Сразу надо сказать, что выявление невежества китайских собеседников сопряжено с неким парадоксом. Настоящий невежа не говорит на иностранных языках где-бы-то-ни-было, в то же время, иностранец не говорит по-китайски, а стало быть, не может проверить реальную образоованность китайцев на их собственном наречии. Так что приходится проверять некую абстрактную "вежественность" собеседников, т.е. нечто близкое общей эрудиции в сочетании с профессиональным знанием, поскольку с непрофессионалами, а значит не особо дипломированными и не говорящими на английском китайцами, мне в основном не общалось. Были в собеседниках через студентов-переводчиков какие-то фермеры под Чунцином, крестьянского вида попутчики в поездах и автобусах, но там основной целью диалога было убийство времени, а не выявление индивидуальных черт характера собеседников, да и с фермером говорили мы в основном о видах на урожай и студентах колледжа, которые с недавних пор приходят яко тать в нощи и воруют у него с плантации высокодоходные розы.
Конечно, оголтелого пещерного невежества среди китайских студентов и преподавателей осталось несравнимо меньше, чем в начале 1980-х, когда одного американского журналиста спрашивали, а как там рабы в Америке. Впрочем, в Индии молодые люди всерьез поинтересовались в феврале 2007 г. об опасности Ку-клукс-клана в США. Видимо, в восприятии древних культур, таких как индийская или китайская, время истории западных стран течет по другому и измеряется количествами и качеством событий. Как сказал Дэн Сяопин, оценивая Американскую революцию, с момента обретения американскими колониями независимости от Британии "прошло слишком мало времени", и китайцы реально путаются, где там независимость, где отмена рабства, а где борьба негров за гражданские права. Между Вашингтоном, Линкольном и Лютер-Кингом всего какие-то сотни лет, а голливудские фильмы, по которым китайцы, в основном и ориентируются, не очень-то помогают в этом разобраться.
Китайское видение мира абсолютно китаецентрично, и это видно на любой географической карте, изданной в Китае. Но это не удивительно, ведь и на южноамериканских картах континенты, с нашей точки зрения, перевернуты, а вся старушка Европа, без которой в Бразилию бы даже футбол не завезли, оказывается в зоне искажений, где Финляндия в два раза больше Франции, примерно как не очень важные Грендандия, Аляска и Антарктида все расползаются на картах европейского издания. Это накладывает отпечаток на мышление. Представьте страну, которая варилась в собственном соку две тысячи лет, считая себя центром вселенной, где чуть не каждый грамотный человек умел писать стихи. Почти ничего не происходило, кроме дворцовых переворотов и культурных ассимиляций разных завоевателей. И вдруг в течение 90 лет все самое главное случилось от падения феодализма с его рабством, многоженством и бинтованим ног до перехода сквозь неудачный коммунизм в дикий государственный капитализм с постиндустриальными замашками, почти достигнутым равенством полов и самым богатым человеком - женщиной, причем биллгейтсового, а не батуринского типа. И самое то интересное, что все эти полеты в космос прекрасно соседствуют с настоящей работорговлей в потоках нелегальной эмиграции, рабством на кирпичных заводах, древнеегипетскими технологиями на стройках и самыми первобытными верованиями, гаданиями и оккультизмом, где всем детям имена даются после консультации с астрологом. В этом доме Облонских настолько все смешалось, что в голове обычного человека царит настоящий хаос, да и ценность отвлеченного знания невелика, но при этом общество функционирует достаточно четко, и люди не озлоблены до крысиности, как в России.
Наиболее явное невежество проявляется там, где оно оказывается в основе рассуждения. Практически любую проблему китайского общества китайцы выводят из факта огромного населения. Так и говорят многие - слишком много людей в Китае. А когда спрашиваешь, сколько же их на самом деле, почти никто из университетских собеседников не может и близко упомянуть число, близкое к официальной цифре в 1325 что-ли миллионов, называют от 1,5 миллиона до 2 миллиардов. Думаю, что мало кто из образованных англичан или французов тоже может назвать примерные цифры населения соответствующих стран, но ведь там они не лежат во главе угла любого рассуждения, и уж, во всяком случае, не упоминаются, как основной источник бед. Все знают, что англичан примерно столько же, сколько французов и итальянцев, значительно меньше, чем немцев, но больше, чем испанцев, и все, страна как бы оказывается вписанной в какой-никакой международный контекст, отталкиваясь от которого можно строить любое размышление. Остальное и не нужно, для того, чтобы худо-бедно разобраться, кто есть кто в Евросоюзе, а значит уже трудно выглядеть совсем уж дураком на бушевский манер. Впрочем, тому же американцу намного сложнее в этом компаративистском плане, поскольку нет стран с примерно таким же населением, как в США, не говоря уж про соседние страны. Поэтому американцы и могут недоумевать, что как так получается, что филиппинцы работают в Китае за такие же, по американским меркам, гроши, как и они, но на эти деньги содержат дома свои многодетные семьи, а Вьетнам, который их когда-то победил - на самом деле нищая страна. Трудно абстрагироваться от американского контекста и осознать, что, например, в Лаосе нет железных дорог, а в России преподаватель университета получает зарплату ниже дворника.
Китайцы оказываются в схожей ситуации - трудно абстрагироваться от китайского контекста. Не с кем сравниваться (Индия не в счет, про нее мало кто знает), и это тоже вносит вклад в кашу в голове. В отличие от американцев, которым пример брать ни с кого не нужно, иностранцев они видят на каждом углу (собственно, все, кроме индейцев, в США иностранцы), Голливуд делает свое дело хорошо и рассказывает об американском образе жизни так, что все все знают, у китайцев дела не так гладко. Им есть, на кого равняться - на ту же Америку. Получается, что китайцам такого вот глобальное видение мира уже бы не помешало, и они его через пень-колоду пытаются выработать, уча тот же английский. Но вот допустить американское наивное положение, что весь мир устроен примерно также, как Америка, или стремится к этому, а значит учиться у других просто смысла нет, китаец себе не может позволить, потому что ему-то еще учиться, учиться и учиться, пока материковый Китай не будет хотя бы отдаленно похож на китайские глобализованные города - Гонконг, Тайбэй, Макао, Сингапур. Вот и получается у потенциального гражданина мира из Поднебесной ущербное видение мира при глобальных замашках и уже реальных перспективах глобального экономического лидерства.
Образованные китайцы почти ничего не знают о соседних странах, кроме, может быть, более развитых Японии и Южной Кореи и достаточно влиятельной России, несмотря на то, что эти страны типа Лаоса, Бирмы, Казахстана и т.д. представляют собой первичный объект китайской экспансии. Американцы, по крайней мере, свободно, а до недавних пор и без паспорта, ездили и ездят в Канаду и любую латино-американскую страну, кроме Кубы, да и в последнюю можно без проблем попасть, хоть и не с водительскими правами, но сев на самолет в той же Мексике. У абсолютного большинства китайцев нет возможности даже попасть в уже свои, китайские, но все еще специальные Гонконг и Макао, а уж о поездке во Вьетнам, Корею или Россию мечтать не приходится - 4-дневный тур во Вьетнам стоит больше 2500 юаней, что в два раза больше среднемесячной зарплаты даже в богатой южной провинции Гуандун. Так что потенциальные китайские Турция-Египет - близкие Таиланд, Малайзия, Камбоджа - будут обкатаны китайцами до российско-турецкого состояния пресыщенности лет через 10. У не очень богатеньких среднеклассовых буратин с Севера еще принято обсуждать только зимнюю поездку на южнокитайский остров Хайнань и загорающих там топлесс россиянок, а у начинающих молодых профессионалов - шоппинг в Шэньчжэне или, если сильно повезло и у компании есть офис в некитае, в Гонконге.