Родина дала мне все, включая образование, невозможнсть его применить за хоть какую-то сносную оплату, что является имплицитным пинком под зад. Какое-то время после финансово разорительного года работы в Москве и жития без регистрации, я не знал не только что делать и кто виноват, но и а зачем это все нужно, и поехал работать в Китай, думая, что там будет уж если не лучше, то по другому, а значит не хуже. По крайней мере, полицейский в Китае будет смотреть на меня как на источник вдохновения, а не дохода.
Я до последнего момента думал, что китайцы шутят, приглашая меня учить их студентов, однако письмо, доставленное однажды в субботу утром курьером DHL, в галстуке и под роспись, заставило поверить, что это все серьёзно.
Вывод первый: никогда не ездите в Китай, имея только одно приглашение на руках. Всегда должен быть выбор, хотя бы два места, чтобы показать им, что вы нужны и в другом месте в Китае, и у себя дома, и где-нибудь еще. Нельзя дать им понять, что вам некуда деться и это место - последнее прибежище. В принципе, редко у кого место работы в Китае бывает последним прибежищем, но оно не должно быть явным прыжком назад или в сторону в плане карьерного роста, иначе они сразу это раскусят и постараются использоать.
Итак, полный ожиданий и имея на всякий случай обратный билет до Москвы, я пересек китайскую границу в Пекинском аэропорту утром 26 сентября 2002 года. Тогда еще никто не знал про атипичную пневмонию и ни у кого не измеряли температуру градусником в виде пистолета, все было спокойно и буднично. Разве что формальностей на границе было чуть побольше, чем где-нибудь в Женеве или Амстердаме. Надо заполнить карточку приезжающего, примерно такую же, какую заполняют прибывающие в Россию иностранцы. В отличие от европейских стран, паспортные служащие не говорят по-английски, и, если бы возникла проблема с визой или паспортом, то совершенно непонятно, как и с кем ее решать. Слава Богу, ничего подобного не возникло. Обычный культурный шок при пересечении границы, который выражается в том, что что-то все время куда-то пропадает из поля зрения, или не туда идется, или не в ту очередь стоится, здесь присутствует в полной мере, хотя в европейских аэропортах я его давно не испытывал, а тут не застегнул-таки портфель как нужно и вывалил свой ноутбук прямо на ступеньки эскалатора. Ну, ему падать не впервой, так что ничего не отлетело и не разбилось, а то было бы уж очень шоковое прибытие.
Аэропорт в Пекине достаточно чистый и производит впечатление размерами и дороговизной всего, что в нем продают и предоставляют, но кроме камеры хранения и автобуса до города я ничем там не воспользовался, так что ободрать меня по-настоящему в первый же день китайцам не удалось.
Первый сюрприз ждет вас, если вы пересаживаетесь на внутренний авиарейс. Туда меня не пустили, пока я не уплатил 50 юаней налога на строительство аэропорта. А на любой международный рейс надо готовить аж 90 юаней, так что ни в коем случае нельзя приезжать в китайский аэропорт без местных наличных денег, что я частенько делал в Европе и Москве.
Эта сумма, которую очень трудно кому-то предъявить на возмещение, потому что она как бы и не большая и в то же время не вписана ни в одну цену, поэтому ваш работодатель, обещавший оплатить дорогу, этот квиток в 50 юаней просто не примет как мелочь, и действительно, скандалить из-за двухсот рублей можно в России в магазине, а здесь как-то приходится держать марку иностранца и нести бремя белого человека.
Самые заметные пссажиры в пекинском аэропорту - руссо туристо, т.е. наши челноки с немыслимым багажом. Столько не возят нигде, ну разве что только на тех маршрутах, где есть поток беженцев и эмигрантов, колоритнее наверно были только вьетнамцы, возившие домой эмалированные тазы.
На внутренних рейсах свободных мест в самолете очень мало, несмотря на то, что летать дороговато даже для среднего китайца. Это вечная китайская проблема - перегруженность любого вида транспорта, слишком много здесь народу скапливается на небольших пятачках, особенно в городах. Кажется, они срочно должны начать строить какой-нибудь БАМ (что-то в этом духе делается, например, программа помощи западным регионам, куда посылают добровольцев-выпускников вузов на два года), чтобы рассредоточить население, а то получается, что каждый из миллиарда деревенских китайцев мечтает сбежать в город, а городской китаец думает, как свалить в Шанхай, ну, на худой конец, Пекин или крупный мегаполис, а счастливый китаец из Шанхая уже хочет жить в США и инвестировать заработанные там капиталы в Китай.
Трудность со стройками века в том, что китайцев увлечь чем то фантастическм очень трудно. Последним, кто умел это делать, был Мао. С 1978 года китайцев стали увлекать чем-то очень земным, типа построения социализма с китайским лицом, т.е. капитализма под контролем коммунистических бюрократов, или вот проведем Олимпиаду-2008, или Экспо-2010 в Шанхае, и пока это более-менее работало.
Поводов для социального взрыва предостаточно - взять хоть тот же контраст между богатыми и бедными, конфликты между рабочими и хозяевами, бюрократами и бизнесменами, а, тем не менее, все это пока держится непонятно на чем, на традициях ли, на разочаровании людей в революциях и желании жить не в эпоху перемен или на врожденном чувстве социальной гармонии, от которой в реальной жизни мало что осталось.
Встречают китайцы хорошо: у выхода с табличкой, толкучки нет как в полутемном встречном отсеке Шереметьева, где и родственникам то трудно разглядеть друг друга в полутьме, не то что незнакомым людям с табличками. Впрочем, в темноте да не в обиде, в Шереметьеве всех, кого встречал, я сразу находил, видимо genius loci все же там еще обитает и помогает. А вот помнится, встречал одну незнакомую приятельницу приятеля в просторном и светлом Хитроу, и дефилировали мы полчаса мимо друг друга с двумя типичными славянскими лицами и табличками с нашими именами на русском.
Китайцы отвезли сразу в гостиницу, в ресторан и за стол, там уже все коллеги иностранцы были в сборе, так что с ходу и въехал в курс дела - колледж еще недостроен, в 25 километрах от города и рядом с аэропортом, жить пока в отеле и мотаться в колледж с утра на фирменном автобусе. Все студенты первокурсники, и одно занятие надо тиражировать на 7 (на самом деле получилось 8) маленьких групп на 20-22 человека, что для Китая очень нетипично и неплохо в плане подготовки к занятиям.
Отель на оживленной улице, и сразу хочется туда, в гущу народа, что там, как там себя ощущается... А никак, так же как и в Москве, толпа есть толпа, другое дело, что китайская городская толпа пестрее, там нет бомжей и очень редко встретишь нищего попрошайку, зато полно бедноты, каких то сельского вида дам с детьми и нехитрыми товарами и грязных работяг с бамбуковыми палками из серии согласен на любую работу. В Чунцине их называют бан-бан, в других местах по другому. Даже в районе, которых называется hi-tech zone этих работяг с бамбуком немерянно. Здесь hi-tech соседствует со средневековьем сплошь и рядом. Из окна отеля можно видеть порядка двадцати кранов, облепивших строящиеся небоскребы, а в старых домах нет лифтов до 9 этажа, и очень часто рабочие таскают все грузы на себе и с помощью этих вездесущих бамбуковых палок. Так вот подъедет самосвал, вывалит груду кирпичей, те вдвоем связывают вместе чуть ли не полсотни и прут, подвесив эту многопудовую связку к палке-коромыслу, да как быстро тащат, чуть не бегом на сотни метров. Ладно оба были бы размером с сумоиста, а то ведь хлюпики с виду, метр с кепкой, просто натаскались, да и работы другой для них, по-видимому, нет.
Непривычно то, что вокруг совсем нет европейских лиц, за месяц я встретил в центре города ну от силы трёх, и это еще до атипичной пневмонии. За 10 месяцев пребывания попались на глаза не больше 30 иностранцев европейского вида и даже один негр, что-то преподающий в местном университете. Редкое чувство, когда ты здороваешься с каждым еврочеловеком, благо это не трудно, раз в неделю. То есть возникает исключительно местное ощущение сопричастности к единой культуре и расе. Наверно, также чернокожие африканцы чувствуют себя в каком-нибудь Нижнем Новгороде, где их тоже в неделю раз увидишь в центре города.
Все китайцы - жуткие патриоты родного города, хотя этот патриотизм от безрыбья, студенты прямо так тебе и заявляют - Чунцин, самый красивый (хотя я бы так не сказал даже под пыткой), самый большой, самый хороший город, самый теплый климат там даже, хотя это уже полный бред, ведь там аж 4 месяца с декабря по конец марта бывает иногда до +5 днем и + 2 ночью, а когда отопления в классах и комнатах нет, то студенты сидят в куртках и пальто, прямо как у нас иногда зимой. Ну в общем, для них это самый самый, боюсь, что в любом другом большом городе будет такая же привязанность к своему болоту.
Особенность Чунцина, которая сразу бросается в глаза - везде и почти всегда туман или уж хотя бы дымка, даже непонятно, как они умудряются делать снимки для туристических справочников и наборов открыток с видами города, где нет тумана. Собственно, одно из названий города - город туманов. Кажется, из-за этой стоячести воздуха город входит в тройку самых загрязнённых в Китае. Там конечно много и других факторов, портящих воздух, такие как большие заводы, отсутствие метро и трамваев, узкие и непредсказуемо извивающиеся улицы в центре, постоянные пробки. Хотя после Москвы с ее горящими летом торфяниками Чунцин еще ничего. Да и по счастью колледж в 20 километрах от города, так что в эту городскую суету и грязь суешься не часто и исключительно по желанию. После того как всех иностранных учителей перевезли изгостиницы в кампус и поселили в учительском общежитии, можно было и вообще в город не ездить, но только свихнулись бы наверняка все.
Переселение, как и все другие важные моменты в жизни нашей группы иностранцев, как то банкеты с начальством и организованные поездки куда бы то ни было, происходили внезапно и черт знает как. Тебе горорят, что возможно на этой неделе вас перевезут, будьте готовы. Потом неделя, другая проходит, ничего не случается и вот в воскресенье в 3 часа дня секретарша-гид извещает, что в 6 часов приедет автобус за вами и вещами. А он еще приезжает в пять, а не в шесть. Или под китайский Новый год первого февраля она же накануне звонит и говорит, что президент колледжа приедет и заберет нас на банкет в 12 часов. Назавтра, конечно же президент появляется в 11 часов, и все едут на банкет прямо из кроватей, потому что в выходные в феврале утром вставать по холодрыре то еще удовольствие. Хорошо еще хоть дамам нашим дали 20 минут на сборы.
А уж финальный-прощальный банкет с ппрезидентом компании, которой принадлежит колледж, меня прямо после зачета в одной из групп выловили в учебном корпусе и посадили в машину, которая уже стояла заведенная, даже сумку с бумагами и списками групп пришлось взять с собой, не то что там галстук надеть. Плевать на галстук, коли причесаться некогда.