Путинцева Алла Андреевна: другие произведения.

Кленовый Лист, Кленовый Лист, Ты Мне Среди Зимы Приснись…

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 22/08/2010.
  • © Copyright Путинцева Алла Андреевна
  • Обновлено: 14/11/2004. 24k. Статистика.
  • Статья: Канада
  • Оценка: 4.73*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путешествие по канадским просторам на авто. Чаевые, диета,унитазы, развязки, язык.. По канату над Ниагарским водрпадом!

  •   Иллюстрированную версию текста см. на www.allalapa.com
      -------------------------------------------------------
      
      КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ, КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ, ТЫ МНЕ СРЕДИ ЗИМЫ ПРИСНИСЬ...
      
      Русские - в черном списке
      
       Канадское посольство в Париже. Фешенебельный район - Елисейские поля. Улочка, прилегающая к бульвару сплошь из магазинов от couture - Gucci, Dior, Nina Ricci, Chanel, Calvin Clein... Посольство видно издалека - на здании яркие кленовые флаги.
      
      На входе проверяют паспорта и приглашения. В "предбаннике" сдаем документы, поднимаемся в зал, где работают консулы. На входе отбирают сумки, мобильники, заставляют снять верхнюю одежду. В кассе платим за визу. Канадская стоит 45 евро. По-божески. Американцы дерут сотню, а за многократную - 200 евро. У всех посольств одно правило - дадут-не дадут визу, деньги не вернут.
      
      Платим и ждем вызова на интервью. В это время бумаги наши просматривает консул. Жители евросоюза получают визы быстро, в тот же день. Русские в "черном списке": срок ожидания решения по визе - две недели.
      
      На интервью задают стандартные вопросы, типа: не имеете ли хитрого намерения остаться в стране? Каким бы тупым не показался вопрос, нужно отвечать серьезно. Я слышала кучу историй о том, как людей "зарезали" по пустякам, из-за нечетких ответов. Например, одну даму во французском консульстве в России спросили: "Нет ли у вас намерения выйти замуж, чтобы остаться во Франции?" Нужно было просто и твердо ответить: "Нет". Но девушка сыграла оскорбленную невинность. Фыркнула, типа "ну что за в вопросы?" И ее, голубушку, в страну не пустили.
      
      
        
      
      
      Шмонают основательно
       
      Первый перелет через океан. Прямо волнительно как-то. Летим французской "Corsair" - единственной авиакомпанией, у которой нашлись билеты дешевле 700 евро. Париж-Монреаль-Париж - 480 евро.
       
      В аэропорту Orly - секьюрити, досмотр. Все основательно и серьезно, не то, что на внутренних европейских рейсах. Даже чтобы встать в очередь на регистрацию, нужно пройти паспортный контроль. Через океан летают габаритные "Боинги" и аэробусы. Пассажиров - тьма. Тем не менее, всю толпу дважды "просветили" и прогнали через рамки металлодетекторов. Паспорта проверяли постоянно, даже при посадке и высадке из автобуса, который привез нас к самолету.
       
      Перелет - семь часов. На трансатлантических рейсах народ развлекают фильмами, иногда за полет успевают показать парочку. Кормят дважды. Вино - обязательно. Чтобы французы и без вина кушали?!
      
       
      
      Communication problem!
      
      
      
      Приземлились мы в аэропорту "Мирабель" - это второй по значимости аэропорт Монреаля. С паспортного контроля выскакиваем в общий зал, и - бегом к стойке "car rental". Сейчас, думаем, рентуем машину (мы заранее зарезервировали авто класса "экономик") и помчимся с ветерком по североамериканским просторам! Ага, разбежались.
      
      Оказывается, у всех крупных мировых компаний, сдающих в ренту машины, есть одно нерушимое правило: данные водительского удостоверения и кредитной карты клиента должны совпадать. То есть, за ренту авто не может заплатить ваш папа, жена, друг... Даже если у вас с ними общий счет. Если фамилия в автомобильных правах "Петров", то и на кредитной карте тупо должно быть написано "Петров". Мои документы, увы, не соответствовали. Никакие уговоры не помогли. Нас отфутболили во всех четырех компаниях, работающих в аэропорту.
       
      Мы бросились в службу информации: "Когда автобус до Монреаля?" - "Последний ушел пол часа назад. Берите такси". Подходим к стойке TAXI: "Нам бы в Монреаль". Служащая, не глядя, выписала квитанцию. "Пошли!" - махнул нам рукой таксист. Куда пошли, ё-моё, у нас канадских долларов нет! В обменнике очередина, банкоматы в аэропорту карту "Visa" не принимают. Кстати, с банкоматами в Канаде отдельный прикол. Все банки четко делятся на те, кто работает почти исключительно с "Visa", и те, кто принимает "MasterCard". Банкоматов, принимающих "Visa" почему-то гораздо меньше.
      
        
      
      
      Мы у таксиста спрашиваем: можно ли нам расплатиться "Visa", потому как cash у нас нет. Таксист туманно отвечает: "Какая разница?" Что значит "какая разница" понять невозможно. Потому как ответы на более конкретные вопросы он дает на абсолютно непонятном нам языке, издали напоминающий французский.
      
      
      Прикол номер два: во "французской" Канаде, состоящей из провинции Квебек (куда мы собственно и прилетели), народ говорит на французском. Но не на французском "французском", а на канадском "французском". Что, как говорится, две большие разницы. И "эти разницы" мы быстро почувствовали.
       
      
      
      Большая часть канадцев говорит на английском (довольно своеобразном английском, например слово about канадцы произносят как "эбут", чем страшно веселят американцев). Квебекский язык, уж не знаю, как его назвать иначе, профессионалы определяют как французский 17-го века. Французы-колонисты, находясь вдали от родины, трепетно сохраняли языковые традиции. Тогда как их европейские собратья относились к этому делу творчески. Однако квебекский французский не смог избежать влияния английского. В итоге, слово индейка - Dinde (по-французски читается примерно как "динд"), квебекцы произносят на английский манер (типа - "дайнд"). И это - самый безобидный пример.
       
      
      Короче: сели мы в такси в полном шоке. На банальный вопрос "Do you speak English?", таксист бодро ответил "No". Прикол номер три: двуязычная страна, оказывается, это не та страна, в которой все население говорит на двух языках, как я раньше с завистью себе представляла. А страна, где часть населения не понимает французский, а часть - английский. Понять, в какой части Канады ты находишься, очень просто. Все надписи в стране - на магазинах, кафе, заправках - на двух языках. Если первый вариант французский - вы в Квебеке.
      
      
      
      "Pour boire" - везде и всегда!
      
      За такси мы заплатили 80 канадских долларов (таксист довез нас до банкомата, принимающего Visa) плюс 10 баксов чаевых. "На чай" в Канаде, как и в Америке, надо давать всем и всегда. От 10 до 15 % от общей суммы счета. До сих пор переживаю из-за конфуза в ресторане, где мы обедали в один из первых дней. Юная официантка и подумать не могла, что мы ей не оставим "pour boire" (в переводе - "для того, чтобы выпить", - так в Квебеке называют чаевые). Но мы ж не по злобе, мы просто привыкли, что во Франции в ресторанах чаевые автоматически включены в счет.
      
      Спустя пару дней мы, конечно, прочухали, что к чему. И когда в городе Niagara Falls (на Ниагарском водопаде) на столике в номере отеля я обнаружила пустой конвертик с надписью "Have a nice day", ни на минуту не задумалась, чего нужно в этот конвертик перед отъездом положить. Если в канадском ресторане вы платите кредитной картой, то сообщаете официанту, сколько "pour boire" ему хотите оставить. И официант прибавит эту сумму к счету.
       
      Найти еду - нетривиально...
      
      О, теперь я знаю, что самое страшное может случиться с человеком на североамериканском континенте. Остаться без машины! Жизнь без машины - невозможна. Нереальна, немыслима. Нонсенс! Ближайший магазин от резиденции, где мы поселились - это пятнадцать минут хорошей езды на машине. Общественный транспорт как класс - на грани вымирания. Если он вообще когда там водился. Машины нет. Выход один: такси. Помните Нону Мордюкову в "Бриллиантовой руке"? "Наши люди в булочную на такси не ездят!" Мы - поехали.
       
      Конечно, перед поездкой в Канаду приятели предупреждали насчет североамериканской еды: "Готовьтесь к худшему". Господа, подготовиться к такому невозможно. Из первой супермаркетовской закупки выбросили примерно третью часть продуктов. Хотя еда в Квебеке намного лучше, чем в других штатах Канады (квебекцы как могут, берегут наследие предков, французскую национальную фишку - страсть хорошей к еде). Тем не менее - ветчина, колбаса - это все не съедобное совершенно (прошу учесть, что выросли мы на советской вареной колбасе, так что знаем почем фунт лиха). Куриное мясо вызвало смешанные чувства. То ли мясо подозрительно мягкое - прям в руках расползается, то ли жира слишком много, то ли привкус непривычный... В общем, мы воздержались. Давно известно, что птицу и мясо здесь кормят гормонами. И североамериканцы-мясоеды на таком мясе растут в объеме, как на дрожжах. Особенно, если запивают такое мясо "Колой". 
      
      
      
       
      
      Это страшное слово - fast-food...
      "Ожирение" - национальная проблема номер один, в чем мы убедились собственными глазами, приехав в "американскую" часть Канады. В Квебеке люди постройнее, больше похожи на европейцев. Те, кто живет поближе к границе США, размерами ближе к американцам - XXL - XXXL.
      
      Совершенно типичная, ужасающая картинка в "MacDonalds": мать с двумя детьми за столиком. Перед мамашей - литровый (!!) стакан Кока-колы, огромный гамбургер с котлетой и огромный кулек сжаренным картофелем. Перед старшей дочерью полулитровая кола, гамбургер поменьше и средненький кулек картошки. Перед малышкой (года четыре!) все то же, только в меньших количествах. Прямо как в сказке "Три медведя". Все трое - отвратительно, безобразно толстые, дебелые. Даже малышка. Я не удержалась, достала фотоаппарат, и сняла эту семейку. Typical family! Может, они и не виноваты. Североамериканская культура еды! То есть - отсутствие такой культуры.
      
      Весь общепит - это fast-food. Весь fast-food - это "MacDonalds" с небольшими вариациями. Найти хороший (в европейском понимании) ресторан очень трудно. В очень дорогом ресторане Niagara Falls на горячее принесли суповую тарелку с горой макаронов и гигантским куском жареного лосося. Ровно то же (по качеству и объему) подавали в придорожных кафе на автозаправках. Цена, конечно, отличалась... 
       
      Эксклюзив - "ледяное вино"
      
      Кстати, о ценах в ресторанах. Лучше сразу понять и привыкнуть к одной маленькой милой детали. Если на щите у ресторана написано "menu 50$", то это означает: меньше 70$ вы не заплатите. Цена в меню указана без учета налогов (в Канаде существует налог на товары и услуги). А налог - это плюс 7%. Да, и не забудьте про 12-15 % чаевых... Не удивляйтесь, когда вам принесут счет.
       
      Что еще? Ах, да, кофе! Прежде чем заказать в забегаловке кофе - подумайте. Вам принесут кружку кипятка с пакетиком растворимого порошка. Настоящий свежемолотый здесь - большая редкость.
      
      Во всех кафешках и ресторанах на столики рядом с солонкой и салфетками обязательно ставят большую бутылку с темной жидкостью. Соевый соус? Соус "Чили"? Оливковое масло? Столовое вино? - гадали мы, сбитые с толку традициями европейской и восточной кухни. Господа, это оказался кленовый сироп! Его производят здесь в каких-то чудовищных объемах. Народ за едой поливает сиропом все, что можно съесть как сладкое. Нет, не зря у них на флаге - кленовый лист.
      
      Насчет вина... Канадское красное сухое почти все 11 градусов. Разливают его почему-то в литровые бутылки (импортные вина все в оригинальных емкостях - 0,75). Отдельная статья - знаменитые "Ice wine". Вина из мороженого винограда - изобретение канадских виноделов. Они держат монополию на эту технологию. Виноград для "ледяного вина" собирают после первых морозов, в октябре-ноябре. Вино получается очень сладкое. И стоит совершенно бешеных денег. Бутылочка не самого дорогого (2002 год) емкостью 0,200 - 23 канадских доллара. То есть литр - 115$ канадских (89$ американских)..
      
      
      
       К унитазам надо привыкнуть...
       
      На североамериканском континенте напряжение в электросетях 127 вольт, а не 220 вольт, как в Европе. Ничего страшного, современные мобильники, компьютеры, органайзеры заряжаются нормально. Нужен только переходник, потому как "дырочки" в розетках не кругленькие, а узенькие, продолговатые. А вот техника попроще, типа примитивных щипцов для завивки волос, работает не очень. Нагревается еле-еле. Буклей не накрутишь.
       
      Да, еще одна деталь. Так, для информации. Унитазы. Я когда первый раз в туалет в канадском аэропорту зашла, так прямо удивилась: унитаз на 2\3 заполнен водой. Очень похоже на российские общественные туалеты. Только русский унитаз, полный воды означает, что канализация забита. А у североамериканцев так сливная система устроена. В общем, если что - не пугайтесь.
       
       Такие вот у них правила дорожного движения...
       
      Машину нам все-таки удалось рентовать. Да здравствует мелкий частный бизнес! В конторе маленького провинциального городка Шербрук нам за десять минут оформили новенький "Hyndai" за
      28$ канадских (22$ американских) в сутки, включая страховку. Бензин по сравнению с Европой дешевый - 92 канадских центов литр. В Европе литр стоит около 1 евро, что на канадские деньги - 1,6$.
      
      Села я за руль и поехала... Дороги - сказка! Мечта геометра! Улицы прямые, пересекаются исключительно под прямым углом, проезжая часть - широкая! Двустороннее движение в центре города, в каждую сторону - две, а то и три (!) полосы. Кто водил в Европе мои восторги поймут.
       
      К правилам дорожного движения, конечно, надо привыкнуть... Я вот "тормознула" по незнанию на первом же перекрестке. Мне направо поворачивать, а на светофоре красный. Останавливаюсь, жду зеленого. Позади меня водитель на джипе мне сигналит, надрывается. "Да пошел ты", - бормочу. И рукой показываю в окно: типа - не видишь, красный! Тут водила резко - по газам - и объезжает меня. Артикуляция у него в этот момент соответствующая. Придурок! - думаю. И тут вижу, что весь ряд позади идущих машин за тем джипом следом поехал. На красный. Что за фигня?
       
      И тут вспоминаю, что в США по тамошним ПДД поворот направо на красный разрешен. В Канаде, как оказалось - тоже. После я видела на некоторых перекрестках специальные знаки, типа: поворот направо на красный разрешен с 19.00 до 7.00.
       
      К светофорам тоже нужно привыкнуть. Они другие, чем в Европе. Горизонтальные, и нависают над дорогой ЗА, а не ПЕРЕД перекрестком, как в европейских странах. И еще народ в Канаде ездит с зажженными фарами и габаритными огнями в любое время суток. Такие у них ПДД!  
       
      Скорость стоит дорого!
       
      От Шербрука до Ниагарского водопада по трассе - 750 км. Расчетное время пути (если гнать без остановок, но соблюдая speed limit) - 7 часов 45 минут. Но без остановок, ясно дело, тяжко. Со всеми нюансами (типа заправок, обедов, кофе, физической разминки) набегает часов 10-ть, а то и 12-ть.
       
      Дорога - кайф! Прямая, как стрела. Поставь машину на круиз-контроль, встань в правый ряд и расслабься! Speed limit на трассе - 100 км\ч. Придорожные панно гласят: "Скорость стоит дорого". И тут же суммы штрафов прописаны. Засекут на 120-ти км\ч - штраф 100 долларов. Гонишь 140 км\ч - 350 долларов. Не хило, да?
      
      
      
      При этом народ на автостраде по поводу штрафов как-то не напрягается. Ездить медленнее 110-ти, видимо, просто неприлично. Едешь 110-120 км\ч - тебе место в ряду тихонь, справа. В среднем ряду, чтоб не задавили, нужно гнать 130-140 км\ч. Помню, довольно долго ехала в среднем за автобусом со значком на заднем стекле "осторожно - дети!". Ну, думаю, порожняком гонит. Шли мы на 140-ка где-то. Стала обгонять, - батюшки! - а у него полный салон детишек! Ну, дает мужик... 
      
      Ну, а в левом крайнем ряду хайвея - полный крутяк. Пару раз за всю дорогу от Монреаля до Ниагары попались полицейские. Как и наши менты, они сидели в машинах в придорожных кустиках, и спокойно смотрели на канадских джигитов, несущихся по левой полосе под 200-ти.
       
      Один такой джигит слетел с дороги с кювет. Картинка, я вам скажу... Проезжая мимо аварии, народ притормаживал, некоторое время под впечатлением соблюдал speed limit. А потом опять - пошло-поехало...
      
      
      С развязками у них все в порядке
       
      Ориентироваться по карте дорог в Канаде предельно легко. Панно на трассе внятные. Даже на сложных развязках, на подъездах к крупным городам типа Торонто, заблудиться трудно. В связи с чем вспоминается популярная среди москвичей шутка: "Считаю своим долгом написать письмо президенту с требованием проверить авторов развязок МКАДа на склонность к шизофрении и употреблению наркотиков; проектировщику Таганки приношу извинения - по сравнению с проектировщиками МКАДа он выглядит просто чуваком с чувством юмора".
       
      Или вот у нас, в родном сибирском городе Красноярске. Добраться от города до аэропорта и не заблудиться - нонсенс! Если едете ночью - почти без шансов. Картинка чисто булгаковская: тьма египетская. Никакого освещения на трассе нет. Слева - лес, справа - поле бескрайнее. Никаких ориентиров. Первый указатель "аэропорт" появляется, когда вы уже видите взлетное поле и самолеты. Мы ездили на машине в аэропорт бессчетное число раз. Но до сих пор по ночам в одном хитром месте съезжаем с трассы в прилегающую деревню с колоритным названием Дрокино.
       
      Отдых для водителей на хайвеях в Канаде организован отлично. Service Staition через каждые сорок километров. Заправка, парковка, кафе fast food. Почти в каждой забегаловке в туалетах - автомат с презервативами: 1 штука - 1 доллар. Цивилизация!
       
      Ниагара, Ниагара, а я маленький такой...
      
       
      Тут один знакомый американец позвонил. "Как дела?", - спрашивает. "Да вот, - говорю, - была на Ниагарском водопаде". "Я был там лет 25 назад, - отвечает. - Поэтому расспрашивать тебя не буду. С тех пор он вряд ли изменился..." Хорошая шутка. Ниагарскому водопаду около 10 тысяч лет...
       
      Городок Ниагара Фолс расположен прямо на берегу реки. Утром - бегом из отеля. Где тут у вас водопад? По улочкам, по улочкам, а шум от водопада все сильнее... Ну, вот он! То есть они...
      
      На самом деле больших водопада оказалось два (есть еще маленький-маленький водопад Фаты). Поскольку речка Ниагара - это граница между Канадой и Америкой, один водопад как бы американский, один - как бы канадский. Американский выше - 51 метр (канадский - 49 метров). Но более узкий - 330 метров в ширину против канадских 790 метров.
      
      Канадский называется водопадом Подковы. Он красивее и мощнее американского. Под водопадом, в скалах выбиты тоннели для туристов. Скальные породы суперпрочные! Но мощный поток воды их все же постепенно съедает: край водопада сдвигается примерно на 1 метр в год. В 1678 году, когда французские исследователи впервые описали водопад, он находился на 305 метров ниже по течению!
      
      
       
      
       
      
      
      
      
      
      Войдя в тоннель, можно как бы подкрасться к водопаду "со спины". Гигантский поток воды оказывается на расстоянии нескольких метров. Грохот жуткий! Брызги - сплошной стеной. Снимать на фото и видео немыслимо. Объектив заливает напрочь.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       
      
      
      Из-за брызг на все экскурсии к водопаду выдают одноразовые полиэтиленовые плащи. Длинные, с капюшонами. Очередь на кораблик, который подвозит туристов прямо под водопад Подковы, издали похожа на боевое подразделение в костюмах хим защиты.
      
      Покупать "водопадные" экскурсии дешевле оптом. За 35 долларов вам покажут и тоннели, и водоворот, и на кораблике прокатят. Туры на водопад продают по всему городу. Пятичасовая экскурсия стоит 120 долларов. В стоимость включен обед в ресторане над водопадом.
       
      Трудно поверить, но в редкие, особо суровые зимы водопад замерзает. Такие фотки можно увидеть в любом музее. Как и фотографии канатоходцев, прошедших по натянутому канату над водопадом. И фотографии людей, пускавшихся по водопаду вплавь. В 19 веке смельчаки бросались в пучину в бочках различной конструкции. Кому-то повезло, кому-то не очень. Одна весьма крупнотелая мадам решила покорить водопад вместе с любимой собачкой. Бочка выдержала, но женщина погибла. Собачка припала носом к единственной дырочке, через которую в бочку поступал воздух, и ее хозяйка задохнулась.
      
      Канатоходцев, рискнувших перейти реку над самым горлом водопада, было немало. Один из них перенес на себе складную печку, собрал ее на канате прямо посередине водопада, и, балансируя на ветру, поджарил и слопал на глазах потрясенной публики яичницу! Да, были люди....
       
      Niagara Falls
      
      Туристический городок Ниагара Фолс легко представить тем, кто был в Дисней-Ленде. Игрушечные, яркие домики, игровая реклама, аттракционы прямо на центральных улицах. Атмосфера безделья и праздности. В общем, лучше на фотки посмотреть...
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       
      таможня
       
      Что такое "антитеррористические меры" на североамериканском континенте, я по-настоящему поняла на обратном пути во Францию, все в том же аэропорту "Мирабель". Секьюрити основательно досматривали практически каждого пассажира. Одна мадам летела с двумя чадами. У тех таможенники выпотрошили школьные пеналы и отобрали карандаши. Дети рыдали, мамашку трясло, но она терпела. Борьба с терроризмом! На мне служба безопасности, видимо, оторвалась по полной...
       
      Таможенники мучили меня около часа. Отобрали и унесли куда-то паспорт. Дважды выворачивали наизнанку сумку. Дважды ее содержимое прогоняли через "просветку". В это время специальный человек копался в моем компьютере, а другой заполнял на меня досье. Дойдя до вопроса "домашний телефон в стране постоянного проживания" таможенник запнулся. Спрашивает у другого: "Мне что, ее телефон в Сибири записывать?" И смеется. Для него Сибирь - полная абстракция. Где она? Что там есть? Кто там живет? - он и не слыхивал. Смеется...
      
      В общем, выпустили - и ладно. До новых, как говорится, встреч!
      
  • Комментарии: 7, последний от 22/08/2010.
  • © Copyright Путинцева Алла Андреевна
  • Обновлено: 14/11/2004. 24k. Статистика.
  • Статья: Канада
  • Оценка: 4.73*12  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка