Лю Валентин: другие произведения.

Китайское платье "Ципао"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 47, последний от 25/10/2012.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/02/2016. 8k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Иллюстрации: 6 штук.
  • Оценка: 5.79*20  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    От бунтарства до классики - всего один шаг. Вековой.

  •    Хотя мода, особенно женская, известна своим вечным непостоянством, не многие стили одежды пережили столько драматичных перемен, сколько выпало китайскому платью "Ципао".
       Сегодня его носят не только китаянки, но и чуть ли не все звезды мира. Журнал En Vogue поместил в 1992 г. Ципао на обложке номера с анонсом нового альбома Funky Divas. Мадонна появлялась в Ципао на вручении Грэмми в 1995 г. Николь Кидман регулярно возникает в Ципао на звездных приемах и церемониях. Гонконгская актриса Мэгги Чжун (Чжан Мань-юй) возродила его популярность после выхода фильма "Любовное настроение". В последние годы этот успех усердно закрепляет целое созвездие кинозвезд-китаянок: Мишель Ёу, Гун Ли, Чжан Цзы-и и эстрадная певица Коко Ли, блистающие в Ципао на кинофестивалях и церемониях выдачи Оскаров.
      Так что же такое Ципао?
       традиционное ципао [] Ципао - северокитайское название изящного платья-халата, обычно из шелка, с длинным подолом, стоячим "китайским" воротничком, запахнутой полой и глубоким разрезом сбоку. Буквально, это слово значит "халат знаменных". В эпоху правления в Китае маньчжурской династии Цин (1644-1911) к "знаменным" относилась служилая знать, состоявшая в "знаменных войсках" и имевшая за это особые привилегии, подобно дворянам в России.
       Ципао - народное платье маньчжурок, изначально отличавшееся свободным покроем и длинными рукавами. После многих веков мутаций из-за общественных перемен, стоячий воротник, запахнутая пола и глубокий боковой разрез остаются, пожалуй, единственными неизменными элементами этого наряда.
       Хотя империя Цин уступила в 1911 г. место Китайской Республике, Ципао пережило революционные бури, так и оставшись любимым нарядом китаянок. Пока мужчины крушили тысячелетнюю монархию, в Китае возникла новая каста богатых "европеизированных" китаянок, свершивших революцию в китайской моде. Устав от старомодных роб широкого покроя, шанхайские красавицы 20-х гг. 20 в. породили новый стиль, который, в пику всем конфуцианским запретам, не скрывал, а подчеркивал красоту их тел. Длинные рукава были внезапно отрезаны, а материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт. Нежно обняв фигуру, новое Ципао смело подчеркнуло каждый изгиб женской талии, груди и бедер. Оно выставило тело китаянок в столь невиданном свете, что пораженные этим откровением консерваторы тут же заклеймили Ципао как немыслимо вульгарное, варварское и даже "слишком западное" платье.
       Но, вопреки всем ханжеским выпадам, Ципао без малейшего труда завоевало статус неофициальной национальной одежды и дополнилось такими некитайскими аксессуарами, как туфли на шпильках, шелковые чулки, маленькие сумочки и меха.    Внимание Запада Ципао привлекло в 40 гг. 20 в. Немалая заслуга в этом принадлежит жене Чан Кай-ши, "мадам генералиссимус" Сун Мэй-лин, щеголявшей в Ципао перед Конгрессом США и в обществе таких джентльменов, как Рузвельт и Черчилль.
    Победа во 2 мировой войне, вернула Китай (одну из союзных держав) на арену мировой жизни и политики, как просыпающегося гиганта с пригодной для экспорта уникальной культурой. Новым толчком для роста популярности Ципао в 60-е годы стало, как ни странно, движение хиппи, отринувших материальные ценности мира потребления и обратившихся к буддизму или другим видам восточной религии и философии. В условиях повальной "китаемании", Ципао, с его простым силуэтом и аурой "таинственного Востока", стало предметом "высокой моды" не только у хиппи, но и среди "сливок" западного общества.
       По иронии судьбы, как раз в те годы Китай переживал "великую пролетарскую культурную революцию". Бесполый стиль широких штанов и полувоенных френчей стал униформой для всех мужчин и женщин. Ципао было осуждено коммунистами, на сей раз, как слишком традиционный наряд реакционного, феодально-буржуазного Китая. На Тайване и в Гонконге Ципао тоже пылилось в гардеробах китаянок, которые отдавали все больше симпатий западной одежде, записав Ципао в атрибуты "старых дам".
       Но сегодня китайский мир переживает культурный ренессанс, а китайские фильмы покоряют планету, побивая мировые рекорды по сбору призов и кассовых сборов. Вместе с этими переменами пришло время и для очередного триумфального возвращения Ципао. Внезапно, это платье стало снова стильным и модным в глазах китайцев, да и не только китайцев. Некогда повседневная одежда маньчжурских женщин превратилось в символ и гордость китайской нации.
       Пройдя через горнило социальных перемен, народное Ципао само превратилось в уникальный символ - сплав времени, моды и политики.
       Знаменитая киноактриса Гун Ли в классическом ципао [] В западных послевоенных фильмах Ципао стало атрибутом грустного образа мадам Баттерфляй, жаждущей смерти за шанс соприкоснуться с западным миром. Печальное, сексуальное и жертвенное Ципао нередко выставляло азиатских женщин в обманчивом свете возвышенных богинь, покоренных и соблазненных белыми мужчинами. Наиболее типичным примером служит кинофильм 60-х гг. "Мир Сюзи Ван", где неотразимый красавец Уильям Холден играет роль иностранца, втянутого в роман с роковой Нэнси Хуан из Гонконга. В этом фильме американская актриса китайского происхождения создала образ загадочной женщины, оказавшейся проституткой с добрым сердцем, а, заодно, и с маленьким сынишкой. Благодаря этому фильму Ципао прославилось как "платье Сюзи Ван", и даже как униформа "девушек по вызову".
     Holden-2 []  В 1955 г., в фильме "Любовь - во многом великолепная штука" Уильям Холден вновь появился в роли заезжего сердцееда, закрутившего роман с еще одной таинственной женской фигурой в Ципао. Американка Дженнифер Джонс сыграла в этом фильме европейскую женщину-врача, чья кипящая страсть к Холдену закупорена в оболочку ее голубого в обтяжку Ципао.
       Не только в кино, но и в мире поп музыки Ципао вновь обрело статус мнимого символа затаенной сексуальности Востока. Видеоклип Жаннет Джексон под названием "If" представил сонм миловидных азиаток, фланирующих вкруг поющей и танцующей звезды. Наштукатуренные и затейливо причесанные статистки в пестрых Ципао курят опиум и вяло оттеняют гиперсексуальность Жаннет.
       На обложке журнала En Vogue четыре "дивы" из группы Funky Divas маршируют по ночной улице, в похожих на Ципао старомодных "прикидах", источая, как подобает женском полу, истому ожидания и готовность покорить мир.
      Современное китайское кино по-прежнему видит Ципао как образ фатальной инертности женщин из патриархального общества. В упомянутом выше фильме Ван Кар-вая "Любовное настроение" Мэгги Чжун играет скучающую жену, вступившую на скользкий путь воображаемой внебрачной аферы.
    Годы, пестрые как цветы (In the mood 4 love)  [киноафиша] Детали сюжета и волнения героев уже подзабыты зрителем, но различающие череду будней броские платья Мэгги произвели такое глубокое впечатление, что стиль Ципао захлестнул европейские подиумы, а иные модницы приводили в кинозал своих портных, чтобы скопировать фасоны главной героини. (См.: http://www.youtube.com/watch?v=Pa0JAvjx05c) Пожалуй, совсем уж откровенным парадом из дюжин Ципао передает Ван Кар-вай сезоные сдвиги настроений одиноких героинь "шестидесятниц" (Чжан Цзы-и, Гун Ли, Мэгги Чжун)в картине "2046".
      Наконец, в фильме Стэнли Гуаня "Красная роза, белая роза" актриса Джоан Чэнь играет еще одну обиженную жизнью молодую женщину, любовь которой отверг мужчина, боящийся общественного осуждения. И здесь изящное Ципао служит манифестацией романтизма, утонченной сложности и эмоционального пробуждения женщины, жертвы вечного лицемерия мужчин.
      Современное молодежное ципао [] В последние годы Ципао прочно завоевало съемочные подмостки Голливуда. Соблазнительные красотки в Ципао играют подруг Джеймса Бонда (Мишель Ёу), крутых воительниц, аферисток и мафиозных леди (Чжан Цзы-и), а также официанток и "принцесс Пи-Пи" в череде блокбастеров Джеки Чана.
      Одним словом, Ципао навеки превратилось в эталон красоты и элегантности всех китаянок мира. И даже если одушевленный образ Ципао покажется вам лишь игрой больного воображения, ясно одно - затаенная сексуальность и тонкая женственность органично вплетены в прохладную ткань этого наряда, так тесно обнимающего изящное (не обязательно худое и китайское) тело женщины.
      Статья опубликована на сайте журнала: SuperСтиль ?105, 22.032006 http://www.superstyle.ru/
  • Комментарии: 47, последний от 25/10/2012.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/02/2016. 8k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Оценка: 5.79*20  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка