Меня тоже волнуют многие проблемы, затронутые в статье. Со многим согласна. Автор пишет, что мы получили в результате выборов конгломерат лебедей, раков и щук.Но что опаснее? Когда правительство ведёт себя как конгломерат лебедей, раков и щукили, когда оппозиция ведёт себя как лебедь, рак и щука, не желая выслушать друг друга? Да и конгломерат ли это? Нет, они все одной породы, если сидят на соседних стульях. Очень плохо, что национально-религиозный лагерь "не может поступиться принципами", создать свойне конгломерат, а единый лагерь, ведь они люди все одной породы, одних устремлений! Мы готовы найти общий язык с миссионерами, христианами, арабами, только между собой не можем договориться! Даже внутри одной семьи очень распространено: муж и жена голосуют за разные партии.
У нас нет лидера? Харизматической личности? Тогда надо признать этот факт и умерить свои амбиции, объединиться в одну партию, а уже внутри системы спорить между собой, идти на взаимные уступки, но направление хотя бы будет одно! Неужели у нас национальный вид спорта - выйти в лидеры? Объединение - это единственный путь не допустить трагических ошибок! Нам нужен новый Гуш Катиф? Неужели история нас ничему не учит? Для чего нам оставили в наследство ТАНАХ? Чему учат в Ешивах, Колелях? Не тому же только как проговаривать Кидуш на Шабатное вино и халы, а затем тщательно исполнять заповедь радоваться в Шабат и есть много самого лучшего? Неужели допустим разрушение ещё непостроенного Храма?
Представляю себе, как кто-то ухмыльнётся в бороду: тоже мне выискалась новая Жанна д'Арк. Я не Жанна д'Арк и кухаркой, управляющей государством, тоже не хочу быть, но не думать, стоя у плиты, не болеть душой за свой народ, я не могу.
И ещё я подумала: хорошо, что езжу на экскурсии по этим прекрасным местам, о которых пишет Михаэль Ашерсон, пока ещё есть силы!
Но 15 лет назад, когда я только приехала, я так не думала.
Первую фразу, которую я составила в ульпане, была: "Кассир, дайте мне, пожалуйста, один билет до Парижа". Я мечтала не о Париже. Просто мне хотелось почувствовать себя свободным человеком (я тогда ещё не понимала, что такое настоящая свобода), которому не надо для выезда заграницу просить рекомендацию тройки о "моральной устойчивости и идейной благонадёжности". Тогда я ещё не знала, что через два года мне будет достаточно отдать чек турагенту и помчаться в Европу. И что я увидела? Notre Dam de Paris!
Фото из интернета
Тысячи туристов с блокнотиками в руках спешат записать то, что им бойко рассказывает экскурсовод. А он предлагает им посмотреть налево, увидеть сияющую гордую непобедимую церковь со скипетром в руках (скульптурное изображение), потом посмотреть направо, на другое скульптурное изображение, отображающую бедную несчастную, поникшую синагогу. И туристы разносят эту "благую весть" по всему миру! Ничего нового, но к сожалению, и израильские туристы слушают этого экскурсовода с тем же разинутым ртом. Так и будем ходить с поникшей головой, с комплексом неполноценности?
А на второй день я подумала, что это я всё ворчу и ворчу, лучше рассказать о чём-нибудь более радостном, например, об экскурсии по родному Эрец-Исраэль!
Ам Исраэль Хай!
В израильской системе образования при всех её недостатках есть одно большое преимущество. Это экскурсии для старшеклассников под лозунгом: Изучи свой край ногами! Ученики много путешествуют по стране, узнают её и понимают, что нет у них другой Родины! Мы не учились здесь в школе, так что приходится навёрстывать упущенное. Сколько ещё прекрасных мест в нашей стране, которые надо успеть посмотреть!
Пока ещё есть силы, надо познакомиться с доброжелательными открытыми людьми, живущими в поселениях, посмотреть на светлые картины художницы Греты Кузнецовой из поселения Шило!
А в поселении Офра в доме рава Ионы Левина нас ждал тёплый приём с накрытым лёгким угощением столом и приветливые лица его жены и деток!
Есть и другая причина спешить посмотреть эти красивейшие места, Вы думаете, что это плохое качество фото, сделанного простым мобильником, и потому не видно 11 домов Амоны, а только несколько строений на горе? Нет, вы не видите их, потому что их нет! Увы, я опоздала ...
Тут же в автобусе разгорелся спор, что делать, чтобы такое больше не повторилось? Кого выбрать, чтобы не махать потом кулаками? И это автобус, полный людьми, влюблёнными в свою страну, принадлежащими к национально-религиозному лагерю. Вот и получается лебедь, рак и щука. Каждый считает, что "он знает, как надо!"Нас как будто качнуло в другую сторону! Мы ведём себя так, как будто дорвались до свободы выбирать после многих лет безальтернативного выбора "единого блока".
А потом мы слушали рассказ нашего учителя, экскурсовода, охранника - всё в одном лице Лейба Горбачевского об истории Эрец Исраэль, основанной на книгах наших Пророков, мудрецов.
А на прошлой экскурсии мы посетили древнее поселение Сусия в Иудейских горах. Его расцвет пришелся на 4-6 вв. н.э. Жили здесь люди, разводили скот, сажали виноградники, делали вино, оливковое масло, учили детей и, конечно, сами учились. У них была прекрасная синагога. Чистый свежий воздух, красивая природа.
Но вдруг всё рухнуло... По всем признакам жители вдруг покинули это поселение. Историки и археологи бьются в догадках: что могло произойти? Мор, эпидемия, исчезновение воды, враги одолели? И только дома я поняла. Очевидно, тогдашнее неЕврейское руководство решило произвести размежевание в одностороннем порядке! И остались от былого цветущего поселения одни камни синагоги...
Но рядом построена новая Сусия! Ам Исраэль хай! (Народ Израиля жив!).
И ещё я подумала, а вообще имею ли я право писать: "Для чего нам оставили в наследство ТАНАХ?".
Но вчера я приобрела книгу рава Зеэва Мешкова - составителя комментария к книге "Шофтим", где в предисловии он пишет:
"Настоящий период еврейской истории, последовавший за провозглашением государства после упорной борьбы за независимость, похож на эпоху судей. И, если бы мы вовремя сумели увидеть исторические параллели между XII-IXвв. до н.э. и 50-90гг. ХХ в., можно было бы избежать многих ошибок". Но незнание своей истории и неумение извлекать из неё выводы, обрекло нас ещё раз проделать путь, по которому мы уже однажды прошли".
И тогда я решила оставить оба текста. Кстати, когда я прочла книгу рава Зеэва Мешкова о пророке Йегошуа, я написала ему письмо (простите, что цитирую себя, любимую): "...читая книгу Судей, я бурчала здесь http://world.lib.ru/p/pobedina_b/060226_bella_pazl.shtml
на колено Биньямина. Как могли евреи, потомки сына любимой жены нашего отца Яакова так себя вести? Но, прочитав Вашу книгу, поняла, что, очевидно, они, не выполнив завет Всевышнего, смешались с тем народом и переняли их дурные качества. Этим можно что-то объяснить, но, наверное, не оправдать".
Рав мне тогда не смог ответить, и сейчас я быстро заглянула в конец книги и нашла ответ на стр.269. Вот комментарий Рава:
"выведу я их Тора приравнивает насилие над женщиной к убийству и обязывает защитить достоинство женщины даже ценой собственной жизни. Но люди с горы Эфраима не были воспитаны на понятиях Торы и жили, сообразовываясь со своим собственным пониманием.
И делайте с ними, что вам угодно Отношение к женщине, как к имуществу, не известное нашим праотцам и поколению исхода, глубоко проникло в сознание людей, по крайней мере, тех, кто жил на горе Эфраима и в наделе Биньямина. Даже человек, стремящийся к праведности, подвержен влиянию среды и руководствуется принципами извращённой морали. Он готов отдать двух женщин насильникам, лишь бы спасти гостя, пришедшего к нему в дом.
Цветёт миндаль - провозвестник весны и возрождения!