Тормышов Владимир Станиславович: другие произведения.

Религиозные верования в Абхазии.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Грузия
  •  Ваша оценка:

     

     

     

     

     

    Религиозные верования в Абхазии.

     

     

     

     

     

     

    Абхазия - древнейшая христианская страна.

    Существует в Абхазии ислам, а также язычество.

    Причем, язычество вплетается как в христианство, так и в ислам.

    Язычество живо благодаря такому симбиозу.

    Абхазы каждый год совершают несколько языческих обрядов, и могут считать себя при этом христианами, или мусульманами.

     Апостолы Иисуса Христа Симоґн Кананит и Андрей Первозванный местному населению проповедовали   религию христианства уже в первой половине I в.н.э.

    Апостол Матфей (один из 70-ти) также проповедовал в этой земле, и был погребен в Себастополисе.

    В последующие два-три столетия христианство проникало на территорию Абхазии благодаря римским солдатам, а во времена гонений на христиан в Римской Импеґрии, благодаря ссыльным христианам.

    Последние создали в Питиунте к началу IV в. церковную общину (епископию).

    На I Вселенском Соборе в г. Никее в 325 г. приґсутствовал Стратофил - епископ Питиунта. В V в. епископия появляется и в Себастополисе. Себастопольский епископ Керконий участвует в работе IV Вселенского Собора. И, наконец, в первой пол. VI в. произошло массовое крещение предков абхазов, и христианство здесь стало государственной религией.

    Христианство первых веков использовало языческие местные верования.

    И все раннехристианские храмы построены на местах древних святилищ.

    С XVI в., после захвата абхазского побережья турками, началась исламизация значительной части местного населения.

              А.Б. Крылов в своей статье "Религия и традиции абхазов" пишет: "В ходе проведенного нами в 1997 г. анкетирования лишь 2% абхазов назвало себя язычниками и около 7% затруднилось определить свою религиозную принадґлежность.

               Большинство же опрошенных предпочло назвать себя христианами и мусульманами, хотя и не являются в действительности таковыми.

    Весьма примеґчательно, что 1,2 % из опрошенных абхазов указало, что исповедуют "абхазскую веру", подразумевая под этим именно традиционную религию своих предков". В традиционной религии абхазов один Бог ("Анцэа"), он является Творцом и Создателем всего мира.

    У Бога имеются "апаимбары" - ангелы, высшие сущестґва, слуги и представители Бога на земле, которые следят за всем, что делается среди людей, и докладывают обо всем Богу.

    Каждый из апаимбаров занят своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем.

    Людей же создают и определяют их судьбу "ашачща " ("ашацва") - создатели и боги судьбы (дословно - "те, кто раздают, делят").

    Когда человек рождается, ашачща "делят: какое кому счастье, кто, сколько лет проживет".

    В современном быту всех без исключения абхазов (и христиан, и мусульман) сохранились с древнейших времен устойчивые пережитки язычества: поклонеґние горным духам, силам природы, животным, рощам и отдельным деревьям, особые обряды при захоронении умерших, родовые праздники и обряды, свяґзанные с жертвоприношениями животных и т.д.

    Абхазы свято верят, что их родина оберегается и защищается семью древниґми святилищами (по-абхазски, "аныхами").

    К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это - Дыд-рыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Элыр (Ылыр) - ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху. Местные жители называґют Инал-куба "Святой горой", считают, что там запрещено охотиться, а абхазы в особом месте у подножия горы совершают жертвоприношения животных. В поґследние годы Святая гора стала местом паломничества православных верующих.

    По поводу имени и расположения седьмого древнего святилища нет единого мнения. Некоторые считают им Бытху - древнее святилище убыхов (современґный жилой район в г. Сочи).

    Гораздо реже в качестве седьмого святилища назыґваются Аерг-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

    Жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкенґдар-ныха), Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха). Причем жрецы должны обладать высочайшими нравственными качествами, поскольґку, согласно традиционной религии абхазов, моральная чистота и искренность в обґщении с высшими силами являются совершенно обязательными.

    Наиболее почитаемое в Абхазии святилище - это Дыдрыпш-ныха ("Дыдрыпш" - мужское имя, "аныха" - "святыня, священное место"). Святилище расположено у подножия одноименной невысокой лесистой горы около с. Ачандара Гудаутского р-на и считается местом обитания божества (ангела) по имени Дыдрыпш.

    Среди абхазов широко распространен обычай жертвоприношения животных.

     Жертвенными животными, как правило, являются белые козлы или козлята, овґцы, реже - быки.

    Родовые ежегодные моления с жертвоприношениями проходили и проходят в священных рощах или около отдельных деревьев (дуб, граб, бук), которые отґличаются от других, например, большими размерами. Священными у абхазов изґдавна считаются некоторые горы и перевалы

    Кроме семи общеабхазских святилищ, каждое селение и каждая фамилия
    (род) имеют свои собственные священные места, где ежегодно проводятся соотґветствующие обряды с жертвоприношениями животных и молениями.

    Абхазы - чрезвычайно веротерпимый народ и очень снисходительно и добґрожелательно относятся к последователям разных религий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Грузия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка