Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Художник из Вюрзелена

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 18/01/2008.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 30/10/2013. 7k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Иллюстрации: 5 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недалеко от Аахена в маленьком городке Вюрзелен стоит странный дом, кубический, почти без окон, разрисованный своеобразными полугеометрическими фигурами. Рядом с домом расположена невысокая башня с зеленоватым куполом, сделанным из бутылок. Такая местная достопримечательность.


  •    Художник из Вюрзелена
      
       Недалеко от Аахена в маленьком городке Вюрзелен стоит странный дом, кубический, почти без окон, разрисованный своеобразными полугеометрическими фигурами. Рядом с домом расположена невысокая башня с зеленоватым куполом, сделанным из бутылок. Такая местная достопримечательность. Мы знали, что в этом доме живет скульптор Альберт Соус, автор фонтана в центре Аахена "Kugel" - "Шар". Это техническое сооружение из нержавеющей стали, условно изображающее тюльпан. Он все время в движении. Стальные лепестки открываются и закрываются. С лепестков течет вода. Когда тюльпан закрыт, он представляет собой означенный шар. Такое странное намерение из стали творить живую природу.
      
       Рис.1 []
       Рис. 1 Аахенский фонтан - Шар
      
       Недавно нам случилось побывать в доме-студии Соуса и познакомиться с ним и его работами. Его профессия - Goldschmidt - кузнец по золоту, по-русски - ювелир. Он работает с золотом, серебром и всем, что они традиционно обрамляют. Однако, обычная ценность материала для оправки в золото, похоже, для скульптора не имеет большого значения. Он показывает ожерелье из стекол разного цвета, найденных в Рейне, после того как река протащила их какое-то расстояние и обработала, до состояния плоской гальки. Осталось разноцветие бутылочного стекла, причудливая форма и история: от сотворения бутылки человеком, небрежного с ней обращения, еще более небрежного выбрасывания осколков в реку, переработки рекой этих осколков и находки их скульптором. Действительно, философская история, подстать истории андерсеновского оловянного солдатика.
       Как оказалось, за творчеством скрывается идеология. Похоже, она начала созревать в ту пору, когда в Германии не была налажена утилизация винных бутылок. Это был изрядный балласт, с которым надо было бороться. Думаю, что так возникла идея купола. Реализация идеи встретила бюрократические трудности. Как рассказал нам автор, согласование проекта перед строительством как Bauwerk (строительное сооружение) оказалось невозможным, т.к. строительного материала - винные бутылки - не существует. Было придумано другое название Kunstwerk (произведение искусства). Как оказалось, материал для произведений искусства не регламентирован. На купол пошло около тридцати тысяч бутылок. Самостоятельно опорожнить такое количество автор не мог. Пришли на помощь друзья, соседи. Так или иначе, над цилиндрическим первым этажом стал расти полутороэтажный купол из бутылок разного цвета, формы и объема. Их скреплял раствор, содержащий эпоксидную смолу. Вредный для здоровья ее состав не смутил автора (или он не знал, что продолжительная работа со смолой опасна), и за два года купол был возведен, а А. Соус жив-здоров по сей день и производит впечатление крепкого сильного человека.
      
       Рис. 2 []
      
      
       Рис. 2 Башня с бутылочным куполом
      
       Внутри купола необычно, но уютно. При солнечном освещении и общем зеленом тоне полупрозрачного стекла возникает ощущение тепла и спокойствия. Чувство причастности к природе нарушают стальные окна и двери-иллюминаторы, а также стальная винтовая лестница. Кажется, что находишься в подводной лодке, да еще в океанических глубинах. Этакий Наутилус.
      
       Рис.3 []
      
       Рис. 3 Внутри купола
      
       Идеология А.Соуса состоит в активной защите природы от вредного человеческого воздействия. Его работы в крупных скульптурных формах основаны на использовании в качестве материала отходов или брака металлообрабатывающей промышленности, металлолома. Некоторые образцы сами по себе имеют эстетическую форму. В других надо увидеть будущее произведение. Обрезать, сварить, дополнить необходимыми деталями. В этом отношении фантазия Соуса неистощима. Такая работа напоминает работу с замысловатыми корнями деревьев или искривленными стволами, когда из уродливого обрубка резчик создает стилизованный образ. Важно понять, что лишнее нужно убрать, чтобы оставшееся соответствовало фантазии автора. Так, собственно, и определял работу скульптора Микеланджело - отсечь от камня все лишнее.
       Многие работы Соуса нашли свое место на улицах и площадях Аахена, Вюрзелена, Майнца и других городов Германии. В Майнце Св. Мартин делит свой плащ с нищим. В Вюрзелене громадная кофейная мельница с шоколадной фабрики дополнилась масками и превратилась в фонтан на городской площади. В Аахене около Corolus Thermen стоят стальные колонны, напоминающие о римском присутствии две тысячи лет назад.
      
      
    Рис.4 []
    Рис. 4 Святой Мартин из Майнца
      
       Во дворе дома скульптора стальная лошадь, собранная из многочисленных кусков и обрезков стальных изделий. Странная пирамида из небольших светлых керамических и темных графитовых шаров. Как объяснил скульптор, это часть тепловой защиты атомной электростанции, невостребованная в каком-то энергетическом проекте. Кстати, такими же шарами вымощено дно фонтана "Kugel". Все употребить. Всему придать эстетическую форму. За каждым куском металла, разбитой бутылкой, выброшенной старой вещью увидеть его историю, былую полезность и красоту - это настоящий талант романтика, фантазера, поэта. Сотворить из гадкого утенка прекрасного лебедя. Сочетание поэзии и рационализма.
       Рис.5 []   
       Рис. 5. Стальной конь
      
       Работам Соуса присуща некоторая угловатость, вызванная стремлением воспроизвести плавные природные формы техническими изделиями жестких очертаний. Это напоминает математический метод последовательных приближений, когда формулы все более точно отображают тот или иной процесс, но так и не доходят до полного совпадения. С другой стороны в них отражена эстетика двадцатого века - жесткая, может быть, жестокая, часто антигуманная. Эстетика экспрессионизма. Однако Соус старается придать своим работам природный смысл. Тюльпан из стали. Человеческая фигура из обрезков труб. Возродить образ живого из уже погубленного. Защитить то, что еще можно защитить. Задача цивилизации двадцать первого века.
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 18/01/2008.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 30/10/2013. 7k. Статистика.
  • Статья: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка