Аннотация: - Фрайер/лопух. - Последний, на сегодня, факс. - Достучаться до Исракарт! - Немного истории. - Покидаем НОТ. -... и тогда они стали звонить. - Что дальше...
Леон Коваль
"Я ненавижу hot"
Фрайер/лопух. Слово "фрайер" из одесского сленга перекочевало в ивритский и означает примерно то же самое, т.е. - "лопух". Никто не хочет быть фрайером. И я - не хочу. Но вот оказался. Несомненно, можно занять позицию гордого презрения и промолчать. В конце концов прямой денежный ущерб в семь сотен шекелей($200) пережить можно. Но не могу - обида гложет. Я уже не говорю о том, что каждое очередное знакомство с отчетом "Исракарт" вызывало, увы, необратимый скачек сахара в крови и повышение дозы лекарства. Полегче мне стало, когда я решил положить свои чувства "на бумагу". И чтобы назад пути не было, пообещал написать этот текст - см. "Эльдар Рязанов + Ханс-Кристиан Андерсен = хорошее кино", http://world.lib.ru/p/professor_l_k/080317_koval_hanseldar.shtml. С одной стороны - не пропадать же сюжету, а с другой - следует поделиться опытом с моими сверстниками в Стране, которые слабо, как и я, знают иврит, а потому испытывают затруднения в интернет- и телефонных автоматизированных контактах с разными местными конторами. Заодно провозглашу, позаимствовав знаменитую формулу отдела пропаганды ЦК КПСС: "Осторожно, НОТ!".
Последний, на сегодня, факс. Сразу введу читателя в курс дела и во избежание повторений начну с текста заявленного факса. Его я сочинял в уме, естественно, по-русски, и, как мог, переводил на государственный язык. Читайте отредактированный текст в обратном переводе с иврита:
Факс 03-6895538, отделу компании "Исракарт" по обслуживанию клиентов.
Тема: постоянное указание по расчетам с кабельной телекомпанией НОТ.
Я, Сима Коваль, удостоверение личности ххххххххх, кредитная карточка хххх, прошу отменить постоянное указание относительно НОТ. Мы многократно сообщали НОТ с января месяца с.г. о своем решении отказаться от ее услуг. Компания НОТ взимает месячную плату заранее. Поэтому я прошу вернуть нам деньги, снятые с нашего счета в конце января(за февраль) и в конце февраля(за март) и прекратить действие постоянного указания по поводу НОТ. С уважением - подпись. Дата - 3 марта 2008 года. Ниже - часть писем, которые мы безуспешно посылали НОТ по факсу и по электронной почте.
----------
/Последние факс и И-мейл/ ...Нижеследующее письмо отправлялось уже 6 раз(4 раза - с помощью И-мейл через окошко сообщений на сайте НОТ и дважды - по факсу(сохранился протокол второго факса от 24 февраля, 12:36)). Никакой реакции! Несколько часов я провел у телефона, звоня по номеру 1-801-770770 и по другим номерам - не только бесплатным. Совершенно очевидно, что компания заблокировала каким-то образом мои звонки. Что еще мы должны сделать? /Пропущена жалкая фраза о нашем возрасте, болезнях и др./. Почему незаконно снимаете/воруете у нас деньги с помощью информации о нашей кредитке? Может мне стоит поискать адреса Госконтролера и Министерства Связи? Извините за слабый иврит. Подпись, 2 марта 2008 года
---------
Компании НОТ: факс 077-7078241 и И-мейл через окошко сайта http://www.hot.net.il .
От Коваль Симы и Коваля Леона - /номера удостоверений личности, почтовый адрес, телефон и И-мейл/.
С 30 января 2008 года мы перешли в кампанию спутникового телевидения YES. И с того дня наши многочисленные попытки связаться с НОТ по телефону успеха не имели.
Уже после того, как мы отключились, с нас с помощью "Исракарт", сняли плату за февраль. Мы опасаемся, что этот процесс продолжится несмотря на то, что мы услугами НОТ не пользуемся. Пожалуйста: а)прекратите наши отношения и не наносите нам более ущерба; б)пришлите нам квитанции оплаты за все месяцы 2008 года; в)заберите мамир/преобразователь цифрового сигнала в аналоговую форму для обычного телевизора/, который мы приобрели, и верните нам согласно условию покупки положенную часть стоимости прибора. Подпись, 21 февраля 2008 года
Достучаться до "Исракарт"!Надоумил 15-летний внук-десятиклассник: мы можем сами, наконец, отменить постоянное указание кредитной компании.Вся беда в том, что ныне любая контора в Израиле - школа, муниципалитет, маленькое отделение больничной кассы и т.п. - обзавелись автоматом, который опрашивает клиента и требует от него нажатия альтернативных телефонных клавиш вплоть до появления в трубке живого голоса. Время ожидания, чаще всего за счет клиента, под веселую музычку, извинения и благодарности за терпение может быть довольно значительным.
Итак 2 марта вечером я созрел для общения с "Исракарт", у которой бесплатный телефон отсутствует. Но и с телефоном, который указывается на отчетах кредитной компании, у меня возникли не помню какие проблемы. Пришлось отправиться к сильно занятому внуку за помощью. Рон покопался в Интернете и нарыл другой телефон. Дозвонился и передал трубку мне. Я начал объяснять возникшую проблему, но собеседник на чистом еврейском языке удивился: "Ты - Сима?". И потребовал предъявить жену, на которую выписана кредитка(по понятным причинам - она ведает всеми тратами). Мудрый внук позвонил во второй раз, но при этом лишь записал траекторию для ущербного деда. Вот как она выглядит (для определенного контингента моих терпеливых читателей эта конкретная схема, а также патент использования грамотных внуков могут пригодиться):
03-6364636
"1
"3
"1
"Номер(9 цифр, в конце решеточка) удостоверения личности
"Номер(4 последних цифры, в конце решеточка) кредитки
"3
"5
"3
"2
С помощью четкой схемы я быстро дозвонился из дому и предъявил Симу Исаковну. После этого мне было предложено пообщаться с "русской" девушкой по имени Марина, чтоб она была здорова и счастлива. Она еще раз опросила С.И. и согласилась далее беседовать со мной. Проверила наш счет и сообщила, что с нас снимают деньги и YES и HOT. Марина согласилась, что так не годится, но для отмены постоянного указания необходимо прислать просьбу по факсу. "Рыбу" она надиктовала. Мы договорились, что факс я отправлю утром следующего дня. А она проследит за движением бумаги и сообщит мне о ее получении и передаче в соответствующий отдел конторы. Так она и сделала!
Немного истории. Кабельное телевидение на север Страны пришло в 92 году. Некоторые соульпанники-итеэровцы помоложе подрабатывали на рытье траншей и прокладке кабеля в Нагарие. А до Маалота кабель добрался через два года. И мы к нему сразу подключились. И все или почти все телезрители в Маалоте стали клиентами кабельной компании, которую потом назовут НОТ.
Поначалу на необозримых просторах Израиля действовало 5 кабельных компаний. Возможно с помощью предположительно фиктивного дробления обходилось что-то антимонопольное. На самом же деле в каждом населенном пункте можно было подключиться только к одной из них(люблю цитировать: "Вот Ева, - сказал Он Адаму, - выбирай себе жену"). В нашем городе действовала компания "ТевЕль" (таф-бет-ламед), т.е. вселенная/мир в переводе. Не помню в каком году был скандал: у "Тевель" обнаружился огромный дефицит в полмиллиарда долларов.
А потом на израильский рынок пришла компания YES цифрового спутникового ТВ. Старые кабельные компании сбросили камуфляж и объединились в НОТ, которая тоже стала поставлять цифровой сигнал.
В наших суровых краях на высоте 500-600 м. над уровнем моря НОТ работала неважно. Особенно в сезоны дождей и гроз. Что-то регулярно у них ломалось, клиенты оставались на время до суток без ТВ(почему-то чаще всего на праздники и субботы), телефонный автомат призывал уважаемую публику к терпению на фоне декларируемых титанических усилий технических служб НОТ. И ни разу не были возвращены деньги за непредоставленные услуги и причиненные неудобства. А кроме того подключение к кабелю совершалось небрежно без должной защиты. Неоднократно во время сильных гроз в нашем городке сгорали десятки "телеков и видиков". И мы с женой - в этом скорбном списке: первый наш навороченный видик в одно прекрасное дождливое и грозовое утро пал в неравном бою со стихией и НОТ, прикрыв собою телевизор. По неопытности и благодаря привычке к советскому ненавязчивому сервису претензий к НОТ мы не предъявили.
А народ побежал в YES, которая вела себя на рынке очень агрессивно. В нашем небольшом трехэтажном шестиквартирном доме пять последних лет с НОТ оставались только мы одни. Я думаю и на всем нашем тупичке, застроенном девятью одинаковыми домами, таких верных консерваторов оставались единицы. Страшновато старикам что-то менять, обязательно возникнут какие-нибудь проблемы...
Между тем в последнее время НОТ сумел отгрызть себе около 15% телефонного рынка Израиля. И стал продавать с завлекательной скидкой пакет услуг "Три в одном": телефон, интернет и ТВ.
А к тем из своих клиентов, кто зная повадки НОТ, не пожелал "класть яйца в одну корзину"(это в наше-то интернет-, теле-, -фонозависимое время!) компания интерес потеряла, но попрежнему старалась на них нажиться. Последние год-два перечень доступных каналов без дополнительной оплаты все обрезался и обрезался. Наше терпение лопнуло, когда отключили израильское радио на русском языке(в Маалоте оно неважно ловится на радиоприемники, а мы привыкли около часа с утра его слушать) и сняли любимый женой английский неполитический канал.
Покидаем НОТ. Этой зимой резко повысилась активность искусителей из YES. Почти каждый день нам названивали, едва ли не еженедельно наезжали агитбригады с полномочиями. Обещали, сооблазняли, заверяли...
В январе дозвониться до НОТ можно было. Согласно счета телефонной компании Безек я сделал 5 бесплатных звонков на НОТ, занявших 40:32 мин. Сперва я только выяснял, почему исчез тот или иной канал. Во время двух последних разговоров (сперва на иврите, а потом по-русски) я сообщил, что мы, клиенты со стажем в 14 лет, без долгов и обязательств, вынужденно, а также в знак протеста уходим из НОТ. Последний разговор чиновница из "наших" вела со мной грубо, даже оскорбительно.
И мы стали клиентами YES. И был звонок из YES, что соответствующее уведомление НОТ отправлено 30.1.2008 в два часа пополудни.
В феврале я продолжал названивать в НОТ, чтобы получить у них хотя бы счета нашей оплаты в 2008 году. Было сделано 23 только бесплатных звонка, занявших 1:31:54 часа. Все - безуспешные.
Последующие действия описаны выше в разделах "Последний факс" и "Достучаться до Исракарт".
С середины февраля с помощью, естественно, внука и ивритской версии ГУГЛа, были найдены адрес сайта и номер факса НОТ. ГУГЛ заодно навел нас на самодеятельный ивритоязычный сайт, который пополняют пострадавшие от НОТ. Оказалось, что таких как мы инвалидов войны с НОТ - много. Судя по приличному(на мой, конечно, взгляд) ивриту - это люди, в основном, местные, так что, хотя бы в этом смысле, я не могу обвинять НОТ в дискриминации "олим хадашим ми-Русия". Для оживления текста Рон соорудил иллюстрацию, скопировав две ее части на упомянутом выше сайте. А его слоган в переводе стал названием настоящего текста.
Логотип и слоган(АнИ сонЕ эт хот! - Я ненавижу хот!) сайта http://www.ihatehot.com
... и тогда они стали звонить.Возможно, терпеливый читатель запомнил, что факс в "Исракарт" был отправлен утром 3 марта с.г.
Через неделю по телефону "возник" русскоязычный представитель НОТ Михаэль/Миша. С первых его слов стало ясно, что перед ним лежит копия "последнего факса", полученная от "Исракарт". Он звонил несколько раз на протяжении двух или трех рабочих дней и терпеливо уговаривал без боя вернуть им мамир и завершить формально акцию отключения(нитУк - на иврите), а относительно двух других просьб сообщал, что по этому поводу у него полномочий нет. Я же настаивал на пакетной сделке.
Парень вел себя терпеливо и вежливо, но сообщить свою фамилию, номер прямого телефона, доступного факса и И-мейл, почтовый адрес или хотя бы город, где находится его офис, - отказался, поскольку им запрещено давать клиентам такую информацию. По мере наших переговоров у меня возник синдром вроде стокгольмского. Этот Миша мне понравился: 22 года, только-только демобилизовался из боевых частей, своей первой работой дорожит. Словом, хороший парень, только в плохую компанию попал. Куражиться над ним мне надоело, а Миша попросил в назначенное время на следующий день быть у телефона: мне позвонит начальник его отдела по связям с клиентами, имя или фамилия которого Ярив(йуд-рейш-йуд-бет). Ну, прямо как Сталин.
Ярив не позвонил, "на проводе" оказалась геверет Ирит(?). Она сообщила, что звонит от имени Ярива, но я говорить с ней отказался. "Хорошо, - сказала Ирит - Ярив перезвонит". Не перезвонил, через час снова возник многострадальный Миша. И я согласился принять назавтра с 9 до 11 техника НОТ.
Техник Йоси(?) пришел точно в 9:00 17 марта. Фамилию свою - МамОн (деньги, капитал) от меня не скрыл. Странный это был какой-то техник, очень осведомленный в общих вопросах. На мои сетования по поводу телефонной связи с НОТ признал, что - да, у компании уже два месяца проблемы по этой части. Поинтересовался - могу ли я доказать факт отправления факсов. Я сказал, что один протокол у меня есть, а два других при большом желании можно восстановить. "А как ты докажешь, что посылал письма по электронной почте?". "Никак, - ответил я. - Потому что прямого адреса я не имел, а копировал тексты в окошко посланий на вашем сайте. Сайт отвечал, что письмо принято и т.д. В моем почтовом ящике никаких независимых следов, понятно, не осталось". Должен признать, что адон Мамон не дал мне попинаться, переиграл меня. Забрал оборудование, написал протокол о его получении, расписался и дал мне на подпись. Там было сказано, что "нитук" совершен 17 марта, что меня не устроило. Подписывать я не стал, но второй экземпляр забрал.
Прошла еще одна неделя. 24(?) марта вечером состоялся последний звонок. Чиновник НОТ представился: Артем Геллер. Я по сей день не могу понять, чего он звонил. Может выяснял, как относиться к моим угрозам обращения к госконтролеру и в министерство связи. Похоже, что в итоге я его не напугал. Восстановлю ниже некоторые фрагменты разговора:
Г: Как зовут нашу сотрудницу, которая Вас оскорбила?
К: Не знаю. Но ведь обычно любые обращения по телефону фиксируются компьютером.
Г: Эта дама не дура, чтобы оставлять такие следы.
К: Вы получили извещение о моем присоединении к YES 30 января.
Г: Мы не получали от YES никакого извещения.
К: Почему я не мог ни разу дозвониться до НОТ в феврале?
Г: У компании были проблемы с соответствующей компьютерной программой. Как Вы докажете, что отправляли факсы и И-мейлы?
К: /См. описание моей беседы с техником Мамоном/.
Г: За мамир мы Вам деньги не вернем - он давно стерся.
К: Мамир был мною приобретен в свое время на определенных условиях: каждый год амортизировалась пропорциональная доля уплаченной сумы. При уходе из НОТ мне должны вернуть остаток. Кроме того: мамиры НОТ работали недолго. По вызову приезжал техник и не чинил устройство, а заменял его на новый. В последний раз мамир погас во время войны. Довольно много катюш упало совсем недалеко от нас, от одного из "бумов" мамир вышел из строя (еще разбились два тонких стакана и и рассыпались или были повреждены трИсы/жалюзи на север - это все наши потери). И этот последний мамир стерся?
Заодно добавлю к описываему разговору: во время войны мы находились дома первые 11 дней, а 22 последних - беженствовали. Абонементную же плату НОТ слупил с нас по полной программе.
Г: Деньги, которые заплачены НОТ за февраль и март, Вам должна возместить YES. У нас такие с ними отношения.
К: YES требует прислать соответствующие счета. А с тех пор, как Вы вынудили нас перейти на оплату с помощью кредитки, счетов мы не получали. И могли следить за оплатой только по отчетам "Исракарт".
Г: Пошлите YES эти отчеты.
К: Не берут, требуют счета от вас.
Г:Хорошо, пришлите мне снова факс с этой просьбой.
К: Вы издеваетесь? Ничего я больше присылать не буду. Напосылался ... Ведь перед Вами и так - текст или тексты моих факсов и И-мейл'ов.
Г. Хорошо, я передам Вашу просьбу в отдел, ведающий расчетами с клиентами.
К. Поторопитесь, иначе...
Г. Это Ваше право.
Сейчас, когда я дописываю сей печальный текст, завершается День Дурака - 1 апреля. Никаких счетов нам не прислали. Воистину, как сказал Галесник(?) : "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью".
Что дальше... Интернет-литература non fiction или журналистика (на моем уровне - любительские) обладают важным качеством: автор может находиться внутри сюжета и продолжать развивать его по собственному усмотрению. Сейчас от меня, слабо загруженного старика, зависит последовательность и ассортимент будущих действий. Если любезный читатель видит этот текст, то это значит, что он уже размещен на моем ресурсе "у Мошкова", где тусуется до тысячи "русских" израильтян, несколько тысяч россиян, тысячи самодеятельных авторов и читателей со всего мира.
Попытаюсь далее известить НОТ и YES о факте публикации. Затем буду действовать параллельно-последовательно. Пошлю ссылку 30 моим постоянным корреспондентам в Израиле, Россие, Америке, Казахстане и т.д. Объявлю ссылку на двух сайтах, где участвую в Форумах. Первый - международный еврейский на русском языке, второй - русский им. писателя Шендеровича: нашего брата там и там полно. Судя по опыту человек 200-300 зайдет на этот текст в первые же дни; возможно, некоторые из них порекомендуют текст своим корреспондентам.
Свяжусь с сайтом канала "Израиль+" под названием zman.com (есть новость по теме, которую я поясню ниже). Предложу, наконец, этот текст или его изложение двум русским бумажным газетам в Израиле.
Затем - переход в пространство иврита. Надо будет связаться с участниками сайта "Я ненавижу НОТ", разместить там отсылку и попросить активистов сайта, говорящих по-русски, помочь мне с переводом текста на иврит. Моих знаний языка хватит на то, чтобы авторизировать даже не очень точный перевод. Располагая переводом уже можно думать об ивритской бумажной газете, обращениях к Госконтролеру, в министерство связи и к депутату кнессета N.
Пару дней назад на вышеупомянутом сайте zman.com я мельком увидел сообщение строго по нашей теме(поленился сразу скопировать текст или сохранить ссылку, а потом сообщение куда-то уплыло, а поиск на новом сайте не работает). Некий депутат, да благословенно незафиксированное имя его, уже довольно далеко продвинул закон. Закон НОТ требует от компаний, занимающихся подобным бизнесом, в трехдневный срок по первому требованию клиента производить "нитУк", принимать эти требования каким угодно образом, в основном, с помощью И-мейл (нефальшивого, как сейчас у НОТ). При задержках свыше трех дней компания будет штрафоваться в пользу клиента на 10000 шекелей ($3000). Ну дай-то бог! Посмотрим - удастся ли в кнессете победить лобби НОТ. (Возможно этой активностью в кнессете объясняется, почему в НОТ обеспокоились моим мамиром!)
Компании типа НОТ следует сделать максимально прозрачными и доступными для клиентов. Мы все вовсе не заинтересованы в уничтожении второго предприятия цифрового телевидения. Если на рынке останется одна YES - мало не покажется. А вот нынешнее руководство НОТ, которое сейчас действует подобно тайной полукриминальной организации из подполья, следует удалить, компанию - обновить. Напомним будущему начальнику НОТ - специалисту рыночных дел, а не отставному военному, что его первым делом является защита клиента по принципу "Клиент всегда прав"(ну, почти всегда).
Итак, первая НОТ-сказка завершается. Естественный вопрос: а как там в YES? Уже есть сказать кое-что. Но это будет другая сказка, а сейчас - сосредоточимся на НОТ.
И в заключение - благодарности. Спасибо всем, кто дал себе труд дочитать сказку до конца. И заранее благодарен тем, кто поможет мне уточнить, улучшить настоящий текст. "У Мошкова" это делается просто. В качестве художественного выражения благодарности привожу ниже открытку, приплывшую к нам по волнам Интернета. Ее слегка отредактировал мой внук.