|
Фото-документальный рассказ о посещении участниками Полярной Высокоширотной Воздушной Геофизической Экспедиции НИИ геологии Арктики в 1966 году американской дрейфующей станции "Чарли", покинутой в январе 1960. Эта станция дрейфовала по кругу в Канадском секторе Северного Ледовитиги океана параллельно советской станции СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-8. В марте 1962 года СП-8 была эвакуирована вследствие разлома льдины, а в мае на неё на парашютах были сброшены два американских исследователя с цеью получить данные о прогрессе русских в области слежения за американскими подводными лодками. Со льдины отважные американцы были подхвачены "небесным крюком" самолётом на бреющем полёте... |
Вадим Литинский
Денвер, Колорадо
ДРЕЙФУЮЩАЯ АМЕРИКА
* * *
oтрядов базировались в маленьких аэропортах на побережье или на островах ("Кожанные куртки, брошенные в угол" Саши Городницкого -- это про нас), а два-три отряда работали с дрейфующих ледовых баз, чтобы заснять недоступные с берега части морей. Я всегда руководил работой экспедиции с ледовых баз, льдины для которых мы подбирали до начала работ. В этот раз поиски подходящей льдины продолжались три дня, в один из которых мы увидели в разных местах на расстоянии 50 км несколько групп странных палаток, не похожих на наши КАПШи - каркасные арктические палатки Шапошникова. Наши - овальные (КАПШ-2 на 4-5 человек) или круглые (полусфера, КАПШ-1 на 2-3 человека). А эти были полу-цилиндрические, как бочка,
бензин для "Аннушек" не смогли доставить из-за метеоусловий или наших перебазировок с поломанных льдин, то у одной из "Аннушек" задний лыжонок сломался, то то, то сё - ну всё как обычно. Вот почитайте на досуге докубайку "Будни дрейфующей ледовой базы" про этот сезон: (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/budni.shtml) А план, кровь с носу, делать надо. Весь съемочный сезон - один апрель месяц. Тут уж не до полета на американскую станцию. И так мы припозднились - все сезонные экспедиции прекращают работы и улетают домой в самом начале мая, позже льдины начинают трескаться и таять, погода ухудшается, посадки невозможны. Свои 105 процентов плана мы выполнили только к 17 мая и сразу же начали сборы для эвакуации базы. И пока сборы продолжались, мы решили в оставшийся последний день все же посетить американскую базу. Тем более, что из-за всех передряг с перебазировками у нас почти кончились продукты, и мы рассчитывали поживиться за счет америкашек. Мы - это начальники летных отрядов Андрей Орлов, Валентин Волков - мои однокашники по Горному институту - и инженер Всеволод Голубенцев, ну и, конечно, экипаж Ан-2, бортовой номер 04295, командир Каминский Э.П.
* * *
ПРИЛОЖЕНИЯ
Хорошо читается: ящики напитков "7 Up" и "Кока-Кола" стоят по $3.60, а ящик пива "Миллерс" стоит аж 5 долларов! Вот посчитайте, сколько это будет в рублях, если в то время доллар стоил 63 копейки!
Кусок прозрачного круга с надписью "ICE FLOE STATION CHARLIE", лампа дневного света в ветхом футляре, незамерзающие перчатки, и чашка для кофе.
ДОПОЛНЕНИЕ
Февраль 2013.
|
|