|
Религиозные верования в
Абхазии.
Абхазия - древнейшая христианская страна.
Существует в Абхазии ислам, а также язычество.
Причем, язычество вплетается как в христианство, так и в ислам.
Язычество живо благодаря такому симбиозу.
Абхазы каждый год совершают несколько языческих обрядов, и могут
считать себя при этом христианами, или мусульманами.
Апостолы Иисуса Христа Симоґн Кананит и Андрей Первозванный
местному населению проповедовали религию христианства уже в первой
половине I в.н.э.
Апостол Матфей (один из 70-ти) также проповедовал в этой земле, и был погребен в Себастополисе.
В последующие
два-три столетия христианство проникало на территорию Абхазии благодаря римским солдатам, а во времена
гонений на христиан в Римской Импеґрии, благодаря ссыльным христианам.
Последние создали в Питиунте к началу IV в. церковную общину
(епископию).
На I Вселенском Соборе в г. Никее в
Христианство первых веков использовало языческие местные верования.
И все раннехристианские храмы построены на местах древних святилищ.
С XVI в., после захвата абхазского побережья турками, началась
исламизация значительной части
местного населения.
А.Б. Крылов в своей
статье "Религия и традиции абхазов" пишет: "В ходе проведенного нами в
Большинство же опрошенных предпочло назвать
себя христианами и мусульманами,
хотя и не являются в действительности таковыми.
Весьма примеґчательно,
что 1,2 % из опрошенных абхазов указало, что исповедуют "абхазскую веру", подразумевая под этим именно
традиционную религию своих предков". В традиционной религии абхазов один
Бог ("Анцэа"), он является Творцом и Создателем всего мира.
У Бога имеются "апаимбары" - ангелы, высшие сущестґва, слуги и
представители Бога на земле, которые следят за всем, что делается среди людей, и докладывают обо всем Богу.
Каждый из апаимбаров занят
своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем.
Людей же создают и определяют их судьбу "ашачща " ("ашацва") - создатели и боги
судьбы (дословно - "те, кто раздают, делят").
Когда человек
рождается, ашачща "делят: какое кому счастье, кто, сколько лет
проживет".
В современном быту всех без исключения абхазов (и христиан, и
мусульман) сохранились
с древнейших времен устойчивые пережитки язычества: поклонеґние горным духам, силам природы, животным,
рощам и отдельным деревьям, особые
обряды при захоронении умерших, родовые праздники и обряды, свяґзанные с жертвоприношениями животных и т.д.
Абхазы
свято верят, что их родина оберегается и защищается семью древниґми святилищами (по-абхазски, "аныхами").
К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это - Дыд-рыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха,
Лых-ныха и Элыр (Ылыр) - ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху. Местные жители
называґют
Инал-куба "Святой горой", считают, что там запрещено охотиться, а
абхазы в особом месте у подножия горы совершают жертвоприношения животных. В поґследние годы Святая гора стала местом
паломничества православных верующих.
По
поводу имени и расположения седьмого древнего святилища нет единого мнения. Некоторые считают им Бытху -
древнее святилище убыхов (современґный жилой район в г. Сочи).
Гораздо
реже в качестве седьмого святилища назыґваются Аерг-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только
представители определенных
абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкенґдар-ныха), Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл
(Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха). Причем жрецы должны обладать высочайшими нравственными качествами,
поскольґку,
согласно традиционной религии абхазов, моральная чистота и искренность в обґщении с высшими силами являются
совершенно обязательными.
Наиболее
почитаемое в Абхазии святилище - это Дыдрыпш-ныха ("Дыдрыпш" - мужское имя, "аныха" -
"святыня, священное место"). Святилище расположено у подножия
одноименной невысокой лесистой горы около с. Ачандара Гудаутского р-на и
считается местом обитания божества (ангела) по имени Дыдрыпш.
Среди
абхазов широко распространен обычай жертвоприношения животных.
Жертвенными животными, как правило, являются
белые козлы или козлята, овґцы, реже - быки.
Родовые
ежегодные моления с жертвоприношениями проходили и проходят в священных рощах или около отдельных
деревьев (дуб, граб, бук), которые отґличаются от других, например, большими размерами. Священными у абхазов
изґдавна считаются некоторые горы и перевалы
Кроме семи общеабхазских святилищ, каждое селение и каждая фамилия
(род) имеют свои собственные
священные места, где ежегодно проводятся соотґветствующие обряды с
жертвоприношениями животных и молениями.
Абхазы - чрезвычайно веротерпимый народ и очень снисходительно и добґрожелательно
относятся к последователям разных религий.
|
|