Аннотация: Китайские развлечения для скучающего иностранца
Об убийстве времени начинаешь думать уже на второй-третий день после приезда, когда более-менее сориентируешься на местности. И вот тут-то и призадумаешься, а туда ли ты приехал. Конечно, для тех, кто приезжает с семьей, проблема "что делать" стоит не так остро, потому что набегает масса других неприятностей с размещением, обустройством, закупкой необходимого и т.д. А вот одиноким приезжим на первых порах приходится думать, а уж не начать ли всерьез читать книги пачками. Потому что стольких достойных внимания фильмов на DVD не существует в природе, чтобы скоротать это время, конечно если не принимать в расчет неисчислимое количество китайских кунфу-фильмов, которые для некитайца выглядят абсолютно одинаково и построены исключительно на махаловке.
Для нормального человека смотреть это невозможно. Количество смотримых китайских фильмов ограничивается пальцами одной руки - "Hero", "Crouching Tiger", и обчелся. Уже "Flying Daggers" враз закармливает боевыми искусствами, не говоря уж про фильмы Брюса Ли и Джекки Чана, которые, в принципе, гонконгские, а в последнее время и полуголливудские, а не чисто китайские. Относительно неновые "Rouge", "Farewell, my concubine" более-менее смотрятся с интересом. Может быть, для гурмана сойдет "Красный гаолян", но только исключительно для человека, увлеченного Китаем. Все остальное, как Miele, компромисс со здравым смыслом. Так что китайское кино отпадает окончательно и бесповоротно уже через неделю.
Китайские оперные театры, во-первых, не везде есть. Захотелось мне как-то сходить туда в Чунцине, но сразу же расхотелось, как добрался до театра, который был встроен в какое-то современное панельное домостроение, в каком-то непонятном месте в стороне от центра, окруженный высотными домами, а средний возраст довольно-таки многочисленной публики был явно за 60. Ну и конечно же убийственно визгливое пение, все по китайски и все сюжеты китайские. В общем, явно не то. В других крупных городах я уже и близко не подхожу к китайским театрам. Есть целый телеканал, весь день вещающий китайскими операми и сразу отличающийся от всех других характерным пением, но смотреть и слушать его тяжело.
Китайские дискотеки и ночные клубы - из разряда экстремальных развлечений, впрочем как и в России, да и пожалуй, теперь уже везде. В элитных ночных клубах шума, гама и пьяных уже почти столько же, как в России, хорошо, что хоть деньги за вход не всегда берут. Музыка там сногсшибательно оглушающая, атмосфера какая-то лихорадочная, словно все это не до утра, а того гляди закроют, и развлечение это, в целом, на очень большого любителя. Гораздо интереснее мне показались дискотеки в медвежьих углах - музыка китайская, иногда даже спокойная, и танцы медленные и плавные, а не обычные европейские скачки. В самом маленьком провинциальном городишке из виденных мной, неком Юйяне на 50 тысяч человек в глуши Чунцинского административного округа, мне посчастливилось увидеть какие-то вечерние дискотекоподобные танцы на центральной площади города, и там народ разных возрастов ходил какими-то кругами-хороводами с нехитрыми традиционными движениями руками в стиле танца журавля. Все это выглядело совершенно захватывающе - современный антураж площади, множество людей в обычных кофтах и пиджаках, но традиционная музыка и массовые журавлино-ушуистские синхронные движения хоровода. Жаль, что было темновато для фотографирования, да и китайские попутчики попросили присоединиться к этому танцу, так что жду теперь чего-нибудь похожего в других провинциальных местах, но пока не встречал.
Нечто подобное можно увидеть на площадях больших городов вечером в хорошую погоду, когда старушки и домохозяйки собираются на какие-то коллективные занятия или аэробикой, или тайчи, а скорее всего смесью того и другого, но там количество исчисляется десятками, а не сотнями и даже тысячами, как в Юйяне. Развлечение это, в основном, для пожилых китаянок, так что иностранцам там можно только поглазеть на все это и сделать пару-тройку снимков.
Китайское телевидение, если понимать его язык, наверняка еще тупее и более развлекательноцентричное, чем российское по многочисленным причинам: общество достаточно закрытое, и публичных некухонных дискуссий на остросоциальные темы нет, а в то же время, отвлекать народ от серьезных мыслей и привлекать его к потреблению срочно надо. Впрочем, в этом плане российское общество недалеко ушло. Нет пародий на власть типа кукол и Хрюнов и насмешек над власть имущими в американском стиле, и видимо, не появятся даже на короткое время, как в России. Помпезные сводки новостей со строек капитализма выглядят не хуже, чем советские предкиношные журналы 1950-80-х, а уж от запусков космических кораблей и стреляющих, бегущих, глушащих по теннисному столу олимпийских чемпионов аж в глазах рябит.
Социальная журналистика, судя по картинкам в новостях и отдельным передачам про преступность и борьбу с нею, есть, и даже развитая, поскольку государственническая социалистическая идеология, по крайней мере, на бумаге, существует. Картинки там достаточно впечатляющие про деревенскую бедность, жертвы наводнений, рабочих-мигрантов и.т.д. Даже не понимая язык, можно догадаться, что там кого-то критикуют и заклеймляют в стиле "Взгляда", но, кажется, в итоге приходит доблестный полицейский, честный партиец или спасатель, и гармония восстанавливается. Иностранные фильмы частенько показывают вечером, но почти все они дублированы, так что если это не "А зори здесь тихие", "Освобождение" или "Экипаж", то и понять ничего нельзя. Голливудские фильмы идут, как правило, третьесортные и неизвестные, и если там присутствуют мордобой и стрельба, то они размешаны диалогами, так что мотивы потасовок не понятны, в отличие от китайских боевиков, которые можно смотреть без перевода, ибо там драки - это все, даже поцелуи с победителем выглядят неубедительно, словно от этого может родиться второй ребенок.
На каналах много спорта, а с приближением олимпиады, видимо, будет все больше и больше, но это удовольствие, в первую очередь, на китайца: в основном пинг-понг, бадминтон, прыжки в воду, волейбол, китайская баскетбольная лига. Есть пара каналов, специализирующиеся на иностранном спорте, и они вполне смотрибельны, несмотря на китайские комментарии и обилие дурацкой рекламы. Матчи NBA, английской премьерлиги, итальянский, испанский, немецкий, голландский футбол, теннисные турниры - вот здесь спортообильный иностранец может оторваться, да и сами китайцы массово прилипают к телевизорам, а уж студенты, сотнями наблюдающие в столовках и барах матчи Huston Rockets, где играет китайский суперцентровой на 2,26 метра, визжат и воют от радости на всю округу. Приезжих американцев всегда первым делом спрашивают, знают ли они Яо Миня и какой он хороший. Конечно, большинство так или иначе видели и слышали. Мне как-то все равно, хоть какое-то разнообразие в китайских именах, до недавнего времени ограниченых Мао и Дэном. Это сразу расстраивает китайцев, тем более мои замечания о мрачном Хьюстоне с комарами размером с воробья китайцев не впечатляет, словно Яо обязан играть в эдеме.
Рестораны и бары стоят особняком, поскольку в средних городах иностранцу, как Мармеладову, некуда пойти. Забегаловки, разумеется, многочисленны, разнообразны и относительно доступны, причем едальни на открытом воздухе работают далеко за полночь. В них, кстати, удобней всего заказывать: все расставлено на столе, можно просто ткнуть пальцем в кальмара или ракушки, поскольку словарный запас даже после 3-5 лет работы в Китае все равно не ахти какой. Есть шикарные и недорогие рестораны, с вышколенными официантами в униформе, где даже меню переведено на английский через пень-колоду, а еще лучше, когда все изображено на картинках и цена указана. Тут опять можно бессловесно тыкать пальцем. Подобных заведений в миллионнном городе штук 8-10, куда мы в основном и ходим.
Настоящих ресторанов с различными региональными и провинциальными кухнями в городе сотни, и это в разы больше, чем в аналогичном российском городе, где рестораны - явно не массовое развлечение, как в Китае, да и где взять такое разнообразие кулинарных стилей. Разве что в Москве и Питере можно еще как-то насобирать интернациональные бригады поваров и открыть индийские, арабские и японские рестораны, пусть даже там мастера суши не будут иметь минимум 25 лет стажа для самостоятельного приготовления. В наших провинциальных городах, кроме кавказцев, среднеазиатов и тех же китайцев никого днем с огнем не сыщешь, так что суши в японском баре там будут, по определению, китайской подделкой. Да и самый простой "китайский самовар" с ограниченным набором ингредиентов в Нижнем будет стоить 500-600 рублей. Настоящий сычуаньский самовар, или hot pot по-английски, с предельно широким выбором от живых креветок до голубиных яиц, стоит не больше 30 юаней (105 рублей) на человека на вечер в богатом Гуандуне, а в относительно бедной Сычуани и все 25.
Большинство ресторанов на неграмотных в китайской письменности иностранцев не рассчитано, да и зажиточных китайцев для прибыльного бизнеса теперь предостаточно. Цены тоже не указаны, поскольку они сильно варьируются, в зависимости от приправы, гарнира, количества человек за столом (одно и то же блюдо выглядит значительно большим, если его подают не двум, а десяти посетителям) или даже масла, поэтому возможны переплаты в 2-3 юани на блюде, но если взять с собой китайца, то проблема снимается.
Бары однообразны, как современная китайская городская архитектура и караокецентричны. Любопытно, что в хорошую погоду столы выставляются снаружи и посетители сидят на улице, и тогда можно хорошо экономить на закуске, да и здорово ее разнообразить: на людных улицах допоздна снуют и стоят тачечные торговцы всякими горячими закусками и снедью, так что очень легко отойти от стола на десять метров, закупиться всякими минишашлыками от полюаня за кусок сосиски до 2-х за куриную ножку и заедать пиво в свое удовольствие, не платя бару двойную цену за сушеные кальмары, арахис и фисташки. Владельцы баров и официанты никогда не возражают и не гоняют конкурентов.