Есть у меня знакомая из Риги, хорошая женщина, с поразительной идиосинкразией к иностранным языкам. Из-за неспособности выучить латышский потеряла там работу (нашла другую), последнее время чуть на каждый год ездит в Америку, поработать в русских семьях, но так и не освоила и десятка слов. А те, что освоила, произносит странно. Пойти за покупками у нее шапинг, впрочем, слышал, что американцы действительно вместо "а" "о" произносят, а уценка - вместо сэйл - сало.
Но я, собственно, не о ней. И не об Америке. Я, собственно, о магазинах.
Человек, он ведь так подло устроен, что ему все время чего-нибудь надо. И это что-нибудь обычно приходится покупать, да еще и за деньги, которые так нелегко достаются, а потом - пшик - и сдуло. Вот про эти сдуватели и поговорим, как они тут в Германии устроены.
Хотя магазинов великое множество, всевозможных оттенков, профилей и запахов, на самом-то деле их несложно классифицировать. Они делятся - с одной стороны - на специализированные по какому-нибудь профилю, на широкопрофильные (супермаркеты или универмаги) и на гиганты, где есть все и непонятно, куда такую кучу всего девают. С другой стороны они делятся на магазины для бедных, средних и богатых. С градациями, натурально, в каждом классе.
По воскресеньям немецкие магазины не работают. Это защита продавцов, которым тоже выходных хочется, и в те же сроки, что и остальным людям. По субботам раньше было тоже только до обеда, но Шредер, доведя страну до кризиса, сделал великую поблажку, разрешил до вечера. К радости моей жены.
Суббота у немцев день закупочный. С утра грузятся они на машины и уезжают в большой супермаркет, запасая молоко, вино и пиво ящиками и тележками. Чтоб на неделе больше ни ногой, ну только в булочную с утра за свежими булочками.
А если же планируется на выходные какая поездка, то затарка идет в пятницу вечером.
Интересно, но человеку действительно можно впарить что угодно. Говорят, в Израиле цены в супермаркетах выше, чем в специализированных магазинчиках, и обьясняется это тем, что в супермаркете вам удобнее, зараз все закупить можно, вот оно и дороже. Логично, вроде как. У немцев наоборот. Потому что супермаркет закупает помногу оптом, дешевле, вот и может держать цены ниже. Тоже логично. Мы ведь так устроены, нам что не обьясни, все логично. Пока не обожжемся.
Расстановка товаров - целая наука. Пока найдешь, что нужно, подсунут кучу, чего сбыть хочется. И все с нужной подсветкой и прочими эффектамми - снежок над овощами, колбаса выглядит мясней некуда, велики возмоности оптики. В супермаркетах обязательно есть и своя булочная-пекарня, мясо- и сыротека, нередко отдел свежей рыбы. Это все - прилавки с продавцами. Наши эмигранты их поначалу побаиваются, потому что это ж разговаривать надо, и убеждают себя, что там все так дорого..., потом и сами этому верят, но на самом деле наоборот, там часто дешевле. Истинные немцы обращаются туда тоже не так часто, у них предубеждение, что хлеб надо брать в настоящей булочной, а мясо - в настоящей мясной лавке. И все это самообман, лично убедился.
На многих ценниках красные рамочки, мол эту неделю пресловутое "сало" - специальное предложение, сниженная цена. Никогда не ленился слазить под ценник, посмотреть прежнюю цену. Иногда и снижена. А нередко и... ох, дурют нашего брата.
В магазинах вещевых с "салом" обычно не дурют. Что удивляет, многие немцы четко знают свой шесток, ходят в магазины по карману, в остальные не заглядывают.
Потом уставятся на меня - у свитер от "Босс", ну ты и босс, откуда? Обьясняю, зашел в такой-то магазин, этот свитер, изначально сотня, был уценен до 70, потом до 50, а сейчас все уцененное еще в половину, вот за 25 и купил. Ну, удивляются, а где ты прочитал, что такое будет? Да нигде, зашел. А-а-а. И - не заходят.
Раньше скидки жестко регламентировались и рекламировались - летняя и зимняя распродажи, строго по две недели. Теперь универмагам не до того и поймать можно что угодно каждый день. А я ведь помню уроки любимого дяди - только очень богатые люди могут позволить себе дешевые вещи. Оно так и есть.
Сдать назад - в принципе не проблема. Был бы с собой чек и этикетка. Не то с мебелью или техникой, там действительно требуется думать до покупки, а не после, и причины, годящиеся в штатах - а цвет дивана к обоям не подошел, не пройдут, закон защищает и покупателя и продавца, стараясь быть разумным. Немцы, которые победнее, здесь показывают себя самый, что ни на есть здравомыслящей и рациональной нацией, сначала идут в небольшой специализированный магазинчик и получают подробную консультацию, потом еще и в супермаркете консультируются, а потом покупают в интернете подешевле. При этом им очень стыдно за обман продавцов, но мы же бедные, что делать.
На технику двухлетние гарантии. Когда-то было плевать, все равно десятилетиями работало. Теперь производители поумнели, гарантию дают на два года, а вещи делают так, чтобы они лишнего дня не проработали. На особо крепкие изделия пятилетнюю гарантию продают.
Что же со соотношения цена-качество - пиво на халяву и здесь вне конкуренции, но выпадает нечасто. А вот закон - чем лучше, тем дороже и наоборот, в принципе, соблюдается. И это правильно.