Аннотация: Продолжение записок о Лондоне: "Галерея ненайденных картин" и "Потерявшаяся под Биг Беном". Все, что пишут об этом городе в учебниках для начинающих - сущая правда. Но не вся правда.
Как-то раз мы пошли в галерею Тэйт. Выяснилось, что там не так-то просто разобраться, что где висит. Современное искусство, как нам и говорил Крис, всё в Тэйт Модерн. Но меня оно не очень интересовало. А вот всю английскую классику было не так-то легко найти в самом основном здании (это неподалеку от Парламента, но его близость почему-то не вызывает подъема настроения): экспонатов полно, здание маленькое, сплошные перестановки, временные выставки и закрытые залы. И тут Антон начал ныть, что всё это очень мрачно и ему ужасно не нравится, а уж когда мы дошли до Блейка - просто стал читать мне лекцию о мрачности в искусстве (точнее, ее вторую часть - первая была связаны с Констэблом еще в Национальной галерее). И не дал-таки мне найти прерафаэлитов.
Когда мы зашли в музейную лавку, набитую альбомами, открытками и сувенирами всех эпох и стилей, он то и дело находил меня и продолжал высказывать свое мнение - что ему нравится, что не нравится. Я немного мрачно купила две открытки (которые мне, естественно, положили в фирменный пакетик) - с картинами, которые мы не увидели. Наконец где-то у стены с альбомами мне надоели мнения Антона по поводу и без повода. Тем более что в этом поведении мне виделось что-то до жути знакомое, почти родное...
- Слушай, - спросила я, - ты кто по знаку Зодиака?
- Дева, - невозмутимо сказал Антон. - А что?
- Всё понятно, - я залилась смехом и злорадно отказывалась объяснять, отчего я смеюсь.
Кажется, моя мама всё же объяснила ему причину моего веселья, и Антон стал едва ли не сочувственней относиться к моему нытью. Маме вообще часто приходилось сглаживать конфликты, возникавшие между нами.
Один такой конфликт, вероятно, косвенно заставил меня один раз вести себя... в общем, косвенно привел к очень интересной истории. Раньше я полагала, что такое бывает лишь в учебниках по языку. Позже мне на собственном примере довелось почувствовать, отчего эта ситуация так распространена в пособиях по английскому.
***
Мы начали ссориться еще на Флит-стрит, поблизости от собора Св. Павла. Поэтому возле собора мы фотографировались довольно мрачно. Хотя я была с новым зонтом - сбывшаяся мечта детства! Зонт из Лондона, длинный, с ручкой крючком... Не помню, когда и почему еще в школе мне являлась такая мысль, но являлась точно: если вдруг я когда-нибудь (что маловероятно, но вероятно) поеду в Лондон, привезу оттуда зонт. Правда, не знаю, было ли в этой мечте одно важное уточнение: зонт должен быть из Сити. А где же еще ходят настоящие деловые англичане с зонтами?
В Лондоне выяснилось, что зонт - вещь действительно очень распространенная и полезная. А уж тем более - в Сити. Честное слово, они так и ходят в своих несколько небрежных костюмах и с зонтами.
И вот после долгих поисков он - мой, черный длинный зонт. Цвет опять вызвал критику Антона, да и форма слишком традиционна, но зато - металлический, а не пластмассовый наконечник. Это уже солидно!
Итак, на фото я запечатлена на фоне красного автобуса и парочки такси, на руке заметен зонт, а вдаль убегает Флит-стрит... Есть и другой, более выразительный кадр: я стою с зонтом у льва на Трафальгарской площади. И демонстративно опираюсь на зонт.
А потом нас понесло в Вестминстерское аббатство на службу. Антон и прибившаяся к нам дама по-английски говорили плохо, а на службу туристов не пускают. Посему я должна была быть добра и внимательна и сделать доброе дело - помочь соотечественникам прикинуться англиканцами. Мне же надоела эта непонимающая привязка, и ссора, возникшая еще у Св. Павла, имела именно этот подтекст: отвязаться от них. С мамой. То есть можно и без нее, но она ведь меня не отпустит.
Мы сели в метро, вышли на станции Вестминстер. Это одна из немногих больших и просторных станций лондонского метро, замеченных мной за неделю. И тут меня угораздило встать на соседний эскалатор. Было много людей, но я замечала слева своих... замечала... вышла с эскалатора и пошла туда, куда вела надпись: к аббатству - значит, выход прямо! Через несколько метров, уже почти подойдя к ступенькам, я оглянулась...
Их не было.
Пара секунд суеты. Их нет!
Я побегала по коридорам, в выход, ведущий налево - и всё боялась потерять их, если они вернутся. Я выбегала наверх - не находила их. Стояла в середине вестибюля со своим зонтом, который теперь казался ужасно, ужасно дурацким... и неосознанно поднимала его повыше - люди, где вы? заметьте меня! Время шло, никто не возвращался.
Я не боялась за себя. Я боялась, что меня ищут, что мама очень волнуется. И не знала, что делать, если я вернусь в гостиницу. У меня был проездной билет и (этот факт тоже был весьма обидным, как я осознала после) совсем, слишком мало денег - всего три фунта, кажется. Не сходить толком даже в книжный! А ведь сколько на самом деле можно увидеть и сделать удивительного, имея проездной хотя бы по центру Лондона! Но - меня будут искать.
Меня подмывало пойти к аббатству, но кто знал - я привыкла из различных уроков и руководств, что потерявшись, лучше стоять на месте, да и характер мой способствовал такому поведению. В конце концов, их трое - им проще искать.
Моменты тех первых десяти где-то минут запоминались мне... Мне мерещились знакомые люди... Я завидовала беззаботным туристам-европейцам... я с горечью смотрела на прежде привлекавшие одной своей яркостью лотки с печатью... И главная горечь - когда я пробежала вновь по дальнему переходу, уводящему налево (как я догадывалась, они ушли туда), вышла на поверхность, нервная, почти (почти-то и страшно) плачущая - и увидела прямо над собой точеную неоготику и позолоченный циферблат: Биг Бен. Этот самый ракурс вызывал у меня такой восторг - так недавно!..
Я решилась обратиться к служащим. Быть может, решила я, мне дадут позвонить в гостиницу и оставить там сообщение на случай, если меня будут спрашивать?
Я нагловато подошла к окошкам на краю зала и без очереди, опередив скромного выходца из Восточной Азии, произнесла чуть срывающимся голосом:
- Sir, I'm lost!
(как будто не знаю, что обращаться надо не sir, а хотя бы officer!)
Меня послали к тем, кто стоял у турникетов. Это была занимательная компания officers, хотя меня она не очень занимала: женщина (в упор не помню, какая), спокойный худощавый блондин, темнокожий угрюмый парень и средних лет азиат - не то индиец, не то турок.
Они вяло успокаивали меня, иногда расспрашивали и дважды объявляли, что я жду посередине вестибюля, коверкая имя как могли. Прошло минут двадцать, я нервно хныкала. Женщина и темный молодой человек были заняты пропуском колясочников через специальный турникет и угрюмо отбивались от моего присутствия. Англичанин был системен и строг. Добрее же всех ко мне относился восточный тип. Кстати, это факт: индийцы и другие выходцы из Азии - самые доброжелательные служащие во всем Лондоне!
Я побегала и поискала, а кончилось все это тем, что я стояла посреди зала, почему-то с надеждой глядя на дальний левый выход - и увидела мою маму, весьма спокойную и удивленную. Она шла обратно в метро, даже не ожидая меня встретить! Я радостно-возмущенно бросилась к ней. Мы не ругались, а удивились, как такое могло произойти, поблагодарили служащих Underground за заботу, получили от них пожелание впредь быть внимательнее и вышли на поверхность. Вестминстер радостно озарился вечерним солнцем, которое до этого ничего не значило.
Наши, как мне рассказала мама, ждали меня у аббатства. Но не дождались и пошли на службу. Мама же зашла внутрь, но служба, ясное дело, но очень-то слушалась, и она поехала в гостиницу в убеждении, что туда же отправилась и я.
Запечатлев на пленку мою счастливую раскрасневшуюся физиономию на фоне колеса обозрения, мы повернулись и пошли по Стрэнду куда глаза глядят - вдвоем!