Бужор Юрий: другие произведения.

Ты меня любишь и хочешь убить.Ч.3

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 25, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Обновлено: 26/12/2020. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Италия
  • Иллюстрации: 6 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Билет в оперу. Великие тени Вероны. Хор мальчиков.

  • Ты меня любишь и хочешь убить. Ч.1
    Ты меня любишь и хочешь убить.Ч.2
      Завтрашний спектакль вернет к размышлениям о ревности и сопутствующих ей неразделенных чувствах. Пока что надо приобрести билет.
      Девушка в бюро информации показывает мне план рассадки и выискивает в компе свободные места.
      Арена ди Верона. План рассадки зрителей []
      Я оказался прав в своем оптимизме. Место для одного находится во всем ценовом диапазоне; с двумя и, понятно, чтобы рядом, бывает сложнее.
      Галерка с непронумерованными местами (24 евро) отпадает. Моим друзьям было неважно слышно за 65, что я смогу услышать за 24. Да и стар я стал по галеркам мотаться.
      Места пониже и сбоку обозначены зелененьким, пронумерованы и по 87. Точно 87, не 65? Вопрос риторический. Год прошел, какие 65. И Дзеффирелли же.
      Передние центральные ряды партера за 204 не хочу. Cойдет и за дешевле. По той же причине не хочу за 173 и 131. Оперу слушают, а не смотрят. Партер отпадает, что делать. Я не увижу, как игра страстей отображается на лице тореадора, ничего. Лишь бы не фальшивил.
      Амфитеатры строили с таким расчетом, чтобы лязг оружия, а также пыхтение и стоны гладиаторов были отчетливо слышны всем зрителям. Был как-то круиз с заходом в Анталью и оттуда экскурсия в Аспендос, там тоже амфитеатр, поменьше. Забрели внутрь. Я запамятовал имя певицы. Московская оперетта, что-то такое. Она взяла ноту, вроде не форсировала, а все аж присели.
      Цены, однако.
      Я помню время, когда вполне можно было прокормиться на 1(один) рубль в день. 100 рублей одной купюрой вызывали зависть и уважение окружающих.
      Вышло так, что я по жизни разминулся с самыми сокрушительными деноминациями рубля. Каждый раз, когда я сегодня слышу сумму в рублях, до меня из дальнего далека внятным эхом доносится: "Много". Cто -- много, крепко сидит. Необходимо небольшое умственное усилие, чтобы забыть прекрасное прошлое и пересчитать по-новому.
      А тут еще и в еврах.
      У меня нет ощущения, что мне платят за мою работу зря. Но и что сильно недоплачивают, тоже нет. Выбрасывание денег на ветер мне не совсем чуждо, случалось. Эти 107 - и не на ветер, и не заоблачно с учетом мирового рейтинга мероприятия, куда так долго собирался.
      Но - мало-мало жмет. Никогда больше евросотки не отдавал за билет в театр. Дюссельдорф тоже не дыра галимая, а там я за меньше сидел впереди и видел игру страстей в подробностях.
      Есть место в 12 ряду на трибуне рядом с ложей, напоминающей на картинке императорскую.
      Вот, кстати. Императорская ложа в обычных театрах далеко от сцены, дальше только галерка, а императорам хоть бы что. Главное оттуда видно, и всё прекрасно слышно.
      Есть в самом низу сектора, но не строго напротив сцены и дальше от ложи. Еще и перебираю. Какой я все-таки крутой.
      Решено, беру на завтра за 107, в 12-м (на картинке первая трибуна справа от центрального входа). Гулять так гулять.
      А пока что я буду гулять по Вероне. Не вести там экскурсию, а прошвырнусь для души. Огромная разница.
    ***
      Армия изнемогала от потерь и нехватки продовольствия. Добрые люди наперебой сообщали о неверности Жозефины. Австрияки обходили с флангов вдвое превосходящими силами.
      Генерал Бонапарат обозлился, применил смелый маневр, расколошматил противника наголову в битве при Риволи и занял Верону.
      Дворец Эмилеи-Форти (нынче по адресу Via Massalongo, 7) , где расположился тогда маленький капрал.
      Дворец Эмилеи-Форти []
      Имеется мемориальная доска.
      
       []
     
      Сейчас здесь музей оперы. Гигантские декорации из какого-то суперпенопласта к постановкам на Арене, там и сям оригиналы партитур, костюмы. Вот зал, откуда доносится ария из "Нормы", там экран во всю стену с видеомиксом о Марии Каллас.
      Никакого сравнения с музеем Ла Скала, где все абсолютно органично. Этот - как музей шоколада в Кельне, который вполне мог быть в любом другом месте. Мне жаль и денег, и, главное, времени людей, которые поведутся на рекламные листочки, раздаваемые специальными зазывалами. Лучше бы заглянули в интереснейшую церковь Святой Анастасии, она буквально в двух шагах от дворца с музеем.
      Квартирант спешно отбывает в Париж, дабы не оказаться в стороне от очередного дележа власти и развестись с Жозефиной. Гротескное амплуа триумфатора-рогоносца и радость столичных прощелыг по этому поводу прельщают мало.
      Весь день не смолкали стенания детей Жозефины от первого брака и ее собственные под дверью, где он от них забаррикадировался. К вечеру Наполеон сдался. Вышел, рыдая и простирая руки для полного и безоговорочного прощения.
      Окрыленный, вернулся в войска и продолжил освободительное завоевание Италии.
      Весной 1797 года в Вероне произошел инцидент, который назовут Кровавой Веронской пасхой.
      Французские солдаты и офицеры оказались чересчур галантны по отношению к местным женщинам. Если простыми словами, норовили залезть им под юбки.
      Местным мужчинам это не могло понравиться.
      Сговорились, вооружились длинными ножами и напали на оккупантов, когда те мирно прогуливались по набережной реки Адидже. Свобода, говоришь? Равенство и братство? Получай!
      Резали и сбрасывали в реку.
      Но повстанцам не хватило решимости и организованности. Основные силы французов укрылись в Старой Крепости. А там и подкрепление подоспело.
      Главком находился в эти дни в захолустном штирийском городке Леобен, где принуждал австрийцев к выгодному Франции миру. Ему доложили, он вник и пришел к заключению, что виноваты свои. Вели себя неправильно. Нехорошо лезть к чужим женам и невестам, он это знал и понимал.
      С другой стороны, если каждый ревнивец станет на этом основании резать воинов-освободителей, от Великой Армии скоро ничего не останется. Надо веронцев как-то приструнить.
      Был по основной военной специальности артиллерист и знал, как сосредоточить разрушительный огонь по неподвижной цели. На бумажке, переданной военному коменданту Вероны, нарисовал, куда развернуть две батареи, предварительно выкатив их на пригорок.
      От старинного поселения осталась груда камней.
      Людей заранее вывели из домов, никого даже не поранило. Артиллерийская зачистка с целью устрашения удалась. Зачинщики беспорядков были амнистированы, из них не стали делать мучеников. Веронцев пугнули, и они притихли.
      Поэтому спустя два года здесь как своего национального героя, освободителя и мстителя за это унижение страхом встречали великого полководца и усмирителя мятежной Европы Александра Васильевича Суворова.
      На что мог рассчитывать любимец Екатерины при Павле? Сидел в своей деревеньке - опальный, ненужный, без денег. Тут вдруг курьер с императорским рескриптом:
      "Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться: виноватого Бог простит. Римский император требует Вас в начальники своей армии и вручает Вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело на сие согласиться, а Ваше - cпасти их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы Вашей времени, а меня удовольствия Вас видеть. Пребываю к Вам доброжелательный
      Павел".
      Римский - на самом деле австрийский император, тот самый Франц II, "дедуска Фланц", зятем которого через 11 лет станет Наполеон. Если бы нечто подобное кто-то напророчил тогда, на излете XVIII века, все бы сильно удивились.
      Перед вчерашним опальным фельдмаршалом заискивает Петербург. Ему салютует Вена.
      На подъезде к Вероне Суворова вытаскивают из кареты и несут на руках.
      Он норовит вырваться. Сам всегда был не прочь людей за ниточки подергать. Пребывать в роли куклы, выставленной на показ, ему неловко, неприятно. Но держат цепко.
      Во дворце Спаравьери (Via Garibaldi, 1) принимает штаб.
      Затем победы одна другой ярче и убедительнее: при Александрии, Треббии, Нови. Крепость Мантуи взята. Милан взят. В соборе, том самом Duomo, с которым мы встретились в начале, в честь Суворова служат благодарственный молебен.
    А.Шарлемань. Суворов в Милане []
      Путь на Париж открыт.
      Как повернулась бы европейская история, окажись русские полки в Париже не в 1814 году, а в 1799-ом? Что толку гадать. Нам дано знать только то, что случилось на самом деле.
      На исходе же галантного века означенная перспектива лишила венский двор сна. Франция под Бонапартом казалась меньшим злом. Стали ставить палки в колеса. А тут еще разгром под Цюрихом армии Римского-Корсакова.
      Сохраняя репутацию полководца, не знавшего поражений, умело отбиваясь от французов и теряя людей, Суворов, к тому времени уже князь и генералиссимус, переходит через Альпы в равнинную Швейцарию.
      Ставший ужасом русских под Цюрихом выдвиженец Наполеона Массена позднее скажет, что он бы все свои победы отдал за швейцарский поход Суворова.
      Петербург, новая опала и смерть весной 1800-го года.
      Желал встречи с молодым Бонапартом на поле боя. Писал кому-то: "Широко шагает молодой человек. Надобно его остановить."
      Не довелось.
      Победив, а кто бы сомневался, и пленив, само собой, мог бы обсудить с молодым человеком дела не только военные.
      Не заладилось когда-то и у Александра Васильевича на личном фронте.
      Вольно же было вам, Варвара Ивановна, забыв о приличествующей осторожности, увлечься бравым секунд-майором.
      Обманутый муж повел себя некуртуазно: подал на развод. Матушка Екатерина с Потемкиным, подключив синод, уговаривали простить по-христиански. Перестрадав, проcтил.
      4 года крепилась благоверная. И надо же, новые амуры и новый какой-то секунд-майор. Развода обманутый супруг опять не добился, но прощать уже никто не уговаривал. Разъехались, и всё. Так и прожили, ни разу более не свидевшись.
      Наши жены пушки заряжены.
      Надобно вспомнить еще одного видного деятеля той эпохи. Да мало сказать, пожалуй что и самого популярного какое-то время деятеля - Александра Павловича Романова.
      И тоже расположился неподалеку - во дворце Каносса (Сorso Cavour, 44).
    Дворец Каносса []
      
      В 1821 году Наполеон умер. Монархическая Европа вздохнула с облегчением. В Верону съехались Александр I cо своим министром иностранных дел графом Нессельроде, все тот же Франц II с Меттернихом, какой-то принц из Пруссии, лорд Веллингтон и виконт Шатобриан.
      Здесь, к слову, виконт придумал обзывалку "коварный Альбион". Англия препятствовала вторжению союзных сил в Испанию для прекращения там революционных безобразий.
      Друг с другом договаривались больше не воевать, а сразу прямо говорить, кому чего нужно.
      Каждый вечер ходили на Арену слушать очередную кантату молодого Россини. Кантат на заказ было сочинено пять, по числу вечеров; они составили цикл под названием "Священный Союз". Маэстро дирижировал лично и получил в качестве гонорара внушительную по тем временам сумму - 5 тыс франков, по тысяче за кантату.
      А. П. Романову тоже было что вспомнить под музыку.
      Реальный исторический триллер c незаконными детками, убийством любовника и принесением неверной женой цветов на могилку. Что и говорить, причиняла беспокойства принцесса Баденская, в замужестве императрица Елизавета Алексеевна. А в конце друг без друга дня не могли прожить, бывает и такое.
      ***
      Однако же дело к вечеру. У меня есть в запасе сутки, чтобы предаться любимому виду отдыха. Сейчас поеду в отель и буду долго-долго спать.
      Вечером следующего дня я тоже буду слушать музыку и пение.
      У меня далеко не самый дешевый билет. Я буду сидеть почти там, где сидели сильные мира того во время Конгресса 1822 г.
      По дороге к автобусной остановке слышу ангельский хор. Это дети, совсем малыши и подростки. Хор стоит рядом с фонтаном на площади Бра. Они поют слаженно и вдохновенно. Дирижирует долговязый пожилой хормейстер.
      Вокруг млеющая от восторга толпа.
      Я не поспел к началу этой репетиции на свежем воздухе, но, кажется, не пропустил главного. После чистейше выпетой шубертовой Аве Марии небольшой перерыв. Маленькие хористы обмениваются репликами на швюцдютч - швейцарском немецком. Детвора как-то потешно строится, долговязый включает минусовку...
      Ага, хор уличных мальчишек из 1-го акта на языке первого либретто "Кармен": Avec la garde montante, nous arrivons, nous voilà..!
      Феноменальный успех. Теперь на бис, пер фаворе. Можно и на бис.
      Но вот хормейстер простирает руки вверх наподобие жреца из "Аиды". Это означает: всё, кьедо скуза, детям надо отдыхать.
      Публика расходится, светясь.
      ***
      В старом фильме "Развод по-итальянски" главного героя (Марчелло Мастроянни) судят за убийство жены из ревности. Ему грозит от 3 до 7 лет. Сравнительно мягкое наказание - другая сторона того, что разводы в Италии до 1970 г. вообще были запрещены. Узы брака, тем более заключенные в церкви, незыблемы. Доказанная cупружеская измена считалась очень серьезным смягчающим обстоятельством.
      Задача адвоката - максимально скостить и такой срок.
      Неверность жены сам же обвиняемый ловко спровоцировал. Детей у них не было. Зато у соблазнителя, которого муж подыскал и подставил, имелись жена и трое ребятишек. И обманутая жена в свою очередь убивает неверного мужа.
      История совершенно из другой оперы и к данному процессу не имеет отношения. Тем не менее адвокат в защитительной речи подробнейшим образом, не жалея красок, останавливается и на этом душераздирающем преступлении.
      Встать, суд идет.
      3 года c досрочным осовобождением в случае примерного поведения. Это уже вопрос связей и денег. Они у персонажа есть.
      Дело сделано. Развестись невозможно, но можно убить опостылевшую жену из ревности, за примерное поведение через год выйти на свободу и законным образом сочетаться с другой, юной и желанной (Стефания Сандрелли).
      Как же адвокату удалось умиротоворить судей и даже вызвать сочувствие у известного своей непреклонностью прокурора?
      Стоп, cтоп. Он, кажется, показывал им фотографии детей убиенного любовника. Казалось бы, зачем. Если бы суд дал себе труд немного задуматься, связь между первым и вторым убийством стала бы очевидна; прояви наш герой христианское смирение, супруга подставленного любовника так ничего бы и не узнала и дети не осиротели бы.
      Выходит, дети тут не только ни при чем, но могли бы испортить все дело?
      Но суд и прокурор не стали задумываться. Они просто увидели на фото детей мал мала меньше. И сердца их смягчились. Они бы и оправдали с радостью, если бы могли, но тут уж.
      А дети в Италии...Хотя, добавляет герой Марчелло Мастроянни в фильме, дети всюду дети.
    Ты меня любишь и хочешь убить.Ч.4
  • Комментарии: 25, последний от 20/11/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Обновлено: 26/12/2020. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Италия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка