Панченко Василий Иванович: другие произведения.

Украина без Ес и Нато.Геополитические инновации в экономике. Национальные особенности

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Панченко Василий Иванович
  • Обновлено: 10/10/2012. 18k. Статистика.
  • Очерк: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Украина без ЕС и НАТО. Геополитические инновации в экономике. Национальные особенности

  • 
    
                 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ  В ЭКОНОМИКЕ. 
    
            УКРАИНА БЕЗ ЕС И НАТО. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
     
                
    
         В инновационной деятельности, как в любой другой экономиче-
    
       ской деятельности, необходимо учитывать национальные особен-
    
       ности страны, где ведется бизнес.
    
    
         На современном этапе экономического развития мировое хозяй-
    
       ство выглядит как единое целое. Неведомое классической эконо-
    
       мике понятие - р ы н о ч н а я   э к о н о м и к а - вносит в
    
       глобальную экономику свои особенности.
    
    
         Исходя из этих реалий, каждая страна мира выявляет свое зна-
    
       чение и роль в мировой экономике и развивается с учетом своих 
    
       национальных особенностей.
    
    
         Одна из передовых стран мира - Япония - начала свой путь эко-
    
       номического развития в послевоенной разрухе, оставленной второй
    
       мировой войной. Экономическое процветание Японии началось позже,
    
       с 1953 г., вскоре после окончания американской оккупации в ап-
    
       реле 1952 г. 
    
    
         Японские острова (372 тыс. кв. км) не имеют в своих недрах
    
       достаточно природных сырьевых ресурсов, завозят топливо, руду,
    
       другое сырье, продовольствие, тем не менее, занимают первые
    
       места в мировом хозяйстве по выплавке стали, по судостроению,
    
       по производству электроэнергии, автомобилей, электроники, текс-
    
       тиля.
    
    
         Исследования японского "экономического чуда" выявили главную
    
       национальную особенность японской экономики - это японская сис-
    
       тема управления предприятием, в основе которой лежит "золотое
    
       правило" - "ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ -
    
       ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ". 
    
    
         Население Японии  - ок. 130 млн. чел. Занятых в сельском хо-
    
       хозяйстве - 12%.
    
    
         Одна из соседних стран Японии - Корея - старается копировать
    
       соседку в развитии ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, придавая обучению и
    
       образованию людских ресурсов первостепенное значение в иннова-
    
       ционной деятельности. 
    
    
         Все руководители фирм и компаний  в Корее имеют дипломы док-
    
       торов наук, полученных в престижных американских вузах.
    
    
         Сейчас Япония стоит на пороге нового уклада техники и техно-
    
       логий. Технологии нового поколения, так называемые нанотехноло-
    
       гии (от греческого nanos - карлик, одна миллиардная доля исход-
    
       ной единицы, или 10 в минус девятой степени), при которых тол-
    
       щина слоя перехода в полупроводнике равна двум атомам, благода-
    
       ря чему в одном квадратном сантиметре кремниевой пластины мож-
    
       но интегрировать миллионы полупроводниковых приборов.
    
    
         Ввиду возможностей большой степени  интеграции резко умень-
    
       шается  стоимость приборов, их размеры и вес, увеличивается воз-
    
       можность применения приемников  и передатчиков информации, ком-
    
       пьютеров; появляется качественно новое применение электронной
    
       техники - управление процессами на расстоянии повсеместно, не
    
       только в отдельных случаях, как сейчас, например, в космосе, из-
    
       за сложности, громоздкости и дороговизны системы.
    
    
         Новые системы связи, компьютеры позволять запускать на расстоя-
    
       нии двигатели автомобилей, например, предохраняя их от переохлаж-
    
       дения зимой, запускать бытовые приборы (СВЧ-печи и др.), подъез-
    
       жая к дому, встраивать компьютеры в автомобили, в холодильники -
    
       для разных целей - экономии энергии, топлива, уменьшения вредных
    
       выбросов, определения места нахождения, глобальной связи, теле-
    
       видения, радио и др.
    
    
        С помощью становящихся более доступными средствами связи и ком-
    
       пьютерной техники, человек сможет спокойно выполнять свою работу
    
       не выходя из дома, передавая результаты по информационным кана-
    
       лам связи, прообразом которого сегодня является нарождающийся
    
       аутсорсинг.
    
        
        Уникальным инновационным достижением японской автомобильной ин-
    
       дустрии является разработанная десятилетия назад и испытанная в
    
       конкуренции, так называемая гибкая система производства, позво-
    
       ляющая, по производственным понятиям, н е м е д л е н н о   пе-
    
       рестроить производство. Секрет такой возможности - в блочной кон-
    
       струкции производства продукции. Сегодня, во времена мирового 
    
       кризиса экономики, японское производство свободно переналадило
    
       изготовление принципиально новой конструкции автомибиля, так на-
    
       зываемого гибрида, в котором сокрыт полноценный электрокар, в
    
       чем японцы и ранее были лучшими (погрузчики и их блоки тягового
    
       привода колес), а также без труда вместили  обычный  двигатель 
    
       внутреннего сгорания, получился обещанный многими гибрид. И, что
    
       самое важное, выдан в массовое производство.
    
        Сегодня японские автомобилестроители опять-таки первые в послед-
    
      них достижениях по производству легковых автомобилей, полностью
    
      приводимых в движение электрическими системами (движители, аккуму-
    
      ляторы, электропреобразователи тока - постоянного в переменный и
    
      наоборот).
    
       Их американские конкуренты, в самом лучшем понимании этого слова,
    
      вскоре собираются и вовсе удивить мир новым движителем электрокара,
    
      созданном по новым технологиям на ториевых батареях (Добавлено 04
    
      фев.2011 - В.П.).
    
    
         Корейские компании "Хёндай" и "Дэу" начинали свой путь эконо-
    
       мического процветания с судоремонта и судостроения.
    
    
         "Хёндай" и "Дэу" построили в 1983 г. судоверфи, рискнув на ог-
    
       ромные капиталовложения, еще не имея заказов. Затем, продемонст-
    
       рировали способности верфей строить супертанкеры с построечным
    
       циклом в 18 месяцев, вместо расчетных 30-ти, принятых в мировой
    
       практике, обеспечили себе портфели заказов на многие годы вперед.
    
    
         В свою очередь, диверсифицируя производственную деятельность,
    
       приобретая лицензии и внедряя собственные и зарубежные иннова-
    
       ции, осуществили солидные капиталовложения в автомобилестроение.
    
         Первый автомобильный завод за рубежом корейские компании пост-
    
       роили в 1989 году в Канаде. Сегодня корейские автомобили соби-
    
       раются и в Украине.
    
    
         Так корейские судостроительные и автомобильные компании в пол-
    
       ную меру продемонстрировали национальные особенности своей эконо-
    
       мики - географическое положение (с нужными климатическими усло-
    
       виями для судостроения), позволяющее располагать на своей   тер-
    
       ритории судостроительные и судоремонтные верфи, и, обладая  дос-
    
       таточным научным потенциалом и подготовленным человеческим  ка-
    
       питалом - инженерами, менеджерами,  обученным персоналом, пред-
    
       угадали оправдавший себя риск  в огромных  капиталовложениях и 
    
       внедрения инноваций.
    
    
         Корейский способ подготовки персонала начинается со школы.
    
       Самых способных абитуриентов направляют в технические вузы, яв-
    
       ляющиеся на сегодняшний день в Корее наиболее престижными.
    
    
         Каждая корейская семья имеет намерение обучать детей в коллед-
    
       же. Способных студентов направляют на обучение за границу, преи-
    
       мущественно в США. Хорошо развитая система профессионально-тех-
    
       нического обучения готовит технический персонал, обученных рабо-
    
       чих.
    
    
         В образовании и обучении принимают участие и компании. Менед-
    
       жеры и специалисты компаний охотно проходят курсы переподготов-
    
       ки. 
    
    
        Испанские Канарские острова расположены на оживленных морских
    
       путях, успешно вписались в мировую экономику, благодаря транзит-
    
       ной особенности их территории.
    
    
         Природа сама определила место Канарских островов в мировой эко-
    
       номике. Суда самых разных стран, проходя   через  Атлантический 
    
       океан, заходят на Канары заправиться водой, топливом, продуктами,
    
       погрузить или выгрузить контейнеры и другие грузы на бесчисленные
    
       контейнерные терминалы, пакгаузы, нефте- и водохранилища и другие
    
       склады.
    
    
         Климат со средней годовой температуров +18 С позволяет прово-
    
       дить эффективную и качественную покраску корпусов кораблей круг-
    
       логодично, в особенности значимую для плавания обработку и по-
    
       краску подводной части кораблей, что производится на специаль-
    
       ном  уникальном подъемнике, с применением пескоструйных устано-
    
       вок, использующих измельченную базальтовую вулканическую поро-
    
       ду местного происхождения.
    
    
         Имеет ли Украина что-либо в своих национальных особенностях 
    
       для своего экономического успеха в свете приведенных примеров?
    
    
         В Европе Украину (площадь территории 603,7 тыс.кв.км, населе-
    
       ние ок. 42 млн. чел.) можно сравнивать с такой страной как Фран-
    
       ция (площадь 551 тыс. кв.км, население ок. 50 млн. чел.). Обе
    
       страны имеют выход к морю - Франция - на севере и на юге страны,
    
       Украина - на юге страны. Обе  - космические державы, как Фран-
    
       ция, так и Украина не имеют на своей территории космодромов.
    
    
         Франция использует космодромы на заморских территориях, Украи-
    
       на предоставляет свои ракеты-носители для запуска космических ап-
    
       паратов (космических спутников навигации, погоды, связи) принал-
    
       лежащих другим странам, участвуя также в совместной навигацион-
    
       ной спутниковой системе ГЛОНАС, в приостановленном международ-
    
       ном проекте "Морской старт", который планировался осуществлять
    
       с помощью специально  разработанной и произведенной в США мор-
    
       ской плавучей платформы из экваториальной части акватории Атлан-
    
       тического океана. Имеются также украинские разработки, ждущие
    
       внедрения, для запуска космических аппаратов с борта самолета
    
       Ан-225. 
    
    
         Однако, важнейшими особенностями территорий как Франции, так
    
       и Украины, является их транзитность. От латинского transitus -
    
       прохождение, переход. Прохождение через чью-либо территорию, 
    
       проезд по чьим-либо дорогам от одной границы до другой во всем
    
       мире прямо или косвенно оплачивается. Специально построенные
    
       скоростные автобаны, тоннели, мосты и внутри страны имеют свою
    
       особенность - быть оплаченными за проезд в оборудованных банко-
    
       матах на въезде  в них.
    
    
         Само расположение  территории Украины диктует выгодность тран-
    
       зитного бизнеса. Для развернутого задействования этого рода дея-
    
       тельности необходимы научно-экономические изыскания и рекоменда-
    
       ции, расчеты инвестиций; научно-технические разработки проектов
    
       строительства новых автомобильных дорог, аэропортов, вокзалов,
    
       автостанций, обширной инфраструктуры по обслуживанию транспорт-
    
       ных средств, грузопотоков, пассажиров.
    
         Особую предпосылку и подтверждение предполагаемого транзитного
    
       бизнеса будут иметь совместные проекты, разрабатываемые для пров-
    
       ведения международных чемпионатов  ЕВРО-2012 и  Олимпийских игр 
    
       СОЧИ-2014.
    
    
        Развитие транзитного бизнеса будет содействовать развитию одной
    
       из самых прибыльных ветвей международной экономики - туризма.
    
    
        Транзитный бизнес будет стимулом для развития и обновления мор-
    
       ских и речных портов. Морские порты Украины - Одесса, Николаев,
    
       Ильичевск, Мариуполь, Керчь, Севастополь уже и сегодня достаточ-
    
       но хорошо известны.
    
        Речные порты Украины соединяют речные судоходные пути протяжен-
    
       ностью в 4,5 тыс.км.
    
    
        Аэропорты Украины пока еще мало приспособлены в настоящее время
    
       для активного транзитного бизнеса. 
    
        Международный туризм привлечет клиентуру на многочисленные укра-
    
       инские курортные и оздоровительно-рекреационные базы-курорты всех
    
       лечебных групп: Южный берег Крыма, курортный район Одессы, Евпа-
    
       тория, Саки, Трускавец, Моршин, Миргород; районы украинских Кар-
    
       пат, которые начали внедрять свои инновации - строительство зим-
    
       них баз отдыха и спорта.
    
    
        Успешно работающий ранее и ныне железнодорожный транспорт так-
    
       же требует к себе внимания со стороны государства для более ак-
    
       тивного включения его в транзитный бизнес.
    
    
         До 1992 г. российский газ транспортировался через Украину в
    
       страны  Европы без отдельного расчета за транзит.
    
         С 1992 г. газотранспортная система (ГТС) Украины, ее государ-
    
       ственная собственность, принадлежит Украине и зарабатывает валю-
    
       ту для страны как за экспортный продукт, как система, производя-
    
       щая экспортный товар - транспортные транзитные услуги.
    
    
         Обслуживают транспортные  т р а н з и т н ы е   п е р е д а ч и
    
       сотни километров магистрального газопровода с диаметром трубы  в
    
       1420 мм, магистральные газокомпрессорные станции, газохранилище в
    
       8 млрд. куб. метров. Стоимость перекачки по транзитным трубопро-
    
       водам одной тысячи кубических метров на сто километров оплачивает-
    
       ся начиная от 1,75 ам. долларов.
    
    
         Что касается самой  г а з о т р а н с п о р т н о й   с и с т е м ы
    
       Украины, то это специфическое средство производства с а м о е  к р у п-
    
       н о е   в   м и р е  вообще, а именно, протяженность трубопроводов -
    
       37,6 тыс. км, пропускная способность на входе - 290 млрд. кубометров
    
       в год, - на выходе -  175 млрд. кубометров в год. Система объединяет
    
       свыше 70 компрессорных станций по всей территории Украины, 13 подзем-
    
       ных хранилищ с активным объемом газа - более 32 млрд. кубометров.
    
         Приведенные технические данные не являются пределом и могут быть 
    
      свободно реализованы в более значимые, как по мощности, так и по коэф-
    
      фициенту полезного действия из-за применения новых технологий по сокра-
    
      щению использования газа для технологических процессов перекачки (при-
    
      меняя, например, более дешевую электроэнергию и т.д.).
    
    
         Для расширенного осуществления транзитного бизнеса как общенацио-
    
       нального и частного, кроме трубопроводного, который отлажен и успеш-
    
       но продолжает действовать, необходимы серьезные научно-исследователь-
    
       ские экономические разработки и научно-технические проекты и изыска-
    
       ния по модернизации, а также обоснования инновационных внедрений и 
    
       инвестиций государственного и частного капитала.
    
    
         Транзит - весьма выгодный товар, включающий самый дешевый - трубо-
    
       проводный и до самого дорогого - авиационного, производится на нацио-
    
       нальной территории, и ценность его как и любого другого товара заклю-
    
       чается в качестве, надежности и умеренноей цене.
    
    
         Поэтому необходимо обустраивать транзитную территорию так, чтобы
    
       перевозимые грузы сохраняли качество и количество, сохранялась бы
    
       умеренная плата за транзит, чтобы этот бизнес оставался привлекатель-
    
       ным для зарубежного клиента.
    
    
         Важным транзитным транспортом в Украине является также передача
    
       электроэнергии. Наиболее крупная линия электропередачи:  Донбасс-
    
       Днепр-Винница-западная граница Украины. Здесь решены научно-техни-
    
       ческие проблемы передачи электроэнергии в больших количествах на
    
       дальние расстояния, в том числе и на экспорт. Нужен  ли Украине 
    
       Европейский Союз и в каком плане? Только как клиент. Как и во мно-
    
       гих других транзитных, а именно, национальных бизнесах. Вместо НАТО
    
       или других военных "крыш" выступает самая надежная крыша - бизнес.
    
         Совместный бизнес - лучшая защита интересов, в том числе не только
    
       экономических.
    
    
         Имеется ряд других национальных преимуществ территории Украины - 
    
       производство черной металлургии. Производство этой отрасли по объе-
    
       мам выпуска и экспорта важнейших видов продукции (стали, проката,
    
       чугуна, стальных труб в том числе и большого диаметра, железной руды,
    
       кокса, огнеупоров) Украина является известным в мире производителем.
    
    
         Разведанные мировые запасы угля оцениваются примерно в 1100 млрд.
    
       тонн. Из них в России - 230, в США - 215, в Великобритании - 127, в
    
       Китае - 70, в Канаде - 55, в Украине - 55.
    
    
        Национальной особенностью Украины можно также считать машинострои-
    
       тельные предприятия замкнутого и неполного замкнутого (авиастроение)
    
       цикла. Предприятия аэрокосмического комплекса замкнутого цикла (с до-
    
       бычей титановых руд, производство титана, выплавка алюминия на при-
    
       возных рудах).
    
    
         Около 80% стали в Украине выплавляется на предприятиях с полным
    
       металлургическим циклом, сочетающим доменное, сталеплавильное и про-
    
       катное производства.
    
    
        Ряд предприятий черной металлургии (комбинаты) имеют в своем произ-
    
       водстве, кроме металлургического, железорудное производство (Кривой
    
       Рог). Криворожский железорудный бассейн (площадь ок. 300 кв. км) раз-
    
       рабатывается с 1981 г.
    
    
         Кременчугская магнитная аномалия - месторождение легкообогатимых
    
       магнетитовых кварцитов  с суммарными запасами до глубины 500 метров -
    
       4,5 млрд. тонн и богатых железных руд (Кременчугское) с разведанными
    
       запасами до 220 млн. тонн. Содержание железа в кварцитах аномалии  -
    
       37%, а в богатых железных рудах - до 58.
    
    
         Преимущества общенационального транзитного бизнеса в государствен-
    
       ных и частных структурах помогают стране успешно преодолевать баръе-
    
       ры переходной экономики, занять подобающее место в рыночном мировом
    
       хозяйстве и избежать неприятности от различных невыгодных государст-
    
       ву союзов (регулярность банкротства национальных предприятий, потеря
    
       символов государственной самостоятельности).  
    
    
        Положительным в таком бизнесе является и то, что все стороны на гра-
    
       ницах транзитной  территории стараются удержать равновесие страны -
    
       транзитера, не навязывая силой или шантажом своих союзов.
    
    
          Страна, предоставляющая свои транзитные услуги, также должна быть
    
       деликатной в обращении со своими клиентами, не забывая, что транзит -
    
       также товар и ценность его заключается в качестве, надежности и уме-
    
       ренной цене.
    
    
    
       Василий Панченко, 2010
    
                     
       
    
    
         
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Панченко Василий Иванович
  • Обновлено: 10/10/2012. 18k. Статистика.
  • Очерк: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка