По природе я с самого детства человек очень чувствительный и легко ранимый. Даже такая ерунда, как подначки и безобидное подшучивание, может глубоко меня поранить ещё и сейчас. Часто даже нейтральное замечание я склонна принимать на свой счёт и обижаться. Поэтому этот урок мне было усвоить особенно трудно. "Молитесь за обижающих вас," - говорит Господь (Луки 6:28б)
Что?! Что Ты имеешь в виду, Господи? Некто намеренно меня обижает, оскорбляет, причиняет мне боль - а я не имею даже права протестовать, защищаться? Отплатить ей или ему той же монетой? Просто подставить другую щёку, чтобы получить ещё одну порцию оскорблений? Ну хорошо, так и быть, это трудно, но я буду стараться изо всех сил удерживаться от мести. Я не буду платить обидчику той же монетой. Но ведь Ты к тому же ещё хочешь взвалить на меня ещё одно бремя? Теперь я должна ещё и молиться за этого обидчика?! Просить для него благословений?! Это уж слишком! Да это ведь просто несправедливо! Да и выполнить невозможно!
Поначалу моя внутренняя борьба была лишь теоретической: мне трудно было понять и согласиться с этим принципом. Позже мне пришлось испытать это ещё и на практике.
КОНФЛИКТ
Та женщина была невыносимой. Нам приходилось работать вместе, так что мы виделись почти каждый день в течение нескольких лет. При нашем первом столкновении 99% вины было её, но был и 1% моей вины. Мне очень хотелось быть достойной христианкой, поэтому я смирила себя и первая принесла извинения за свою долю вины. Это было непросто, но это был акт повиновения Господу, и теперь я ожидала каких-то хороших результатов. Ну не знаю, может быть, я ожидала в ответ на мои извинения что-то вроде этого: "Ой, да ничего страшного! В конце концов я была виновата гораздо больше. Это так славно с твоей стороны извиниться первой. Давай снова будем друзьями..."
Ну что сказать: мои ожидания совершенно не оправдались. А вместо того я получила целый поток очень эмоциональных излияний. Не выбирая слов, она долго кричала мне в телефонную трубку о том, как сильно я было неправа, насколько ужасно было то единственное замечание, что я сделала (за которое я сейчас и извинялась), и какой я вообще ужасный человек, и как невозможно хорошим людям, вроде неё, работать со мной вместе. В этот словесный поток невозможно было ничего вставить, так что мне пришлось также выслушать, что она считает я должна делать, и чего я не должна делать, и что я должна говорить, и чего не должна, и как по её мнению мне подобает себя вести и т.д. и т.п. ... Наверное, минут 20-25 я так и стояла, застыв, с трубкой, примороженной к моему уху! Что бы я ни пыталась сказать - только усиливало поток обвинений, так что в конце концов мне пришлось просто молча выслушивать её до тех пор, пока она наконец полностью не высказалась. Что ж, я думала, по крайней мере, у меня будет удовлетворение от того, что я поступила правильно. Но этого не было! И в этом была самая суть этого урока!
НЕЗДОРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДСКОМ ОДОБРЕНИИ.
Моя слабость была в том, что я не умела удовлетворяться лишь Божьим одобрением - чтобы хорошо себя чувствовать, я нуждалась в одобрении людей. Меня одолевали мысли типа: "Почему она сказала это и то? Может быть, я на самом деле такой ужасный человек?" Теперь я понимаю, что это была нездоровая зависимость, из одного ряда с алкогольной и наркотической, ничуть не лучше. Я была в зависимости от одобрения людей: если я им нравлюсь - тогда я счастлива, удовлетворена, хорошо себя чувствую. Если же я им не нравлюсь - я несчастна, не нахожу себе покоя, одолевает чувство вины, я ненавижу себя. Но ведь на самом деле то, что люди думают о нас, не делает нас хорошими или плохими! Иногда они правы, а иногда неправы, только Бог может дать нам истинную картину того, кто мы на самом деле. Он - то "зеркало", в которое мы должны смотреться! А Он говорит мне: "Дорогая, я люблю тебя! Да, я знаю о всех твоих недостатках, но я всё равно люблю тебя, я хочу, чтобы ты была поближе ко Мне!" Точно так же, как мать не позволит сердитому соседу наказывать её ребёнка, даже если это действительно он разбил соседское окно - что ж, она сама разберётся со своим сыном, а не сосед. Так же и у нас есть замечательный Отец, нам не надо себя ненавидеть, если мы делаем что-то неправильно, или если кто-то ненавидит нас - наш Отец по-прежнему очень сильно любит нас. Он разберётся с нашим проступком, но Он не отвергает нас, и мы, как и прежде, достойны Его любви! "Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их!" Римлянам 8:33
Итак, чтобы научиться правильно, по Божьим правилам, обращаться с обидчиками, мне нужно было усвоить этот первый шаг: не соглашаться с их обвинениями (мысленно) - а приносить их к Отцу! Если обвинение имеет какое-то основание - Отец мне это покажет, а с Отцом мне не трудно согласиться, что я неправа, потому что Он всё равно меня любит. А ещё потому нетрудно, что если я увижу, что было неправильно, то я могу это исправить с Его помощью! Эти исправления Отец производит совсем не больно. Наоборот, в результате чувствуется мощный духовный и эмоциональный подъём! В этом процессе нет ничего общего с мучительным чувством вины, ненавистью к себе, чувством неполноценности и т.п. Просто исповедуй, другими словами, согласись с Ним, что тут ты была неправа - и Он простит тебя и очистит от всякой неправды (1-е Иоанна 1:9). После этого чувство вины не имеет уже никакого реального основания, за эту вину заплачено Кровью Христа. А если эта же вина за этот же проступок появляется снова - то это уже от дьявола.
БРОНЯ ПРАВЕДНОСТИ
Наш конфликт с той женщиной становился всё хуже и хуже. Она продолжала обвинять меня во всех смертных грехах, причём нелепость её обвинений была очевидна, я старалась изо всех сил не защищаться и не отвечать ей тем же. "Хорошая христианка должна любить и прощать" - такой совет я получала от своих "друзей," которые и пальцем не пошевелили, чтобы защитить меня. Теперь я молилась так: "Господи, я верю, что Ты любишь меня, я верю, что все мои грехи прощены, мы оба с Тобой знаем, что её обвинения в мой адрес ложные, почему же тогда это мне так больно?! Мне нужна какая-то защита, какого-то рода тяжёлая броня, эта женщина так глубоко ранит меня, что проникает в самое сердце!" Как только я выговорила слово "броня" - то немедленно вспомнила известный библейский стих о том, что нам надо облечься во всеоружие Божье: надо надеть "броню праведности", взять "щит веры, которым сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого" - Ефесянам 6:14, 16. Вот оно! Вот что мне надо для защиты, и вот кто мой истинный обидчик: лукавый. Не та женщина. Возможно, она даже и не хотела причинить мне боль, всё чего она добивалась, вероятно, это почувствовать себя на высоте положения, излить наружу какую-то свою глубоко засевшую боль. Однако лукавый ею воспользовался, чтобы причинить боль мне. И опять же, не просто меня поранить - не так уж я и важна для лукавого - а Христа он хотел унизить, показать Ему, как легко он может причинить боль Его избранным и Ему самому.
Наконец-то это до меня дошло! Итак, где моё всеоружие? Броня праведности - означает ли это, что если я права, то в этом моя защита? Нет. Моя собственная праведность - довольно слабенькая защита, она ведь в любой ситуации как "запачканная одежда" (Исайя 64:6). Самоправедность это даже вообще грех. Но у меня есть праведность Иисуса Христа, и она - совершенна, она - сто-процентная защита со всех сторон! Так что если я всерьёз верю, что Христос Своей смертью на кресте снял с меня все грехи и проступки, а вместо них дал мне Свою праведность - тогда я защищена от всех обвинений лукавого. Мой щит веры угасит сатанинские раскалённые стрелы и не даст им проникнуть к моему сердцу, чтобы поранить его сомнениями, чувством вины и ненавистью к себе.
Итак, теперь я была защищена от боли, которую может причинить мне обидчик, но я всё ещё не была готова к тому, чтобы за него молиться. Что сделало мой учебный процесс особенно трудным - это недостаток хороших друзей. Те, кого я считала друзьями, невольно ухудшили моё положение тем, что посоветовали мне никому об этом не рассказывать, а то, дескать, получится сплетня. Меньше всего на свете мне хотелось стать сплетницей, других друзей и советчиков у меня не было - так что я молчала и терпела, и это оттянуло развязку конфликта примерно на два года. Конфликт углубился и захватил всю нашу организацию. В конце концов нарыв прорвался, были приняты административные меры, и в итоге я уже не была вынуждена больше работать бок-о-бок со своей обидчицей. Но до прощения всё ещё было далеко. Наконец, Бог послал мне на помощь хорошего брата Васю. Он всего лишь рассказал мне свою простую историю.
ВАСИНА ИСТОРИЯ
Вася помог одному брату во Христе получить хорошую работу. Однако позже, вместо благодарности, Вася получил от него ложные обвинения, тот всячески старался дискредитировать Васю в глазах работодателя. Это было очень обидно. Долго Вася молился: "Господи, ну почему он так со мной поступает? Я ведь ему ничего плохого не сделал, а даже наоборот, сделал для него такое доброе дело, помог устроиться на работу. Что же здесь не так?" Когда Господь заговорил с Васей, то Он задал ему несколько встречных вопросов:
- Вася, когда ты делал это доброе дело, ты это делал для Меня или для того брата?
- Господи, конечно для Тебя, ведь сказано: "И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков" Колоссянам 3:23
- Хорошо, тогда почему же ты ожидаешь благодарности от него, а не от Меня? Ведь это я вознаграждаю за добрые дела, так?
- Да Господи, теперь я вижу, что это было неразумно. Я должен был ожидать не его благодарности, а Твоей, ведь только это имеет значение.
- Позволь мне задать тебе ещё один вопрос, Вася: а кто сделал это доброе дело для брата: ты или Я?
- Господи! Конечно же Ты. Без Тебя мы не можем делать ничего (Иоанна 15:5в)
- Тогда почему же ты ожидаешь, что брат поблагодарит тебя? Разве не Мне принадлежит эта благодарность?
- О Господи! Прости меня, я и не понимал, что пытаюсь присвоить себе благодарность и славу, которые принадлежат Тебе одному. Теперь я вижу это, спасибо, Господи!
- Хорошо. Пойдём дальше. Этот брат сейчас злословит и обижает тебя? Или он злословит и обижает Меня?
- О Господь! Я вижу это теперь: он не может обидеть меня, потому что я умер, а теперь Ты, Христос, живёшь во мне (Галатам 2:19б-20а "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос"), так что кого он на самом деле обижает, так это Тебя! Как это опасно! Не хотел бы я оказаться на его месте - обидеть Всемогущего Бога, и даже не заметить этого!! О, будь милостив к нему, Господи! Может быть, он ещё может покаяться!
Васина история дала мне несколько драгоценных уроков. Я просто применила вопросы Господа к своей ситуации, и каждый раз - это было прямое попадание! Это было в точности как про меня! Потом я попыталась "прокрутить" в уме возможную ситуацию спора с моей обидчицей, и внезапно увидела, что если я начну в этот момент молиться за неё - то я уже не говорю с ней, а говорю со своим Папочкой, который любит меня! Это поможет мне не попасть в ловушку бесплодного и болезненного спора. Я выхожу из её игры! Я больше не жертва. Посреди жестокой атаки я нахожусь в безопасности. И тогда совсем не трудно, а наоборот, естественно молиться за свою обидчицу, как это было и у Васи.
ИСТИННЫЙ ОБИДЧИК - ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕК
А ещё надо помнить, что истинный обидчик, клеветник - это не человек, а мощный злой дух, который гораздо искуснее, чем тот человек, которого он в данный момент использует, чтобы атаковать меня. Этот дух определённо найдёт способ, чтобы поранить и победить меня, если я только позволю ему вовлечь меня в разговор, в спор с ним, вместо того, чтобы сначала посоветоваться с Отцом.
Если вы когда-либо пытались опровергать ложные обвинения, то вы знаете, какая это бесплодная и неблагодарная работа. Сначала клевета кажется просто до смешного нелепой, настолько очевидно нелепой, что кажется в неё невозможно поверить, поэтому вы просто игнорируете её. Однако клеветник продолжает и продолжает, и похоже что никто не протестует. Тогда вы думаете: "А что если люди и вправду поверили в эту ужасную ложь?" Тогда вы начинаете защищаться, оправдываться. Однако похоже, что чем больше вы стараетесь, становится только хуже. Логические доводы не помогают, потому что обвинения иррациональны. Призывы к справедливости не помогают - у ваших обвинителей своё собственное представление о справедливости. Чем больше вы приводите фактов, тем более они, похоже, бесполезны, так как факты ничего не значат для вашего обвинителя. Как только вы опровергаете одно, обвинитель быстренько переключается на другое, и вам приходится начинать всё сначала. Выслушивать эту ужасную ложь о себе и думать об этом (вам ведь надо найти опровержение) - доставляет ужасную боль. Чем больнее вам - тем больше вы теряете терпение и выдержку, теперь уже и вы начинаете грешить против своего обидчика. Когда вы осознаёте это - становится ещё больнее от чувства вины. И никакого выхода, вы уже глубоко завязли, и злой дух господствует над вами и мучает вас.
Так что наилучшая защита от боли, когда вас ложно обвиняют - это начать разговор с Господом, и таким образом устраниться от участия в словесном или мысленном споре с клеветником.
Конечно, у вас может оказаться достаточно силы воли, чтобы молчать в ответ на оскорбления, вы даже можете произвести правдивое впечатление, что вам это всё равно, и что вы не обращаете на эти глупости никакого внимания, однако если у вас нет этой внутренней молитвенной защиты, то ваши собственные мысли будут терзать вас после этого днём и ночью: "Ну как только у неё язык повернулся сказать такое? Ну почему никто даже не попытался вступиться за меня, хотя обвинения были явной нелепостью? А вдруг они и в самом деле поверили во все эти гадости, что она говорила про меня? А может быть, в какой-то степени она и права? Мне нужно было бы сказать ей то и это..." Вы просыпаетесь посреди ночи и эти зудящие мысли просто-таки врываются в ваше сознание, и сна как не бывало. Это было просто кошмарное время для меня, когда я снова и снова проигрывала в своём мозгу эти болезненные стычки, я пыталась спрятаться от этих мыслей, пыталась отразить эти раскалённые стрелы, крича мысленно: "Нет!!! Это неправда!!" - и так порой без сна до самого утра ...
Невежественная женщина выплеснула на меня всё, что у неё было на душе, и теперь, скорее всего, спокойно спала, тогда как я всю ночь продолжала сражаться с истинным клеветником и обидчиком. Это было так утомительно! Это высасывало все мои жизненные соки. Я впала в глубокую депрессию, мне не хотелось жить, я не могла ничего делать, большую часть времени я была больна ещё и физически, моя иммунная система истощилась, у меня больше не было радости в жизни. "Так ведь именно этого и добивается наш враг, дьявол!" - сказала мне моя хорошая подруга, - "чтобы у тебя не оставалось энергии на служение Господу." Но даже и после того, как я поняла истинный корень этого зла, всё равно мне ещё понадобилось довольно долгое время, чтобы победить этот злой дух.
Зато в результате я научилась пользоваться Божьим всеоружием, Божьей защитой: молиться за обидчика. Во-первых, делая это, я устраняюсь из спора с обидчиком и разговариваю со своим Небесным Отцом, я слушаю Его, вместо того, чтобы выслушивать обидчика. Своему Отцу я могу признаться честно, что я чувствую, вместо того, чтобы изо всех сил притворяться, что мне не больно. Мой Отец скажет мне: "И Мне тоже больно" - и тогда я уже почувствую другое: это большая честь страдать вместе с Ним и за Него. Вместо того, чтобы испытывать чувства вины, стыда, гнева, обиды - я буду чувствовать радость и покой от того, что мой Отец любит меня и принимает такую как есть. Он ободрит и утешит меня, Он исцелит мои эмоциональные раны, Он окружит меня щитом Своей праведности и тогда, уже находясь в этом безопасном и спокойном месте под Его защитой, я смогу ясно увидеть, в какой опасности фактически находится мой обидчик. Ведь он, или она обижает и причиняет боль Самому Богу! Тогда я почувствую искреннее сострадание к этому несчастному человеку, мне не надо будет притворяться, что я простила его или её - это будет самым естественным делом. Ведь этот обидчик не может меня по-настоящему поранить, потому что я умерла для себя, и уже "не я живу, но живёт во мне Христос" (Галатам 2:20б)
Таким образом, эта заповедь, которая казалась мне двойным бременем, оказалась, по сути дела, мудро продуманным Господом средством защиты для меня! Ну почему мы такие упрямые? Почему мы не можем просто довериться, что Ему виднее, и делать то, что Он велит. Нет, мы подозреваем, что Он хочет взвалить на нас непосильное бремя, мы подозреваем, что Он хочет лишить нас чего-то хорошего и приятного - но в конце концов всё равно убеждаемся, что Он хотел только хорошего для нас, давая нам Свои заповеди. Но уже столько шишек набито. Что ж, за битого двух небитых дают.