Смердов Игорь Валентинович: другие произведения.

Бархатная глобализация

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 19/01/2005. 7k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Иллюстрации: 2 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мягкая глобализация китайского городка

  •   Призрак глобализации бродит везде, даже там, где его почти не ждут, в каком-нибудь медвежьем углу Юйань административного округа Чунцин, куда четырехполосное шоссе из окружного центра строится так стремительно, что временами обваливается в Янцзы. И если китайцам жесткая глобализация наподобие иракской, югославской или той, что планируется в следующих по очереди Иране и Северной Корее, явно не грозит, то мягкая и ползучая globalization уже давно пустила корни в крупных городах и продвигается в мелкотравчатые.
      Недавно правительство заявило через газету China Daily, что всерьез займется городами средней руки с населением от 200 000 до 500 000, попытается развивать там инфраструктуру и создать рабочие места, чтобы занять полубезработных бывших колхозников и фермеров, гетто которых уже окружили строительные объекты в мегаполисах типа Пекина и Шанхая. Конечно, отдает это все пропагандой a la "на близкий и любимый на Дальний Восток", и строительством БАМа какого-нибудь. Если учесть, что БАМ в Тибет уже вовсю строят, к тому же 40 тысяч волонтеров-выпускников вузов, вовлеченных в программу Going West с 1999 года, парятся в деревнях и поселках китайского дикого Запада, компенсируя утечку мозгов и рабочих рук из тех Богом забытых мест, то вроде бы эта очередная партзадача не выглядит сверхъестественной. Развивать средние города надо, никто не спорит, тем более в Китае. Вот и посмотрим, что здесь вытанцовывается, благо все оно перед глазами.
      Мэйчжоу, несмотря на всю его провинциальность, трудно назвать средним городом, поскольку слишком уж он близко к мегаполисам Гуанчжоу, Шеньженя и Сяоменя, чтобы быть отсталым, да и по населению уже подкатывает к миллиону, даже если не учитывать вездесущих mingong - деревенских мигрантов, как сказали бы в Москве, лиц деревенской национальности, которых никто не считает. Есть цифра по всему Китаю - 114 миллионов, даже в близость которой к реальности никто не верит, по Шанхаю в 2003 году умудрились выдать - 5 миллионов, во что даже можно поверить, потому что это составляет чуть меньше трети населения города. В Мэйчжоу инфраструктура развивается ни шатко ни валко, кранов по городу почти не видно, не из-за недостатка строительства, а потому что нет массы небоскребов, как в Шанхае и Гуанчжоу, тем не менее кампус университета и без кранов удваивается в размере каждые пять лет, поскольку приезжие работяги согласны гонять даже по верхним этажам тачки с бетоном от подъемника и обратно. Небоскребы в среднем городе особо и не нужны, да и существующие два стоят какими-то заброшенными динозаврами. По городской легенде, начальник строительства тридцатиэтажной башни Bank of China бросился с крыши, как только выяснилось, что свежепостроенное здание не соответствует нормам безопасности и вместо банковской штаб-квартиры станет домом-призраком. С его крыши было бы хорошо видно всю округу, но решили не конкурировать с пагодой буддистского монастыря, которая теперь и служит единственной в городе смотровой площадкой за два юаня. Это примеры глобализации по-китайски, неуклюжей, затратной и бестолковой, что можно просто назвать модернизацией.
      Иностранцу гораздо приятней глобализация в настоящем смысле слова, когда можно выбрать между KFC, Макдональдсом или китайским доморощенным фаст-фудом CBC (Chinese Best Chicken) - этаким аналогом московского Бистро или Ростика. Признаком глобализации является наступление на мелкого лавочника супермаркетов и универмагов, размножающихся здесь с быстротой позднеперестроечных ларьков. Некитайцу это сильно облегчает жизнь: цены обозначены, торговаться не надо, касса на выходе четко высвечивает, сколько платить, рыночной толчеи нет, ну а если позаботиться и прийти со словарем, то продавщицы укажут, где какой товар лежит. В брэндовых магазинах типа китайского Li Ning, который уже в два раза обставил по продажам вездесущие и международные Nike и Adidas, даже здесь, на центральной торговой улице Мэйчжоу, продавцы могут общаться на английском или хотя бы сказать "Can I help you?", что почти греет душу.
      Сложнее квалифицировать магазины и рестораны тех китайцев, что иностранцами в полном смысле слова не являются, поскольку, по крайней мере, говорят на мандаринском китайском и выглядят, как китайцы. Таких в Мэйчжоу множество, поскольку эмигранты из Америки, Гонконга, Сингапура и т. д. начали возвращаться в родные края уже как бизнесмены и владельцы предприятий. Именно их магазины на центральных улицах определяют облик города, поскольку торгуют они товарами западного качества, рассчитанными на новых китайцев, и эти шопы открываются по всем уголкам города, поскольку последних становится больше с каждым годом. Вот этого момента нам в России еще ждать и ждать, если вообще когда-либо дождемся.
      У нас эмигрантами принято родину любить заочно, а вот в Китае возвращение американского или гонконгского резидента - достаточно распространенное явление, наверно потому, что коммунизм, как и в Восточно-Европейских странах, здесь по крупному зацепил только два поколения - самих маоистов и хунвэйбинов, которые уже сходят со сцены. У нас же как минимум четыре поколения считают Ленина не преступником, а всем, чем угодно, от героя юности до чего-то вроде расстриженного святого, так что на возвращение домой даже у потомков Романовых не хватает смелости, да и слишком обжились в Европе. Тогда как владельцы не слишком процветавших торговых точек Гонконга и Сингапура (часто даже и в Калифорнии, и западной Канаде) давно поняли, что в Китае уже можно делать неплохие деньги, если подходить к этому с умом и готовностью делиться в коммунистами. Вот и возвращаются, открывают рестораны, магазины, где обслуживают по западному, и предприятия, где не дерут с работяг в три шкуры и платят хотя бы 50 долларов в месяц.
       Опять же для России облом Обломову - третье поколение эмигрантов 1917-1920-х годов полностью обжилось на Западе и о России знает только по географической карте и неприятному ощущению от убийства чересчур доверчивого Пола Хлебникова. Так что в России явлению ностальгического возврата эмигрантов, как четвертому Риму, не бывать, а жаль. Четыре поколения, выросшие при пассионарном гимне и легенде о дедушке Ленине - это привет Шишкину от мирового капитализма. В Россию говорящий на блоковском русском потомок эмигрантов поедет открывать бизнес только со справкой из дурдома, а такие, как правило, бизнесом не занимаются. А вот в Китае пожалуйста - в Мэйчжоу есть западная забегаловка сэндвичей, открытая сингапурским китайцем, говорящем на местном Хакка диалекте. Здесь он легко чувствует себя своим, хотя и немного иностранцем. Прибыль не ахти какая, зато уже давно свой дом, а не квартира в шестидесятиэтажке бананово-лимонного. Есть примеры серьезных канадских, американских, гонконгских вложений за право владения отелем, присвоения своего имени зданию, установки бюста на родине героя в вестибюле университета. В общем, коммунисты ценят свою власть, но еще больше ценят деньги, заплаченные им в виде откатов и вложения в местную бизнес среду. Так что канадский китаец, купивший отель в центре города, чувствует себя хозяином жизни на родине своих родителей. И отель функционирует по-канадски, а не по-китайски, что уже неплохо для провинциального города в 300-х километрах от Гонконга. А если еще и партия с правительством вложится в этот город и обеспечит более-менее достойную жизнь деревенским мигрантам, живущим зимой в сделанных из шифера бараках при +5-7 градусах тепла, то можно предположить, что у города есть какое-никакое будущее.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 19/01/2005. 7k. Статистика.
  • Статья: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка