Аннотация: Что говорит Библия по поводу экономики. Можно ли в ней найти ответы на вопросы сегодняшней реальности.
Как минимум 20 лет моей сознательной жизни я свято верила в преимущества социализма перед капитализмом. Многие из вас, возможно, тоже верили и разочаровались. Когда же мы очутились в царстве капитализма - то пришло иное разочарование. Хотелось бы вообще не задумываться об этом, тем более я не специалист в вопросах экономики, но не получается: в США сейчас вся политическая борьба вращается вокруг этого вопроса. Одни хотят "фундаментально трансформировать" Америку в общество социальной справедливости по европейскому образцу - другие хотят реставрировать принципы свободного рынка, на которых Америка когда-то была основана. И каждому, специалист или нет, приходится определять свою позицию, чтобы отдать свой голос за наилучшего кандидата на выборах.
Терминология часто маскирует суть реформ: никто не говорит впрямую о социализме и национализации промышленности и банков. Знают ведь, что эти слова в Америке непопулярны. Нет. Говорят о сострадании, о помощи бедным и угнетённым, о спасении земного шара от перегрева, о том, что надо непременно спасти от банкротства некоторые корпорации, от процветания которых якобы зависит устоит ли вообще Америка как таковая, и наоборот нажать на другие, потому что раз они такие богатые - надо делиться, а они такие жмоты не хотят платить "справедливую долю" в общую кассу и т.п. Можете не соглашаться, но я думаю, что авторы реформ делают это намеренно: маскируют истинные намерения под красивыми словами. И многие попадаются на эту удочку: кто же будет против сострадания к бедным и угнетённым? Кто же станет защищать богатых, купающихся в роскоши, тогда как их соседи едва сводят концы с концами? И даже многие церкви заговорили о так называемом "Евангелии социальной справедливости".
Логикой можно доказать что угодно, я давно в этом убедилась. Одни и те же факты можно пристроить в противоположные теории. Почему я и оставила навсегда философию, хотя и отдала ей когда-то лучшие годы моей жизни и даже достигла заметных успехов. Библия - вот единственная книга, дающая твёрдое основание для логического мышления, это отвес, по которому мы можем сверять истинность любого рассуждения.
Бог не оставил нас блуждать в неведении, Он дал инструкции (заповеди, принципы) и для успешного брака, и для успешной осмысленной творческой жизни, и для организации церкви, и для политики, и для экономики и т.п. О Библейских принципах относительно политики я уже написала здесь:
А теперь я предлагаю посмотреть, говорит ли Библия что-либо об экономике. Можно ли в ней найти ответы на сегодняшние вопросы?
ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ?
Все знают о десяти заповедях. Из огромного количества правил и указаний Бог выбрал десять самых важных. И две из этих десяти имеют дело с вопросами собственности! Уже одно это говорит о том, что Богу эти вопросы небезразличны. Заповедь восьмая гласит: "Не кради". Попробуйте определить для себя: что такое "красть". Можно посмотреть в толковых словарях, но каждый и так интуитивно знает: "украсть" - означает "присвоить, взять себе то, что мне НЕ принадлежит". Понятие "принадлежности" вполне определённо подразумевается. Что-то принадлежит мне - а что-то принадлежит кому-то другому - это фундаментальный закон человеческого существования. Пытаться изменить этот закон - значит идти против Бога.
Помнится, в 70-х, в СССР Камбоджу считали "страной социалистической ориентации", то есть наши ребята, молодцы, ура-ура, правильным путём идёте товарищи. Это было ещё до кровавой резни, учинённой под "мудрым руководством" Пол Пота. И я, молодая ещё тогда преподавательница научного коммунизма, пыталась разобраться, что же они делают не так. Общественная собственность вроде дело хорошее, Карл Маркс одобрил. Но обобществлять ложки и тарелки, полностью ликвидировать личную собственность - это как-то не укладывалось даже в мой юный тогда здравый смысл, да и родная КПСС мягко поправляла "младшего брата": "Не-е-е, это уж вы лишку хватили товарищи". Я пыталась рассудить логически: общественная собственность хорошо - личная собственность плохо, так? Так! Приусадебные участки - это пережиток прошлого. Почему же мне тогда не нравится, что тарелки и ложки у них в общественной собственности? А трусы что тоже у всех должны быть общие? Интуиция и здравый смысл подсказывали мне, что личная собственность это не всегда плохо. Но где же граница? Где критерий, когда это уже не хорошо, но ещё не плохо? Никто на этот вопрос в теории ответить не мог. Пол Пот облегчил задачу нашим верхам, когда начал откровенный жестокий геноцид населения своей страны. Вот тогда уже мы от него открестились и звание "соц-ориентации" отняли. Моя вера в научный коммунизм была в очередной раз подорвана. Хотя я даже сама себе в этом всё ещё долго не признавалась.
Зато когда мне наконец открылась Библия, поистине высшая мудрость Слова Божьего - я так радовалась логике и простоте ответов на вопросы, которые прежде казались мне неразрешимыми! "НЕ КРАДИ" - как просто! В двух словах содержится и утверждение ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ОХРАНА ЭТОГО ПРАВА ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ!
Ну а если не рядовой гражданин отнял то, что ему не принадлежит, а государственный деятель, тогда это кража или нет? Есть в Библии история про виноградник Навуфея. Царь хотел купить у него этот виноградник, но Навуфей не захотел продавать. Тогда царь по совету жены решил просто убить Навуфея и присвоить себе его виноградник. Можно назвать это действие "конфискацией", или "экспрориацией", или даже "восстановлением справедливости" - но в глазах Бога это всё равно мерзость, это нарушение Его заповеди "Не кради". Царь Ахав и его жена Иезавель плохо кончили, наверное даже атеистам это известно. Почитайте эту поучительную историю в 3-й книге Царств глава 21.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ПРИЗРАК РОБИН ГУДА
Хорошо, скажете вы, царь Ахав отнял чужую собственность для себя лично, поэтому это плохо. Вот если бы он отнял у богатого, а потом раздал бы бедным и нищим - то был бы молодец.
Однако вернёмся к заповеди "Не кради" - мы не находим там никаких уточнений: у кого нельзя красть а у кого можно, кому нужно соблюдать эту заповедь, а кому не обязательно, и что делать с краденым тоже неважно. Низзя! - и всё. Точка! Конец предложения.
Сравните: заповедь "Не убивай" имеет ограничения: в иврите есть разные слова для обозначения действия, результатом которого является смерть человека. И в этой заповеди использовано слово означающее "отнятие жизни у невинной жертвы." Эта заповедь не относится к убийству врага на войне или в процессе самообороны, или к казни преступника, осуждённого к высшей мере.
Так же и девятая заповедь: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Обратите внимание на специфику: лгать запрещается лишь в определённых ситуациях, а не вообще. Когда Рахав спрятала у себя еврейских разведчиков, а властям объявила, что она понятия не имеет куда они делись, она не нарушила девятой заповеди.
Насколько мне известно, к восьмой заповеди "Не кради" никаких исключений не дано. Напротив, заповедь восьмая усиливается и поддерживается заповедью десятой, в которой запрещается даже ЖЕЛАТЬ того, что принадлежит твоему соседу: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего."
А теперь рассудите сами: РАЗВЕ НЕ ОСНОВАНА САМА ИДЕЯ "ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" НА НАРУШЕНИИ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?
Ага, скажет кто-то, у него дом в три этажа, с бассейном и двумя гаражами на двоих членов семьи, а у меня семеро по лавкам, муж пьёт, с работы сократили, домишко маленький, и тот банк отнимает за неуплату - разве это справедливо?! И я вас понимаю, нам всем это свойственно: желать того, что у более удачливого соседа. Нам конечно же и в голову не придёт сравнивать себя с менее удачливым соседом, который вообще живёт в машине, или под мостом, или где-нибудь в Индии вообще в картонной коробке, а вместо душа все в реке моются, и пьют оттуда же. Никому из нас естественным образом не придёт в голову сказать: "Слава Богу, я хоть не под мостом живу и воду чистую могу пить сколько угодно из общественного питьевого фонтанчика". Нет, мы желаем себе и дом в три этажа, и бассейн, и машину не хуже, чем у самого удачливого из соседей! И всё же Бог дал нам эту заповедь: "Не пожелай..." Не потому, что Он будто бы не знал, что мы не сможем её выполнить. Знал конечно, ведь Он Всеведущий.
Закон Он дал нам, чтобы мы убедились, что без Его помощи, мы выполнить Закон не в состоянии. Как бы человек ни старался, богатый он или бедный, всё равно хоть раз в жизни, но каждый из нас пожелал того, что у ближнего его. А за нарушение Закона - возмездие смерть! Вот и получается, что никто из нас не может спастись от смерти своими силами. Потому и пришёл Иисус Христос на землю, чтобы выкупить нас от смертного приговора. Теперь дело за нами: кто поверит - спасён, а кто не поверит - так и останется в ожидании исполнения приговора.
А КАК ЖЕ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ-ТО?
Как же заставить того богатого дяденьку с трёхэтажным домом и бассейном поделиться с менее удачливыми соседями? "Налоги повысить на самых богатых!" страстно требуют на митингах в Америке. "Отнять всё и поделить!" - кричали толпы в революцию 1917 года. Нравится нам это или нет, но Бог такого позволения никому не даёт! А тот, кто это всё же делает - ответит в своё время перед Творцом вселенной.
Мы так далеко ушли от Божьего стандарта, так привыкли нарушать Его Закон, что уже и сами верим в свой обман: "это не кража, это налоги". Вот ещё фразочка: "у нас нет денег, чтоб позволить себе налоговые скидки для богатых" - суть этой словесной абракадабры в том, что правительству хочется снять с богатых побольше в виде налогов. Богатым отдавать не хочется, а правительство уже и забыло, что богатый он или бедный, но деньги-то его личные, правительству не принадлежащие. Бедным конечно же тоже хочется получить побольше бесплатных привилегий. А где денег взять? А вон у богатых "жадин" полно! Они тоже забыли, что деньги-то не им принадлежат, а богатеньким "жадинам". Кричат: "Какие вам ещё скидки? Давай плати без всяких скидок по справедливости!" Где граница этой "справедливости" никто не знает.
Да, Иисус учил сострадать несчастным и помогать нищим, НО не путём государственного "перераспределения богатства", и не Робин Гудовским путём: "отнять у Петра чтобы подать Павлу". Нет, каждый индивидуально, свободно и без принуждения находит в своём сердце это сострадание, и потом подаёт милостыню нищему, причём из своего собственного кармана, а не из чужого! Или открывает свой собственный дом, чтобы приютить бездомного, а не отнимает чужой дом, чтобы поселить в нём бездомных.
Богу важно не только наше соблюдение Его правил, но и мотив сердца: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог." 2-е Кор.9:7. Видите, даже церковные пожертвования не все угодны Богу. Иногда мы жертвуем из чувства вины, или из страха, что нас осудят, или по обязанности, без радости и любви - всё это Богу не угодно.
Можете возразить: "Какая разница? Главное собрать пожертвования! Нищим какая разница что у вас в сердце, им надо на пропитание получить!" Да, такова наша человеческая логика. Поэтому нам и надо постоянно сверять её с Божьим Словом. А иначе может получиться так, что все наши "добрые дела" сгорят на последнем суде. Анания и Сапфира пожертвовали не из любви, а из желания быть не хуже других, из желания погордиться какие они хорошие. Однако Дух Святой видел их сердца насквозь и в назидание другим умертвил обоих на месте. История совершенно нелепая с точки зрения СВЕТСКОГО здравого смысла: они пожертвовали деньги церкви, и их же ещё и наказали? Смертью? См. Деяния Апостолов 5:1-11.
ДОЛЖНО ЛИ ГОСУДАРСТВО ПОМОГАТЬ БЕДНЫМ?
Нам говорят: ну почему вы против государственных программ помощи бедным? Неужели в вас нет сострадания к несчастным? А я отвечу: сострадать, по определению, может только индивид, и только добровольно. Коллективное (государственное) сострадание, и к тому же принудительное "сострадание" - это фикция. Никакой коллектив или государство не может меня ОБЯЗАТЬ сострадать кому бы то ни было. Когда я лично вижу конкретную нужду конкретного человека, или узнаЮ из новостей о бедствиях, постигших совершенно чужих мне людей, то я с Божьей помощью, прислушавшись к состраданию в моём сердце, помогу им чем смогу, из своего, заметьте, кармана. Плюс я отдаю церкви десятину, то есть десятую долю своего дохода. И не церкви вообще, а своей поместной церкви, членом которой я являюсь. Я знаю свою церковь, знаю дьяконов и штатных сотрудников лично. Я могу ручаться, что наши десятины они не пропьют и не проиграют в казино, всё до копеечки пойдёт на помощь пострадавшим и нуждающимся.
"Отдайте кесарю кесарево," - ответил Иисус на вопрос, надо ли платить налоги римскому государству. Это не грех, когда государственные правители облагают налогом население, чтобы финансировать исполнение государственных функций. Грех начинается там, где государство берёт на себя функции ему не принадлежащие, в частности "благотворительность". Я не могу даже употребить это слово здесь без кавычек: какая же это благотворительность, когда государственные чиновники решают, кому выдать деньги им не принадлежащие? Легко делиться из чужого кармана. А ты из своего попробуй, раз ты такой сострадательный!
Кроме того, помогать нищим - задача неоднозначная: кого-то надо накормить, а кого-то научить как прокормить самого себя, кому-то надо помочь освободиться от алкогольной зависимости, больному - помочь вылечиться, ленивому - помочь преодолеть свою лень, погорельцу - помочь отстроить дом и т.п. - всё сугубо индивидуально. Тот, кто считается бедным в Америке - был бы в группе вполне обеспеченных где-нибудь в Эфиопии.
Примерьте на себя: предположим, вы регулярно помогаете соседской многодетной семье: то с детьми посидите, то подарок на день рождения, то набор школьных принадлежностей им купите, отрывая от нужд своей семьи. А ещё лучше представьте это ваши собственные взрослые дети живут по соседству и никак не могут концы с концами свести. Вы их любите конечно же! И помогаете им от чистого сердца. И вот представьте, вас выбрали в благотворительный комитет, чтобы распределить финансовую помощь нуждающимся. Вы конечно же с радостью принесёте весомый кусочек своим нуждающимся детям и внукам. Скажем это тысяча долларов. Вот радости-то! Теперь им не отключат электричество! А теперь представьте, это ваши собственные тысяча долларов. Наверное куда более осмотрительно вы бы распорядились этой суммой. Вспомнили бы как в прошлом году они залезли в долг на покупку новой кухонной мебели. А теперь платить нечем. Просят: мама, помоги. А разве нельзя было старой обойтись? У меня вот кухня старая не потому что я не хочу новую, а потому что денег нет пока: кондиционер в том году пришлось сменить. И т.д. в том же духе. А когда денежки не мои - тогда пожалуйста, конечно, берите, смотрите какая я добрая! Разве не так?
Помогать нищим - задача непростая, и подход нужен сугубо индивидуальный. Безличные государственные чиновники это сделать неспособны. А главное, Бог им этого и не поручал.
1-е Петра 2: 13-14 "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро."
Римлянам 13:4-6 "Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые."
Из этих цитат видно, что основная функция государства - защита честных граждан от преступников. "Для того и налоги платите," - уточняет апостол Павел.
Призыв помогать нищим никогда в Библии не относится к государству, а только к личности или к церкви. Есть даже специфические указания для церкви, например, в каких случаях брать на содержание нуждающихся вдов, а в каких - нет. Церковь знает своих членов конкретно, знает их обстоятельства, поэтому благотворительность церкви не безлична, как государственная. Церковь, к тому же, руководствуется библейским моральным кодексом. А если какой служитель собрал пожертвования а потом пропил их или построил себе дачу на них - то это большой скандал. В светских же благотворительных организациях - это обычное дело. А тем более в запутанных коридорах государственной власти. Здесь вообще очень трудно поймать мошенника и вывести его на чистую воду.
БОГАТЫЕ - ВОПЛОЩЕНИЕ ЗЛА, А БЕДНЫЕ - ВОПЛОЩЕНИЕ ДОБРА?
Ложь! И те и другие одинаково предстанут перед Богом, чтобы дать отчёт о прожитой жизни. Кому много дано - с того много спросится. Бог дал специфические заповеди для богатых: не удерживай плату своим работникам, обращайся с ними справедливо, помня что и над тобой тот же самый Господь!
"Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра". Левит 19:13. См. также Левит 25:43
"Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах." Колоссянам 4:1.
Тот же Бог дал специфические заповеди для бедных: работай усердно и прилежно как для Господа, а не для людей только, даже с суровыми господами будь честен и прилежен. Если есть возможность освободиться - воспользуйся, но не ропщи, если оказался рабом.
"Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу." Колоссянам 3:22-24.
"Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога." Титу 2:9-10. См. также: Еф. 6:5-8; 1-е Кор. 7:21-23.
Притча Иисуса о таланте, зарытом в землю - это урок не только в духовном отношении, но и в буквально финансовом: если Бог благословил тебя финансово - ты несёшь ответственность перед Ним, чтобы принести прибыль для Его Царства и Его славы, то есть использовать эти деньги, инвестировать, преумножить. Не то важно, сколько талантов (или тысяч долларов) тебе дано от Бога, а важно то, как ты распорядился тем что имел.
Богатые и бедные равны перед Богом: богатый юноша не захотел признавать что его богатство фактически принадлежит Богу, а не ему самому - "трудно богатому войти в Царство Божье," - было сказано о нём. И наоборот, бедная вдова имела намного меньше денежных средств, но она правильно распорядилась этим малым: бОльшую часть она пожертвовала в Храм. Богу не важен был абсолютный размер пожертвования, а важно было решение принятое в сердце.
Так что зло или добро не в богатстве, и не в бедности - а в том, как человек распорядился тем, что ему дано: если для Царства Бога - это добро, если нет - это зло, даже если это "благотворительность", измеряемая миллионами долларов. Потому что в таком случае человек прославляет себя, а не Бога, служит себе, а не Богу: хочет, пусть даже и подсознательно, избавиться от ложной вины перед бедными, угнетёнными, почувствовать себя благородным, получить признание, любовь от людей, заполнить пустоту в душе и т.п. "Я Лоза - вы ветви, без Меня не можете делать ничего" - сказал Иисус. Как это ничего??? А вот так: всё что человек делает НЕ ДЛЯ БОГА - это для Бога как НИЧЕГО.
СВОБОДА ВОЛИ
Бог сотворил человека со свободой воли. Всякий кто лишает человека свободы выбора и решает за него - противится Творцу. Личная свобода и личная ответственность - это две стороны одной и той же медали. Назовите это правом на ошибку, если хотите. Ведь если бы каждый раз когда человек совершал ошибку Бог подхватывал бы его на полпути и вязал бы по рукам и ногам, то какая же это была бы свобода выбора? "Что посеет человек, то и пожнет" - это библейский принцип (Галатам 6:7). Это верно и сельском хозяйстве, верно и в духовной жизни. Да, ты свободен принять неверное решение, но помни, что потом придётся пожинать последствия.
Делая ошибки, человек учится, растёт как личность, вырабатывает характер. Этот принцип практически универсален: молодые мамы знают, что когда ребёнок учится ходить, то не нужно подхватывать его каждый раз когда он падает. Он должен научиться правильно падать, пока маленький. А если не научится - то больно будет ему падать когда вырастет. Нельзя отнимать у человека право на ошибку, право на свободу выбора. Даже если делать это с добрым намерением спасти человека от болезненных последствий его собственных неверных решений. Сами знаете куда ведёт дорога, вымощенная добрыми намерениями.
Очень непросто определить на практике: кто истинно нуждающийся, а кто просто ленивый и захребетник, а кто просто не знает разницы между потребностями и хотениями. В библейских примерах дьяконы в церкви с молитвой решали эти вопросы, искали БОЖЬЕГО руководства в этом непростом деле.
Вот ещё пример: 40-летний деточка просит денег "взаймы" у мамы. Подразумевается, что любящая мама не будет требовать возврата долга. Он ещё и живёт с ней в одном доме, и подразумевается, что аренду платить он не обязан и даже помогать маме платить за квартиру не обязан. Мамы иногда думают, что в этом святая материнская любовь. Не выгонять же родного сына на улицу! Это НЕ ЛЮБОВЬ, это "ядовитая любовь", которая калечит взрослого человека, превращая его в вечного ребёнка! Богу такая "любовь" неугодна. Вспомните притчу о блудном сыне: как вы думаете, если бы отец посылал ему денежек всякий раз, когда он пропивался до последнего, раскаялся бы он? Или так бы и остался пьяницей и распутником?
Иные говорят: какие жестокие родители, сын попал в тюрьму за долги, а они не выкупили деточку. Я знаю таких родителей. В одном случае мама уже выкупала его дважды, а на третий раз денежки у неё самой кончились. В другом случае отец отказался выкупать сына из тюрьмы, хотя деньги у него были. В обоих случаях сердце родительское кровью обливалось, зная, как сын в тюрьме страдает! Крайне трудное решение, но единственно правильное. В большинстве случаев такой сын берётся за ум лишь после того, как родители перекрывают ему доступ к бесплатной помощи. Только тогда сын начинает познавать закон сеяния и жатвы.
А теперь представьте, что не родители, которые знают своего сына как облупленного, и не церковь, которая знает своих членов довольно близко, хотя и не так хорошо как родители своих детей, а совершенно чужие люди, работники государственного аппарата, решают: кому выдать материальную помощь, а кому отказать. Это ж практически невозможно даже в идеальной ситуации, если бы все эти госаппаратчики совершенно бескорыстно горели бы желанием помогать ближним. А это далеко не так на практике. Таким образом, получается, что вместо помощи людям государство "социальной справедливости" калечит их, нарушая закон сеяния и жатвы, не давая людям возможности пожать плоды собственных ошибочных решений.
А КАК БЫТЬ С ЖЕРТВАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ?
"Неужели и их хотите оставить без помощи?" - так и слышу возражение. И на это есть ответ в Библии.
"Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." Галатам 6:2. Конечно же, обязательно помогайте друг другу! Однако в той же главе дальше говорится нечто как бы противоположное по смыслу: "ибо каждый понесет свое бремя." Галатам 6:5
Всё дело в том, какого размера бремя. В первом случае слово переведённое на русский как "бремя" означает "огромный неподъёмный булыжник". Во втором же случае использовано другое греческое слово, означающее небольшой рюкзак с необходимыми личными принадлежностями. Фактически Библия говорит нам, что мы должны помогать друг другу тогда, когда на нас сваливается огромный неподъёмный "булыжник", который одному человеку сдвинуть не под силу. Пожар, ураган, наводнение - это непосильный "булыжник". В этих случаях Библия велит нам помогать друг другу нести бремя. Если же человек просит вас понести его личный "рюкзачок" - то Библия велит нам сказать ему "нет" и предоставить ему самому нести своё бремя. Например, ваши взрослые семейные дети съездили в круиз, а потом просят вас помочь им заплатить за электричество. Если вы заплатите за их электричество, то они так и не научатся составлять семейный бюджет и придерживаться его.
Продолжение следует: Об инфляции, нечестных деньгах, кредитах, рожковом дереве, и даже об Одессе немножко! Заходите через недельку!