Яровинская Татьяна: другие произведения.

Прага театральная

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 14/09/2005. 15k. Статистика.
  • Обзор: Чехия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кажется, что попал в иной, ирреальный мир, оказался участником некой театральной постановки, в которой играешь роль, отведенную тебе обстоятельствами. Совершенно серьезно входишь в нее, впитывая всеми своими клеточками, происходящее вокруг. А вокруг... Вокруг слышны плывущие над городом мелодии.

  •   Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их пульсацию.
      
      Клод Дебюсси
      
      В Праге, где каждый дом, каждое строение - произведение искусства, невольно вспоминаются слова Гете о том, что "архитектура - застывшая музыка". Переплетение эпох и стилей, вкусов и пристрастий. Возникает ощущение необычно-сказочного. Кажется, что попал в иной, ирреальный мир, оказался участником некой театральной постановки, в которой играешь роль, отведенную тебе обстоятельствами. Совершенно серьезно входишь в нее, впитывая всеми своими клеточками, происходящее вокруг. А вокруг... Вокруг слышны плывущие над городом мелодии.
      
      Уличная музыка (и классическая, и легкая, и народная) звучит целый день. Ее исполняют небольшие оркестрики. Некоторые из них встречаются в определенных местах в любое время года, во всякую погоду. Как, например, квартет, расположившийся у памятника Масарику, неподалеку от главного входа в Пражский град, или Диксиленд, прочно обосновавшийся на Карловом мосту.
      
      А когда опускается вечер, открывают двери концертные залы и костелы. О том, где, когда что происходит, можно узнать из газет, ежемесячника "Культурная программа Праги" а так же тех листовок, что на каждом углу буквально вкладывают тебе в руки.
      
      Любителям музыки особенно интересно попасть в Прагу в конце мая. Когда природа прощается с чудесным временем года, здесь лишь расцветает "Пражская весна". Начиная с 1946 года, в столице Чехии проводится один из самых известных фестивалей. В нем принимают участие лучшие оркестры, музыканты, певцы мира.
      
      Открывается этот форум неизменным исполнением оратории Бедржиха Сметаны "Моя родина" в Муниципальном (Обецном) доме, удивительном здании стиля пражского модерна, над красочным интерьером которого трудилась целая плеяда передовых художников своего времени, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха. И нет в городе места, где не шли бы концерты. Особенно престижно попасть в дворжаковский зал Рудольфинума с самой лучшей акустикой.
      
      А какие в Праге театры! Есть весьма необычные, каких не увидишь больше нигде. Это, прежде всего, "Латерна магика", что в переводе означает "Волшебный фонарь". Он появился на свет в 1958 году, перед брюссельской международной промышленной выставкой, где каждая страна, принимавшая участие, должна была предоставить сопроводительную программу, включавшую кулинарную и культурную части. Да не просто представить, а предложить нечто оригинальное. Вот тут - то фантазией режиссера Альфреда Радока родился спектакль необычной формы. Эдакий бурлеск, в котором слились приемы современной хореографии, классического балета и кино.
      
      Представьте себе сцену, задник и бока которой затянуты экранами под разными углами. На них, по ходу действия, в гигантскую величину высвечиваются кинокадры, гармонично вплетающиеся в канву происходящего на подмостках. Трудно уследить, когда актеры, исчезнув в складках драпировки, неожиданно появляются на экране. Все настолько слаженно, что грань, разделяющая жанры, просто не видна. Кино же сделано настолько объемно, что ты словно сам входишь в кадр и, путешествуя с Одиссеем, ступаешь по раскаленным пескам, проходишь сквозь пещеры, карабкаешься по горам, плывешь по морю, упорно двигая веслами "перекатываешься" с волны на волну в поставленной на авансцене лодке.
      
      Когда выставка, о которой шла речь выше закончилась, все, принимавшие участие в этом проекте, породившем массу публикаций и восторженных откликов, вернулись в Прагу, было решено сформированную труппу не распускать. Для нового театра специально построили здание необычной конструкции в стиле модерн, примыкающее к Национальному оперному.
      
      Новорожденный получил официальное название Новой сцены, а народ, меткий на прозвища, прозвал его "черепахой" из-за выпуклых квадратов, составляющих верхнюю часть, переходящую в крышу. Отлитые в виде многогранников из особого вида пластика, они придают конструкции прочность и оригинальность.
      
      Впрочем, здание необычно не только снаружи, но и внутри. Из абсолютно пустого вестибюля, независимо от указанных в билете, ряда и места, поднимаешься наверх по винтовой лестнице, выложенной из красивого синего камня похожего на лазурит. Над ней - висюльки, играющих огнями хрустальных люстр. Парадность, таинственность, необычность... То же самое и в зале, планировка которого дает возможность хорошей видимости с любого места.
      
      Звучит музыка, занавес раздвигается, и ты полностью отдаешься происходящему на сцене. Мне лично довелось сопровождать Казанову, совершавшего свои "подвиги" в ярком, захватывающем спектакле Юрая Якубиско.
      
      Почему Казанова? Потому что фигура этого ловеласа в Праге довольно популярна. Ведь чехи исключительно бережно относятся ко всему, что связано с их страной и ее историей. А Джакомо Казанова, будучи уже немолодым и больным человеком, не имеющим средств существования, нашел приют в Богемии у графа Вальдштейна, предложившего ему место библиотекаря в своем родовом имении. Там, длинными зимними вечерами, граф развлекался тем, что слушал истории об удивительных приключениях, отразившихся в написанных в этом месте мемуарах. И сегодня в замке, расположенном в Северной Чехии, создан музей, где три комнаты в одном из крыльев здания, словно хранят дух того, кто заставлял учащенно биться не одно женское сердце. А на кресле, в котором скончался великий авантюрист 4 июня 1789 года, висит табличка с этой скорбной датой.
      
      Другим необычным театром является, так называемый, "черный". Здесь можно увидеть весьма забавное зрелище, основанное на игре света и темноты. Все необычно: люди и предметы появляются неизвестно откуда, увеличиваются, уменьшаются, летают по сцене в ореоле ярких цветовых пятен, и так же неизвестно куда исчезают. Чтобы понять происходящее, вовсе не надо знать языка. Обо всем расскажут музыка, пантомима, актерская пластика.
      
      Сейчас таких театров несколько. Но далеко не все они оригинальны. Самый интересный и самый "главный" тот, которому 40 лет назад положил начало Йиржи Срнц на основе одного из простейших физических законов: невозможности разглядеть черное на черном. Поэтому актеры, облаченные в черные трико и маски, не видны на сцене, обтянутой материей того же цвета. И создается впечатление, что предметы, которыми они манипулируют, живут собственной жизнью. Иллюзия магии красиво и изящно дополняется люминесцентными декорациями и реквизитом, светящимся в свете ультрафиолетовых лучей. На базе основного принципа придумываются новые и новые эффекты. Здесь и вода течет, и огонь горит.
      
      Правда, посетить "Черный театр Йиржи Срнеца" довольно проблематично, ибо он постоянно гастролирует за рубежом. А вот "Имидж", находящийся на Парижской улице, недалеко от Еврейского города, практически всегда на месте.
      
      Что еще мне понравилось? Знаменитые Кржижиковы фонтаны, что функционируют около Промышленного дворца построенного еще в 1891 году для Юбилейной земской выставки. Названы они по имени их автора, ученого, которому чехи приписывают изобретение электрической лампочки, считая, что именно он, а не наш бывший соотечественник Яблочков или американец Эдисон, придумали сию штуку.
      
      Эти фонтаны много лет не работали и лишь сравнительно недавно были восстановлены. Теперь с весны до осени здесь идет удивительное представление. Струи воды под музыку меняют окраску, форму, направление и скорость падения. Это производит неизгладимое впечатление. Вот они стремглав летят ввысь и с высоты резко падают в бассейн. А через некоторое время медленно, лениво, в такт мелодичной музыке, вновь поднимаются, кружатся змейками, переплетаются, складываясь, в живущие мгновения, замысловатые узоры.
      Некоторые сеансы происходят в сопровождении балетных номеров. На специальной сценической площадке под музыку Вивальди кавалеры кружат дам, словно сошедших с картин Ватто, а когда звучит "Русалка" Дворжака, на берегу играют и водят хороводы девушки, покинувшие на время водоем, заигрывают с Водяным.
      
      Впрочем, этот спектакль мне довелось увидеть не на фонтанах, а в оперном театре, самом большом из трех, расположенном на берегу Влтавы. С его пилонов словно срываются в небо кони, впряженные в колесницу, несущую ввысь аллегорию искусства в образе женщины с крыльями за спиной и лавровым венком в вытянутой руке. Этот театр называется Национальным или Народным.
      
      Народным потому, что строили всем народом, всем миром, собирая деньги по подписке. Хотелось создать культурный центр, в котором шли бы пьесы на чешском, а не господствующем немецком. Недаром в фундамент здания был торжественно заложен первый камень, вырубленный из легендарной горы Ржип. Той самой горы, где в стародавние времена находилось мифическое жилище праотца Чеха, стоявшего, согласно легенде, во главе одного из славянских племен, положившего начало чехам как нации. Эту акцию осуществили историк Франтишек Палацкий и национальный кумир композитор Берджих Сметана, чьей оперой "Либуше" состоялось открытие театра в 1881 году.
      
      К сожалению, здание в стиле позднего Возрождения, простояло всего два месяца. Пожар, уничтоживший полностью сцену и зрительный зал, привел его в полную негодность. Снова был организован сбор средств, и в 1893 году театр снова встретил зрителей. Впрочем, здание несколько отличалось от того, которое предстает перед нами сегодня. Нынешний вид оно приобрело в результате полной реконструкции спустя 75 лет.
      
      Получилось исключительно красиво. Интерьер по богатству и пышности не уступает лучшим оперным театрам мира. Красный бархат кресел, позолоченная лепнина стен и лож, играющие огнями люстры, главная из которых весит 1,3 тонны.
      Интересна и роспись внутренних помещений, в которой преобладают исторические, патриотические и мифологические сюжеты. На потолке - аллегория изящных искусств. Гордость театра составляет уникальный железный занавес с росписью на тему истории возникновения театра весом в 8,5 тонн. Все это - работа лучших представителей чешского искусства XIX века, художников и скульпторов, получивших название "поколения Национального театра".
      
      Здесь идут вещи в основном чешских композиторов: Дворжака, Сметаны, Яначека. Поэтому нет лучшего места для того, чтобы познакомиться с национальной классикой. Правда, все на чешском. Но музыка говорит сама за себя, а для тех, кто знает английский, проблемы нет и вовсе, ибо перевод идет над сценой бегущей строкой.
      
      Вторым оперным театром является Государственная опера Праги, в которую превратился бывший "Новый немецкий театр". Он так же выполнен в классическом варианте. Только выглядит несколько миниатюрнее, проще и... уютнее. Репертуар - хорошо знакомая классика. Оперы, непременно идущие на языке оригинала с переводом (та же бегущая строка) на чешский. А потому, если попасть на "Пиковую даму" или "Евгения Онегина", то можно насладиться и русской речью.
      
      И, наконец, третья большая оперная сцена - Сословный театр, расположенный рядом с Каролинумом. Выстроенный в строгом классическом стиле в 1783 году трудами графа Франца Ностица, был выкуплен чешскими сословиями. Отсюда и название. Недалеко от входа - довольно странная фигура из бронзы в плаще без лица, своеобразная трактовка образа Дон Жуана, появившаяся здесь в 1787 году к премьере оперы Моцарта, которой дирижировал сам автор.
      
      Все оперные театры, которые мне доводилось видеть до этого, имели, подобно описанным выше, красно - бархатное обрамление. Этот же выдержан в сине-серо-зеленых тонах. Серые балконы, бело-золотая лепнина. Путти, ангелочки, профильные барельефы портрета Моцарта... Необычное, но очень приятное ощущение, чего вовсе не скажешь о постановке, на которую я попала невзначай.
      
      Отправляясь на моцартовского "Дон Жуана", я, естественно, ожидала увидеть самый, что ни на есть, классический вариант. А что оказалось? Ремейк. Поначалу, увидев на сцене самый натуральный автомобиль, вокруг которого толпились люди в современной одежде, подумала, что попала вовсе не туда. Но оркестр играл Моцарта, которого ни с кем не спутаешь. Было странно видеть, как под эту музыку действовали весьма подозрительные личности. Они влюблялись, ревновали и убивали друг друга весьма натурально, словно в кино, оставляя кровавые пятна, расплывающиеся на белом полотне рубашек. (Чем не гоголевская "Женитьба" в театре "Колумб", описанная Ильфом и Петровым?)Чтобы избавиться от ощущения, что меня обманули, и увидеть классический вариант назавтра отправилась в государственную оперу, где за несколько дней до этого слушала "Волшебную флейту".
      
      В Праге Моцарта и ценят, и любят Моцарта, считая едва ли не национальным героем. И при малейшей возможности, расскажут о местах, связанным с его именем. Покажут орган в костеле Вознесения Девы Марии, что на территории Страговского монастыря, на котором он непременно играл, посещая Прагу, пригласят на виллу Бертрамка, знаменитую тем, что там был закончен "Дон Жуан".
      
      Сегодня эта усадьба, в которой Моцарт гостил у супругов Душек - чешского композитора и педагога Феликса и его жены, известной певицы Жозефины, - превращена в музей. В экспозиции представлена обстановка времени Моцарта, инструменты и картины той эпохи, письма и нотные рукописи Моцарта. Только, на мой взгляд, ничего особо интересного там нет.
      
      Другое дело сама очаровательная усадьба с английским парком и концертный зал, где дают можно услышать нечто интересное. В тот день, когда я выбралась в Бертрамку, играло трио "Артемис", состоящее из трех прелестных девушек (скрипка, фортепьяно, альт), исполнявших произведения Моцарта, Дворжака, Шостаковича, а так же вещи руководителя этого небольшого оркестра Юри Темла, посвященные этому месту.
      
      Впрочем, как уже говорилось, для того, чтобы услышать музыку вовсе необязательно переступать порог театра, костела или концертного зала. На улице можно не только услышать нечто интересное, но и увидеть. Целые постановки - пантомимы, исполняемые актерами или кукольниками. В сценках, как правило, сказочного или мистического характера, фигурируют черти и ведьмы, бравые молодцы и красавицы- девицы. Так что впечатлений - хоть отбавляй.
      
      2003
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 14/09/2005. 15k. Статистика.
  • Обзор: Чехия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка