Бужор Юрий: другие произведения.

Копенгаген: Брейгель, Матисс и другие

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 24/08/2020.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 24/08/2020. 18k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Дания
  • Иллюстрации: 36 штук.
  • Аннотация:
    Осталось одно письмо

  •   
      Предыдущее письмо
      
      
      Письмо одиннадцатое
      
      []
        
      В Музее искусства освещение внутри хотя и не идеально, но это уже на что-то похоже. Воевать с бликами приходится реже. Здесь поняли, что любительское фото в социальной сети не отбивает охоту увидеть картины воочию, а cовсем даже наоборот, и было бы просто глупо отказываться от этой бесплатной рекламы.
      На радостях нащелкал изрядно.
      
      ***
      
       []
       
      Одна створка - всё, что сохранилось от алтарного триптиха. Петрус Кристус (Нидерланды, XV век) изобразил состоятельного заказчика в компании со святым Антонием. Коленопреклоненный мужчина средних лет не подбирает полы дорогой одежды, она лежит на земле и немножко пачкается, но в остальном его благочестивый порыв достаточно сдержан. Человек дела. Желательно уберечься от напора соблазнов, когда они атакуют широким фронтом, как это было со святым покровителем. Последний все понимает и тонко улыбается в бороду.
      Яркие пятна одежды доминируют вполне по-импрессионистски. Деревца и богатое домостроение вдали, выписанные тонкой кисточкой, создают отчетливый эффект присутствия.
      
       []
      
      Кранах Старший. Бедному Парису предстоит вынести вердикт. Одна из дам чешет себе спинку.
      Жест озадаченности и сосредоточенности. Наверное, это Афродита, выигравшая конкурс, потому что, поразмыслив, посулила Парису самый интересный бонус - Елену Прекрасную, в то время как Гера и Афина предлагали военные победы, власть над Азией и прочую ерунду.
      Кранах без зазрения тиражировал сюжет и композицию, меняя местами лошадь и Париса. Почему нет, если платят. Похожая картина есть в Нью-Йорке, например. Почесывание спинки - только в Копенгагене.
      Идеал женской красоты начала XVI века. Пройдет всего несколько десятилетий, и женские образы начнут обретать плоть. Еще через лет через 450 все вернется на круги своя. Когда следующая ревизия идеала? Никто не знает.
      
       []
      
      Через тонкий слой масляной краски со временем проступили контуры, сделанные красным мелом. Во всяком случае искусствоведы этот рисунок видят, и говорят, что он лёгок и точен, несмотря на сложную композицию. Слева повариха колдует над пустым супчиком. Овощи имеются в избытке, а мясо - нельзя, пост. Справа оно уже нарублено, но, кажется, надо еще немного подождать. Молодые родители перехватывают наш прямой взгляд. Мы их разглядывали и, значит, были не слишком учтивы.
      Похоже, что в этой работе мастер ищет подходы к программной "Битве Карнавала с Постом" - одному из сокровищ Музея искусств в Вене. Там будут условные, гротескные очертания, и кто-то не больно искушенный может подумать, что Брейгель просто не умел иначе.
      Здесь мы видим: ещё как умел.
      И сына научил.
      
       []
      
      Фирменный брейгелевский бреющий полет. Голоногий малец при попустительстве взрослых передразнивает согбенного под крестом Спасителя. Благообразная повседневность вслед за процессией превращается в зловещую мглу. Страшный зигзаг.
      Питер Брейгель-младший. "Голгофа".
      
       []
        
      Высокопоставленный клиент Матеус Ирселиус щедро доплатил за то, чтобы портрет от начала и до конца исполнил мастер и только он. Поэтому мы уверены, что ни один подмастерье не подходил к холсту. Таких работ Рубенса, вот чтобы мы были в этом вполне уверены, дошло до нас не так много.
      Для него не было ничего невозможного. Кожа на висках пожилого человека истончилась, по всему - недолго ему осталось. Как только управляется с тяжеленными епископскими митрой и посохом.
      Еще один не доcтавшийся нам целиком алтарь. Когда-то это было поклонение волхвов. Епископ, как и они, смотрит на младенца, но знает то, чего не знают волхвы.
      
       []
      
      Любимый Якоб Йорданс.
      Бог рек Ахелой заинтересовался царской дочерью Деянирой. Но и Геркулес ею заинтересовался.
      Пришлось меряться силами. Оборотившемуся быком Ахелою герой буквально обломал - нет, не рога, только один рог. И вот теперь нимфы и сатиры наполняют этот рог плодами и цветами. Таково происхождение корнукопии, рога изобилия.
      История, рассказанная Овидием в "Метаморфозах", вдохновила Йорданса на создание праздника жизни. Нимфы несколько вошли в возраст, но еще очень даже ничего. Фавнёнок срывает какие-то редкостные цветы. Ахелой набычился, жалко утраченного рога, но, в общем, умеет проигрывать, молодец. И только победитель опечален по-настоящему. Устал он от этих подвигов.
      А где же царевна, из-за которой весь этот сыр-бор?
      Они забыли о ней.
      Еще один могучий Йорданс.
      
       []
      
      В Евангелии от Матфея Петр добывает монету, необходимую для пожертвования в храме, из пасти рыбы. Живописец перемещает апостола во Фландрию XVII века. Жадноватый паромщик набил свое плавсредство под завязку. Люди разных сословий и даже рас, бык, кормящая мать в шляпке. Шельда - река полноводная, течение сильное, как бы не перевернулись еще.
      Дотошные эксперты определили, что полотно трижды переписывалось: появлялись новые персонажи, менялась композиция. Каждый поворот головы имел значение.
      Великий мастер.
      
       []
      
      "Неопалимая купина".
      Бог-Вседержитель, по Пуссену, является Моисею не седовласым старцем, а красивым крепким мужчиной. Ангелы в сопровождении не по-юношески серьезны. Начинается подготовка к Исходу. В подтверждение божьей воли посох пророка превращается в змею.
      
       []
      
      Натюрморт, который вполне мог бы сегодня украсить современную экспозицию любого уровня, на самом деле создан в конце XVII века голландцем Корнелиусом Гейсбрехтом. Большой был мастер спецэффектов. Обнаруживаются кошелек, дамский ридикюль, ножницы, листки клавира, расчески и канцелярские принадлежности. Среди писем - прокламация короля Фредерика III, распознаваемая по обрывку вступительной фразы - Tertius Dei Gratia, Третий милостью божьей.
      
       []
      
      Не отпускает Кранах. "Меланхолия" - одна из самых загадочных картин Возрождения. Два карапуза пытаются прогнать шар через обруч. Я на всякий случай померял линейкой. Чуть-чуть диаметр шара больше.
      Если дама, строгающая жердь, и есть Меланхолия, то что должна означать заинтересованная улыбочка? У Дюрера вон "Меланхолия" хотя и тоже крылатая, но там прямо вся cкорбь на лице. Какие-то неодетые люди, кто верхом на лошади, а кто и на свинье на заднем плане - это, наверное, пороки и напасти, вызванные унынием.
      Кранах был близким другом Лютера. Тот безусловно считал уныние тяжким грехом. Но Кранах добавил лиризма, и уже непонятно: меланхолия - это хорошо или плохо?
      
       []
      
      "Иисус-Избавитель" Андреа Мантеньи. Спаситель человечества вместе с поддерживающими его серафимом (алый цвет) и херувимом (лазоревый цвет) образует мученический крест, наподобие креста Святого Андрея. В отдалении можно разглядеть жен-мироносиц и место казни. Кровь буквально бросилась Ему в лицо. Жизнь вот-вот уйдет из скульптурного мертвенно-бледного тела.
      Но ведь Он испустил дух еще на кресте? Простого ответа нет. Холст полон мистики. Умирание на кресте и Вознесение, говорит нам художник, нами до конца непостижимы.
      
       []
      
      Его настоящие имя и фамилия - Франческо Маццола. Он не мог знать, что когда-нибудь, лет эдак через 500, футболист итальянской сборной Маццола будет на слуху у сотен миллионов. Художник остался для всех Пармиджанино, "этим маленьким из Пармы". Несколько превосходных работ. Увлечение алхимией прервало его становление в качестве великого маэстро и свело раньше времени в могилу.
      О портрете капитана папских гвардейцев Вазари сказал, что Франческо заново воссоздал его из плоти и крови. Ух, какой взгляд! Бог войны, всем бояться.
      Но есть и кое-что посовременнее.
      Для начала - безошибочные и замечательные Модильяни, Пикассо, Леже.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      "Женщина в нижнем белье". Программная работа Андре Дерена. Квинтэссенция фовизма, говорят нам знатоки. Но даже и сами фовисты, "дикие", в свое время так и и не разобрались, что они такое. Тем более пойди пойми сейчас, когда бывшие некогда новаторскими приемы давно оприходованы сонмом живописцев. Система треугольников? Ну да, угловатость имеет место. Пары взаимно дополняющих друг друга красного - зеленого и оранжевого - синего? Наверное. Я вот запал на ключицах - два коротких мазка - и перетекающей куда-то левой руке.
      
       []
      
      Есть какая-то заслонка души, что ли, и пейзаж Мориса де Вламинка ее открывает. Врываются воспоминания и ассоциации. Эти фовисты делали что-то правильно, экспериментируя с формой, цветом и линейной перспективой, раз они врываются.
      
       []
      
      "Цыган" Хаима Сутина. Ах, как хорош. Тут же возникает ряд, который маэстро не замышлял, но что делать - картины, никого не спрашивая, монтируются в более поздний контекст, у них своя судьба. Уроженец белорусского местечка, битый смертным боем за то, что рисовал людей и животных. Парижанин, отдающий свои работы за завтрак в бистро и пропадающий в галереях Лувра и библиотеках. Первая персональная выставка.  
      Сутин прячется от гестапо, но в августе 1943 года умирает в Париже своей смертью. За гробом идет Пикассо. Больше никто.
      Меня когда-то не захватил "Танец", виденный в Москве. Долго казалось, что Ван-Гог, Шагал, да хоть и угрюмый Сезанн вычитывали в книге жизни больше. Увидь я тогда "Разговор" в Эрмитаже, был бы другой разговор, но я его так до сих пор и не увидел, хотя и репродукции в альбоме было достаточно, чтобы задуматься.
      Конечно, я был не прав. Анри Матисс - это целый огромный мир.
      В Копенгагене гордятся портретом мадам Матисс. Картина известная. Неортодоксальное использование цвета. Отказ от светотени. Обнаженная в шарфике смотрит бодро. "Зелёная блузка" с неземной Лидией Делекторской.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Не зря его ценил другой гениальный рисовальщик - Пабло Пикассо. Ценил и ревновал.
      Долго не мог отойти от "Интерьера со скрипкой". Какой-то очень сильный магнит.
      Плоские, с трудом стыкующиеся поверхности в номере отеля - и почти академически точно, с соблюдением перспективы выписанные оконная рама, приоткрытые ставни и что-то вечнозеленое за окном. Синяя подкладка футляра для скрипки призывает к порядку черный цвет, не дает ему расползаться без меры.
      Что за окном знаменитый Английский променад Ниццы и это номер отеля "Бо Риваж", узнаешь уже потом. Матисс влюбился в Ниццу и остался там. Умел и любил играть на скрипке.
      Скрипка откликается своим пусть и не очень мощным резонатором на звуки извне. Море шумит громко, мы просто привыкаем и потом не замечаем. Должна откликаться.
      
       []
      
      Нарыл себе родственную душу, еще одного влюбленного в эту картину. Кого бы вы думали? Анри Бергсона! Столп интуитивизма не мог пройти мимо, конечно же.
      "У Матисса творчество продолжается на ваших глазах - и не только на глазах, но и от вас оно требует соучастия..."
      Несомненно.
      "Какую бы устойчивость он ни придавал своим вещам, они все равно поют и танцуют".
      Большая умница был этот Бергсон.
      
      ***
      
      Существует негласная иерархия национальных литератур и направлений в изобразительном искусстве. Она на чём-то основывается, безусловно, но не всегда справедлива.
      В Дании тоже были свои мастера переносить на холст море "чтобы брызгалось" и людей "как живых". Гляньте на работу Карла Блока "В таверне". Посмотрите, как выписаны столовые приборы и все остальное. Не зря им Андерсен восхищался.
      
       []
      
       []
      
      Были и свои "передвижники". Вот "Швея" Кристиана Крога.
      Свои " мирискусники" тоже были. И еще много своих, может, и не вписывающихся в привычные нам рамки, но в какие-то датские, надо полагать, вполне.
      С целью хотя бы беглого охвата я переместился из Музея искусств в соседнее помещение. Там размещается собрание Генриха Хиршпрунга - табачного короля немецко-еврейского происхождения, в 1911 году подарившего Дании свою коллекцию.
      
       []
      
      Как раз была выставка работ Кристиана Сартмана. Вы знали о таком датском художнике? И я не знал. Но он сразу же никуда не вписался, вцепился и уже не отпускал.
      Художник переживал за дочь Христиана IV, которая не отреклась от мужа - государственного изменника. Королева - жена и потом вдова Фредерика III, 22 года буквально гноила ее в тюрьме. Узницу звали Элеонора Кристина. Мы вспоминали о ней. Для Cартмана она стала идеалом женщины и источником вдохновения на долгие годы.
      Вот она в тюрьме. Поседевшая. Грузная. Не сломленная.
      Ответ на сакраментальный вопрос "Что этим хотел сказать художник?" очевиден. Хотел выразить уважение и привести в пример. Всё, наверное, сложнее, но как минимум это.
      
       []
      
       []
      
      Придворному лекарю Струэнзе мало того, что он прибрал к рукам все рычаги управления государством, ему еще надо склонить к интимной связи королеву. Чем и занят. Склоняет, пока безумный король развлекается с попугаем.
      Уже и беременная от Струэнзе королева Матильда. Он и она только что вернулись с охоты. А тут и свекровь померла. Полная смердяковщина.
      Тоже понятно вроде бы. Историческая сатира.
      XIX век - это вам не сегодня, однако. В Дании многие были скандализированы - не правдой, ее все знали, а тем, что она перенесена на полотно. Ну, как если бы Суриков изобразил ухаживания Григория Орлова за Екатериной в присутствии недалекого мужа. Есть и разница. Суриков такое показывать без опаски не мог бы, а его современник Сартман мог.
      Правда, на персональную выставку так и не решились, пока он был жив. А он не горевал. Картины уходили в частные коллекции, мастер хорошо зарабатывал.
      А здесь? Молодой католический священник играет на гармошке перед открытым окном. Хотя, с другой стороны, а почему бы ему и не поиграть. Что вы слышите? Приличествующий ре-минор? Нехитрую песенку? Жестокий романс?
      
       []
      
       []
      
      Полюбуйтесь на дружную супружескую пару. Не сразу замечаешь короны на головах. Никакого портретного сходства ни с какими реальными монархами. Ваша версия?
      Давид собирается сыграть на арфе. Не очень-то он соответствует общепринятому геройскому образу. Он женственен. Проще сказать, он гей.
      
       []
      
       []
      
      Художник так никогда и не женился. Жизнь вел скрытную. В точности мы ничего не знаем. Отчетливый интерес к обнаженному мужскому телу. Хотя, конечно, его занимал мир людей во всем многообразии. Католическая святая призывает Иисуса. Разумному достаточно.
      По-моему, чертовски талантлив и ни на кого не похож.
      Имеется автопортрет.
      
       []
      
      Там и музей закрывался, а назавтра был выходной. Я остался в большом долгу перед датскими живописцами. Сартман, однако, равнодушным не оставил; надеюсь, вас тоже.
      
      
      Cледующее письмо
        
  • Комментарии: 4, последний от 24/08/2020.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 24/08/2020. 18k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Дания

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка