Старинный город Баварии расположен на реке Пегниц, притоке третьего порядка Рейна. Название его, вероятно, обозначает "Скалистый утес". Действительно, именно на скалистом утесе были построены крепость Бург, а потом замок, положившие начало городу. Я писала о нём в очерке "Франкония, города вдоль Европейского канала" http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/frankonia.shtml. Теперь, во время поездки, организованной Институтом Густава Штреземана, нам удалось более подробно познакомиться с этим интереснейшим городом.
Удобное географическое и стратегическое положение позволяло городу общаться и торговать с Венецией и всем Средиземноморьем. Город на протяжении своей почти тысячелетней истории знал взлеты и падения. Следы этих событий, как позитивных, так и негативных, сохраняются, реставрируются, поддерживаются. Материализованная история, иногда местного значения, иногда общегерманского, а иногда мирового непрерывно предстает перед глазами гостей города.
Основание города восходит к XI веку. Крепость строилась для двух властителей - императора и графа. Главная смотровая башня возвышается над Бургом и городом. Она являются символом могущества Нюрнберга.
Главная смотровая башня крепости. Одна из немногих сохранившихся средневековых башен в Нюрнберге.
Стены Бурга, окруженные неприступными рвами. Сейчас они выглядят вовсе не угрожающими, а вполне привлекательными. Они превращены последующими поколениями жителей в парковую зону.
Большой бастион крепости обеспечивал оборону на дальних подступах.
В крепостных воротах имеются транспортные туннели, приспособленные также для ведения рукопашных боев с непрошенными гостями.
Туннель, ведущий в крепость, свидетельствует о капитальности крепостного сооружения.
Вход из внутреннего двора замка во внешний. Над воротами изображены три герба: В центре - двуглавый имперский орёл, справа - герб Нюрнберга с половиной орла и слева - ранний герб города с изображением Девы-орла. Эти ворота отделяют императорскую часть крепости от графской.
Стены крепости с внутренней стороны старого города.
Фридрих Барбаросса, объявивший Кайзербург одной из императорских резиденций, существенно укрепил крепость. В 1219 году кайзер Фридрих II даровал Нюрнбергу права императорского города. Это обеспечило расцвет торговли, ремесленничества, искусства. Вокруг крепости начал интенсивно строиться город.
В императорской части Бурга расположена романская двойная капелла. В соответствии с иерархией времени нижний ее ярус предназначался для рыцарей и свиты, средний ярус - для ближайшего окружения императора. На верхнем балконе восседал сам император (кайзер). Аналогичную структуру капеллы можно видеть в Аахенском Доме.
Императорская часть крепости.
Могущество и неприступность крепости обуславливалась не только ее фортификационным оснащением, но и жизнеобеспечением. Наиболее трудно обеспечить такие крепости водой. В Нюрнберге с этой проблемой справились, вырыв "Глубокий колодец", достигающий водоносных горизонтов реки Пегниц. Глубина колодца около 50 м. Колодец расположен в двухэтажном доме, построенном в 1563 году (Tiefer Brunnerhaus). Внешний диаметр колодца 1,7 м, с глубиной он расширяется до 2,2 м.
Tiefer Brunnerhaus 1563 года постройки. На нижнем снимке этот дом - второй справа.
Скала, на которой расположен Бург, изрезана штольнями и подземными ходами. После того как они утратили свое стратегическое назначение, они использовались для хранения пива. После Второй мировой войны в одном из подземелий крепости войска союзников обнаружили бункер-тайник нацистов с предметами искусства из разграбленных ими музеев Европы. Одним из важнейших экспонатов было так называемое Венское копьё или Копьё Судьбы, привезенное нацистами из музея Вены. Это копье окружено легендами. Современные исследователи относят его к VII веку. Однако мифы приписывают его Гаю Кассию Лонгину, римскому центуриону, принимавшему участие в распятии Христа. Он ударил этим копьем распятого Христа между ребрами, тем самым прекратив его страдания. Лонгин уверовал в учение Христа и был причислен к лику святых. Копье св. Лонгина, кровь Христа в чаше Грааля и плащаница - главные христианские реликвии. Молва приписывала копью судьбоносные свойства. Череда владельцев копья включает большинство европейски значимых личностей. Слава Копья Судьбы сохранилась до нашего времени. Начиная с 1424 по приказу кайзера Сигизмунда атрибуты императорской власти правителей Священной римской империи - клейноды - должны были вечно храниться в Нюрнберге. Местом вечного хранения была назначена церковь Святого Духа при одноименном госпитале. Главные регалии - имперская корона, святое копье и императорский меч, скипетр и держава. В 1796 году из опасения, что эти сакральные предметы могут попасть Наполеону, они были перенесены в Вену. Габсбурги хранили их в Хофбурге.
Гитлер, явно склонный к мистике, увидел Копье Судьбы в начале ХХ века. Есть свидетельство, что он впал при этом в транс. Придя к власти, Гитлер распорядился возвратить копье и все клейноды в Нюрнберг и хранить их в церкви св. Катерины, освященной в XIII веке. Победа протестантизма и закрытие монастыря при церкви определило ее судьбу. Помещение стали использовать для проведения певческих соревнований нюренбергских мейстерзингеров. После аннексии Австрии в помещении этой церкви были размещены императорские клейноды. Это повысило историческую значимость Нюрнберга и сделало его особенно важным для фашистов.
Для спасения от бомбардировок союзников, сокровища были перенесены в штольни Бурга. После капитуляции Германии они были возвращены в Вену, в Хофбург. В Нюрнберге и в Аахене, где тоже хранились императорские регалии, оставлены их копии, изготовленные в 1990 году. Какое-то время в Нюрнберге они хранились в старой ратуше, в вестибюле. Там мы их видели при своем прошлом посещении Нюрнберга. Сейчас они перемещены в исторический музей.
Здание старой ратуши.
Вестибюль старой ратуши, где мы еще несколько лет назад видели клейноды (геральдические символы власти). Сейчас он пуст.
Копии императорских регалий Нюрнберга. По иронии судьбы место их "вечного" хранения, многократно менялось. Сейчас они хранятся в историческом музее.
Расширялась и достраивалась не только императорская, но и графская часть Бурга. Здесь был тоже свой Бургфрид - символ могущества и свои постройки. Сейчас трудно провести границу между этими двумя владениями, хотя раньше они часто были соперниками.
Бургфрид графской части крепости.
Здание, верхние этажи которого служили зернохранилищем для защитников крепости.
Капелла св. Вальпургии графской части крепости XIII века.
Со смотровой площадки Бурга открывается вид на Нюрнберг. На бронзовом щите показаны все доминантные сооружения старого Нюрнберга.
План крепости также изображён на этой бронзовой доске.
Город видится из крепости как "на ладони".
Расцвет Нюрнберга настал после 1356 года, когда кайзер Карл IV издал имперский свод законов - "Золотую Буллу". В этом документе определялся порядок выбора кайзера. В качестве выборщиков назначались семь курфюрстов - наиболее авторитетных представителей светских и духовных правителей. Нечетное их число обеспечивало преобладание голосов в спорных вопросах. В соответствии с "Золотой Буллой" вновь избранный император должен проводить первое заседание правительства в Нюрнберге. Это определило на многие века значимость Нюрнберга в Германии и всей Священной Римской империи.
Карл IV активно содействовал развитию и украшению Нюрнберга. Его подарок городу - Фрауенкирхе - "Unsere lieben Frauen" на Рыночной площади. Она украшена курантами с движущими фигурами курфюрстов и выбранного ими кайзера. Специальный балкон кирхи позволяет донести до народа актуальные постановления власти и церкви. По преданию с этого балкона при рождении в Нюрнберге Вацлава, сына Карла IV, народу были показаны императорские регалии. Фрауенкирхе была придворной императорской капеллой. Историки предполагают, что архитектором ее был Петр Парлерж, тот самый, который построил в Праге собор св. Витта, Карлов мост и другие знаменитые строения. В XVI веке архитектор и художник Адам Крафт создал для этой церкви западный фронтон, в результате чего она получила современный облик.
Фасад Фрауенкирхе украшают фигура Богоматери, покровителей Бамбергского епископства святых Генриха и Кунигунды, покровителей города Нюрнберга святых Себальда и Лоренца.
Балкон и куранты Фрауенкирхе . Куранты с движущимися фигурами выбранного кайзера и курфюрстов-выборщиков. Их сконструировал Йорг Хойс (Joerg Heuss) в честь принятия "Золотой Буллы".
Бой курантов - это целый спектакль, существующий с 1509 года. Он разыгрывается в 12 часов ежедневно. Голубой шар над циферблатом показывает фазу луны. Эти куранты имеют несомненное сходство с курантами в Праге, которые были установлены примерно на сто лет раньше нюрнбергских.
Внутри Фрауенкирхе невелика.
Детали интерьера Фрауенкирхе. Внутренняя отделка церкви относится к XV-XVI векам.
Во время последней войны Фрауенкирхе была сильно разрушена. Ее восстановление продолжалось до 1955 года.
Ответным подарком жителей города кайзеру была церковь св. Лоренца (св. Лаврентия). Она была построена в период 1250-1477 годы. Красота архитектуры делает ее произведением искусства мирового значения. Эта церковь одной из первых стала прибежищем протестантов.
В конце улицы - фасад церкви св. Лоренца.
Портал церкви св. Лоренца
Хор церкви св. Лоренца. В центре - барельеф - "Ангельское приветствие" (Благовещение). В венке из позолоченных роз и медальонов - Дева Мария и архангел Гавриил, работа Файта Штосса (1517-18). Этот мастер создал также алтарь Мариацкого костела в Кракове, крупнейший алтарь из дерева. Слева - табернакль, вырубленный из песчаника Адамом Крафтом. Это его наиболее известная работа.
Табернакль (от лат. tabernaculum - шатёр) - в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Его прообразом является Скиния с Ковчегом Завета. В православии - дарохранительница. (Википедия).
Табернакль Адама Крафта. Его высота около 20 метров.
Роза, освещенная солнцем - "роза св. Лоренца". Её диаметр около десяти метров.
Кафедра церкви св. Лоренца.
Лоренцкирхе сильно пострадала во время последней войны. Ее реставрация продолжалась до шестидесятых годов.
Витрина со свидетельствами военных разрушений.
Сестрами-двойняшками называют в Нюрнберге церкви св. Лоренца и св. Себальда. Это - святые покровители Нюрнберга. Церковь св. Себальда строилась примерно в тот же период (1230-1370), что и церковь св. Лоренца. Отсюда их внешнее сходство.
Фасад церкви св. Себальда.
У входа в церковь - фигура св. Христофора, несущего маленького Христа и с ним всю тяжесть мира.
Снаружи церковь св. Себальда украшают рельефы, выполненные известным нюренбергским скульптором и архитектором Адамом Крафтом (1455-1509). Это наиболее известная его работа - эпитафия семейству патрициев из Нюрнберга Шрейер-Ландауэр.
Бронзовая доска с датами строительства церкви и упоминанием имён ее знаменитых строителей - Адама Крафта, Вита Штосса, Петера Фишера.
В хоре готической церкви находится главная святыня - гробница св. Себальда.
Согласно легендам, Себальд пришел в местность близ Нюрнберга в VIII в. Здесь он поселился как отшельник, и миссионер. Происходит он по одним источникам из франков (или из Франции), по другим из "Dacia" (Венгрия, Румыния до долины Тиссы). Дошли сведения о чудесах на его могиле, расположенной на южной террасе Нюренбергского замка. Они привлекали многочисленных паломников. В ХI в. там возникла церковь св. Петра, в ХIII в. - романская базилика и в 1300-1377 годах - нынешняя церковь. Себальд был канонизировал 26.03.1425 г.
Надгробный памятник св. Себальда (Sebaldusgrab) работы мастерской Петера Фишера (Peter Vischer) 1508-1519 годов. Серебряный ковчег окружает бронзовое литье 5-метровой высоты. Он покоится на 12 улитках и 4 дельфинах. На рельефах представлены сцены из жизни святого, например извлечение огня из куска льда и исцеление слепого.
В серебряном ковчеге в пурпурном мешочке хранятся мощи св. Себальда. До прихода Реформации ларец с мощами св. Себальда знатные жители Нюрнберга носили с крестным ходом в день 19 августа. В наши дни этот обычай не носит регулярный характер. Последний раз рака святого Себальда открывалась 19 августа 1993 года.
Главный неф церкви св. Себальда. До наших дней сохранилось уникальное произведение мастера бронзового литьяПетера Фишера Старшего "Мадонна в венке лучей" (слева).
Витражи церкви сделаны по эскизам Альбрехта Дюрера.
В этой церкви с 1695 года и до своей смерти служил органистом известный немецкий композитор Иоганн Пахельбель. С 1719 по 1764 годы этот пост занимал его сын Вильгельм Иероним. При восстановлении церкви после разрушений последней войны был установлен новый орган.
Интерьер Церкви свидетельствует о богатстве её прихожан.
Крестильная купель (около 1430г.).
Сейчас церковь св. Себальда приобрела особую значимость. 14 ноября 1940 года гитлеровская авиация разрушила английский город Ковентри вместе с его церковью. Священник этой церкви на ее руинах через шесть недель после разрушения проповедовал по британскому радио: "Нет для мести. Да для прощения и примирения. Цель церкви создавать дружественный христианский мир. "Vater vergib" - отец прости. Прости войну, ненависть, разрушение".
В руинах церкви Ковентри были найдены три железных гвоздя из ХIV века, которыми крепили стропила. Гвозди были сварены вместе в виде креста. Этот крест стоит в алтаре церкви св. Себальда. Он является символом прощения, начала новой жизни, примирения, мира.
2 января 1945 года бомбы британской и американской авиации превратили Нюрнберг и церковь св. Себальда в руины. Много людей погибло, сто тысяч жителей осталось без крова.
Восстановление церкви св. Себальда осуществлялось как "памятник Миру". В 1999 году железный крест из гвоздей был передан священнику церкви св. Себальда. Он - символ единения людей всех наций, религий и культур.
Крест из гвоздей Ковентри.
Эти три главные церкви Нюрнберга, построенные еще до реформации, украшают город. Две из них сейчас протестантские.
На карте-схеме старого Нюрнберга хорошо видно его строение. Границы города очерчивает оборонительная стена, возведенная в XV веке. Ее длина около пяти км. Когда-то она имела 120 крепостных башен, из которых сохранилась 71. Тогда строительство таких оборонных стен имело большой военный смысл. Сейчас можно встретить немного городов с сохраненной стеной. Обычно городские стены сдерживают развитие города, стесняют транспортные потоки. Поэтому стены разбирают, а на их месте создают "ринг" - дорогу вокруг города. Нюрнберг сохранил свою стену с ее смотровыми башнями, въездными воротами и даже кусочком средневекового города внутри стены. Это в наше время - явление почти уникальное.
Королевские ворота и сторожевая башня.
Ворота Людвига.
Белая башня, укрепленная сторожевыми башнями - барбаканами. Построенная в XIII веке, она является частью более ранней оборонительной стены. Эта стена срыта, уступив место сохраненной стене XV века. В былые времена башня была белой, но последующая реставрация открыла ее кирпичный вид. Сейчас она стала частью входа в метро.