Аннотация: Неделя в Антверпене. Все только начиналось...
Занесло в Антверпен.
Понадобился, надо же, мой синхрон одним людям. Лучше бы и это, и чтобы главный музей города был открыт. А он закрыт.
Это невезение. В остальном - удача пока сопутствует. Поселен был в том же отеле, что и подопечные - Рэдиссон, хотя удовлетворился бы и пристанищем поскромнее. Английский они более или менее понимают, только сказать не могут. Это экономит мои речемозговые усилия. Как выяснилось, им я могу транслировать дайджестом, а партнёрам - да, надо напрягаться. Устаю, конечно. Как в лучшие годы не смог бы, а и не надо, как в лучшие. Вчера два часа, сегодня и завтра - ещё столько же. Плюс экскурсия, ну, это ерунда.
Я, пожалуй, продлю себе пребывание. Есть ведь и другие музеи. Пока что вот в порядке позитива, три приятных эпизода.
- Хотел вчера купить музейную карту за 40 евро. Сотрудница турбюро отговорила: сегодня такие-то и такие-то музеи бесплатные, последняя среда месяца. Я и не знал. А могла бы промолчать.
- Напротив дома-музее Рубенса в специальном небольшом павильоне получил аудиогид без всякого залога и потом отнёс туда, где взял. А мог бы убежать с ним.
- В кафешке в туалете обнаружил наполненную до краев тарелку для чаевых. И никого. Положил монету, а мог бы собрать жменю мелочи и тоже убежать.
Не будем циниками. Не станем думать, что в аудиогиды вмонтирован радиосигнал для поимки злоумышленников или безнадежных склеротиков. Или что за тарелкой установлено видеонаблюдение и это такое развлечение для невидимых охранников - ловить и позорить соблазнившихся.
Просто доверие.
***
Зная, что дом-музей Рубенса сегодня бесплатный, я ожидал увидеть большую очередь. Стоять в очереди не хочется. Вот, думал я, увижу - и уйду. Мало ли что бесплатно. Время дороже. Завтра приду. Вот такой я крутой. Так и напишу в фейсбуке, гордо озирая притихших френдов.
Не напишу. Не было очереди. Полторы калеки. С тяжелым сердцем пошёл бесплатно. Два часа там провёл, до закрытия. Одна-единственная группа - итальянские школьники. Тонюсенький поток.
Конец февраля. Традиционный несезон. Но дело не только в этом, а понятно в чем. Кажется, в этом году турбизнесу придётся затянуть поясок. И очень может быть, что таки туго затянуть.
Аудиогидов на русском нет. Это досадно ещё и потому, что текст начитан замечательный. Перед входом вы слышите не нудные всем известные вещи; вам предлагают представить себе, что сам хозяин каким-то чудом заявился посмотреть на свою недвижимость. Дом после его смерти не раз переходил из рук в руки, перестраивался, не так давно там даже тюрьма была. Петер Янович посетовал бы на какие-то неизбежные изменения, но в целом остался бы доволен. Передана не буква времени и пространства, в которых обретался великий человек, да это и невозможно; передан дух.
Вот портрет Елены Фоурман. Ей было 16, ему 52, когда они сочетались браком.
Давеча в Швейцарии на подъезде к Веве напомнил и сообщил, кто не знал, что там Чаплин жил со своей Уной, будучи старше её на 34 года. И слышу сзади: "Что он с ней делал?". Хотел ответить по существу, одним словом и ведь не соврал бы, но сдержался. Про семерых деток и что последний появился, когда папе 71 год был - сказал. И что замечательный был отец - сказал. И что жена в нем души не чаяла и знать никого не знала до самой своей - не его, а своей смерти. И, пока говорил, до меня доносилось сердитое сопение. А в здешнем сообществе стоило мне упоминание о ЧЧ и его жене одного расфренда и одного бана - вот так. Великая сила проекции.
Елена мужу пятерых родила.
Когда тот умер, заказала траурную одежду и обувь (да, и обувь; я не знал, что такая бывает, теперь буду знать) себе, детям и - внимание - восьмерым слугам, имевшимся в доме. Для слуг это тоже была смерть отца, надо полагать.
Он многим помогал. А отказывал кому-то? Наверняка. Противная привычка повышать голос и делать недовольное лицо, отказывая, никак не могла быть ему свойственна. Обиженных не было.
Почти не ел мяса и не пил вина. Всерьёз опасался сбить этим руку.
Тосковал по Италии, Риму. Так и не удалось вырваться. Создал у себя маленькое подобие Пантеона, туда заносились античные артефакты, а потом взял и продал все герцогу Букингемскому. Зачем? Рубенс был богат, так что вряд ли ради денег. Устал от ностальгии.
Редчайшее для творческого человека качество - не был завистлив. Соперничал с Брейгелем как художник и дружил как человек.
Рембрандт оставил после себя 44 автопортрета, Рубенс - всего 4. Рембрандту выпали по жизни тяжёлые испытания, и он, что уж там, совершал порой неблаговидные поступки. Рубенс был джентльменом во всем, и его все обожали. Количество автопортретов с этим как-то связано? Не знаю.
По-моему, Рембрандт был гений из гениев, а Рубенс "просто великий". Но это по-моему, и это неважно. Нисколько не жалею, что побывал, хотя когда-то давно и бывал, и даже пару раз экскурсии там проводил. Теперь провёл бы по-другому.
На редкость положительным героем своего времени был Питер Пауль. В этих словах так легко усмотреть иронию.
Но иронии нет.
***
Отель в Антверпене - рядом с Чайна-тауном. Буквально под моим окном тематическая арка. Я вот сейчас фото сделаю.
Сделал.
Арка неплохо смотрится со всех сторон. Гипсовые львы охраняют от сглаза.
Улица за ней и ещё одна улица - вот, собственно, и все. Китайские супермаркет, рестораны, парикмахерская. Даже буддийский храм есть. Он внутри обычного с виду здания. Я пытался проникнуть внутрь согласно объявленным часам открытия - нет, заперто. На всякий случай в виду известных событий? Очень может быть. Хотя китайская диаспора ни сном, ни духом не имеет отношения к очагу эпидемии и находится от него в 10 тысячах километров, ей болеть нельзя. Никому нежелательно, конечно, а этим ну прямо никак нельзя. Зачем подвергать толерантных аборигенов испытанию.
Кто-то знает, почему в Китае вообще вспыхнуло? У меня нехорошие мысли по этому поводу. Доказательств нет, поэтому держу при себе. Что отмороженные шастают по планете, как у себя дома, могут оказаться на любом уровне власти и выкинуть что угодно - это очевидно и без доказательств.
Я уже писал о памятнике персонажам американской писательницы Уиды (псевдоним Луизы Раме; так она в раннем детстве произносила своё имя) Нелло и Патрашу. Книгу 'The Dog of Flanders' европейцы не особенно помнят, зато в Китае она обрела фантастическую популярность. Поэтому возле трогательной композиции китайские группы неизменно тормозили и неистово фотографировали. Композиция - в самом, пожалуй, людном месте Антверпена - напротив собора.
Вчера - никого. Ни одного человека вообще. Правда, дождик накрапывал. Но все равно. Не бывало такого.
У меня была сопровождающая, та любила ввернуть что-нибудь про китайцев. Нам надо пораньше прийти на завтрак, чтобы опередить китайцев. Не отделяйтесь от группы, затеряетесь в толпе китайцев. При этом внутренне светилась от радости, что она не китаец. Не знаю, почему, может, кто замечание ей сделал, но потом поменяла 'китайцев' на 'азиатов', нечаянно включив в этот низший, по ее мнению, подотряд и немецких переселенцев из Казахстана, коих у нас бывало не менее полгруппы.
Даже не знаю, что она будет сейчас говорить.
Понимая, что белая раса уступит другим и будучи озабочен судьбой своих потомков, я в своё врем остановил выбор на китайцах - при всем уважении к другим расам, даже белой. Раз перемен не избежать, пусть уж мои праправнуки будут китайцами.
На пути реализации этого плана возникают трудности. Едва ли не производитель номер один в мире - а условия труда неважные и живут люди, по правде говоря, кое-как. Мало у них свобод, вот что. И тут ещё эта история.
Но я надежд не теряю.
***
Беглые впечатления.
Купол с прорезавшей его трубой и буквами в камне: Королевское Зоологическое общество. Труба была рассчитана на улыбку, буквы вряд ли; получилось прикольно. Взобравшийся на верхотуру верблюд над входом в зоопарк расслабляет окончательно, и монструозная будка вокзала уже не подавляет своим немеркнущим уродством, а скорее тоже веселит.
Скульптурный декор. Эволюция осветительной техники - от горящей головешки до электрической лампочки. Только это не лампочка, а, если верить путеводителю, газовая горелка.
Королевский дворец. Когда-то здесь обживался Наполеон, в числе постояльцев оказывались Александр I и прочие высокие гости. Покои во всей красе открываются только по особым случаям. Немножко все-таки пускают - в оборудованную там очень крутую кондитерскую. Осмотрел шоколадное сердце. Шляпа на фото - для масштаба. Какие-то кондитерские колбаски с недвусмысленными названиями, чтобы сразу всё было понятно.
Дверь приоткрыта, за ней таинственный мерцающий мир. Лавка древностей? Никого. Перехожу, заворожённый, из одного помещения в другое. Появляется не такая уж и древняя фея. Не прогоняет. На самом деле ателье индпошива. Ухожу не без сожаления.
Некий мурал. Автора установил, а подтекст нет. Может, и нет никакого подтекста. Классно, и всё.
Гёрл-скаутки с голыми ногами. Февраль месяц. Рубенс отвернулся. Небрежное отношение фламандских девушек к своему здоровью художнику и гражданину не по душе.
Пётр I. Рост 2 метра 50 сантиметров. То есть вполне сопоставимо - прототип тоже был за 2 метра. Москвич Франгулян отлил монарха уважительно и без пафоса.
Церковь Святого Иакова. Тут я синдром Стендаля все-таки испытал, глядя на гробницу Рубенса и картину над ней. Но об этом отдельно. В церкви полным ходом идёт реставрация. Она набирает обороты. Мне ещё повезло главное там увидеть. Показывают фильм: зачем реставрация и так далее. Главный ответственный за это дело говорит с серьезным видом: 'Я здесь работаю 40 лет, и начал понимать какие-то детали'. Очень понравились мне эти слова. Стоит запомнить.
Подарочек вчера вечером. Станция метро Opera. Выхожу из вагона и шасть было наверх, но заприметил не то панно, не то непонятно что в глубине. Не поленился, подошёл и ахнул. Долго не мог отойти. Кораблик под названием 'Антверпен' с тысячей (точно не знаю, не считал) своих граждан на борту. Каждый абсолютно индивидуален. Обнаружил девочку с рукой. В смысле, апокрифической отрубленной рукой злобного великана. Руки коротки, сказал храбрец Брабо и забросил отрубленное куда подальше. Отсюда, мол, Антверпен - hand warpen, 'бросить руку'.
Автор терракотового шедевра - Мэй Клерхаут (1939 - 2016, увы).
Еще одна рука на улице Меир. Её все фотографируют. Автор тот же, что и у головы и руки в Париже рядом с церковью Святого Юсташа - Анри де Миллер. В Антверпене, понятно, с особым умыслом.
Там стоял молодой человек и втыкал в свой смартфон, делая вид, что меня не замечает. Я вежливо, жестом: отойдите на минуточку, плиз. Ни фига, стоит. Видно, что-то нехорошее ему девушка написала, а тут я в шляпе подвернулся. Ах, так. Ладно. Увековечивайся, парень. Порадуй небольшим сюжетом моих сетевых друзей.
Понял. Насупился. Ничего.
***
Забрёл в Бегинаж. Были когда-то знатные дамы, которые покинуть мирскую жизнь хотели, а обряд послушания принимать не хотели. Но это когда-то. Последняя бегинка умерла 35 лет назад. Сегодня это оазис тишины и покоя. Какие-то очень пожилые люди доживают свой век. Чудный маленький сад. Нарциссы. Мимоза проклюнулась. Вдруг слышу странные звуки. Они доносятся из старинной церкви. Открываю - мама дорогая. Чуть ли не танец живота - под экзотическую музыку и пристальным наблюдений апостолов в интреьере. Сидят человек 20, слушают и смотрят.
Тихонько уходя, вычитал в объявлении: индонезийские дела, традиционный концерт.
Разнообразен мир и тесен
От Океании до басков.
Ещё не спето пару песен.
Простите, с кем я был не ласков
***
Эх, не успел с чувством, толком, расстановкой побродить по еврейскому Антверпену. Но ощущение, кажется, поймал. Белокожие ашкеназки в париках, мальчики с пейсиками, гордые бородачи в чулочках. Такой концентрации штетля, наверное, больше уже нигде в Европе нет.
Кроме ортодоксов, есть и другие, более светской наружности; они, очевидно, менее заметны. Мне удалось увековечить красивую, в мавританском стиле, так называемую Голландскую синагогу и ещё одну - а всего их, пишут, там под 40!
Зонтики запрещены. Интересно, с каких пор? Неужели они были в иудейской древности? Но - таки нельзя, я уже погуглил. Чтобы шляпа не намокала - дождь в этих местах частый гость, и шляп не напасёшься - можно ее завернуть в целлофан. Велосипеды, самокаты и мобильные телефоны дозволяются.
От вокзала тянется железнодорожная эстакада, выстроенная несколько вычурно - получается в масть. Вдоль эстакады - алмазная улица Pelikaanstraat, она плавно переходит в Ооsterstrsat - вот там и вокруг.
Заглянул в большой книжный магазин. На английском о здешних евреях - ничего. Это непонятно. Превратились в дым больше половины.
Пообщался с продавцом на плохом идише - в смысле, его идиш был, надо полагать, хорош, а я говорил по-немецки.
Памятник, впрочем, есть. Городские власти пару лет назад единогласно проголосовали за его перенесение в более тихое место. Потому что раз в год в День памяти жертв Катастрофы там собирается много народа, и это мешает движению. Странное основание в самом, может быть, перекопанном бесконечными строительными работами городе Европе, где по многим улицам круглый год не пройти и не проехать.
Евреи заупрямились. Памятник поставлен там, откуда увозили несчастных. Вот именно на этом месте.
Власти отступили.
И ещё одно начинание не дали зарубить евреи и сочувствующие. Бронзовые таблички на тротуарах с именами увезенных. Тоже у чиновников имелись возражения. Теперь таблички есть, и список в инете имеется.
Я старался, фотографируя, никого из засады крупным планом не вытаскивать. Но проезжавший мимо ветхозаветный дед стал мне сигналить и энергично барабанить в правое стекло своего BMW. Я понял, что мне не поздоровится, если что, убежал за угол и смешался с толпой.
А что вы думаете, могли и фейс начистить. Потом уже вычитал, что имеется вполне боеспособный отряд самообороны.
Было дело, после резонансных терактов и действующую армию приходилось в город вводить.
Один товарищ у меня держит курс мимо Русской православной церкви Рождества Христова. В тему, если вдуматься.
Мало, но лучше, чем ничего. Надо будет когда-нибудь ещё приехать.
***
Мы не снобы. Нам красиво. Нам нравится.
Иногда я произношу это - когда у тонкого ценителя могут появиться вопросы к вкусу и чувству меры. Например, на улице Меир в Антверпене. А у не тонкого открывается рот. Не тонкий балдеет от обрушивающейся от него красоты, под которой он понимает размах и пышность отделки.
В 1830 году сильные мира того создали себе в Европе буферную зону и назвали ее Бельгией. На трон посадили немца по рождению, француза по воспитанию и когда-то бравого русского генерала Леопольда Сакс-Кобургского. Он уберёг доверившееся ему отечество от потрясений 1848 года, даровал подданным Конституцию, а тут и уголёк, в изобилии имевшийся здесь, оказался востребован. Пионерские достижения в металлургии. Следущий Леопольд удачно подсуетился с Конго. По соотношению площади колоний и метрополии Бельгия к концу XIX века уступала только Англии.
Важничали. Метили свой благоприобретенный геополитический статус всей этой парадной эклектикой.
Я подобрел, что ли. Мне эти постройки стали почти нравиться. Раньше казались удручающе серьезными - сейчас стал замечать признаки иронии и самоиронии. Вот фасад какого-то рыбкоопа образца Серебряного века. Где-то наверху - голопузый малец с несоразмерной рыбиной. Ещё один, с детской непосредственностью выставивший пипку. Однако крылышки на шлеме четко указывают: это Меркурий - покровитель воров, путешественников и работников торговли. Над памятником Ван-Дейку мечет молнии девушка без одежды - видимо, какое-то их Бельгэнерго когда-то.
Раззолоченный снаружи и внутри универмаг Inno. Здесь в 20-х годах в качестве портье подвизался бывший церемониймейстер двора Марии Фёдоровны Романовой князь Мещерский. Его иногда узнавали соотечественники-эмигранты, когда он, cохраняя достоинство, открывал перед ними дверь.
Как награда - Ратушная площадь. Вместо ратуши, правда, гости города видят и, судя по всему, долго ещё будут видеть ее изображение. Большая реставрация. Зато дома гильдий в полном порядке. Каждый дом - песня. И тоже ведь, между нами, реставраторы приложились. Но выискивать блох не хочется. Все замечательно красиво.
В лавке собора - книга Владимира Ронина 'Прогулки по Антверпену'. Историк-профи, PhD. Живет в Антверпене.
Дорогая, собака. 20 евров. Хотя, а что вы хотите. Твёрдый переплёт, цветные фото. Купил.
Поначалу прямо до озлобления доводили уродливые бетонные фасады, притом и на парадных бульварах. Как надо не любить свой город, чтобы громоздить такое. Ещё и с мотней электропроводки у всех на виду. Потом понял, что какое-то наступление, хотя и не стремительное, на это непотребство все-таки идёт. Где-то мурал. Где-то покрасят чёрным - и уже не так противно. Где-то пустят фальшивый кирпич.
Справедливости ради, Антверпен пострадал в войну всерьёз. По нему пристрелялись и затем безостановочно лупили фау-1 и фау-2.
И, конечно, ар нуво, или, как мы говорим, модерн. Казалось, явно в проигрыше к Брюсселю, но под конец я нарыл для себя оазис, нет, целый заповедник ар нуво в некотором отдалении от центра, и упомянутый путеводитель здорово мне в этом помог.
***
Вы, в общем, знаете город. Готовы привезти туда людей, осуществить с ними пару проходов, показать и рассказать главное.
И вдруг вам попадается путеводитель, где написано, что на окраине имеются пять-шесть улиц, которые вместе представляют собой уникальный памятник архитектуры. И, чтобы освежить смысл затертого до дыр слова 'уникальный', дальше открытым текстом: 'Второго такого нет во всем мире'.
Ни много, ни мало.
Это как раз в упомянутой книге В.Ронина, купленной в славном городе Антверпене за 20 кровных евроцелковых.
Обложился своими бельгийскими файлами и бумажными книжками. Как можно было оказаться таким простофилей и просмотреть?
Простофиля, конечно, но не просмотрел. Нечего было просматривать. В том смысле, что ни слова в моих источниках. Уж на что солидный Бедекер по Бельгии, убористым шрифтом об Антверпене 20 страниц, а о названном месте - ничего. В музейно-художественных книжках - ничего. Ну, там о высоком искусстве, понятно, а не о дребедени вроде ар нуво. В так называемых золотых и синих альбомах с картинками - понятно, тоже ничего.
У меня на этот счёт одна коспирологическая теорийка имеется, а пока давайте просто съездим туда и прогуляемся.
Трамвайная остановка Brechem. Улица Cogels-Osylei. Проходим всю. Можно два раза. Я прошёл три и не жалею.
Был у них на исходе XIX века такой губернатор - барон Ози. Вместе с сестрой и зятем по фамилии Когелс он основал строительный трест. Сдавали в эксплуатацию 40-50 частных построек в год в специально отведённом месте. В результате эклектика эклектикой, а получился микрорайон со своей единой стилистикой. Вздумай кто лепить бетонное непотребство - забили бы убогого по-
фламандски решительно и энергично.
Назову другие улицы, авось кому пригодится:
Transvaalstraat
Waterloostraat
General Van Merlenstraat.
Эти полностью. И частично:
Dolfijnstraat
Gulden Vliesstraat
General Capiaumontstraat
Velodroomstraat.
Ар нуво, наверное, все-таки не синоним русского термина 'модерн', а только его разновидность. В разных языках по-разному. Надо уловить суть. Все стили были опробованы; казалось: ну, что можно придумать лучше готики или барокко. До абстракционизма они тогда ещё не додумались. Комбинируй стили, да хоть и просто копируй - главное, чтобы было красиво. Сделайте мне красиво - вот художественный принцип не отдельного стиля, а целого направления в искусстве, архитектуре, дизайне.
В Антверпене получилось красиво.
Не пользы даже ради, а токмо ради удовольствия это писать стили все же перечислю:
Ну, и надо добавлять: фламандский, итальянский и так далее.
Я было попытался разложить по стилям то, что нащелкал в этом микрорайоне. Нет, это невозможно, ведь стили могут быть микшированы в одной постройке, и таких микшированных получится больше половины альбома. Да и вряд ли это нужно. Просто представьте, что вы шагаете по улице, сплошь заставленной этими эклектическими эклерами. Без буржуйских заборов и волкодавов на побрякивающих цепях.
Кто там живёт? Не думаю, что такие уж несусветные богачи. Было воскресенье, машины все вдоль домов, но я только пару приличных 'ягуаров' приметил. Хотя не показатель, знаю. Есть и другие приметы. Похоже, какая-то недвижимость не раз переходила из рук в руки и немного дробилась.
Ясно, что не бедняки.
А теорийка моя сводится к тому, что местным совершенно ни к чему толпы праздношатающихся под окнами. Вот и молчат путеводители. Кроме ронинского, за что большое ему нешуточное спасибо. Прикрывается это удобным способом: вот Рубенс - это да, ну, и Ратушная площадь, а коттеджи, мол - ну их.
Оно и к лучшему. Пытливый путешественник своё все равно обнаружит. Рестораций, магазинов со всяким барахлом - нет. А красиво. И вы теперь в курсе.
На одном крылечке - надпись LUBA. Любаша? Любовь? Мы иногда с туристами упражняемся в сочинении романтических историй. Бывает, что и классно получается.
***
Главный художественный музей Антверпена закрыт уже 10 лет. Обещали к исходу прошлого года открыть - как бы не так. Огорожено и тихо. Никто не чешется.
Со стороны тыльного фасада легендарный основатель Соединенных Штатов Нидерландов Вильгельм Оранский и его сподвижник, некогда бургомистр Антверпена, фламандскоязычный писатель Филипп ван Марникс. Оранский в свое время овладел Антверпеном, но мудро остановился. Родные по языку фламандцы не были родными по вере. Осложнять будущее с таким трудом создаваемого государства еще и религиозной войной лидер не захотел. Упомянутый Филипп сдал город испанцам.
Подробности можно опустить, но в результате уже скоро 200 лет как существует государство Бельгия со своей французско-нидерландской идентичностью. Конфессиональная принадлежность мало кого волнует, а великим собратом нынешние фламандцы вполне гордятся. Хотя вообще-то он был немец.
Есть какая-то патетика в том, что эти двое картинно расположились рядом с постыдным долгостроем. 10 лет - и конца не видно. Ни в какие ворота.
Когда эта вирусная катавасия закончится и вы соберётесь в Антверпен, гляньте, открылся ли Королевский музей изящных искусств. Если вы не особенно по музеям, тогда без проблем. Но вот даже тов. Ульянов-Ленин, на что был равнодушен к искусству, а время выкроил. Хотя всего один день пребывал, лекцию прочитал для политэмигрантов.
Немного успокоил музей ван дер Берг.
Изначально частная коллекция. Молодой человек по имени Фриц, немец по папе и фламандец по маме собирал монеты, потом переключился на пластику и живопись. Еще он разводил лошадей и цветы, переводил на фламандский немецкие баллады и был, судя по портретам, красивый мужчина. Семьей обзавестись не успел. В 43 года упал с лошади и разбился насмерть. Его мать Генритетта превратила собранное в общественное достояние. Музей был открыт в 1904 году.
Вот она, родимая! Картина, которую можно разглядывать часами. Eй-богу не преувеличиваю.
Брейгель - старший, Мужицкий. Безумная Грета. По.фламандски произносится Грит, но есть традиция. Выбирайте вариант по душе. От сопоставления с известной сегодня в мире активисткой предлагаю воздержаться.
Картина куплена за 388 марок в Кельне. Это вам сообщает аудиогид от лица самого Фрица. Коллекционера можно понять. Хотелось пуститься в пляс, а приходилось морщить нос и даже немножко торговаться.
Персонификация народной легенды о безумной тётке, вздумавшей ограбить ад. Воплощение человеческого безумия. Наверное, живописец был потрясен тем, что творили в Нидерландах иконоборцы, но мы-то знаем, что это было еще не безумие, а так, разминка. То, что скучно называется антимилитаристской направленностью, подчеркнуто дурацкой каской, которую насчастная напялила на себя, и самим названием картины - Dulle Griet; так называлась известная в XVII веке сверхпушка, которую и сегодня показывают туристам в Генте.
Фантазия художника разгулялась вовсю. Притом Брейгель не морализирует, как Босх, не дистанцируется от происходящего на холсте. Отойдя от шедевра, хочется помотать головой и сбросить наваждение. Сюрреализм - самый настоящий, не смотрите на век.
Хотя и копия, но ее выполнил не кто-нибудь, Брейгель-сын. 'Перепись в Вифлееме'. Оригинал сподобился видеть в Брюсселе. Копииста выдает чересчур старательная проработка деталей, но шедевр остается шедевром. Те же 'колеса судьбы', идиотизм толпы, жаждущей выполнить предписание начальства, и таинственный свет, не то огонь очага. Те же Иосиф с пилой и прячущая младенца под одеждой Мария.
Небольшая скульптурная группа начала XIV века. Подающие Пилату воду помалкивают, но они обескуражены. Пилат никакой. Лицо есть, и его как бы нет. Мы гадаем: так задумано? Или мастер просто не успел завершить свой труд?