Яровинская Татьяна: другие произведения.

В царстве Реона Аргодиана

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 22/06/2009.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 17/05/2008. 9k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Необычные формы и образы, наполненные обаянием, делают и чертей, и ведьм настолько привлекательными, что ты завороженный, принимаешь правила игры, и словно андерсеновский мальчик Эльдар, переступаешь порог картинной рамы и отправляешься в путешествие по зачарованной стране, где нет привычных понятий, обычных существ, где все ирреально.

  • ...Картины вообще теряли связь с реальностью, уходя в область фантасмагорий, чужих чувственных и семантических пространств.

    В. Головачев "Черный Человек"

    Привыыкшим к классической живописи, его искусство покажется более чем странным. И, тем не менее, там есть нечто, притягивающее зрителя словно магнит. Какое - то особое очарование совершенно фантастических, ирреальных образов. Это Реон. Реон Аргондиан, создавший свою необычную страну. Приобретя в лесу Кенекан, что лежит в самом сердце Бретани, вдали от населенных пунктов, старую мельницу, он построил вокруг нее свою страну Аргондию. Королевство, в котором он - некоронованный король. Добраться до нее совсем непросто. Колдобины, бездорожье... Но упорных и любопытных ожидает необыкновенное зрелище, удивительно-сказочный мир, воплощение его мечты, выражение чувств и ощущений.

    Там реальная географическая точка стала местом реализации увлекательных фантазий, живущих в голове художника, что, благодаря его таланту, нашли отражение в созданных образах. Они словно ожили, обретя плоть, и наполнили волшебством обычное пространство: озера, аллеи, мосты и стоящую на большой поляне удивительную пещеру, вход в которую охраняется чертенятами.

    На глазах оживают мифы, легенды становятся правдой, и ты уже готов верить, что далеко - далеко, в глубинах земли, существует сказочный мир с драконами, чертями и ведьмами, запертыми с глубоких темницах. Еще несколько шагов - и ты в магической пещере - на земле танцующих эльфов, спящих красавиц, поющих скрипок, оплывающих свечей, вечной темноты и глубины. Среди горящих искорками сталактитов, в радужье красок, висят картины, наполненные блеском и роскошью. Фантастический мир с козлорогими демонами, пирующими с лесными девами, нимфами, купающимися в темных водах прудов среди мхов и лиан, таинственными мостами и замками, окутанными в колдовскими чарами. Здесь ставятся алхимические опыты в надежде раскрыть тайну философского камня и эликсира вечной жизни.

    Необычные формы и образы, наполненные обаянием, делают и чертей, и ведьм настолько привлекательными, что ты завороженный, принимаешь правила игры, и словно андерсеновский мальчик Эльдар, переступаешь порог картинной рамы и отправляешься в путешествие по зачарованной стране, где нет привычных понятий, обычных существ, где все ирреально.

    Реон изображает на холсте то, что другие выражают музыкой или словами. Это - его чувства, его душа, его тайны, хранимые подсознанием. Полотно и краски лишь инструмент для самовыражения, дающий возможность постичь суть этого человека. Недаром же он говорит: "Мои картины - это окна выходящие на мои владения!"

    Является ли Реон чем - то необычным, неким феноменом? Психологи считают, что нет, не является. Ведь воображение большинства людей рождает самые разные образы, посещающие их многократно на протяжении жизни. Они внезапно появляются и исчезают в никуда потому, что мы не в состоянии их выразить, облечь в плоть, "упаковать" в реальную форму.

    А Реон может. Ему удается изобразить то, что люди видят во сне, о чем, порой тайно мечтают, что желают познать и вкусить, боясь признаться в том даже самому себе. А потому его картины, не неся какой-то идеологии и желания оказать влияние на чувства зрителей, поражают и увлекают. Порой вызывают определенные ассоциации, выразившиеся в художественных образах. Это, по мнению автора, "невидимый тайный мост между зрителем и художником, где и зритель, и художник, являются индивидуумами".

    В одной из статей, подписанной довольно странно "Последний дадаист", я прочла интересную мысль о том, что полотна Реона сродни музыкальным произведениям, не порождающим конкретную мысль, а возбуждающим мыслительную деятельность. У каждого увиденное абстрагируется в свои образы.

    Его Аргондия - некий промежуточный мир, некая субстанция между жизнью и смертью, реальным и воображаемым, прошлым и будущим, высоким и низким, благодаря чему эти категории воспринимаются не противоречиями, а взаимосвязанными вещами.

    Сие становится особенно интересно сегодня, когда многие верят в магию и мистику, когда непонятное и удивительное вдруг оборачивается явью благодаря стараниям Реона Аргондиана - художника и скульптора. Но, прежде всего мечтателя.

    Можно ли назвать этого художника сюрреалистом? Тем, кто, согласно формулировке Андре Бретона в опубликованном им в 1924 году первом "Манифесте сюрреализма" придерживается концепции определяющейся как "...бесконтрольное автоматическое воспроизведение сознания и подсознания, выраженное вербально, письменно или каким - либо иным способом"? Вряд ли. Ведь у типичных представителей этого течения имеет место полный отказ от реалистического подхода, ибо он, согласно тому же Бретону, "отвратителен, потому что создан из убожества, ненависти и плоского самодовольства".

    У Реона же ирреальное не только сочетается с естественным, но и сосуществует с ним в полной гармонии. И нет в его вещах ничего отвратительного, вызывающего неприятные чувства и ассоциации. В его вещах царит, обычно не встречающаяся у сюрреалистов гармония. Здесь не упадок. Здесь эволюция, развитие. Ибо он, по собственным словам, никогда не утопает в фантазии ради самой фантазии. "Эволюция не похожа на декаданс, " - считает Аргодиан.

    А теперь о том, откуда взялся человек со столь странным именем, кто прячется за ним? А прячется за ним Ян Зарадник, назвавшийся Реоном после того, как оказался во Франции. До этого, покинув Чехословакию в 1968 году двадцатилетним молодым человеком, провел лето в Италии, занимаясь керамикой, потом некоторое время работал в Швеции художником-реставратором.

    Начинал свою деятельность Зарадник в обычной технике старых мастеров. Но вскоре понял, что это - не его. Для самовыражения требовалась другая манера. Сделать это, живя в Швейцарии с размеренным и четко определенным стилем жизни, где его никогда бы не поняли, не мог. А потому уехал во Францию, отыскал подходящий уголок в Бретани близ Понтиви с возвышавшейся среди зарослей одинокой полуразрушенной мельницей. Воскликнув: "Я точно знаю: это настоящее место для меня!", стал строить там свой мир, свой заповедник.

    Несмотря на то, что Реон неоднократно заявляет, будто старается бежать от цивилизации, он не отказывается благ, предоставляемых прогрессом. В его стране есть и свет, и радио, и телевидение, и телефон, а для преодоления больших расстояний он пользуется машиной, поездом, самолетом... Без этого не возможно было бы устройство выставок в самых разных местах земного шара. На одной из них, что проводилась в Праге, довелось побывать и мне.

    На Карловой улице, где располагаются художественные галереи и небольшие театры, куда, как некогда, глашатаи зазывают прохожих, мое внимание привлек парень одетый в костюм вольного художника прежних времен: белые чулки, коричневые бархатные панталоны и плащ, на голове - лихо сдвинутый набок берет. Он приглашал в расположенную рядом галерею, где я увидела необычные вещи, а еще познакомилась с самим Реоном, прохаживавшимся по залам и наблюдавшего с интересом за тем, какое впечатление производят его творения.

    Оставаясь верным самому себе, он сумел и из обычного городского строения создать некое подобие того, что имеется в Аргондии. Пройдя через крытый коридор, стены и потолок которого напоминают своды пещеры, я оказалась в гроте с обомшелыми стенами, небольшими фонтанчиками и полотнами по стенам.

    Долго бродила, рассматривая картины с лешими, русалками и прочими существами, принадлежность которых и определить трудно. И, самое интересное, глядя на всю эту нечисть, не испытывала ни неприязни, ни беспокойства. Лишь любопытство и радостное удивление от необычных удивительных красок и странных сюжетов.

    На вопрос: "Как ему это удается?" Реон рассказывает, что свои картины пишет ночью, ибо тогда наиболее удобно работать с яркими красками, сочетая темно-синюю гамму с коричневой, "адское" с "райским".

    Интересно, что пражане, с которыми мне не терпелось поделиться впечатлением от увиденного, отнеслись к моему "открытию" весьма прохладно. "Это тот ненормальный, что ходит в бархатной шляпе и камзоле? - спросила меня одна из знакомых. - Извините, но его вещи у меня не вызывают положительных эмоций. Он довольно странен, на мой вкус".

    С момента той встречи прошел год, и я, наконец, добралась до заметок о Реоне. Попросила знакомую поискать материалы, касающиеся той пражской выставки. И получила ответ, что его, вернее, его "картинную пещеру" выселили из с Карловой улицы, потому что строение понадобилось то ли частнику, которому оно принадлежало, то ли городу, чьим имуществом числилось. Так что теперь для того, чтобы познакомиться с этим художником, надо отправляться прямым ходом в Бретань.

    2004
  • Комментарии: 4, последний от 22/06/2009.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 17/05/2008. 9k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка