Смердов Игорь Валентинович: другие произведения.

Медиа в спортивном строю или Олимпиадизация всей страны в китайских Сми

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 04/09/2008.
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 21/10/2004. 13k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор реакции китайских медиа и общества на успех сборной КНР в Афинах

  •   
      Три источника и составные части метода анализа китайских СМИ
      
      Анализировать видеоряд китайских телеканалов, не зная язык, трудно, но на помощь приходит коммунистическое (советское) прошлое как база для аналогий, а также общая поэтика медиа с поправкой на китайскую специфику. В данной работе китайская экранизация и кампания вокруг Олимпиады - основной источник, подкрепленный сообщениями англоязычных китайских изданий и выборочным анализом массовых настроений в студенческой среде.
      Китайские медиа стопроцентно подконтрольны компартии и государству и работают по методу "впрыскивания" идеологии непосредственно в массовое сознание1. На уровне стратегии управления и всех ключевых позиций властные и партийные структуры сливаются по византийскому принципу симфонии в подобие близнецов-братьев, так что для нашего анализа различие между государственными и партийными элементами поэтики медиа не существенно. Предполагается "пассивность аудитории и прямое "наркотическое" воздействие на нее медиатекстов."2 Абсолютно также все было в СССР, поэтому аналогии уместны.
      Специфика, или китайское лицо, олимпийской лихорадки, захватившей все слои населения страны, за исключением, пожалуй, самых бедных фермеров в глубинке, не охваченных телевидением, - это национал-коммунистическая пропаганда, эксплуатирующая коммунистическую мобилизацию страны в ситуации действия интернационально-интегрирующих рыночных механизмов и отсутствия ситуации холодной войны для запускания в обиход образа "спортивного врага". Все это делает стратегию олимпиадизации Китая более утонченной по сравнению с прямолинейным советским пиаром Олимпиады-80.
        Мир сквозь призму Олимпиады
      То, что в СССР критиковалось как китайский гегемонизм, в современном Китае считается возрождением нации, избавлением от клейма "азиатского больного" (sick man of Asia)3, полной интеграции в мировые процессы и серьезного влияния на них, а также, на уровне программы компартии, постепенным воплощения теории Дэн Сяопина о четырех модернизациях (we must work and fight hard in the political, economic, cultural, military and diplomatic spheres).4 При этом никто не отбрасывает теорию модернизаций, просто в данном случае, спортивная составляющая прилагается как дополнение к выражению китайского могущества в ключевых сферах, которые у самого Дэна варьируются - в числе четырех назывались политическая, экономическая, культурная, военная, дипломатическая, сельское хозяйство, промышленность, наука и технологии.
      Спортивно-олимпийская составляющая пропаганды заставляет киатйцев видеть мир сквозь призму олимпиады. Так в новогоднюю ночь на китайских телеканалах, впрочем как и в других странах, принято показывать празднование в основных или просто соседних городах мира. Вполне предсказуемо, что в состав основных столиц мира и стран для показа новогодних празднований в 2004 г. попали, в последовательности наступления нового года, Токио, Москва, Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк. Но как объяснить попадание в этот список явно не ключевых городов - Сиднея и Афин? Только тем, что это города-столицы двух ближайших по времени олимпиад перед пекинской.
       Олимпийское "догнать и перегнать"
      В процессе олимпиадизации Китая в пропагандистской картине мира происходит скрытая замена устаревших для 21-го века "дэновских" ключевых сфер - сельского хозяйства и промышленности - чем-то более конкурентноспособным на мировой арене, поскольку для Китая проблема продовольственного дефицита давно решена, а развитие промышленности без соответствующей научной базы вырождается в вал низкокачественных товаров, тогда как руководство страны хотело бы иметь доступ к современным технологиям.
      В сферах дэновских модернизаций невозможно последовательно проводить идею соперничества с другими странами: китайский продуктовый и промышленный рынки переполнены товарами, но они для внутреннего пользования, даже если это собранные в Китае по американским, японским, немецким и т. д. лицензиям компьютеры и автомобили. Технологичные сферы и наука, единственное место, где действительно можно конкурировать и соперничать с кем-то (в военной отрасли соперничество носит виртуальный характер), явно отстают от развитых стран. Таким образом, идея соперничества с ведущими державами, столь важная для поддержания духа мобилизации общества, провисает, поскольку не подтверждена научно-технологической самодостаточностью. В этой сфере Китай пока на стадии интенсивного заимствования и копирования.
      Примерно такая же ситуация была в СССР, где закупали за границей все от пшеницы до электроники, но нужно было поддерживать миф о соперничестве с Западом. Тут на помощь приходил спорт, как сфера, где, как ни странно, СССР легче всего было добиться признания на международной арене путем финансового вливания в сферу спорта высоких достижений и мобилизации небольной группы спортивных талантов. Китай последние двадцать лет поддерживал на высоком уровне спортивные школы олимпийского резерва5 и, в отличие от другой быстро развивающейся страны с гигантским населением, Индии, пока идет путем развития "советского спорта", адаптированным к 21-го веку, который, по мнению некоторых наблюдателей, с ростом общего благосостояния китайского общества, может после 2008 года быстро стать бесперспективным.6
      Как пишет Андрей Зорин: "На сегодняшний день спорт остался главной ареной для демонстрации национальной символики."6 В отношение Китая это вдвойне справедливо, поскольку статус "фабрики мира" в век информационных технологий рекламирует мощь китайской экономики сомнительным образом, туристическая индустрия еще недостаточно развита для страны с 5000-летней историей, к тому же далеко не все могут себе позволить тур в Китай. Так что для рядового обывателя в любой стране мира количество олимпийских медалей Китая является существенной национальной рекламой и явно влияет на оценку значимости страны на мировой арене.
      
      Олимпиада для внутреннего пользования
      
       На первый взгляд, можно подумать, что китайские телекомпании просто окупают приобретенные телетрансляции с олимпийских арен, прокручивая их раз за разом в самое удобное для телезрителя время. Потом приходит понимание, что дело не только в заплаченных деньгах, поскольку в СССР даже события триумфальной московской олимпиады не транслировались больше, чем два-три раза. Многократные повторы олимпийских событий и особенно приятных для китайской аудитории побед на всех без исключения телеканалах - это долгосрочная стратегия подготовки страны к своим играм 2008 г.7
      Так женский волейбольный финал Китай - Россия, помимо многократного показа уже после ночного прямого эфира в конце августа, можно было полностью видеть в сентябре с регулярностью раз в неделю на китайском спортивном канале CCTV-5. Справедливости ради надо сказать, что китайские СМИ постарались создать объективную картину, создав неподдельный интерес всей нации к волейболу и игровым видам как таковым, поскольку китайцы там никогда сильны не были. Полуфиналы и финалы волейбольных и баскетбольных мужских и женских команд были показаны на спортивном канале многократно в течение августа-сентября.
      Победа в женском волейболе - знаковая, прежде всего потому, что это единственная игровая командная победа китайской сборной, и единственная, так сказать, в большой, т.е. имеющей долгую историю, олимпийской дисциплине. И хотя это уже вторая (после 1984 г.) волейбольная олимпийская победа Китая, ее мобилизационное значение легко читается - повержен основной соперник в борьбе за второе место в медальном подсчете, сборная России. Закончись игра с другим результатом, сложнее было бы претендовать на второе командное место в общем зачете, которое китайские СМИ сразу же утвердили за своей командой, как стало ясно, что у Китая 32 золотых медали против 27 российских, несмотря на то, что 91 медаль России в общей сложности скорее всего перетягивает 63 китайских. Последнее отразилось на медальных таблицах основных зарубежных информационных порталов, таких как www.cnn.com и www.yahoo.com, которые уверенно ставили Россию на второе место, не говоря уж о "внутреннем" российском подсчете. В любом случае, президент МОК констатировал, что "на этих играх мы видели пробуждение Азии."7
       В Пекине, где основной целью открыто ставится оттеснение команды США на второе место по всем параметрам, китайцы постараются выиграть главную для них командно-игровую медаль - мужской баскетбол, который в Афинах провалила американская Dream Team, а все призеры выглядели не сильнее китайцев.
      
      Коммунизм заменен Олимпиадой
      
      Практически каждая рекламная пауза на центральных каналах не обходится без олимпийского сюжета. Это в первую очередь социальная реклама. Например, финальный забег на 110 метрв с барьерами выигрывает "сын простых шанхайских рабочих Лиу Шуянг", который в интервью говорит, что "его выступление показало, что желтокожие атлеты могут обгонять чернокожих."8 Знаковая победа шанхайского барьериста не только сделала его звездой первой величины9 и супергероем Азии10, но также подогревает надежды китайских олимпийцев и пропагандистов на гораздо большее число медалей в ключевых и особо значимых олимпийских дисциплинах, где, кстати, пока не видно китайских звезд, что делает случай Лиу достаточно уникальным и достойным внимания СМИ.
      Победы китайских олимпийцев (волейболисток, пловцов и прыгунов в воду, теннисисток, стрелков и лекгоатлетов), десятки раз повторенные китайскиими телеканалами - это пример и образец для подражания миллионам молодых людей Китая, уже поднаторевших в жестокой конкуренции на рынке труда в эпоху быстрой индустриализации страны. Эту мысль уже практически каждый китайский студент и школьник заучил наизусть, судя по прочитанным мною студенческим сочинениям на тему Олимпиады.
      Плюс, это поддержание некоего олимпийского соревновательного духа в обществе, которое открыто признает себя развивающимся, несмотря на постоянное место в Совбезе ООН, одну из крупнейших экономик мира и ядерное оружие, и, что немаловажно в эпоху открытости Китая миру, международное признание достижений своих атлетов, а это уже политическая составляющая олимпийской программы нации. Кстати, окончательная смена лидерства в Китае и окончательный уход на пенсию Цзянь Цземиня состоялся именно под шумок празднования олимпийского успеха сборной.
       В заключение можно сказать, что коммунистическая идеология (точнее, ее вариант социализма с человеческим лицом) осталась в Китае только для внутреннего пользования, тогда как олимпийская составляющая пиара страны с успехом используется как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
      
      ЛИТЕРАТУРА
      1 McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction - Beverly Hills, California, 1998 - p. 63.
      2 А.В.Федоров, А.А.Новикова Понятие об основных теориях медиа // www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/teorii.htm
      3 "Китайская история полна политических унижений. Когда мы открыли себя миру, мы поняли, как далеко мы отстали. Поэтому золотые медали так важны для китайцев" - It"s coming on strong // The 21st Century, August 25 - Beijing, 2004 - p. 5. Следует констатировать, что общенациональная попытка преодолеть китайский комплекс неполноценности в Афинах удалась.
      4 Deng Xiaoping, The Four Modernizations // Documents of the First Session of the Fifth National People's Congress of the People's Republic of China - Peking: Foreign Language Press, 1978.
      5 Beech H. The Price of Gold. The path to glory is long and painful in China's athlete factories // TIME Asia Magazine, USA, Aug. 16, 2004. (www.time.com/time/asia/magazine/ article/0,13673,501040816-678686,00.html)
      6 Simons С. Athens Olympics: Olympic dominance China's goal. Yuppie Flight: China wants medals. But rising prosperity is creating a crisis
      for its sports programs // Newsweek, USA, Aug. 2004. (www.livingroom.org.au/ olympics/ archives/olympic_dominance_chinas _goal.php - 41k).
      6 Зорин А. Призовем варягов? // "Неприкосновенный запас" ? 3(23), 27.09.2002 (www.nlo.magazine.ru/dog/gent/gent68.html).
      7 U.S. leads in medals but Asian countries surge // Associated Press, USA,
      August 29, 2004. (China played the lead role in the games' most significant trend - the improvement of Asian squads in a widening array of Olympic sports as they gird for the 2008 Olympics in Beijing. Far East Asian nations won 63 gold medals in Athens, compared with 43 at Sydney in 2000. Japan alone upped its gold total from five to 16, the biggest increase of any nation, while China won golds for the first time in tennis and men's track. "These were the games where we saw the awakening of Asia," International Olympic Committee president Jacques Rogge said. "The traditional strong nations that dominate the scene now will have to work extremely hard.")
      7 Любопытно, что глава китайской делегации в Афинах в итоге признал, что "есть еще серьезный разрыв между нами и США и Россией... В легкой атлетике и плавании Китай еще относительно слаб (China not yet a sport superpower // Guangzhou Morning Post, Sept. 2, - Guangzhou, 2004 - p. A)
      8 Flying in Athens // Guangzhou Morning Post, Sept. 2, - Guangzhou, 2004 - p. A)
      9 Exhausted Liu Xiang learns to say no // China Daily, 13 Oct., Beijing, 2004.(http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/2004- 0/13/ content_382073.htm)
      10 Liu Xiang, hero of heroes // Guangzhou Morning Post, Oct. 14, - Guangzhou, 2004 - p. D)
  • Комментарии: 6, последний от 04/09/2008.
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 21/10/2004. 13k. Статистика.
  • Статья: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка