Соблазнительно было бы описать это путешествие, как пишут путеводители - мол, пошли направо и увидели дворец такой-то, а потом поглядели налево - а там дом такого-то, построен тогда-то. И так далее, с точными адресами, описаниями фасадов, именами архитекторов.
А можно пойти по пути эксклюзивно-эстетического эссе. Для знающих и понимающих, для разбирающихся в превращениях Кафки и големах Мейринка, в швейковском юморе и чапековских метафорах. Намекнуть на каббалистов, на алхимиков, поведать старинные кровавые легенды в духе Тарантино.
Не исключается и способ бытового рассказа, путевых заметок - с критическим обзором турагенств и отелей, ресторанов и казино. С детальным описанием процесса обмена валюты, например, или характеристиками экскурсоводов. С меню и ценами, с тем, чтобы те, кто пойдут по нашим стопам, не попались в лапы коварным охотникам за туристами и их честно заработанными кронами.
Увы мне! - путеводители уже изданы в невероятных количествах, к эссеистам, ткущим тончайшие паутинки выводов из малозаметных для постороннего глаза материалов, я себя не отношу, а бытовых историй о приключениях в пражских джунглях я начитался перед поездкой во множестве, и для чего? - чтобы убедиться в почти полной бесполезности искренних советов их авторов!
Поэтому остается самый простой вариант, к которому я и прибегну - старый испытанный способ - дневник! В нем можно сочетать все - и первое, и второе, и третье, и даже любой другой жанр. Итак,
21 апреля 2005 года
Напуганные сообщениями о суровых проверках службы безопасности в новом терминале аэропорта имени Бен Гуриона и в надежде успеть перед посадкой пробежаться по беспошлинным магазинам, мы выходим из дома в 2 часа ночи. Мы - это автор, его жена и двое наших вполне совершеннолетних детей. Так, вчетвером, мы путешествуем в третий раз и мне уже трудно представить, что дети могут не разделить со мной всех перипетий поездок в Европу. Оставив машину на стоянке, аэропортовским автобусом-"челноком" прибываем к новому зданию, которое функционирует только несколько месяцев. По сравнению с прежним аэропортом новый терминал поражает широкими переходами, движущимися лентами, огромными залами. Очередь на проверку и на сдачу багажа движется быстро, вопросы "секьюрити" не отличаются оригинальностью, разве что, когда девушка-проверяющая спросила у дочки, где именно она служила в армии, вспомнилось мне остапо-бендеровское " в каком полку служили?"...
И вот мы уже над Прагой, и в голосе пилота, объявляющего о предстоящем приземлении, слышится ирония, когда он сообщает, что температура воздуха в столице Чехии - 0 градусов.
Длинная очередь на паспортный контроль. Стоим, завидуем гражданам единой Европы - они проходят свободно, лишь взмахнув перед пограничниками своими паспортами. В нашей очереди маются израильтяне, американцы, болгары, русские, японцы. Нас должны встречать, и я слегка беспокоюсь - дождутся ли...
Дождались. Едва мы вышли, уже с чемоданами, как на нас налетел бородатый чех, держащий табличку с именем жены. Как он опознал нас - не знаю, возможно,на наших лицах написано, что мы из Израиля. Чех выхватил у меня тележку и повел нас к машине. Разговора по дороге не получается, потому что чех по-английски не говорит, а по-русски - понимает "немножко", как он говорит, но по сути - тоже ничего. Въезжаем в Прагу. Первые впечатления - трамваи и березы, не виденные мною почти 14 лет. Перебираемся через Влтаву. Вот мы и у места назначения - дом в Иозефове, в самом сердце старого Еврейского гетто. Здесь, в квартире, снятой нами заблаговременно с помощью сотрудников посольства Израиля, мы и будем жить. Нас встречает представитель домовладельца, мы расплачиваемся за жилье, за перевозку и договариваемся о точном времени выезда. Хозяин квартиры - чешский религиозный еврей, сдающий ее, как правило, израильским туристам. Позднее нам рассказали, что он родился чехом и христианином, но прошел по всем правилам "гиюр" и стал настоящим кошерным евреем.
Квартира хорошая, две большие комнаты, высокие потолки, огромная кухня, меблирована простой мебелью из IKEA. Но нам не до квартиры. Бросаем вещи неразобранными - потом, потом ! - и бежим смотреть Прагу.
Совсем рядом - Староместская площадь со старой ратушей и знаменитыми астрономическими часами. Здесь, как говорят, успешно трудятся пражские карманники. Но мы надежно экипированы, да наших денежек им не добраться. Можно спокойно наслаждаться очень красивой площадью - барочной церковью Св.Микулаша, готическим собором Богоматери-на-Тыне, башней ратуши, прекрасными старинными зданиями вокруг. Памятник Яну Гусу на площади мрачноват, нуждается в реставрации и, на мой взгляд,не очень-то смотрится на ней. Наступает полдень - часы на башне ратуши начинают свой прославленный парад святых, скелет на стене звонит в колокольчик, напоминая о бренности человеческого существования, наконец, прокукарекал петух - и шоу завершилось. Почему-то ожидалось больше...
Чуть разочарованные, мы двигаемся дальше. Дочка, которая уже была однажды в Праге, уверенно ведет нас к Вацлавской площади мимо Гавельского рынка, где фрукты и овощи продают рядом с сувенирами. Мы идем, пробираясь сквозь толпы туристов, нас атакуют рекламными листками с программами концертов, и со всех сторон нас окружают яркие фасады домов, и едва ли не каждый дом носит свое название - в соответствии с барельефом или скульптурой, установленными на нем, или по другому, непонятному непосвященным признаку. Вацлавская площадь напоминает скорее очень широкую улицу, вроде Елисейских полей в Париже, чем площадь. На противоположном от нас конце ее завершает здание Национального музея и конная статуя Вацлава, короля Чехии. Статуя частично на ремонте, пьедестал закрыт, виден лишь восседающий на коне всадник.
Обозрев площадь и совершив необходимую операцию по обмену денег, мы направляемся теперь к Карлову мосту. Вход на мост - через готическую башню, а сам мост украшен множеством скульптур разных католических святых, из которых особым почитанием пользуется скульптура св. Яна Непомуцкого, некогда сброшенного с моста в воды Влтавы за отказ нарушить тайну исповеди чешской королевы. Под памятником мученику есть два барельефа - на одном некий человек держит на поводке собаку (их роль в этой истории мне неизвестна), на другом изображено собственно выбрасывание святого с моста. Оба барельефа - и собаки, и святого - отполированы до блеска прикосновениями тысяч рук. Поверье гласит, что загаданное желание исполнится, если дотронуться до летящего с моста тела святого Яна. При чем тут собака, я так и не понял, но ее тоже очень активно трогают. Возможно, это приносит какое-нибудь особое счастье. Чтобы не ошибиться, мы погладили их обоих, и пошли в сторону левого берега Влтавы.
Карлов мост заканчивается так же, как и начинается - башней. На самом мосту вовсю работают художники, продают картины и рисуют портреты по заказам прохожих. В дневное время и в хорошую погоду мост заполнен туристами, гуляющими туда-сюда в посках впечатлений. И мы, прибыв на противоположный берег, тоже отправляемся обратно.
Возвратившись на правый берег Влтавы, мы начинаем искать подходящее место для обеда. Стоило нам свернуть на несколько метров с людной Карловой улицы в переулки Старого города, как перестали путаться под ногами туристы, и можно было спокойно и в тишине бродить вдоль улиц, читая вывешенные у входа в каждый ресторан меню и решая, подойдут ли нам указанные в них блюда и цены.
Чтобы не возвращаться более к теме еды в Праге, хочу сразу рассказать, что обедали мы каждый день в разных ресторанах, ели всегда вкусно и всегда - с пивом, которое подают немедленно после заказа, обслуживание было хорошим, все официанты понимают по-английски, и единственный маленький инцидент, который произошел с нами на почве обедов, случился именно в первый день. В счете за обед я обнаружил лишнее блюдо, никем не заказанное и не съеденное. Я просто подошел к официанту и указал ему на ошибку. Он извинился, и счет был немедленно исправлен. Хочется верить, что это действительно была только ошибка.
Уставшие, но, естественно, сытые и довольные, мы вернулись домой, зайдя перед этим в супермаркет (в центре города мы нашли только один супермаркет, недалеко от Вацлавской площади) и купив продуктов на ужин. Так и повелось - обедали мы в ресторанах, а завтракали и ужинали - дома. Что, разумеется, не исключало маленьких удовольствий в виде чашечки кофе или сосиски на Вацлавской площади.
Передохнув, снова отправляемся на прогулку.
Идем в сторону Нового места, не уставая поражаться красоте пражских улиц. "Обецни" (Общественный) дом, Пороховая башня, Опера, Национальный театр, возле него - оригинальная скульптура командора из "Дон Жуана", мрачное черное здание, в котором размещалось гестапо, церкви, дворцы, просто жилые или административные здания, площади - все красиво в Праге!
Обойдя за первый день центр города, мы получили общее представление о наиболее интересных его достопримечательностях, об атмосфере его улиц и площадей, о магазинах и станциях метро. Теперь мы сможем ориентироваться в Праге, не заглядывая каждую минуту в путеводитель; а с завтрашнего дня мы приступим к тяжелой экскурсионной деятельности - первейшей обязанности каждого туриста.
Если выбрать исходной точкой прогулок Староместскую площадь, то можно обозначить несколько маршрутов, отходящих от нее. Возле церкви св. Микулаша от площади отходит Парижская улица, задуманная как подражание бульварам французской столицы и действительно похожая на них. По ней за несколько минут можно дойти до Йозефова, бывшего некогда еврейским кварталом Праги. Мы проделываем этот путь как минимум дважды в день, каждый раз проходя мимо ресторана "Швейк", находящегося совсем рядом с домом, где мы поселились.
Улица Целетна, одна из самых красивых в городе, начинается на противоположной стороне площади, проходит сквозь Пороховую башню и приводит на площадь Республики, к Общественному Дому (Обецни дом). Это здание, построенное в начале 20-го века в стиле "сецессион", украшено впечатляющей мозаикой по рисункам художника Карла Шпиллара. Я бы посоветовал заглянуть во внутрь дома. Вообще-то по нему проводятся и организованные экскурсии, можно и купить билеты на один из концертов, устраиваемых в нем, ну а мы просто прошлись по нескольким помещениям, открытым для свободного посещения. Интерьеры Общественного дома оформлены с использованием орнаментов и витражей в стиле "ар нуво" крупнейшими чешскими мастерами этого направления.
На Целетной улице примечателен дом "У черной богоматери". Он назван так по скульптуре богоматери, помещенной на угловом сечении его фасада. Само здание - редкий образец кубизма в архитектуре; поэтому, очевидно, в нем и размещен музей современного чешского искусства.
На Тынской улице, рядом со Староместской площадью, находится дворец Унгельт. На самом деле это не совсем дворец, а старинная гостиница, находящаяся в просторном дворе, где кроме нее уютно разместились магазины, кафе, рестораны, привлекающие многочисленных посетителей.
Карлова улица, узкая и замысловато петляющая, постоянно переполненная толпами туристов, ведет прямо ко входу на Карлов мост. Чем ближе к мосту, тем больше на этой улице магазинчиков, торгуюших туристскими сувенирами и безделушками.
День второй, 22 апреля.
Сегодня мы идем в Пражский град - его по-русски иногда называют Кремлем. Идем пешком, поскольку уже убедились, что расстояния в центре Праги не велики. Снова проходим Карлов мост, поднимаемся вверх, ориентируясь по указателям - и вскоре мы без труда находим лестницу, ведущую в крепость. Сверху открывается поразительный вид на мосты Влтавы, черепичные крыши пражских домов, улицы Малой Страны - района, расположенного на левом берегу реки. Входим в ворота, любуемся фасадом президентского дворца. Я был уверен, что проход во внутренний двор, охраняемый вооруженным караулом, запрещен, но увидел, что туристы входят туда свободно, и мы тоже вошли во двор. В 12 часов - не пропустить бы! - торжественная смена караула. А пока мы покупаем билеты на маршрут "В", включающий в себя посещение собора святого Вита и подъем на его башню, а также старый королевский дворец и Золотую улочку. Прекрасная погода, и мы решаем прогуляться по Королевскому саду, который должен вот-вот открыться. В 10 часов чешский солдат с трудом распахивает ворота сада. Мы входим первыми, и я с удивлением вижу, что многочисленные туристские группы, сопровождаемые гидами, не спешат войти в сад вслед за нами. Видно, это у них не входит в программу. Вот они, прелести организованных туров.
После сада идем в собор. Билеты никто не проверяет. Но - только до середины собора. Далее - вход только по билетам. Чтобы пройти близ алтаря и мимо многочисленных захоронений, приходится буквально протискиваться сквозь толпу посетителей. Христианские святыни не очень трогают меня, а стремление превратить храм Божий в кладбище мне просто непонятно. Поэтому я поскорее пробираюсь мимо серебряной гробницы св. Яна Непомуцкого в сторону лестницы, ведущей на вершину башни. Надпись у входа предупреждает, что перед нами 270 ступеней. Еще не поздно одуматься, но, если честно, очень хочется наверх. И вот, по винтовой лестнице, закручивающейся штопором, мы поднимаемся к вершине. По этой же лестнице и спускаются, но вежливые туристы, уже побывавшие наверху, видимо, прекрасно понимают то легкое безумие, которое охватывает нас во время подъема, и с улыбкой уступают дорогу. То, что видно с башни, можно описать только поговоркой "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Теперь на очереди - королевский дворец. Входим в огромную залу, не ремонтировавшуюся, очевидно, в последние 500 лет. Королевская капелла, веранда, все очень скромно, в строгом средневековом вкусе. Да, бедновато жили чешские и богемские короли. Не Эрмитаж, словом. Здесь же - зал для хранения родовых книг чешских благородных семейств. На стенах нарисованы семейные древа. Сами книги давно хранятся в других, более надежных местах, в зале представлены лишь толстенные корешки, разумеется, не настоящие.
Из дворца спешим поглазеть на смену караула. Забавное зрелище, под "живое" музыкальное сопровождение, хорошо поставленное, с обнаженными клинками и строевым шагом. Непохоже на грозные шаги кремлевских часовых.
Идем на Золотую улочку. Это - сказочное место, крошечные, как игрушечные, домики, где когда-то жили пражские ювелиры. На одном из домиков надпись - "здесь жил Франц Кафка". Мы с сыном заходим в магазин-выставку рыцарских доспехов. Идем по узкой галерее, пока не упираемся в странное помещение. Вот это да! Перед нами - арбалетный тир. 50 крон - 5 выстрелов и фирменная мишень с их результатами. Очереди нет, лишь две азартные скандинавки стреляют под руководством лысоватого и небритого чеха и регулярно попадают в "десятку". Довольные, в конце они фотографируются с ним и с арбалетом и даже зачем-то платят двойную цену. Теперь очередь сына, который стреляет похуже, чем амазонки, но вполне достойно. Он получает продырявленную мишень - замечательный пражский сувенир
Спускаемся из Пражского града по королевским террасам. Прекрасные сады, скульптуры, фонтаны - почему-то об этих террасах я не читал ни в одном путеводителе, туристов здесь почти нет - возможно, потому что вход на террасы платный. Но и прогулка по ним намного привлекательнее, чем прозаический спуск по проложенным туристскими массами тропам. Для заинтересовавшихся сообщаю, что вход на террасы находится сразу за королевским замком.
23 апреля, день третий.
Сегодня полдня мы посвящаем шоппингу. Разделяемся - девочки направо, мальчики - налево. Потом и я оставляю сына одного - он отправляется по книжным магазинам, а я - просто гулять. Договариваемся о встрече возле "человека на лошади", то есть памятника королю Вацлаву. Я бреду, куда глаза глядят. Попадаю в тихий садик возле самой Вацлавской площади, прохожу по каким-то пассажам, по улицам, не имеющим парадного вида исторического центра - этот район называется Нове Место, новый он относительно только Старого Места, главной туристической атракции Праги. Я наблюдаю свадебную процессию в одной из церквей, заглядываю в витрины магазинов и, в конце концов, сделав круг, возвращаюсь к площади и присаживаюсь на скамейку возле Национального музея. Ко мне подходит чех и просит сигарету. Пока я достаю пачку, он вытаскивает кошелек и начинает рыться в нем, как бы собираясь заплатить мне за сигарету. "Ноу мани, фри", - говорю я, и чех, поблагодарив, уходит. Странные тут порядки, в Чехии.
Сегодня вечером - праздник. Песах, еврейская пасха, когда мы отмечаем освобождение еврейского народа из ига фараона. Мы приглашены на праздник в дом посла Израиля в Чехии. Секретарша из посольства позвонила и назвала адрес, но как добраться до места назначения от станции метро, никто не знает. Все, видите ли, ездят исключительно на машинах. По карте я нахожу указанную улицу и гордо отказываюсь от помощи. Сами доберемся. Посол живет в Градчанах, старинном пражском районе, расположенном на противоположном от нас берегу Влтавы. Увы - выйдя из метро, мы оказываемся на пересечении нескольких улиц, и сопоставить карту с конкретной местностью у меня не получается. Начинаем опрос населения." Не знам", - отвечают чехи один за другим. Я отправляюсь к полицейскому. Тот же результат. Никто и не слышал о нужной нам улице. По карте нахожу ближайшую к ней приличную площадь и начинаю спрашивать про нее. Наконец, немолодой чех дает нам нужное направление. Айне километер, объясняет он. Мы бросаемся в нужную сторону. Градчаны, судя по увиденному по дороге, застроены невысокими изящными особняками, и немалая их часть занята дипломатическими представительствами. По скоплению охраны я уже издали замечаю дом посла. Подходим поближе - ура, говорят на иврите! Нас уже ждут. Обстановка, как дома. Поцелуи, рукопожатия, вопросы, обмен приветами. Появляется посол - по-израильски без галстука, с шутками, он усаживает гостей за стол и произносит короткую праздничную речь. Затем начинается чтение "Агады", повествования об исходе евреев из Египта. Народ постепенно приходит в уныние. Пока чтение не будет завершено, есть и пить можно только в соответствии с вековой традицией - в строго определенных паузах и исключительно то, что предписано вкушать в данный момент. Один из гостей требует, чтобы ему дали почитать - он, мол, закончит чтение за четверть часа, и тогда можно будет есть. Общими усилиями все приходят к компромиссу и завершают чтение еще быстрее. Ужин проходит за оживленной беседой, и я чувствую себя абсолютно, как дома, несмотря на присутствие ненавязчиво меняющих блюда вышколенных чешских официантов, которых у меня дома я как-то никогда не замечал.
Мы уходим не поздно, ведь завтра рано вставать - мы едем в Карловы Вары.
24 апреля, день четвертый
Маленькое утреннее приключение - мы не смогли сразу найти автобусный вокзал Флоренц, оказавшийся спрятанным во дворе обычного пражского дома недалеко от одноименной станции метро. Запыхавшись, влетаем в автобус, уходящий в 9 часов, билеты покупают у водителя, свободные места имеются. Через два с четвертью часа прибываем в Карловы Вары. Город выглядит как красивая игрушка. Вдоль реки Теплы выстроились колоннады, а в них - источники с целебной водой. Дома как будто взяты из сказок братьев Гримм. Впрочем, Карловы Вары, кружечки с носиками, санатории и источники многократно описаны в различных сайтах Всемирной Паутины. Остановлюсь поэтому на некоторых особенностях курортной жизни. Основной разговорный язык Карловых Вар - русский. Говорят, что русскоязычное население города превышает 50 процентов от общей численности. Встречаются русские бабушки, гуляющие с колясками, просто прохожие, болтающие по-русски по мобильным телефонам и не похожие на хронических больных. В этом городе мы отказались от английского и общались с местными жителями на родном русском языке. И при покупке кружек, и в ресторане "У пана Ржепы", где мы вкусно пообедали днем, и в сувенирных лавках нас прекрасно понимали и с удовольствием обслуживали.
От гейзера, главной водной достопримечательности Карловых Вар, мы поднялись наверх к некоему подобию крепости, полюбовались великолепным видом и пообедали в саду у упомянутого уже "пана Ржепы". Спустились обратно к гейзеру и обнаружили там группу израильских туристов, терпеливо и с потерянными лицами выслушивавших гида. Снова пожалел организованных туристов. Женская часть нашей семьи решила осмотреть церковь Марии Магдалины, но не успели сделать это - внезапно прямо навстречу им оттуда вышли священники в праздничных облачениях, а за ними появились люди в невиданных одеждах - мужчины, одетые, как на бал в 19-ом веке, женщины в вечерних платьях и шляпках невероятных фасонов. На улице заиграл военный оркестр. Под музыку толпа - несколько сот человек странного вида - прошествовала в сторону шикарной гостиницы "Пупп".
Что это было? Снимают кино, предположил я, тем более что оператор присутствовал среди сопровождавших эту публику людей. Некоторую ясность внесла экскурсовод израильской группы, сказавшая кому-то на ходу на чистейшем русском языке - "Ну, я побежала за аристократами!". В течение всего дня "аристократы" постоянно попадались нам навстречу, но понять, что это за событие, мне так и не удалось.
Мы еще долго гуляли по Карловым Варам. Уезжать не хотелось. Решили, что когда-нибудь приедем в этот сказочный город как курортники. А что? Кружки у нас уже есть...
Обратно едем на автобусе, который ходит только раз в неделю, по воскресеньям. Он заполнен студентами, возвращающимися в Прагу после выходных. Этот автобус заходит по дороге во все маленькие городки, и мы имеем возможность из окна автобуса наблюдать за жизнью чешской провинции. А она вовсе не такая, как в столице. Дома не отремонтированы, места развлечений ограничиваются, похоже, "пивницами". Без проблем живут только в раю. Да и это не проверено.
25 апреля, день пятый
Утром отправляемся в музей Мухи. Нет, нет, не той, что жужжит. В музей Альфонса Мухи, выдающегося чешского художника (1860 - 1939), крупнейшего мастера "арт нуво", он же "югендстиль", он же "сецессия". Музей расположен в центре города. Говорят, что Муха для Праги то же, что Гауди для Барселоны. Даже в древнем соборе св. Вита есть витражи по эскизам Мухи. Интерьеры здания Общественного дома выполнены по эскизам Мухи. В магазинах и кафе можно встретить репродукции его картин. Есть и дома, построенные в стиле "арт нуво". Муха был замечательным дизайнером, и его этикетками украшалась продукция знаменитых фирм, как например, "Нестле", существующая и в наше время. Он оформлял календари, коробки с печеньем, бутылки шампанского, рекламу велосипедов. Сара Бернар требовала, чтобы афиши к спектаклям с ее участием готовил только Муха. Редкий случай - талантливый художник, который был при жизни богат, признан и знаменит.
Осмотр музея занимает примерно час, включая показ фильма о художнике (на английском языке).
Снова расходимся на свободное брождению по городу и снова встречаемся возле "человека на лошади". Оказывается, звонил Ави - израильский консул в Праге - и позвал нас пообедать с ним. Идем на Староместскую площадь к ратуше с астрономическими часами. Там, где останавливаются кабриолеты, катающие туристов по Праге, нас забирает Ави. Мы едем в Смихов, один из пражских районов, в торговый центр "Нови Смихов" - по-английски такое место называется "молл". После трапезы женщины отправляются побродить по магазинам, а я выхожу выкурить сигарету. Рядом со мной появляется какой-то парень и, не обращая на меня ни малейшего внимания, начинает рыться в пепельнице, выискивая в ней годные к употреблению окурки. Я порываюсь было предложить ему сигарету, но решаю воздержаться и не вмешиваться во внутренние дела Чехии. Парень, найдя то, что искал, исчезает, даже не взглянув на меня.
Возвращаемся по набережной Влтавы. Красота! Нахожу некоторое сходство с набережными моего родного города, хотя Нева намного шире Влтавы. Наш путь лежит на остров (по другим источникам - полуостров) Кампа. Это место чуть-чуть напоминает венецианские каналы. Впервые в жизни вижу настоящую водяную мельницу, правда, неработающую. Проходим узкими красивыми улочками, останавливаемся на короткий отдых в парке возле Карлова университета и возвращаемся домой через прекрасный Карлов мост.
А вечером мы идем поcидеть в кафе в полюбившемся нам дворике возле дворца Унгельт.
Прага, Прага, близится наше расставание с тобой...
26 апреля, день шестой.
Сегодня рано утром мы едем в Дрезден. Главная цель - посещение знаменитой галереи. Ну, и погулять по городу хочется, все-таки Дрезден некогда считался немецкой Флоренцией. Но я знаю, что после страшной бомбежки в феврале 1945 года, когда было разрушено более 25 000 зданий из 28 000 существовавших, восстановить город в прежнем виде не удалось.
Мы едем на поезде, время поездки - два с половиной часа, стоимость билета туда и обратно - 37 евро. Поезд идет вдоль берегов Влтавы, которая незаметно сменяется Лабой - то есть Эльбой на немецком. Подъезжаем к границе. В вагон, в котором остались только мы вчетвером, входят пограничники - чешский и немецкий. Предъявляем паспорта. Вдруг чех обращается ко мне по-русски: - "Куда едете?". Я отвечаю тоже на русском, сообразив, что в израильском паспорте в графе "место рождения" написано - USSR. Видно, мы из-за этой записи мы кажемся ему подозрительными. Наши паспорта изучаются под лупой, а чех тем временем продолжает задавать вопросы. Он просит у меня еще какой-нибудь документ. Достаю израильские водительские права. Он изучает их со всех сторон, даже с той, где написано только на иврите. Его интересует, есть ли у нас российские паспорта. У нас их нет. Но могли бы быть, спрашивает он.
Да, это возможно, отвечаю я, но нам не надо. Мы ведь не русские, мы - израильские. Он кивает головой. Кажется, понял. В паспорта ставят печати, и мы въезжаем в Германию. От переживаний - такой пограничной проверки я не ожидал - закуриваем. И тут входит немецкая контролерша. Она проверяет наши билеты и делает нам замечание - оказывается, мы курим в зоне для некурящих. От ее голоса и тона во мне пробуждается что-то вроде генетической памяти, я внезапно чувствую, что от немецкого языка делается мне плохо.
Но немцы и не страшны, и не противны вовсе. В Дрездене мы первым делом отправляемся перекусить, и в кафе нам варит кофе обаятельный и веселый немецкий парень, объясняющий по ходу дела, какой кофе предпочитают итальянцы, а какой - французы.
По пешеходной Прагерштрассе, застроенной современными зданиями, мы подходим к Альтештадту - старому городу. На стене Дрезденской Филармонии - мозаика в социалистическом стиле, который я уже напрочь забыл. Показываю ее детям - для них это экзотика. А вот и Цвингер, площадь с памятником Августу Сильному, Оперный театр. Красиво и по-немецки фундаментально.
От предстоящего свидания с галереей я даже немного волнуюсь. Только бы не разочароваться...
Собрание картин Дрезденской галереи старых мастеров уникально и прекрасно.
Полотна "Венера" Джорджоне и "Вирсавия" Рубенса, Тициан и Рембрандт,"Портрет мальчика" кисти Пинтуриккио, знаменитая "Сикстинская мадонна" Рафаэля, Рибера и Ван Дейк, Дюрер и Кранахи (старший и младший)...Всего не перечислишь. Особенно поразил меня маленький трехстворчатый алтарь работы Яна Ван Эйка. Описывать галерею более подробно не стану. Еще один случай, когда лучше один раз увидеть...
После галереи мы вышли к Эльбе. Поднялись на террасы Брюля, протянувшиеся вдоль реки. Их принято называть "балконом Европы". На стене возле террас - монументальная фреска "Процессия принцев", изображающая выезд саксонских властителей разных времен. Здесь, на стене, они не разделены эпохами, а просто скачут один за другим в едином пространстве и вне времени.
Мы переходим на другой берег Эльбы по мосту Августа. Шагаем по бульвару Гауптштрассе. С одной стороны улицы - обычные многоэтажки с магазинами на первых этажах, с другой - отреставрированные старинные дома. Дойдя до Альбертплатц, сворачиваем в обратном направлении на параллельную Кёнигштрассе. Эта улица восстановлена полностью, на ней много ресторанов и кафе. В отличие от Праги улицы Дрездена пустынны. Говорят, что всюду в Германии так - немцы в рабочее время работают. Так и не выбрав, где нам пообедать (цены намного выше, чем в Чехии), мы решили вернуться к террасам Брюля. Там и пообедали, причем очень вкусно и недешево, в ресторане у Фрауенкирхе. Сама "кирхе в течение долгих послевоенных лет существовала в виде руин. Ее развалины во времена ГДР были оставлены как напоминание о страшной бомбардировке, но теперь церковь уже восстановлена . После обеда - небольшая пробежка по магазинам в центре города, там, где некогда был Альтемаркет - Старый Рынок. Все устали, хотят "домой", в Прагу.
Я уже предвкушаю проверку документов на границе. В купе заглядывает немецкий пограничник - "Паспорт контроль!". А рядом с ним - тот же чешский офицер, что допрашивал меня утром. "Погуляли?", - спрашивает он, улыбаясь. Мы получаем очередные печати в паспортах и въезжаем в Чехию.
А вечером, уже в Праге, я отправляюсь в давно задуманную мной ночную прогулку по Еврейскому кварталу. Узкие улочки гетто, по которым когда-то бродил Голем, созданный из глины великим Махаралом - рабби Иеудой Бен Бецалелем и оживленный им с помощью магического заклинания, разрушены в начале прошлого века. Вместо них выстроены новые дома, превратившие гетто в красивый и престижный район чешской столицы. Остались нетронутыми только здания нескольких синагог да старинное кладбище. Но дух Голема все еще витает в воздухе гетто, ведь, говорят, что раз в 33 года он выходит из комнаты без окон и дверей, спрятанной в чердачных помещениях Староновой синагоги и продолжает свои скитания по Еврейскому кварталу, по привычке и без злости пугая прохожих своим свирепым обликом. Не иначе, как и сейчас он где-то здесь, потому что внезапно я осознаю, что заблудился в плохо освещенных переулках. Пытаюсь выбраться на знакомую дорогу, вижу, как двое молодых парней опрокидывают мусорный бак, извлекают из него надкусанную булочку и жадно съедают ее. Наконец, я попадаю к памятнику Кафке, мрачному и безысходному, словно приговор кафкианского суда. Отсюда я знаю, как добраться до дома.
27 апреля, день седьмой.
Вы можете обойти все музеи Праги, и не потратить на их посещение той суммы, которую запрашивает еврейская городская община за посещение еврейских достопримечательностей Праги, находящихся в ее ведении. Между тем, туристы хотят побывать в готической синагоге Махарала, дотронуться до надгробия над его предполагаемой могилой на еврейском кладбище, увидеть прекрасный молитвенный зал Испанской синагоги. Вот и платят они по 500 крон на туристскую душу, образуя огромные очереди у входа в каждую из пяти синагог. Мы побывали в двух из них - в Староновой, где некогда молился рабби Бен Бецалель, и где он спрятал то, что осталось от Голема, и в Пинкасовой - в ней на стенах написаны имена более чем 60-ти тысяч пражских евреев, уничтоженных во время Катастрофы еврейского народа - Шоа на иврите, или Холокоста на английском языке. Прошлись и по древнему кладбищу, оставив в знак посещения камешки на нескольких десятках из тысяч надгробий, расположенных в невероятной тесноте. Самая древняя из каменных плит относится к 1439 году. Места на кладбище не хватало, уничтожать останки умерших иудаизм не позволяет, и для новых захоронений вынуждены были привозить землю и засыпать ею прежние, при этом поднимая памятники на новый, верхний слой. Так и получился лес обелисков, на которых почти не прочитываются имена упокоенных под ними. И пусть от древности стерлись буквы на памятниках, но это кладбище олицетворяет в полной мере столь же древнее понятие - в е ч н о с т ь.
Гетто имело самоуправление и собственную ратушу с часами.Одни часы - обыкновенные, а вторые - с циферблатом, на котором вместо цифр - еврейские буквы. В этом нет ничего необычного, ведь, как и древние римляне, евреи для написания чисел используют буквы и их сочетания. Но, стремясь сделать все "по-еврейски", часовщики переборщили. Они решили, что, раз уж евреи пишут справа налево, то и еврейские часы должны идти тоже в противоположном христианскому движению времени направлении. И соорудили часы таким образом, что их стрелки движутся в обратную сторону - против часовой стрелки!
Оставалось еще одно место в Праге, которое нам хотелось посетить - Вышеград. Поехали туда на метро - до станции "Вышеград", а от нее несколько минут ходьбы до замка, где когда-то была резиденция богемских князей. Здесь, на этих холмах, в древние и легендарные времена, принцесса Либуш предрекла создание города, "величие которого достигнет звезд". В Вышеграде мы погуляли по чудесному весеннему парку и полюбовались видами на город с крепостных стен. В парке находится старинная ротонда, построенная в 11-м веке, образец романской архитектуры и древнейшее сохранившиеся здание в Праге. Посетили мы еще одно кладбище, на этот раз католическое и бесплатное. На нем похоронены выдающиеся чехи, среди которых - композитор Сметана, поэт Незвал, художник Муха. Сели на скамеечку в сквере рядом со скульптурными группами на темы чешской истории. И вдруг зазвонили куранты Вышеградского собора. Поневоле захотелось встать и подпеть им. Ведь они играли мелодию израильского государственного гимна - "А-Тиква", "Надежда"! На самом деле эта музыкальная тема была в свое время взята из симфонии Сметаны "На Влтаве", обработана, дополнена и стала государственным гимном Израиля.
Обратный путь к центру города мы проделали пешком, просто спустившись с холмов Вышеграда и почти интуитивно выбирая направление по незнакомым улицам. Дорога оказалась довольно длинной, но все же мы не заблудились и благополучно пришли к Вацлавской площади.
Вечером снова прогулялись по полюбившимся местам Праги. Прощай, человек на лошади, прощай, Карлов мост, прощай, Влтава! Прощайте, чудесные астрономические часы и ресторан "Швейк"!