В отличие от Эрфурта, Веймара и Лейпцига, в которых я бывала во времена ГДР и теперь могла заметить происшедшие изменения, в Наумбурге я получала впечатления "с чистого листа". Только литературные источники и обсуждения в прессе значимости Наумбургского Дома, как культурного наследия человечества, привлекали мое внимание.
И вот, наконец, к 42 объектам всемирного культурного наследия Германии прибавился 43-й объект - Наумбургский Дом (собор) св. Петра и Павла, и ландшафты рек Заале - Унструт.
Город упомянут в летописях 1012 года как "Новая крепость" (Neue Burg). Мейсенские маркграфы братья Герман I и Эккехард II построили крепость рядом с которой вскоре появился город Наумбург. В 1028 году Наумбург становится центром епархии. В 1042 году в крепости был освещен собор.
Существенная перестройка собора относится к XII - XIII векам. До этого в архитектуре господствовал романский стиль.
С 1210 года на основе существовавшего здания замка романского стиля, стало строиться новое здание собора как базилика с двумя хорами (западным и восточным) и двумя фланкирующими их парами башен. Это строительство велось под влиянием зародившегося в XII веке готического архитектурного стиля. К 1260 году возвели западный хор в готическом стиле, к XV веку окончательно перестроили в новом стиле и восточный хор, придав восточным романским башням готическое оформление с круглыми куполами.
После смерти последнего епископа и начала Реформации (1564) значимость города снизилось. В каком-то смысле он был предан забвению. Часто забвение благоприятно сказывается на сохранности исторических и архитектурных памятников. Так случилось и с городом и Домом Наумбурга.
Сейчас Наумбургский собор святых апостолов Петра и Павла имеет облик высокого (классического) средневековья - трехнефная базилика с 2 трансептами (поперечными нефами), 2 хорами и 4 башнями.
Плакат при входе, подтверждает недавнее решение ЮНЕСКО о внесение Намбургского собора и долины рек Saale-Unstrut в список объектов Всемирного культурного наследия.
Остатки мощных городских укреплений тысячелетней давности.
Крышка люка около Дома с металлическим рельефом - своеобразная визитная карточка главной достопримечательности города.
Наумбургский Дом св. Петра и Павла с внешними капеллами.
Фонтан-памятник на площади около Дома. На пьедестале маркграф Эккехард II, один из основателей крепости и Дома. Слева видна капелла Девы Марии, справа капелла Трех Королей.
На переднем плане - капелла Трёх королей.
Клуатр (внутренний двор) с арками крытой обходной галереи крестного хода. Он сохранился с романских времён: мощные стены крепостных сооружений с небольшими окнами, похожими на бойницы.
Виды из клуатра на западные (вверху) и восточные (внизу) башни собора.
Из клуатра все четыре башни собора можно сфотографировать только так.
Внутри Дом как бы делится на две церкви. К центральной романской части пристроены два хора - западный и восточный. Хоры отделяются от центральной части двумя леттнерами - перегородками. В хорах находились священнослужители, а прихожане сидели в центре. В XVII веке Римом было объявлено "равноправие" и в большинстве церквей леттнеры были удалены. В Наумбурге они остались до сих пор. Восточный леттнер считается самым старым в Германии (1230 г.).
Западный хор собора начали строить в середине XIII века. В это время готика прочно вошла в практику строительства. Для достройки собора епископ Дитрих II фон Веттин, который курировал завершение строительства, призвал состоятельных горожан города сделать пожертвования. В своём знаменитом письме 1249 года он упомянул в качестве примера фундаторов (основателей собора XI века). Их имена: маркграф Эккехард II и его жена Ута Балленштедская, маркграф Герман I и его жена Регелинда Польская, граф Конрад (племянник Эккехарда), графиня Гепа (или Адельгейда I Кведлинбургская, дочь императора Священной Римской империи Оттона II и императрицы Феофано), граф Тимо Кистричский, граф Вильгельм Камбургский и Бренский, граф Сиццо Кефернбургский, граф Дитмар, граф Дитрих Бренский и его жена Гербург.
Чтобы увековечить заслуги маркграфов Эккехарда, Германа и других донаторов, епископ повелел высечь из камня их скульптурные изображения в натуральную величину и поместить в западном хоре. Такой способ благодарности светским лицам в религиозном мире не был тогда обычным.
Видимо, благодаря епископу Дитриху II в Наумбурге около 1240 года и появился великий скульптор средневековья, имя которого неизвестно до сих пор. Его просто называют "Мастер из Наумбурга". Известно, что он учился во Франции, работал над скульптурным убранством Амьенского собора. Не исключено, что он работал над скульптурами и Реймского собора. Следы его творчества обнаружены в городах Метце и Майнце. Это был художник выдающегося дарования. На фоне европейской готики XIII столетия его произведения выделяются своим поразительным реализмом и смелым нарушением канонов и норм средневекового искусства. Он же на протяжении десяти лет возводил западный хор Наумбургского собора в высоком готическом стиле. Возможно, благодаря ему было найдено удачное решение присоединения готического хора к старому романскому зданию. Были умело соотнесены пропорции хора с главным нефом по высоте и ширине с разделением главного нефа собора и хора леттнером. Во всяком случае современные исследователи отмечают выдающейся талант "Мастера из Наумбурга", не только как скульптора, но и как зодчего.
Статуи донаторов оказались великими произведениями искусства. В отличие от большинства религиозных скульптур того времени, которые были сделаны в прямой стилизованной форме, эти скульптуры имеют индивидуальные черты. На лицах отражаются обычные человеческие эмоции, свойственные живым людям. Это особенно относится к женским персонажам.
Забвенье имен великих мастеров средневековья - не редкость. Сравнительно недавно стало известно имя великого живописца периода поздней готики Матиаса Грюневальда, автора "Изенгеймского алтаря". Существуют сомнения относительно авторства некоторых картин Иеронима Босха, Яна Вермеера и др. Исследования по идентификации произведений искусства интенсивно ведутся.
Ну а епископ Дитрих II за свои заслуги в строительстве и обустройстве собора удостоен захоронения в Доме и посмертного скульптурного надгробья, исполненного в той же реалистичной манере, что и скульптуры донаторов собора.
Предельно реалистичный Дитрих II в полном епископском облачении и со всеми регалиями лежит под распятием восточного предела собора.
В XIII веке, когда было решено увековечить имена основателей собора, прошло около двухсот лет с тех пор, как они умерли, и никто из них не мог быть моделью ваятелю. Тем не менее, "Мастер из Наумбурга" создал такие живые портреты, что до сих пор люди наделяют их личностными чертами характера.
Двенадцать фигур донаторов - основателей Наумбургского Дома стали вершиной творчества "Мастера из Наумбурга". Их скульптуры в рост человека органично вписаны в пространство западного хора с высокими витражами. Они помещены на уровне окон вдоль боковых стен западного хора. В соответствии с традицией на этих местах должны располагаться только фигуры апостолов или святых.
Материал скульптур - грилленбургский песчаник, добывавшийся в Саксонии. Окрашены скульптуры были изначально, но та краска, которая видна на них сейчас, осталась от реставрационных работ XVI - XIX веков.
Элементы интерьера Западного хора Дома.
Боковые стены западного хора с фигурами фундаторов - донаторов.
Это первая портретная галерея в религиозном храме средневековой Европы, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Её считают кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века.
Из всех скульптур донаторов выделяются две супружеские пары, маркграфов Мейсена - Германа I (ок. 980 -1038) и его младшего брата Эккехарда II (умер 1046), соправителя Германа, начиная с 1032 года.
Маркграф Герман I Мейсенский и маркграфиня Регелинда Польская.
Облик маркграфини Регелинды необычайно привлекателен и убедителен своей лучистой улыбкой, дружелюбием и мягкостью черт лица.
Маркграф Эккехард II Мейсенский и маркграфиня Ута Балленштедская.Это единственное скульптурное изображение Уты в соборе.
"Сильные мира сего" - мужчины, донаторы Наумбургского собора.
Среди суровых и властных мужских изображений донаторов с рыцарскими мечами привлекают внимание две женские фигуры высокопоставленных дам.
Графиня Гепа (Адельгейда I Кведлинбургская, дочь императора Священной Римской империи Оттона II и императрицы Феофано).
Графиня Гербург, жена графа Дитриха Бренского.
На лицах их покорная печаль, а книги в руках - свидетельства образованности этих женщин.
Из пятисотлетнего забвенья Наумбургский Дом вывел фотограф, художник, кинематографист, профессор Вальтер Хег (Хейдж) (1893-1955). Уроженец Наумбурга, он фотографировал скульптуры собора, как историк искусства. Он выпустил книгу со своими фотографиями "Наумбургский собор и его скульптуры" (1925). После выхода из печати его книги скульптуры донаторов стали настолько популярны, что были изучены, по-видимому все исторические документы, с ними связанные. Особенной популярностью пользовалась маркграфиня Ута.
Вот, то немногое, что известно из исторических источников о маркграфе Эккехарде II и его супруге Уте.
Эккехард II правил графством Мейсен 15 лет (1031−1046) вплоть до своей внезапной кончины, был отважным воином и справедливым правителем. Его статую венчает рыцарская перевязь. Король Генрих III сказал о нем "вернейший из верных".
Ута Балленштедтская жена Эккехарда II, маркграфа Мейсена родилась 1 января 1000 года в Гарце, живописном горном крае в Германии. Юная графиня воспитывалась в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Монастырское воспитание представительниц высокой знати состояло не только в религиозном образовании, но и преподавании знаний в объеме своего рода академий и университетов. Брак Уты с графом Эккехардом II состоялся, по всей видимости, по политическим мотивам. Брак оказался бездетным и род Эккехардинеров на этом закончился. После смерти мужа в 1046 году Ута в возрасте 46 лет ушла в монастырь аббатства Гернроде. Ута отказалась от наследства мужа. Дата смерти Уты не установлена, известно лишь, что это произошло 23 октября. В этот день поминают Уту в церкви.
Скульптурный облик Уты, создан "Мастером из Наумбурга" из собственного представления. Благодаря работе профессора Вальтера Хега он приобрел популярность. Одновременно он стал эксплуатироваться в годы нацизма правящей национал - социалистической партией как образ подлинно арийской женщины. При том, что художественная работа Вальтера Хега была бесспорна, пропагандистское использование её во времена национал-социализма дало основание обвинять автора в нацистском мировоззрении. Действительно Вальтер Хег и другие известные немецкие искусствоведы активно тогда писали о "германской крови в историческом наследии" и её расовом превосходстве, о назначении искусства укреплять чувство национальной гордости. В частности, знаменитого анонимного "Бамбергского всадника" XIII века в кафедральном соборе города Бамберг они рассматривали как олицетворение героизма скандинавской расы.
Независимо от предвзятой политической интерпретации, статуя Уты воплощает в себе один из самых лучших женских образов в мировом изобразительном искусстве, единственную яркую память о маркграфине. Её образ стоит рядом с таким шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона.
Литература наделила Уту всеми возможными добродетелями. Тем на менее, Уолт Дисней выбрал ее образ для злой мачехи Белоснежки - злодейки, пытающейся извести падчерицу из зависти. Возможно, этому послужило нацистское возвеличивание маркграфини. Франц Ланг использовал образ Уты в кино в качестве Кремхильды в эпопее о Нибелунгах. Умберто Эко восхищался Утой в своей "Истории красоты".
Образ маркграфини, держащей в руках ларец с сокровищем Мира - магическим камнем Чинтамани, использовал в своей работе "Держательница мира" (Камень несущая) Н. К. Рерих, поместив изображение Уты не в соборное пространство, а к вершинам Гималаев. Картина была написана в 1933 году и посвящена жене художника - Е. И. Рерих.
Картина Н.К. Рериха "Держательница мира".
Пространство западного хора отделяется от главного нефа собора, леттнером с трибуной и парапетом, украшенным скульптурным фризом работы "Мастера из Наумбурга" со сценами из Страстей Христовых.
Западный леттнер стал как бы фасадом самостоятельного здания со своим собственным порталом.
"Страсти Христовы", изображённые на скульптурном фризе, - первое в монументальном искусстве Германии воплощение евангельского повествования о страданиях и смерти Христа.
Многослойные, очень глубокие горельефы (их глубина - 30 см) эмоциональны и драматичны. Облик персонажей вполне земной и человечный, совсем не характерный для средневековых изображений библейских персонажей. Они выглядят, скорее, как немецкие крестьяне. Обращает на себя внимание узнаваемость персонажей на всех рельефах. Рельеф начинается "Тайной вечерей" и кончается "Несением креста".
В центре леттнера - широкий и глубокий портал с "Распятием" работы того же "Мастера из Наумбурга".
С двух сторон от фигуры Христа в плоских нишах откосов портала помещены фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.
Распятие
Фигура страдающей Девы Марии.
Апостол Иоанн, присутствующий на казни Христа.
Над Распятием - живописная композиция, изображающая сидящего на троне Христа с орудиями Страстей в руках.
Западный леттнер со стороны хора. Собравшиеся в западном хоре посетители рассматривают скульптуры донаторов.
Справа и слева от портала с Распятием - колоннады с филигранно выполненным растительным орнаментом капителей, характерным для классической готики. Поражает такая тонкая работа, выполненная в довольно грубом материале.
Восточный хор отделен от главной романской части собора восточным леттнером. Он строился в XIV веке в формах уже зрелой готики. Восточный хор имеет два этажа.
Леттнер восточного хора.
Восточный хор с алтарём.
Резные скамьи священнослужителей восточного хора (1260г).
Перед алтарём установлен пюпитр для богослужения.
На второй этаж восточного хора можно подняться по лестнице, украшенной мелкой металлической пластикой.
Лестница с перилами, украшенными отливками на темы растительного, животного и человеческого мира. Животные внимают проповедям Франциска Ассизского.
Под восточным хором сохранилась крипта, оставшаяся от первоначального собора XI века.
Крипта. Распятие 1170 год.
Светильник в крипте "Ангел".
В соборе много надгробных плит над захоронениями епископов и знатных людей из Наумбурга.
Наумбургский Дом - достойное пополнение фонда культурного наследия человечества.
Около Дома стоит сохранившееся здание монастыря.
Здание евангелической школы при Доме. Дом, построенный до Реформации, оказался в евангелической части Германии.
Это, близко расположенное к Дому, здание связано уже с новейшей историей города Наумбург.
Здание Верховного суда земли Саксония - Анхальт. Оно строилось в период с 1913 по 1917 год в стиле нео-барокко и включает элементы модерна. Архитектор Фриц Хоссфельд. В этом здании с 1945 располагался один из штабов советских войск в Восточной Германии.
Изначально Наумбург делился на две части - епископскую с Домом и бюргерскую с большой рыночной площадью, ратушей, церквями, среди которых есть своя католическая церковь св. Петра и Павла. Граница между частями города проходила по этой широкой улице Lindenring (Липовый круг). Когда-то здесь была городская стена.
Граница между епископской частью города и светской. Остатки городской стены имеются в другом конце города.
По дороге к главной площади города встретилось здание очень старой постройки. Это одно из зданий городского музея, называемое "Высокая лилия". Оно сохранилось с XIII века. Интересное навершие с окнами между арок.
Старейшее в городе каменное здание, построенное в романском стиле. В исторических источниках здание чаще всего именуется "Kemenate" (девичья).
Аптека "Дерево лавра".
Старинные дома почтенных граждан на Рыночной площади.
Величественная ратуша Наумбурга эпохи Возрождения строилась с 1517 по 1528 год. После нескольких катастрофических пожаров и ремонта, между 1608 и 1612 годами был построен нарядный входной портал. На первом этаже, находится Ratskellersaal, который служил в качестве театрального зала в XIX веке. В здании также находится самый старый ресторан в Наумбурге - Ratskeller.
Портал Ратуши XVII века.
Небольшой город Наумбург сохранил многие приметы своего исторического и культурного прошлого.
В этом доме с 18 по 21 января 1542 года останавливался Мартин Лютер.
На главной площади Наумбурга отель "Город Аахен", названный в честь города - побратима.
От площади отходит Еврейский переулок.
Фонтан Wenzelbrunnen расположен прямо перед так называемым рыночным замком, в котором находится сегодняшний районный суд. В середине - покровитель города Наумбург св. Венцель. Он одет в рыцарские латы, держит копье и щит, что не совсем соответствует рангу святого. В истории Наумбурга фонтан впервые упоминался в 1459 году.
Церковь св. Венцеля чаще упоминают не по имени святого, в честь которого она построена, а по месту расположения - Рыночная церковь (Marktkirche). С башни церкви высотой 53 метра открывается вид на город. Любопытно, что эта башня является муниципальной собственностью еще с XV века. Местный магистрат выкупил площадку для того, чтобы специальные дозорные могли с высоты видеть, в какой из частей города начинается пожар. Эти дозорные жили здесь же, в маленькой квартирке при башне, причем последний житель этой квартиры покинул ее только в 1994 году.
Алтарь церкви св. Венцеля.
Кафедра.
Орган церкви. Это самый большой орган, на котором доводилось музицировать в Германии Иоганну Себастьяну Баху. Инструмент был им куплен для церкви в 1746 году и исправно служит до сих пор. Играть на нем считают за честь лучшие органисты планеты.
Ну и, конечно, в этой католической церкви хоронят почётных священнослужителей.
Наумбург - город, где провел большую часть жизни философ, поэт, композитор Фридрих Ницше. После смерти отца, мать с семьей переехала в Наумбург. Здесь Ницше закончил гимназию. Ницше называл свою детскую жизнь "женским домоправлением", потому что был единственным среди домочадцев - мать, бабушка, сестра, две незамужних тетки, служанка. Он часто возвращался в Наумбург во время своего учения в университете и работы, а в конце жизни, будучи тяжело больным, доживал здесь вместе со своей сестрой, кроме периодов пребывания в психиатрической больнице Марбурга.
Центральная идея Ницше - "сверхчеловек". Это тот, кто преодолел ограничения предрассудков и обычаев, великий гений, способный творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы. Личность должна быть над моральной, совершенной, существующей "по ту сторону добра и зла". Идея новой здоровой морали (мораль господ взамен морали рабов) должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна. В какое-то время Ницше сблизился с Рихардом Вагнером, чьи мистические и антисемитские идеи были взяты нацистами на вооружение. Аналогичное произошло и с Ницше. Через несколько лет после его смерти его идеи использовали нацисты: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить ("Падающего толкни!").
Повсеместно известна фраза Ницше из его позднего произведения "Так говорил Заратустра": "Идешь к женщине - возьми с собой плетку". Это было косвенным ответом на набирающее силу движение эмансипации женщин. Такое представление Ницше отчасти явилось ответом на его "матриархатное" детство, а также незадавшуюся личную жизнь. В возрасте 38 лет Ницше влюбился в Лу (Луиза) Саломе, которая сыграла в его судьбе роковую роль. Ницше дал предмету своего чувства такую характеристику: "Лу - дочь русского генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орёл, и отважна, как лев, и при всём том, однако, слишком девочка и дитя, которому, должно быть, не суждено долго жить". Он ошибался. Лу прожила еще долго (до 76 лет), и написала о нем в своих воспоминаниях. Она стала, в известной степени, также "музой" психоаналитического движения; с ней дружил З. Фрейд, чья философия вряд ли пришлась бы самому Ницше по душе. Ницше убедился в неверности Лу и отказу с ее стороны выйти за него замуж. Это утвердило его в женоненавистничестве. Говорят, Лу дополнила его знаменитую фразу: "Идешь к женщине - возьми с собой плётку", - "Чтобы она могла тебя ею отхлестать".
В Наумбурге на Торговой площади стоит памятник Ницше, вполне соответствующий этой дискуссии.
Ницше и женщина. Еще одно известное высказывание философа, связанное с его атеизм: "Бог мертв" подпись: Ницше. После смерти Ницше оно дополнилось: "Ницше мертв" подпись: Бог.
Мы были в Наумбурге в конце июля. Только что прошел das Hussiten-Kirschfest (праздник вишни гуситов). Он проводится с XV века. Согласно легенде Наумбург в 1432 году осадили гуситы - сторонники Яна Гуса. Это были первые реформаторы, руководитель которых Ян Гус был сожжен в Констанце. Жители города очень страдали. Наконец они решили послать своих невинных детей к предводителю гуситов Прокопу, чтобы они просили врагов о пощаде. Учитель привел детей, одетых в покаянные белые рубахи к Прокопу. Дети, вставшие на одно колено, просили его о пощаде ("Gnade, Gnade"). Прокоп услышал их, одарил вишнями и снял с города осаду.
В этот день проводятся праздничные шествия, всюду продают и одаривают вишнями, все имеют украшения из вишен. Дети разыгрывают спектакль с покаянием перед Прокопом.
Рассказ о культурном наследии Наумбурга был бы не полным без второй его части, упомянутой в списке ЮНЕСКО - долины рек Заале и Унстурт.
Долина рек Заале и Унструт известна как район виноделия. Вдоль реки Унструт регион протянулся от города Лауха до впадения этой реки в Заале (близ Наумбурга), и далее вдоль Заале от Йены до Бургвербена. История виноделия в долине Зале-Унструт насчитывает более тысячи лет, первое письменное упоминание о местном виноградарстве относится к 998 году. Центром виноделия в этом регионе является крохотный городок Фрайбург (Freyburg), население которого насчитывает около 5000 человек. Туда мы из Наумбурга и направились.
Виноградники долины рек Зале и Унструт.
Регион Заале - Унструт известен также своими сохранившимися средневековыми постройками: замками, дворцами и церквями.
Замок Neuenburg известный с XII века. Этот замок связан с именами Фридриха Барбароссы, Елизабет Тюригской, Людвига Прыгуна. Он стоит на высоком берегу реки Унструт.
Река Унструт около городка Фрайбург. Снимок сделан из окна автобуса при переезде по мосту.
Городок Фрайбург. Видны сдвоенные башни церкви Девы Марии.
Фрайбургская винная галерея - гордость городка.
Символ винных подвалов Фрайбурга.
Это крупнейшие дубовые бочки в мире. В них выдерживают многолетние вина лучших сортов.
Обстоятельное сообщение о местном виноделии.
Самые большие емкости с вином хранятся ещё глубже.
Ряды 40 000 - литровых стальных емкостей для молодого вина.
Здесь хранится около пятидесяти сортов вина. Самое знаменитое вино, которое здесь производят - игристое "Красная шапочка".
На этом я облегчённо вздыхаю. В рамках привычного мне формата я рассказала главное о таком непростом культурном и историческом явлении, каким является культурное наследие Наумбурга.