливаются сначала на Восточном вокзале, расположенном на левом берегу реки Висла, затем на Центральном, а, потом - на Западном.
       Со станции Варшава - Центральная можно пройти в огромный торговый центр "Золотые Террасы", который запоминается своим стильным дизайном.
       Здание разделяется на две части - верхнюю и нижнюю.
       Крыша выполнена из стекла в форме полукруга. Внутри все украшено фонтанами, цветочными клумбами и картинами.
       В этом торговом центре около двухсот магазинов топовых брендов, несколько супермаркетов, десятки ресторанов, кафе и фаст - фудов.
       В месте, где пересекаются две главных улицы столицы - Маршалковская и Аллеи Иерусалимские, расположена площадь Центрум, как часть "Варшавсклгл Манхеттена".
       В этом районе - множество отелей, причем не только роскошных пятизвездочных типа "Полонии", "Мариота", но и четырех, трех и даже двухзвездочные.
       Кроме того в округе имеется большое количество аппартаментов на сдачу.
       Здесь, на Центруме, пересекаются основные маршруты городского транспорта- трамваев, автобусов и метрополитена.
       Место,конечно, шумное, но для осмотра варшавских достопримечательностей очень удобное.
       Как в той русской сказке. На восток пойдешь - на королевский тракт попадешь, на юг пойдешь - в Лазенковский парк попадешь, на север пойдешь - в Музей истории евреев Варшевы попадешь.
       Здесь, на площади Сродместе, начинаются обзорные автоьусные экскурсии по городу, а в здании Дворца Культуры и Науки находится Центральный туристический информационный офис.
       Поэтому я выбрал отель именно здесь, на площади Центрум.
      
      Что показывают в современной Варшаве?
      
      Туристический маршрут "Королевский тракт" соединяет три бывшие королевские резиденции - Королевский замок, Королевские Лазенки и дворец в Виланове.
      Первый отрезок маршрута - это, простирающееся от Замковой площади, Краковское Предместье - одна из красивейших и наиболее роскошных улиц Варшавы, плавно переходящую в улицу Новый Свят.
      Отсюда до перекрестка с Иерусалимскими Аллеями тянется беспрерывный ряд уличных кафе и сувенирных магазинов.
      На улице Новый Свят "отметились" сразу три национальных героя.
      Бронзовый Коперник обозревает космос со своего пьедестала.
      Дом, в котором жил писатель Джозеф Конрад, обозначен мемориальной доской.
      Замурованная урна с сердцем Шопена покоится в полумраке костела Святого Креста.
       Наулице Краковское Предместье вы можете посмотреть церковь Святого Иосифа с фасадом в стиле "рококо" и Дворец Тышкевичей. В здешних кондитерских - главная достопримечательность - пирожное "Зигмунтовка".
      Королевский замок - барочное сооружение, восстановленное, как и весь Старый город тридцать лет назад. Сегодня открыты для обозрения почти все залы второго этажа и картинная галерея на первом. Здесь можно полюбоваться, спасенными из под развалин, полотнами Рембрандта и Эль - Греко.
      Дворец Сташица был построен в 1820 - 1823 годах в качестве резиденции Общества друзей наук.
      Гостиница "Европейская" - первый современный отель в Варшаве. Построена в 1855 - 1859 годах.
      Резиденция Министерства культуры и искусства занимает дворец XVIII века, построенный в стиле позднего барокко.
      Костел покровительства Святого Юзефа - один из самых прекрасных храмов Варшавы. Построен в 1728 - 1733 годах. Перед храмом установлен памятник кардиналу Стефану Вышинскому.
      Гостиница "Бристоль" построена в 1899 - 1901 годах. Этот, тогда самый престижный отель принимал известных гостей из мира политики и культуры.
      Варшшавский университет, Президентский дворец, памятник Адаму Мицкевичу, Здание Гражданского клуба, костел Святой Анны - вот неполный перечень того, что ждет нас еще на этой части маршрута.
      Улица Краковское Предместье выходит к Королевскому Замку. Здесь начинается Старый город.
      Замковая площадь первоначально являлась княжескими владениями. Застройка совершалась здесь совместно с расширением Королевского замка при Сигизмунде III из династии Ваза. Площадь несколько раз регулировалась, в частности, в 17 веке, когда воздвигали коллонну Сигизмунда.
      Улица Свентоянская была когда-то одной из важнейших улиц Старого города. Каменный дом Мансионария (дом номер 2) со 2-й половины 19 века был перестроен в духе Возрождения итальянскими архитекторами Антонио Висконти и Бернардо Морандо.
      Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя сооружался в 1947-1954 годах по проекту архитектора Яна Захватовича при сотрудничестве архитекторов Станислава Мажиньского, Тадеуша Загродзкого и Станистава Хемпла, который разработал железобетонную конструкцию. Здание было восстановлено на месте взорванного в 1944 году готического костела начала XV века.
      Старый город начали окружать крепостными укреплениями после основания Варшавы В XVI веке песчаные валы были замещены кирпичными стенами на каменном фундаменте, с прямоугольными башнями и Барбаканом (ведущим к Новомейским воротам) по проекту Яна Баптиста из Венеции. Со второй половины 18 века стены постепенно разбирали.
      Можно заметить остатки готического моста. На стенах установлены памятники: сапожнику Яну Килиньскому, предводителю горожан во время восстания Костюшко 1794 года и памятник Маленькому Повстанцу, созданный в 1983 году по модели, выполненной в 1946 году скульптором Ежи Янушкевичем.
      Вторая часть Королевского тракта - основного туристического маршрута Варшавы, пересекает улицу Аллеи Иерусалимские, продолжаясь по Аллеям Уездовским.
      Лазенки - дворцово-парковый ансамбль XVIII века.
      Был заложен во второй половине 17 века, когда владелец Уяздовского замка Станислав Любомирский, построил в лесу на этом месте Эрмитаж и купальный павильон.
      Из архитектурных достопримечатльностей стоит выделить памятник Фредерику Шопену, который являетсяавторской копией, создананной в1958 годупо образцу скульптуры Вацлава Шимановского, завершенной около 1904 года. Первоначальный памятник был отлит в Париже (получил первый приз на конкурсе в 1909 году), но открыли его лишь в 1926 году в парке Лазенки. Этот памятник, единственный в Варшаве в стиле сецессион, был разрушен в 1940 году и переплавлен в Германии. Нынешний восстановили на основе сохранившихся моделей и фотографий и поставили на уцелевшем цоколе.
      Памятник Яну III Собескому открытв годовщину освобождения Вены в 14 IX 1788 году по инициативе Станислава Августа Понятовского. Проект составил Андре Ле Брун, а изваял скульптуру Францишек Пинцк. Король изображен в доспехах, на вставшем на дыбы коне, под копытами которого падает побежденный турок.
      Во время второй мировой войны Варшава была практически стёрта с лица земли, поэтому многие оригинальные памятники были утрачены, а другие заменены на послевоенные копии. Аналогичная история с историческими зданиями - большинство из них отстроено практически заново. Так что исторический центр Варшавы - это всего лишь искусная имитация.
      Впрочем, многие памятники и особо ценные экспонаты в сентябре 1939 года были вывезены из Варшавы в провинцию, и там сохранились.
      Например, Королевский замок в 1945 году был всего лишь грудой мусора, а сегодня в его залах выставляются исторические полотна.
      Музей Варшавского восстания, расположенный в бывшем трамвайном депо, в настоящее время является одним из наиболее охотно посещаемых мест Варшавы.
      .Экспозиция представляет борьбу и повседневность участников Варшавского восстания на фоне оккупационного ужаса, сложной международной ситуации, вплоть до послевоенного коммунистического террора и судьбы повстанцев в Польской народной республике.
      Музей истории евреев Варшавы - фактически это выставка, посвященная самому большому в мире, Варшавскому гетто.
      Это наиболее доходное учреждение культуры. Расположенный на территории бывшего гетто, музей предназначен, главным образом, для иностранцев.
      Говорить о продолжении истории евреев Варшавы сегодня нет смысла.
      Евреев в Польше теперь нет.
      Остался только музей.
      
      "Окончательное решение еврейского вопроса в пределах одного города"
      
       Хроника событий.
       Когда 17 января 1945 года в Варшаву вошли советские войска, в живых там оставались лишь около 200 евреев, скрывавшихся в подземных укрытиях и в развалинах.
       Спустя двадцать лет коммунистическая власть закрыла все еврейские учреждения. В 1974 году в столице оставались лишь пять тысяч евреев..
       В 1983 году в Варшаве торжественно отмечалась сороковая годовщина восстания в Варшавском гетто, участвовали многочисленные представители еврейской общественности, в основном не из Польши.
       Это пропагандистское мероприятие использовалось властью, как прикрытие своей антисемитской политики.
       Сегодня в Варшаве действует одна синагога, которая не была разрушена во время Второй мировой войны - синагога Ножик.Посетители - старики и иностранцы.
       Польша, население которой, несмотря на то, что само оказалось в роли гонимого и казнимого, неоднократно находило общий язык с нацистами в отношении евреев.
       Польские коммунисты в 60-70 годы завершили дело нацистов, изгнав евреев из Польши. Подобное изгнание было единственным в Европе после Второй мировой войны.
       Сегодня Польша и ее столица Варшава - свободны от евреев.
      
      Земля призраков
       Во время моего визита в Варшаву, кроме изучения города и его достопримечательностей, был запланирован визит в одну польскую семью.
       Хозяину уже под восемьдесят, но он довольно неплохо выглядит.
       Живет семья в центре Варшавы, в тихом районе Муранов.
       Это тот самый район, который построен на развалинах гетто.
       Своим названием он обязан королевскому зодчему Юзефу Беллотти, чей построенный в 1686 году особняк назывался 'Мурано' - от венецианского островка Мурано, откуда был родом Беллотти.
       Границы Муранува обозначены аллеей Солидарности, улицей Окоповой, границей с райном Жолибож, улицами Бонифратерской и Медовой.
       Граница гетто с южной стороны проходила там, где сейчас высится "Сталинский подарок" - Дворец Культуры и Науки.
       Район, по замыслу архитектора Бохдана Лашера, своей формой должен был непосредственно перекликаться с реалиями и символикой руин гетто, стать примером современной социалистической застройки, развёрнутым в пространстве монументом, увековечивающим единственное в своём роде место, оставшееся от гетто.
       Лашер решил использовать занимающие всю территорию развалины гетто для расположения Муранова на террасных возвышенностях.
       Живописный холмистый ландшафт этой части города, который несведущий прохожий примет сегодня за естественный рельеф, образуют покрытые землёй отвалы битого кирпича, на которых стоят муранувские дома, построенные из пустотелых блоков, изготовленных из дроблёного щебня и бетона.
      Битый кирпич как фундамент под будущий район, а также бетон на кирпичном щебне в качестве основного строительного материала должны были воплотить идею города, возрождающегося из пепелищ, восстающего к жизни, как феникс из пепла.
       Строгость замысла и его оригинальность должны были подчёркивать неоштукатуренные фасады домов из серо-ржавого бетона на кирпичном щебне, прикрытые лишь светлыми оконными коробками.
       После воцарения догмата соцреализма концепция Лашера неоднократно критиковалась и подвергалась многочисленным видоизменениям.
       В качестве недостатка указывалось на нудную монотонность и подавляющую угрюмость фасадов из бетона на кирпичном щебне, а также казарменный внешний вид самих жилых домов.
       По пропагандистской версии, именно в ответ на требования граждан, не желавших жить в таком мрачном окружении, весной 1951 года было начато генеральное оштукатуривание Муранова.
       Светлая штукатурка расписывалась орнаментами, на карнизы приклеивались украшения.
       Муранов должен был стать прежде всего весёлым и разноцветным.
       Пан Владек, а это был он, наш гид, который сорок лет назад открыл для меня Страну и ее Столицу, отправился со мной на прогулку, которую лучше назвать жкскурсией.
       Мы ходили по чистым, светлым улицам, заходили во дворы. Вокруг был обыкновенный новый район.
       Но не совсем.
       Почти в каждом дворе установлен или памятник, или стела, или бетонный куб, или памятная доска с описанием очередного зверства фашистов.
       Почти в каждом!
       Около дома пана Владека расположено не менее мрачное место.
       Когда - то здесь, на, покрытой брусчаткой, площади, находидась тюрьма "Павьяк", построенная в 1833 году и в 1939 превращенная в главную тюрьму Гестапо.
       Через нее прошло более 100 тысяч человек, 37 тысяч из которых были прямо здесь расстреляны.
       Кто не был расстрелян прямо тут, вывезли в концлагерь "Треблинка" и отправлен в газовые камеры.
       Сегодня от всего комплекса из четырех корпусов осталась часть кирпичного забора и ворота. Памятные доски и множество венков.
       И здесь я наконец решился и задал пану Владеку вопрос, крутившийся у меня в голове все это время.
       Как он может жить в этом месте, зная о том, что происходило здесь, об огромном количестве отрицательной энергетики, накопившейся за это время, о городе - призраке.
       Пусть то, что ответил мой собеседник пока останется между нами.
       Вопреки мнению части своих соотечественников, президент Польши Квасневский в 2001 году извинился за преступления против евреев, совершенные поляками в годы войны и после нее,
       Но эта страна уникальна тем, что несмотря на практическое отсутствие евреев, антисемитизм в Польше силен и сегодня.
       Хотя евреи приносят стране стабильный солидный доход. Например в виде туризма.
       Каждый год тысячи израильских школьников, в рамках годовой экскурсии, приезжают сюда, чтобы увидеть своими глазами и Варшавское гетто и лагеря уничтожения.
       Приезжают зная, что в стране широко распространены антисемитские идеи.
       Постоянно происходят антисемитские инциденты - осквернение варшавского еврейского кладбища и нападения на памятные места, синагоги.
       В январе 1995 года антисемитские надписи появились на надгробиях, в феврале 1995 года - на папамятнике в Варшавском гетто.
       В апреле 1995 года около 80 скинхедов организовали демонстрацию в Варшаве, скандировали антиеврейские и антилиберальные лозунги.
       Полиция отказалась вмешиваться, заявив, что демонстранты получили официальное разрешение на шествие,
       В конце девяностых годов прошлого века неоднократно осквернению подвергался мемориал в Варшаве на месте, откуда евреев в 1942-43 годах отправляли в лагерь смерти "Треблинка".
      
      Варшава - возрожденный город
       Возрожденная из развалин Варшава - сегодня это современный столичный город, заполненный молодежью.
       До этой поездки я слышал много разговоров о том, что молодежь бежит из Польши,.
       Бежит в более богатые центрально - европейские государства.
       Не могу сказать про другие города, но в Варшаве очень много молодежи.
       Конечно, в любой стране, молодое поколение стремится в столицу - за получением более качественного образования, за карьерой, за работой, за славой.
       В Польше подрастает деловое и энергичное новое поколение.
       Хочется надеяться, что за ним будущее.
       Если взглянуть на карту центра Варшавы, то можно обнаружить необычную символику.
       С севера, к Дворцу Науки и Культуры спускаются два потока, разделенные проспектом Генерала Андерса.
       С правой стороны - христианские святыни Варшавы - Старый и Новый город, Королевский замок, костелы, университет.
       С левой стороны - бывший еврейский район. а потом - гетто.
       Два потока, спускаясь одновременно, соединяются на площади Средместье.
       Это своеобразный символ, когда две общемировые культуры, двигаясь параллельно, пересекаются, постоянно дополняя и обогощая друг друга.
       Что говорит нам символ карта?
       Поляки отбросили левый поток, изгнав всех евреев.
       Евреев, поднявших польскую экономику, науку и культуру на небывалый уровень, евреев, которые были большими патриотами страны, чем сами поляки.
       Что же осталось?
       Польша теперь член Евросоюза..
       Какие были ожидания! Как хотелось войти в зону Евро. Напрасные надежды.
       Сейчас, когда я пишу эти строки, Европу захлестнул поток нелегальных эмигрантов из стран Азии и Африки. Эта человеческая масса стремится в богатые страны, а те стараются перенаправить этот поток от себя подальше, к новым "членам", в страны Восточной Европы.
       Германия, Франция Бельгия, Великобритания уже превратились в грязные помойки. Посмотрите, что стало с Грецией, Италией - тоже "членами".
       Польша еще сопротивляется. Но это не надолго. В крайнем случае до остановки финансовой помощи со стороны Евросоюза. А, скорее всего, и раньше.
       Все возрастающий поток будущих "новых граждан" Европы захлестнет и Польшу.
      Где те евреи? Где врачи, лечившие всю вашу семью? Где Януш Корчак, на книгах которого выросли вы и ваши дети!
       Европа их уничтожила.
       Искоренив евреев вы получили нечто другое. Равнозначный ли это обмен?
       Вот такой ответ на мой вопрос я получил от пана Владека возле его дома в варшавском районе Муранов.
      Иллюстрации - http://optimism-alpha.ucoz.ru/load/poznanie_novogo/vozvrashhenie_v_proshloe/varshava/11-1-0-513
  • © Copyright Виленский Юрий
  • Обновлено: 17/06/2017. 68k. Статистика.
  • Рассказ: Польша
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка