Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Королевские оранжереи Брюсселя

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/05/2024. 43k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  • Иллюстрации: 74 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
      
      
      
       Всякий раз, бывая в Брюсселе, стараюсь находить что-то новое, ранее не виденное, благо этот город предлагает большие возможности. На этот раз в рамках однодневной поездки главной целью было посещение королевских оранжерей в пригороде Брюсселя Лакен (Laeken).
      
       Очерки о предыдущих наших посещениях Брюсселя опубликованы в библиотеке Мошкова.
       Их адреса:
       "Королевский Брюссель" - http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/bruessel.shtml ;
       "Сюрреальный Брюссель" - http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/brusselword972003doc.shtml ;
       "Ещё раз о Брюсселе"- http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/brxssel.shtml .
      
       Въезд в Брюссель и выезд из него необычайно обременительны для водителей. На окраине города - узкие улицы, застроенные домами заштатной архитектуры, с чуть подновленными фасадами, за которыми просматривается дешевое социальное жильё. Далее пояс роскошного модерна - гордость города. Все ближе к центру наступают современные железобетонные остекленные громады - знаки современной столицы Европы. Эти громады составляют не только Европейский квартал, но и проникают совсем близко к центру.
      
       Приезжая на один день, игнорировать исторический центр - невозможно. К счастью он почти не меняется. Пассаж св. Губерта, блистает витринами дорогих магазинов. Мальчик Пис по-прежнему исправно писает. Гран-Плас, обычно заполненная туристами, сейчас сравнительно малолюдна. Кафе и рестораны еще не выставили свои столики. Информационное бюро в Ратуше закрыто. Туристский сезон еще не наступил.
      
       Испытав обычный восторг от исторического наследия, хочется осмотреть что-то недавно появившееся, тем более что Брюссель строится, строится и строится. Видимо, он переживает период, сходный с периодом перестройки Парижа под руководством барона Османа (Haussmann). Тогда было реорганизовано 60% недвижимости Парижа для создания новой уличной сети города. Было снесено множество старых, в том числе средневековых домов.
      
      
       Подниматься в Верхний город, город аристократии не хотелось. Недавно прошли протестные акции тружеников сельского хозяйства. Они недовольны своей жизнью и это недовольство выразили, облив навозной жижей улицу Верхнего города. Не сомневаюсь, что сейчас там все чисто. Однако, нелюбовь к "власти предержащим" нам тоже присуща.
      
       По установившейся традиции мы каждый визит в Брюссель начинаем с площади Гран-Плас (Grand place), центральной площади города. Здесь располагаются сразу две важнейшие достопримечательности города - городская Ратуша и "Хлебный Дом" или "Дом Короля". Эти дома - дворцы окружены роскошными домами, принадлежавшими гильдиям. Архитектурный ансамбль площади внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
       0x01 graphic
      
       Гран-Плас в конце апреля 2024 года. Слева - Ратуша Брюсселя, справа - "Хлебный дом" ("Дом Короля").
      
       0x01 graphic
      
       Ратуша. Один из символов бельгийской столицы и место торжественных представительских приемов.
      
       0x01 graphic

       "Хлебный дом" - здание, расположенное на северной стороне Гран-Плас, напротив ратуши. Оно изначально служило местом торговли хлебом, отсюда и происходит название. Первая постройка на этом месте была возведена в XIII веке. Затем здание получило название "Дом герцога", которое позже, когда Карл V взошёл в 1516 году на трон Испанского королевства, превратилось в "Дом короля". Сейчас в нём находится  музей города Брюсселя.
     Оба этих здания, построенные в неоготическом стиле, определяют облик центральной площади бельгийской столицы.
      
       Что удалось увидеть в рамках отведенного нам времени?
      
       Площадь около Биржи, за пределами исторического центра уже несколько лет превращена в строительную площадку. Сейчас строительный раж утихает. Величественное здание Биржи построено в середине XIX века в стиле Второй империи Наполеона III. Оно тоже объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
      
       Два парадных входа. Портики в древнегреческой традиции, широкие лестницы. Фронтон украшают разнообразные и многочисленные символы: Бельгии, промышленности, торговли, Африки, Азии, Добра и Зла. Фигуры людей и животных, как символы всего на свете. Капители колонн и гирлянды по фризу - подобие растений. Полтора века назад это были аллегории всего сущего. Интересно сравнить эти извечные символы с современными сюрреалистическими символами XXI века. Для этого можно внимательно присмотреться к фигурам, установленным в пассаже св. Губерта, что мы и попытались сделать, покидая исторический центр. Об этом несколько позже.
      
       0x01 graphic
      
       Здание брюссельской биржи со стороны одного из двух парадных входов.
      
       0x01 graphic
      
       Второй вход с парадной лестницей. Строительные работы здесь ещё не завершены.
      
       Впервые удалось подняться по парадной лестнице и попасть внутрь. Роскошное помещение с колоннадой и куполом посредине. Сейчас свое коммерческое назначение Биржа утратила. Здесь, к моему удивлению, расположился интерактивный музей пива. Можно попробовать любой из 98 бутылочных сортов пива и 49 разливных. Конечно, пиво - любимый напиток бельгийцев, успешно конкурирующий с вином, но для такого музея можно было бы найти помещение поскромнее.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Внутреннее парадное помещение Биржи с колоннами из красного камня, увенчанными капителями. Скульптура, лепнина - всё создает ощущение роскоши. В центре купол, изящно украшенный растительным орнаментом.
      
       0x01 graphic
      
       Мемориальная доска с именами погибших во Второй мировой войне в центре здания брюссельской Биржи.
      
      
      Историческое здание Ратуши сейчас служит для представительских целей. Трудно было бы себе вообразить, что оно способно выполнять современные функции управления большим городом с его канцелярией и бюрократией.Начиная с 2022 года существует Административный центр Брюсселя. Его называют "Брюсити" (Brucity - соединение двух слов: нид. Brussel и англ. Siti). Это современное здание с железобетонным каркасом, остекленное со всех сторон. Стеклянные стены - современный символ открытости и доступности. Это новое здание привлекло наше внимание присутствием людей на его крыше. Смотровая площадка - это всегда интересно. Важно на нее попасть. Мы нашли туда вход.
      
       0x01 graphic
      
       Вход в Административный центр Брюсселя.
      
      
       0x01 graphic
      
       Вестибюль Административного центра. Высокое круглое помещение со стеклянным куполом, стенами и всем, что возможно, внутри. Качественная трансформация произошла со стеклом. Несколько десятков лет назад это был - хрупкий плоский материал, годный только для остекления небольших окон. Теперь это - материал, выдерживающий огромные нагрузки, допускающий изгибы и создание многочисленных сложных форм.
      
       0x01 graphic
      
       В вестибюле размещены два лифта к верхней обзорной площадке на десятом этаже. Это один из лифтовых стволов.
       0x01 graphic
      
       Прозрачная крыша Административного центра с опоясывающей здание смотровой площадкой.

      

       Несколько фотографий панорамы Брюсселя со смотровой площадки.
      
       0x01 graphic
      
       Слева железобетонный каркас чего-то нового, вторгающегося в центр города. Правее фасад с двумя башнями - собор св. Михаила и св. Гудулы. Это святые - небесные покровителя Брюсселя.
      
       0x01 graphic
      
       Так собор св. Михаила и св. Гудулы смотрится вблизи.
      
       0x01 graphic
      
       На заднем плане самая высокая башня в Европе, её высота 150 метров. Она названа Южной, потому что стоит рядом с Южным железнодорожным вокзалом Брюсселя.
      
       0x01 graphic
      
       На горизонте католическая Базилика Сакре-Кёр - Святого сердца (Basilique du Sacre-Coeur).   Она пятая по величине среди всех церквей мира. Ее высота 89 м. Расположена в парке Елизаветы на вершине Кукельбергского холма.
      
       0x01 graphic
      
       Слева - башня Ратуши, правее башенного крана - конусообразный силуэт Дворца правосудия.
      
       0x01 graphic
      
       Это не результат атаки дронов, а удаление ветхих стен соседнего дома в непрерывном процессе модернизации Брюсселя.
      
       До посещения Королевских оранжерей оставалось пара часов времени, которые мы использования для прогулки по городу.
      
       Зашли в приходскую церковь Богоматери Доброй Помощи (Maria-Hilf Kirche). Она упоминалась, начиная с XII века, как капелла при госпитале. Госпиталь давал приют пилигримам на их пути в Сантьяго-де-Компостела. В XVII веке капелла была расширена и перестроена в стиле барокко. При реконструкции церкви в XVII веке обнаружили на этом месте статую Девы Марии, которая быстро стала объектом почитания и дала церкви нынешнее название. Как и весь исторический центр Брюсселя, церковь была частично разрушена войсками Людовика XIV.
      
       0x01 graphic
      
       Вход в Maria-Hilf Kirche. Портал украшен Скульптурой Девы Марии (Maria-Hilf) и гербом Карла Лотарингского (губернатора Нидерландов) с крестом мальтийского рыцарского ордена, великим магистром которого он был. Около входа знак ракушки, обозначающий дорогу в Сантьяго-де-Компостело.
      
       0x01 graphic
      
       Фигура молящегося человека при входе в церковь. Произведение немецкого художника Тони Зенца.

    0x01 graphic
      
       Мраморный алтарь Maria-Hilf Kirche. Ангелы держат изображение родителей Девы Марии. Традиционный пышный декор.
      
       0x01 graphic
      
       Купол церкви изнутри.
      
       В этой части Брюсселя удачно используется современная настенная живопись. Она вносит разнообразие и оживляет не очень интересную застройку.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Симпатичные уличные сценки из разных времен прикрывают ветхие участки стен старых зданий, ждущих решения своей участи.
      
       Церковь - св. Николая, одна из старейших в городе (XII-XIII век). Её упоминали в 1125 году. Изначально романский архитектурный стиль, неоднократно модернизованный в соответствии с модой времени.
      
       0x01 graphic

       Церковь св. Николая находится рядом с Брюссельской биржей. Она возведена в бывшем квартале купцов и построена на их деньги в честь покровителя торговли св. Николая. Она пострадала во время религиозной смуты, во время бомбардировки города войскам Людовика XIV, во время стихийных бедствий, но всякий раз восстанавливалась.

       В связи с тем, что при перестройках церковь меняла облик, иногда утверждают, что она не представляет собой интереса как архитектурный памятник. Со всех сторон, кроме фасада, она окружена домами XVIII века, что типично для старых церквей.

       0x01 graphic

       К стене церкви прилепился это нарядный домик.

       Церковь имеет несколько алтарей.
      
       0x01 graphic
      
       Алтарь св. Николая.
      
       0x01 graphic
      
       Ажурная решётка этого алтаря создана в XVIII веке.
      
       0x01 graphic
      
       Мраморный алтарь, объединённый с хором.
      
       0x01 graphic
      
       Ковчег с мощами мучеников из нидерландского города Горкум. Он создан в 1868г. Горкумские мученики - это 19 нидерландских католических священников, которые были повешены 9 июня 1572 года в городе Бриле воинствующими кальвинистами (гёзами) вовремя нидерландского восстания против испанского владычества. Это восстание переросло в Восьмидесятилетнюю войну. Все священники были канонизированы в 1867 году.
      
       Удивительная икона находится в этой католической церкви. Это воспроизведение знаменитой православной иконы Владимирской Божьей Матери. Как она оказалось в римско-католическом храме, нам неизвестно.
      
       0x01 graphic
      
       Православная икона Владимирской Божией Матери (Богоматерь "Умиление").
      
       По преданию написание образа восходит к евангелисту Луке. Икона была перевезена в Константинополь, потом в Киев, потом во Владимир. На протяжении столетий было создано несколько списков. Все они почитаются в православии.
      
       Обратный путь к автобусу для поездки в Лакен проделали снова через пассаж св. Губерта.
      
       Здание пассажа длиной более 200 метров состоит из длинного коридора с двумя верхними этажами. Стеклянная крыша в чугунной раме слегка изогнута. Пилястры отделяют витрины отдельных магазинов.
       С 1 марта по 31 мая 1924 года в этом пассаже экспонируются бронзовые сюрреалистические скульптуры работы бельгийского коммерческого художника - скульптора, карикатуриста, актёра, художника Жан-Мишеля Фолона (Jean-Michel Folon 1934-2005.). Он считается одним из лучших в мире создателей торгового дизайна. Его скульптуры в галерее св. Губерта представляют собой современные аллегории человеческих мыслей и эмоций. Это не пышнотелые женские и мужские фигуры классического искусства. Человеческое тело служит довольно однообразным постаментом для навершия - головы, или чего-то ее заменяющего. Изображение головы символизирует чувства людей: размышления, заботы, сомнения. Эти изображения сродни компьютерным "смайликам". Примерно два десятка лаконичных символов изображают гамму человеческих эмоций - радость, гнев, одобрение, порицание, удивление, злорадство, страх и т.д. Так сложный мир научился немногословно изображать свое душевное состояние.
      
       Скульптуры Жан-Мишеля Фолона выполнены из бронзы, но фактура их поверхностей воспроизводит тёплую фактуру дерева. У всех персонажей одинаковое анонимное тело. Меняются лишь головы, которые представляют собой неожиданные предметы: посуду, вилку и даже чемодан. Автор, видимо, хотел изобразить, тем самым, парадоксальные стороны страсти к вещизму, одновременно игривые и иррациональные, неожиданные и приземлённые, как мысли людей.
      
       0x01 graphic
      
       Изображение головы, видимо, означает зарождение в ней грандиозного замысла.
      
       0x01 graphic
      
       "Я знал одной лишь думы власть. Одну, но пламенную страсть"
      
       0x01 graphic
      
       В этой голове зреет нечто иррациональное.
      
       0x01 graphic
      
       "Живописцы, окуните ваши кисти в глубину дворов Арбатских и зарю...". Кисть художника?
      
       0x01 graphic
      
       Что бы еще вкусненького съесть?
      
       0x01 graphic
      
       Чемодан, вокзал, эмиграция...
      
       0x01 graphic
      
       В голове непрерывно тикает ВРЕМЯ.
      
       0x01 graphic
      
      "Быть или не быть?", есть ли жизнь на Марсе?, что бы еще купить?."
      
       Духовные и материальные приоритеты в жизни современного человека спрятаны в его голове.
      
      
       Во второй половине дня - Королевские оранжереи (Serres Royales de Laeken).
      
      
       Королевский дворец Лакен (Chateau de Laeken), построенный монаршей семьей для постоянного проживания, находится в одноимённом пригороде Брюсселя. Этот пригород разросся и сейчас знаменит современным символом "Атомиум".
      
       0x01 graphic
      
       Общий вид королевского дворца Лакен. Территория этого большого парка приватная, поэтому охранники строго следят за движением посетителей, препятствуя проходу по запрещенным дорожкам.
      
       Парк открыт для посещения только в апреле в течение трех недель. Вход во дворец для туристов не предусмотрен. В этом же парке находятся и Королевские оранжереи.
       Дворец построен в 1782 году для семьи короля Леопольда I. Его сын Леопольд II расширил дворец и парк и инициировал строительство оранжерей.
      
       Королевские оранжереи, спроектированы бельгийским архитектором Альфонсом Бала (Alphonse Balat). С ним вместе, в качестве помощника, участвовал в работе Виктор Орт, впоследствии, родоначальник стиля модерн в архитектуре. Королевские Оранжереи включают в себя 30 павильонов.
      
       0x01 graphic
      
       Архитектор Альфонс Бала (1818-1895). (Снимок из Интернета).
      
       В результате совместной работы обоих архитекторов Королевские оранжереи Лакена стали самым успешным их проектом. Оранжереи - это комплекс купольных зданий из железа и стекла, соединенных галереями - теплицами со стеклянными стенами и крышами. Центральным сооружением является куполообразный Зимний сад. Работая с новыми материалами, такими как железо и стекло, архитекторы были вынуждены отказаться от обычных классических форм в архитектуре. Новые материалы стимулировали их воображение. В стальных конструкциях использовалось цветное стекло с декоративными мотивами из растений и цветов. Это стало первым шагом на пути к архитектуре в стиле модерн, которая получила дальнейшее развитие в проектах Виктора Орта.
          Над Королевских оранжерей Альфонс Балат работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля модерн. Для Орта этот опыт был бесценным.
      
       0x01 graphic
      
       Центральный павильон Королевских оранжерей - куполообразное сооружение, под которым цветет Зимний сад. Прозрачное и цветное стекло, сложная металлическая конструкция с арками и орнаментами.
      
       0x01 graphic
      
       Слева от Зимнего сада расположены два осветительных маяка.
      
       0x01 graphic
      
       Купол Зимнего сада. Тяжесть купола передается с помощью аркбутанов (полуарки, расположенные снаружи) на устойчивый контрфорс. Такой способ часто используется для укрепления стен и куполов в готической архитектуре.
      
       0x01 graphic
       .
      
       Под куполом Зимнего сада могут разместиться самые высокие деревья.
      
       0x01 graphic
      
       Ажурный остекленный металлический каркас характерен для всех павильонов оранжереи.
      
    Под стеклянными куполами и в остекленных галереях произрастают редкие растения, пальмы, цветущие банановые и апельсиновые деревья. Экзотическая архитектура создаёт особую атмосферу небывалости и величия. Цветы камелии здесь являются культовыми, и их коллекция считается старейшей и главной.
      
       Королевские теплицы - это почти километр красивейших цветов и растений. В это время здесь цветут фуксии, герани, азалии, камелии, апельсиновые деревья, магнолии, бегонии, пальмы. Весь путь следования по теплицам украшен скульптурами, фонтанами, вазами.
      
       0x01 graphic

       План королевского парка и оранжерей. Синими стрелками отмечен трёхкилометровый маршрут, красными - двухкилометровый. Внизу плана - павильон и теплица для пальм. В верхней части плана - павильон Зимнего сада.

       Ландшафт парка разнообразен и красив. Спуски, подъемы, пруды, обрамленные дорожками и в естественном виде. Перелески, чередующиеся с лугами. Здесь впервые мы встретили шильды, запрещающие вступать на газон. И всюду экзотические деревья, цветущие кустарники, вековые деревья.
       0x01 graphic
      
       Парк украшает скульптура дикого кабана (вепря). Она - копия работы Пьетро Такка (1557-1640)  из Флоренции.
      
       Этот кабан очень популярен в мире. О нем написал сказку "Бронзовой кабан" Ганс Христиан Андерсен. Прочитала, что копии скульптуры можно встретить в Канаде (Онтарио), в Англии (Дерби), в Австралии (Сидней), в Германии (Мюнхен). Мы видели такого же кабана в бельгийском саду Анневуа.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic

       Прогулка по Королевскому парку. Спуск к одному из прудов.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       0x01 graphic

       Пальмовый павильон, окруженный цветущими рододендронами.

       0x01 graphic

       Теплица для пальмовых деревьев.

       0x01 graphic

       Внутренний уголок теплицы для пальм.
       0x01 graphic

      Возвращение к павильону Зимнего Сада.

       0x01 graphic

       0x01 graphic

     "Ласково цветет глициния - она нежнее инея..."

       Наконец, вход в цветочные теплицы.

       0x01 graphic

       На всем протяжении оранжерей отопительная и оросительная системы проложены под дорожками, покрытыми металлической решеткой.
      
       Фотографии цветов, названия которых не всегда нам известны. Не все из них встречались в жизни и других оранжереях. Не восхищаться ими нельзя!

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       0x01 graphic

       Вся эта красота во многом обязана этому человеку. Бюст главного садовника Королевских садов Брюсселя Луиса Параса (Louis Paras), который с 1921 по 1939 год создавал коллекцию этих растений.
      
       0x01 graphic
      
       На окраине парка расположена, так называемая, Японская башня. Сооружение, внешне копирующее классические пагоды. Примечательно, что Японская башня создавалась в Брюсселе в качестве музея японского искусства, но в ней экспозицию так и не открыли. Для коллекции японского искусства приспособили небольшой павильон, купленный королём Леопольдом II на Всемирной выставке Экспо -1900 и позже собранный у подножия пагоды.

       Рекомендую всем, если представится возможность, весной следующего года посетить парк и Королевскую оранжерею Лакена. Несколько раздражает навязанный темп движения. Здесь почти нет скамеек, чтобы посидеть и полюбоваться пейзажем. Все дорожки, уходящие в сторону, охраняются от нежелательных любопытных посетителей. Движение по оранжереям подобно массовой демонстрации. Не поняла, можно ли регулировать этот темп. Хочется вспомнить Гёте, когда его Фауст воскликнул, "Остановись мгновенье - ты прекрасно" (в русском переводе Холодовского). Здесь остановки не предусмотрены.
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/05/2024. 43k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка