|
Потёмкинская лестница, Оперный театр. |
и здесь
ПОТЁМКИНСКАЯ ЛЕСТНИЦА
Вопрос: видели ли вы Одессу, если были на Дерибасовской, но не были на Потёмкинской лестнице? Отвечаю страстно: ни в коем случае! Да это и невозможно. Наверное, любая экскурсия повезёт вас именно туда в первую очередь, а уже потом на Дерибасовскую. Потёмкинская лестница сводит воедино красоту моря и красоту города. Вы стоите на высоком морском берегу, огромное, в любую погоду прекрасное море расстилается до самого горизонта, чуть поближе у берега красивые строения морского порта, большие и малые корабли, длинношеие подъёмные краны, а из-под самых ваших ног вниз сбегает, ниспадает роскошной ковровой дорожкой длинная широкая белая каменная лестница. Внизу лестницы проезжая дорога, перейдя которую вы окажетесь в морском порту, а вверху лестницы вдоль берега тянется несравненный Приморский бульвар!
Вас неудержимо тянет спуститься по этой лестнице, но не спешите пока, успеете, вверх подниматься будет труднее. Лучше пройдитесь пока что вдоль Приморского бульвара. Он не в силах соперничать с красотой морского вида, находясь в такой непосредственной близости к нему. Но всё же если отвлечься от моря и посмотреть на здания окаймляющие бульвар - они прекрасны! Сфотографируйте их, чтобы потом не жалеть, что не успели их рассмотреть! А вы точно не успеете, потому что бульвар манит вас неудержимо. В несколько рядов вдоль бульвара тенистые красавцы-каштаны, мощёные аллеи с непрерывной цветочной клумбой посредине и со скамейками по бокам, невысокий каменный заборчик вдоль набережной, красивые старинные чугунные столбы с фонарями, памятник Пушкину с фонтаном, роскошное, как театр, здание горсовета в начале бульвара.
Два симметрично закруглённых жёлтых здания морского пароходства в центре бульвара образуют полукруглую площадь со статуей дюка де Ришелье, основателя Одессы, посредине. Дюк, в полный рост, на высоком пьедестале, позеленевший от времени, философски задумчиво простирает руку вперёд и слегка в сторону, как бы говоря: "А что есть истина?" а может быть, этим жестом он просто приглашает вас пройтись по бульвару, в другой руке его свиток, в котором, по поверью старшеклассников, написаны темы сочинений для выпускного экзамена. Его каменные кудри венчает каменный же лавровый венок, плащ ниспадает с его плеч элегантными каменными складками. У Дюка всегда толпится множество народу, он венчает собой Потёмкинскую лестницу, он - её центр притяжения. Обойдите и вы вокруг этого памятника, отдайте честь дюку, если вы здесь впервые.
Однако опять удержитесь от искушения сбежать вниз по лестнице, и пройдитесь в другую сторону по Приморскому бульвару. В другом конце его - огромное и неповторимо прекрасное здание, в котором во времена моего детства размещался Дворец пионеров, там и сейчас какие-то детские учреждения. Это поистине дворец! Каменные львы не охраняют вход, они как бы гуляют вокруг, в небольшом скверике, примыкающем ко Дворцу. Рядом со Дворцом - колоннада. Я не в состоянии описать, как хороши эти высокие белые колонны, стоящие полукругом, в два ряда, на фоне синего моря, продуваемые сладостно-солёным свежим морским ветром, которым хочется дышать и дышать и никогда не надышишься! Всё!
Тут архитектура даёт нам небольшой перерыв, чтобы мы не лопнули от восторга. Дальше идёт простенький, в стиле 60-х, довольно длинный пешеходный мост, соединяющий Приморский бульвар с Пересыпью, рабочим районом города. Этот лёгкий на вид мост, тонкий и изящный, как белая лента на ветру, переброшен через глубокий овраг, застроенный домами и улицами, внизу "оврага" несколько широких проезжих улиц. Помню, Пересыпь всегда считалась очень далеко от нас, туда действительно трудно было бы добираться, если бы не этот мост, построенный где-то в середине 60-х.
Мы с подружкой ходили тогда во Дворец Пионеров в кружок массовиков-затейников. Нам было лет по 11-12. На занятиях кружка мы много и интенсивно плясали и играли в подвижные игры. Чтобы остыть, в перерыве мы всегда выбегали на улицу. И вот вдруг как-то раз мы видим, что мост, который так долго строили, наконец-то открыт для движения! "Сбегаем на Пересыпь и обратно?" "Ага!" Это звучало романтично, как очень далёкое расстояние, как примерно "в Турцию," но и заманчиво реально и достижимо: вон он, конец моста, отсюда видно. И помчались мы по этому новенькому мосту, как были, в лёгких летних платьицах, потные и разгорячённые от своих "массовых затей". А на улице, заметьте, февраль, минус 2 и пронизывающий ветрище с моря! Прохожие поднимают воротники и поплотнее запахивают свои пальто, а нам хоть бы хны! Ко всему ещё нам действительно хотелось заболеть: уже почти весь класс переболел простудой в ту зиму, и только нам не удалось пропустить ни одного урока по уважительной причине! Уж мы и сосульки ели и что только ни делали. Не удалось заболеть и в этот раз. Пробежка была довольно длинной и на обратном пути нам приходилось идти, а не бежать, так как мы обе уже задыхались и изнемогали от усталости (ведь этот перерыв нам дали, если помните, чтобы отдохнуть от "массовых затей"!), но ледяной ветер всё же заставлял нас бежать!
Этот мост лучше всего смотрится со стороны моря, если вы едете, например, на прогулочном катере. Белая изящная стрела очень красиво вписывается в густую зелень побережья. Но сверху, со стороны Приморского бульвара, мост блекнет по сравнению с другими достопримечательностями архитектуры.
Ну вот а теперь можно и спуститься по Потёмкинской, постоять на каждой площадке, полюбоваться видами, пофотографироваться, повспоминать фильмы: знаменитый "Броненосец Потёмкин" и менее знаменитый, но замечательно смешной фильм "Дежа-вю", в котором обыгрываются съёмки этого знаменитого "Броненосца". Слева, примерно посредине спуска - небольшой парк-сквер на склоне. Справа вдоль всей длины лестницы построен крытый эскалатор, он может вам очень пригодиться, если вы уже устали и не сможете подняться вверх пешком. Во времена моего детства вместо эскалатора был фуникулёр. Это маленький трамвайчик, который каким-то образом держится на крутом склоне и умеет ползать вверх и вниз по нему. Кажется, сейчас хотят снова вместо эскалатора пустить фуникулёр. Нигде, кроме Одессы, я фуникулёров не видала, и слова такого не слыхала, пока совсем недавно по телевизору не увидела горный городок где-то в Швейцарии, по его крутым улицам ползают вверх и вниз маленькие трамвайчики, которые так и называются "фуникулёр"!
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
От нашего дома в Советском переулке до оперного театра пешком минут 20-30. Мама меня маленькую часто туда водила, я знала все популярные балеты, оперы и арии из них. Театр как раз только что отреставрировали в очередной раз, и задались целью: "Золотой форме - золотое содержание". Так что мои детские впечатления от божественно прекрасной музыки и сказочной красоты этого здания внутри и снаружи - слились воедино. Старинное здание Одесского Оперного - одно из самых красивых в Европе: купола, колонны, арки, лепнина, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков, на потолках есть и росписи, в зале огромная роскошная хрустальная люстра. Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. Восторг!
В антрактах я любила бегать по всем этажам, переходам, мостикам, перекинутым через фойе, сидеть по минутке на каждом из шикарных диванов, покрытых тёмно-красным бархатом, с позолоченными деревянными завитками над спинкой, трогать позолоченные скульптурные подсвечники, укреплённые на перилах широких мраморных лестниц, особенно старомодный широкий каблучок позолоченной дамы, увлечённо танцующей с кавалером. Можно также выйти на балкон и подышать свежим воздухом, если там не слишком много курильщиков. В буфете тоже интересно, там и продают такое, чего в магазинах не увидишь, как например, бутерброды с чёрной икрой, но туда всегда большая очередь, если встанешь в такую очередь, то ничего больше за антракт не успеешь. Туалеты и те особенные: на двери табличка с просто-таки ошеломляющей для ребёнка надписью: "Для дамъ." Оглядываюсь по сторонам: где здесь дамы, интересно? Я их только в книжках на картинках видела, да в кино. А здесь, по коридорам театра прогуливаются женщины и девочки, тётеньки, бабушки, но уж никак не дамы. Я не осмелилась тогда заглянуть за эту дверь и всё искала, где же туалет.
Особое удовольствие - это дорога в театр и обратно. В самых нарядных своих платьях мы с мамой идём пешком, наслаждаясь прогулкой и общением друг с другом, вниз по Подбельского, через Соборный Сад, налево по Преображенской заходим в Городской сад, проходим его насквозь по самой дальней аллее, мимо Зелёного театра, выходим на улицу Ласточкина, и уже немного осталось пройти вниз по этой улице и красавец-театр будет с левой стороны. Сама прогулка - уже огромное удовольствие, в обоих садах к вечеру много нарядных гуляющих, иногда даже играет духовой оркестр. Прогулка обратно - удовольствие особое. Народу на улицах уже почти не осталось, фонари хотя и горят, но в тени очень темно, чуть-чуть страшновато, но в общем-то романтично, мы обмениваемся восторженными впечатлениями о спектакле, минуты летят незаметно и вот уже знакомые очертания последнего поворота в наш переулок, вот мы и дома! Счастье!
Каждый раз в антракте мы с мамой шли в оркестровую яму, где на ударных инструментах в правом углу играл дядя Вова Туровский, они дружили семьями с моими родителями, а мама с его женой когда-то учились вместе в Одесской консерватории, только мама была хормейстер, а тётя Наташа Войцеховская - вокалист. А их сокурсник Моня, красавец и знаменитый шутник говорил: "Не вой, Цеховская, при мне..." Голос у неё кстати прекрасный! Так вот этот дядя Вова каждый раз говорил маме одно и то же: "А Людочка-то как выросла!" Год за годом одно и то же.
Я действительно росла очень быстро: к 4 классу я достигла того роста, который у меня сейчас, если я ещё не начала "расти обратно". А потом мы переехали в Оренбург, потом в Свердловск, потом в Тюмень, в Одессу ездить становилось всё труднее, даже когда мы и бывали там - в театр ходили не в каждый приезд. Соскучилась я по Одесскому Оперному! И вот в 2000 году, когда моя доченька родила первенца, и я стала бабушкой, я побывала в Одессе в отпуске, и решила сходить в мой любимый Оперный театр, теперь уже без мамы. И хотя "Трубадура" заменили в последний момент на "Травиату" из-за болезни солиста, я всё же пошла. Хоть я и знаю эту "Травиату" чуть не наизусть. Я и не ожидала, что получу такое громадное наслаждение от хорошо знакомой, даже слегка уже надоевшей музыки!!! Что ни говорите, а живая музыка, в здании с прекрасной акустикой - не может сравниться ни с какой записью, даже наилучшего качества! В чём - в чём, а в этом Пушкин прав: "одной любви музыка уступает!"
Я помнила, как мама мне говорила, что кажется дядя Вова умер, а может быть, речь шла о ком-то другом из её старинных друзей, всё же им уже было за 70, а мужчины в России долго не живут. И вот каково же было моё удивление, когда ударник в углу показался мне странно похожим на дядю Вову! Как будто я опять вернулась в детство. Как будто опять время остановилось в Одессе! Я подумала, что этого не может быть. Если даже я перепутала, и это не дядя Вова умер, а кто-то другой, он всё равно не может выглядеть точно так же, как 100 лет назад, когда я ещё была ребёнком! И вот я набралась смелости, пошла в антракте к яме, и спросила у музыкантов: не Владимир ли Туровский играет на литаврах. Оказалось, что это он самый и есть! И выглядит он действительно так, как будто и не прошло лет 35-40. Ещё один сюрприз от любимого города!
*****************************************************************
Вот я и заканчиваю прогулки по моей памяти. На душе полегчало. Как будто я реально побывала там! Что же может быть лучше? Только разделить эту радость с любимым человеком. Провести его по этим улицам, показать балкончики, вместе поудивляться разнообразию атлантов и кариатид, посидеть в тени цветущей акации, спуститься по Потёмкинской, прокатиться на трамвае вдоль Французского бульвара... Даст Бог и эта мечта когда-нибудь сбудется.
Хьюстон, февраль 2005
Это наша кнопка
"Заграница"
Путевые заметки