Китайские парткапиталисты, или red capitalists, с сентябрьского пленума ЦК компартии 2004 г., когда был оживлен конфуцианский лозунг социальной гармонии, дружно говорят о необходимоти сбалансированного развития общества и уменьшения пропасти между богатыми и бедными. После речи Ху Циньтао на пленуме эти идеи гармонизации моментально подхватили бесчисленные партподпевалы, социологи и прочие ученые мужи, живущие на неплохие академические зарплаты. Разрыв, или rich-poor gap, выражается в пугающих социальных контрастах китайских городов и дисбалансе быстрого развития прибрежных районов и явного отставания западных провинций.
В основном, плохо приходится бывшим крестьянам и фермерам, которые меньше всего получили от реформ по абсолютно идентичным законам модернизации, что в диккенсовской Англии или пореформенной России времен Достоевского, что в сегодняшнем Китае. Барачная жизнь времен "Жерминаля" Золя пышно расцветает в китайских пригородах, фабричных казармах и даже на строительных площадках фешенебельных деловых центров со всеми вытекающими и прекрасно известными последствиями. Естественно, в городах никто, кроме настроенных на обдираловку работодателей, не приветствует рабочих-мигрантов, как их в Китае называют mingong или еще liudong renkou, что означает "переселенцы без места жительства, перекати-поле". Они отщепенцы по определению, поскольку уехали из деревень в надежде зацепиться за урбанизованную жизнь, и в городе, кроме как на грязных стройках с технологиями времен Днепрогэса, никому особо не нужны, также как и их дети в и без того переполненных городских школах.
Но эта масса мигрантов еще не столь большой руки - они с протестами на улицы не выходят и полиции на глаза не попадаются, также как и наши приезжие таджики-узбеки. Намного более проблематичны gongren, городские обездоленные работяги, имеющие вид на жительство, но в реальности очень проблематичное жительство. Эти протестуют наравне с притесняемыми и сгоняемыми с земель фермерами, подталкивая вверх цифру ежегодных уличных протестов в Китае (с около 58 000 в 2003 г. до 74 000 в 2004 г. и ожидаемой цифры в сто тысяч в ближайшие годы, причем считаются только демонстрации с участием минимум 100 человек (источник http://www.atimes.com/atimes/China_Business/GJ20Cb01.html)).
Отследить неуклюжие попытки гармонизации непросто, ведь для этого надо прожить несколько лет на одном месте. Город среднего размера, каким является Мэйчжоу (около миллиона, не считая мигрантов), лишен навязчивой глобальной пекинской показухи в связи с олимпиадой или шанхайско-щеньчжэньского выпендрежа с небоскребами и магнитными поездами. Здесь удобнее всего просматривается нарождающаяся гармонизация, поскольку нет фантастического разрыва в доходах местных жителей и только что приехавших мигрантов, характерного для богатых мест типа Гуанчжоу или Сяменя. Собственно, средние по размеру города точнее репрезентируют Китай - средненько, но ближе к спокойному и удобному местожительству, не слишком богато и шикарно - всего один Макдональдс, но зато нищих на улицах практически нет, за рукав никто не дергает с вещим "купи-продай", детишки на иностранца еще пялятся, но уже и не бегут за ним, как собаки с криками хэлло. Грязи и мусора все еще навалом, но в прогулочных местах уже установлены урны даже с неким намеком на европейский recycling, т.е отделение органических отходов от неорганических, всего лишь пара дымящих труб на весь миллионник, и новый мотоцикл можно купить за тысячу юаней, правда будет ломаться регулярно раз в неделю.
Гармонизация общества на практике, в стране, где практически ничего не делается без показухи - мечь о двух лезвиях, как любят говорить китайские студенты. Во-первых, социальная гармония - лозунг для внутреннего пользования, а тут обмануть людей чем-то наподобие большого скачка не получится. С все увеличивающимся количеством китайцев, побывавших хотя бы в Гонконге и Макао, не говоря уж про Америку, увеличивается и даже приближается к 100 процентам количество людей, представляющих себе, как живут люди в "негармоничных" странах с развитой капиталистической экономикой. И если шанхайские или чунцинские социальные контрасты - это попытка гармонии, а гонконгские зарплаты и социальные гарантии - это нечто иное, то ценность такой гармонии уменьшается до размеров пропагандистского трюка, что многие оппозиционеры, заморские китайцы и тайваньцы понимают под очередной политикой партии.
Во-вторых, ускоренное развитие экономики, которое в основном, и привело за последние 20 лет к поляризации доходов в китайском обществе, с повестки дня не снимается, речь идет лишь о гармонизации самого развития, а такое наблюдается разве что в богатых странах Европы с их столетиями рыночной экономики, социальными гарантиями при минимальном экономическом росте и социалистами у власти, которые потихоньку начинают сдавать позиции более рыночно настроенным центристам и правым. Кстати, оффициальные медия с партийной подачи и сдуру в октябре 2006 г. пропели хвалу европейской системе социальных гарантий, осталось только подождать лет так полсотни, пока Китай догонит по ВВП на душу уже давно "гармоничные" европейские страны типа Дании или Швеции. Так что налицо еще один социальный эксперимент - социалистические ориентиры Европы должны быть как-то вставлены в бурный экономический рост развивающегося и еще во многом дикого капитализма. Это в значительной степени противоречит экономической и социальной теории, а то и здравому смыслу. Не случайно, даже привилегированные ученые выражают сомнения. Вот что пишет "Вашингтон Пост", цитируя анонимного китайского политолога: "Harmonious society means nobody opposes me. No different ideas," said a political analyst in Beijing who spoke on condition of anonymity for fear of reprisal. "If you talk to farmers, you will know what harmonious society means. They're angry. That's why the party needs to crack down. With money, law, jail -- anything in order to reach one society without any conflicts. "It's propaganda. It's nothing. . . . We Chinese don't believe in these slogans anymore."(http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/10/11/AR2006101101610_2.html). Для сравнения статья New York Times о социалистичекой гармонии выглядит как-то более "гармонично", где названный по имени эксперт Mao Shoulong мягко критикует партию за то, что последние 15 лет она слишком концентрировалась на росте ВВП, а не на социальных вывихах, к которым такой быстрый рост приводит (http://www.nytimes.com/2006/10/12/world/asia/12china.html?ex=1318305600&en=9a57311f9698d985&ei=5088&partner=rssnyt&emc=rss).
Разумеется, китайская пресса таких открыто пессимистичных высказываний по поводу партийной линии себе не позволяет, а скорее, расстилается в поисках обоснования социальной гармонии у Конфуция или даоиста Лао Цзы, как некая оппортунистка от конуфцианства, профессор медийных исследований Yu Dan в своих популярных лекциях Insight on "The Analects". По-моему, тут даже какая-то параллель с поздне-перестроечными метаниями в поисках ответа на вопросы "как обустроить Россию" у Достоевского, Соловьева, Бердяева, Солженицына, которые в общем-то прописали некие этические программы для российской интеллигенции, а не предельно прагматично-утопичные 500 дней. Это свидетельствует о неком приближении китайской идеологии к историческому рубежу отказа от всех марксистско-маоистских постулатов в пользу чего-то более современного. Пока это постконфуциарксизм еще смутно представляется, но в итоге, как и в России, может обернуться полным идейным вакуумом и упадком, с чем идеологи путинского призыва сейчас более-менее успешно борются.
Лозунги, призывающие к социальной гармонии в Китае повсеместны - сделаем гармоничной жизнь в университетском кампусе, гармоничными взаимоотношения в компаниях между работодателями и работниками (особенно мне нравится эта социальная реклама по гонконгскому каналу, когда сначала рабочие и начальство перетягивают канат, а потом бросаются к другому канату и вместе открывают двери, похожие на те, что дикари построили, защищаясь от Кинг Конга), гармонию в армии и т. д. Всеобщая официозная истерия "играй, гармония" дошла даже до такой мощной пятой колонны западного культурного влияния в Китае как ресторанов KFC с их кампанией "Гармоничная семья". К скоростным поездам "Гармоничные линии" между Гуанчжоу и Щэнчжэнем могут добавиться гармоничные автомобили, детские коляски и шоколадки. В принципе, логика всех этих причитаний сводится к тому, что надо как можно быстрее и без революций пройти решающий период социальной урбанизации и индустриализации с ее уродливыми диккенсовско-достоевскими контрастами, а там потребительское общество сделает свое дело. Оно уже делает миллионы молодых китайцев счастливыми и смотрящими в прямом эфире игры NBA, Премьерлиги и Серии А. Какое-то количество недовольных, которым чего-то не хватает при любом режиме, конечно, всегда будет, но пока немногочисленных китайских каспаровых и прочих оппозиционеров наподобие секты Фалунгун не очень заметно на благодатном и стрмящемя к гармонии социальном фоне, где, как и в СССР, коммунизм успешно заменяется олимпиадой.