Очередная поездка в Берлин. Динамика развития этого города такова, что каждый раз встречаешь массу нового. На этот раз сразу же познакомились с вечерней жизнью центра Берлина. Пешком от Бранденбургских ворот - к современному деловому и развлекательному центру Сони (Sony) на Потсдамской площади (Potsdamer Platz). Сначала об этом. Затем будут дневные впечатления от этого бывшего приграничного, а теперь центрального участка Берлина, полученного для застройки последними достижениями современной архитектуры.
Несмотря на огромные разрушения в Берлине, Бранденбургские ворота после последней войны сохранились. Построенные по образцу Пропилеев Акрополя в Афинах в 1789-91 годах, Бранденбургские ворота стали символом Берлина. Они замыкают Парижскую площадь (Pariser Platz), получившую свое название в 1814 году, после взятия Парижа прусскими войсками. Эти ворота - свидетели бурной и противоречивой истории Германии.
Бранденбургские ворота замыкают каре Парижской площади, где каждый дом это история. Симметричные здания около ворот: слева - дом Зоммера, который сейчас принадлежит Рейнскому ипотечному Банку, справа - дом художника Либермана. В нём сейчас находится "Фонд Бранденбургские ворота" Союза банков Берлина.
Квадрига Бранденбургских ворот, Скульптор ИоганнГотфрид Шадов (Johann Gottfried Schadow).
Изначально квадрига символизировала Мир. Управляла лошадьми греческая богиня Мира Эйрена (Ирена) с оливковой ветвью в руке. Вскоре стало ясно, что Мир - не самое стабильное состояние человеческого общества. Эйрина стала именоваться Викторией. Действительно, если уж война, то лучше победоносная. Квадрига, под управление богини победы Виктории, устремляется на восток. Когда Наполеон завоевал Берлин, он приказал перевезти квадригу в Париж. Она вполне соответствовала его устремлениям. После поражение Наполеона, квадрига вернулась на свое место, только в руке Виктории вместо оливковой ветви появился маршальский жезл с железным крестом. Теперь Бранденбургские ворота - символ объединения Германии. Сейчас возбуждено ходатайство о признании Бранденбургских ворот мировым культурным наследием.
Сейчас Парижская площадь - наиболее оживленное место в Берлине. Здесь проходят все праздники. Это обязательное место для посещения туристом.
Я могу сравнить его с тем, что видела здесь тридцать лет назад. Сохранилась фотография 1986 года, когда по туристической путёвке я смогла побывать в восточной части Берлина, тогда - столице ГДР.
Суровые лица советских туристок - свидетельство стояния у последней черты. Ближе к Бранденбургским воротам подходить запрещено: "Стой! Стрелять буду!". Примерно двести метров ничейной земли. Ни души. Дальше стена. "Граница на замке".
К западу от Бранденбургских ворот - перспектива с видом на Siegessaule - Колонну Победы. Снова богиня Победы - Виктория с лавровым венком и маршальским жезлом с железным крестом за три победоносные войны Пруссии с Данией, Австро-Венгрией и Францией (1864-1871), в результате которых Германия превратилась в империю. Колонна была открыта 2 сентября 1873 года. На бронзовых рельефах гранитного цоколя изображены батальные сцены, рассказывающие о сражениях в этих войнах.
Такой её можно видеть днём. Автор проекта, архитектор Иоганн Генрих Штрак (1805-1880) - ученик знаменитого берлинского архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Автор скульптуры "Богини Победы" скульптор Фридрих Драке (1805 -1882).
Венчающую колонны фигуру берлинцы называют "Золотая Эльза" по имени дочери скульптора, которая ему позировала.
Вечереет. От Бранденбургских ворот хорошо виден освещённый купол Рейхстага, в котором по пологому пандусу перемещаются посетители.
К востоку от Бранденбургских ворот начинается улица Унтер ден Линден - главная улица восточного Берлина.
В XVII веке путь, соединяющий Бранденбургские ворота с парком "Tiergarten", был превращён в обрамлённую липами и ореховыми деревьями аллею ("Unter den Linden" - "под липами"). Из стоявших здесь некогда великолепных частных домов, дворцов знати и государственных зданий остались лишь немногие. Рядом с Бранденбургскими воротами находятся многочисленные дипломатические представительства, такие как, например, русское, французское, британское и польское посольства.
Отель Адлон, построенный в начале ХХ века, когда возникла мода устраивать праздники не дома, а в шикарных отелях. Это здание ограничивает Парижскую площадь с востока.
В это время были построены отели Риц в Париже и Лондоне, Астория в Петербурге, Империал в Вене. Истории отеля Адлон посвящен фильм - сага, охватывающий период строительства отеля, его яркой жизни и разрушения во время войны. Эта сага напоминает "Будденброков" Томаса Манна. Время, персонажи, ему соответствующие. Молодежь, которая забегает вперед, вызывая раздражение "стариков". История семьи в нескольких поколениях.
К отелю Адлон примыкает здание Берлинской Академии искусств.Она была основана в 1696 году и пережила множественные преобразования, связанные с государственными изменениями и течениями, происходящими в сфере прекрасного.
Берлинская Академия искусств. Это здание построено после объединения Германии. Стекло, как строительный материал, мода современного строительства, знак прозрачности деятельности в области искусства.
Парижскую площадь окружают здания банков и трех посольств. Французское, и британское посольства расположены на участках, которые они занимали исторически. Посольство США перестроило свое здание в соответствии с современными требованиями к безопасности.
Здание французского посольства.
Слева на фото дом художника Либермана. Справа от него здание Dresdner Bank.
Путь от Парижской площади к Потсдамской проходит мимо мемориала жертвам Холокоста. Современная мрачная символика, напоминание о преступлении, которое не должно повториться.
Изыски современной архитектуры заняли свое место на этом популярном пути.
Необычное здание со сложными формами, как оказалось, принадлежит одному из научных центров медицинских исследований в Берлине - Отто Бокк.
Научный центр компании Otto Bock.
Компания Otto Bock Health Care - мировой лидер в области протезирования и ортопедии. Она успешно выпускает технологичные протезы, которые становятся все более функциональными и точными. Специалисты компании утверждают, что в скором будущем протезы смогут вполне заменять утерянные человеческие органы без каких-либо функциональных ограничений. На протяжении более 25 лет Ottobock находится в центре Паралимпийского движения. По аналогии с услугами, предоставляемыми механиками в автоспорте, Ottobock отвечает за ремонт и техническое обслуживание оборудования, используемого паралимпийцами.
По замыслу архитекторов научного центра, это шестиэтажное здание олицетворяет гармонию между технологией и людьми. Архитектурный облик этажей, как утверждают его создатели, повторяют структуру живых мышечных волокон, обернутых вокруг искусственного каркаса.
Путь к Потсдамской площади проходит вдоль бывшей стены, разделявшей Берлин на восточную и западную части. Это шрам истории, намеренно подчеркнутый, чтобы не забывали.
Каменная отмостка в центре Берлина указывает на место, где стояла "Берлинская стена" между восточным и западными секторами во времена "холодной войны" (1945-1991).
До Второй мировой войны на Потсдамской площади (Potsdamer Platz) находились Потсдамские ворота и расходились улицы в разные стороны Берлина. Постройка железнодорожного вокзала превратила Потсдамскую площадь в пересадочный узел, место встреч. Здесь опробовалось все самое новое. Считается, что здесь появился первый электрический фонарь и первый светофор. Эта одна из центральных площадей города привлекала внимание горожан и туристов. Здесь всегда была оживлённая обстановка. Всё это и способствовало строительству здесь отелей, ресторанов, театров, кинотеатров, увеселительных заведений. В 1939 году сюда даже протянули линию метро. После Второй мировой войны Потсдамская площадь представляла собой груду развалин.
Во время "холодной войны", в течение почти полувека, здесь был огромный пустырь, служивший нейтральной зоной перед Берлинской стеной, между западной и восточной частями разделённого города. Тогда на Потсдамской площади смыкались три сектора оккупации Берлина -- советский, британский и американский ("Угол трёх стран"). Здесь полоса отчуждения между секторами достигала наибольшей ширины. Площадь была начинена заградительными средствами, и всевозможными препятствиями. Проходящая через неё стена была символом несвободы, устрашения, опасности
После падения Берлинской стены город получил на Потсдамской площади и около неё широкую полосу земли для освоения и застройки. Сейчас это пространство активно обживается путем строительства новых сооружений в стиле XXI века, создания символов трагической истории последней войны и восстановления некоторых старых исторических зданий. А следы стены оставляют и подчёркивают, чтобы помнили.
На Потсдамской площади так сохраняются для памяти блоки Берлинской стены.
Главным сооружением на Потсдамской площади, безусловно, является деловой и культурно - развлекательный комплекс "Сони-центр", открытый в 2000 году. Он представляет собой площадь, накрытую огромным куполом и семь ультрасовременных зданий вокруг неё. В них размещаются европейская штаб-квартира концерна "Sony", офисы крупнейших компаний, магазины, рестораны, кинотеатр и детский развлекательный центр "Legoland". В "Сони-центре" находится музей кино с экспозицией о всемирно известной актрисе и певице Марлен Дитрих. Центр включает в себя также элитный жилой комплекс квартир.
Визитная карточка "Сони-центра" - три высотных здания, построенные по проектам архитекторов (слева направо) Ренцо Пиано, Хана Колльхоффа, Хельмута Яна.
Ренцо Пиано итальянский архитектор - один из основателей стиля хай-тек. Он - автор Центра Помпиду в Париже, музея НЕМО в Амстердаме и нескольких зданий ансамбля Потсдамской площади.
На 24-25 этажах самого высокого берлинского здания (справа), получившего в народе название "Башня Колльхоффа" по имени архитектора, оборудована смотровая площадка. С высоты 100 метров можно обозреть весь Берлин.
Здание "DB" - центральный офис немецких железных дорог. Архитектор Хельмут Ян.
Самое правое (четвёртое) здание выглядит относительно небольшим по сравнению с расположенными рядом офисными небоскрёбами и зданием немецкого железнодорожного оператора DB.
Внутреннее пространство "Сони-центра", окружённое высотными зданиями, покрыто огромным куполом.
Купол "Сони - центра" особенно впечатляет вечером.
Созданный из стекла и стали, купол опирается на стальное кольцо, опорой которому служат здания самого "Сони-центра". По замыслу автора проекта архитектора Хельмута Яна, крыша символизирует священную для всех японцев гору Фудзияму.
Стальная конструкция купола, парит, как гигантский зонт над головами посетителей. Ночью купол светится ярким светом с непрерывно меняющимися цветами.
Под этим огромным подсвеченным шатром сконцентрировалась ночная жизнь Берлина.
Основное занятие многочисленной публики - это общение в ресторанах и кафе.
Новые "айфонные" беженцы не чужды приобщению к ночной западной цивилизации. Они даже привозят сюда в колясках своих маленьких детей.
Мороженое в мерцании Сони-центра.
Эскалатор может доставить на следующий этаж удовольствий.
Архитектору Хельмуту Яну удалось уберечь сохранившуюся часть исторического здания отеля "Эспланада", построенного здесь до войны. Во время Второй мировой войны отель был разрушен, остались лишь несколько залов, которые находятся под защитой государства. Элементы бывшего отеля были перемещены сюда и стали составной частью комплекса.
К Потсдамской площади примыкает площадь Марлен Дитрих. Сейчас этой великой актрисе, изначально отторгшей нацизм, отдается дань восхищения и уважения. Здесь, в театре мюзиклов проводится "Берлинаре" - ежегодный международный кинофестиваль.
Пешеходный поток не исчезает и под землёй. Это метро, но уже далеко не последняя станция. На нем можно доехать до центрального вокзала Потсдама.
Нам удалось побродить в районе Потсдамской площади днём.
И в дневное время многие здания "Сони-центра" выглядят устремлёнными в будущее.
Здание детского развлекательного центра "Legoland".
А это здание "Сони-центра", по сравнению с другими, днём уже не впечатляет.
Башня Debis-Haus обозначает южную точку Потсдамской площади. Автор этого сооружения всё тот же архитектор Ренцо Пиано.
В районе Потсдамской площади продолжается освоение территорий, примыкающих к бывшей Берлинской стене. Эти территории, незаметные ночью, днём являются центром культурной жизни столицы Германии. К ним относится Культурфорум - культурный центр в берлинском районе Тиргартен на площади Кемперплац рядом с Потсдамской площадью.
После разборки руин Второй мировой войны на площади Кемперплац сохранилось только церковь святого Матфея. Во время правления нацистов в ходе реализации проекта о расширении границ Берлина вокруг церкви были уничтожены многие строения, в том числе дом пастора. От бомбардировок во время войны серьёзно пострадала и сама церковь.
После войны в 1956 - 1960 годах здание церкви было реконструировано. Руководил реставрацией архитектор Юрген Эммерих. В настоящее время здание включено в состав Культурфорума, хотя здесь до сих пор проводятся церковные службы.
Здание лютеранской церкви св. Матфея на площади Кемперплац.
Эта часть Берлина после войны составила единый архитектурный ансамбль, объединенный стилем и цветом. Желтые плоскости, резкие угловатые поверхности, продуманная функциональность - знаки современных построек. ("Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал", писал поэт Павел Коган). Ансамбль площади не закончен. Следы проводимых строительных работ видны всюду. Интересно, как это будет выглядеть в окончательном виде. Несомненно, что это будет площадь (Кемперплац) единственная в своем роде.
Культурфорум включает в себя самые значимые культурные учреждения, к которым относятся: Берлинская картинная галерея, Новая национальная галерея, Берлинская филармония и зал камерной музыки, музеи прикладного искусства и музыкальных инструментов, государственная библиотека и др.
Здание Берлинской филармонии с пристроенным к нему залом камерной музыки на площади Кемперплац.
Здание филармонии было построено для Берлинского филармонического оркестра в 1963 году по проекту архитектора Ганса Шаруна. Его создание инициировал всемирно известный дирижёр Герберт фон Караян (1908-1989). Он работал с оркестром филармонии в течение 35 лет. Берлинская филармония стала первым сооружением в проекте берлинского Культурфорума, рядом с которым, по замыслу Шаруна, в 1987 году был пристроен Зал камерной музыки.
Мы посетили знаменитую Берлинскую картинную галерею, для которой в 1998 году на площади Кемперплац было выстроено специальное здание.
Берлинская картинная галерея (BerlinerGemДldegalerie) -- один из ведущих художественных музеев Европы. В коллекции собраны признанные шедевры мировой живописи. Здесь можно увидеть работы Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Ботичелли, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Босха, Питера Брейгеля, Рубенса, Рембрандта. На сегодняшний день это самая богатая коллекция живописи Европы, начиная с XIII века, кончая 1800 годом.
Бесценная коллекция прусских королей стала публично доступной с 1830 года. Сначала она размещалась в Старом музее. Затем какое-то время коллекция находилась в берлинском музее Боде, но со временем помещения и этого музея стали недостаточно вместительными. В 1998 году коллекция была перемещена в новое здание на территории Культурфорума. В этом специально построенном здании сделано все для сосредоточенного созерцания живописи. Ничто не отвлекает. Прекрасное освещение и соразмерное соотношение размеров картин и помещений.
Здание Берлинской Картинной галереи. В центре верхнего снимка видны здания и купол "Сони-центра" на Потсдамской площади.
Действительно, коллекция Берлинской Картинной Галереи впечатляет. Привожу несколько фотографий, сделанных нами в залах этого музея.
В первую очередь - это картины Лукаса Кранаха.
Две картины Кранаха на тему "Венера и Амур".
Лукас Кранах. "Фонтан вечной молодости".
Лукас Кранах. "Суд Соломона".
"Моисей со скрижалями законов" (1659) Рембрандт.
Во время нашего посещения в галерее была выставка произведений испанских художников "Эра Веласкеса". Среди них Эль Греко.
В зале Эль Греко Берлинской Картинной галереи.
Экспонировалось также работы испанских скульпторов времени Веласкеса.
"Путь на Голгофу" скульптора Грегорио Фернандеса.
Триптих И. Босха "Рай - Страшный суд - Ад".
Принадлежность этого триптиха - Академия художеств, Вена, Австрия. Может быть, в Берлине он тоже временно? Во всяком случае, экспонирование подобных шедевров мировой живописи можно доверить далеко не всем галереям.
Если Вам доведётся побывать в Берлине, очень советую посетить Берлинскую картинную галерею.
Я постаралась сообщить, как мне кажется, самое интересное о Потсдамской площади Берлина и её окружении, местах, обживаемых после падения Берлинской стены.