Аннотация: Почему эти мысли о наших взаимоотношениях со Временем пришли мне в голову именно в Праге? Да потому что нигде в другом месте я не видела такого количества часов. Разнообразных и очень интересных.
Часы своим "тик-так", "тик-так",
Отмеривают время так:
Минута, две, четыре, пять...
И уж не поворотишь вспять
Того, что было и прошло,
Того, что вовсе не пришло,
Того, что хочется забыть,
Того, что важно оживить
Воспоминаньем.
Кто с тоской, кто с радостью,
Никто другой, мы сами
Ищем жизни путь,
С которого уж не свернуть.
А время? Безобразно с ним
Обходимся и не глядим,
Что гоним, тянем, убиваем,
Расходуем не так, теряем,
Растрачиваем. прожигаем,
Торопим... И не понимаем,
Что мы не властны. Не дано
Нам подчинить себе его,
Остановить и заморозить,
Судьбе внезапный вызов бросить,
Жизнь нанести на чистый лист
Как сочиненье гимназист.
Почему эти мысли о наших взаимоотношениях со Временем пришли мне в голову именно в Праге? Да потому что нигде в другом месте я не видела такого количества часов. Разнообразных и очень интересных. Большинство - механические или электрические. Из тех, что появились на свет сравнительно недавно. Но есть и другие, предки которых явились миру много-много столетий назад, а именно солнечные, прообразом которых стала палка - гномон.
Некто неизвестный, живший на юге, предположительно в Вавилоне, заметил, как предметы по-разному отбрасывают тень в разное время дня и, воткнув в землю палку, сделал удивительное открытие. С течение времени гномон приобрел циферблат и стал настоящими часами. Правда, длина и направление отбрасываемой тени зависели не только от положения Солнца на небосводе, но и от времени года. А потому римляне весной и летом удлиняли дневные часы, а осенью и зимой укорачивали. Оттого часы даже одних суток были неравномерны. Этот недостаток удалось в определенной степени устранить введением криволинейных шкал, построенных с учетом квартальных или месячных интервалов.
Солнечные часы были широко распространены в Европе вплоть до XV века. И среди них особое место занимал настенный вертикальный вариант с горизонтальной теневой штангой, перенятой в Египте. Их создателей нимало не смущал тот факт, что точность этой модели зависит в значительной степени от их местоположения относительно экватора. Чем дальше - тем точность меньше.
В эпоху Возрождения несовершенные хронометрические приборы превратились в весьма точные, конечно для своего времени, приборы. Это достижение связано с именами известных европейских астрономов и математиков, в частности Тихо Браге, и Йоста Бурги, что во второй половине XVI века работали в Праге при дворе императора Рудольфа II.
К этому времени солнечные часы появились в самых разных вариантах: и настольных, и дорожных, и в виде украшений: подвесок, печатных перстней. Появился и оконный вариант с циферблатом на поверхности окна храма или ратуши, и настенные, на поверхности стен домов.
Несмотря на то, что ныне солнечные часы своего рода анахронизм, их ставят на дачах и в парках, укрепляют на стенах домов. Интересный вариант можно увидеть в Хайфе на Бат-Галим. По ним можно узнать время не только в Израиле, но и в столицах некоторых других стран.
Видела я нечто интересное и в Праге. На Малостранской площади (здание Малостранска Беседа), а так же сбоку на башне одного из домов на Летенской улице, такой узкой, что в нее еле-еле втискивается трамвай, спускающийся по серпантинной дороге от Летнего дворца королевы Анны к Малостранской площади.
Другие, совершенно необычные, солнечные часы имеются в Клементинуме, где стоит, на первый взгляд, ничем не примечательная башня. Построенная в XVIII столетии, она служила астрономической и метеорологической обсерваторией. Башня была снабжена простым, но удивительно точным устройством на южной стороне. Через маленькое отверстие проходили солнечные лучи, которые в определенное время попадали на три натянутые внутри струны. В момент, когда средняя струна разделяла пополам кружок солнечного света так, что он не касался ни одной из боковых струн, наступал полдень. Об этом на протяжении многих десятилетий возвещал всему городу служитель, что выходил на галерею и махал красно-белым национальным флагом. А для того, чтобы это было известно всем, по мановению флага раздавался артиллерийский залп.
Однажды некий скептик решил сопоставить точность этих необычных солнечных часов с современным хронометром. Каково же было его удивление - максимальное отклонение составило всего две-три секунды...
Сохранила история и песочные часы, что нередко используют домашние хозяйки и медицинские работники, "отпускающие" физиотерапевтические процедуры. А вот водяные, что появились так же в Вавилоне две с половиной тысячи лет назад, до нас не дошли. Тем не менее, пару слов и о них.
В отличие от дневных, солнечных, они считались ночными. И, несмотря на сомнительную точность (количество воды, переливающейся из сосуда в сосуд, зависело и от емкостей, и от величины отверстия, из которого она вытекала), пользовались большой популярностью. Не перешагнули века и "огненные", фиксировавшие время по количеству масла сгоревшего в лампе или воска в свече за определенный период.
Крестовые походы принесли в Европу из Палестины первые механические часы, которые так же не могли похвастаться точностью. Положение несколько улучшилось с появлением гирь. А когда в XVII веке Гюйгенс привесил к ним маятник, часы стали выполнять свою функцию на ином, более высоком уровне.
С появлением механических часов связано и возникновение уличных часов, для общественного пользования. Теперь время мог узнавать любой. От простолюдина до коронованной особы. Эти часы устанавливали на башнях, фасадах зданий, специальных столбах.
Самые первые из них, названные Большим Томом, появились 650 лет назад в Лондоне по велению Эдуарда I на Вестминстерской башне в Лондоне. Они отбивали время в течение четырех столетий. До тех пор, пока их не заменил ныне здравствующий Большой Бен.
Механические часы изначально тоже не имели стрелок. Только в XVI веке появилась сначала часовая, в начале XVIII века - минутная, а за ней и секундная. Как же узнавали время без стрелок? По ударам колокола, звонящего ежечасно.
Следующий этап - появление курантов - часов с боем или мелодией, исполняемой в определенное время. Так, например, прекрасно знакомые всем нам куранты на Спасской башне московского Кремля прежде исполняли Преображенский марш и молитву "Коль славен", а некоторое время в советский период "Гимн Советского Союза".
Двадцатый век подарил человечеству новые виды часов: электрические и электронные, которые сразу же отвоевали свое место под солнцем. Впрочем, хватит истории. Пора снова отправляться в столицу Чехии.
Первая остановка на улице Кременцовой, что находится недалеко от здания Оперы, в пивной "У Флеку", где варят этот ароматный напиток уже 500 лет. Неудивительно, что мастера здесь о себе весьма высокого мнения. Даже бытует поговорка, что в этом месте все вращается вокруг пива. Даже часы. Те самые, что висят у входа. На их циферблате вместо цифр - буквы, составляющие название пивной.
Другие, подобные им, еще интереснее. Они идут в обратном направлении, показывая время, отмеряемое не цифрами, а 12 буквами ивритского алфавита. С 1765 года они находятся на аттике башни ратуши в Еврейском, иначе Йозефовом, городе. Глядя на них, чувствуешь, будто время остановилось и мысленно переносишься в стародавние времена, когда здесь жила в гетто община.
Эти часы, как и другие, расположенные повыше с римским алфавитом, издавна служат темой для романтиков - поэтов и прозаиков. Рассказывают, что они поразили Поля Верлена, восхищенно воскликнувшего: "Это единственный в мире город, где время течет вспять!"
Впрочем, часы с буквенным циферблатом - не новинка. В стародавние времена нечто подобное имелось в Москве. На той самой Спасской башне, о которой уже упоминалось, некогда помещались довольно странное сооружение. По вращающемуся кругу шли буквы (естественно, кириллица), стрелка же в виде небольшого солнышка, расположенного над циферблатом, оставалась неподвижной. Куда делись эти часы - не известно. Известно лишь то, что в XVIII веке они были заменены другими, вывезенными Петром I из Голландии.
Но вернемся вновь в Прагу, уже на Староместскую площадь, и рассмотрим старинные куранты, украсившие башню ратуши в начале XV века. История же связанная с ними такова.
Вацлаву IV захотелось иметь нечто необыкновенное. Такое, что еще никто никогда не видел. И он повелел сделать это "нечто" известному умельцу Микулашу (Ганушу) из Кадани. Тот заперся в своей мастерской, и через некоторое время продемонстрировал монарху чудо-часы, за которые был награжден и обласкан.
Прошло какое-то время, и до правителя дошли слухи, что мастер тайно над чем-то работает. Испугавшись, что тот сделает новый вариант лучше предыдущего, Вацлав велел ослепить Микулаша. Мастер то ли узнал, то ли догадался об этих планах. Тайно пробрался он в башню и разрушил сложный механизм. Часы встали. К сожалению, пережитое потрясение привело к разрыву сердца, и поднявшиеся туда люди нашли бездыханное тело.
Услышав эту легенду, я невольно вспомнила о той, что относится к московскому собору Василия Блаженного на Красной площади в Москве, где все закончилось не менее трагически. Мастера Барма и Постник (по последним данным это имя и фамилия одного человека), соорудившие эту красоту, по велению Ивана Грозного были ослеплены. Помните, как говорится об этом у Д. Кедрина?
"И тогда государь приказал ослепить этих зодчих.
Чтобы церковь вот эта стояла одна такова.
Чтобы в суздальских землях, и землях разанских, и прочих,
Не построили лучшего храма, чем храм Покрова".
Но вернемся в Прагу. Микулаша похоронили, часы отремонтировали и усовершенствовали Это сделал Януш из Розы. Он и перенес их на более высокую часть башни. В XVII веке куранты обзавелись фигурами апостолов, а в XIX-м, после капитального ремонта, на башне появилась новая календарная доска написанная Йозефом Манесом. И с тех пор часы имеют тот вид, что и сегодня.
На самом верху башни - обыкновенные куранты, отбивающие, как и полагается, время. Под звук колокола каждый час открываются окошки, и начинается торжественная процессия апостолов. По сторонам среднего циферблата есть окошечки с фигурами, изображающими "Тщеславие", "Скупость", "Безнравственность" и "Смерть", выглядящую как скелет, звонящий в колокольчик и напоминающий о недолговечности бытия. Действо завершается криком золотого петушка, сидящего в верхнем проеме.
Под курантами еще два круга-циферблата. Средний показывает расположение планет, время восхода и захода Солнца, восхода и захода Луны. Все это вращается вокруг Земли, находящейся в центре. Этакая геоцентрическая система. Пусть и не верная, но весьма интересная. На нижнем же, календарном, - картинки, соответствующие каждому месяцу; знаки зодиака.
Есть в Праге и свой карильон - куранты с набором небольших, особо настроенных колоколов различного звучания. Карильон обычно приводится в действие в действие механизмом, связанными с органом, за которым и работает мастер. Помню, как меня поразило это в первый раз много лет назад в Кунасе. С высокой башни, расположенной на площади в центре города, неожиданно раздались удивительные мелодии. Это композитор Викторас Купрявичюс вместе со своим сыном Гедрюсом давали концерт для жителей города в честь Большой Ярмарки.
Что касается пражского карильона, то он работает с помощью системы, заставляющей колокола исполнять в определенное время конкретную мелодию. И с барочной колокольни Лореты, исключительно красивого костела, расположенного в Градчанах, где над часами в арочных проемах видно 27 колокольчиков, круглогодично ежечасно слышится песня, посвященная Деве Марии - "Тысячекратно славим тебя".