Сначала позвонил Боря из Израиля. Он уже там. Пока еще... Боря осторожный и умный. Отправил дочку, но только после института, чтобы в армию не забрали и на квартиру раньше времени не замахивалась. Съездил, посмотрел, а сам не поехал.
- Я, - сказал он - не дурак, чтобы под старость лет жить в съемной квартире среди чужих дорожающих от старости стен. И охранять ночами, благодарственно, чего-то там, не говоря уже о каких-то пособиях и пенсии в 67 лет...
Но ему пришлось. Приболело сердце, надо было делать шунтирование.
Боря быстро оформил репатриацию. Пережил. Пока выплачивают какие-то деньги,как новоприбывшему,льготы там, решил особо не дергаться. Квартира своя, с привычным холодильником и вещами, и "здесь" никуда не денется. Но что-то все равно стал делать. Особенно, когда делать нечего.Зацепился за прошлое, но вечное. Та же Катастрофа.
Холокост - это же не только имиджевый бизнес для толстых кошельков, особенно в диаспоре,но кое-что от этого перепадает и массовке.
- А мне много не надо, - любит говорить Боря - За " много" много дают...
Короче, звонит Боря и сочувствует - Я знаю, что тебя кровавый чекисткий режим Путина в одночасье лишил работы, а семью, большую, кормить и учить надо.
- Надо... - вздохнул я и решил не придираться к словам.
-Так вот, - продолжил Боря - хочу тебе помочь.
И я насторожился. Где здесь " разводка"?
-Только не говори, что деньги дашь. Это не по-еврейски.
- Не дождешься, - сострил Боря - Но есть возможность заработать. Один американский режиссер собирается приехать в Беларусь и записать там ряд даже не интервью, а просто свидетельства очевидцев -белорусов для какого-то Фонда по теме Холокоста. Картинка и сценарий ему не нужны. Речь идет о восстании в гетто одного местечка. Накануне уничтожения там активисты- подпольщики поднялись,но были быстро уничтожены.
- А что, кто-то дожил до наших дней и остался в стране? - спросил я, наивный.
- Вроде нет уже никого. Погибли. Но он хочет записать белорусов-соседей, которые, может, что-то расскажут.
- Им же, тогда маленьким, сегодня тоже под девяносто. И что могут рассказать соседи? Как согнали их земляков в гетто, потом были выстрелы. Ну да ладно, я поищу и запишу для него.
- Да нет, - погасил Боря - Всё даже проще и легче для тебя. Американец хочет, чтобы ты дал ему телефоны евреев, которые воевали в тех краях. Ты же делал о партизанах? А свидетелей- соседей пообещали дать в местном музее. Он их сам приедет и запишет.
- А я-то тогда зачем?
- Нужен администратор. Надо найти, подобрать и узнать сколько у вас там стоит на неделю - две аппаратура, машина. Организовать, обеспечить съемки. Подожди...
И Боря выслал мне обширный, на двух страницах, список, из которого я сразу понял, что американский режиссер, если и снимал когда-то, то художественные фильмы не ниже, чем в Голивуде. Но реально, скорее всего, об этом только слышал. Когда,при случае, спросил.
Особенно, меня поразило, что белорусов в городке надо записывать в двухкомнатной студии. В одной комнате должен быть свидетель, две камеры и как-бы автор- американец, чтобы кивать головой и концентрировать собеседника на себе. Напрямую, просто, никак нельзя. Кроме света и круга для отраженной светотени, там же нужен и пятидесятиметровый кабель, который должен идти в другую комнату, где у арендованного монитора воссядут режиссер и переводчик. Переводчик будет синхронно, но не на запись, а для автора переводить с русского на английский, через радиомикрофоны,чтобы тот, в первой комнате, был в курсе рассказа и мог поспрашивать еще.
- Так это не для фильма, а просто свидетельства для Фонда? - затупил я, обалдев от спецификаций и количества техники в списке.
- Конечно, - порадовался Боря - Они приедут через неделю. Но еще не снимать, а встретиться с людьми, поговорить, определиться. Чтобы хорошо отработать надо серьезно подготовиться.
Когда так говорят - это плохо. Значит, понятия не имеют, что делать. И будут дурить голову каким-то " мозговым штурмом", В таких случаях надо оптимистично возвращать на замлю и закапывать, без глубокомысленных метастаз.
- Девчонки в Беларуси хорошие. Да и кухня, если места знать, ничего. Пусть приезжают, ежели денег на святое дело немеренно.
Я позвонил приятелю, работающему в кинокухне и отдал ему заказ: узнай цены, а на встречу сходишь сам,подзаработаешь. Мне ничего не надо - не моё...
Через неделю воскресли гости из Америки. Аж трое, объяснились, что остановились в одной из центральных гостиниц Минска, в отдельных номерах и приглашают утром туда же, в лобби, на кофе. Приятель, как назло, оказался на несколько дней в командировке и,чертыхаясь, я поехал на встречу.
" Автор" - оказался не американцем, а израильтянином. Вполне симпатичным дядькой, а главное, неспешным и весомым.Так ведут себя те, кому нечего сказать по делу.
Толстосумы это любят. Некая заторможенность ассоциируется у них с солидностью. Но он и нашел деньги. Или, что скорее всего, его нашли. Те, у кого они были, не знали куда их девать. А для как бы работы,еврейской и тоже солидной, что беспроигрышно и проверено? Правильно - Холокост. Вот и всплыло местечко и свидетели- белорусы, с "подачи" какого-то консультанта- копипастера.
Это сегодня называется креатив..
Дядька оказался весьма далеким от любых съемок. Но настроен был решительно.Поездить, Посмотреть. Пообщаться.
Вторым гостем, по- летнему, солнечной Беларуси тихушничала девушка из балтийской страны. Она специально прилетела в Минск для пробной организационной поездки, как переводчица на английский для " автора". Не с иврита же.
Третьим у них маячил русский пенсионер из того же Израиля.Без языков, кроме русского. Причем, даже не из Беларуси. Видимо, сосед автора по улице. Он и переводчица, понятно, за кофе оказались совсем не у дел.
У вас бывали деловые встречи, на которых вы с тихим ужасом быстро понимаете,что самые худшие ожидания сбываются и собеседники не только не " в кухне", но, вообще, " не в теме"? Кроме сакральных мантр, из популярных у неудачников брошюр " на деньги", в данном случае - на " Холокост".
Незадолго до этого ко мне приходил один " организатор", еврей, который собрался поехать в гости в Израиль по поиску потенциальных инвесторов и созданию совместных белорусско- израильских бизнесов.
- Ты,наверное, там многих знаешь? - спросил он.
- Это не имеет значения. Главное, хочет ли кто-нибудь знать меня. А в чем дело?
- Не скромничай, я навел справки. Почему бы тебе, - продолжил он, креативный - Не договориться с " русским" руководством израильских городов, чтобы сделать о них, городах, рекламные фильмы - Я буду встречаться по своим делам и могу заодно поспрашивать. Это же деньги.
Когда о тебе проявляют трогательную заботу, желая обогатить, держи карман шире.
- Зачем? - удивился я - Во- первых там есть под боком свои ребята. Во- вторых,куда эти фильмы потом засунуть? Разве что под " откат". И наконец, когда у меня была программа в Израиле я не раз делал такие передачи - и о Нацрат-Илите - Назарет, Йокнем, Иерусалим,Ашдод, Ришон, Димона, Бееер- Шева... И без денег от них. Для меня это была работа. Так что спасибо, но позаботься лучше о себе.
- Понял, - кивнул организатор - И через две недели примчался сразу после поездки. - Я говорил о тебе с заместителями мэров нескольких городов. Того же Маале- Адумим.О фильме.Он тебя знает и сказал, что подумает.
- Он подумает, что я мудак...
Разговор свернулся и я стер, чтоб больше не грузил, номера телефонов. Правда, он подловил как-то из... Польши.
- Я тут на бизнес- проекте для белорусского олигарха и снимаю для него на свою камеру. HD - это правильно?
А здесь, а лобби гостиницы, выгонять было некого. Гости не знали о чем говорить, потому что не представляли, чего хотят. Бармен, услышав про Израиль, обслуживал лично и вежливо.
К евреям, на самом деле, везде хорошо относятся. Особенно, когда они приезжают в гости.
Я было попробовал, от отчаяния и беспредметности кофепития, предложить конкретные идеи фильмов, но, к сожалению для гостей, в них и работать. - Вот если, - читалось в глазах " автора" - Ты сделал бы всё это, но тебя бы не было....
В глазах других двоих "киношников" не было ничего.Они бы и по- русски не поняли,о чем и зачем идет речь.
Визитка оказалась только у " автора".Я пожелал им приятной недели по Беларуси и успешного приезда уже на съемки. Дал телефон приятеля - администратора и ручку, чтобы его записать.
Жизнь потекла дальше, капая и кое- где протекая.
Через какое-то время они запросили у приятеля расценки на аренду аппаратуры.
- А твои расценки они тебе сообщили?
- Нет, - растерялся он - Они же иностранцы. Солидные.
- Не посылай, - посоветовал я - Брось.Бывает. Ты потратил время на исследование, уточнения, выяснения. Определился с оптимальным вариантом. Провел личные переговоры. У тебя это заберут, умножат в два-три раза и предоставят куда-то смету. Потом позвонят тем, где ты все нашел и с кем говорил, или к другим, зная, в принципе, что и сколько. И решат вопрос напрямую. За наличные доллары они скинут наверняка завышенные расценки, но получат " филькину" справку о супервысоких. Потом приедут - если еще приедут - запишут стариков- белорусов, которые конечно же вспомнят всё, что читали о войне,на обычную камеру. Даже без микрофона- " петлички". Все - равно спонсорам надо в переводе на английский. Погуляют и "распилят" оставшееся: транспорт,аппаратура, свидетели, командировочные, ночевки, переговоры, консультации, презентации...
Американцы, в свою очередь, спишут все эти деньги с налогов своих спонсоров и будут иметь отчет - видео о проделанной для них работе в далекой Беларуси.
Да еще надбавка " за вредность" - типа, работа в условиях "режима" и всеобщей шпиономании.
Зато все оправдают свое существование. И еще на этом, воздухе, заработают живые деньги, чтобы жить дальше.
- Вот это Хо-ло-кост... - продышал в трубку приятель
- А ты думал, деньги делают только на живых?
- Но я все-таки пошлю расценки, - тянул свое, не вникая, приятель. - Всё равно ведь возился. А вдруг?
" Вдруг" у него так и не случилось.
Это жизнь вдруг начинается и так же заканчивается. Всё, что " между", происходит от незнания.
Даже, если и повезет, опять "вдруг", прожить долго и счастливо...