Тормышов Владимир Станиславович: другие произведения.

Мифы о смерти Есенина.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 70k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Азербайджан
  • Оценка: 4.24*36  Ваша оценка:

    Мифы о смерти Есенина.

    Тормышов В.С.

     

     

     

    ***

    Сердце бьется все чаще и чаще, 
    И уж я говорю невпопад: 
    - Я такой же, как вы, пропащий, 
    Мне теперь не вернуться назад. 
    Низкий дом без меня ссутулится 
    Старый пес мой давно издох. 
    На московских изогнутых улицах, 
    Знать, судил помереть мне бог. 
     
    ***
    Оттого-то вросла тужиль 
    В переборы тальянки звонкой 
    И соломой пропахший мужик 
    Захлебнулся лихой самогонкой...

     

    ***

    Не пойду я к хороводу:
    Там смеются надо мной,
    Повенчаюсь в непогоду
    С
    перезвонною волной.


    ***

     

    Друг мой, друг мой,

    Я очень и очень болен.

    Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

    То ли ветер свистит

    Над пустым и безлюдным полем,

    То ль, как рощу в сентябрь,

    Осыпает мозги алкоголь.

    Голова моя машет ушами,

    Как крыльями птица.

    Ей на шее ноги

    Маячить больше невмочь.

     

    ***

    Все мы, все мы в этом мире тленны,

    Тихо льется с кленов листьев медь...

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

     

    *** 

    Видно, так заведено навеки -

    К тридцати годам перебесясь,

    Все сильней, прожженные калеки,

    С жизнью мы удерживаем связь.

     

    ***

    Захочешь лечь,
    Но видишь не постель,
    А узкий гроб
    И
    - что тебя хоронят.

    ***


    Любимые! Ну что ж! Ну что ж!
    Я видел вас и видел землю,
    И эту гробовую дрожь
    К
    ак ласку новую приемлю.

     

    ***

     

    Не храпи, запоздалая тройка!
    Наша жизнь пронеслась без следа.
    Может завтра больничная койка
    У
    спокоит меня навсегда...

    ***

    Но болен я.

    Сиреневой порошей

    Т
    еперь я только душу


    излечу.

     

    ***
    Поведут с веревкою на шее

    П
    олюбить тоску.

     
    ***
    В зеленый вечер под окном

    Н
    а рукаве своем повешусь.


     
    ***
    Эта тень с веревкой на шее

    безмясой...

     

    ***

     

    Дар поэта - ласкать и карябать,

       Роковая на нем печать.

       Розу белую с черною жабой

       Я хотел на земле повенчать.

     

    ***  

     

      

    Смерть...

    Многие из ныне живущих не готовы к смерти.

      Смерть для них кажется чем-то зловещим и злым.

    Одни умирают от старости.

    Другие от болезни.

    Также в качестве причин смерти могут быть несчастные случаи, насилие, и добровольный уход из жизни.

    Не правы большинство тех, кто думает, что самоубийство - это удел неудачников и слабаков.

    Самоубийство - это удел сильных людей.

    Я не пропагандирую самоубийство, я лишь говорю о фактах.

    Если вы не верите мне - попытайтесь совершить самоубийство.

    И сразу у вас в голове будет куча отговорок - ПОЧЕМУ ЭТОГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ.

    Ваш дух слаб.

    А это все отговорки - это просто сделки слабого духа с совестью, и попытки оправдать себя как якобы сильную личность.

    У меня были попытки самоубийства.

    Правда, меня спасли в больнице.

    Есенина не спасли.

    И эта статья не о самоубийстве как таковом, если вам интересна эта тема, то читайте подробнее: Тормышов В. С. "Выхода нет. Самоубийство". 

    Статья эта о мифах, которые сложились вокруг смерти Есенина.

    Долгое время тут было все ясно.

    Официальная версия - самоубийство.

    Все.

    Вопросов особо и не возникало.

    Я читал воспоминания современников.

    Все они были единодушны в этом вопросе - поэт покончил жизнь самостоятельно.

    Родственники придерживались той же точки зрения.

    Казалось бы, ничего неясного тут быть не может.

    Однако в 1989 году появились первые публикации, о том, что Есенина убили.

    Эти публикации разных авторов продолжаются и поныне.

    Я прочел ВСЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ мемуары, и воспоминания современников.

    Также прочитал все мысли, и версии по поводу смерти Есенина, начиная с Б. Лавренева и заканчивая В. Кузнецовым.

    Это были как материалы, опубликованные в прессе, отдельные издания, так и материалы сети.

    Также ознакомился с результатами работы Есенинской комиссии по выявлению причин смерти Есенина.

    И в этом обзоре я выскажу свое мнение по этому поводу.

    Многие воспоминания о Есенине, особенно из числа появившихся вскоре после смерти поэта, вызывали разноречивые толки, а нередко и осуждение современников, по поводу некоторых из них было сказано немало резких слов. "Газетные статейки о нем я все собрал, вероятно - все. Это очень плохо", - так отозвался о первых откликах на смерть Есенина А. М. Горький. Всем памятны слова В. В. Маяковского о "дряни" посвящений и воспоминаний, "понанесенных" к "решеткам памяти" поэта. И почти в один голос с ним В. Г. Шершеневич: "Посмотрите, сейчас много написано стихотворений памяти поэта, написаны они с любовью, но это не стихи и они нам ничего не могут дать". Он имел в виду, разумеется, не поэтические достоинства стихов, а то, что Есенин в них оказался не похожим на себя. О ложных слухах, ходивших тогда, говорила Е. А. Есенина. Из числа близких знакомых Есенина, о неправде в воспоминаниях писали Г. А. Бениславская, H. H. Никитин и другие.

    Они говорили не только о фактических погрешностях или об ошибках памяти (случаи в мемуарах нередкие).

    Главное было в другом - речь шла об искажении облика поэта, о неправде по большому счету.

       В чем же дело? Почему многим и многим мемуаристам казалось, что только они рассказывают правду, а остальные вольно или невольно ее искажают, оказываются в плену ложных представлений о поэте? В ответе на этот вопрос - один из важных ключей к лучшему пониманию мемуаров о Есенине, и своеобразия восприятия личности поэта его современниками.

     

    Всю жизнь Есенина отличала необычайная широта общения. Период его активной литературной деятельности был короток.

       В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград, по сути дела, никому не известным начинающим поэтом, а когда, спустя неполных два месяца, он уезжал назад к себе в Константиново, его стихи уже печатались в лучших петроградских газетах и журналах, его имя стало известно всему литературному Петрограду. С этих памятных месяцев до конца его жизни прошло всего десять с небольшим лет. Однако если попытаться даже самым беглым образом очертить круг литературных контактов Есенина за это десятилетие, то они поразят обилием самых разных имен.

       В первый петроградский период - это А. А. Блок, С. М. Городецкий, Н. А. Клюев, И. И. Ясинский, А. М. Ремизов, А. А. Ахматова, тут же несовместимый с этими кругами А. М. Горький, и - что можно придумать более полярное? - Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов.

    Затем, в предреволюционное время и в послеоктябрьские месяцы, к именам А. А. Блока и А. М. Горького добавляются Р. В. Иванов-Разумник и Андрей Белый, здесь же, одновременно с ними, П. В. Орешин, С. А. Клычков и А. А. Ганин. В Москве в 1918 году он сближается с пролеткультовцами М. П. Герасимовым, В. Т. Кирилловым, Н. Г. Полетаевым, В. Д. Александровским. И опять-таки почти в то же самое время возникает имажинистское содружество - А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, И. В. Грузинов, братья Эрдманы, Г. Б. Якулов и др. Несмотря на это, не порываются, а, напротив, крепнут связи с "мужиковствующими" П. В. Орешиным, А. В. Ширяевцем, А. А. Ганиным. Вновь появляется рядом с Есениным Н. А. Клюев. Тесные дружеские отношения устанавливаются с. Т. Коненковым и одновременно - с В. Э. Мейерхольдом и А. Я. Таировым, а чуть позже - с В. И. Качаловым. Андрей Белый становится крестным отцом сына Есенина Кости. Затем, после возвращения из зарубежной поездки 1922-1923 годов, круг его литературных контактов еще больше расширяется. В него входят Д. А. Фурманов и Л. М. Леонов, Вс. В. Иванов и H. H. Никитин, Б. А. Пильняк и М. М. Зощенко, И. И. Садофьев и Н. С. Тихонов, Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев, А. К. Воронский и В. В. Казин, П. И. Чагин и И. В. Вардин. На Кавказе в числе его близких друзей -- грузинские поэты Т. Ю. Табидзе, П. Д. Яшвили, Г. Н. Леонидзе, В. И. Гаприндашвили и другие. И все это - не случайные встречи в редакциях или на литературных вечерах.

    С каждым из перечисленных здесь писателей, поэтов, художников, режиссеров - а перечень этот, разумеется, отнюдь не исчерпывающий - у Есенина устанавливались более или менее интенсивные жизненные и творческие связи. Они не всегда были длительными, но каждый писатель, чей путь так или иначе пересекался с путем Есенина, неизменно отмечал встречу с ним, то сильное впечатление, которое она оставляла.

       Многим казалось, что Есенин ничего не таит про себя, с радостью рассказывает о себе, о своем творчестве, о том, что думает по тому или другому поводу. Заразительная искренность, которую, казалось, нес в себе Есенин, располагала к нему. Его общительность и доступность позволяли многим, даже малознакомым людям, обращаться к нему: "Сережа". Невольно думалось: что может таить про себя человек, вся жизнь которого проходит на людях, все дни которого -- сплошной круговорот событий и лиц, который как бы в охотку живет в немыслимом многолюдстве и, видимо, смирился с тем, что его поступки, десятикратно перевранные падкими на литературные сплетни обывателями, становятся предметом общих пересудов?

    Казалось бы, у такого человека все - на виду, все - открыто, все - ясно.

       Однако один из самых наблюдательных критиков тех лет, близко и хорошо знавший Есенина А. К. Воронский, пишет: "Биография поэта мало известна: по причинам, ему только ведомым, он скрывал и прятал ее". И действительно, многое в биографии Есенина и поныне еще далеко не во всем ясно.

       Усилиями большой группы исследователей (В. Г. Базанов, В. Г. Белоусов, В. А. Вдовин, С. П. Кошечкин, А. М. Марченко, Ю. Л. Прокушев, П. Ф. Юшин и др.) уточнены и выявлены многие факты его биографии. Начали раскрываться, к примеру, такие важные моменты, как относящиеся к 1913-1914 годам контакты с социал-демократическими революционными кругами; больше стало известно о начальном периоде его творческого пути, уточнилась хронология поездок по стране в 1924--1925 годах и т. п. Но даже в этой внешней, событийной биографии поэта все еще немало сбивчивого и недостаточно проясненного.

       В еще большей мере это касается истории его духовного роста, развития его внутреннего мира, где он был особенно замкнут и сдержан, а нередко и сознательно скрывал свои чувства за нарочитым балагурством и шутейностью "озорного гуляки".

       Справедливость замечания А. К. Воронского подтверждается многими примерами, их без труда можно найти и в этой книге воспоминаний. Скажем, вот как М. В. Бабенчиков передает ходившие по Петрограду весной 1915 года разговоры об обстоятельствах появления там Есенина: "О Есенине в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым поэтом... О Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги действовали исправно. Есенин пешком пришел из рязанской деревни в Петербург, как ходили в старину на богомолье. Подобная версия казалась интереснее, а главное, больше устраивала всех". Мемуарист не преувеличивает, это можно видеть из ряда критических статей, появившихся в петроградской печати. В одном из литературных обзоров, например, говорилось: "Из Рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый певец Сергей Есенин - и это была нечаянная радость". Сейчас-то мы хорошо знаем, что Есенин до приезда в Петроград два года жил в Москве, начал там печататься, и появился в столице вовсе не оперным пастушком.

       Не приходится говорить о "рокамболических" подробностях имажинистских историй, которые с таким удовольствием живописуют те или иные современники. То одушевление, которое охватывает иных мемуаристов, когда им приходится рассказывать о различных эскападах того времени, заставляет думать, что.   Многие подобные россказни начали ходить еще при жизни поэта, и он далеко не всегда стремился их опровергать. И биография его оказалась благодаря этому переплетенной с фантазиями и домыслами, с той полуправдой, где реальность досочинялась и раскрашивалась "под лубок". Иногда и сам Есенин становился источником не слишком точных, а случалось, и вовсе фантастических сведений о себе. Для того чтобы яснее понять причины возникновения подобных легенд, лучше проследить некоторые из них.

     

      Сам весь от альфы до омеги порождение богемы, ее типичнейший и характерный представитель, и выразитель, радость, смысл и суть жизни находивший в душной, пропыленной и фальшивой атмосфере околохудожественной жизни литературных кафе, А. Б. Мариенгоф и Есенина в своем "Романе" пытался представить таким же. "Автор - явный нигилист; фигура Есенина изображена им злостно, драма - не понята", - сурово писал об этой книге А. М. Горький. И многие страницы "Романа" служат подтверждением его слов.

       Об этом приходится напоминать, потому что именно к книге А. Б. Мариенгофа восходит немало легенд, которые и посейчас нет-нет, да и дают о себе знать.

    То же самое стало происходить и с фактом смерти поэта.

    Мифы, домыслы о смерти Есенина стали множиться как грибы после дождя.

    При этом кто-то добросовестно заблуждался, видя посмертные фотографии и маски поэта.

    Я был в их числе.

    Другие прислушивались к домыслам авторов версий о убийстве поэта.

    Кто-то из авторов версий о убийстве поэта просто создавал себе рекламу и пиарил свои книги о Есенине, которые расходились большими тиражами.

    Бизнес есть бизнес.

    И если ты делаешь рекламу.

    А в данном случае бесплатную саморекламу, то твои продажи, и естественно прибыли возрастают.

    А совесть есть?

    Вопрос риторический.

    Меня поразил факт, что создатели сериала "Есенин" ознакомились с выводами есенинской комиссии, с результатами экспертиз...

    И сняли фильм, полный лжи о Есенине.

    В фильме он - алкоголик, который пишет стихи между делом.

    И поэта в конце фильма убивают.

    Лично я долго заблуждался, имея посмертные фото поэта и маску поэта, копию той, что хранится в Константиново.

    Вид поэта там такой, как будто его избили.

    На маске имеется шишка посередине межбровья.

    Но я не эксперт.

    И могу иметь собственное мнение по любому вопросу.

    И долгое время после чтения всех тех опусов, какими наводнен Интернет, книжные издания, и СМИ, я считал, что Есенин был убит.

    Авторы писали УБЕДИТЕЛЬНО.

    Возможно, методологически я неправильно построил процесс изучения проблемы, то есть сначала я прочел мемуары, потом материалы авторов версий, и лишь потом показания экспертов и результаты есенинской комиссии.

    Возможно.

    Но...

    Ведь эти материалы есть, есть версии.

    И есть авторы, которые спекулируют на смерти поэта, добывая, таким образом, себе прибыли от продаж своих измышлений.

    Пытаясь разобраться в проблеме, я начал изучать все, что было известно о психике поэта см.: "Психическое состояние Есенина на декабрь 1925г" Тормышов В.С.

    Но...

    Существует на этот вопрос 2 точки зрения.

    Точка зрения психиатров - Есенин был болен.

    МДП с суицидальными наклонностями.

    Вторая точка зрения друзей и родственников такова - Есенин был в псих. больницах. потому, что скрывался от уголовного преследования.

    Есенина помещали в психиатрическую больницу. Известный психиатр профессор Ганнушкин предупредил близких поэта о большой вероятности суицидальных попыток в будущем. Основанием для столь мрачного прогноза послужили приступы депрессии и алкоголизм. Сочетание чрезвычайно взрывоопасное и чреватое последствиями. Есенин был запойный пьяница. В отца и деда. Тяжелый наследственный алкоголизм. В состоянии опьянения он вёл себя агрессивно.

    Неадекватно.

    Совершал неоднократные попытки самоубийства см.: "Психическое состояние Есенина на декабрь 1925г" Тормышов В.С.

    Такой человек МОГ СОВЕРШИТЬ САМОУБИЙСТВО.

    Любой психиатр подтвердит мою точку зрения.

    Но вот вопрос - убили ли Есенина или это было самоубийство?

    Для меня это было долгое время неясным.

    Но я не стал торопиться с версиями, не будучи ни криминалистом, ни судмедэкспертом.

    При исследовании семи посмертных масок поэта специально созданной комиссией в составе главного судебно-медицинского эксперта Минздрава РФ В.Плаксина, профессора В.Крюкова, судмедэкспертов С.Никитина и С.Абрамова были получены важные результаты научных исследований. Установлено, что "вдавление в мягких покровах в лобной области образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубой парового отопления), с предметом горячим, о чем свидетельствует тот факт, что данное вдавление зафиксировалось, то есть сохранилось после снятия тела из петли вплоть до похорон; о возможном термическом воздействии свидетельствует также наличие измененных участков кожи в местах наиболее плотного контакта с цилиндрическим предметом (область между надбровными дугами, первый скат носа)".

    Важно также заключение экспертов "о круглом темном пятне на верхнем веке правого глаза". Авторы некоторых версий считают, что это след от пули, которой и был убит Есенин. Экспертами же отмечается, что оно может быть объяснено "высыханием вершины кожной складки, сформировавшейся от смещения кожи вниз вправо при контакте лица с цилиндрическим предметом".

    За последние 10-15 лет, на волне доступности множества архивов, выплеснулась серия публикаций и даже книг об убийстве поэта. "Тайна гибели Есенина", "Поэт себя не убивал", "И все-таки убийство", "Ловушка поэту" - вот малая толика громких заголовков. От чтения этого массива текстов голова идет кругом.

    Меня, например, насторожили, озадачили три взаимно исключающие версии убийства Сергея Есенина: сильнейший удар рукояткой пистолета, смертельное ранение пулей или удушение подушкой. Трудно судебному медику, да и всем посетителям места трагического происшествия, не увидеть то, что свидетельствовало бы об убийстве. Веские заключения Есенинского комитета Союза писателей о причинах смерти поэта невозможно отвергнуть: "Конец земной жизни Сергей Есенин завершил сам".

     

    Поэтому есть смысл в этом обзоре полностью привести следующий документ.

    ***

    От комиссии Есенинского

    комитета Союза писателей

    по выяснению обстоятельств

    смерти С.А.Есенина

     

     

    На протяжении последних лет в печати и других средствах массовой информации появилось большое коґличество материалов о Сергее Есеґнине и, особенно о его смерти. При этом во многих публикациях выдвиґгались различного рода "версии" об убийстве поэта и даже в отдельных случаях назывались, чуть ли не безґотговорочно,  имена тех, кто якобы непосредственно был причастен к этому "злодеянию". Однако в суждеґниях   авторов   "версий"   довольно часто    эмоционально-публицистиґческое начало по сути дела явно преґобладало над объективным научным исследованием, анализом всех ныне известных документов и фактов, каґсающихся смерти поэта. Зачастую авторам "версий" не хватало главноґго: отсутствовали познания в обласґти судебной медицины и криминаґлистики. Не обладали также многие из них достаточно глубокими проґфессиональными литературоведчесґкими знаниями, прежде всего касаґющимися творчества Есенина, научґной биографии поэта.

    К тому же в некоторых выступлеґниях, к сожалению, чувствовало" стремление к сенсационности,  то - и саморекламе. Подобные выґступления по существу дезинформиґровали литературную общественґность и вводили в заблуждение читаґтелей.

    Все это вместе взятое побудило Есенинский комитет Союза писатеґлей еще в июле 1989 года создать Коґмиссию по выяснению обстояґтельств смерти поэта. Помимо члеґнов Есенинского комитета - изґвестных поэтов, прозаиков, критиґков, исследователей-есениноведов, родных и близких Есенина, научных сотрудников отдела рукописей и есеґнинской группы ИМЛИ им. Горькоґго, Государственного литературного музея, Института русской литератуґры РАН в Санкт-Петербурге, а также авторов "версий",- к работе комисґсии на разных этапах ее деятельносґти для проведения различного рода исследований, экспертиз, архивных изысканий, следственных экспериґментов, с целью выяснения научной состоятельности   и   достоверности выдвигаемых "версий" были привлеґчены ведущие специалисты Научно-исследовательского института судебґной медицины Минздрава России, Всероссийского научно-исследоваґтельского института судебных эксґпертиз Минюста России, Бюро Главґной судебно-медицинской экспертиґзы Минздрава России, Экспертно-криминалистического центра МВД России, Бюро судебно-медицинской экспертизы Главного медуправления Мосгорисполкома, кафедры судебґной медицины Московской медиґцинской академии имени И.М.Сечеґнова,   Бюро  судебно-медицинской экспертизы   Главного   управления здравоохранения Мособлисполкома, Генеральной прокуратуры Российґской   Федерации   (Управление   по надзору за следствием и дознанием). Есенинскому     комитету    была предоставлена возможность ознакоґмиться с рядом документов бывшего КГБ, касающихся Есенина, его родґных и близких, литературного окруґжения поэта. Это и так называемое дело четырех поэтов, и дело братьев Кусиковых и Есенина, и дело сына поэта -  Георгия Есенина, сестры Есенина - Екатерины Александровґны, ее мужа - поэта Василия Наседкина, поэтов Клюева, Орешина, Таґнина,     Приблудного,     Клычкова, Павла Васильева, Вольфа Эрлиха, Галины Бениславской, а также дело Сосновского, Авербаха, Блюмкина. Помимо этого комиссия обратилась в Министерство безопасности Росґсии с просьбой ответить на некотоґрые  конкретные  вопросы,  касаюґщиеся бывшего ГПУ и КГБ, которые затрагивали в своих публикациях авґторы "версий". В настоящее время Комиссия получила из органов госбезопасности содержательную инґформацию по интересующим ее воґпросам.

    Деятельность комиссии проходиґла по трем главным направлениям.

    Первое: исследование и эксперґтиза всех документов и материалов, связанных со смертью Есенина, а также оценка "версий" об убийстве поэта с точки зрения судебной медиґцины и криминалистики.

    Второе: изучение и экспертиза имеющихся документов и материаґлов дознания по факту самоубийства С.А.Есенина с целью выяснения, прежде всего вопроса: имелось ли законное основание для принятия в свое время судебными органами "постановления о прекращении доґзнания по делу о самоубийстве Есеґнина от 23.01.1926 года". Учитывая в данном случае то обстоятельство, что авторы "версий" подвергают соґмнению правомерность принятия такого решения.

    Третье: рассмотрение и оценка с позиций современного есениноведения суждений авторов "версий", каґсающихся биографических моменґтов и творчества поэта, литературґной обстановки тех лет. Научный анализ в этой связи, прежде всего произведений и писем Есенина, а также воспоминаний родных и близґких, друзей и знакомых поэта, осоґбенно о встречах с ним в последние месяцы и дни жизни.

    Трудно было предположить и представить реально, насколько проґдолжительной окажется работа комиссии.

    В настоящее время сложная, объґемная, многоплановая деятельность комиссии практически завершена.

    Прежде  всесторонне изучеґны, проанализированы и получили научную объективную оценку, в перґвую очередь со стороны названных выше государственных официальґных научных Центров и институтов в области судебной медицины и криґминалистики, все известные ныне документы и материалы, связанные со смертью Есенина, а также все выґдвигаемые "версии" об убийстве поэта.

    В данный момент комиссия расґполагает этими документами, а также другими официальными заґключениями об экспериментах и исґследованиях, проведенных по её просьбе государственными учреждеґниями и отдельными специалистаґми.

    Эти официальные документы, а также другие материалы комиссии, работа которой с самого начала ноґсила открытый характер, будут опубґликованы в специальном научном сборнике, подготовка его к печати уже началась.

    Здесь же приводятся в первую очередь важнейшие положения и выводы, содержащиеся в этих офиґциальных документах.

    Как известно, почти все авторы "версий", как правило, далеки от суґдебной медицины (поэты, журналисґты, работники милиции и др.), но, прежде всего, обращаются к акту вскрытия тела Есенина судебно-меґдицинским экспертом Гиляревским. При этом они не только критикуют содержание акта, сомневаясь в его достоверности, но весьма настойчиґво пытаются утверждать, что описаґтельная часть акта, т.е. его содержаґние, якобы не соответствует выводу судебно-медицинского   эксперта о причине смерти Есенина.

    В ответ комиссией было получено официґальное заключение за подписью диґректора НИИ судебной медицин! члена-корреспондента АМН проґфессора Громова Л.П.. в котором указывалось: "Анализ фотокопии акта, подписанного судебно-медицинским экспертом Гиляревским показал, что исследование труп Есенина проведено и соответствии; временным постановлением для меґдицинских экспертов о порядке исследования трупов, утверждении) НКЗ 5 мая 1919 г. Заключение о при чине смерти Есенина соответствуй данным, полученным при исследовании трупа".

    Чтобы избежать односторонне оценки акта Гиляревского, комиссия обратилась помимо НИИ судебной медицины к главному судебно-медицинскому эксперту тогда Министерства обороны СССР профессору, доктору медицинских наук профессору Б. С. Свадковскому и доценту В.Маслову. Все они единодушны в главном: заключение эксперта Гиляревского о том,    "смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной от сдавления дыхательных путей через повешение, соответствует описательной части акта и вытекает из неё.

    Казалось бы, достаточно авториґтетное мнение независимой професґсиональной экспертизы. Однако  вновь появляются статьи, авторы которых продолжают подверґгать сомнению акт Гиляревского, допуская даже возможность его фальсификации. Указывалось и на то обстоятельство, что акт частично поврежден и полностью текст его прочитать почти невозможно.

    Комиссия обратилась во Всеросґсийский научно-исследовательский институт судебных экспертиз Минюста России с просьбой о восстаґновлении частично поврежденного текста акта вскрытия тела Есенина. Научным сотрудником этого института доктором юридических наук Н. П. Майлис, специалистом в области судебно-трасологичсской эксперґты, в результате большой и кроґпотливой исследовательской работы был восстановлен текст акта Гиляґцкого в поврежденной его части ''нижних строчек на обеих сторонах акта.

    Комиссия    теперь    располагает полным восстановленным текстом акта Гиляревского. Так, на первой странице акта, из разрозненных его кусочков, которые сохранились в отґдельном конверте, экспертом были восстановлены очень важные фразы: "Кости черепа целы" и "мозг весит 1920 граммов". Ранее в основном тексте поврежденного акта оставаґлись только последние слова "20 граммов", часть фразы с цифрой "19" была оторвана. Один из авторов публикаций о Есенине, далекий от судебной медицины, на этом осноґвании попытался даже создать "верґсию" о раздробленном черепе Есеґнина. О чем, по его мнению, свидеґтельствуют, в частности "20 грамґмов" вытекшего мозгового вещества. Теперь ясно, что эта "версия" несоґстоятельна.

    Полный текст акта Гиляревского комиссией был вновь направлен на экспертизу в НИИ судебной медиґцины, другим судебно-медицинским экспертам, включая Главного судебґно-медицинского эксперта Минґздрава РФ - кандидата медицинґских наук доцента Плаксина В.О. Все специалисты в своих заключениґях с еще большим основанием подтвердили соответствие описательной и заключительной частей акта вскрытия тела Есенина. Так, в заґключении экспертов Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава России указывается: "Признаки, отмеченные при исслеґдовании трупа С. А. Есенина судебно-медицинским экспертом А. Г. Гиляґревским (Александр Григорьевич Гиляровский, 1870 года рождения, окончил в С.-Петербурге Военно-медицинскую академию), полностью соответствуют картине смерти в реґзультате сдавления органов шеи петлей  при повешении".

    И далее: "Заґключение, сформулированное судебґно-медицинским экспертом А.Г. Гиляревским, соответствует исследоваґтельской части акта судебно-медиґцинского исследования трупа С.А.Есенина".

    Экспертом Н.П. Майлис были по возможности восстановлены в поґврежденной ранее части и другие доґкументы, связанные со смертью С.А.Есенина: текст акта от 28 декабґря 1925 г. об обнаружении тела С.А.Есенина, протоколы опроса 28 декабря 1925 г. Эрлиха В.И., Усґтинова Г.Ф., Назарова В.М.

    НИИ судебных экспертиз по просьбе комиссии была проведена почерковедческая экспертиза стихоґтворения "До свиданья, друг мой, до свиданья...", подтверждающая, что это стихотворение было написано С.А.Есениным. Ее осуществила заґведующая лабораторией почерковедческой экспертизы, кандидат юриґдических наук, эксперт-криминаґлист Погибко Ю.Н. На основании почерковедческого исследования она пришла к следующим выводам:

    "1. Рукописный текст стихотвоґрения от имени С.Есенина, начинаґющийся словами: "До свиданья, друг мой, до свиданья..." и заканчиваюґщийся словами: "...но и жить, коґнечно, не новей. С.Е.",- выполнен самим Есениным Сергеем Александґровичем.

    2. Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влияґнием необычных внутренних и внешних факторов, "сбивающих" привычный процесс письма и носяґщих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятныґми являются необычное психофизиологическое   состояние   С.Есенин (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающего плохими расписывающими свойствами".

    Научными специалистами экспертно-криминалистического центра МВД России было проведено исследование подлинного рукописного экземпляра стихотворения "До свиґданья, друг мой, до свиданья" С.Есеґнина, хранящегося в Институте русской литературы в Санкт-Петербурге, и установлено, что оно написано кровью. Подобные экспертизы проґводились в силу того, что в одних "версиях" высказывалось сомнение в авторстве Есенина и отношении стихотворения "До свиданья, друг мой, до свиданья...", а в других - что, возможно, оно написано не кровью, а чернилами! Теперь обе эти "версии" окончательно отпадают.

    На запрос комиссии в Генеральґную прокуратуру Российской Федеґрации, о котором говорилось выше,
    было получено "Заключение об обоснованности      прекращения 23.01.26 г. дознания по факту самоубийства С. А. Есенина".

    Объемный документ  составґлен старшим прокурором управлеґния по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации старшим соґветником юстиции Н.Н.Дедовым.

     Им были подробно проанализироваґны все документы и материалы, свяґзанные со смертью Есенина, все выґдвигаемые "версии" об убийстве  поэта, а также результаты судебно медицинских и криминалистических экспертиз, проведенных в ходе работы    комиссии.    Свое    заключение

    Дедов завершает таким выводом

    "Дознание по факту смерти поэта  Есенина проводилось в соответствует с действовавшим уголовно-процессуальным законодательством УПК РСФСР от 1923 года, а допуґщенные неполнота и низкое качестґво документов дознания только , сами по себе, без подтверждеґния другими объективными доказательствами, не могут быть основаниґем для вывода об убийстве поэта или для эксгумации его останков для проведения судебно-медицинского исследования. Постановление наґродного следователя 2-го отделения милиции г. Ленинграда от 23.01.26 о прекращении производства дознаґния по факту самоубийства С.А.Есеґнина является законным". Заключеґние Н.Н. Дедова утверждено помощґником Генерального прокурора Росґсийской Федерации, государственґным советником юстиции 3-го класґса М.Б.Катышевым и начальником управления по надзору за следствиґем и дознанием государственным соґветником юстиции 3-го класса В. А.Титовым.

    Об экспертизе и исследовании посмертных    масок    С. А. Есенина.

    Еще в конце 1991 года врач, судебно-медицинский   эксперт   высшей квалификационной категории НИИ

    судебной медицины Э.И.Хомякова исследовала   одну  из   посмертных масок Есенина, установив при этом:

    каких-либо морфологических признаков, характерных для действия  рубящих, колюще-режущих и огнестрельных  орудий  на   гипсовой маске не выявлено.   Обнаруженное   углубление - вдавливание образовалось в результате контакта с твердым предметом цилиндрической формы. Данных о наличии   повреждений   в   области лобной кости не имеется". Это поґслужило началом  проведения всеґобъемлющей экспертизы сохранивґшихся    экземпляров    посмертных масок Есенина. Судебно-медицинґский эксперт Бюро Главного управґления здравоохранения Мособлисполкома (ГУЗАМО) Дегтярев A.M. подробно исследовал и провел эксґпертизу пяти посмертных масок Есеґнина. Прежде всего, маски поэта, хранящейся   в   Музее-заповеднике Есенина на его родине в Константиґнове, а также масок, находящихся у родных поэта и других лиц. Свое официальное     аргументированное "Заключение эксперта" А.М. Дегтярев завершает развернутыми выводаґми,   указывая  и  подчеркивая   при этом в самом их конце, что "каких-либо отображающих следов дейстґвий   колюще-режущих   предметов, следов огнестрельных повреждений на посмертных масках не выявлено". Несколько позднее изучение и экспертиза семи посмертных гипсоґвых  масок   С.А.Есенина,   включая маску, хранящуюся в Институте русґской литературы в Санкт-Петербурґге, и гипсовую посмертную копию правой кисти поэта, которая нахоґдится   в  том   же   институте,   всех имеющихся   подлинных посмертных негативов и фотографий с изображеґнием С.А.Есенина, фотографий пяґтого номера гостиницы "Англетер", акта осмотра трупа на месте происґшествия и акта Гиляревского были проведены   созданной   по   просьбе Есенинского комитета судебно-меґдицинской экспертной комиссией Бюро    Главной    судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РФ в составе предґседателя Главного судебно-медиґцинского эксперта Минздрава РФ кандидата мед. наук доцента В.О.Плаксина, членов комиссии заґведующего кафедрой судебной медиґцины Российского медицинского университета доктора мед. наук проґфессора В.Н.Крюкова, судебно-медицинского эксперта медико-криґминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы ГМУМ С.А.Никитина и заведующеґго отделом внедрения новых техноґлогий БГСМЭ Минздрава Российґской Федерации С.С.Абрамова.

    Обстоятельный    аналитический документ - официальное "Заключеґние экспертов" Бюро Главной судебґно-медицинской экспертизы МЗ РФ содержит весьма важные результаты научных экспертиз и исследований. Так, в результате экспертизы посмертных масок Есенина в заключеґнии со всей определенностью указыґвается на "вдавление в мягких поґкровах в лобной области, которое образовалось в результате длительґного   контакта  с  цилиндрическим предметом диаметром около 3,7 см, наиболее вероятно, с предметом гоґрячим, о чем свидетельствует тот факт, что данное вдавление зафикґсировалось,   то   есть   сохранилось после снятия тела из петли вплоть до похорон; о возможном термическом воздействии свидетельствует также наличие измененных участков кожи в местах наиболее плотного контакта с цилиндрическим предметом (обґласть между надбровными дугами, правый скат носа)".

    Важным является заключение тех же экспертов о двух подлинных есенинских негативах и фотографиях, о которых говорилось выше. В частности,   "о круглом темном пятне на верхнем веке правого глаза, обследование которого может быть объяснено высыханием  вершины кожной складки, сформировавшейся от опущения кожи вниз вправо при контакте лица с цилиндрическим предметом".

    А ведь авторам некоторых "версий" это "темное пятно" представлялось, чуть ли не чем иным к "следом" от пули.

    Комиссия отмечает, что материалы с результатами экспертиз и исследований, проведенных по просьбе государственными службами и учреждениями, объективно свидетельствуют и наглядно показыґвают, сколь далеки были чаще всего на самом деле от истины авторы многих "версий", одни из которых пытались "доказывать" в своих пубґликациях и "убеждать" читателей в том, что Есенина убили в лоб рукоґяткой револьвера; другие - что поэт был убит ударом тяжелого предмета в лоб, был раздроблен череп - итак сильно, что вытекло двадцать грамґмов мозгового вещества; третьи - что Есенин был застрелен из револьґвера, а потом уже повешен; четвертые - что Есенина задушили поґдушкой, а затем - инсценировали его самоубийство.

    27 мая 1993 года состоялось расґширенное заседание комиссии.

     Были заслушаны сообщения эксперґтов, охватывающие, по сути  весь спектр проблем и вопросов связанных со смертью С.А. Есенина и "версиями" об убийстве поэта.

    На заседании с официальными заявлениями выступили эксперты: А.В.Маслов, С.А.Никитин, А.М-Дегтярев.

    В заседании участвовали члены комиссии и Есенинского комитета, ученого совета, есенинской группы ii научные сотрудники Института мировой литературы РАН, работниґки Государственного литературного музея, секретари Союза писателей России, члены есенинского общестґва "Радуница", авторы "версий", другие лица - всего более семидесяґти человек.

    Итоги обсуждения на заседании подвел Юрий Прокушев - предсеґдатель Есенинского комитета и комиссии.

    Весь ход обсуждения, все официальные документы, материалы, коґсыми и настоящее время располагает

    комиссия, с еще большим основанием, чем это было ранее, позволяет прийти к следующим выводам констатировать, что, во-первых, в настоящее   время   фактически  нет Активных данных, которые поґбили   бы   усомниться,   прежде всего с позиции судебной медициґны, в точности содержания акта вскрытия тела С.А.Есенина и опроґвергнуть вывод судебно-медицинского эксперта А. Гиляревского от 29 декабря 1925 года о причине смерти поэта (смерть С.А. Есенина "последовала от асфиксии, произвеґденной сдавленном дыхательных путей через повешение"); во-втоґрых, проведенные официальные научные экспертизы и исследования (посмертных масок,

    фотографий поэта, акта Гиляровского, докуменґтов предварительного дознания и др.) не дают каких-либо оснований для подтверждения "версий" об убийстве Есенина С.А.

    Одновременно комиссия заявляґет, что в случае обнаружения каких-либо новых документальных данных, связанных со смертью С.А. Есенина, они будут незамедлительно рассмотґрены и изучены с сообщением об этом в печати.

    Будем точными, осмотрительныґми, корректными и, конечно,- соґвестливыми, граждански ответственґными, чтобы без сенсационного шума продолжить заветный путь к истине. Это относится ко всем, кто ныне обращается к светлому имени Сергея Есенина, его судьбе, включая печать и другие средства

    массовой информации.

    Комиссия благодарит всех, кто добровольно и бескорыстґно принимал деятельное и плодоґтворное участие в ее работе, движиґмый одним чувством - любовью к великому поэту России.

     

     

    ***

    Мне кажется что-либо в настоящее время добавить к выводам комиссии сложно.

    По крайней мере, в настоящее время нет никаких документов, которые могли бы опровергнуть официальное заключение о смерти Есенина Сергея Александровича.

    Но версии об убийстве поэта продолжают плодиться.

    Эксгумацию проводить уже нет смысла.

    Мозг обследован.

    Никаких пулевых ранений нет.

    Пуль в голове нет.

    Кости черепа целы.

    Вроде бы все ясно.

    Смерть наступила от повешения.

    Найти убийц тогда не удалось.

    Потому как их не было.

    Все документы исследованы.

    Но...

    И вот тут после очередного поиска мне попадается такая заметка.

    Полностью привожу её.

    ***

    Я убил Есенина. Признание Николая Леонтьева

     

    Это банное застолье случилось в 1976 году в хабаровском поселке Ургал, где в то время проходил военную службу молодой офицер Виктор Титаренко, оказавшийся невольным свидетелем исповеди старика. Дома он записал услышанное, но за долгие годы службы так и не нашелся, как распорядиться этими записями. И лишь выйдя в отставку, уже 52-летний майор Титаренко показал их сотрудникам московского журнала "Чудеса и приключения", где они и были опубликованы в этом году.

    Стариком оказался доживающий свой век выходец из благополучной петербургской семьи Николай Леонидович Леонтьев. В молодые годы он успел закончить кадетский корпус, а с началом гражданской войны нашел себе применение в органах ВЧК, служил в охране "поезда Троцкого", под началом Якова Блюмкина, впоследствии известного террориста.

    Судя по всему, именно Блюмкин спустя годы и привлек Леонтьева к выполнению деликатного задания Троцкого по нейтрализации Сергея Есенина. Как вспоминал Леонтьев, убийство Есенина, задержанного на вокзале, в их планы не входило. Предполагалось разъяснить Есенину пагубность его конфликта с советской властью и возможность избавить от неприятностей в обмен на его осведомительскую деятельность в интересах ГПУ. Такое предложение привело Есенина в бешенство, и он кинулся на провокаторов. В свалке Леонтьев выстрелил, пуля прошла под правым глазом поэта, а Блюмкин ударил Есенина рукояткой пистолета по голове.

    Но ремень оказался короток. Тогда тот же ремень затянули на шее Есенина и прислонили его голову к батарее отопления.

    Через несколько лет, с высылкой из страны Троцкого, угроза нависла над судьбами всех его единомышленников. Пошли массовые аресты троцкистов и суды над ними с тяжелыми приговорами. Леонтьев не стал дожидаться своей очереди, а по совету друзей уехал в Сибирь с намерением для скрытой подрывной работы втереться в доверие к атаману Семенову, который продолжал воевать с советской властью. Однако Семенов разоблачил его, перевербовал и на многие годы сделал своим ближайшим помощником.

    Конец этой авантюре пришел в 1945 году с арестом Семенова и его окружения. Николай Леонтьев получил срок - 25 лет лагерей, который отбыл полностью. Освободившись уже в преклонном возрасте, остался на поселении в таежном поселке Ургал, где незадолго до смерти и решился рассказать о самом мрачном эпизоде своей жизни.

    - Конечно, откровения Леонтьева представляют большую ценность для исследователей, - комментирует эту публикацию Виктор Кузнецов. - Однако нам придется еще, как следует потрудиться, чтобы уточнить целый ряд фактов из рассказа Леонтьева, совместить их с уже известными обстоятельствами смерти Есенина. К сожалению, на достоверности этих воспоминаний могло сказаться время, с которым не всегда справляется человеческая память: ведь Леонтьев рассказывал о событиях полувековой давности. Да и Виктор Титаренко мог что-то перепутать с чужих слов - он же не уточнял детали из рассказа старика.

    Сама же личность рассказчика, как установил Виктор Кузнецов, подлинная: отцом штатного чекиста был весьма уважаемый человек, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга Леонид Васильевич Леонтьев, владевший до революции крупной ситцепечатной фабрикой. А род Леонтьевых своими корнями уходит в ХV век и с немалой пользой послужил на благо России.

    http://esenin.niv.ru/esenin/smert/ya-ubil-esenina.htm

    Что это?

    На мой взгляд, явная фальсификация.

    Мужика того, что это сказал нет  в живых.

    Экспертиза говорит, что пулевых ранений не было.

    Значит, перед нами явная фальсификация.

    И я боюсь, что это не первая и не последняя ложь о Есенине.

    Есть версии что:

    1.   Поэта довели до самоубийства.

    2.   Есенин ПРОБОВАЛ повеситься, а потом не смог "выпрыгнуть" из петли.

    3.   Что поэта насильно повесили в номере.

    Версии, возможно, будут появляться и позже.

    Я могу придумать еще несколько подобных версий.

    Но...

    Это будут БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНЫЕ версии.

    Хватит уже трепать память нашего великого русского поэта.

    Хватит на его имени и таланте зарабатывать себе имя и деньги.

    Нужно прекратить эти спекуляции на смерти поэта.

    Не нужно мотивировать свои изыски и измышления тем, что самоубийство - это смертный грех и прочим.

    Есенин в последние годы писал богоборческие стихи.

    Стихи, направленные против религиозной веры в Бога.

    Почему вы это забываете?

    Просто потому, что сейчас эта тема в России не модна.

    Или потому, что так удобна некоторым авторам, обосновавшим свои лжеверсии о смерти поэта.

    Не ошибается тот, кто ничего не делает.

    Ошибался и я в своё время, убежденный авторами версий об убийстве Есенина, считая, что его убили.

    Я честно говорю, что да, я заблуждался.

    И искренне советую всем, кто будет что-либо писать о смерти поэта ознакомиться с результатами работы Есенинской комиссии.

    И книгу:

     "СМЕРТЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. Документы. Факты. Версии

    МАТЕРИАЛЫ КОМИССИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПИСАТЕЛЬСКОГО ЕСЕНИНСКОГО КОМИТЕТА ПО ВЫЯСНЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СМЕРТИ ПОЭТА"

     Я советовал бы почитать всем будущим авторам версий о смерти поэта.

    Лично я искал эту книгу около года.

    Было 2 тиража её.

    Первый тираж 500 экз. и второй - 1000 экз.

    Но кто хочет - ищет возможности.

    Кто не может - ищет причины.

    Перечитав почти все о поэте, хочу сказать, что Есенин любим народом.

    Его пытались отобрать у русского народа.

    Сначала поэт был доведен до самоубийства той оголтелой травлей, которой длительное время подвергался со всех сторон.

    Это и ЧК, и ОГПУ, и критика, и некоторые его "знакомые", а также его враги приняли в его травли активное участие (см. "Скрытые и явные враги Есенина" Тормышов В. С.) в травле поэта и доведении Есенина до самоубийства.

    Почему кроме меня про это почти никто не писал?

    Что проще было, спекулируя на памяти поэта и его популярности писать о его убийстве?

    Есенина обвиняли в национализме, антисемитизме, в общественных скандалах и хулиганстве.

    Было это?

    Антисемитизм...

    Да, с одной стороны были такие факты, когда, неверно интерпретируя поведение поэта можно было причислить его к антисемитам (см.: "Скандал Есенина в Бронксе" Тормышов В.С.), а также скандал Есенина в поезде 1925 года с евреями Рога и Левитом.

    Будь они трижды прокляты.

    Но вы посмотрите во первых это все было по пьянке.

    Во вторых, - поэт никогда не выступал с призывами уничтожить евреев и еврейский народ.

    Это, извините, разные вещи.

    Как ни странно, но и большинство врагов Есенина были вереями и ненавидели в свою очередь поэта (см. "Скрытые и явные враги Есенина" Тормышов В. С.).

    Я же не говорю о том, что все эти не совсем достойные люди ненавидели Россию и русских.

    Хотя, возможно, так оно и было.

    И во время Есенина никто таких выводов не делал.

    Значит и этот миф о поэте есть сфабрикованная фальсификация.

    Но у Есенина было и много друзей евреев, которых он уважал и дружил с ними.

    Среди его женщин были еврейки.

    Он любил их.

    Как антисемит может любить и дружить с евреями?

    Антисемитизм - это, прежде всего политическое течение, которое пропагандирует ненависть к еврейскому народу, и полное его уничтожение.

    Есенин ничего такого не делал, и не пропагандировал.

    Частные случаи стычек с евреями не в счет.

    Поэтому я с полной ответственностью должен сказать, что Есенин С. А. не был антисемитом, несмотря на то, что евреи травили его публично, и довели до самоубийства.

    На поэта заводили необоснованные судебные дела, арестовывали без оснований.

    "Казненный дегенератами" - так справедливо назвал свое прощальное слово о нем Борис Лавренев. Вторично Есенин был убит уже после смерти. Убит "злыми заметками" Николая Бухарина, клеветнической статьей "Развенчайте хулиганство". Сигнал был дан, и на четверть века бессмертное слово Есенина о России было подвергнуто остракизму, его творческое наследие на государственном уровне практически было исключено из духовной жизни народа.

    После смерти поэта в России поднялась волна самоубийств.

    Русский народ хотели лишить его корней, его самосознания, его поэзии.

    И Есенин стал не нужен.

    Ему завидовали, и пытались сравнять с землей и при жизни, и после смерти.

    Оплевывание поэта продолжается и сейчас, и появляются разные версии о поэте.

    О его смерти в том числе.

    Версии литературные и бездоказательные от писателей, графоманов, журналистов и врачей.

    Я являюсь лауреатом двух литературных премий за свои стихи, но я перестал писать стихи, когда однажды просто осознал, что ТАК, КАК ЕСЕНИН я просто не напишу никогда.

    Пора, наконец, остановиться с мифотворчеством, связанным с Есениным,

    и

    просто

    читать стихи

    великого поэта

    страны

    с названьем гордым -

    Русь.

     

     

     

     

  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 70k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Азербайджан
  • Оценка: 4.24*36  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка

    термозвукоизол