Аннотация: Путешествие на английско-кхмерский манер.
Наборы открыток с видами Камбоджи я теперь, как дед мороз, раздаю всем знакомым, потому что количество и разнообразие их просто немыслимое, даже по сравнению с Турцией или Англией, и малолетние кхмерские продавцы пристают с ними на каждом шагу. Подходит какая-нибудь первоклассница с массой открыточных наборов, свирелей, браслетов, все за один доллар, и прицепляется к туристам, а за ней набегают и все ее одноклассники, заряженные, как гербалайфщики, на сверхактивную продажу из серии "не сплавил-не выжил". Так юные, не заставшие ужасов гражданской войны, камбоджийцы подрабатывают после уроков общением с туристами из всех стран мира, так сказать, претворяют уроки школьного английского в жизнь. И почти все эти торговцы к десяти годам свободно по-английски говорят.
Наверное, такая форма существования-выживания для детей даже полезнее, чем сидение по 4-6 часов в день за компьютерными играми, хотя бы потому что деньги зарабатываются, а не спускаются коту под хвост, и ногами надо за туристами двигать. Уже после первой торговой атаки, при виде своры продавцов, которую Христос, если бы здесь побывал, вытолкал бы взашей, иностранцы норовят ускориться и проскочить рысью мимо очередного храма, памятника, королевского дворца, полпотовских лагерей уничтожения или тюрем. Так что вырастут юные кхмеры намного здоровее, чем наши нюхачи клея, дебютирующие в первом классе алкаши, наркоманы, блоггеры, геймеры и прочие дети постиндустриального мира, хотя наверно наши деревенские Ломоносовы будут такими же двужильными, если не подсядут на самогон и вовремя присоединятся к рыбному обозу.
Даже из абсолютно нищей, просвечивающей и открытой всем теплым тропическим ветрам хижины могут выскочить пять-шесть загорелых оборвашек и начать канючить "one dollar, please". Очевидно, что никто здесь не ждет от Медведева по 200 000 рублей за рождение ребенка, а как-то все само получаются, и можно подумать, что дети сами размножаются делением клеток. Сопливые архаровцы, стреляющие у туристов доллары, тусуются везде, даже у входа в знаменитый лагерь уничтожения на окраине Пномпеня с непроизносимым названием Cheung ok или Choeng ek, известный своими мемориалами из черепов на верещагинско-тамерлановский лад.
На турсайтах сказано, что это производит очень сильное впечатление, 17 или даже 40 тысяч, никто точно не знает, жертв репрессий в 1975-78 годах на пятачке в два-три гектара, и главное - это ощущение, что по времени это совсем недалеко, всего 30 лет назад, еще где-то клочки одежды не успели истлеть. Но современное впечатление тоже сильно - все те малолетние попрошайки. Кажется, возле Хатыни в Белоруссии или в довольно-таки пустынном киевском Бабьем Яре, таковых побирушек нет. Неизвестно только, есть ли в этом заслуга сознательно процветающего свой народ батьки Лукашенко или православная культура не позволяет побираться на мемориалах жертвам геноцида. Вот ислам наверно позволил бы, поскольку в Египте, например, просители бакшиша околачиваются возле всех туристических мест. Правда, в случае военных мемориалов - трудно сказать, поскольку на земле фараонов их нет, т.к. войны все там были какие-то доисторические, а во вторую мировую войну один из знакомых стариков-англичан там даже лекции по истории читал в Александрии, формально числясь при британской армии. Так себе война, погоняли немцев по пустыни и пошли на лекцию, похоже на брежневские беседы на Малой Земле. Правда, под Новороссийском явно было покруче, вот попал бы тот известный снаряд во время политзанятия сразу куда надо, и, глядишь, не было бы застоя и перестройки, а Дэн Сяопин был бы лишь скромным последователем реформатора Косыгина, а не инициатором, как уже ситают многие подзабывшие феерию I love Gorbi, величайшего события второй половины 20-го века - китайского поворота к рынку.
В Камбодже туристов-россиян относительно мало, я за четыре дня русской речи не слышал, чего не скажешь о соседнем Таиланде. Но заехал я в страну с Ангкором на флаге, паспортных штампах и банках пива с англичанином и американцем, так что следовал некоему конвенциональному вестернизованному маршруру, что наверно от российского сильно отличается. Во всякм случае, пили мы в Камбодже только местное пиво, поддерживая местного производителя. Ну один раз поддержали cингапурcкого и купили крепкого Lion Beer.
Прежде всего, зная, что наши туристы-рюкзачники советуют выбирать и брать отель уже на месте, я немного поартачился, когда англичанин заявил, что не будет бегать по гостиницам Сием Риепа по жаре с высунутым языком из-за пяти долларов экономии, но в итоге я согласился на трехместный номер за 40 долларов в день, который по удобствам и качеству пожалуй можно назвать 4-х звездочным, по крайней мере, по тунисским меркам, но на сайте камбоджийских отелей он значился под тремя. А ведь запросто можно было ограничиться бэкпакерскими удобствами за 15, а то и 10 долларов в день на троих, как обошелся я в Джакарте в гестхаузе за 30 000 рупий в день на нос (а курс был почти 10 000 рупий за доллар) без горячей воды, которая при тридцатипятиградусной жаре вовсе и не нужна. А ведь даже бассейна в Сием Риепе не было своего, но в плавлужу соседнего отеля якобы пускали. Но поскольку на Ангкор Ват можно истратить и три, и четыре дня, и даже месяц, если отслеживать фазы луны по расположению к разным башням храмового комплекса, то до бассейна как-то не доходило, и почти все два дня мы разъезжали и шарились по Ангкору, ползая по крутым ступенькам храмов вверх-вниз.
В самом городишке Сием Риепе делать особо нечего: музеи гражданской войны там так себе, не стоят они запрашиваемые за них 2 доллара, особенно если ехать потом в Пном Пень с его музеем Tuol Sleng - бывшей пыточной тюрьмой и еще более бывшей элитной школой, где после окончания учебы по всей Кампучии как таковой, полпотовцы на дыбе переучивали местных профессоров. Рынок там такой же, как во всем мире, а в столице Русский рынок намного колоритнее, и говорят, что русские этот рынок то ли строили, что маловероятно, то ли спроектировали, хотя проект там - стойки да крыша. Плавучая деревня, на которую нужно хотя бы полдня, плавает где-то далеко посередине озера, которое экскаваторами лихорадочно докапывают до пригородов Сием Риепа, чтобы гонять в деревню катера прямо из города и отнять работу по доставке туристов по пыльной проселочной к берегу километров за 15 у водителей тук-туков и таксистов.
Вечерами там, конечно, жизнь кипит на центральных улицах с их барами, сувенирными лавками и вездесущими калеками времен войны. Англичанин не подавал им принципиально, поскольку он не подает вообще нигде, считая, что налоги, которые он платит британскому правительству, как-то распределяются и в пользу недоразвитых стран. По-моему, это явное преувеличение, но объяснять это нищим и калекам в Китае, Индонезии, Таиланде я бы не решился. По мне, так от моих налогов даже внутри России никому ничего не достается, поэтому лучше уж дать укороченному противопехотной миной кампучийскому ветерану в виде прямой адресной поддержки. Как раз по местным новостям сообщили, что в какой-то отдаленной деревне грузовик взлетел на воздух, в результате шесть погибших. Конечно, это случилось не в посещаемом туристами районе, но все равно как-то запоминается. Даже в самом Ангкоре до сих пор не рекомендуют сворачивать с протоптанных дорожек возле храмов, и когда мы лазили возле змеящейся от храма к храму трассе, под ноги смотрели очень внимательно.
Я порезонировал, что здесь-то, в силу изобилия оставленных со времен гражданской войны мин, калек пропорционально больше, чем в Китае, и пенсий им явно не платят, так что можно магазинную сдачу кому-нибудь и сунуть в протянутую руку, но вкоре мы поняли, что на всех безконечностных взрослых и малолетних попрошаек у меня и у американца денег не хватит. А отвязаться от нищих трудно. Одна малолетка бежала за тук-туком наверно с километр, благо дорога там на подходе к озеру - изрытая колея, да пыль. И причитала свое отче наш "one dollar please", а относительно молодые родители сидели в соломенной полупрозрачной хижине еще с тремя ли, четырьмя малышами и равнодушно наблюдали за поднятой тук-туком пылищей. Наверно, как отец Шараповой, тренируют дочь в потогонной системе, только специализируются бегать марафон, что по деньгам скромнее, но для Камбоджи и это неплохо. Впрочем, у них есть десятки тысяч конкурентов в еще более нищих деревнях Эфиопии, Мозамбика и сопоставимой по бедности Кении, где Ангкор Вата рядом нет, а война и голод все еще присутствуют, и детишки бегают в ближайшую школу километров за десять туда и обратно.
Лазание и даже ползание по лестницам ангкоровских храмов - занятие прелюбопытное. Смотреть то внутри самих построек особенно не на что. Маленькие однообразные алтари разбросаны по всем углам, но это новодел и просто лишний способ для аборигенов срубить деньгу. Видите ли, пятьсот с лишним лет эти свидетельства величия Кхмерской империи 10-12 веков стояли заросшие джунглями. Пятидесятиметровые деревья успели сквозь стены прорости в храме Ta Prohm неподалеку от Ангкор Вата, а когда все это открыли французы в середине 19-го века и началось паломничество европейцев, пошли инвестиции на восстановление храмов аж из Индии и Японии, вдруг откуда ни возьмись окрепла вера в Будду вплоть до воздвижения мини-алтаречков со свечками, апельсинами и яблочками перед ранее вандализируемыми статуями в каждом закутке. Странно это все, такое впечатление, что и сто, и десять лет назад, когда храмы вновь открыли для туристов под замирение с красными кхмерами, европейцам это было нужней, чем местным буддистам. Для меня это примерно то же, что если бы восстановление храма Христа Спасителя профинансировали из Парижа. Впрочем, местные буддисты с их кармическими настроениями выше всех этих европоцентристских соображений национальной гордости, но Ангкор не по-буддистски алчно вставляют в название каждого ресторана и отеля.
Есть несколько сохранившихся рельефов из Рамаяны и Махабхараты на внутренних стенах Ангкор Вата, но чтобы их расшифровать, нужно хорошо знать сами поэмы, а на это терпения не хватает. Есть десяток статуй будды, не считая, конечно, огромных его изображений в храме Bayon, по-голливудски оживающих в фильме 2001 года Tomb Raider. А по большому счету, даже внутри собора, построенного в тех же 11-12 веках где-нибудь во Владимире есть больше, на что смотреть, чем внутри Ангкора. А ведь весь храмовый комплекс больше построенного в те же века собора Парижской Богоматери в десятки раз.
Во все эти внутренние помещения храмов и на вершинные алтари иначе, как по этим полусбитым лестницам, и не попадешь, а ходить внизу - все равно, что вокруг Эйфелевой башни. Именно с крыш ангкоровских храмов открываются панорамные виды на весь храмовый комплекс.Там же на верхних площадках множество туристов и местных встречают рассвет и ранний в экваториальном климате закат.