Случилось в течение короткого времени побывать в двух столицах - Брюсселе и Амстердаме. О поездке в Брюссель, целью которой были Королевские оранжереи, я писала. Прочитать можно по ссылке:
В Амстердаме главной целью был Королевский музей (Rijksmuseum).
Невольно возникает сравнение этих городов. Амстердам развивался в борьбе с водной стихией. Слово дамба стало доминирующим в строительстве и названиях. Одновременно передвижение по воде стало обыденностью для Амстердама. В конце XVII - середине XVIII веков архитектор Хендрик де Кейзер разработал план развития и реконструкции города. Это был "план трех каналов". До сих пор этот план определяет лицо Амстердама. (В отличие от Амстердама, Брюссель не имел такого плана, поэтому он до сих пор переживает период реконструкции, включая транспортные проблемы). Передвижение по берегам каналов и по воде неспешное. Максимальная скорость для наземного транспорта в городе 30 км/час, для водного транспорта 6 км/час.
Торговля с заморскими странами и создание Ост-индской, а потом Вест-индской компаний способствовали процветанию города и строительству богатых и нарядных домов. Амстердам вырос на песчаных берегах Северного моря. Камень, как строительный материал, здесь почти не использовался. Его заменил кирпич. Местные мастера научились придавать кирпичу все возможные цвета - от черного до всех оттенков серого, красного и коричневого. Сочетание цветного кирпича, орнаменты и вставки из него делают улицы и берега каналов неповторимыми и нарядными.
Подробнее об этом и многом другом можно ознакомиться в очерке "Один день в Амстердаме" по ссылке:
Королевский музей тоже построен из кирпича в стиле историзма, то есть вобрал в себя элементы многих архитектурных стилей. Он основан братом Наполеона Бонапарта Луи Бонапартом, тогда королем Голландии и открыт для публичного посещения в 1815 году. Новое здание построено в 1877-85 годах по проекту архитектора Питера Кёйперса.
Раньше я бывала в этом музее. Впервые более двадцати лет назад, еще до капитального ремонта, который музей переживал несколько лет. Этому музею мы посвятили тогда целый день - от открытия до закрытия. После петербургского Эрмитажа гулять по музею для меня высшее удовольствие. Второй раз мы с мужем были во время ремонта, когда был доступ почти исключительно к работам Рембрандта. И вот теперь, после ремонта, музей предстал во всем блеске сочетания самой современной и первоначальной архитектуры и богатства своих коллекций.
Основу современной художественной коллекции составляют работы голландских мастеров XV-XIX веков. Здесь хранятся шедевры живописи "Золотого века Нидерландов" (XVII век) Рембрандта, Яна Лёйкена, Яна Вермеера и Франца Хальса.
Фасад Rijksmuseum со стороны города. В центре пешеходный проход и проезд для велосипедистов, разделяющий здание на две части.
Фасад Rijksmuseumс противоположной стороны.
Продолжительный ремонт (перестройка) музея привела к созданию подземного пространства под общей стеклянной крышей. Это не нарушило общего вида музея, но обеспечило удобства для посетителей, поток которых с годами только увеличивается, и создало дополнительные помещения для временных выставок.
Вид нового подземного вестибюля из его центра. Конструктивные перекрытия. Никаких куполов. Все строго, светло, функционально. Верхнее фото - вид на кафе музея. Нижнее - торец помещения со входом на временные выставки.
Вход из вестибюля в помещения с главными коллекциями.
Общий комментарий к структуре музея:
Нулевой этаж (подземный) - все для удобства посетителей и помещения для специальных коллекций, включая выставки.
Первый этаж расположен на уровне земли. Его разделяет транспортно-пешеходный проезд. Здесь размещены коллекции периодов 1700-1800 и 1800-1900 годов.
Второй этаж также разделен проездом. Здесь находятся самые знаменитые коллекции музея периодов 1600-1650 и 1650-1700 годов.
На первом и втором этажах сохранен декор старого музея.
Старая часть музея.
Впечатляет двухэтажная библиотека с металлической винтовой лестницей. Тоже прекрасное наследие старых времен.
Сейчас музей привлекает зрителей выставкой Франца Хальса. В Эрмитаже хранятся только две его работы. Это портреты молодых людей, написанные в довольно академической манере - характерное черное одеяние, кружевные воротники. В Нидерландах мы были в музее Франса Хальса в Харлеме. В этом городе он жил довольно продолжительное время и умер в местном доме престарелых. Хальс представлен в его музее в основном групповыми портретами. Среди персонажей, руководство приюта - пожилые благонравные матроны и аналогичные достопочтенные господа. В одеяниях доминирует черный цвет. Видимо групповой портрет был очень популярен в то дофотографическое время. Он часто создавался по "производственному" признаку. Видимо, доход художнику приносили также групповые портреты офицеров, изображённые во время банкетов, некоторые в парадной форме, явно позирующие. Каждый персонаж, очевидно, узнаваем, некоторые идентифицированы. Восхищает уважение к каждому лицу - ничего небрежного, мимолетного - все навечно.
Выставка в Rijksmuseum показала нового для меня Хальса. Его работы привезены из других музеев, европейских и американских. Много жанровых портретов, простонародных, живых, озорных.
Традиционный для времен Хальса портрет супружеской пары.
Групповые портреты во время застолья.
Коллективный портрет защитников отечества в парадных одеждах.
Ряд индивидуальных портретов. Очень живые, непосредственные, обремененные только личным жизненным опытом и собственными интересами.
Интересные персонажи, непривычные для меня краски, живые лица...
Качество фотографий оставляет желать лучшего. Народу на выставке довольно много, поэтому трудно правильно установить фотоаппарат, чтобы не исказить изображение и раму. Я не привожу названия картин, хотя это можно было бы сделать. Хочется показать непосредственное впечатление о выставке и творчестве Франса Хальса.
Походила по помещениям старого музея. Помимо живописи здесь представлены предметы прикладного искусства, включая роскошную мебель.
Столешницы, украшенные флорентийской мозаикой. Резное дерево со вставками и позолотой. Декоративное стекло, дельфтский фарфор. Роскошь, возможная в очень богатой стране, исполненная искусными мастерами.
И живопись золотого века Нидерландов - главное сокровище Rijksmuseum. Самые знаменитые из работ Рембрандта, несколько картин, из небольшого наследия Вермеера, натюрморты, поражающие своей реалистичностью... Всего не перечислишь.
Последнее фото - портрет Луи Бонапарта (Доброго Луи), короля Голландии, основателя Королевского музея.
Фотографий много. Все невысокого качества. Хочется показать самое - самое!
Три часа прогулок по музею с фотографированием - довольно утомительное и эмоционально напряженное занятие. Внимание притупляется. Для отвлечения существует кафе. Здесь ожидало фиаско. Все, что стоит денег, в музее дигитализировано. Любая оплата производится только банковскими картами. Я до сих пор придерживаюсь архаичного способа оплаты "бар", то есть, деньгами. Благо, Евросоюз уже давно ввел единую валюту - евро. Чашечка кофе в музее для меня оказалась недоступной! Пришлось, осознав свою непринадлежность к современной жизни, уйти из музея и в окружающем садике тихо съесть свой бутерброд. (Чашечку невкусного кофе в бумажном стаканчике удалось выпить недалеко от музея).
Зато удалось погулять по саду, который окружает Rijksmuseum. Это тоже интересно.
Здание музея, украшенное мозаичными орнаментами, башнями, цветными кирпичными вставками.
Вода в Нидерландах не только стихийное бедствие, но и украшение сада около музея.
Это фонтан, наподобие фонтанов-шутих в Петергофе под Санкт-Петербургом. Вода, то появляется, то исчезает. Любимое занятие детей, уже до костей промокших, в этот не очень жаркий день.
Луг за пределами Rijksmuseum. Этот луг и все пространство, прилегающее к музеям, - любимое детище города. Здесь все время что-то преобразуют. В прошлый мой приезд около Rijksmuseum находился длинный искусственный водоем, в котором плескались дети. Водоем был украшен фигурами из мультфильмов. Сейчас это место огорожено для каких-то строительных работ.
Слева на снимке - аллея, вдоль которой расположены несколько музеев. Первый - музей Ван Гога (в нем я когда-то была). Дальше небольшой особняк - музей Мосо (музей современного искусства). Еще дальше музей Stedelijk (городской музей Амстердама).
Здесь я испытала еще одно разочарование - не Амстердамом, а своим местом в современной жизни. Я привыкла, что во всех музеях всегда есть хорошо изданные и иллюстрированные проспекты, сообщающие о содержании музея и его главных экспонатах. Сейчас с этой традицией покончено. На мои вопросы о содержании музея мне неизменно отвечали - посмотрите в Интернете. В таком случае можно и не ходить в музей.
Музей современного искусства Амстердама (Moco) расположен в особняке Villa Alsberg, построенном в 1904 году. Как удалось узнать, здесь есть оригинальные работы Бэнкси, Дали и других авторов.
Городской музей Амстердама Стеделек (нидерл. Stedelijk Museum).
Огромный музей Stedelijk (посмотрите в Интернете, как мне посоветовали).
На верху этого строения красуется огромный рекламный щит с портретом Марины Абрамович. С творчеством Марины Абрамович я знакома - это не для меня. А лужок, над которым он доминирует - это крыша продуктового магазина, прекрасное место для отдыха и загорания.
Прошлась по музейному кварталу.
Здание концертного зала консерватории. Оно мне нравится. И архитектура и, наверно, содержание.
Роскошное здание бывшей консерватории Амстердама. Новоготический стиль. Постройка конца ХIХ века. Сейчас здесь размещается Консерватория - отель. Изначально архитектор Даниэл Кнуттел проектировал это здание для банка. Спустя 100 лет тут разместилась консерватория. В 2008 году консерватория переехала в новое здание.
Удалось бегло осмотреть первый этаж.
Красивый коридор, украшенный изразцовыми панно в стиле модерн.
Одно из таких панно.
Некоторые помещения Консерватории - отеля имеют оригинальные светильники, напоминающие о прошлой музыкальной истории.
Остекленный внутренний двор, где размещается кафе.
Конечно, здание нидерландской консерватории мало напоминает современные учебные заведения. Однако, связь с музыкой поддерживается, хотя бы с помощью скрипичных светильников.
Последние кадры Амстердама. Интенсивное движение транспорта, как водного, так и наземного. Трамваи, предупреждая о своем приближении, звенят так, как звенели трамваи в Ленинграде в моем детстве 80 лет назад.