Смердов Игорь Валентинович: другие произведения.

Супермаркетизация Китая

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 17, последний от 17/08/2006.
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 02/08/2004. 10k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сравнение супермаркетизации Китая и России

  •   
      За год моего пребывания в китайском провинциальном городе средних размеров только на расстоянии километра от кампуса открылось три супермаркета в добавление к двум существующим. В одном из крупнейших городов России, Нижнем Новгороде, за этот же год не добавилось ни одного, а к ближайшему по-прежнему надо ехать 8 остановок в соседний район. Это я к тому, у кого быстрее и за счет чего ВВП удваивается. Конечно, в Москве супермаркеты возникают на каждом углу, и наверно это сопоставимо с Пекином или Шанхаем, но как-то обидно за нашу провинцию. За китайскую провинцию не обидно. Наших продавщиц, мерзнущих зимой на рынке, просто жалко. Супермаркет по прежнему является какой-то элитной зоной российской провинции, я уж не говорю про глубинку, где это слово путают со словами "бордель" или "интернет".
      Причин отставания несколько, во первых, мелкие рыночные ИЧП и ПБЮЛы всем инстанциям легче обирать. Не пойдет же милиционер или саэпидеминспектор брать на пушку какой-нибудь Рамстор или Копейку. А вот на открытом рынке он царь и бог, белый человек среди кавказцев и провинциалов, в крайнем случае, он может напомнить владельцу точки, что срок регистрации подходит к концу, и за это его как-нибудь задобрят. Во вторых, мелкие торговцы все на крючке у мафии, а с появлением крупных игроков на потребительском рынке санитарам рыночных джунглей надо уходить в отставку. Так что провинциальные верхи и иже с ними, пожалуй, не захотят супермаркетов никогда.
      Что касается местных властей, то крупные сети супермаркетов в состоянии в любом городе платить серьезные откаты на самом высоком уровне, да только при этом нельзя, чтобы не было "никого в таможне", как выразился в известном фильме Абдула. Действительно, ему нужно знать, кому платить золотом, а кого вышибать пинком, т.е. нужна спокойная и поделенная розничная торговля. И если в Москве сети супермаректов работают на ура, а до провинции пока не добрались, значит там ситуация такова, что "кому платить, неизвестно". Неужели близость Кремля так цивилизует этот вид бизнеса?
      Что касается низов, им лишь бы дешевле, да побыстрей. Ну а тем, кто в этой системе работает, лишь бы не потерять место и доход. Покупателю, в принципе, что по рынку ходить, что по маркету, разница невелика, разве что под крышей, в тепле зимой и с кондиционером летом это комфортнее. Если цены будут одинаковы, контроль за качеством даже лучше, поскольку в маркет все привозится через одни ворота, а не с разных углов, то на рынок все забудут дорогу уже на следующий день. Другое дело, что пока супермаркеты у нас дороже, и это позволяет рынку процветать несмотря на историческую обреченность. Рано или поздно, у нас большинство тоже будет отовариваться, ну если не в глобализованной сети типа Carrefour, 7/11 или Wall Mart, так в Седьмом континенте или Цезарь-парке. Это логика глобального капитализма, подтверждающего в самых разных странах, что сеть эффективней одиночек. Философия всеединства какой-нибудь районной администрации, ратующей за совершенное единство всех торгующих при аболютной свободе каждого, долго не продержится.
      Продавцам, пожалуй, внутри стоять удобней, чем снаружи, разве что в супермаркете исчезает возможность обвеса или обсчета, на чем многие рыночники живут. Именно они лишатся этой нехитрой прибавки к мизерной зарплате, а многие лишатся и самой работы, ведь обслуживание в маркете эффективней и столько продавцов и грузчиков там не нужно, даже если работать в три смены. Так что осташимся можно бы и повысить зарплату, но куда девать всю эту массу бизнесменов в нищете, нелегалов и эмигрантов. В принципе, функция супермаркета в развитой экономике аналогична рынку у нас, это та же стартовая площадка для новичков и молодежи и последнее прибежище для неудачников системы. С небольшой разницей, что рынок затягивает, превращает всех в базарных баб и деформирует сознание, а в супермаркет спокойно идут подрабатывать на почасовой основе студенты и, так сказать, не перегруженные отчаянием коренные местные жители. Это просто работа в достаточно технологичной среде за деньги, а не в грязи от безысходности, т.е. совсем другой микроклимат. Конечно, промышляющих на рынке карманников и жуликов не обязательно убавится, но у них уж точно возникнет дополнительное препятствие в виде охраны на входе и скрытых камер внутри. Да и продавцам-консультантам, не загруженным приемом денег и подсчетом сдачи, будет сподручней следить за потенциальными ворами, что в том же Китае является одной из главных функций бесчисленных униформенных девиц в супермаркетах, внешне ничем не занятых.
      Многочисленным хозяевам точек, так сказать мелкотравчатым бизнесменам придется забыть командный голос, чувство хозяина и рваный ритм работы, когда утром завез товар, а вечером забрал выручку. Если есть склонность к сервису, то придется устраиваться в супермаркет менеджерами или рядовыми продавцами и грузчиками, кому как повезет. Либо им придется думать и опять перестраиваться. А шевелить мозгами умеет не каждый из мелких бизнесменов, особенно тех, кто не имеет даже регистрации в России и привык существовать на инстинкте выживания и подкупе всего, что грозно шевелится, нежели чем на разумном анализе ситуации. Так что на уровне самих торгующих низов препятствий тоже немало.
      Очевидно, что в Китае супермаркетизация розничной торговли протекает намного легче, чем в России. Там компартия сказала, и все завертелось. Мелкие чиновники, инспектора и обиралы, как и у нас 20 лет назад, там находятся под присмотром компартии или в ней самой, а мафии и мелких вымогателей в этой сфере в Китае не развелось столько, сколько у нас в эпоху дикого капитализма 1990-х. Поэтому сопротивляться наверняка также невыгодным для паразитов и обирал нововведениям просто некому.
      Что касается иностранных компаний, то здесь, по моему, ситуация не сильно различается в плане стиля работы. Американские, французские, гонконгские сети в Китае имеют дело с партией и местной властью, а стало быть серьезных препятствий не испытывают. Не думаю, что больше проблем у какого-нибудь Auchan или Spar в Москве, которые имеют зеленый свет от правительства и мэрии, и не связываются с криминалом, но почему-то в Нижнем их нет. Что-то мешает им распространяться со скоростью китайских супермаркетовых сетей, которые охватывают провинцию не менее успешно, чем столицы.
      Надо предполагать, либо у населения российских провинций нет стольких денег, сколько у москвичей, либо у каждой местной власти в России, так сказать, свое лицо, с которым надо договариваться индивидуально. Скорее всего, и то, и другое верно. Все-таки супермаркеты в Москве еще дороже рынка. Вот когда цены сравняются, а это произойдет лишь при увеличении оборота и открытии новых точек, вот тогда все повалят в маркеты за цивилизованным сервисом и заживут, как в Европе, где на рынок и в мелкие магазины ходит меньшинство и только за индивидуальными или совсем свежими продуктами. И тогда где-то придется искать интеллигентных и улыбчивых молодых людей заполнять вакансии в новых супермаркетах, ведь кавказцев, украинок и приезжих дам с хамоватым поселковым акцентом, рыночным стажем и без легальных документов в эту сферу без переподготовки пускать нельзя. У многих за годы домнирования рынка эдакое базарно-классовое сознание сформировалось. Большинство не только переучивать надо, но и пластическую операцию им на лицах делать. Сколько времени уйдет на это, даже в Москве еще не ясно, а уж в Нижнем все это на отдаленном горизонте, не говоря уж про районные центры.
      Понятно, почему в Китае розничная торговля цивилизуется быстрее, чем в России. Гораздо больше покупателей и оборот супермаркетовых сетей. Уже сейчас китайские супермаркеты или не дороже, или даже дешевле рынка и мелких лавочек, так что у последних шансов все меньше и меньше. Влияет также и факт, что наш рынок почти полностью в руках людей, так сказать, более восточного, чем западного происхождения, для которых базар более органичен, чем технологичный супермаркет. Для китайцев базар, наверняка, тоже привычней, однако же супермаркет я видел даже в отдаленном пригороде с населением в 20 тысяч человек. Стоит ли ехать проверять на предмет розничного прогресса какое-нибудь Завидово или Лыткарино?
      В Китае я не видел на рынках сотен нанятых кем-то продавцов, стоящих с одинаковым товаром по одинаковой цене и, главное, получающим его с одной и той же базы. У нас владельцам базы пока еще выгодно держать торгующую рать под контролем, а не просто нанять в пять раз меньше аккуратных продавцов-консультантов для распаковки и сортировки товаров и поставить десяток кассовых аппартов на выходе, т.е. сделать из базы супермаркет. Очевидно, по Жванецкому, "в консерватории что-то не так".
       В Поднебесной на городских рынках стоят люди с деревенскими лицами, т.е или члены семей фермеров, или какие-то представители деревни и совхозов, но уж никак не сами местные или приезжие городские жители, как у нас. У нас индустриализация давно завершена: из деревни неоткуда взяться излишкам рабочей силы, чтобы стоять на базаре. В России эти люди взялись из индустриального мира, пришли с обанкротившихся заводов, а стало быть их "базарность" вынужденная и не основана на призвании или желании работать в сервисе. Тогда как для китайских крестьян базар является, в какой-то спепени, карьерным скачком по сравнению с рутиной и очевидным безденежьем сельского труда. Работающему же на нашем рынке человеку автоматически присваивается статус неудачника, будь у него даже солидный левый доход. Таким положением "на дне" вызвана обреченность, отчаяние, равнодушие и воровство, процветающие на базаре.
      На китайских рынках все под контролем не эмигрантов, а самих китайцев, т.е. компартии, а она как скажет, так и будет. Пока им выгодней технологизировать торговлю, т.е. в терминах коррумпированной экономики - получать крупные откаты от сетей маркетов, нежели чем слать проверки в каждый шоп или заставлять всех скидываться для каждой проверяющей швали. При последнем стиле работы как раз и выгодней как можно дольше держать мелких предпринимателей, а также зависимых от них эмигрантов и люмпенов, при рынке, что мы имеем в России. А в целом, наверно, просто нужно время упорядочить эту сферу жизни. В Китае рыночность началась лет на 8-10 пораньше, чем у нас, и этот разрыв в плане супермаркетизации volens-nolens сохраняется.
      
      
      
  • Комментарии: 17, последний от 17/08/2006.
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 02/08/2004. 10k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка