Всякий раз, бывая в Брюсселе, стараюсь находить что-то новое, ранее не виденное, благо этот город предлагает большие возможности. На этот раз в рамках однодневной поездки главной целью было посещение королевских оранжерей в пригороде Брюсселя Лакен (Laeken).
Очерки о предыдущих наших посещениях Брюсселя опубликованы в библиотеке Мошкова.
Въезд в Брюссель и выезд из него необычайно обременительны для водителей. На окраине города - узкие улицы, застроенные домами заштатной архитектуры, с чуть подновленными фасадами, за которыми просматривается дешевое социальное жильё. Далее пояс роскошного модерна - гордость города. Все ближе к центру наступают современные железобетонные остекленные громады - знаки современной столицы Европы. Эти громады составляют не только Европейский квартал, но и проникают совсем близко к центру.
Приезжая на один день, игнорировать исторический центр - невозможно. К счастью он почти не меняется. Пассаж св. Губерта, блистает витринами дорогих магазинов. Мальчик Пис по-прежнему исправно писает. Гран-Плас, обычно заполненная туристами, сейчас сравнительно малолюдна. Кафе и рестораны еще не выставили свои столики. Информационное бюро в Ратуше закрыто. Туристский сезон еще не наступил.
Испытав обычный восторг от исторического наследия, хочется осмотреть что-то недавно появившееся, тем более что Брюссель строится, строится и строится. Видимо, он переживает период, сходный с периодом перестройки Парижа под руководством барона Османа (Haussmann). Тогда было реорганизовано 60% недвижимости Парижа для создания новой уличной сети города. Было снесено множество старых, в том числе средневековых домов.
Подниматься в Верхний город, город аристократии не хотелось. Недавно прошли протестные акции тружеников сельского хозяйства. Они недовольны своей жизнью и это недовольство выразили, облив навозной жижей улицу Верхнего города. Не сомневаюсь, что сейчас там все чисто. Однако, нелюбовь к "власти предержащим" нам тоже присуща.
По установившейся традиции мы каждый визит в Брюссель начинаем с площади Гран-Плас (Grand place), центральной площади города. Здесь располагаются сразу две важнейшие достопримечательности города - городская Ратуша и "Хлебный Дом" или "Дом Короля". Эти дома - дворцы окружены роскошными домами, принадлежавшими гильдиям. Архитектурный ансамбль площади внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гран-Плас в конце апреля 2024 года. Слева - Ратуша Брюсселя, справа - "Хлебный дом" ("Дом Короля").
Ратуша. Один из символов бельгийской столицы и место торжественных представительских приемов.
"Хлебный дом" - здание, расположенное на северной стороне Гран-Плас, напротив ратуши. Оно изначально служило местом торговли хлебом, отсюда и происходит название. Первая постройка на этом месте была возведена в XIII веке. Затем здание получило название "Дом герцога", которое позже, когда Карл V взошёл в 1516 году на трон Испанского королевства, превратилось в "Дом короля". Сейчас в нём находится музей города Брюсселя.
Оба этих здания, построенные в неоготическом стиле, определяют облик центральной площади бельгийской столицы.
Что удалось увидеть в рамках отведенного нам времени?
Площадь около Биржи, за пределами исторического центра уже несколько лет превращена в строительную площадку. Сейчас строительный раж утихает. Величественное здание Биржи построено в середине XIX века в стиле Второй империи Наполеона III. Оно тоже объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Два парадных входа. Портики в древнегреческой традиции, широкие лестницы. Фронтон украшают разнообразные и многочисленные символы: Бельгии, промышленности, торговли, Африки, Азии, Добра и Зла. Фигуры людей и животных, как символы всего на свете. Капители колонн и гирлянды по фризу - подобие растений. Полтора века назад это были аллегории всего сущего. Интересно сравнить эти извечные символы с современными сюрреалистическими символами XXI века. Для этого можно внимательно присмотреться к фигурам, установленным в пассаже св. Губерта, что мы и попытались сделать, покидая исторический центр. Об этом несколько позже.
Здание брюссельской биржи со стороны одного из двух парадных входов.
Второй вход с парадной лестницей. Строительные работы здесь ещё не завершены.
Впервые удалось подняться по парадной лестнице и попасть внутрь. Роскошное помещение с колоннадой и куполом посредине. Сейчас свое коммерческое назначение Биржа утратила. Здесь, к моему удивлению, расположился интерактивный музей пива. Можно попробовать любой из 98 бутылочных сортов пива и 49 разливных. Конечно, пиво - любимый напиток бельгийцев, успешно конкурирующий с вином, но для такого музея можно было бы найти помещение поскромнее.
Внутреннее парадное помещение Биржи с колоннами из красного камня, увенчанными капителями. Скульптура, лепнина - всё создает ощущение роскоши. В центре купол, изящно украшенный растительным орнаментом.
Мемориальная доска с именами погибших во Второй мировой войне в центре здания брюссельской Биржи.
Историческое здание Ратуши сейчас служит для представительских целей. Трудно было бы себе вообразить, что оно способно выполнять современные функции управления большим городом с его канцелярией и бюрократией.Начиная с 2022 года существует Административный центр Брюсселя. Его называют "Брюсити" (Brucity - соединение двух слов: нид. Brussel и англ. Siti). Это современное здание с железобетонным каркасом, остекленное со всех сторон. Стеклянные стены - современный символ открытости и доступности. Это новое здание привлекло наше внимание присутствием людей на его крыше. Смотровая площадка - это всегда интересно. Важно на нее попасть. Мы нашли туда вход.
Вход в Административный центр Брюсселя.
Вестибюль Административного центра. Высокое круглое помещение со стеклянным куполом, стенами и всем, что возможно, внутри. Качественная трансформация произошла со стеклом. Несколько десятков лет назад это был - хрупкий плоский материал, годный только для остекления небольших окон. Теперь это - материал, выдерживающий огромные нагрузки, допускающий изгибы и создание многочисленных сложных форм.
В вестибюле размещены два лифта к верхней обзорной площадке на десятом этаже. Это один из лифтовых стволов.
Прозрачная крыша Административного центра с опоясывающей здание смотровой площадкой.
Несколько фотографий панорамы Брюсселя со смотровой площадки.
Слева железобетонный каркас чего-то нового, вторгающегося в центр города. Правее фасад с двумя башнями - собор св. Михаила и св. Гудулы. Это святые - небесные покровителя Брюсселя.
Так собор св. Михаила и св. Гудулы смотрится вблизи.
На заднем плане самая высокая башня в Европе, её высота 150 метров. Она названа Южной, потому что стоит рядом с Южным железнодорожным вокзалом Брюсселя.
На горизонте католическая Базилика Сакре-Кёр - Святого сердца (Basilique du Sacre-Coeur). Она пятая по величине среди всех церквей мира. Ее высота 89 м. Расположена в парке Елизаветы на вершине Кукельбергского холма.
Слева - башня Ратуши, правее башенного крана - конусообразный силуэт Дворца правосудия.
Это не результат атаки дронов, а удаление ветхих стен соседнего дома в непрерывном процессе модернизации Брюсселя.
До посещения Королевских оранжерей оставалось пара часов времени, которые мы использования для прогулки по городу.
Зашли в приходскую церковь Богоматери Доброй Помощи (Maria-Hilf Kirche). Она упоминалась, начиная с XII века, как капелла при госпитале. Госпиталь давал приют пилигримам на их пути в Сантьяго-де-Компостела. В XVII веке капелла была расширена и перестроена в стиле барокко. При реконструкции церкви в XVII веке обнаружили на этом месте статую Девы Марии, которая быстро стала объектом почитания и дала церкви нынешнее название. Как и весь исторический центр Брюсселя, церковь была частично разрушена войсками Людовика XIV.
Вход в Maria-Hilf Kirche. Портал украшен Скульптурой Девы Марии (Maria-Hilf) и гербом Карла Лотарингского (губернатора Нидерландов) с крестом мальтийского рыцарского ордена, великим магистром которого он был. Около входа знак ракушки, обозначающий дорогу в Сантьяго-де-Компостело.
Фигура молящегося человека при входе в церковь. Произведение немецкого художника Тони Зенца.
Мраморный алтарь Maria-Hilf Kirche. Ангелы держат изображение родителей Девы Марии. Традиционный пышный декор.
Купол церкви изнутри.
В этой части Брюсселя удачно используется современная настенная живопись. Она вносит разнообразие и оживляет не очень интересную застройку.
Симпатичные уличные сценки из разных времен прикрывают ветхие участки стен старых зданий, ждущих решения своей участи.
Церковь - св. Николая, одна из старейших в городе (XII-XIII век). Её упоминали в 1125 году. Изначально романский архитектурный стиль, неоднократно модернизованный в соответствии с модой времени.
Церковь св. Николая находится рядом с Брюссельской биржей. Она возведена в бывшем квартале купцов и построена на их деньги в честь покровителя торговли св. Николая. Она пострадала во время религиозной смуты, во время бомбардировки города войскам Людовика XIV, во время стихийных бедствий, но всякий раз восстанавливалась.
В связи с тем, что при перестройках церковь меняла облик, иногда утверждают, что она не представляет собой интереса как архитектурный памятник. Со всех сторон, кроме фасада, она окружена домами XVIII века, что типично для старых церквей.
К стене церкви прилепился это нарядный домик.
Церковь имеет несколько алтарей.
Алтарь св. Николая.
Ажурная решётка этого алтаря создана в XVIII веке.
Мраморный алтарь, объединённый с хором.
Ковчег с мощами мучеников из нидерландского города Горкум. Он создан в 1868г. Горкумские мученики - это 19 нидерландских католических священников, которые были повешены 9 июня 1572 года в городе Бриле воинствующими кальвинистами (гёзами) вовремя нидерландского восстания против испанского владычества. Это восстание переросло в Восьмидесятилетнюю войну. Все священники были канонизированы в 1867 году.
Удивительная икона находится в этой католической церкви. Это воспроизведение знаменитой православной иконы Владимирской Божьей Матери. Как она оказалось в римско-католическом храме, нам неизвестно.
Православная икона Владимирской Божией Матери (Богоматерь "Умиление").
По преданию написание образа восходит к евангелисту Луке. Икона была перевезена в Константинополь, потом в Киев, потом во Владимир. На протяжении столетий было создано несколько списков. Все они почитаются в православии.
Обратный путь к автобусу для поездки в Лакен проделали снова через пассаж св. Губерта.
Здание пассажа длиной более 200 метров состоит из длинного коридора с двумя верхними этажами. Стеклянная крыша в чугунной раме слегка изогнута. Пилястры отделяют витрины отдельных магазинов.
С 1 марта по 31 мая 1924 года в этом пассаже экспонируются бронзовые сюрреалистические скульптуры работы бельгийского коммерческого художника - скульптора, карикатуриста, актёра, художника Жан-Мишеля Фолона (Jean-Michel Folon 1934-2005.). Он считается одним из лучших в мире создателей торгового дизайна. Его скульптуры в галерее св. Губерта представляют собой современные аллегории человеческих мыслей и эмоций. Это не пышнотелые женские и мужские фигуры классического искусства. Человеческое тело служит довольно однообразным постаментом для навершия - головы, или чего-то ее заменяющего. Изображение головы символизирует чувства людей: размышления, заботы, сомнения. Эти изображения сродни компьютерным "смайликам". Примерно два десятка лаконичных символов изображают гамму человеческих эмоций - радость, гнев, одобрение, порицание, удивление, злорадство, страх и т.д. Так сложный мир научился немногословно изображать свое душевное состояние.
Скульптуры Жан-Мишеля Фолона выполнены из бронзы, но фактура их поверхностей воспроизводит тёплую фактуру дерева. У всех персонажей одинаковое анонимное тело. Меняются лишь головы, которые представляют собой неожиданные предметы: посуду, вилку и даже чемодан. Автор, видимо, хотел изобразить, тем самым, парадоксальные стороны страсти к вещизму, одновременно игривые и иррациональные, неожиданные и приземлённые, как мысли людей.
Изображение головы, видимо, означает зарождение в ней грандиозного замысла.
"Я знал одной лишь думы власть. Одну, но пламенную страсть"
В этой голове зреет нечто иррациональное.
"Живописцы, окуните ваши кисти в глубину дворов Арбатских и зарю...". Кисть художника?
Что бы еще вкусненького съесть?
Чемодан, вокзал, эмиграция...
В голове непрерывно тикает ВРЕМЯ.
"Быть или не быть?", есть ли жизнь на Марсе?, что бы еще купить?."
Духовные и материальные приоритеты в жизни современного человека спрятаны в его голове.
Во второй половине дня - Королевские оранжереи (Serres Royales de Laeken).
Королевский дворец Лакен (Chateau de Laeken), построенный монаршей семьей для постоянного проживания, находится в одноимённом пригороде Брюсселя. Этот пригород разросся и сейчас знаменит современным символом "Атомиум".
Общий вид королевского дворца Лакен. Территория этого большого парка приватная, поэтому охранники строго следят за движением посетителей, препятствуя проходу по запрещенным дорожкам.
Парк открыт для посещения только в апреле в течение трех недель. Вход во дворец для туристов не предусмотрен. В этом же парке находятся и Королевские оранжереи.
Дворец построен в 1782 году для семьи короля Леопольда I. Его сын Леопольд II расширил дворец и парк и инициировал строительство оранжерей.
Королевские оранжереи, спроектированы бельгийским архитектором Альфонсом Бала (Alphonse Balat). С ним вместе, в качестве помощника, участвовал в работе Виктор Орт, впоследствии, родоначальник стиля модерн в архитектуре. Королевские Оранжереи включают в себя 30 павильонов.
Архитектор Альфонс Бала (1818-1895). (Снимок из Интернета).
В результате совместной работы обоих архитекторов Королевские оранжереи Лакена стали самым успешным их проектом. Оранжереи - это комплекс купольных зданий из железа и стекла, соединенных галереями - теплицами со стеклянными стенами и крышами. Центральным сооружением является куполообразный Зимний сад. Работая с новыми материалами, такими как железо и стекло, архитекторы были вынуждены отказаться от обычных классических форм в архитектуре. Новые материалы стимулировали их воображение. В стальных конструкциях использовалось цветное стекло с декоративными мотивами из растений и цветов. Это стало первым шагом на пути к архитектуре в стиле модерн, которая получила дальнейшее развитие в проектах Виктора Орта.
Над Королевских оранжерей Альфонс Балат работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля модерн. Для Орта этот опыт был бесценным.
Центральный павильон Королевских оранжерей - куполообразное сооружение, под которым цветет Зимний сад. Прозрачное и цветное стекло, сложная металлическая конструкция с арками и орнаментами.
Слева от Зимнего сада расположены два осветительных маяка.
Купол Зимнего сада. Тяжесть купола передается с помощью аркбутанов (полуарки, расположенные снаружи) на устойчивый контрфорс. Такой способ часто используется для укрепления стен и куполов в готической архитектуре.
.
Под куполом Зимнего сада могут разместиться самые высокие деревья.
Ажурный остекленный металлический каркас характерен для всех павильонов оранжереи.
Под стеклянными куполами и в остекленных галереях произрастают редкие растения, пальмы, цветущие банановые и апельсиновые деревья. Экзотическая архитектура создаёт особую атмосферу небывалости и величия. Цветы камелии здесь являются культовыми, и их коллекция считается старейшей и главной.
Королевские теплицы - это почти километр красивейших цветов и растений. В это время здесь цветут