Слепухин Алексей Викторович: другие произведения.

Гротеск Богемии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 02/07/2004.
  • © Copyright Слепухин Алексей Викторович (adventurer@r66.ru)
  • Обновлено: 01/06/2004. 20k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:

       Гротеск Богемии
      
       Основные богатства и ценности, которыми дорожит и гордится любой народ, конечно, сосредоточены в главном городе государства. Это многочисленные музеи, культурные центры, фонды, национальные библиотеки. Да и сама столица- это лицо страны. В ней так много всего удивительного сосредоточено, что не успеваешь вертеть головой по сторонам и восторгаться.
       Но познать душу, увидеть национальный характер, особенности жизни, не приукрашенные мегаполисом, можно только в провинции. Именно в маленьких, почти сонных городках я делаю довольно любопытные зарисовки.
       В Чехии для того, чтобы оценить правдивость этого высказывания можно поехать в любую сторону. Городки за пределами досягаемости Праги самобытны и привлекательны. Я очень люблю готику, и мне доставляет истинное удовольствие посещать провинциальные чешские городки. О трех таких малоизвестных широкому кругу читателей я и хотел бы рассказать.
      
       I.
       ПОДЕБРАДЫ
       (PODEBRADY)
       Наше пребывание в Чехии в этот раз было кратким. Мы с семьей разместились в Подебрадах, курорте, расположенном километрах в 50 от столицы. Был конец апреля, но весна развернулась не на шутку. Цвели деревья и цветы, радостно порхали пернатые, в то время как у нас на Урале было холодно и неуютно. Тихий и уютный городишко запомнился нам удивительной красотой. Да, это курорт, но и они бывают разные. Сюда приезжают лечиться пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревматизмом и сахарным диабетом. Много немцев, так как услуги все равно получаются дешевле раза в три, нежели в родных лечебницах Германии. К тому же, приятно погулять и ознакомиться с различными достопримечательностями, коих в Чехии предостаточно.
       Впервые познакомившись с этой страной, я полюбил ее раз и навсегда. Мне нравятся архитектура и кулинария, города и люди, ремесла и многие мелочи, которые и описать порой невозможно: ароматы и ощущения. Каждый раз, когда я вспоминаю свои поездки по стране, разглядываю, многочисленные фотографии и карту замков (есть и такая), меня тянет туда, в маленькую страну, где я был счастлив.
       Город Подебрады был основан на реке Лаба, которая при слиянии с Влтавой образует знакомую всем Эльбу. Курорт, достаточно молодой, ему нет еще 100 лет. В 1905 году были обнаружены три минеральных источника - Бюлов, Хохенлоке и Харикма, а впоследствии их число увеличилось до 13. Развитие курорта развернулось в середине 20-х годов, когда в Подебрады отправились лечиться жители Европы, потрепанные лихолетьем Первой Мировой.
       Основной лечебный эффект достигается после приема артезианской воды с глубины 80-105 метров, имеющей щелочноземельный минеральный характер. За прошедшие года после бархатной революции в Чехословакии, Подебрады тоже претерпели изменения. Строятся дачные кварталы, увеличиваются парки с разнообразными насаждениями.
       Во время ознакомительной прогулки нас встретили отцветающие магнолии, чьи шикарные цветы не оставят равнодушными никого, и цвет вишневых деревьев, посаженных целыми улицами.
       Меня же, помешанного на замках, порадовала внушительная постройка в центре исторического ядра. Силуэт укрепления эффектно смотрится с любой точки. Расположенный на холме, он горделиво возвышается над Лабой, отражаясь в ее медленных водах. Я заснял замок в разных ракурсах, днем и вечером. Над его основным корпусом доминирует высоченная башня цилиндрической формы, ласково прозванная Глаской. Замок принадлежал мелкопоместному дворянину, который возвел его на месте готического, правда, сохранив дух предыдущей постройки.
       Подебрады гордится тем, что это родина удивительного человека, "гуситского" короля Йиржи. Его фигура достойна нашего внимания по нескольким моментам. Во-первых, это народно избранный король тайно поддерживал сторонников Яна Гуса, за что прозвали его "гуситским". Он находился у власти 13 лет с 1458 по 1471 год - за этот короткий промежуток он смог добиться консолидации общества в Богемии и Моравии, разобщенного феодальным распрями, религиозными войнами и постоянным немецким вмешательством в дела чехов. Король Йиржи, надо отдать ему должное, сумел договориться с обеими сторонами. Будучи первоначально королевским казначеем, он знал, как умилостивить одних и кратко поговорить с другими. Второе, этот человек обогнал свое время, родившись на 500 лет раньше. Одним из его достижений является проект союза европейских князей в целях достижения общеевропейских целей, а не амбициозных притязаний одного "удельного хозяина". Проект короля Йиржи не нашел подтверждения на практике, но Европа начала готовиться к консолидации и созданию мирных общественных организаций еще со Средневековья. А именно с чешского короля Йиржи, что из Подебрад.
       В-третьих, именно благодаря ему был возведен фасад и башни Храма Девы Марии пред Тыном (Тынский Храм), чья сказочная фигура ждет каждого на Староместской площади Праги.
       Но с 1461 года он стал поддерживать чешских чашников, за что был предан анафеме Папой Павлом II и низложен с королевского престола в 1466 году. Понтифик же спровоцировал крестовый поход против Чешских чашников, еще один в череде религиозных войн в Богемии. Возглавил этот поход зять Йиржи венгерский король Матияш Хуньяди (Матвей Корвин). Неожиданная смерть "гуситского" короля в марте 1471 года способствовала католическому захвату реальной власти в Богемии.
       На центральной площади перед Подебрадским замком красуется его конная статуя. Красивый памятник окружен прекрасной цветочной клумбой. Создается впечатление, что король горделиво выезжает из замка на своем скакуне и движется на запад, в столицу. Что ж, это символично! Вечером, подсвеченный его силуэт словно парит над окружающими домами. Кажется еще одно мгновение и, сделав прыжок, он, как вихрь, умчится вдаль. Для него время не остановилось, просто он продолжает жить в своем измерении.
       На пристани Лабы перед замком швартуется кораблик "Kral JIRY", дважды в неделю отправляющийся с туристами и отдыхающими на прогулку по реке. В остальное время работает как ресторан.
       Те, кто приезжает в Подебрады лечиться, обычно останавливаются в санаториях "Либуше", "Либенски" и "Белльвью-Тлапак".
       Моей семье повезло больше, мы жили в гостинице при санатории "Замечек", старинной усадьбе с высокими потолками в комнатах, интерьером начала прошлого века и ограниченным количеством проживающих. Усадьба стоит прямо на берегу Лабы и окружена великолепным парком, чьим дыханием мы и наслаждались.
       В последний день нашего пребывания в Подебрадах мы сумели выкроить время для купания в озере, расположенном неподалеку. Наш поход туда оживил неожиданный дождь, помешавший нам достойно вернуться обратно. Все вымокли, но взрослые были обеспокоены здоровьем моего сына Тимоши. Ему смастерили на ходу подобие плаща из подручного материала. Каково было удивление чехов в одном кафе, мирно попивавших пиво и кофе, когда мы этакой разношерстной компанией влились, в полном смысле этого слова, в их коллектив. Особенный интерес вызвал вид Тимоши, чей эксклюзивный наряд впечатлил всех, даже персонал. Чехи не знают русскую пословицу: "Голь на выдумку хитра".
       Из доступных развлечений в этом городке могу посоветовать конный спорт или, хотя бы, созерцание конных ристалищ, радиальные поездки, турпоходы и неспешные прогулки, так как все равно торопиться некуда.
       II.
       ГРАДЕЦ КРАЛОВЕ
       (HRADEC KRALOVE)
       Богемии много красивых городов: каждый из них может похвастаться то интересным собором, то романтической улочкой, или грандиозным замком. Такова Чехия! Но есть городок, чья красота была признана еще в Средние Века, и сохранилась до сих пор. Название у него - Градец Кралове. В 11 столетии он становится резиденцией Пршемысловичей, не случайно выбравших это место. Над Лабой возвышается холм, с которого удобно было наблюдать окрестности. Этот критерий издавна применялся к выбору и строительству укрепленного города.
       По окончании возведения фортификационных сооружений эта королевская резиденция была признана самым большим городом во всей Богемии, после Праги.
       В 1305 году после смерти чешского короля Вацлава II, королева Элишка приказывает возвести в Градеце Кралове собор Святого Духа. Город активно участвовал в Религиозных войнах, не раз становясь оплотом войск Реформации, что в последствии и отразилось на его облике и истории.
       Градец Кралове обладал внушительными крепостными стенами, не сохранившимися, к сожалению, до наших времен. В 1884 году историческое ядро было перестроено: валы и стены были снесены, а на их месте разбит парк.
       Приезжающего путешественника Старый Город встречает двумя своими площадями: Большой и Малой. Ранее Малая площадь носила имя известного реформатора Яна Гуса, а Большая называлась площадью Жижки, вождя таборитов. На одноименной площади по соседству с кафедральным собором Святого Духа в Белой колокольне долгое время находилась гробница знаменитого полководца.
       Любого, кто вступает на Большую рыночную площадь, поражает удивительно красивый силуэт кафедрального собора. Высокий, строгий, устремленный в небо, он восхищает как специалистов по архитектуре, так и людей, слабо разбирающихся в градостроительстве.
       Темный кирпич, длинные узкие окна-бойницы, высоченные башни фасада лишь подчеркивают необычность постройки.
       Наш приезд совпадает с каким-то религиозным праздником, приготовления к которому началось на площади у подножья собора, не кстати закрытого. Поэтому оценить интерьер храма не удалось. Зато мы попали в Белую башню, расположенную между собором и зданием ратуши. Хотя в названии упоминается белый цвет, башня серая и слегка наклонена в сторону кафедрального собора, стараясь как бы с ней слиться где-то в вышине. Медленно вступаем в ее чрево. Эхо и прохлада - вот первое, что встречает нас на входе. Гулко отдаются звуки наших шагов на многочисленных ступенях, по которым мы устремляемся ввысь. Высота колокольни - 68 метров. С каждым новым витком лестницы меня охватывает волнение. Средневековые строители возводили свои архитектурные замыслы смело, основательно и практично: широченные стены, дубовые стропила и переходы.
       Наконец, мы достигаем колокола, второго по величине в Чехии и названного Августином. Язык его привязан - свой "голос" он подает только по большим церковным праздникам. Проходим, механизм колокольных часов и вступаем на этаж обзорной галереи. Под нами весь Старый город с его площадями, ратушей и старинными домами, "закованная" в камень река и вдали кварталы Нового города. Рядышком шпили с флюгерами на башнях Собора Святого Духа. Сверху он выглядит более загадочным.
       Сильный ветер мешает производить съемку, норовя выхватить камеру. Мою шевелюру он уже взбаламутил и это ему уже не интересно. Прячусь за поворотом, обдумывая следующий эпизод съемки, но мой обидчик и здесь не успокаивается, загоняя вовнутрь колокольни. Окрыленный такой победой, ветер бросается на новую жертву, чья фигура уже в пределах досягаемости.
       Пораженные громадой постройки мы спускаемся вниз. Напротив храма и колокольни нас ждет сюрприз: дом желтоватого цвета явно средневековой постройки. В нем необычная арка, чей полукруг имеет разный радиус слева и справа. Видно, что архитектор совершил ошибку, но от этого дом только выиграл: он обращает на себя взгляды всех проходящих мимо.
       Выходя с площади, нам кажется, что Собор Святого Духа прощается с нами, бросив напоследок отблеск со своего флюгера на башне.
       Для жителей Германии и Австрии Градец Кралове - это напоминание о битве во времена немецкой междоусобной войны, когда в 1866 году в местечке Ульм, что в одиннадцати километрах от Градеца Кралове, произошло сражение. 200 тысячное войско Габсбургов было наголову разбито всего лишь двадцатитысячной прусской армией. Чтобы познакомиться с деталями битвы, стоит посетить музей, посвященный этому событию.
       В конце ХХ века Градец Кралове был признан одним из наиболее красивых чешских городов
      
       III.
       ПАРДУБИЦЕ
       (PARDUBICE)
       Горожане мирно занимались своими делами, когда сильнейший пожар подкрался к центральной части города. Жители спешно покидали свои дома, стараясь впопыхах захватить наиболее ценное. Но это удалось немногим. После пожара, когда выгорел почти весь старый город, его внешний вид был удручающий. "Но кому беда, а кому мать родна". Этой ситуацией воспользовался удачливый дворянин из Моравии, чьи владения и без того поражали воображение. Вильгельм из богатейшего рода фон Пернштейнов, стал возводить свой замок на территории, недавно еще составлявшей большую часть старого города. Так появился островной замок рода Пернштейнов. Он действительно представляет собой остров, ранее окруженный рвом с водой, а ныне прекрасным садом.
       Мы прибыли в город Пардубице под вечер, когда магазины стали закрываться, а чехи передислоцироваться в кафе, бары и рестораны. Высадившись из машины, мы с супругой сразу обратили внимание на два необычных здания. Первое из них - Восточно-чешский театр отличается от других построек своим фасадом с мозаикой. Она больше походит на творчество русских художников Билибина и Васнецова, так знакомых нам по страницам русских народных сказок, проиллюстрированных работами этих мастеров. Мозаичная картина здания театра навеяна чешскими сказаниями. Даже ограниченные во времени, мы позволили себе подольше задержаться у этого здания.
       Вторая постройка на Площади Освобождения (Namesti Osvobozeni), привлекшая нас к себе, была церковь Святого Бартоломеуса.
       Многие чешские города могут похвастаться своей готикой. Но в каждом из них этот стиль проявился по-своему. Поэтому найти схожие здания довольно сложно, и это больше всего интересно.
       Каждый раз, попадая в незнакомый мне город Чехии, я надеюсь на встречу с необычной архитектурой, будь то замок, собор, группа домов или просто маленькая часовня.
       Так вот, церковь Святого Бартоломеуса тому подтверждение. Небольшая и элегантная, с мозаикой (как и театр в сотне метров от храма) и прохладой, веющей из- под сводов. Полумрак и богатое убранство - вот, что отличает этот храм. Вы скажете, что многие церкви можно описать также. Согласен, но в них другая притягательная сила и энергетика.
       Полюбовавшись церковью, мы подходим к башне, что стоит на страже, охраняя переход с уже осмотренной нами Namesti Osvobozeni к Ярмарочной площади. Последняя носит имя того же хитрого Пернштейна, так умело использовавшего ситуацию и деньги для того, чтобы упрочить свое положение и увековечить свое имя в веках. Впрочем, победителя не судят. К тому же, ему удалось и то и другое.
       Башня носит необычное название "Зеленые Ворота". Высоченная, она доминирует над всеми городскими постройками, позволяя туристам насладиться обзором. Поднявшись на смотровую площадку, уместившуюся под самой крышей, осматриваем Пардубице, черепичное покрытие домов, замковое творение моравского дворянина, окруженное садом. Вдалеке за городом еле виднеется гора, на которой угадывается силуэт какого-то замка. Вот такая она, Чехия, сказочная и манящая.
       Спустившись, мы выходим на Ярмарочную площадь. По периметру она украшена отреставрированными домами в стиле Ренессанс, возведенных после пожара 1507 года на месте средневековых предшественников, дорогими магазинами и ратушей, возведенной в 1894 году. Последняя украшена работами известного чешского живописца и графика Миколаша Алеша. Можно было тихо посидеть под сводами какого-либо заведения на площади, любуясь неповторимым своеобразием города и его построек, но мы торопимся дальше, к замку.
       Островной замок ныне не омывается водой изо рва, здесь разбит красивый парк, где охотно прогуливаются парочки и мамы с колясками. Обогнув последний поворот, мы оказываемся перед входом в крепость. На стене, окружающей замок, висит плита с фамильным гербом рода Пернштейнов. Замок небольшой, но имеет внушительный фасад, эффектно отреставрированный. Слева невысокая угловая башня выдвигается вперед за пределы всего здания. Над ней башня с часами. Компактность постройки сразу бросается в глаза посетителю. Вокруг нас ходят, лениво перешагивая, красавцы павлины. Их зеленоватое оперение привлекает к себе взоры туристов, а ребятишки безуспешно пытаются соблазнить их хлебушком. Вдруг, одна из птиц бросает клич, мгновенно подхваченный собратьями. До чего же неприятные у них голоса! Такая красивая птица, а разговор ее слух режет.
       Пытаемся купить входные билеты, но узнаем, что экспозиция уже закрыта.
       - Но, вы можете взглянуть на военную выставку, - девушка в кассе старается нас заинтересовать. - Да, и во внутреннем дворе идет представление.
       Спектакль в средневековом замке - это интересно.
       Протиснувшись сквозь толпу любопытствующих, успеваем посмотреть последний акт этого шоу. Актеров немного, но одеты они ярко, по средневековому. Один из них вдруг выстреливает из пистолета - это последний штрих в их представлении. Посетители начинают медленно расходиться, а комедианты собирают свой инвентарь. Разочарованные тем, что не удалось посмотреть все действо, мы продолжаем смотреть на них. Но тут появляется полицейский, как оказалось, встревоженный выстрелом. Узнав в чем дело, он выговаривает актерам. Те, повинившись в содеянном, обещают больше не нарушать порядок. Страж порядка, так и не успокоившись до конца, уходит восвояси, бормоча что-то себе под нос. Актеры весело перебрасываются репликами, кто-то мурлыкает мелодию.
      Тут меня осеняет:
       Давай, - советуюсь я с супругой - попросим их сфотографироваться с нами?
       Несмело обращаюсь к ним со своей просьбой. Актеры соглашаются, ободряюще улыбаясь нам. Для большего эффекта нам вручают часть реквизита: мне достается пистолет, наделавший так много шума, а супруге тяжеленный меч. Мне даже предлагают сфотографироваться с желтым стягом, но я благоразумно отказываюсь.
       Так, сгруппировавшись, мы получаем снимок на память. Тепло, распрощавшись с актерами, мы спешим на выставку. В ее экспозиции нас поражают картины, пострадавшие от распутства и бравады военных. Все полотна имеют следы пуль - их использовали в качестве мишеней при стрельбах. Картины специально не реставрировали, стараясь продемонстрировать, к чему приводит война.
       С сожалением мы покидаем Островной замок Пернштейнов и красивый город Пардубице.
       Возвращаясь в отель, мы молчим, даже не обмениваемся своими впечатлениями. Каждый из нас рад этой поездке, позволившей еще раз почувствовать прелесть этой сказочный и притягательной страны, Чехии.
      
      
       Опубликовано в журнале "Новый Акрополь" Љ 4 / 2003 года
      
      Алексей Слепухин,
      путешественник, врач,
      действительный член Русского Географического Общества
      г. Екатеринбург,
      adventurer@r66.ru
  • Комментарии: 1, последний от 02/07/2004.
  • © Copyright Слепухин Алексей Викторович (adventurer@r66.ru)
  • Обновлено: 01/06/2004. 20k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка