Победина Белла: другие произведения.

Читая "Kоэлет" ("Eкклесиаст")

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 40, последний от 03/04/2007.
  • © Copyright Победина Белла
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 6.37*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Суккот принято читать Коэлет. Пропущу-ка и я Коэлет через свою призмочку.


  • Белла ПОБЕДИНА

    Читая "Коэлет" ("Екклесиаст")

      
       В Суккот принято читать Коэлет. Пропущу-ка и я Коэлет через свою призмочку. Нет, не ту, что у Р.Брэдбери в мудром рассказе, а через призму сознания. А почему призму, а не многогранник. Может быть, выражение "У Торы семьдесят ликов" означает, что, чем больше у нас граней сознания, тем глубже мы можем постигать Тору. У самых больших мудрецов число граней стремится к семидесяти? Говорят, Всевышнего в нас столько, сколько мы Его в себя впускаем. Может, это тоже зависит от количества наших граней?
       У меня есть нехорошая привычка заглядывать в конец книги. Берегу свою нервную систему. Прочту, например, в конце книги: "И поставили они хупу, а через год справили брит-милу", и спокойно читаю все перипетии сюжета.
       Так же я поступила и с Коэлет. Прочла:
       "Бога бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом - вся (суть) человека".
       А теперь, когда я знаю, что конец хороший, можно приступать к чтению.
       Сначала я была спокойна. Медленное спокойное философско-меланхоличное повествование, давно читаное: "суета сует, всё суета". Потом появляется маленькая надежда, может мудрость избавит автора от меланхолии и разочарования, но опять:
       "Ибо, умножая мудрость, умножаешь огорчения, а, добавляя знание, увеличиваешь скорбь".
       Автор пытался испытать себя весельем, но понял, что и это суета.
       Он строит дома, насаждает виноградники, приобретает рабов, собирает себе серебро и золото, но...
       "Всё суета и погоня за ветром, и нет в том пользы под солнцем".
       И опять робкая надежда:
       "Глаза мудреца - в его голове, а глупый ходит во тьме".
       Но через несколько строчек опять мрачное:
       "И сказал я себе, что и это - тщета".
       Господи! Какая безысходность! Где же выход? Выхода пока нет, но есть философская надежда, что
       "Время разбрасывать камни и время собирать камни"!
       Дальше уже теплее!
       "Узнал я: всё, что Бог творит, это будет вовек..."
       Как было прекрасно и вдруг опять:
       "Всё произошло из праха и всё возвратится в прах".
       Что же это такое! Какой мрак! Что значит:
       "Глупец сложил руки, и свою плоть он будет есть"?
       Автор имел в виду, заниматься самоедством, не прикладывая никаких усилий? Тогда почему же следом идёт фраза:
       "Лучше горстка покоя, чем полные пригоршни суеты и погони за ветром"?
       Я её выделила ещё в прошлогоднее чтение как понравившееся выражение.
       Дальше вроде бы понятно:
       "Вдвоём лучше, чем одному...".
       Теоретически верно, когда, действительно, есть, кому поднять упавшего. А, если рядом кто-то, а чувствуешь себя, как будто ты одинок?
       А вот это надо хорошо запомнить:
       "Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить...".
       Ну, как не согласиться:
       "Лучше доброе имя, чем добрый елей, а день смерти (лучше) дня рождения. Лучше пойти в дом скорби, чем пойти в дом пира..."
       Я так долго ездила только на похороны, игнорируя свадьбы, что поняла, что скоро начну сходить с ума, даже, если поверить Коэлету, что
       "Сердце мудрых в доме скорби, а сердце глупых - в доме веселья".
       Почему в одной фразе две мысли?
       "Притесняя, мудрый лишается разума, а подношения губят сердце".
       Та же проблема в следующей фразе:
       "Конец дела лучше его начала; а терпеливый лучше горделивого".
       Если бы все люди поверили Коэлету:
       "Не спеши гневаться, ибо гнев обитает в груди глупцов...", никто бы не гневался, боясь выглядеть глупцом.
       Кажется, Коэлет постепенно подбирается к Истине:
       "Посмотри на деяния Бога; разве кто может выпрямить то, что Он искривил?"
       Он ищет золотую середину:
       "Мудрость усилит мудрого больше, чем десять правителей, бывших в городе. Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы".
       Как же несчастен был Коэлет, если имея столько жён и наложниц, сказал:
       "...горше смерти женщина, потому что она западня <...>Мужа - одного из тысячи нашёл я, а женщины - (ни одной) из всех этих не нашёл я".
       Как хорошо говорит Коэлет:
       "Мудрость человека просветляет лик его и смягчает суровость лица его".
       Я-то конец уже знаю, а Коэлет только подбирается ...
       "То увидел я всё дело Божье; <...> праведные и мудрые и дела их - в руке Божьей..."
       Забрезжил свет:
       "Поди же, ешь в радости хлеб свой, и пей с весельем сердце вино свое, ибо уже благоволит Бог делам твоим".
       Как современно звучит!
       "Есть зло, которое видел я под солнцем, - когда ошибка исходит от правителя..."
       или это
       "Копающий яму - в неё упадёт..."
       Точно знаю адрес того, к кому это относится:
       "Речи из уст мудрого любезны, а уста глупца его же проглотят; Начало речей его - глупость, а конец речей его - злоё безумие..."
       По-моему, Коэлет был первый метеоролог!
       "Когда наполняются тучи, они проливают дождь на землю";
       Но дальше непонятна вторая часть предложения: "а если падает дерево - на юг ли, на север, - куда дерево упало, там и лежать будет".
       Что бы это значило?
       Потом жуткие мрачные предчувствия с точным описанием и даже какая-то мистика. Почему порвётся серебряный шнур, куда откатится золотая чаша, что за символ разбитого кувшина у источника и колеса в яме?
       "И прах возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его".
       Вроде бы всё то же
       "Суета сует ... - всё суета". И всё же:
       "Коэлет был мудр, он также учил народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи".
       А это уже прямое указание нам!
       "А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг - конца не будет, а много читать - утомительно для плоти".
       Всё ясно, хватит открывать новые сайты! Невозможно всё прочесть!
       И, наконец, изрядно переволновавшись, хотя я и заглянула в конец, читаю, что Коэлет пришёл к простому, мудрому ясному концу:
       "Бога бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом - вся (суть) человека. Ибо все дела Бог приведёт на суд, а также всё сокрытое, будь то хорошее, будь то плохое!".
      
  • Комментарии: 40, последний от 03/04/2007.
  • © Copyright Победина Белла
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 6.37*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка