Эр Светлана: другие произведения.

Босх

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Эр Светлана
  • Обновлено: 02/05/2015. 18k. Статистика.
  • Рассказ: Беларусь
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Катя наблюдает за мамой из-под длинных ресничек. Прищуривает глаза и представляет себя в маленькой комнатке, откуда можно подглядывать за окружающим миром.
      
      "Щелк" - и на картинке появляется затылок мамы. Волосы аккуратно уложены в прическу. Мама внимательно смотрит на дорогу. Еще один поворот, и машина остановится у мастерской художника Васильева.
      
      Катя надменно повторяет: "Васильев...",- точно копируя мамину интонацию. Она во всем ей подражает: и манере разговаривать, и даже пафосным восторгам по поводу красот природы.
      
      "Ах, какие березки!" - и оглядывается по сторонам, чтобы все услышали и увидели, какая тонкая у неё натура.
      
      Когда мамы нет дома, Катя красит губы и примеряет шелковый мамин пеньюар, но больше всего ей нравятся капроновые чулки. Осторожно, чтобы не сделать затяжку, примеряет чулочки и смотрится в зеркало, испытывая при этом необыкновенный восторг. Когда же, наконец (!) она перестанет носить надоевшие коричневые хлопчатобумажные колготки и станет настоящей женщиной, красивой и желанной, в тонких прозрачных чулочках?
      
      Что такое быть желанной, она не понимает, но каждый раз, нарядившись в мамины чулки, погружается в ожидание чего-то необыкновенного, влекущего в мир радостных, волнующих событий.
      
      Рядом с Катей в машине сидит сестренка и хнычет на одной ноте: "Я не хочу рисовать! Хочу смотреть мультики!" - ей не нравится художник, ревнует к нему маму.
      
      А мама сидит на диванчике и рассматривает репродукции картин европейских мастеров.
      
      -Босха детям не показывать! - напоминает менторским тоном, а Васильев нечаянно касается ее руки.
      
      -Я хочу домой! К папе! - капризничает Ольга.
      
      Катя ничего этого не замечает, пишет акварелью цветок, стрекозу и все, что по ее представлениям живет на лесной полянке.
      
      "Щелк" - и в памяти возникает кленовый лист, плывущий по реке, тонкая рябь на воде, нежные прожилки осенних листьев, солнечные пятна, пробивающиеся на лужайку сквозь рыжие кроны деревьев, и душа ее полнится радостью.
      
      -Мама! Мама! - кричит Ольга. - У меня река не получается!
      
      В ответ звучит привычное мамино:
      
      -Работай, Оленька, работай.
      
      "Щелк" - и в Катиной копилочке появляется новая картинка - мама вскидывает руки и поправляет волосы...и такая загадочная, еле заметная улыбка мелькает на ее губах...
      
      Но вот уже Катя и Оля стоят на столе. Васильев пишет два портрета одновременно. Мама с любовью смотрит на дочек.
      
      -Васильев, а когда ты уже нарисуешь мой портрет? - Катя хочет в туалет, а потому подпрыгивает на месте.
      
      -Во-первых, не "ты", а "вы", - поправляет мама. - А, во-вторых, не Васильев, а Николай Габриэлович. И прекрати смеяться.
      
      Катя давится смехом. Не может выговорить отчество, таким нелепым оно ей кажется.
      
      -Габри...Габри...э...? - и снова смеется.
      
      -Портрет не рисуют, а пишут, - уточняет Васильев. - Чувствуешь разницу в словах?
      
      -Чувствую! Пишу - генерал, рисую - солдат.
      
      Теперь уже и Васильев смеется. Ей нравится разговаривать с ним, особенно, когда мама уходит по своим делам и не мешает заниматься. Он не отмахивается от вопросов, и даже объяснил, почему Босха Иеронима ван Акена многие считают сумасшедшим.
      
      "А ведь мама запретила показывать нам его картины. А Васильев разрешил. Почему Босх ей не нравится?" - она забирается с ногами в огромное кожаное кресло, рассматривает альбом, пытаясь расшифровать картины загадочного художника.
      
      -Изучаешь Босха? - спрашивает с иронией Васильев и добавляет поспешно. - Я не считаю тебя глупой. Тебе предстоит еще многое постичь.
      
      "Откуда он знает, о чем я думаю?"
      
      "Щелк" - и запечатлела его лицо. Особенно глаза - такие карие, что кажутся черными, и не сразу поймешь, о чем он думает.
      
      "По таким глазам трудно читать мысли...Не потому ли мама так долго смотрит ему в глаза?"
      
      Катя, как слепая, пытается потрогать каждое слово, чтобы понять значение. Сначала почувствовать, потом понять. А ощущения не обманывают. Так и с рисунками - сначала почувствовать, потом уже браться за карандаш.
      
      -Тебе нравятся картины Босха? - спрашивает Васильев.
      
      -Они как кофта на изнанку.
      
      Васильев, довольный, смеется.
      
      -Правильно заметила про изнанку... Ты, скорее, фотограф, чем художник... Есть такое течение - поп-арт. Хочешь, покажу репродукции?
      
      "Как он догадался, что я все фотографирую взглядом? " - и снова пыхтит над рисунком.
      
      Но вот однажды занятия прекратились. Верой Борисовной одолела меланхолия, она слонялась, непричесанная, по комнатам, или лежала на диване, уставившись в стену. На просьбы девочек отвезти их к Васильеву, раздраженно отвечала: "Оставьте меня в покое!" - а вскоре улетела в Москву за пуговицами для нового пальто, оставив дочек на попечение мужа. А когда вернулась, повела их по магазинам и портнихам, наряжала в новые платья.
      
      -Приучайтесь быть красивыми! - говорила возбужденно. - Красивая женщина всего в жизни добьется!
      
      -А я хочу быть художником! - объясняет Катя. - Почему ты не водишь нас к Васильеву?
      
      -Потому что он мерзавец! - губы сжались в гневе. - И прекратите им восторгаться!
      
      -Почему мерзавец?
      
      -Потому что приставал к вам! Так всем и говорите!
      
      -Как "приставал"? - заинтересовалась Катя.
      
      "Щелк" - и в копилочку попал растерянный мамин взгляд.
      
      - Скажете, трогал везде... поднимал платье. Разве такого не было? Ну, ведь было же, было!
      
      -Не было! - заупрямилась Катя.
      
      -Вот Иудушка! - сорвалась на крик Вера Борисовна. - Он тебя лапал, а ты будешь молчать? - и вдруг заплакала, всхлипывая, как маленькая. Девочки кинулись обнимать её, повторяя: "Мамочка, любимая, он приставал к нам! Только не плачь!"
      
      -Катька! - рыдала Ольга. - Поклянись, что скажешь про Васильева?
      
      -Скажу! - пообещала Катя, а сама задумалась над словом "приставал".
      
      "Надоедал? Ну, вот, пристают же дети на улице, попрошайничают, обзываются. Только у мамы это слово как-то странно звучит... как в грязи искупалось".
      
      -Ну не понимаю я этого слова!
      
      -А тебе и не надо понимать! - кричит мама.
      
      -А я все поняла! - хвастается Ольга. - Что тут непонятного?
      
      Но для Кати слово "трогать" и "гладить" означают радость от прикосновений мамы и папы.
      
      Она смеется.
      
      -Прекрати смеяться! - сердится мама. - Это не смешно!
      
      -Он мне не папа, чтобы трогать везде!
      
      -А папа трогал везде? - у Веры Борисовны округляются глаза, она не знает, как реагировать на слова дочери.
      
      -Когда купает, мочалкой трет, - объясняет Катя. Ей нравится, когда ее купает папа и терпеть не может, когда купает мама. Каждый раз, когда готовится купание, она плачет и просит маму не трогать ее, такими грубыми ей кажутся её руки, и шампунь попадает в глаза, и подзатыльников много.
      
      -Иди отсюда, дура! - злится мама.
      
      "Сама дура!"
      
      "Щелк" и увидела радугу над домом: "Хорошо бы пробежаться по этой радуге...Разве Васильев обидел маму? Нагрубил ей? Однажды нагрубил!"
      
      В тот день они с Олькой подсматривали в щелку, что мама с Васильевым делают в кабинете?
      
      - Скоро уходишь на гражданку, - сказала мама. - Может, останешься здесь по контракту?
      
      -Я художник, а не оформитель.
      
      В армию его призвали после окончания Суриковского училища. Выделили мастерскую, где он оформлял стенды, транспаранты, писал портреты детей, жен военных и выдающихся лиц города.
      
      -Я тебе нравлюсь? - спросила громко и подошла очень близко.
      
      -Ты красивая.
      
      -И неприступная.
      
      -Тогда не делай глупостей, за которые потом будет стыдно.
      
      Девочки по очереди подглядывали в щелку, толкаясь и хихикая. Катя увидела, как мама обхватила руками Васильева за шею и поцеловала в губы. А он вдруг стал целовать её, как безумный, но вдруг оттолкнул от себя и закричал грубо.
      
      -Иди домой! Уходи! Уходи отсюда! - сёстры вздрогнули и, посмотрев друг на друга, заревели в голос. В этот момент в мастерскую вошла жена полковника.
      
      -Что здесь происходит? - с презрением взглянула на Веру Борисовну.
      
      -Вот, дочек перепугал...Идиот! - схватила Катю и Олю за руки и потащила в машину. - Он приставал к ним!
      
      Больше уроков рисования не было.
      
      Вскоре Катю и Олю вызвали на "допрос". Перед допросом Вера Борисовна еще раз проинструктировала дочек.
      
      -Если не хотите меня потерять, говорите, что он к вам приставал!
      
      В кабинете было несколько мужчин, один из них вел протокол. Мужчины принялись расспрашивать, как проходили занятия рисования, и что говорил художник.
      
      Олька, обрадованная такому вниманию к себе, стала тараторить, как Васильев поднимал ей юбку и просил снять трусы, как она ненавидит и боится его, потому что он грубиян.
      
      И к тебе приставал? - спросил Катю мужчина в погонах, которого все называли полковником.
      
      "Щелк" - и в копилочке остался его взгляд, а во взгляде удивление и непонимание, как можно приставать к такому крохотному существу, как Катя, или как это такое крохотное существо, как Катя, способно так бессовестно лгать?
      
      Она замкнулась в себе и не отвечала на вопросы.
      
      -Если рядом не будет мамы, - сказал психолог. - Она быстрее расколется.
      
      -Я не орех, - обиделась Катя, и психолог извинился перед ней за свои слова.
      
      -Я не позволю разговаривать с дочерью без меня! - заявила Вера Борисовна.
      
       -А вы чего-то боитесь? - улыбнулся полковник.
      
      Катю отвели в отдельное помещение.
      
      - Теперь Васильеву труба, - услышала Катя разговор мужчин.
      
      -А что такое труба? - не поняла, о чем речь, но догадалась по интонации, что говорят не о музыкальном инструменте.
      
      -Тюрьма, - пояснил психолог и посмотрел на девочку - понимает ли, что такое тюрьма и махнул рукой, мол, бесполезно, что-то объяснять.
      
      А полковник с любопытством спросил:
      
      - И за письку хватал тебя этот Васильев?
      
      "Фу...какой дурак!" - Катя отвернулась.
      
      -Вы ее провоцируете на обратную реакцию, - предупредил психолог.
      
      -Тебе не понятно, что они врут? Приведи Васильева! - приказал солдату.
      
      В кабинет вошел Васильев. Лицо осунулось, и весь он был какой-то измученный и хмурый.
      
      Катя уставилась ему в глаза и прочитала его мысли: "Босх видит изнанку..." , - он улыбнулся ей, и она улыбнулась ему.
      
      Уведите его! - закричал психолог. - Они разговаривают глазами!
      
      -Что ты несешь? - изумился полковник и все-таки позвал солдата.
      
      Васильева увели.
      
      -Позовите маму и Олю, - попросила Катя. - Я все расскажу.
      
      В комнату вошли Вера Борисовна и Оля.
      
      -Оля, - спросила тихо Катя. - Габри к тебе приставал?
      
      -Да! - крикнула Оля. - И к тебе тоже!
      
      -Это неправда. Нас мама научила так говорить!
      
      -Что ты мелешь? - возмутилась Вера Борисовна.
      
      "Щелк" - и в копилочке остался взгляд, полный отвращения к дочери, которая предала свою мать.
      
      -Хватит врать! - схватила ее за руку.
      
      -Стойте! - приказал полковник. - Вы не на прогулке!
      
      "Щелк" - и Катя заметила, как полковник смотрит на маму: "И ему тоже нравится моя мама?"
      
      Все мужчины смотрели на Веру Борисовну с обожанием. И Катя восхищалась ее красотой. Но сегодня ей было стыдно за все, что здесь происходило, а еще она пыталась как-то исправить ситуацию.
      
      - Он отказался писать наши портреты, - проговорила через силу и тут же покраснела, даже уши и шея её покраснели от стыда. - И мама обиделась.
      
      -Отказался рисовать ваши портреты? - уточнил полковник.
      
      -Не рисовать, а писать, - поправила Катя. - Потому что мы баловались.
      
      -А как он обидел маму?
      
      -Сказал, не надо делать глупостей, за которые потом будет стыдно.
      
      Мама расхохоталась.
      
      -Вот врет! Это надо же такое придумать?!? - и крикнула полковнику. - Вы еще это мужу моему расскажите!
      
      -Предательница! - заорала Оля. - Правильно мама называет тебя Иудушкой!
      
      "Пусть так, - подумала Катя. - Но Васильев не виноват".
      
      "Щелк" - и мама морщит капризно лоб.
      
      -Вы думаете, мои дочери лгут? Надо опросить всех детей, кто ходил в мастерскую.
      
      -А ведь он про вас слова худого не сказал.
      
      -А я давала повод? И заканчивайте это безобразие! - приказала строго. - Муж скоро на обед придет, а меня дома нет. Поклянитесь, что опросите всех детей!
      
      -Клянемся! - вскочили мужчины.
      
      Полковник поглядывал на Веру Борисовну как-то очень озорно, а психолог улыбался: "Вот вы и сделали нас сообщниками, Вера Борисовна!"
      
       -Я запрещаю вам так шутить! - надула губки мама.
      
      "А папа называет ее адмиралом в юбке!" - с неприязнью подумала Катя и с тех пор перестала подражать матери.
      
      -Клянусь! Он вам все теперь нарисует этот Васильев! - пообещал полковник.
      
      -Напишет, - поправила Катя.
      
      На следующий день Васильев, молча, писал портрет Ольги, а Катя сидела вместе с мамой на диванчике. В комнате стоял солдат и наблюдал за порядком.
      
      -Почему ты не пишешь два портрета сразу? - прервала молчание Вера Борисовна. Васильев не ответил. - Так и будешь молчать? А мог бы и извиниться, у тебя еще было время! - она гордо вышла из мастерской.
      
      Ольга с криком: "Мама! Я его боюсь!" - побежала следом, а Катя вздохнула - так хорошо стало, когда они обе вышли в коридор.
      
      Васильев положил кисти на стол и заглянул ей в глаза.
      
      -Я ничего плохого о тебе не сказала! - похвасталась она.
      
      -А я должен благодарить тебя? - спросил сурово. - Правдой не хвалятся, ей живут.
      
      Кате стало стыдно. Она заплакала.
      
      -Я не стала слушать маму.
      
      -Не плачь...Слушай свое сердце...и станешь художником.
      
      Больше Васильева она не видела. А слова его поняла, когда стала взрослой и училась уже в Суриковском училище.
      
      Приехав однажды на каникулы домой, спросила у мамы.
      
      -Ты помнишь того художника?
      
      -Какого художника?
      
      -Васильева.
      
      -Не понимаю, о ком ты?
      
      "Щелк" - и в копилочке отобразились глаза, внимательно изучающие дочь.
      
      "Чего ты хочешь, Катя? Припереть меня к стенке? Но разве ты можешь что-то помнить?"
      
      - Сколько тебе тогда было? Пять? Шесть?
      
      Вера Борисовна в шутку , называла Катю Иудушкой Головлевым, помня о том, что когда-то та ее предала.
      
      "Но разве сказать правду, означает предать?!?"
      
      -Что с ним стало, мама?
      
      -Откуда я знаю? - зевнув, Вера Борисовна взяла с тумбочки журнал мод. - Между прочим, тогда многие дети пожаловались на Васильева, только ты одна почему-то уперлась.
      
      -Он меня не трогал!
      
      -Ты с детства позволяла себя лапать. Смотрю на тебя и думаю, как бы не принесла в подоле!
       С тех пор Катя домой не приезжала. Да и мама о ней особо не вспоминала. Зачем? Если под боком живет Оля, которая никогда не предаст.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Эр Светлана
  • Обновлено: 02/05/2015. 18k. Статистика.
  • Рассказ: Беларусь
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка