Аннотация: Американцы залетают на миссионерстве, но не сдаются.
Не секрет, что иностранцам многое в Китае запрещено. Особенно в стенах школ и вузов. Полагаю, что иностранным челнокам, бизнесменам, проституткам или, совсем уж экзотическое, сезонным рабочим из еще более бедных стран, чем Китай, официально не разрешается разве что занимать высшие партийные должности, да и никто не чинит препятствия иностранным обывателям ходить и смотреть по сторонам, что делается. А вот водить с собой в церковь китайцев, открыто и гласно критиковать компартию или выходить на демонстрацию в поддержку Тайваня у них получится только с риском быть немедленно выдворенными.
Иностранные преподаватели скованы нормами, которые, как правило, основаны на моральном кодексе строителя коммунизма. Помимо напрашивающихся в подобных случаях "obliko morale" и неударения в грязь лицом, есть вполне практичные пункты, которые соблюдать, в принципе, не сложно - нельзя говорить о религии, политике и критиковать власти. Причем желательно об этом не только в классе не разводить антимоний, но и помалкивать в любой компании, даже если будут в упор спрашивать. Обычно, студенты и китайские коллеги-преподаватели сами знают, о чем дискутировать нельзя, и не спрашивают, так что можно прожить сорок лет в Китае и об этих вещах даже не задуматься.
Наверняка, существует масса примеров, когда обычные бизнесмены и туристы выходили сухими из воды даже после откровенно миссионерских действий или политических вляпываний, но вот в случае университетов и школ таких случаев будет раз два и обчелся. Выгоняют сразу, в смысле, не продлевают контракт. Это не значит, что человека, замеченного в чрезмерном христианском рвении или сочувствии Тайваню, постиг конец карьеры. Известны случаи даже ареста американцев за религиозную пропаганду и благополучного возвращения их в Китай через месяц на новый учебный год в тот же город, правда, в другую школу. Дефицит преподавателей-носителей языка заставляет власти закрывать глаза на христианские выверты.
Преподаватели - народ дисциплинированный, и если партия сказала, почему бы не помолчать. Тем более, что для русских, например, разбираться во всей этой китайской политической кухне как-то несерьезно. Мы на себе испытали, чем чреваты и коммунизм, и посткоммунистическая демократия, сами до конца не поняли, что же лучше - восточный однопартийный госкапитализм и патернализм в экономике или западный плюрализм и рыночный либерализм. Так что нам об этом следует даже в Китае молчать и слушать, молчать и слушать, что как раз и требуется.
Приграничные вопросы Россия с Поднебесной худо-бедно решила, спорить не о чем. Постепенное проникновение китайцев в российские города и вопрос о нефтяной трубе из Восточной Сибири политическими проблемами являются только для непосредственных участников процесса на высших уровнях или самых-самых повернутых на политике, коих мало по обеим сторонам границы, так что тут вполне можно спорить, отстаивая чистоту российской нации от посягательств желтолицых в Приморье. У китайцев своего национализма и шовинизма хватает, так что есть, чем ответить. В соседнем Харбине никто в таком случае не почешется на тебя донести за политику, поскольку не просматривается она в подобных дискуссиях, конечно если не помянуть компартию по матери или намекнуть, что за воссоединение с Большой Землей выступает большинство лишь пожилых тайваньцев.
А уж совсем переметнуться и начать агитировать за коммунизм и партию во время занятий - рука не поднимается, да и непонятно, какие большие глаза аполитичные китайские студенты сделают. Тот факт, что в России коммунисты уходят со сцены и потеряли все шансы на президентство и парламентское большинство, никого из китайцев особо не волнует, поскольку они в силу привычки и традиции занимаются своими делами и стараются не лезть в чужие. Вот пример их дофенизма в этом плане, наверное, сорок лет назад меня за такие речи выкинули бы из окна, как сына Дэн Сяопина.
На одной вечеринке после трех бутылок пива на человека, что для большинства южных китайцев очень близко к пределу, меня спрашивали про коммунистов и коммунизм в России, причем тут же сказали, что мол мы все преподаватели, а стало быть, члены партии и нам просто интересно, как у вас там с этим. Я старался дать объективную информацию о раскладе сил в парламенте и в обществе, к тому времени уже достаточно проникшимся путинской стабилизацией, предсказал, что коммунизм дальше и больше в России уже не разовьется, что в 2003 году было видно невооруженным глазом. Оказалось, что об этом можно было смело говорить. Мне открыто сказали, что в коммунизм в Китае мало кто верит, но в партию вступать надо, иначе не построишь карьеру. Просто и ясно, и видимо, общепринято, поскольку всем говорившим было не больше тридцати лет.
В отношении православного христианства - в укор падким на красоту богослужения эмиссарам князя Владимира в Константинополе, не слишком оно для китайцев красиво и привлекательно. В основном играет роль, что уровень жизни в православных странах не тот, на который китайцы ориентируются. Это почти также, если камерунский-кенийский миссионер начнет агитировать за Христа. Логичный вопрос с китайской стороны, а чего же у вас тогда нищета, как у нас в деревне, и СПИД зашкаливает.
Российский миссионер в Китае - сочетание не менее анекдотическое, чем еврей-колхозник или новый русский в запорожце. Да и присылать несколько тысяч долларов в месяц на поддержку какого-нибудь китайского благотворительного проекта ни один российский церковный приход, будь он даже на Рублевком шоссе, не способен. А уж если богатенькие православные и скинутся по крупному, то в России всегда найдется масса дел, на которые эти деньги благополучно уйдут: еще столько обветшалых церквей, нищих пенсионеров и детей сирот в России, что до Китая очередь вряд ли когда дойдет. Так что наше православие и по финансовым возможностям и по возможностям экспорта благотворительности - явно не конкурент американским церквям.
Либеральный протестантизм американского типа в Китае распространяется за милую душу, так же как и в России, несмотря на хмурую бровь правительственных бюрократов, если в Китае, то читающих и цитирующих красную книжку Мао, а у нас - тех, что со свечками бубнят "Воистину воскресе". И здесь возникают подводные камни для преподаваетлей с протестантскими корнями. Разговоры-то со студентами ведутся, про библейские сюжеты вопросы задаются, тем более купить Библию в рыночном Китае не труднее, чем в СССР в последние годы его существования.
В Китае все может обернуться политикой, как в Советском Союзе. Известно, что у нас могли не допустить к защите диссертации, если цитат из Маркса и Ленина было недостаточно. Так что тонкую грань, разделяющую политический и религиозный разговор от неполитического и немиссионерского можно легко и где угодно перешагнуть, а стало быть, обвинить в нарушении правил в любой момент можно любого преподавателя с христианскими корнями, т.е. практически любого американца. С англичанами, канадцами и австралийцами сложнее - они гораздо менее религионы вцелом, да и миссионерство не так сильно развито, так что застукать их на религии трудновато, скорее проколятся по моральной части на обжиманиях с китаянками, для чего многие и приезжают из Австралии и Новой Зеландии.
Большинство американских преподавателей с тенденцией к миссионерству, которые влипают в истории, на самом деле или не в ладах с администрацией по той или иной причине, или проявляют оплошную неосторожность, вроде совместного проживания со студентками, или просто сами хотят вылететь с волчьим билетом. Ну вот надоело ему не заикаться про Тайвань. Так и подмывает его сказать, что это только вы в своем коммунистическом раю думаете, что Тайвань и материковый Китай - одно, а на самом Тайване многие думают иначе. Взял и ляпнул это в классе, и все, те же студенты-члены партии тутже настучали партсекретарю, что препод засветился не в том свете. А он еще взял и поехал с несколькими студентами в соседний город в большую церковь и на встречу с тамошними полулегальными христианами. Сами же студенты-якобы христиане и раскололись в парткоме. И если случай с Тайванем университет был готов спустить на тормозах ради преемственности кадров, то поездка в соседнюю церковь увенчала конец преподавательской карьеры в Мэйчжоу. Скандал никто поднимать не стал, тихо-мирно, по китайски, не продлили контракт.
Технически, усидеть в университете при скромной и неброской миссионерской деятельности просто, принимая во внимание дефицит иностранных кадров. Про то, что сам крещен и веруешь или наоборот, говорить вполне можно. Студенты тебе также ответят, а я мол в буддийский храм по праздникам хожу и предкам молюсь. Это равноправный обмен, и китайцу он интересен. Главное, чтобы ты сам не начал агитировал в свою веру или не тащил за руку в церковь, если таковая имеется (в крупных городах уж точно есть одна-две, в средних появляются, как грибы). Интерес к запретным плодам христианства у образованных китайцев есть, будь они хоть членами партии или студентами-кандидатами. Читать Библию и особенно комментировать ее (а это американцам только и нужно) считается в глазах администрации нежелательным и, если о подобных сборищах узнает администрация, то у преподавателя начинаются проблемы.
Вот работал человек в университете 9 лет, безвинно собирал студентов на English corner по пятницам, а по воскресеньям на полумолитвенные собрания, где читали и комментировали Библию. Молились всего-то один раз за вечер всей группой, взявшись за руки. Вместе ходили по субботам в детский дом, обильно спонсируемый церковью, к которой этот американец принадлежит в Канзасе. Собственно, это многолетняя благотворительность и была причиной того, что на полумолитвенные собрания власти почти 8 лет закрывали глаза, А ведь никого там не крестили, никого в церковь не тягали, а всего лишь так, по мелочи, удовлетворяли студенческий интерес к христианству. Партийцы пронюхали из доверительно-доносительных разговоров со студентами, и преподавателю показали желтую карточку по китайски - продлили контракт не на год, как обычно, а на полгода, мол посмотрим на ваше поведение. Пришлось всем американцам срочно отменять English corner в своих квартирах, от греха подальше.