Аннотация: Я снова приглашаю вас в Прагу. Приглашаю для того, чтобы пройти одним из интереснейших маршрутов, который называется Королевской дорогой.
Я снова приглашаю вас в Прагу. Приглашаю для того, чтобы пройти одним из интереснейших маршрутов, который называется Королевской дорогой. Именно так пролегал некогда путь Вацлава IV, что отправлялся из Королевского дворца, построенного им в XIV веке на границе Старого и Нового места в Град, бывший официальной резиденцией. Естественно, с тех пор многое изменилось, ведь прошло около шести веков, но от этого дорога стала еще более интересной.
К сожалению, дворца Вацлава IV сегодня не существует. Зато на том месте, где он находился, стоит одно из интереснейших городских зданий - Общественный дом ("Репре") в стиле неомодернизма. Не существовало и расположенной неподалеку темной, словно закопченной, Пороховой башни, получившей такое название из-за того, что служила одно время складом для хранения пороха.
Построенная во второй половине XV века Бенедиктом Ридом в честь коронация Владислава II Ягелло, она почему-то не понравилась монарху, выбравшему для резиденции старый Пражский град. От того и простояла около 400 лет под временной крышей. Лишь в конце XIX столетия стараниями Й. Моркера, сохранившего имевшиеся лепные украшения в виде гербов, статуй святых и правителей, приобрела современный экстерьер с четырехскатной крышей.
Если войти во внутрь этого неоготического 65-метрового сооружения и подняться по винтовой лестнице наверх, то можно выйти площадку, с которой откроется прекрасный вид на город с его башнями, шпилями, яркими черепичными крышами. Но вернемся в конец XIV века и вообразим себе следующую картину.
Над городом разливается колокольный звон, возвещающий о том, что королевский кортеж в сопровождении свиты и охраны отправляется в путь. Вокруг пышной процессии - толпа, жаждущая зрелищ вполне достойных того, чтобы ею полюбоваться. Особенно в том случае, если мероприятие выходило за рамки обычного: коронация, свадьба или крестины кого - то из членов царствующей фамилии. Тогда можно было не только потешить глаз, но и разжиться мелкими монетками, горстями разбрасываемыми вокруг.
Этой дорогой ехали в Град на официальные приемы и иноземные послы, вызывая у зевак бурю восторга, как своим экзотическим видом, так и видом входивших в их эскорт животных. Например, слонов или верблюдов.
Скопление людей на празднестве - всегда возможность заработать. А потому вдоль Королевской дороги как грибы после дождя, росли мастерские, лавки, таверны. В ажиотаже веселья разбиралось все. Даже то, на что при других обстоятельствах и вовсе не обратили бы внимания. Если же какая-нибудь безделица нравилась кому-то из высочайших особ, то, считалось, что удача улыбнулась особенно лучезарно.
От Пороховой башни процессия шла по Целетной улице, которую раньше называли Цалетной из-за того, что здесь жили пекари ("цалтнеры"), собравшиеся, согласно средневековым правилам, в одном месте, и выпекавшие к рождеству маленькие плетеные булочки "цалты".
На этой улице, как, собственно говоря, и в других местах этого города, много красивых домов в барочном и неоклассическом стиле стоящих на фундаментах романских зданий. Они появились после того, как опустошающий пожар 1291 года уничтожил прежние строения. Властями Старого Города было решено не только восстановить постройки, но и из-за частых наводнений Влтавы поднять уровень домов на 2-3 метра. Так бывшие надземные этажи оказались под новым уровнем улиц. Сравнительно недавно их привели в надлежащий вид и стали использовать как рестораны в погребках.
Пройдем мимо Сикстова дома (Се1еtna 2) со статуями, приписываемыми Брауну, мимо Грзанского дворца, с одним из самых красивых фасадов и остановимся у дома (Се1еtna 23) в кубистическом стиле, возведенном в начале ХХ века по проекту Иозефа Гочара.
Построенный на месте барочного дома XVIII века, он сохранил его домовой знак - Черную Богоматерь, которая томится в золоченой клетке. По прихоти автора, как у нее, так и у младенца, которого она держит на руках, лица черного цвета.
В здании находится музей современного чешского искусства с экспозицией кубизма, особого направления, имевшего место в начале ХХ века. Среди экспонатов того периода необычные картины, мебель и образцы прикладного искусства, в частности весьма оригинальные аксессуары для дома.
Недалеко от него - дом "У золотого ангела" (Се1еtna 29) с соответствующим домовым знаком, служившим вывеской пражской гостиницы, в которой в 1848 году проживал известный революционер-анархист М. Бакунин и один из домов, принадлежащих Карлову университету, где на первом этаже недавно вновь открыли один из самых известных ресторанов "У супа". Так возродилась харчевня, существовавшая 300 лет тому назад и перестроенная сначала в домашнюю часовню, потом в ювелирную мастерскую и, наконец, в типографию.
Кроме этого ресторана здесь имеется масса винных погребков, модных бутиков, в частности тот, что торгует фирменными изделиями от Джанни Версаче, а на углу Фруктового рынка, стоит дворец "У Минце", мемориальная доска на котором гласит, что с 1420 по 1784 год здесь чеканили чешские деньги.
В этом месте я бы посоветовала чуть-чуть свернуть в сторону для того, чтобы позавтракать (или пообедать) в ресторане "У золотого льва", где не только радующий глаз интерьер, приятная атмосфера, вышколенные официанты, но и прекрасная кухня. (Как только вспоминаю об этом месте, непременно ощущаю вкус куриных отбивных под грибным соусом и хрустящую картошечку).
Подкрепившись, можно продолжить путь. Свернув с Целетной улицы на Староместскую площадь, пройдем мимо ратуши, бросим взгляд на стоящий в центре памятник Яну Гусу и выйдем на Карлову улицу - самую кривую в городе.
Извиваясь неширокой лентой, она отклоняется то вправо, то влево. И уж где, действительно, много интересного, так это на ней. Прежде всего, магазинчики, в которых для туристов истинное раздолье. Симпатичные сувенирные кружки и майки, чешский хрусталь и богемское стекло, ювелирные изделия из серебра и гранатов, знаменитые на весь мир марионетки, какие-то оккультные предметы и даже отдельные детали обмундирования советских войск с подобающими регалиями: погонами, знаками отличия, орденами и медалями.
Подобно Целетной Карлова улица была поднята метров на шесть, и в нижних этажах, ставших подвалами, здесь тоже разместились рестораны. На что обращаем внимание? На Клам-Галассов дворец, стоящий на углу Гусовой улицы, вход в который со стороны двора, охраняют гиганты работы М. Брауна. Их же можно видеть и вдоль лестницы, ведущей в вестибюль с плафоном, на котором изображены олимпийские боги, - прекраснейший образец чешского барокко. А история дворца такова.
Амбициозный дипломат Ян Вацлав Галлас хотел, чтобы его дом был хорошо виден со всех сторон, а потому, скупив все строения, стоявшие перед фасадом, надумал их снести и сделать перед своим особняком площадь. Только магистрат пошел на это с одним условием: взятием обязательства продолжать платить все налоги, причитавшиеся стоявшим там постройкам.
Когда Клам-Галлас поразмыслил и прикинул, во что это может обойтись, то отказался от затеи и смирился с действительностью. Оттого его дворец, в котором ныне хранится пражский городской архив, виден лишь под острым углом.
За очередным поворотом, на углу Семинарской улицы полюбуемся великолепным барочным фасадом дома - исключительно интересным строением "У золотого колодца" (Karlova Љ3) с необычным планом и богатым декором фасада. На основе цвета топленого молока - красные врезки окон и лепные фигуры. А кого тут только нет!
Сверху, над окнами расположилась Святая Розалия, по бокам - Святой Игнатий и Святой Франциск Ксаверий, этажом ниже - Святой Вацлав и Святой Ян Непомуцкий. Под ними - группа ангелов венчают короной Деву Марию, выделяющуюся позолоченным барельефом в восьмиконечной звезде. Около окон второго этажа - Святой Себастьян и Святой Рох, защищающий от чумы.
Называется дом так потому, что в его подвале имеется колодец, благодаря которому людям, жившим здесь, в самый разгар эпидемии чумы (1701 год) удалось избежать черной смерти. Есть и другая версия, связанная с легендой о том, как молодая девушка пошла за водой к тому самому колодцу, не рассчитала, перегнулась и упала в него. Да так неловко, что, вытаскивая ее, сломали часть сооружения.
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Внутри стенки был найден клад замурованных золотых монет. Весть о такой удаче, мгновенно распространилась по городу, и кое-кому сие показалось довольно интересным. Оттого однажды ночью в дом пробрались воры, пожелавшие поживиться золотишком, и убили хозяина. С тех пор его душа, принявшая насильственную смерть, ровно в полночь ежедневно появляется на месте преступления. И у постояльцев расположенного тут отеля, имеется вполне реальный шанс встретиться с ним.
Обитает в этих местах и самое опасное из пражских привидений - сумасшедший брадобрей, который впервые был замечен в XVI веке. По одной легенде брадобрей - действительно цирюльник, по другой - алхимик, пытавшийся волосы златокудрых девушек превратить в золото.
На примыкающей к Карловой улице Семинарской виден темный и крайне запущенный дом "У черной звезды" с трудно различимыми сграффито 1600 года. Но мы туда не пойдем, а направимся на небольшую Лилову, что напротив храма Святого Климента. Там стоит дом "У золотой змеи", что принадлежал армянину Деодату Дамаяну, основоположнику пражских кофеен. Ныне там гостиница с рестораном. Золотая же змея украшает вход во французско-чешский ресторан.
После того, как Дамаяну торговлей кофе вразнос, которое он предлагал пражанам, бродя из конца в конец по Карлову мосту с кофейником на голове, удалось скопить небольшой капитал, он открыл на Малой Стране первое в Праге кафе (1714 г). Так как прежде дом принадлежал некоему торговцу страусовыми перьями, модной экзотической новинкой того времени, то сохранил название "У трех страусов". Новый хозяин лишь приложил руку к фасаду в стиле барокко, изобразив поставщиков своего товара.
Следующий объект нашего внимания - дом "У красного стула" (Karlova 11), что стоит за очередным поворотом. Он сохранил до второго этажа романскую основу конца XII века и часть готической башни. Фасад же в 1791 году был переоформлен Паллиарди.
Что рассматриваем еще? " Дом у двух золотых звезд", " Дом у золотой лилии", " Дом у белого жеребенка" и "У каменной русалки" (Karlova 14), интересный тем, что некий "шоумен", опережая свое время, демонстрировал за деньги якобы выловленную им русалку, которую держал в бочке с водой.
Так продолжалось до тех пор, пока псевдорусалка не сбежала с его сыном. Рассказывают, что отец проклял беглецов. Но через некоторое время простил. Дети вернулись. А он поместил изображение русалки на фасаде дома.
Идем дальше. Обращаем внимание на родоначальницу рода Пржемысловичей княгиню Либуше, что, изваянная в стиле барокко, смотрит на нас с балкона (Karlova 22); на интересный фасад дома "У Ангела" ((Karlova 25). Изначально романский, а был затем решен в стиле раннего классицизма.
На этой улице имеются так же художественные галереи и небольшие театры, в которые, как некогда, глашатаи зазывают прохожих, вкладывая им в руки программки и проспекты. Около одного из домов мое внимание привлек парень, одетый в костюм вольного художника прежних времен: белые чулки, панталоны, коричневый плащ и сдвинутый набок бархатный берет. Он приглашал в галерею Реона - место, оказавшееся исключительно интересным.
Пройдя через крытую галерею, стены и потолок которой напоминают своды пещеры, входишь в грот с обомшелыми стенами, небольшими фонтанчиками и необычными картинами. Его полотна с лешими, русалками и прочими существами, принадлежность которых трудно определить, - плод мистики и фантастики.
Несмотря на то, что попадаешь в царство нечисти, не испытываешь ни неприязни, ни беспокойства. Лишь любопытство и радостное удивление от необычных удивительно ярких красок и странных сюжетов.
А на выходе ждал сюрприз. Это сам Реон явился посмотреть, как идут здесь дела. Его весьма экстравагантный вид и более чем соответствующие имиджу работы дают повод некоторым из пражан считать этого художника не совсем нормальным. Кто знает, может быть, это и есть проявление гениальности, выходящее за рамки обыденности?
А на завершающем участке Карловой улицы солидную территорию занимает Клементиниум - бывшая иезуитская коллегия, являющаяся вторым по величине (после Пражского Града) архитектурным комплексом Праги. Называется она так потому, что приглашенные в 1556 г. императором Фердинандом I члены ордена иезуитов для возвращения Чехии в лоно католической церкви, выбрали своей резиденцией доминиканский монастырь Св. Климента.
В 1618 году они были изгнаны из города. Вернувшись через два года, они не только восстановили созданное ими прежде учебное заведение, но и подчинили себе Каролиниум, получив, таким образом, контроль над всем высшим образованием Праги.
Будучи значительной силой, иезуиты расширили свои владения за счет за счет сноса расположенных в округе тридцати с лишним домов, трех церквей да садов. Однако в 1773 г. орден распущен, а Клеметиниум превращен в библиотеку Пражского университета. И на сегодняшний день является хранилищем Национальной библиотеки, фонд которой составляет более 5 миллионов книг, 6 тысяч рукописей и свыше 4 тысяч инкунабул.
Следующий пункт назначения - маленькая Кржижовницкая площадь, в центре которой стоит бронзовый неоготический памятник Карлу IV, поставленный в 1848 году в честь 500-летия образования пражского университета, когда по приказу короля было открыто четыре факультета. Их и олицетворяют сидящие на пьедестале женщины: с весами в руках - юридический факультет, со змеей - медицинский, с книгами - философский и теологический.
За этой статуей в белом здании - церковь Святого Франциска Ассизского, принадлежавшая ордену рыцарей Креста с Красной Звездой. Над входом изображены ее регалии: шестиконечная красная звезда и мальтийский крест. Сначала церковь имела очень скромный вид. Современный же приобрела в XVII веке, когда магистры ордена стали одновременно и пражскими архиепископами.
Недалеко от монастыря - Староместская башня на Карлов мост, построенная в конце XIV века по проекту Парлежа. На ней интересная лепнина в виде гербов чешских земель Люксембургов, статуй и декора, украшающего фасад. После казни вождей антигабсбургского восстания здесь в течение десяти лет болтались их головы, наводя ужас на жителей. Но сегодня башня имеет весьма мирный вид и тысячи людей ежедневно, минуя ее, проходят на самый знаменитый пражский мост.
Об этом месте, наполненном особой аурой, потрясающе красивом в любое время суток и в любую погоду, я уже рассказывала, а потому повторяться не буду. Скажу только, что, перейдя его, можно прямиком попасть особенно не примечательную Мостецкую улицу, которая приведет на Малостранскую площадь прямо к собору святого Микулаша.
Этот собор, подобно одноименному, стоящему на Староместской площади, считается вершиной культовой архитектуры Чехии. Он так же был построен К.Децингофером. Правда отец создал лишь неф и западный фасад. А хор и купол на высоте 75 метров, спустя 40 лет, возводил уже сын. Завершена же постройка была в 1755 году А.Луарго.
В этом костеле необыкновенная акустика и прекрасный орган, на котором играл Моцарт во время своих приездов в Прагу. Построенный изначально в готическом стиле, костел со временем изменил вид, приобретя черты барокко.
Отвечая на вопрос: "Откуда в одном городе два собора с одним именем?", вспомним, что в период их строительства Старый Город и Новый Город были самостоятельными административными единицами. После объединения всех частей Праги воедино никому и в голову не пришло переосвящать один из соборов.
Обогнув костел, попадаем на Нерудову улицу, самый живописный и самый крутой участок Королевской дороги. Называется улица так потому, что здесь некогда в доме "У двух солнц" (Nerudova 47) жил Ян Неруда.
Улица необыкновенно симпатична своими домовыми знаками. Чего тут только не встретишь! Дома "У красного льва", "У трех скрипок", "У золотой подковы"...
Кстати, именно здесь, в одном из домов (Nerudova, 32) находится необычный музей аптекарского дела. Экспозиция так называемой метрической аптеки "У золотого льва". Здесь можно узнать о том, что самая первая городская аптека была открыта на улице Погорелец, что оттуда в первой половине XIX столетия перебралась в эти места (Nerudova, 220) в дом у Золотой подковы. Это произошло в 1814, когда ее купил аптекарь Венцель Дитрих, приехавший в Прагу из Фривальда. Но уже в 1821 году она обосновалась на том месте, где сейчас находится музей.
Музей небольшой и может заинтересовать, пожалуй, лишь специалиста - химика или фармацевта, которому будет интересно увидеть, как выглядела лаборатория XVII -XVIII веков, посмотреть на старинные колбы и реторты, флаконы и банки, ступки и стаканы, нагревательная печь и общий интерьер помещения с пучками трав по стенам.
Еще немного и мы на южной стороне Градчанской площади у Шварценбергского двореца в стиле "сграффито" - великолепного образца ренессансной венецианской архитектуры. Ныне в нем располагается военно-патриотический музей. А на противоположной стороне площади - Штернбергский дворец (XVII-XVIII в.). Там находится Национальная галерея, обладающая большой коллекцией европейского искусства. Бросим взгляд на архиепископский дворец XVI века и пересечем площадь наискосок. Вот мы и в Пражском Граде. Королевский путь завершен.