Аннотация: От бунтарства до классики - всего один шаг. Вековой.
Хотя мода, особенно женская, известна своим вечным непостоянством, не многие стили одежды пережили столько драматичных перемен, сколько выпало китайскому платью "Ципао".
Сегодня его носят не только китаянки, но и чуть ли не все звезды мира. Журнал En Vogue поместил в 1992 г. Ципао на обложке номера с анонсом нового альбома Funky Divas. Мадонна появлялась в Ципао на вручении Грэмми в 1995 г. Николь Кидман регулярно возникает в Ципао на звездных приемах и церемониях. Гонконгская актриса Мэгги Чжун (Чжан Мань-юй) возродила его популярность после выхода фильма "Любовное настроение". В последние годы этот успех усердно закрепляет целое созвездие кинозвезд-китаянок: Мишель Ёу, Гун Ли, Чжан Цзы-и и эстрадная певица Коко Ли, блистающие в Ципао на кинофестивалях и церемониях выдачи Оскаров.
Так что же такое Ципао?
Ципао - северокитайское название изящного платья-халата, обычно из шелка, с длинным подолом, стоячим "китайским" воротничком, запахнутой полой и глубоким разрезом сбоку. Буквально, это слово значит "халат знаменных". В эпоху правления в Китае маньчжурской династии Цин (1644-1911) к "знаменным" относилась служилая знать, состоявшая в "знаменных войсках" и имевшая за это особые привилегии, подобно дворянам в России.
Ципао - народное платье маньчжурок, изначально отличавшееся свободным покроем и длинными рукавами. После многих веков мутаций из-за общественных перемен, стоячий воротник, запахнутая пола и глубокий боковой разрез остаются, пожалуй, единственными неизменными элементами этого наряда.
Хотя империя Цин уступила в 1911 г. место Китайской Республике, Ципао пережило революционные бури, так и оставшись любимым нарядом китаянок. Пока мужчины крушили тысячелетнюю монархию, в Китае возникла новая каста богатых "европеизированных" китаянок, свершивших революцию в китайской моде. Устав от старомодных роб широкого покроя, шанхайские красавицы 20-х гг. 20 в. породили новый стиль, который, в пику всем конфуцианским запретам, не скрывал, а подчеркивал красоту их тел. Длинные рукава были внезапно отрезаны, а материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт. Нежно обняв фигуру, новое Ципао смело подчеркнуло каждый изгиб женской талии, груди и бедер. Оно выставило тело китаянок в столь невиданном свете, что пораженные этим откровением консерваторы тут же заклеймили Ципао как немыслимо вульгарное, варварское и даже "слишком западное" платье.
Но, вопреки всем ханжеским выпадам, Ципао без малейшего труда завоевало статус неофициальной национальной одежды и дополнилось такими некитайскими аксессуарами, как туфли на шпильках, шелковые чулки, маленькие сумочки и меха.
Внимание Запада Ципао привлекло в 40 гг. 20 в. Немалая заслуга в этом принадлежит жене Чан Кай-ши, "мадам генералиссимус" Сун Мэй-лин, щеголявшей в Ципао перед Конгрессом США и в обществе таких джентльменов, как Рузвельт и Черчилль.
Победа во 2 мировой войне, вернула Китай (одну из союзных держав) на арену мировой жизни и политики, как просыпающегося гиганта с пригодной для экспорта уникальной культурой. Новым толчком для роста популярности Ципао в 60-е годы стало, как ни странно, движение хиппи, отринувших материальные ценности мира потребления и обратившихся к буддизму или другим видам восточной религии и философии. В условиях повальной "китаемании", Ципао, с его простым силуэтом и аурой "таинственного Востока", стало предметом "высокой моды" не только у хиппи, но и среди "сливок" западного общества.
По иронии судьбы, как раз в те годы Китай переживал "великую пролетарскую культурную революцию". Бесполый стиль широких штанов и полувоенных френчей стал униформой для всех мужчин и женщин. Ципао было осуждено коммунистами, на сей раз, как слишком традиционный наряд реакционного, феодально-буржуазного Китая. На Тайване и в Гонконге Ципао тоже пылилось в гардеробах китаянок, которые отдавали все больше симпатий западной одежде, записав Ципао в атрибуты "старых дам".
Но сегодня китайский мир переживает культурный ренессанс, а китайские фильмы покоряют планету, побивая мировые рекорды по сбору призов и кассовых сборов. Вместе с этими переменами пришло время и для очередного триумфального возвращения Ципао. Внезапно, это платье стало снова стильным и модным в глазах китайцев, да и не только китайцев. Некогда повседневная одежда маньчжурских женщин превратилось в символ и гордость китайской нации.
Пройдя через горнило социальных перемен, народное Ципао само превратилось в уникальный символ - сплав времени, моды и политики.
В западных послевоенных фильмах Ципао стало атрибутом грустного образа мадам Баттерфляй, жаждущей смерти за шанс соприкоснуться с западным миром. Печальное, сексуальное и жертвенное Ципао нередко выставляло азиатских женщин в обманчивом свете возвышенных богинь, покоренных и соблазненных белыми мужчинами. Наиболее типичным примером служит кинофильм 60-х гг. "Мир Сюзи Ван", где неотразимый красавец Уильям Холден играет роль иностранца, втянутого в роман с роковой Нэнси Хуан из Гонконга. В этом фильме американская актриса китайского происхождения создала образ загадочной женщины, оказавшейся проституткой с добрым сердцем, а, заодно, и с маленьким сынишкой. Благодаря этому фильму Ципао прославилось как "платье Сюзи Ван", и даже как униформа "девушек по вызову".
В 1955 г., в фильме "Любовь - во многом великолепная штука" Уильям Холден вновь появился в роли заезжего сердцееда, закрутившего роман с еще одной таинственной женской фигурой в Ципао. Американка Дженнифер Джонс сыграла в этом фильме европейскую женщину-врача, чья кипящая страсть к Холдену закупорена в оболочку ее голубого в обтяжку Ципао.
Не только в кино, но и в мире поп музыки Ципао вновь обрело статус мнимого символа затаенной сексуальности Востока. Видеоклип Жаннет Джексон под названием "If" представил сонм миловидных азиаток, фланирующих вкруг поющей и танцующей звезды. Наштукатуренные и затейливо причесанные статистки в пестрых Ципао курят опиум и вяло оттеняют гиперсексуальность Жаннет.
На обложке журнала En Vogue четыре "дивы" из группы Funky Divas маршируют по ночной улице, в похожих на Ципао старомодных "прикидах", источая, как подобает женском полу, истому ожидания и готовность покорить мир.
Современное китайское кино по-прежнему видит Ципао как образ фатальной инертности женщин из патриархального общества. В упомянутом выше фильме Ван Кар-вая "Любовное настроение" Мэгги Чжун играет скучающую жену, вступившую на скользкий путь воображаемой внебрачной аферы.
Детали сюжета и волнения героев уже подзабыты зрителем, но различающие череду будней броские платья Мэгги произвели такое глубокое впечатление, что стиль Ципао захлестнул европейские подиумы, а иные модницы приводили в кинозал своих портных, чтобы скопировать фасоны главной героини. (См.: http://www.youtube.com/watch?v=Pa0JAvjx05c) Пожалуй, совсем уж откровенным парадом из дюжин Ципао передает Ван Кар-вай сезоные сдвиги настроений одиноких героинь "шестидесятниц" (Чжан Цзы-и, Гун Ли, Мэгги Чжун)в картине "2046".
Наконец, в фильме Стэнли Гуаня "Красная роза, белая роза" актриса Джоан Чэнь играет еще одну обиженную жизнью молодую женщину, любовь которой отверг мужчина, боящийся общественного осуждения. И здесь изящное Ципао служит манифестацией романтизма, утонченной сложности и эмоционального пробуждения женщины, жертвы вечного лицемерия мужчин.
В последние годы Ципао прочно завоевало съемочные подмостки Голливуда. Соблазнительные красотки в Ципао играют подруг Джеймса Бонда (Мишель Ёу), крутых воительниц, аферисток и мафиозных леди (Чжан Цзы-и), а также официанток и "принцесс Пи-Пи" в череде блокбастеров Джеки Чана.
Одним словом, Ципао навеки превратилось в эталон красоты и элегантности всех китаянок мира. И даже если одушевленный образ Ципао покажется вам лишь игрой больного воображения, ясно одно - затаенная сексуальность и тонкая женственность органично вплетены в прохладную ткань этого наряда, так тесно обнимающего изящное (не обязательно худое и китайское) тело женщины.
Статья опубликована на сайте журнала: SuperСтиль ?105, 22.032006 http://www.superstyle.ru/