Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Судьба города Ксантен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 17/11/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/11/2012. 24k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 27 штук.
  •  Ваша оценка:


         
          Этот небольшой город расположен на севере земли Северный Рейн Вестфалия (Nord Rhein Westfalien), в нижнем течении Рейна. Мы посетили его второй раз, с приятными воспоминаниями пятилетней давности. На этот раз мы были более подготовлены и оснащёны фотоаппаратурой.
       В тот, первый раз, свои впечатления я описала в очерке "Город и река", который был помещён на Сайте "Заграница" в 2007 году.
       После второго посещения Ксантена я переработала и дополнила вербальную основу очерка об этом городе с учётом собственного фотографического материала.
      
       Город Ксантен славен зримыми следами пребывания римлян и дальнейшей средневековой историей. Основанный римлянами в конце первого века после Р.Х., когда они присоединили эти земли к своей империи, он строился, как гавань на Рейне. Город имел все необходимые атрибуты римского населенного пункта. Наряду с Триром он достиг своего расцвета во времена императора Траяна, на рубеже I и II в. н. э. Город был форпостом для освоения римлянами севера Европы. В то время Ксантен имел название Колония Ульпиа Траяна (Colonia Ulpia Traiana). Основатели готовили ему великое будущее. Союзником и соперником Colonia Ulpia Traiana была Colonia Claudia Ara Agrippinensium - нынешний Кельн.
      
       Сегодняшнее положение этих городов просто несопоставимо. Кёльн - крупнейший культурный, научный и производственный центр земли Северный Рейн Вестфалии с почти миллионным населением и крохотный Ксантен с его 22 тысячами жителей. Тем не менее, историческое значение этих городов в далёком прошлом было вполне сопоставимо, а древнеримских памятников в Ксантене сохранилось гораздо больше, чем в Кёльне.
         
          Кто знает, как сложилось бы современное соотношение городских конгломератов Кельна и Дюссельдорфа, если бы не природный катаклизм, произошедший на Рейне в какой-то момент первой четверти первого тысячелетия. Как известно каждому геоморфологу и гидрологу, реки протекают в пределах своего русла, одновременно изменяя его. Во время паводков или половодий они часто формируют новое русло в пределах своей долины. При этом излучины рек перемещаются, разрушая береговые постройки - причалы, опоры мостов, водозаборы. Иногда вода прорывает узкое место излучины и меняет русло коренным образом.
          Так и случилось на Рейне. После буйства водопада в верховьях и небезопасного для судоходства протекания через пороги около скал Лорелеи, Рейн в нижнем течении неизбежно теряет энергию и утрачивает способность нести собственные наносы, образует острова, часто меандрирует, и, в конце концов (уже в Нидерландах), растекается на сонные протоки огромной дельты. После очередной русловой деформации в низовьях Рейна, речная гавань Колонии Ульпиа Траяна оказалась на сухом месте. Это хорошо видно на снимке.
         
       0x01 graphic
         
       Положение города Ксантен относительно Рейна сегодня. Хорошо видны
       старицы реки, относящиеся к руслу Рейна прежних времён. Контуры города
       Colonia Ulpia Traiana показаны красным цветом (Google "Планета Земля").  
      
          Оказавшись в нескольких километрах от реки, город лишился своего главного достояния - гавани на большой реке. Это обстоятельство, а также упадок Римской империи, привели к утрате значимости города. Он был разрушен франками, которые построили здесь крепость, в дальнейшем тоже разрушенную. Разрушение не было планомерным и направленным. Просто, город Colonia Ulpia Traiana перестал быть нужным, поэтому он "ушел под землю", то есть за период времени около 1600 лет был покрыт культурным слоем и растительностью. Это сохранило фундаменты, всю подземную инфраструктуру и некоторые надземные сооружения. Произошла естественная "консервация" римского города, подобная той, что случилась в Геркулануме и Помпеях после извержения Везувия.
         
          Многие века жители Ксантена не подозревали о древней истории своего города. "Открытие" произошло после второй мировой войны. Администрация города попросила британских летчиков с воздуха посмотреть, не остались ли неразорвавшиеся бомбы вблизи городских строений. Бомб не обнаружили, но увидели странное геометрическое расчленение местности. Первые же раскопки показали перспективность дальнейших археологических работ, однако интенсивные и планомерные исследования начались только в 1974 году. В 1977 году здесь был создан Археологический парк, где начались исследования, раскопки и очень деликатная реконструкция отдельных сооружений. Постепенно этот римский город "восстает над поверхностью земли".
      
        []
      
       Археологический парк на месте римского города Colonia Ulpia Traiana.
       Видны амфитеатр, здание музея красноватого цвета в северо-западной части, вдоль старицы Рейна - восстановленный участок крепостной стены. (Google " Планета Земля").
        []
      
       Эти деревья охраняют нераскопанные ещё тайны Colonia Ulpia Traiana.
         
          Сейчас можно видеть часть крепостной стены с башнями. В некоторых местах эта стена условно обозначена живой кустарниковой изгородью.
      
        []
      
       Башня с городскими воротами.
      
       Частично реконструирован амфитеатр, где теперь проводятся не бои гладиаторов друг с другом или с дикими животными, а спортивные игры и концерты.
      
        []
      
       Реконструированный амфитеатр
      
        []
      
       Галерея под трибуной амфитеатра.
      
        []
      
       Император Траян - основатель Colonia Ulpia Traiana.
      
       Частично воссоздан темпель (храм) у гавани античного города. Сведений о том, в честь какого бога он строился, не сохранилось. Воспроизведены "типовые элементы" архитектуры - высокий подиум, часть колоннады, несколько колонн в полный рост с капителями, перекрытые портиком, часть стен без окон главного сооружения.
      
        []
      
       Воссозданная часть темпеля у древней гавани.
      
          Раскопки ведутся чрезвычайно аккуратно и планомерно. Выбирается участок. Он накрывается металлическим остекленным каркасом. В его пределах ведутся работы. Обнаруженное консервируется и реконструируется до желаемого уровня.
      
       В 2008 году было построено современное здание археологического музея, в котором
       экспонируются собранные античные предметы материальной культуры.
       Металические несущие конструкции. Прозрачные стены. Здание кажется лёгким и невесомым и явно контрастирует с тяжеловесными сооружениями римского времени. Удачное решение внутреннего пространства. Этажи заполняют его не полностью. "Этажерка" с разновеликими "полками"-консолями позволяет видеть с каждого уровня почти все помещение музея. Уровни соединяются между собой пандусом. Между этажами подвешено плоское днище римского корабля.
      
       Экспозиция извлечённых при раскопках предметов расположена вдоль пандуса и на этажах. Много света. Подробные комментарии в письменном и медийном исполнении.   
      
        []
      
      
       Экспозиция музея размещена на нескольких уровнях.
      
      
        []
      
       Чудом сохранившийся бронзовый древнеримский мальчик.
      
       Особое место в городе занимали римские бани (термы). Эта культура присуща древним римлянами и грекам. Главное здание музея построено на фундаменте общественного помещения, где посетители встречались, принимали водные процедуры, отдыхали, расслаблялись, обменивались новостями, заключали сделки. Раскопанные части фундаментов терм находятся в специальной части музея.
      
      
       0x01 graphic
       Древнеримские термы под надёжной защитой музейного здания
         
        []
      
       Макет римских терм Colonia Ulpia Traiana.
      
       Термы имели помещения для раздевания, для емкостей с холодной, теплой и горячей водой (frigidarium, tepidarium, caldarium). Отдельно под землей находилось помещение для очага и нагрева воды. Из него теплый воздух и вода по специальным каменным трубам подавался под пол бани. Это обеспечивало чистоту и хороший воздух без дыма. Все водные и воздушные коммуникации вскрыты и хорошо видны в раскопках. Такие термы были рассчитаны на одновременное мытье примерно сотни людей. Это понятно, ведь в Colonia Ulpia Traiana базировались одновременно два легиона солдат. А всего в городе проживало до десяти тысяч человек. С клиентами работали также брадобреи и врачи. Эти профессии совмещались.
      
       Ещё более комфортные условия создавались для состоятельных клиентов. В воссозданном здании римской таверны реконструированы жилые и бытовые помещения. Это галерея с жилыми комнатами, кухней, подвалом для хранения продуктов, термами для избранных.
      
        []
       Общий вид таверны.
      
        []
      
       Интерьер помещения с ложами для мужчин. Как известно, мужчины должны возлежать, опираясь на подушечки, при важном занятии приема пищи.
      
        []
      
       Реконструкция римской кухни
      
       В кухне показан очаг для приготовления пищи и угольный подогреватель для керамических горшков с едой, похожий на мангалы, используемые на юге России. Здесь же утварь, ручной жернов, образцы злаков и овощей. Рядом с кухней находился огород со свежими овощами и пряностями. В подвале хранились амфоры для вина и масла.
      
       Реконструкция вполне убедительна. Римляне - любители комфорта. В завоеванной варварской стране они старались создать себе сносные условия жизни. Сюда они принесли много новшенств, как то: военное оснащение, самое передовое в то время, культуру строительства, деньги взамен товарообмена. Собирательство ягод, принятое у германцев, стало заменяться садоводством. С римских времен появились вишневые и сливовые деревья. В более южных областях стал возделываться виноград.
       Для сравнения в музее показан более примитивный образ жизни обитавших здесь германских и кельтских племен.
      
       С уходом или ассимиляцей римлян наступило одичание. Местное население стало использовать римские руины как строительный материал для своих нужд. Цивилизация отступила, чтобы через несколько веков возродиться на новом уровне.
      
       Конечно, сегодняшний археологический парк это только начало реконструкции римского города Colonia Ulpia Traiana. Восхищает, как на наших глазах оживает история тех давних времён.
      
            В средние века недалеко от римского города был построен новый город Ксантен, название которого корреспондируется с римскими истоками. Так, в четвертом веке в Colonia Ulpia Traiana часть легионеров, принявших христианство, подняла восстание против языческой религии римлян. Предводителем восстания был легионер по имени Виктор. Восстание было подавлено, но упоминание о "Це зантос" - "Светлом мученике", трансформированное в "Ксантен", сохранилось в эпосе "Песня о Нибелунгах".  
       Средневековая часть города территориально расположена совсем близко от римской и не менее интересна.
      
       Считается, что в  Ксантене родился принц Зигфрид, герой эпоса о Нибелунгах. Победитель дракона, защитник отечества, он был предательски убит завистником. Эта история в Ксантене запечатлена в виде бронзового барельефа на городской стене. Здесь изображены гибель Зигфрида, его жена бургундская принцесса Кримхильда, отомстившая за смерть мужа, и другие персонажи германского эпоса.
      
        []
      
       Барельеф, посвящённый памяти принца Зигфрида.
      
        []
      
       Крепостная стена, башня с воротами "Klever - Tor", 1393 года постройки.
      
       Справа от ворот видны башни барбакана, отдельного средневекового оборонительного сооружения стоящего, за городской стеной. Примерами барбакана могут служить Кутафья башня Московского Кремля и барбакан Кракова.
      
        []
      
       Барбакан в Ксантене
      
       Средневековый Ксантен - "типичный представитель страны и эпохи" (XII-XVII века). Крепостные стены, башни, ветряная мельница, ратушная площадь. Заметно влияние архитектуры Нидерландов, граница с которыми находится всего лишь в 30 километрах ниже по Рейну.
      
        []
      
       Типичная для Нидерландов и нижнего Рейна ветряная мельница (KriemhildmЭhle).
      
       И конечно, архитектурная доминанта города - Главный собор - Дом. Вот он-то и не типичный представитель, а уникальный и самый большой в северной Германии после Кельнского.
      
        []
      
       Собор св. Виктора.
      
       Собор построен в честь святого Виктора, того самого римского легионера, возведенного в ранг святого. Первые постройки собора на месте захоронения св. Виктора относятся к эпохе Каролингов. Он начал строиться в XIII веке в романском стиле, который потом сменился готическим. При его постройке использовались камни уже разороенной Colonia Ulpia Traiana Все пропорции этих архитектурных стилей и украшений соблюдены. Две башни, витражи, частично новые, частично сохраненные из XV-XVI веков. Скульптура Св. Виктора XVII века, раскрашенное дерево.
      
        []
      
       Одна из башен Собора со стороны входа.
      
        []
      
       Скульлтурное изображение распятий на горе Голгофа.
      
       Около входа в собор скульптурное изображение Голгофы с тремя распятыми. На кресте уверовавшего разбойника Дисмаса, справа от Христа, сидит маленький ангел, на кресте скептика Гестаса - черт. Внизу фигуры Девы Марии, Марии Магдалины, евангелистов, присутствовавших на казни. Все они одеты в костюмы раннего средневековья, времени создания скульптуры. В застекленных нишах собора скульптурные сцены суда над Христом, снятия с креста и вознесения. Все чрезвычайно реалистично, но удивляет наивность изображения костюмов: иудейские иерархи похожи на восточных факиров в чалмах, а римские солдаты носят приталенные камзолы.
      
       Не менее интересен интерьер Собора. Два алтаря разделяют пространство на зону для паствы и для священства. Для церковных иерархов стоят резные кресла ХIII века. В алтаре хранится ларец с мощами св. Виктора. Всего в соборе находятся 24 алтаря ХV века. Один из алтарей представляет собой складень с бюстами святых, что является характерным для немецкого средневековья.
      
        []
      
       Алтарь с бюстами святых
      
      
        []
      
       Алтарь со сценой распятия. Красноватый свет - от стеклянных яркокрасных витражей
      
       Очень интересные современные произведения бронзовой пластики. Это подставка под Евангелие и стол для святых даров. Ножки первого представляют собой водоросли, дно моря и плавающих между ними рыб. Рыбы имеют человеческие лица и принятую атрибутику святых. Ножки второго стола - затейливые виноградные лозы с сидящими на них птицами, ежом, улиткой и прочей живностью. Все это символы единства природы, человечества, религий.  
      
        []
      
          Стол для святых даров
      
          В крипте, расположенной под собором, находятся саркофаг Святого Виктора с символом агнца, а также захоронения современных мучеников - участников антифашистского сопротивления. Это Хейнц Белло, Карл Лейзнер и Герхард Штром. Они были членами католического молодежного движения "Союз новой Германии". Эта организация была раскрыта гестапо и все ее члены окончили свою жизнь в лагерях уничтожения. В этой же крипте находятся урны с пеплом из Освенцима, Дахау, Берген-Бельзен.
      
       В соборе есть еще один складень с живописными створками и скульптурным изображением Мадонны с Младенцем, раннего средневековья. Под ним интересное изображение древа дома Давида, из которого происходил Иисус, в виде виноградной лозы, оканчивающейся иногда человеческими изображениями, а, иногда, ничем. Вся это сложная символика плодов и лиц чрезвычайно искусно воспроизведена в дереве.
      
       В XVII веке около собора располагался картезианский монастырь с огромной библиотекой. После секуляризации монастырь закрыли, а книги и рукописи были переданы в другие библиотеки. Сейчас сохранился прелестный монастырский дворик, примыкающий к собору.
      
      
        []
      
       Монастырский дворик при Доме.
         
          После войны средневековые дома и узкие улочки Ксантена были тщательно восстановлены. На перекрестках оставлены водокачки XVII века, думаю, что работающие. Около одной из них бронзовая скульптурная группа - две женщины с ведрами с водой разболтались, а одну из них за юбку тянет маленький ребенок. Все в натуральную величину. Тут никаких символов, все очень реалистично и забавно. Это подарок города Аахена Ксантену, выполненный современным скульптором Бонифацием Штирнбергом.
      
        []
      
       Жанровая сценка около водокачки в бронзе.
      
      
       В день нашего второго посещения Ксантена проходил праздник Октоберфест
       (праздник урожая). Город был наполнен не только туристами, но и жителями окрестных городков и сельскохозяйственных ферм. По улицам следовали процессии, возглавляемые допотопными тракторами с сельскохозяйственными орудиями, грузовики с радостными взрослыми и детьми. Все хорошо поработали летом и осенью.
      
          Не сомневаюсь, что Ксантен очень хорош летом. На месте старого русла Рейна образовались две старицы, называемые Южным и Северным озерами. Это настоящий рай для парусного спорта, виндсерфинга, водных лыж и купания.
         
         
      
      
      
         
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 17/11/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/11/2012. 24k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка